Пятница, 29.03.2024, 13:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Какие этапы развития прошло авиационное стрелково-пушечное вооружение?
"Какие этапы развития прошло авиационное
стрелково-пушечное вооружение?"  

Научная историко-исследовательская работа 
Выполнила: ученица 8 класса Хафизова Алия Гафуановна

ВПК «Звезда» поисковый отряд «Память» при ТСМЦ «Нуриман»
МР Нуримановский район Республики Башкортостан 
с.Байгильдино 2013г 
 
АВИАЦИОННОЕ СТРЕЛКОВО-ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ - это автоматическое авиационное  вооружение, включающее в себя пулемёты, гранатомёты и малокалиберные пушки. Предназначено для поражения воздушных целей, а также открытых и легкобронированных (10-20 мм) наземных и морских целей. Пулеметы и пушки могут иметь от одного до нескольких (2-7) стволов. Конструкция одноствольных – револьверная или обычная. Многоствольные объединены в блок стволов, вращающийся при стрельбе в неподвижном кожухе (за 1 оборот выстрелы производятся поочерёдно из каждого ствола). Для крепления вооружения на летательных аппаратах( ЛА), питания патронами и наводки на цель применяются специальные установки. Они могут быть как подвижными так и неподвижными, встроенными и съёмными (подвесными). Дальность эффективной стрельбы: пулеметов - до 1500 м, пушек - до 2000 м. 
 
Актуальность исследования определяется необходимостью собрать, систематизировать, сохранить материал об авиационном вооружении и повысить интерес учащихся к миру авиации и поисковой работе. 
Практическая направленность работы заключается в том, что данный материал будет использован при подготовке поисковой группы для практического применения в специальных экспедициях. Будет использоваться на занятиях, на уроках истории, культуры родного края. 
 
Объект исследования: авиационное стрелково-пушечное вооружение.
Предметом исследования является этапы развития авиационного стрелково-пушечного вооружения. 
Методы исследования: изучение и анализ исторических материалов, информации, содержащейся в сети Интернет, экскурсия в музей Боевой Славы г.Уфа,  обработка собранного материала. 
Цели исследования: проследить историю развития авиационного стрелково-пушечного вооружения. 
Задачи исследования:     изучить информацию по данной проблеме, познакомиться с этапами развития авиационного стрелково-пушечного вооружения и практический применять полученные знания в поисковых экспедициях в Ленинградской области. 
 
Введение 
          Вы наверное, некоторые из вас, думаете: - почему девушка?
-почему выбрала мужскую тему, как вооружение летательных аппаратов?
Этому есть несколько причин. Я дочь авиатора. Жила среди самолетов, сама летала на мотодельтоплане. Видела выступление  знаменитых летчиков из пилотажной группы «Русские Витязи».
Я смотрела, удивлялась и гордилась за наших асов. Эти достижения не были бы успешно реализованы, если бы многие и многие люди самоотверженно не трудились в конструкторских бюро, на металлургических заводах, авиационных и испытательных центрах.
А многие летчики-испытатели отдавали даже свои  жизни ради того, чтоб спасти самолет, чтобы было чем защищать наше мирное небо. Будучи членом поискового отряда «Память» я получила задание от руководителя: изучить историю развития авиационного стрелково-пушечного вооружения самолетов выпущенных СССР до 1945 года для последующего применения полученных знаний  в практической деятельности отряда в специальных экспедициях в Ленинградской области. Получив задание я конечно же утонула  в сетях интернет, вспоминала  фильмы -просматривала их. Из истории развития авиации мы знаем, что все виды вооружения в летательных аппаратах было запрещено согласно международной конвенции. Им отводилась роль воздушных разведчиков и корректировщиков огня для артиллерии. Но входе Первой мировой войны возникла необходимость вооружить самолеты стреловым оружием. Помню кадры из фильма, когда два воздушных соперника встретившись, отстреливались из Маузера и забрасывали вражеские позиции гранатами.
 На самолетах периода Первой мировой и гражданских воин  вплоть до 30-х годов устанавливались пулеметы Льюиса, "Виккерс" винтовочного калибра. Эти пулеметы широко экспортировались в разных странах.
 
В основном первым авиационным вооружением становились стрелково-пулеменое вооружение обычных стрелковых частей сухопутных войск или же устанавливались с небольшими изменениями в конструкции. За основу брали пулемет «Максим». Авиационный пулемет отличался от станкового меньшим весом, достигнутым за счет обточки ствола, введением воздушного охлаждения и системой питания, предназначенной для стрельбы из металлической звеньевой ленты. В результате успешных испытаний пулемет ПВ-1 в 1928 г. был принят на вооружение Военно-Воздушных Сил . Вес пулемета ПВ-1 составил 14,5 кг. Темп стрельбы 750 выстр./мин. Первые серийные пулеметы ПВ-1 имели стволы с укороченной дульной частью для снижения веса. Пулеметы ПВ-1 выпускались с 1926 по 1940 г. Последним истребителем, оснащенным пулеметами ПВ-1, стал И-15, на котором стояло четыре ПВ-1 с общим боекомплектом 3000 патронов. Кстати, наши бойцы из поискового отряда еще 2009 году в Ломоносовском районе Ленинградской области нашли и вытащили самолет И-15бис. В ходе работ было поднято двигатель, центроплан со стойками, подвесной РС, пулемет ПВ-1, подвесная система от парашюта. Но, к большому нашему сожалению останки летчика найти не удалось.
 
Первый образец советского скорострельного авиационного пулемета был изготовлен в 1930 году и 11 октября 1932 г. принято постановление о принятии его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого обр. 1932 г. ШКАС». Высокий темп стрельбы пулемета ШКАС был получен за счет короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Темп стрельбы ШКАСа достиг 1800 выстр./мин, что было рекордом для того времени. В начале 1934 г. было начато серийное производство турельного и крыльевого вариантов пулемета ШКАС. Вес пулемета ШКАС составлял: турельный вариант 10,5 кг; крыльевой 9,8 кг; синхронный — 11,1 кг. Турельный вариант устанавливался на самолетах Ил-4, Пе-8, ТБ-4, ТБ-3, У-2, Р-5 и других. Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2, а синхронный - на истребителях И-16, И-153, ЛАГГ-3, Як-1, Як-7 и др. 
Конец 1920-х гг. начало 30-х произошел качественный рост в темпах развития военной авиации. Значительно увеличились скорости полетов самолетов, вес полезной нагрузки, улучшилась живучесть боевых машин. В связи с этим 9 февраля 1931 г. вышло постановление правительства о разработке крупнокалиберного авиационного пулемета калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм армейского пулемета ДК(Дегтярев крупнокалиберный)
Такой пулемет был спроектирован Тульским конструктором С. В. Владимировым. Опытный образец 12,7-мм пулемета был закончен 28 мая 1932 г. В 1932—1933 гг. пулемет прошел испытания и в 1934 г. был принят на вооружение под названием ШВАК (Шпитальный — Владимиров — авиационный — крупнокалиберный). Принцип работы автоматики был основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в канале ствола.
 
12,7-мм пулемет ШВАК был первым советским крупнокалиберным авиационным пулеметом и оказался довольно эффективным оружием. Однако он имел ряд недостатков. Главными из них были:
— чрезвычайно большая сложность устройства отдельных узлов,
— своеобразие конструкции весьма усложнило его производство. Особенно велика была трудоемкость изготовления механизма питания и ствольной коробки.
 
Серийное производство 12,7-мм пулеметов ШВАК было начато в 1935 г. Питание 12,7-мм пулемета ШВАК производилось патронами от армейских пулеметов ДК и ДШК. Вес 12,7-мм патрона составлял 123—137 г, вес заряда около 17 г, длина патрона 147 мм, длина пули 64,6 мм, длина гильзы 108 мм. Начальная скорость пули 810— 830 м/с.
 В 1935-1936 гг. на базе 12,7-мм пулемета ШВАК была создана 20-мм пушка ШВАК и в 1936 г. запущена в серийное производство. Через несколько месяцев после этого 12,7-мм пулемет ШВАК был снят с производства. 
По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулеметом. Различие было лишь в канале ствола.
Питание пушки ленточное. Перезаряжание пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других мелочей. Общая длина пушек ШВАК составляла: для крыльевого варианта 1679 мм, для турельного — 1726 мм, для мотор-пушки — 2122 мм. Вес пушек соответственно 40 кг, 42кг и 44,5 кг. Длина хода подвижных частей 185 мм. Темп стрельбы 800 выстр./мин.
 
Тем не менее, в годы войны развернулось массовое производство пушек ШВАК. В 1942 г. была выпущена 34601 пушка, в 1943 г. - 26499 пушек, в 1944 г. - 25633, в 1945 г. -13433. В 1946 г. было выпущено 754 пушки, и на этом производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось.
Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК были установлены на истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-3. Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2. 
Конструкторами А. А. Волковым и С. А. Ярцевым под новый 23-мм патрон была создана 23-мм автоматическая пушка ТКБ-201, позже получившая название ВЯ. Чертежи ТКБ-201 были готовы к 6 мая 1940 г.
Действие автоматики основано на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола.
Достоинством автомата ВЯ являлся его высокий темп стрельбы при большой мощности выстрела для такого калибра, недостатком — большая отдача и резкая работа механизмов. Резкая работа механизмов снижала живучесть деталей и вызывала задержки, многие из которых не могли быть устранены в воздухе.
Длина ствола пушки ВЯ 1657 мм. Габариты пушки: длина 2145 мм, ширина 162 мм, высота 212 мм. Вес пушки 66 кг. Темп стрельбы 550—650выстр./мин.
Вес снарядов был—около 200 г, т. е. в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК. Осколочный снаряд содержал 10 г взрывчатого вещества. Разрывное действие осколочного снаряда пушки ВЯ было в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК.
 
Снаряд на расстоянии 400 м по нормали пробивал 25-мм броню.
В мае 1941 года пушка ТКБ-201 была принята на вооружение под индексом ВЯ.
Отдача пушки ВЯ была столь велика, что ее не решились устанавливать на истребителях.
Единственным ее носителем стал штурмовик Ил-2, в каждом полукрыле которого устанавливали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол.Пушки ВЯ производились плоть до 1947 г.
В 1937 г. М. Е. Березин начал проектировать мощный 12,7-мм синхронный авиационный пулемет с патроном от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре — декабре 1938 г. синхронный пулемет успешно прошел заводские и полигонные испытания. 12 апреля 1939 г. еще до окончания войсковых испытаний 12,7-мм пулемет БС (Березин синхронный) был запущен в серийное производство.
Автоматика пулемета работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола.
К достоинствам пулемета Березина относились: удачная компоновка всего автомата и отдельных механизмов; высокий темп стрельбы; простое заряжание и разряжание, устранение задержек и быстрая смена ствола; сравнительно небольшое число деталей и простое устройство механизма.
Несмотря на все свои положительные качества, пулемет БС обладал некоторыми серьезными недостатками. Особенно сказывалась трудность его перезаряжания в воздухе с помощью тросовой системы, требовавшей от летчика больших физических усилий в самые решительные минуты боя; выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики.
 
Работая над дальнейшим совершенствованием своей системы в целях ликвидации этих недостатков и создания универсального пулемета для применения его в основных огневых точках всех пулеметов, М. Е. Березин разработал универсальный пулемет УБ (универсальный Березина)
В синхронном (УБС) и крыльевом (УБК) вариантах было осуществлено дистанционное управление системой перезарядки в случае появления задержек в стрельбе в воздухе с использованием сжатого воздуха. Это была первая в советской авиации система пневматического перезаряжания пулемета, значительно облегчившая его эксплуатацию в боевых условиях.
В ходе испытаний пулемет УБ безотказно работал на 9-километровой высоте при ±48 °С, продолжал стрелять в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании.
Вес пулемета Березина в синхронном варианте 21,45 кг, крыльевом — 21,14 кг, турельном — 21,43 кг. Темп стрельбы в синхронном варианте 700—800 выстр./мин, крыльевом и турельном 800—1050 выстр./мин. Боекомплект и баллистика одинаковы с 12,7-мм пулеметом ШВАК.
С 7 января по 22 февраля 1941 г. пулемет Березина успешно проходил войсковые испытания.
22 апреля 1941 г. универсальный пулемет Березина был принят на вооружение ВВС. 12,7-мм пулемет УБ поспел вовремя, ибо начавшаяся через два месяца война выявила неэффективность 7,62-мм авиационных пулеметов при стрельбе по воздушным целям.
 
Производство пулеметов УБ велось на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах.
Синхронный пулемет Березина устанавливался на истребителях И-15, И-153БС, Як-16, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3. 
20-мм пушка Б-20 была создана М. Е. Березиным в 1944 г. на базе его 12,7-мм пулемета УБ без всяких конструктивных изменений, путем замены ствола.
Пушка создана под патрон ШВАК. В качестве боеприпасов применялись все штатные боеприпасы автомата ШВАК. Перезарядка пневматическая или механическая.
Вес пушки 25 кг. Темп стрельбы для синхронного варианта 600 выстр./мин, для турельного и крыльевого — 800 выстр./мин.
Вес снаряда 96 г, начальная скорость снаряда 800 м/с.
Пушка устанавливалась на самолетах Ил-2, Як-1, Як-ЗП, Як-7б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Ту-2 и Ил-10.
  23-мм авиационная пушка ВЯ, принятая на вооружение в 1941 г., имела слишком сильную отдачу и устанавливалась в основном на штурмовиках Ил—2. В 1943 г. в ОКБ—16 был разработан новый 23-мм патрон. Под новый патрон в ОКБ—16 была создана пушка НС—23 (Нудельман-Суранов). Наземные государственные испытания НС—23 закончились 4 мая 1944 г., а 7 июня 1944 г. были завершены и летные испытания на Як—9.
10 октября 1944 г. НС—23 и патрон к ней были приняты на вооружение.
 
Работа автоматики НС—23 была основана на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Пушка имела ускоритель отката. Питание непрерывное ленточное. Пушка закреплялась в установке за кожух. Переднее крепление являлось силовым, заднее — поддерживающим.
Пушка НС—23 выпускалась в двух вариантах: НС—23КМ — крыльевая и моторная и НС—23С с синхронным механизмом.
Данные крыльевого варианта пушки НС—23 были следующими. Длина ствола 1450 мм.Габариты пушки: длина 1985 мм, ширина 165 мм, высота 256 мм. Вес пушки 37 кг.Темп стрельбы 600 выстр./мин. Гарантируемая живучесть ствола 4000 выстр./мин.
  Пушка выпускалась и после войны по 1953 год. Пушками НС—23 вооружались самолеты: — штурмовик Ил—10, принятый на вооружение в 1944г. (4 х НС-23; 1хБТ-20);
-винтомоторные истребители, принятые на вооружение в 1946 году: Ла-9 (4хНС-23С) и Ла-11 (3хНС-23С)
-реактивные истребители, принятые на вооружение в 1946-47г: МиГ-9 (1хН-37; 2хНС-23), МиГ-15 (1хН-37; 2хНС-23) и Як-15 (2хНС-23)
В результате нашего исследования я познакомилась с этапами развития вооружения авиации СССР и России. Узнал, какие виды пушек, пулеметов и ракет использовались и используются на вооружении ВВС.
Выводы
  Из всего этого можно сделать вывод, что по мере роста летно-технических качеств самолета возрастали и требования к вооружению, установленных на этих аппаратах. Если в первоначальном этапе это были пулеметы винтовочного калибра,  то с ростом надежности и живучести самолетов, росла скорострельность и калибр оружия. Вместе с этим изменялись и конструкция самих пуль. Были разработаны снаряды комбинированного действия: бронебойно-зажигательный и осколочно-зажигательный. В результате строительства новых самолетов, используя высокоэффективное отечественное вооружение, наши летчики завоевали небо и безраздельное господство в воздухе.
http://vk.com/photo153664954_318840954,http://vk.com/photo153664954_318840982,http://vk.com/photo153664954_318841095,http://vk.com/photo153664954_318841167,http://vk.com/photo153664954_318841269,http://vk.com/photo153664954_318841295,http://vk.com/photo153664954_318841203,http://vk.com/photo153664954_318841230,http://vk.com/photo153664954_318841259,http://vk.com/photo153664954_318841285.Приятного просмотра!
Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (15.01.2014) | Автор: Хафизова Алия Гафуановна W
Просмотров: 2679 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2006)
Фурсов Максим (1774)
Егор Андреевич Попов (1357)
Штриккер Артур (1102)
Эжиев Руслан Мухаммедович (700)
Григорьев Павел Сергеевич (583)
Медведкин Иван (467)
Азарин Николай (392)
Трунов Артём Николаевич (348)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024