Среда, 28.06.2017, 01:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Четырнадцатая олимпиада посвящена 100-летию выдающегося советского авиаконструктора Р.Е.Алексеева
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год)

Есть ли будущее у орнитоптеров?

Автор: Загвоздкин Роман Игоревич

Возраст: 18 лет

Место учебы: Уфимский авиационный техникум

Город, регион: г. Уфа, Республика Башкортостан

Руководитель: Дикова Ф. А, Уфимский авиационный техникум

Историко-исследовательская работа: «Есть ли будущее у орнитоптеров?»

 

Содержание:

  1. Введение.
  2. Лучшие идеи и изобретения прошлого.
  3. Появления крыла и биомеханика полета.
  4. Перспективы развития нового направление в авиации и современные роботизированные машины.
  5. Разработки современных конструкторов.
  6. Заключение.
  7. Список литературы.

 

  1. Введение

Орнитопте́р от др. – греч. орнис, что означает – птица, и птерон – крыло. Орнитоптер - это воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в воздухе за счет крыла, создающего подъемную силу маховым движением. Также орнитоптер именуется как махолет, птицекрылый летательный аппарат и другие. Орнитоптеры могут быть как планерами, так и иметь силовую установку для увеличения продолжительности полета, ею может служить двигатель или мускульная сила человека.[1]

С давних времен люди видели в природе нечто прекрасное, стремились жить в гармонии с ней и во всем ей подражать. Так, наблюдая за птицами, мы часто задаемся вопросом, почему мы не летаем как они, почему не можем парить в безграничных просторах воздуха, поднимаясь в небеса все выше и выше по восходящим потокам…

Цель работы: изучение существующих проектов орнитоптеров, разработка новых схем и конструкций для создания и перспективной реализации орнитоптеров.

Для этого в работе решаются следующие задачи:

  • Изучить лучшие идеи и изобретения прошлого.
  • Выяснить причины появления крыла и изучить биомеханику полета.
  • Рассмотреть перспективы развития нового направления в авиации и современные роботизированные машины.
  • Изучить разработки современных конструкторов.

 

  1. Лучшие идеи и изобретения прошлого

Еще в глубокой древности у человека зародилась идея о полете. Стоит вспомнить о героях Эллады Икаре и Дедале из мифов Древней Греции. Дедал, вынужденный бежать с острова, на котором был заточен вместе со своим сыном Икаром, построил крылья и улетел вместе с ним (рис. 1). Несмотря на наказ отца, Икар залетел очень высоко, и Солнце растопило воск, который скреплял перья крыльев, Икар упал в море и погиб. А Дедал, оплакивая своего сына, добрался до Сицилии, где провел остаток своих дней.[2]

Дедал в Сицилии.

Рис. 1.

Одним из знаменитых изобретателей был Леонардо да Винчи (рис. 2). Он родился 15 апреля 1452 г. в итальянском городе под названием Винчи.

«Автопортрет» Леонардо да Винчи.

Рис. 2.

Леонардо был художником, ученым и изобретателем. Ему принадлежат такие изобретения, как водолазный костюм, воздушный винт, парашют и даже подшипник, но самое интересное изобретение - орнитоптер Леонардо. Особое внимание да Винчи обращал на птиц, изучал их анатомию и разработал ЛА, подобный птице (рис. 3).

Иллюстрация орнитоптера Леонардо.

Рис. 3.

Крылья одного аппарата приводились в движение при помощи педалей, а другой вариант задействовал не только ноги, но и руки воздухоплавателя. Но такие эксперименты практического успеха не имели, и Леонардо перешел к идее планирующего полета. Так появились дельтапланы.[3]

В 2002 г. британские испытатели доказали правильность чертежей дельтаплана да Винчи, и по ним был построен дельтаплан, на котором Джуди Лиден, чемпионка мира по дельтапланеризму, поднялась на высоту 15 метров и смогла удержаться в воздухе 17 секунд. «Этот полет можно сравнить с ездой на автомобиле, у которого есть педаль газа и тормоза, но нет руля», - рассказала Лиден. Дельтаплан, построенный, по чертежам Леонардо прекрасно летал, но был очень тяжелым в управлении. Несмотря на эти небольшие успехи, изучив анатомию человека и птицы, сейчас мы можем смело сказать, что человек летать, как птица, не может из-за неравнозначности мышечной массы. Мышцы птицы составляют от 10% до 25% от всей массы тела, а у человека этот показатель куда меньше, другое дело, заменить силовую установку современными движителями…[4]

 

  1. Появление крыла и биомеханика полета

Я считаю, что для того, чтобы говорить о перспективах развития нового направление в авиации, разработках современных конструкторов и о том, как далеко мы ушли в развитии и понимании принципа полета маховым движением, нам необходимо заглянуть в самое начало эволюции, выяснить причины возникновения полета и дать ответы на следующие вопросы:

  • Когда появились первые летающие насекомые и почему?
  • Как появились летающие позвоночные?
  • Биомеханика движения крыла насекомых и птиц.

 

Когда появились первые летающие насекомые и почему?

Согласно теории эволюции первыми существами на Земле были насекомые, появившиеся 435-410 млн. лет назад на суше, а около 300 млн. лет назад начали появляться крылатые насекомые (рис. 4).

Слева наверху крыло стрекозы, жившей 300 млн. лет назад,  внизу -  крыло, которому всего 12 млн. лет.

Рис. 4.

По происхождению крыльев насекомых было предложено множество теорий, наиболее достоверными сейчас считаются только две из них, однако первые 20 млн. лет эволюции находятся под покровом тайны.

Первая, паранатальная, теория гласит, что крылья возникли из жестких дорсальных пластинок на спине насекомого, но она встает под сомнение из-за отсутствия доказательств. Вторая теория, согласно которой крылья выросли из жаброподобных органов, присутствующих у самых древних насекомых, называется субкоксальная.[5]

Некоторые ученые утверждают: крылья у насекомых образовались для защиты от хищников. Так, например, в поисках пищи и при нападении хищников они вынуждены были регулярно прыгать с ветки на ветку или на землю. Преимущество особей, способных к дальнему прыжку и контролю положения тела в воздухе обусловило развитие протокрыльев, которые со временем продолжали развиваться, пока не могли полноценно использоваться насекомыми для управляемого полета и маневрирования.

В пермских отложениях на Урале советским палеонтологом Ю. М. Залесским была найдена самая большая стрекоза, достигающая в  размахе крыльев 115 см. Маневренности ЛА стрекозы просто нет равных, она была превосходной машиной для убийства мелких насекомых и отличной пищей для динозавров (рис. 5).

Иллюстрация динозавра охотящегося на стрекозу.

Рис. 5.

 

Как появились летающие позвоночные?

Предположительно 180 млн. лет назад динозавры, жившие на земле, стали совершать машущие движения для увеличения скорости, когда им нужно было быстро передвигаться, таким образом, передние конечности постепенно развивались, превращаясь в крылья. Первое летающее позвоночное, созданное природой, был ящер птерозавр, размах крыла которого составлял 16 метров (рис. 6).

Иллюстрация полета птеродактилей.

Рис. 6.

Оригинальная аэродинамическая конструкция широких крыльев птерозавров позволяла им легко взлетать и планировать в восходящих потоках воздуха, редко взмахивая крыльями. Существовало предположение, что первые птицы произошли именно от птерозавров, но при дальнейшем изучении было выяснено, что птерозавры не были предками птиц и, прожив на Земле 50—60 млн. лет, полностью вымерли. Эта ветвь эволюции оказалась тупиковой (рис. 7).[6]

Скелет птеродактиля.

Рис. 7.

Ранее предполагалось, что происхождение пера напрямую связано с полетом, но после открытия разных видов оперенных динозавров и древних птиц от этого предположения отказались. Скорее всего, поначалу перьевой покров выполнял теплозащитную функцию и защищал от ультрафиолетового излучения, а последующее его увеличение вызвано формированием украшающих структур, связанных с брачными демонстрациями (рис. 8).

Иллюстрация археоптерикса.

Рис. 8.

Эти животные, вероятно, забирались на нижние ветки и передвигались все выше и выше в поиске новых кормов и для устройства гнезд в наиболее безопасных местах. В результате освоения надземного яруса жизни, опускаясь и поднимаясь, пернатые стали более способными летунами, их крылья сформировались, и к концу мелового периода примерно 65 млн. лет назад птицы выглядели очень современно (рис. 9).[7]

Иллюстрация птицы жившей 65 млн. лет назад.

Рис. 9.

 

Биомеханика движения крыла насекомых и птиц.

Рассмотрим общий принцип возникновения подъемной силы, присущий всем ЛА на Земле. Возьмем два листа бумаги, изогнем их и подвесим рядом, как показано на рисунке 10. Если дуть в промежуток между ними, то они не разлетятся в стороны, как можно предположить на первый взгляд, а наоборот, притянутся.

Иллюстрация направления потока через канал.

Рис. 10.

Подобные явления происходят и с крылом. Анализ продува крыла в аэродинамической трубе показал, что воздух, встречаясь с крылом, распределяется вокруг него на два потока. Большое количество частиц воздуха обтекает крыло по выпуклой стороне, где образуется быстрая струя, а по прямолинейной поверхности скорость течения медленнее. Из уравнения Бернулли о неразрывности потока следует, что в том месте, где воздух обтекает крыло с большей скоростью, создается разряжении, и тем самым крыло подсасывается вверх. Знают этот закон и пользуются им мореплаватели, стараясь маневрировать так, чтобы близко идущие корабли не притянуло  друг к другу и не произошло  столкновение.[8]

 

Рекорды насекомых и птиц. Эволюция крыла насекомых и птиц, техника их полёта является настолько сложной, что ее затрудняются объяснить выдающиеся ученые - эволюционисты. ­

В настоящее время приблизительно 3/4 живых существ способны к полету, и многие из них достигли в этом совершенства. Так, например, бабочки-крапивницы и стрекозы развивают большую аэродинамическую подъемную силу и могут залететь в горы на высоту 5300 м в седловину Эльбруса. Известен случай, когда крупная стрекоза-дозорщик летела за самолетом со скоростью 144 км/час. Что касается птиц, осенью 1973 г. африканский гриф поставил рекорд, залетев на высоту около 12000 метров и столкнувшись с гражданским самолетом над африканской республикой Кот д’Ивуар.[9]

 

Птицы. Форма крыла птицы и биомеханика его движения зависят от особенностей полета и оказалось, что сводчатые профили крыла, меняющиеся при полете, как и сама площадь крыла, аэродинамически выгодны. Крылья позвоночных приводятся в движение с помощью мощных грудных мышц, крепящихся к килю грудины и действующих как единое целое.[10]

Рассмотрим полет маленькой птички колибри, которая весит всего 3 грамма и делает в секунду от 35 до 80 взмахов. Ее крылья работают так же быстро, как и крылышки насекомых. Еще большее сходство с насекомыми ей дает не только возможность зависать в воздухе, летать вертикально вверх, но и способность летать задом. Полет колибри выделяют в подразделение гребного полета и его называют вибрационным. Вибрационный полет свойственен многим насекомым и некоторым мелким птицам, а колибри — наиболее яркий представитель этого типа полета среди птиц. Зависая в воздухе перед цветком, она взмахивает крыльями, вырисовывая восьмерку, так, что возникающая при этом подъемная сила направлена вертикально вверх и противодействует весу птички (рис. 11). Аналогично зависают в воздухе и насекомые.

Кончик крыла колибри, описывающий восьмерку.

Рис. 11.

Однако такой полет утомителен для птицы и требует большого расхода мускульной силы. Одно дело мышцы мелких птиц, которые продуцируют большее количество энергии и другое дело — крупные птицы, чья мускулатура производит значительно меньше энергии, которой на вибрационный полет не хватит. Поэтому птицы крупных и средних размеров пользуются более экономичным типом полета, так называемым пропеллирующим, который требует на треть меньше энергии, чем вибрационный. Например, такие крупные птицы, как альбатросы, кондоры, пеликаны и грифы, совершают несколько взмахов в минуту, однако они не только используют самый экономичный пропеллирующий полет, но и находят восходящие потоки воздуха, что позволяет им часами парить над  землей.[8]

 

Насекомые. Движение крыла насекомого в полете намного сложнее, чем просто взмахи. Ни одно крылатое существо на Земле, даже уникальная птичка колибри, не способно выполнить трюки и маневры, которые проделывают в воздухе насекомые. Например, стрекозы при охоте за мелкими летающими насекомыми или драке между собой могут на максимальной скорости резко повернуть в сторону, следовать друг за другом, в точности повторяя маневры впереди летящего насекомого. Кроме этого, стрекоза, преследуя ускользающую от неё добычу, может взлетать на небольшое расстояние вверх почти вертикально и даже летать вверх ногами.

Все эти трюки насекомые совершают благодаря оригинальной мышечной системе и устройству мозга. Мозг насекомого подает команду мышцам только тогда, когда необходимо начинать и заканчивать махание. К тому же у них есть мышечная система как прямого, так и непрямого действия.[11]

Прямых мышц несколько и они имеют различные функции: во-первых, они помогают поднимать и опускать крылья, во-вторых, обеспечивают движения вперед-назад и вращение, что позволяет регулировать амплитуду взмахов. Прямые мышцы прикреплены непосредственно к крыльям, а мышцы непрямого действия прикрепляются к внутренней поверхности грудины. Спиннобрюшные мышцы сокращаются для того, чтобы поднимать крылья, а продольные, чтобы их опускать.

Развитие летной мускулатуры у разных насекомых неодинаково. Например, стрекозы не имеют продольных спинных мышц, их функция ложится на развитые прямые мышцы крыла. Однако на летные качества это никак не влияет.[12] Таким образом, плоскость крыла, например, стрекозы-лютки, опускаясь, практически сохраняет горизонтальное положение. При прохождении самой низкой точки крыло резко меняет угол наклона пластинки, поворачиваясь вокруг оси почти на 90° и почти в вертикальном положении, проходит всю вторую восходящую половину кривой. На самой верхней точке вновь повторяется резкий поворот пластинки на 90°, и плоскость крыла опять располагается горизонтально. Наблюдая за кончиком траектории крыла, можно заметить, что оно вырисовывает восьмерку в воздухе (рис. 12). Плоскость махания крылом, то есть ось восьмерки, не располагается вертикально, а наклонена к горизонту и составляет с осью тела насекомого примерно 40-45°.[13]

Восьмеркообразная кривая, описываемая концом крыла насекомого.

Рис. 12.

Управление полетом осуществляется исключительно посредством изменения угла плоскости махания крыльев и изменением углов атаки крыла. Оперение у насекомых отсутствует, и функцию управления обеспечивают крылья, что, однако, и дает им поразительную маневренность.

Рассмотрев пластинку крыла насекомого, мы увидим, что она состоит из сегментов, разделенных прожилками, которые обеспечивают необходимую жесткость крылу, и переносят питательные вещества. Казалось бы, эти прожилки образуют некоторую шероховатость крыла, которая создает лишнюю силу трения, и, как следствие, увеличивает сопротивление, но, изучив структуру движения потока у самой поверхности крыла, мы обнаружим, что поток, сталкиваясь с шероховатой поверхностью, образует турбулентные зоны на неровностях крыла, которые благодаря своим завихрениям выполняют функцию подшипников, прокатывая верхние слои воздуха, и тем самым снижая силу трения крыла о воздух, увеличивая его обтекаемость, эффективность и стабильность. Этим же принципом пользуются и производители мячей для гольфа (рис. 13). Изначально мячи изготавливались без ямок, но было замечено, что старые и потертые мячи улетали дальше и летели стабильнее.

Сравнение структур потоков, обтекающих гладкую и шероховатую поверхности.

Рис. 13.

 

Секрет полета насекомых. Исследователь Майкл Дикинсон утверждает, что «в своих аэродинамических трюках насекомые используют такие явления, как замедленный срыв воздушного потока, захват спутной струи и вращательный поток. Замедленный срыв воздушного потока возникает, когда крыло самолета прорезается через воздух под слишком крутым углом. Вихри, создаваемые самолетами, обычно оставляют за собой турбулентность в воздушных потоках. Однако насекомым такие вихри необходимы для того, чтобы оставаться в воздухе и лететь. Вихрь представляет собой циркуляционный поток жидкости, наподобие того, который возникает в стекающей ванне. Когда угол небольшой, воздух ударяется о переднюю часть крыла и протекает гладко в двух потоках по верхней и нижней поверхности крыла. Верхний поток движется быстрее, в результате чего над крылом создается более низкое давление. Именно оно и тянет крыло вверх, создавая тягу. Первый этап срыва воздушного потока вначале увеличивает подъемную силу из-за недолгой потоковой структуры, называемой вихрь передней кромки крыла. Этот вид вихрей образуется непосредственно сверху и позади передней кромки крыла. В вихре создается чрезвычайно быстрый воздушный поток, и низкое давление, которое образуется в результате этого, добавляет существенную подъемную силу.

Кроме замедленного срыва воздушного потока, Дикинсон обнаружил, что в начале и в конце каждого взмаха крылья образуют кратковременные силы, которые нельзя полностью объяснить срывом воздушного потока. Эти силовые пики образуются во время изменения взмаха, когда крыло замедляет скорость и быстро вращается, что говорит о том, что именно вращение ответственно за силовые пики. Дикинсон продемонстрировал эту идею вращательной циркуляции, сравнив ее с теннисным мячиком. Теннисный мячик, который находится под действием обратного вращательного движения, тянет воздух быстрее своей верхней поверхностью, что заставляет мячик подниматься, тогда как обратное вращательное движение тянет воздух быстрее снизу, что приводит к тому, что он опускается. Дикинсон сделал вывод, что именно с помощью вращательной циркуляции крылья создают существенную силу подъема.

И, наконец, Дикинсон обнаружил, что захват спутного потока — столкновение крыла с вихревым попутным воздушным потоком предыдущего взмаха крыла — участвует в полете насекомых. Каждый взмах крыла оставляет позади множество вихрей. Когда крыло меняет направление в обратную сторону, оно проходит через этот перемешивающийся воздух. Попутные воздушные потоки содержат энергию, которая отдается насекомым воздуху, таким образом, захват спутного потока помогает насекомому повторно использовать энергию.

Эволюция крыльев насекомых и последующий полет на самом деле представляют собой такое явление, которое эволюционисты не способны объяснить. Насекомые являются самыми лучшими летательными аппаратами — даже наиболее современные созданные человеком самолеты не могут сравниться с полетом насекомых. Нет способа, с помощью которого у насекомых постепенно развился бы полет, как нет и окаменелостей, которые бы свидетельствовали о каких либо переходных видах между летающими и нелетающими насекомыми. Летопись окаменелостей указывает на то, что если, к примеру, полет и эволюционировал у насекомых, то это произошло очень быстро. Однако, такое быстрое и сложное эволюционное продвижение невозможно, и более того, оно противоречит самой эволюционной теории».[14]

 

  1. Перспективы развития нового направление в авиации и современные роботизированные машины

С появлением колеса еще 55 веков назад, человечество сделало большой рывок в развитии, но оно даже не заметило, как стало зависимо от него, строя дороги, магистрали и города, исходя из условий ландшафта и транспортной доступности, тем самым ограничивая себя.

Основными ныне существующими видами транспорта являются автомобильный, железнодорожный, водный и авиационный. На данный момент они приближаются к пределу своего развития, так как сегодня каждый мелкий шаг улучшения связан все с более крупными затратами. Поэтому есть смысл начать развитие принципиально нового направления в авиации и науке. Изучая аэродинамику полета насекомых и птиц, их морфологию, приступить к созданию новых материалов, разработке новых принципов двигателей и приводов для обеспечения точных и плавных взмахов крыла. К счастью, изобретать с риском, что ничего не получится, не нужно, все изобретено природой и летает миллиардами экземпляров, нам нужно это лишь повторить.[15]

Благодаря развитию науки и технике на сегодняшний день существуют различные приводы и искусственные мышцы. Широкое распространение получили двигатели постоянного тока и пошаговые двигатели, так как они просты в применении. Также существуют пьезодвигатели, эластичные нанотрубки и воздушные мышцы.

Пьезодвигатель представляет собой пьезоэлемент, при подаче на который переменного высокочастотного тока он начинает вибрировать, совершая поступательные движения с силой, несоизмеримой с их малыми размерами; поступательные движения также можно преобразовывать во вращательные. Эластичные углеродные нанотрубки – ни что иное, как твердотелый материал, по плотности сравнимый с воздухом, однако при своем малом весе эти искусственные мышцы способны создавать усилия в 30 раз большие, чем мышцы животных. Но пока эта многообещающая экспериментальная технология находится в стадии разработки. Воздушные мышцы (рис. 14) при накачивании воздухом способны сокращаться на 40% со значительным усилием, что позволяет при использовании пары мышц (антагонистов) создавать поступательные движения (например, взмахи крыла).[16]

Нога робота, работающая на воздушных мышцах.

Рис. 14.

Инженерная компания Boston Dynamics известна разработкой четвероногого робота BigDog (рис. 15) для военных целей по заказу Пентагона. BigDog приводится в движение благодаря 16 гидродвигателям, работающих от гидронасоса. При весе в 110 килограммов он может бежать со скоростью 11 км/час, пересекать труднопроходимую местность со скоростью 6 км/час, переносить груз до 154 кг и подниматься по наклонной плоскости с углом 35°.[17]

Фотография BigDog.

Рис. 15.

 

  1. Разработки современных конструкторов

В настоящее время наиболее известными проектами являются орнитоптер с мускульным приводом конструктора Пола Маккриди, который в 1979 г. перелетел Ла-Манш и орнитоптер американского инженера Джеймса Делоуриера (рис. 16), который полетел лишь после установки на него реактивного двигателя, преодолев всего 300 метров за 14 секунд, завалившись на бок в конце полета. Это был его последний полет.[1]

Ортоптер Джеймса Делоуриера до установки на него реактивного двигателя, 2004 г.

Рис. 16.

Группа разработчиков инженерной компании Festo, основываясь на полете чайки, пытается его воссоздать биомеханической птицей SmartBird (рис. 17) и уже добилась успехов. Во время взмаха угол атаки крыла увеличивается при помощи встроенных в него приводов, а при опускании - уменьшается, загребая воздух под крыло. Комплексная автоматизированная система управления позволила достичь электромеханической эффективности в 45%, а аэродинамической 80%, и при весе птицы 450 граммов она затрачивает на полет всего 25 Ватт мощности.[18]

Фотография SmartBird.

Рис. 17.

 

  1. Заключение

Человек всегда стремится во всем подражать природе и перенимать ее опыт, ведь она отбирала и создавала лучшие виды миллиарды лет, совершенствуя их. Стрекозы – это одни из немногих существ на Земле, которые не подверглись морфологическим изменениям с момента первого их появления 300 млн. лет назад и по сей день. Этот факт свидетельствует о тщательно разработанной сложной конструкции, которая была полностью функциональной с самого начала. Все указывает на разумную биомеханику полета насекомых - его форму, функцию и создание.

Человек летать, как птица, не может, но другое дело — доверить махать крыльями технике. На сегодняшний день не возникает трудностей по программированию автоматических узлов управления и приводов ЛА, как это было раньше. Существующие сейчас электрические элементы питания позволяют создавать модели, способные удерживаться в воздухе продолжительное время, мощные электродвигатели и ДВС развивают достаточную подъемную силу, чтобы поднять в воздух ЛА. Но проблема преобразования частых движений поршня или вращательного движения вала в плавные и равномерные взмахи не позволяет использовать их, являясь загвоздкой в создании орнитоптеров.[19]

Я считаю, что у орнитоптеров есть будущее и поэтому хочу предложить идею оригинальной конструкции двигателя – компрессора, нагнетающего давление для пневмоприводов. В свою очередь пневмоприводы, соединенные между собой шарнирно, управляют крылом, обеспечивая плавные и четкие взмахи, изменение угла атаки крыла, а также его продольное и поперечное перемещение, фиксацию под необходимым углом при посадке или планировании, а также независимую работу каждого крыла отдельно (рис 18).

Принципиальная схема силовой установки орнитоптера.

Рис. 18.

При небольших скоростях машущий полет является более экономичным, чем современные известные нам движители и, основываясь на исследовательской работе Майкла Дикинсона о полете насекомых, я хочу создать ЛА наподобие стрекозы (рис. 19), который превзойдет современные машины как по КПД, так и по маневренности.

Общий вид орнитоптера.

Рис. 19.

Практическое применение орнитоптеров может начинаться от детских игрушек (даже взрослый человек, которого вдохновляет полет, не откажется от радиоуправляемой стрекозы) и заканчиваться военными разработками. Благодаря поразительной маневренности и вертикальному взлету они могут стать незаменимыми в разведывательных, спасательных и военных операциях, а также доставке грузов с абсолютной точностью, и, возможно, в будущем отчасти заменят вертолеты и автомобили.

 

  1. Список литературы
  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Орнитоптер  - Википедия
  2. Мифы народов мира. В 2-х т. — М., 1991—1992. — Т. 1. — С. 504.
  3. http://nlo-mir.ru/tech/24527-tehnicheskie-izobretenija-leonardo-da-vinchi.html - Интернет журнал НЛО МИР
  4. http://www.abc-people.com/data/leonardov/deltaplan-txt.htm - Энциклопедия замечательных людей и идей
  5. http://khristos.org/article/170 - Статья
  6. http://animalsss.ucoz.net/index/0-137 - Животные
  7. http://kocmi.ru/zoologija/?id=117 – Древо знаний, статья
  8. http://aviaciaportal.ru/v-chem-zhe-sekret-poleta/ - Авиапортал
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Африканский_сип - Википедия
  10. http://slovarionline.ru/biologicheskiy_entsiklopedicheskiy_slovar/page/kryilya.3079/ - Словари онлайн
  11. http://aerodinamika-v-tehnike.ru/aerodinamika-prirode/polet-nasekomykh - Аэродинамика в природе и технике
  12. http://www.pesticidy.ru/dictionary/musculi_alares - Статья
  13. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-142300
  14. http://entomolog.info/entomologiya/raznye-nasekomye/biomehanika-poleta-nasekomyh-forma-funktsciya-sozdanie.html - Занимательная энтомология
  15. http://vlivkl.livejournal.com - Статья
  16. https://ru.wikipedia.org/wiki/Робототехника - Википедия
  17. http://www.bostondynamics.com/robot_bigdog.html
  18. http://www.valverus.info/market/2872-kompaniya-festo-predstavlyaet-smartbird.html - Информационный сайт
  19. http://rustoria.ru/post/ornitoptery-i-ciklokoptery-chto-pridet-na-smenu-dronam/ - Статья
Категория: Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год) | Добавил: Service (15.01.2016) | Автор: Загвоздкин Роман Игоревич W
Просмотров: 1456 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.6/25
Всего комментариев: 4
4  
Очень неплохо! Удачи Роман!

3  
Здорово!

1  
Интересная и позновательная работа. При всей кажущейся нецелесообразности работ в данном направлении (зачем сложно, если можно просто), очень приятно осозновать, что есть те, кто ищет альтернативные варианты технических решений.
С пожеланеим победы и дальнейших успехов в работе по теме исследования!
Рома, дерзай!
Игорь.

2  
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
14-Я ОЛИМПИАДА ЗАВЕРШЕНА!
ИТОГИ ПОДВЕДЕНЫ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В 15-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЕТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА!

Google+
Их многие читают
Щур Илья Андреевич (9924)
Кузьминова Анастасия Олеговна (7392)
Бадакова Анастасия (7378)
Збарский Даниил Павлович (6525)
Чеховская Алена Алексеевна (4860)
Кошманов Илья Игоревич (4441)
Иванов Семен Владимирович (4348)
Беляева Александра Сергеевна (4198)
Пушинская Кристина Валерьевна (3956)
Рафаэль (3806)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017