Автор: Палкина Олеся Алексеевна
Возраст: 17 лет
Место учёбы: МКОУ Медведская СОШ 11 класс
Город, регион: Новосибирская область Черепановский район село Медведск
Руководитель: Палкин Алексей Иванович – педагог дополнительного образования Новосибирского учебного авиационного центра имени А. И. Покрышкина.
Историко-исследовательская работа на тему "Какие летательные аппараты стали самыми загадочными в истории?"
Цель: Рассмотреть самые загадочные летательные аппараты, изучить их особенности, выяснить какой из них является наиболее загадочным.
План:
- Введение
- Convair V2 Sea Dart
- Vought V-173
- SR 71 Blackbird
- Convair Pogo
- Caproni Ca.60 Noviplano
- Заключение
- Список используемых материалов
Введение:
На земле существует множество удивительных открытий, так и в авиации не обошлось без самых странных попыток создать идеальное летательное средство. В поисках наиболее комфортной, функциональной и удобной летательной машины изобретатели трудились годами, а то порой на создание чего то выдающегося уходили и годы. Порой их труды считали самыми безумными и называли удивительными летательными аппаратами. В своей работе я бы хотела разобрать пару таких «загадочных» летательных средств.
1. Convair XF-2Y Sea Dart(англ.-морской дротик)— экспериментальный реактивный гидросамолёт-истребитель. Самолёт был разработан компанией Convair в рамках заказа флота (1948) на создание сверхзвукового перехватчика. В то время существовал скептицизм по поводу успешного использования сверхзвуковых самолётов на авианесущих кораблях (в частности, поэтому все корабельные самолёты этого периода были дозвуковыми). Проблемы виделись в большом разбеге и пробеге сверхзвуковых самолётов и их большой скорости посадки. Ряд решений этих проблем предполагал создание реактивного гидросамолёта-истребителя. Прототип имел треугольное крыло, водонепроницаемый корпус и гидролыжи для взлёта и посадки на глиссировании. В неподвижном состоянии или на малой скорости самолёт удерживался на воде за счёт водоизмещающего корпуса, при этом задняя кромка крыла касалась воды. На взлётном глиссировании, по достижении скорости 16 км/ч гидролыжи опускались вниз, поднимая корпус над водой: после взлёта они подтягивались к корпусу.
В качестве двигателей предполагались два турбореактивных форсажных Westinghouse XJ46-WE-02 с воздухозаборниками, расположенными высоко над крылом, во избежание попадания воды. Двигатели не были готовы к испытаниям, и прототип полетел с двумя ТРД Westinghouse J34-WE-32, которые обеспечивали лишь половину проектной мощности.
На прототипы устанавливались различные конфигурации лыж. Первый самолёт был оснащен одной лыжей, второй прототип — двумя.
Первый полёт выполнен 9 апреля 1953 года. В ходе его обнаружились значительные проблемы самолёта: недостаточная тяговооруженость, сильные вибрации и удары на глиссировании, невозможность горизонтального полёта на сверхзвуковой скорости.
Второй самолёт, с двигателями J46, также показал неудовлетворительные характеристики. Скорость звука была незначительно превышена лишь в неглубоком пикировании. В ходе испытаний 4 ноября 1954 произошла катастрофа: прототип с бортовым номером 135762 разрушился в воздухе над заливом Сан-Диего. Погиб лётчик-испытатель Чарльз Ричбург (Charles E. Richbourg). Причиной стало превышение допустимых нагрузок на конструкцию самолёта.
Ещё до окончания цикла испытаний флот потерял интерес к самолётам столь экзотической схемы, в частности, были решены проблемы эксплуатации сверхзвуковых самолётов с авианосца. Появились альтернативные способы доставки, поскольку термоядерные бомбы стали весить менее 2,5 тонн, удалось реализовать запуск ракет «Поларис» из подводного положения. Заказ на серийное производство был аннулирован, программа свёрнута.
2. Vought V-173 "skimmer" («Шумовка») — экспериментальный летательный аппарат вертикального взлета и посадки (СВВП). В 1930-х Чарльз Циммерман был аэронавигационным инженером, который разрабатывал концепцию летательного аппарата вертикального взлета и посадки с "круглым крылом". Работал над множеством проектов самостоятельно и с компанией Vought. После представления масштабных моделей, включая дистанционно управляемую, электрически приводимую в действие крупномасштабную модель Vought V-162 ВМС США обратились к Циммерману с предложением финансировать дальнейшее развитие.
Полноразмерный прототип, определяемый как V-173 "skimmer" («Шумовка»), был построен из древесины и холста. Пара двигателей A-80 (на 60 кВт) на 80 л. с. приводила в движение пропеллеры огромных размеров, которые не задевали землю при взлете только благодаря удлиненным стойкам шасси. Первый полет V-173 был 23 ноября 1942 под управлением главного летчика-испытателя компании Vought Буна Гейтона. Летные испытания V-173 продолжались в 1942-м и 1943-м годах и составили 190 полетов.
V-173 - теперь часть Смитсоновской коллекции (под наблюдением Пола Э. Гарбера) на Серебряном Холме, штат Мэриленд.
3. Lockheed SR-71 — стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван «Blackbird» (рус. Чёрный дрозд, Чёрная птица). Особенностями данного самолёта являются высокая скорость и высота полёта, благодаря которым основным манёвром уклонения от ракет было ускорение и набор высоты. Даже сегодня этот самолёт отличается футуристическим дизайном. Для достижения высоких аэродинамических характеристик на различных режимах полёта корпус и несущие поверхности имеют очень сложную в плане и по модульным сечениям форму. Самолёт построен по схеме «бесхвостка», с тонким трапецевидным крылом, со стреловидностью по передней кромке 60 градусов. Стабилизатора или ПГО — не имеет. На гондолах двигателей установлены два цельноповоротных киля, заваленые законцовками внутрь, каждый на 15 градусов. Шасси трёхстоечное, передняя опора убирается против потока, основные стойки — к продольной оси самолёта, в крыло и фюзеляж. Особенно сложной проблемой полёта на скоростях, превышающих скорость звука более чем в 3 раза (М>3), является высокий нагрев корпуса. Для её решения значительная часть деталей планера, более 90 %, была изготовлена из титанового сплава. Самолёт был изготовлен с использованием ранних стелс-технологий. Серийные экземпляры окрашивались тёмно-синей краской для маскировки на фоне ночного неба. Для своего времени самолёт оснащался самым совершенным бортовым оборудованием, большая часть которого была спроектирована и разработана специально для него. Воздухозаборники являются одной из важнейших особенностей конструкции SR-71. Именно они обеспечивали возможность полёта на скоростях более 3300 км/ч, и, в то же время, на дозвуковых скоростях. Нагрев самолёта был одной из самых важных проблем полёта на скоростях, в 3 раза превосходящих скорость звука. Для обеспечения приемлемых температур воздух внутри кабины пилота охлаждался кондиционером, тепло из кабины переносилось на топливо через теплообменник, находящийся перед силовыми установками. В качестве топлива используется специально разработанное реактивное топливо JP-7, отличающееся высокой температурой воспламенения и термоустойчивостью, но достаточно густое в обычном состоянии, и вязкое и не текучее при отрицательных температурах, что требовало его подогрева на борту самолёта. SR-71 был единственным американским самолётом, который северовьетнамской системе ПВО так и не удалось сбить. В мирное время самолёт применялся для исследования сверхзвуковых технологий. Это был первый в своём роде самолёт-разведчик, с беспрецедентной скоростью и дальностью полёта. В 1996 ВВС объявили, что направленное финансирование не было санкционировано, и свернуло программу.
5. The Grumman X23, он же «Pogo», представлял собой радикальный уход от всех норм самолётостроения. Это даже не было чем-то эксцентричным, это был полномасштабный абсурд. По внешнему виду Pogo слегка напоминал обычный самолёт, если не обращать внимания на реактивный двигатель, вмонтированный в носовой обтекатель аппарата. Этот двигатель позволял Pogo взлетать вертикально. Вот только в отличие от большинства самолётов с вертикальным взлётом и посадкой, нос Pogo перед взлётом задирался вверх под прямым углом, так что пилот в кабине почти лежал, как космонавт в ракете.Только после такой предварительной подготовки Pogo мог взлетать. Было совершено несколько успешных испытательных полётов, но, как и многие другие воздушные неудачники, этот проект так и не смог улететь далеко от земли.
6. Caproni Ca.60 Noviplano — экспериментальная летающая лодка-авиалайнер. Основное назначение прототипа — обкатка решений перед постройкой 150-местного транс-атлантического лайнера. Самолёт имел необычную аэродинамическую схему: девять крыльев были расположены тандемом в трёх пакетах по трипланной схеме. Другими словами, это был тройной триплан. Крылья были позаимствованы с бомбардировщиков-трипланов, оставшихся после Первой мировой войны. Ca.60 был оснащён восемью двигателями Liberty L-12 суммарной мощностью в 3000 л.с. По бокам от фюзеляжа была установлена пара поплавков-аутригеров. Машина совершила единственный испытательный полёт 4 марта 1921 года. Практически сразу после взлёта, на высоте 18 метров, самолёт разрушился и рухнул в воду. Пилот и бортинженеры не пострадали. Позже самолёт был восстановлен, но некоторое время спустя сгорел при загадочных обстоятельствах.
Заключение:
В истории строения летательных аппаратов было много загадочных конструкций. Я привела пример только некоторых из них. Все строения по своему загадочны, будь это дом, способный летать и плавать или же The Grumman X23, по строению больше напоминающий космическую ракету. Авиация стремилась к созданию чего то нового и я думаю она добилась в этом больших успехов. Если посмотреть сейчас на громадные летательные аппараты, космические ракеты и сверхзвуковые истребители, то можно сразу заметить огромный прогресс в авиастроении, а начиналось то всё с тех самых загадочных самолётов.
Список использованного материала:
1.http://www.bugaga.ru/interesting/1146744391-top-10-camyh-strannyh-letatelnyh-apparatov-v-istorii-aviacii.html
2.http://www.factroom.ru/facts/56543
3.https://ru.wikipedia.org/wiki/Convair_F2Y_Sea_Dart
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/Vought_V-173
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Lockheed_SR-71_Blackbird#cite_note-8
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Caproni_Ca.60
|