Четверг, 25.05.2017, 17:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Четырнадцатая олимпиада посвящена 100-летию выдающегося советского авиаконструктора Р.Е.Алексеева
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Какие этапы развития прошло авиационное стрелково-пушечное вооружение?

 

План

  1. Введение
  2. Авиационные пулеметы
  3. Германия
  4.  Италия
  5. Советский Союз
  6. Соединенные Штаты
  7. Современное стрелково-пушечное вооружение
  8. Вывод

Введение

Историю военной авиации можно отсчитывать с первого успешного полета воздушного шара во Франции в 1783. Признанием военного значения этого полета стало принятое в 1794 решение французского правительства об организации воздухоплавательной службы. Это была первая в мире авиационная воинская часть.

Современное автоматическое оружие, принятое на вооружение воздушных сил, занимает особое место в системе вооружения войск и определяется условиями воздушного боя, а также удобствами размещения на самолетах. Поэтому рассмотрим кратко историю вооружения летательных аппаратов.

Так, еще в 1812 г, когда Наполеон со своей 600-тысячной армией вторгся в пределы России, для устрашения  и поражения неприятеля последовали самые различные и невероятные предложения.

Предложение немецкого механика Леппиха, в строгом секрете переданное царю Александру I через русского посланника при дворе вюртембергского короля, гласило: «Открытие сие состоит в управлении аэростатического шара, конструкции воздушного корабля, который вмещать будет в себя нужное число людей и снарядов для взрывания всех крепостей, для остановки и истребления армий».

По проекту Леппиха, длинная гондола должна была крепиться к баллону системой деревянных рам. Крыльчатые весла устанавливались или в гондоле или на раме при баллоне. После рабочего хода весла отводились назад пружинами. Работать веслами должен был экипаж.

На это изобретение было потрачено около 200 000 руб., но ожидаемого корабля так и не получили. Леппих же был объявлен «сумасшедшими шарлатаном».

Вооружение аэростатических управляемых судов огнестрельным оружием стало возможным только тогда, когда эти суда достигли высокого совершенства (нарпимер, немецкие цеппелины перед войной 1914-1918 гг.).

Только с появлением аппаратов тяжелее воздуха – аэропланов – вопрос о вооружении и боевом применении летательных аппаратов стал на твердую основу.

Боевое применение авиации начинается с Триполитанской кампании (1911-1912 гг.), в которой итальянцы использовали самолеты как разведывательное средство. Кроме того, они сбрасывали с них сначала железные стрелы, ручные гранаты, а затем и небольшие бомбы.

Балканская война 1912-1913 гг. способствовала подъему авиационной техники, усовершенствованию конструкций самолетов и их численному росту.

В начале первой мировой войны 1914 не было еще четкой организации воздушных сил, не было правильного понимания тактических свойств самолетов и, главное, авиация была совершенно не вооружена. Единственное стрелковое оружие, которое было на самолетах в первые месяцы войны, - это личные автоматические пистолеты летчиков или карабины, а несколько позже – наземные ручные пулеметы без всякой установки. Вероятность поражения при стрельбе из них была ничтожна.

Факт уничтожения вражеского самолета 8 сентября 1914 года выдающимся русским летчиком П.Н. Нестеровым с помощью воздушного тарана развеял всякие сомнения в целесообразности воздушного боя для победы над противником в воздухе. Лишь после этого боя - первого боя в истории авиации и гибели П.Н. Нестерова в русской авиации на самолетах стали устанавливать пулеметы.

Пулемет является в полном смысле слова универсальным оружием авиации, т.к. он представляет мощное средство воздушного боя и атаки неукрытых наземных и морских целей.

Авиационный пулемет – прямой наследник пулемета наземного. На раннем этапе развития военной авиации в качестве авиационных пулеметов использовались обычные пехотные. Их устанавливали на турелях для стрельбы в задней полусфере при толкающем винте и в передней полусфере при толкающем винте, а также при наличии двух и более двигателей у самолета.

При тянущем винте для стрельбы вперед на бипланах первоначально применялась стрельба поверх винта, когда стрелок вставал на сидение кабины и вел огонь из пулемета, закрепленного на верхнем крыле. С 1915 г. Такой способ стрельбы вытиснился иным – из пулеметов, стреляющих через винт.

В феврале 1915 года летчик французской армии лейтенант Гарро впервые применил специальное откидное устройство в виде треугольной призмы, сделанной из стали и укрепленной на лопастях винта с выдерживанием угла в 45° в месте пересечения линии лопасти с каналом ствола пулемета. В данном случае пулемет устанавливался таким образом, что пули при ведении огня попадали только в установленные грани стальных треугольников и при этом не пробивали винт. Конечно, от этого нововведения наряду с плюсами было и очень много минусов. Так, полезная мощность винта снижалась на 10%, большое количество пуль так и не достигали цели, но в то же время главная цель была достигнута – пулемет мог вести огонь через винт. Это было революционным шагом, что позволило французам в первое время после введения нового способа ведения огня доминировать над немецкой авиацией. Во время воздушного боя 18 апреля 1915 года истребитель Гарро был сбит зенитным огнем и был вынужден пойти на посадку в тылу немецкой армии. Немцы сняли с французского самолета вооружение и немедленно передали его своему конструктору Антони Фоккеру для тщательного изучения. Через 10 дней Фоккер внес свое предложение по установке синхронизатора для стрельбы через винт. В новом варианте синхронизирующий механизм являлся связующим звеном между валом двигателя и спусковым механизмом установленного пулемета. В результате производился только при отсутствии винтовой лопасти перед дулом пулемета. Конечно, при этом на 30% снижался темп стрельбы, но все посланные пули достигали цели.

В России первый авиационный синхронизатор был сконструирован и изготовлен лейтенантом русской армии Г. И. Лавровым осенью 1915 года.

Первыми истребителями, на которых устанавливались синхронизаторы Лаврова, стали двухместные самолеты С-16 конструктора Сикорского. Он был вооружен синхронным пулеметом, стрелявщим вперед, и подвижным пулеметом, стрелявшим назад к. Сикорского.

В дальнейшем авиационные пулеметы, как правило, разрабатывались именно как авиационные, а не представляли собой модификации пехотных. Устанавливались авиационные пулеметы на турельных установках, в крыльевых, в развилке мотора, а также в фюзеляже – синхронные пулеметы.

Рассмотрим некоторые из пулеметов, которые стояли на вооружении в  Италии, Советском Союзе, Соединённых Штатах

Германия

 

Авиационные пулеметы моделей 15 и 17 (MG15 иMG17). калибр 7.92 мм

 

Первый из названных авиационных пулеметов был разработан в филиале Borsig фирмы Rheinische Metallwaren-und Maschinenfabrik (Rheinmetall) в 1932 году, а второй — в 1936 году. С 1936 года первую модель устанавливали в качестве подвижного, а вторую — в качестве неподвижного бортового оружия.

 

Когда Германия 1 сентября 1939 года развязала вторую мировую войну, напав на Польшу, такие пулеметы являлись штатным оснащением немецких самолетов. Хотя с 1940 года их вытеснило более мощное бортовое оружие с более высокой скорострельностью и большим калибром, эти пулеметы не вышли из употребления до конца войны. Однако их только в редких случаях использовали люфтваффе, зато они широко применялись для ведения наземного боя. Специально для этого их модифицировали в ручные пулеметы.

Италия

 

  1. 7,71-мм Breda-SAFAT.

 

 

 Итальянский пулемет системы Бреда изготавливался в синхронном и крыльевом вариантах. Автоматика пулемета работала за счет энергии отдачи при коротком ходе ствола. Запирание канала ствола производилось запирающими рычагами, поворачивающимися на оси в вертикальной плоскости. Питание пулемета патронами осуществлялось из звеньевой металлической ленты.

 

12,7-мм Breda-SAFAT.

 

Этот пулемёт — основное оружие итальянских истребителей на раннем этапе войны. В основном истребители (CR.42, G.50, Re.2000, and C.200) оснащались только двумя пулемётами. Пулемёт был не очень удачен. Для стрельбы из него использовались патроны 12.7 × 81SR разработанные фирмой Vickers (этот тип патронов также использовался для японского армейского пулемёта Но-103, но японский пулемёт был легче и скорострельнее).

 

12,7-мм Scotti.

 

Пулемёт конструкции Скотти производился, в основном, для турельных установок (хотя выпускался и в крыльевом, и в синхронном вариантах). По основным данным он был схож с «Бреда-САФАТ» и использовал тот же патрон и, тем не менее, считался более удачным, нежели «Бреда».

Советский Союз

7,62-мм ДА.

7,62 миллиметровый авиационный пулемет ДА (Дегтярёв Авиацонный) был разработан на базе легкого пехотного пулемета ДП (Дегтярев Пехотный). В 1925 году В.А.Дегтярев начал переработку своего пулемета ДП в авиационный. С нового пулемета был снят кожух, предназначенный для защиты рук стрелка от ожогов при переноске пулемета. Это уменьшило габариты пулемета и улучшило его охлаждение. Для удобства стрельбы приклад был заменен двумя рукоятками - верхней деревянной с резиновой накладкой, которая крепилась двумя винтами к хвостовой скобе заднего прилива спусковой рамы, и нижней металлической пистолетного типа, приваренной к заднему приливу рамы.

Автоматика пулемета ДА функционировала за счет энергии пороховых газов, отводимых от канала ствола. Система запирания - перекос боевых упоров.

На вооружение пулемет поступил в 1928 году. К 30 марта 1930 года в частях ВВС имелось 1200 пулеметов ДА. Еще 1000 штук было готово к сдаче.

В 1930 году поступил на вооружение спаренный авиационный пулемет ДА-2. Фактически это были два соединенных вместе пулемета ДА с небольшими изменениями. В частности, у них имелся параллельный спуск для одновременной стрельбы из двух стволов. Стволы ДА-2 были снабжены дульным тормозом. Верхние деревянные рукоятки были устранены, а взамен между пулеметами закреплены плечевой упор и подщечник.

Пулеметы ДА и ДА-2 устанавливались на самолетах Р-5 и У-2. На бомбардировщиках ТБ-3 пулеметы ДА и ДА-2 монтировались на неподвижных турелях ТУР-6 или на перекатных турелях ТУР-5.

 

 

Полная длина, мм
Вес без магазина, кг
Вес со снаряженным магазином, кг
Темп стрельбы, выст/мин
Начальная скорость, м/c

940
7,1
11,5
600
840

 

12,7-мм УБ. 

В 1937 г. М. Е. Березин начал проектировать мощный 12,7-мм синхронный авиационный пулемет с патроном от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре — декабре 1938 г. синхронный пулемет успешно прошел заводские и полигонные испытания. 12 апреля 1939 г. еще до окончания войсковых испытаний 12,7-мм пулемет БС (Березин синхронный) постановлением Комитета Обороны был запущен в серийное производство.

 

Автоматика пулемета работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Запирание канала клиновое. Характерной особенностью его устройства была подача патронной ленты не при откате подвижных частей, как у подавляющего большинства пулеметов, а при накате их, т. е. от возвратной пружины пулемета. Для обеспечения требуемой надежности подачи ленты возвратная пружина была сделана многожильной.

Ударный механизм ударникового типа действовал от специальной боевой пружины. К достоинствам пулемета Березина относились: удачная компоновка всего автомата и отдельных механизмов; высокий темп стрельбы; простое заряжание и разряжание, устранение задержек и быстрая смена ствола; сравнительно небольшое число деталей и простое устройство механизма.

Несмотря на все свои положительные качества, пулемет БС обладал некоторыми серьезными недостатками. Особенно сказывалась трудность его перезаряжания в воздухе с помощью тросовой системы, требовавшей от летчика больших физических усилий в самые решительные минуты боя; выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики; требовали устранения причины появления некоторых задержек

Соединенные Штаты

7,71-мм Lewis.

Ручной пулемет, чья толстая черная "труба" на сошках знакома многим по фильмам о гражданской войне, был для своего времени замечательным оружием. Сочетание малого веса, простоты и надежности конструкции со скорострельностью обеспечили ему быстрое распространение во многих странах мира. Пулемет широко использовался в качестве пехотного, но не меньшую известность получили его авиационные варианты.

Создатель пулемета полковник Айзек Льюис (Isaak N. Lewis) был ведущим специалистом по вооружению Армии США. Он получил образование в военной академии "Вест Пойнт", которую окончил в 1884 году. В 1911 г. Льюис стал начальником артиллерийской школы в форте "Монро", где получил мировое признание в качестве специалиста по механике и электротехнике. С приближением момента увольнения из армии полковник начал работать консультантом в компании ААС (Automatic Arms Company) в штате Огайо..

 Современное стрелково-пушечное вооружение

Авиационное стрелково-пушечное вооружение (СПВ) предназначено для поражения воздушных и широкой но­менклатуры (от  легкоуязвимых до бронированных) на­земных целей. СПВ включает авиационные пулеметы, пушки с их установками (встроенными или съемными), гранатометы, а также боеприпасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах.

По конструкции авиаци­онные пулеметы и пушки подразделяются на три ос­новные группы: одностволь­ные (с одним патронником или блоком из четырех па­тронников и более - револь­верные),  двуствольные с га­зоотводным двигателем автоматики, многоствольные (с блоком из нескольких стволов, вращающимся при стрельбе относительно не­подвижного кожуха).

Калибр пушек 23 и 30 мм, пулеметов 7,62 и 12,7 мм.  Темп стрельбы (можно регу­лировать) - 200 - 12000 выстр./мин,  начальная ско­рость снаряда -700 - 1100 м/с,  масса пулеметов - I8­60 кг,  масса пушек 40 - 150 кг. Эффективная дальность стрельбы пушек - 2000 м. пулеметов - до 1200 м.

Для нанесения целям поражающего воздействия используются следующие типы снарядов:

осколочно-фугасно-за жигательные (ОФЗ):

бронебойно-разрыв­ные (БР):

бронобойно-трассирующие (БТ);

многоэлементные (МЭ)

Основной производитель авиационного стрелково-пушечного вооружения для ВВС России - ГУП «Конст­рукторское бюро приборо­строения» (г Тула).

двуствольная пушка ГШ-30

Устанавливается на штурмовиках Су-25, Су-25Т, Су-25ТМ (Су-39)

Пушка ГШ-30 –  базовый образец унифицированной системы для 30-мм скорострельного артиллерийского вооружения.  Двуствольная  схема, реализующая  полное совмещение  во времени основных операций подготовки очередного выстрела,  безударность досылания патрона, достаточную равномерность подачи ленты, позволяет достичь высокой скорострельности (темп стрельбы до 3500 выстр./мин).  Кроме того, успешно решается проблема живучести  стволов за счет распределения между ними длины  очереди, уменьшения темпа стрельбы, приходящегося на  один ствол.  Привод автоматики газоотводного типа, обеспечивает принудительное движение ползунов в обе стороны, поддерживая в течение цикла высокий уровень кинетической 

энергии автоматики, что в сочетании с ее динамической уравновешенностью и строгим кинематическим  согласованием работы исполнительных механизмов повышает надежность функционирования оружия на  любых установках в  различных условиях эксплуатации.  Использование общих узлов и агрегатов, обслуживающих оба ствола, реализует скорострельное артиллерийское вооружение практически в габаритах и массе одноствольных  систем. Пушка имеет дистанционную  электропиротехническую  (на базе пиропатронов ППЛ) перезарядку.

Двуствольная пушка ГШ-30К

Устанавливается на транспортно-боевом вертолете Ми-24П.

Пушка ГШ-30К – модификация 30-мм двуствольной пушки ГШ-30. Главная особенность пушки – удлиненные стволы, повышающие начальную скорость снаряда (увеличение эффективной дальности стрельбе из оружия, размещенного на неподвижной установке).

Компактная автономная установка водоиспарительная система охлаждения стволов обеспечивает термостойкость при отстреле всего боекомплекта и повышает их живучесть.

 

Основные характеристики

Калибр, мм

30

Темп стрельбы, выстр./мин

большой

малый

 

2000-2600

300-400

Начальная скорость снаряда, м/с

940

Масса, кг

 

оружия

126

патрона

0,832

Снаряда

0,39

Тип:

 

патрона

ГШ-6-30

снаряда

ОФЗ (БТ, МЭ)

Боекомплект, шт.

250

Одноствольная пушка ГШ-301

Устанавливается на истребителях МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-30МК, Су-33, Су-35, истребителях-бомбардировщиках Су-32.

ГШ-301 – самая легкая в мире 30-мм пушка. Уникальная базовая одноствольная схема автоматики откатного типа (с коротким ходом ствола) позволила минимизировать массу оружия и придать самую высокую для 30-мм пушек скорострельность на один ствол.

Реализованы нетрадиционные «нематериалоемкие» принципы построения и функционирования оружия: патрон – элемент автоматики; безударное «бросковое» досылание; «газовая» экстракция стрелянной гильзы; частичное (при одноканальной схеме) совмещение во времени этих операций. Главная особенность – автономная система водоиспарительного охлаждения ствола.

Кольцевая возвратная пружина и гидротормоз двустороннего действия эффективно рассеивают избыточную энергию подвижных частей, стабилизируя работу автоматики при стрельбе очередью. В пушке реализована возможность левого и правого ленточного питания, дистанционная электропиротехническая (с помощью дополнительного запала) перезарядка, имеется датчик счетчика остатка патронов.

Вывод

История стрелково-пушечного вооружения прошла много этапов, и исходя из сравнения самолетов 5 и 4++ поколения, можно сказать, что стрелково-пушечное вооружение представлено лишь в виде автоматических пушек. Возможно в скором времени стрелково-пушечного вооружение не будут стоять на самолетах, их вытеснит ракетное вооружение

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (16.01.2014) | Автор: Гареев Эльдар W
Просмотров: 2046 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
14-Я ОЛИМПИАДА ЗАВЕРШЕНА!
ИТОГИ ПОДВЕДЕНЫ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В 15-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЕТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА!

Google+
Их многие читают
Щур Илья Андреевич (9126)
Кузьминова Анастасия Олеговна (6614)
Бадакова Анастасия (6603)
Чеховская Алена Алексеевна (4594)
Кошманов Илья Игоревич (4276)
Иванов Семен Владимирович (4083)
Беляева Александра Сергеевна (3932)
Пушинская Кристина Валерьевна (3883)
Ахметшин Тимур (3649)
Рафаэль (3503)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017