Четверг, 24.08.2017, 06:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Четырнадцатая олимпиада посвящена 100-летию выдающегося советского авиаконструктора Р.Е.Алексеева
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Прерванный полет или памятники-НЛО

Автор: Дидух Анастасия Васильевна, 16 лет, воспитанница МОУДОД ЦДОД «Радуга», г. Волгодонск Ростовской области

Руководитель: Постол Марина Анатольевна, педагог дополнительного образования МОУДОД ЦДОД «Радуга»

Историко-исследовательская работа

"Прерванный полет или памятники-НЛО"

(Почему надо тратить средства на возведение памятников самолетам?)

План

Введение

Основная часть

1.       Авиапредприятия Ростовской области

2.       Аэроклубы (АСК и АТСК)

3.       Военные памятники, связанные с авиацией

4.       Памятники летчикам

5.       Памятный знак на месте катастрофы

Выводы

Заключение

Источники информации

Приложения

 

Введение

Я живу в городе Волгодонске, в городе атомного машиностроения, в городе-спутнике атомной электростанции. Еще со времен великих строек: Волгодонского судоходного канала, Цимлянской гидроэлектростанции, химического завода и завода атомного машиностроения Атоммаш  было известно, что Волгодонск - город энергетиков, химиков и атомщиков. Сегодня, когда в России возрождается интерес к авиации, когда взглянув в небо, мы видим след летящего самолета, невольно начинаем задумываться: Как зарождалось воздухоплавание? Кто прославил российскую авиацию? Где и какие памятные места, связанные с авиацией, расположены на карте моей малой родины?

Меня заинтересовали эти вопросы, и поэтому я выбрала тему для исследования: Почему надо тратить средства на возведение памятников самолетам?

Цель работы:

1.       Проанализировать информацию из книг, журналов, газет и интернет-источников о памятниках, связанных с авиацией в Ростовской области;

2.       Систематизировать данные, полученные в музеях г. Волгодонска и станицы Романовской.

Задачи работы:

1.       Составить каталог памятников и памятных мест Ростовской области, связанных с историей авиации.

2.        Разработать обзорную виртуальную экскурсию средствами информационных технологий.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов виртуальной экскурсии на уроках в школах, лицеях, гимназиях и на занятиях в учреждениях дополнительного образования детей.

Результаты исследований я представляю в этой работе.

Так как объем собранного материала оказался очень большим, то основная часть работы содержит компактное изложение материала, а уточняющие и более подробные сведения и фотоматериалы вынесены в приложения. Это сделано для того, чтобы не перегружать основной текст информацией.

Основная часть.

В 2011 году мне посчастливилось встретиться с летчиком- космонавтом, дважды Героем Советского Союза – Валерием Николаевичем Кубасовым у нас в городе (Приложение 1).

На встрече он рассказывал об авиации и космонавтике, а также о ее истории. Меня это заинтересовало. Оказалось, что Кубасов – не единственный летчик-космонавт, побывавший на донской земле. Первый космонавт, вышедший на орбиту Земли - Юрий Алексеевич Гагарин в 1967 году приезжал на Донскую землю, этому событию на левом берегу Дона поставлен памятник (Приложение 2). Но это не единственный памятник в Ростовской области Юрию Алексеевичу Гагарину. Второй памятник расположен на площади Гагарина, в городе Ростове-на-Дону, перед Донским государственным техническим университетом (ДГТУ) (Приложение 3). Там на факультете Авиастроения осуществляют подготовку конструкторов вертолетов и других специалистов для работы на предприятии «Роствертол». Более 60 лет на заводе производится авиационная техника, в том числе более 40 лет вертолёты марки Ми. На площади перед проходной завода установлен памятник вертолету Ми-24. (Приложение 4).

Как оказалось, наша область богата заводами, на которых создают и ремонтируют самолеты, вертолеты и авиационное оборудование.

Например, авиастроителное предприятие, расположенное в г. Таганроге было открыто по инициативе общества воздухоплавания еще в 1916 году как Таганрогский аэропланный завод. С 2011 года он преобразован в «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева», где осуществляется разработка новой авиационной техники, изготовление опытных образцов, проведение летных и сертификационных испытаний (Приложение 5). Также в Таганроге есть музей авиации и авиационной техники под открытым небом. В нем имеются самолеты Л-29 "Дельфин", Л-39 "Альбатрос", МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23МЛД, МиГ-25БМ, Су-17М3, Су-17УМ3, Ан-2, Як-38 и Бе-12. Также представлена коллекция катапультных кресел, авиационных двигателей, вооружения, стендовых моделей копий и многого другого (Приложение 6). Стоит в Таганроге и памятник-самолет, серийный истребитель-бомбардировщик Су-7Б с бортовым номером 77. Надписи на постаменте: «Слава советской авиации!», «Самолёт — величайшее творение разума и рук человеческих», «...человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума» (Приложение 7).

Компания БЕТА ИР в Таганроге – производитель тестирующего оборудования и авиационной электроники (Приложение 8).

Есть в Ростовской области «Ростовский Завод Гражданской Авиации № 412», основными видами деятельности которого являются техническое обслуживание и ремонт самолетов и авиадвигателей (Приложение 8_1).

В городе Шахты расположен Шахтинский Авиационно-Ремонтный Завод ДОСААФ, основной вид деятельности которого — капитальный ремонт и техническое обслуживание техники малой авиации. На территории завода 7 мая 2010 года в честь 65-летней годовщины Победы был торжественно открыт обелиск, который стал напоминанием нынешнему поколению молодых специалистов завода о том, что они должны продолжать славные  традиции тех, кто возрождал советскую авиацию в те далекие годы. На обелиске высечен контур самолета военных лет – Ла-5ФМ (Приложение 9).

В Ростовской области расположены как гражданские, так и военные аэродромы. Например, в городе Морозовске размещен один из авиационных полков с самолетами СУ-24, куда постоянно проводятся экскурсии допризывной молодежи и школьников. На территории авиачасти расположен самолет-памятник МиГ-21 (Приложение 10).

В нашем городе тоже есть памятник летчику, чемпиону мира по высшему пилотажу Виктору Лецко. Обелиск в его честь был открыт 29 октября 1979 года в парке «Юность». Он увековечил в памяти жителей последний полет Заслуженного мастера спорта СССР, кавалера ордена Трудового Красного Знамени. Скульптор (Василий Петрович Поляков, член Союза художников СССР) воссоздал сложенные крылья спортивного самолета ЯК-50 и молодого летчика в шлеме таким, какой он был при жизни — волевой и влюбленный в небо.

Последние годы Виктор Лецко жил в Волгодонске, работал в нашем аэроклубе и много тренировался. В 1977 году во Франции, на I-м чемпионате Европы, он стал абсолютным чемпионом. Летом 1978 года он усиленно готовился к чемпионату мира, но за 10 дней до отъезда на соревнования, 13 августа, трагически погиб во время тренировочного полета (Приложение 11).

Так я узнала о Волгодонском авиационно–спортивном клубе (ВАСК), который расположен на территории станицы Романовской. АСК занимается подготовкой спортсменов-парашютистов и спортсменов-лётчиков, а также спецподготовкой для службы в воздушно-десантных войсках. Волгодонской авиационно-спортивный клуб образован на базе Новочеркасского АСК. Первым руководителем авиаклуба был А.Н. Матвеев. В авиаклубе есть два звена: самолётное и парашютно-десантной подготовки. На въезде в станицу недалеко от аэроклуба стоит памятник спортивному самолету Як-18ПМ. В 70-е годы прошлого века был установлен работниками ВАСК (Приложение 12).

Вообще, Ростовская область уникальна в своем роде - на ее территории  расположены три авиационно-спортивных клуба: Волгодонской АСК в станице Романовской, Шахтинский АТСК в г. Шахты (Приложение 13), Аэроклуб «Доступное небо» в станице Ольгинская (Приложение 14), а также планерный клуб на базе ТАНТК им. Бериева в Таганроге и аэростатный комплекс (АСК) «Роствертол» в г. Ростове-на-Дону.

В годы Великой Отечественно войны на территории Ростовской области произошло много боевых действий, участниками которых стали летчики.

В городе Батайске 9 мая 1985 года установлен памятник в виде устремившегося ввысь самолета МИГ- 21. Этот памятник установлен в честь выпускников Батайского военного авиационного училища им. А.К. Серова. Из стен этого учебного заведения вышли 103 Героя Советского Союза, а 5 человек были удостоены этого звания дважды. Среди выпускников училища летчики-космонавты Владимир Комаров, Евгений Хрунов, Виктор Горбатко и Геннадий Падалка. Всему миру известно имя героя-выпускника Батайской летной школы А.П. Маресьева (прототип главного героя книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке). (Приложение 15).

На въезде в город Новочеркасск установлен самолет-памятник МиГ-21Ф13 авиаторам 13-й и 55-й авиабригад, 12-го и 81-го (5-го гвардейского) полков авиации дальнего действия, 216-й (9-й гвардейской) истребительной авиадивизии, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (Приложение 16).

В г. Ростове-на-Дону по проспекту Шолохова расположен Мемориальный комплекс «Защитникам ростовского неба» на месте братской могилы военных летчиков и мирных жителей города, погибших и замученных гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны. Основной частью мемориала является самолет-памятник МиГ-17ПФ (Приложение 17).

В станице Обливской Ростовской области поставлен памятник командиру экипажа бомбардировщика Николаю Дивиченко, погибшему при ее освобождении от немецко-фашистских захватчиков. А до этого памятника стоял на въезде в Обливскую  другой памятник Дивиченко: с самолетом на пьдестале, его помнят только представители старшего поколения обливчан (Приложение 18).

В Ростовской области известен самолёт-памятник Ил-2, установленный в городе Миллерово, рядом со зданием бывшей школы № 2, в которой учился участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Ефимов А.Н (Приложение 19).

Многие знают, что история авиации имеет  и трагические страницы. Так, в поселке Глубокий Каменского района Ростовской области есть памятник жертвам авиакатастрофы. Именно здесь 24 августа 2004 года при падении самолета Ту-154 рейса Москва-Сочи авиакомпании "Сибирь” погибли 44 пассажира и 10 членов экипажа. В ночь на 25 августа 2004 года террористки-смертницы взорвали два авиалайнера, вылетевших из аэропорта "Домодедово": в Ростовской области разбился Ту-154, выполнявший рейс Москва-Сочи, а в Тульской области в районе населенного пункта Бучалки разбился Ту-134, выполнявший рейс Москва-Волгоград. В результате терактов погибли 90 человек - все пассажиры и члены экипажа. (Приложение 20).

В ходе своего исследования я смогла собрать сведения о более 20 объектах Ростовской области, так или иначе, связанных с авиацией. На основании проделанной работы я составила каталог памятников и памятных мест Ростовской области (Приложение 21), сделала макет буклета (Приложение 22) и разработала виртуальную экскурсию (Приложение 23).

Выводы.

Выполнив работу, я пришла к следующим выводам:

1. Авиапамятники Ростовской области:

-  памятниками авиации, чаще всего, являются сами самолеты (самолеты-эксплуатанты);

- находятся возле значимых мест, связанных с развитием воздухоплавания и авиации, таких как авиастроительные предприятия, аэроклубы, музеи и т.д.;

- установлены в местах, связанных с трагическими событиями в истории авиации;

- посвящены подвигам, совершенным в годы Великой Отечественной войны;

- посвящены каким-либо значимым событиям, связанным с историей и достижениями в авиации.

2. Большинство сопроводительных надписей к памятникам содержат очень скудную информацию о событии, в честь которого установлен памятник;

- Редко встречается информация об авторах памятника (архитекторе и скульпторе);

- Полностью отсутствуют сведения о самолете (конструкторы, технические характеристики, дата выпуска);

3. Достоверную информацию о памятниках, дате установки, типе самолета найти очень трудно даже на просторах всезнающего Интернета.

4. Современные самолеты установлены на мемориалах, посвященных Великой Отечественной войне.

 

 

Я столкнулась с тем, что ни на одном областном официальном портале нет реестра памятников. С 2010 года министерство культуры Ростовской области только обещает создать реестр памятников Ростовской области. А вот в станице Обливской на официальном сайте создан такой реестр районных памятников (31 памятник!) с фотографиями и подробной информацией.

Везде есть неравнодушные люди. Большая часть информации собрана и опубликована такими заинтересованными энтузиастами. Огромное спасибо им! (Хотя такая информация требовала тщательной проверки).

Заключение

Ни один памятник не был воздвигнут просто так. И перефразируя известные слова В.В. Маяковского: «Если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?» можно сказать: Если памятники самолетам воздвигнуты – значит это нужно нам.

Но, как оказалось, все памятники-самолеты, о которых упоминается в моей работе, являются НЛО! Ни на одном из них нет никакой  информации о самом самолете. Разве заслужили крылатые машины такого отношения? Почему проявляется такое неуважение к уникальным разработкам конструкторов, бескорыстному труду авиастроителей? Это хорошо, что есть памятники самолетам, но нужно, чтобы они не просто стояли, а еще  и «рассказывали». Поставив на постамент самолет и, подкрашивая его время от времени, мы не создаем памятник (а ведь памятник -  от слова память). Мало поставить памятник – надо вдохнуть в него душу, чтобы захотелось остановиться, понять его. Не гид должен рассказывать мне, о том, почему и зачем здесь стоит именно этот самолет, памятник сам должен «заговорить». Я долго не могла понять, почему современные МиГи стоят как памятники летчикам Великой Отечественной войны. Оказывается, самолеты военной поры не выдерживали испытания временем, поэтому их заменяли более современными, сохраняя для потомков подвиги летчиков. Поэтому, я предлагаю установить у каждого самолета-памятника табличку с информацией не только о событии, которое послужило причиной создания памятника, но и о «биографии» самолета, его создателях.

И пусть полет прерван, самолет на постаменте продолжает нести свою службу, являясь хранителем достижений человеческого разума и олицетворением будущих свершений.

Нам есть чем гордиться. Человек устремлен в будущее, но его память должна сохранить все лучшее, что создали его предшественники.

 

Источники информации

1. История Батайского военного училища летчиков:

http://cbs-bataysk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5433:2011-11-15-13-12-26&catid=330:2011-04-06-09-05-57&Itemid=74

2. ЗАО Шахтинский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ (ШАРЗ ДОСААФ), АТСК http://sharzrosto.com/ , http://sharzrosto.com/stati/myi-pomnim

3. Виктор Лецко http://www.vdonlib.ru/read.php?id0=1450

4. Памятник Гагарину http://www.rostovgid.ru/architecture/building/donskoy-gosudarstvenniy-tehnicheskiy-universitet.html

5. ОАО «Роствертол» http://ru.wikipedia.org

6. ТАНТК им. Г.М. Бериева http://www.beriev.com/

7. Таганрогский музей авиации http://avia-museum.ru , виртуальный гид по музею http://pangorod.ru/maps/kultura/muzei-aviacionoi-tehniki.html

8. Памятник СУ-7Б Таганрог http://aviamonuments.ru, http://ru.wikipedia.org

9. РЗГА №412 http://www.aviaport.ru/directory/aviafirms/296/

10. ВАСК http://aviahistory.ucoz.ru/index/0-344

11. Самолет-памятник МиГ-21 г. Новочеркасск http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=956396&page=7

12. Мемориал «Защитникам ростовского неба» http://www.rostov-gorod.ru/?ID=4776

13. Памятник Н. Дивиченко - ОБЛИВСКИЙ КАНАЛ otv.ucoz.net

14. Памятник п. Глубокий http://www.kommersant.ru/doc/798414

 


Приложение 21

 

Каталог памятников и объектов, связанных с авиацией в Ростовской области

 

1.     Памятный знак Ю.А. Гагарину на левом берегу Дона, г. Ростов-на-Дону

2.     Бюст Ю. А. Гагарину, г. Ростов-на-Дону, перед зданием главного корпуса Донского Государственного технического университета.

3.     Вертолет МИ-24   г. Ростов-на-Дону,  перед проходной завода  «Роствертол».


 

4.     Аэростатный комплекс (АСК), г. Ростов-на-Дону

5.     МИГ 17ПФ, г. Ростов-на-Дону, Мемориал «Защитникам ростовского неба», проспект Шолохова


 

6.     «Ростовский Завод Гражданской Авиации № 412»

7.     ТАНТК имени Г.М. Бериева, г. Таганрог

8.     Музей авиационной техники, г. Таганрог, ул. Циолковского, 42

9.     Планерный клуб (АТСК), г. Таганрог

10.   Самолет СУ-7Б, г. Таганрог, на пересечении ул. Театральной и ул. Вишнёвой


 

11.   Корпорации ИРКУТ компания БЕТА ИР, г. Таганрог

12.   Самолет  МИГ-21  г. Батайск


 

13.   Самолёт Ил-2, г. Миллерово


 

14.   Монумент экипажу Н. Дивиченко, станица Обливская

(Старый памятник, стоял до 1985 года)
               

15.   Памятник жертвам авиакатастрофы Ту-154, поселок Глубокий Ростовской области

16.   Памятник-обелиск Виктору Лецко, г. Волгодонск


 

17.   Самолет Як-18П, станица Романовская


 

18.   Аэроклуб «Доступное небо»  ст. Ольгинская

19.   МИГ-21Ф13, г.  Новочеркасск (Хотунок)


 

20.   Памятник в честь 65-летия Победы (Ла-5ФМ), г. Шахты, ШАРЗ


 

21.   Шахтинский АТСК, г. Шахты - г. Азов

22.   Самолет МиГ-21, г. Морозовск, авиачасть

 

 

 

Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (15.01.2014) | Автор: Дидух Анастасия Васильевна W
Просмотров: 2881 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
14-Я ОЛИМПИАДА ЗАВЕРШЕНА!
ИТОГИ ПОДВЕДЕНЫ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В 15-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЕТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА!

Google+
Их многие читают
Збарский Даниил Павлович (12325)
Щур Илья Андреевич (11674)
Кузьминова Анастасия Олеговна (9144)
Бадакова Анастасия (9102)
Чеховская Алена Алексеевна (5272)
Рафаэль (4849)
Иванов Семен Владимирович (4741)
Кошманов Илья Игоревич (4602)
Беляева Александра Сергеевна (4601)
Пушинская Кристина Валерьевна (4062)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017