ПЯТНИЦА, 1 АПРЕЛЯ 2011 Г.
С детства о небе мечтаю. Есть профессии, мода на которые приходит и уходит, их выбор обусловлен какими-либо благами и привилегиями, которые они сулят. А есть небо, море, дороги – они вне моды, и если уж возникает необъяснимая тяга к ним, то человека уже не пугают трудности, связанные с достижением цели. Одиннадцатиклассник Денис Садертдинов с детства мечтает о небе: еще тогда его любимым занятием было ездить на велосипеде к аэропорту и смотреть, как приземляются самолеты. Сейчас к мечте он стал ближе и на практике, и в теории: недавно Денис стал одним из 10 победителей первого тура VIII Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания. Теперь он готовится ехать в Москву для участия во втором туре.
- Денис, какую тему ты выбрал для работы?
- Меня заинтересовали атомные самолеты – летательные аппараты на ядерной энергии, их роль в истории ХХ века. Когда-то они разрабатывались в США и СССР. Тема эта актуальна, потому что поиск новых источников энергии важен всегда. Правда, сейчас работы в этом направлении не ведутся, но перспектива-то остается. Я начал заниматься этим, искать материал по теме.
- Первый тур прошел заочно, а дальше?
- Во втором туре от участников требуется подготовить презентацию по той же работе, но нужно более углубленно ее рассмотреть, быть готовым к разным вопросам жюри. Когда я участвовал в первом туре, то не думал, что войду в число победителей, просто было интересно. Сейчас осознаю, что на втором этапе надо выложиться, достойно представить работу.
- Ты ведь интересуешься не только теорией авиации?
- Да, я уже больше года хожу в клуб технических видов спорта «Юность Самотлора». Там мы занимаемся парашютным спортом. Также посещаю клуб «Юный авиатор», где мы изучаем специальные авиационные дисциплины, знакомимся с работой подразделений «Нижневартовск-
авиа». Наши преподаватели сами раньше работали в аэропорту, а теперь обучают молодежь.
- Прыгать с парашютом непросто?
- Сначала нужно полгода готовиться, перед тем как совершить прыжок. Мы изучали теорию: особые случаи в воздухе, укладку парашюта. Парашют укладываешь сам, сам с ним и прыгаешь. Это приучает к ответственности, внимательности.
В первый раз я даже не понял, что произошло, – наверное, на радостях. Свободное падение идет почти 3 секунды, а приземляться с открытым парашютом будешь около минуты. Правильно приземляться тоже нужно уметь, нас этому учили. Прыжком можно управлять с помощью скольжения, перетягивания свободных концов веревок. Ну и, конечно, многое зависит от ветра.
- Страха перед высотой никогда не бывает?
- Нет, чего бояться, если я только и мечтаю, чтобы вновь подняться в небо. Конечно, когда садимся в самолет и он начинает набирать высоту, в какой-то момент чувствуешь, что нервы на пределе. Но стоит пересилить себя, сделать шаг – и все становится на свои места. Ведь прыжки с парашютом - это удовольствие, адреналин.
- И много ли адреналина удалось получить за год занятий?
- Пока удалось прыгнуть два раза. Думаю съездить на сборы в Уват и сделать еще 10 прыжков.
- А девушки парашютным спортом занимаются?
- Да, девушки у нас тоже есть, и парням они не уступают. Меня даже одна девчонка обогнала по количеству прыжков.
- Наверняка у тебя уже есть планы, куда поступать после школы.
- Поступать решил либо в Уфимский авиационный институт, либо попробую свои силы в Московском – вдруг получится поступить туда? Для тех, кто участвует в олимпиаде, есть такой шанс. Уже готовлюсь к экзаменам. Не думаю, что буду управлять самолетом, – уж очень большая ответственность. Хочется заниматься либо обслуживанием самолетов, либо их строительством.
- Сейчас многие считают, что отечественная авиация переживает упадок…
- Я стараюсь следить за развитием современной авиации. Раз это мое хобби, я всегда сижу на авиационных форумах, читаю о новых технологиях. Сейчас лучшая авиация в Европе, Америке, но и российская техника не так плоха, как о ней говорят. У отечественной авиации есть перспективы. И это реально, иначе она бы меня не заинтересовала.
Беседовала
Юлия Зеленая
|