Четверг, 14.12.2017, 05:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год)

Авиационная психология

Авиационная психология - раздел психологии, посвященный вопросам существования человека в летной профессии. Исторически сложилось так, что основная зона внимания авиационной психологии - работа пилота, хотя в обеспечении летной работы занято множество специалистов.

Авиационная психология используется для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты.

Отрыв человека от Земли приводит к резкому изменению структуры пространственной ориентировки и появлению значительного психического напряжения; большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий.

В авиации число приборов в кабине самолета за последние 30 лет увеличилось в 10 раз, а время, отводимое на выполнение отдельных операций, сократилось в 5–7 раз. Управляя очень большими скоростями, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, принимать решения и выполнять те или иные действия за очень короткий интервал времени. У летчиков,  различающихся по функциональной межполушарной асимметрии, имеются определенные отличия высшей нервной деятельности. Поэтому одним из направлений авиационной психологии является исследование психических качеств, способствующих успешному выполнению летной деятельности с целью отбора кандидатов в учебные заведения и определения годности лётчиков к полётам.

Проблема: как функциональная асимметрия мозга может повлиять на профессиональную деятельность летчика?

Цель работы: изучить проявление асимметрии мозга у воспитанников летной группы

В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

  • по литературным источникам установить степень влияния межполушарной асимметрии на деятельность летчиков;
  • выявить у группы испытуемых признаки моторной, сенсорной и психической асимметрии;
  • определить возможность дальнейшего обучения летно-техническим специальностям
Гипотеза: если у человека преобладает развитие одного из полушарий, то это отражается на его деятельности.

Актуальность  данной работы заключается в необходимости изучения функциональной межполушарной асимметрии человека  для оптимизации условий работы летчика.

Функциональная асимметрия мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий мозга человека в протекании различных процессов в организме. Все проявления функциональной асимметрии делятся на три группы: моторная, сенсорная и психическая асимметрии человека.

Под моторной (или двигательной) асимметрией понимается совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.

Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела.

Понятие психической асимметрии подразумевает неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции.

Человек, работающий с современной техникой, как правило, не имеет возможности наблюдать управляемые процессы непосредственно. Между ним и управляемым объектом вклинивается целая система технических устройств: человек воспринимает не самый управляемый процесс (или объект), а его информационную модель. Человек должен расшифровать, декодировать информацию.

О том, насколько актуальна оптимизация соотношений человека и машины, свидетельствуют факты: из-за ошибок человека  в США происходит 70 % летных происшествий, более 50 % отказов в работе разного рода устройств. Ошибки происходят из-за того, что человек-оператор не успевает вовремя отреагировать на внезапный сигнал; неверно воспринимает и оценивает какую-либо информацию; не успевает переключить внимание с одного прибора на другой. В ходе исследования  мною было выяснено, что высокий уровень двигательной активности правой руки (доминирование левого полушария) является одним из главных условий успешного пилотирования самолета.

В исследовании принимали участие воспитанники профильной летной группы ТОШИ с ПЛП им. М.М.Расковой в количестве 15 человек. Возраст участников 16-17 лет.

Каждому испытуемому предлагалось проделать ряд упражнений на выявление ведущего полушария. Ряд упражнений позволил выявить ведущую руку, ногу – характеристики моторной асимметрии, ведущий глаз и ухо – сенсорной асимметрии и ряд тестов на определение психической асимметрии.

Для деятельности летчика важен профиль асимметрии, который определяется на основе уточнения функциональной асимметрии рук, ноги, зрения (прицельная способность) и слуха (дихотическое предъявление слов). Для успешной профессиональной деятельности значимы левые признаки асимметрии не только рук, но и зрения и особенно — слуха.

Исследование профиля латеральной организации (мануальное предпочтение – слуховое предпочтение – зрительное предпочтение) показало, что среди испытуемых  9 правшей, 4 амбидекстра, 2 левши.

Абстрактно-логическое мышление имеют 83 % правшей, и 50 % амбидекстров. Они обладают логическим мышлением, а значит, ведущим у них в мыслительных процессах является левое полушарие.

Образное мышление в нашей группе испытуемых имеет 100% левшей, 17% правшей и 50% амбидекстров. У них ведущим в мыслительных процессах является правое (творческое) полушарие.

Получили, что в исследованной группе 9 человек с преобладанием левого полушария (правши), 2 испытуемых с доминирующим правым полушарием (левши), 4 – амбидекстра, т. е. доминирующее полушарие не выявлено.

Учитывая совокупные данные всех признаков моторной, сенсорной и психической асимметрий, можно сделать вывод о возможности дальнейшего избрания профессии летчика у всех испытуемых правшей и амбидекстров.  Левша с профилем ЛПП может достичь профессионального успеха за счет правых асимметрий уха и зрения. Левше с профилем ЛЛА стоит рекомендовать избрать будущую профессию, не связанную с авиатехникой.

В ходе исследования:

 по литературным данным было установлено, что для успешной профессиональной деятельности летчика значимы левые признаки асимметрии рук, зрения и слуха;

в исследуемой группе выявлено 9 человек с преобладанием левого полушария (правши), 2 испытуемых с доминирующим правым полушарием (левши), 4 – амбидекстра;

дальнейшее обучение летно-техническим специальностям возможно у 14 испытуемых;

гипотеза подтвердилась: преобладающее развитие одного из полушарий головного мозга отражается на деятельности человека

Категория: Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год) | Добавил: Николай (03.04.2011) | Автор: Орликовский Николай
Просмотров: 1154 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!

Google+
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (35169)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (20384)
Щур Илья Андреевич (19133)
Нурсултан Данияр Ербулатович (17873)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (17436)
Перемота Алексей Юрьевич (14335)
Миргазетдинова Розалия (13542)
Комлев Фёдор Михайлович (13128)
Киселёв Андрей Валерьевич (12952)
Щур Илья Андреевич (12950)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017