Суббота, 20.04.2024, 15:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год)

Экранолет Бартини - опередивший время!

Автор: Антаков Федор Вадимович
Возраст: 17 лет
Место учебы: 11А класс МБОУ гимназия 39
Город, регион: Уфа, Республика Башкортостан
Руководитель: к.т.н. Каменев С.И. доцент УГАТУ

«Экранолет» Бартини – опередивший время!

План:

Введение
1. Р.Л.Бартини - человек-загадка
2. «Опередивший время» - разработка термина, критериев оценки
3. «Экранолет» Бартини – история конструкции
4. Оценка «опережения времени»
5. Описание наглядного пособия – копии ВВА-14
6. Результаты исследования
Заключение
Источники информации

Введение

 

Актуальность темы: В постсоветское время в СМИ появилось множество материалов, в которых утверждается, что советский авиаконструктор Р.Л. Бартини – «человек из будущего», по гениальности сравнимый с Леонардо да Винчи, а созданные им летательные аппараты – «опередившие время».

Новизна проводимого исследования: впервые предпринята попытка разработать применительно к летательному аппарату термин «опередивший время», критерии оценки термина и определить, действительно ли ВВА-14 «опередил время».

Теоретическая значимость и возможность практического использования результатов: разработан применительно к летательному аппарату термин «опередивший время», критерии оценки термина, определено, действительно ли ВВА-14 «опередил время». Изготовлено наглядное пособие – копия ВВА-14 в масштабе 1/72, позволяющая наглядно оценить новизну применимых в его конструкции научных и технических решений.

Цель исследования: определить, действительно ли ВВА-14 «опередил время». Изготовить наглядное пособие - копию ВВА-14 в масштабе 1/72.

Объект исследования: разработка и воплощение в металл, запуск в серию летательных аппаратов в СССР.

Предмет исследования: «экранолет» ВВА-14 конструкции Р.Л. Бартини.

Гипотеза исследования: «экранолет» ВВА-14 конструкции Р.Л. Бартини опередил свое время.

Задачи исследования: Разработать применительно к летательному аппарату термин «опередивший время», критерии оценки термина. Определить, действительно ли ВВА-14 «опередил время». Изготовить наглядное пособие – копия ВВА-14 в масштабе 1/72.

Достоверность результатов: в ходе исследования использованы материалы, опубликованные историками в открытой печати, за их достоверность несут ответственность авторы изученных исследований, в работе приведены ссылки на документы, ими использованные.

Методы и приемы исследования: изучение и анализ материалов открытой печати и сети Интернет. Изготовление наглядного пособия – копии ВВА-14 в масштабе 1/72.

Ход исследования: изучены и проанализированы материалы открытой печати, разработан применительно к летательному аппарату термин «опередивший время», критерии оценки термина, определено, действительно ли ВВА-14 «опередил время». Изготовлено наглядное пособие – копия ВВА-14 в масштабе 1/72.

Результаты и выводы: Гипотеза исследования подтверждена. В соответствии с разработанным термином, «экранолет» Р.Л. Бартини является «опередившим время».

1. Р. Л. Бартини – человек-загадка

В постсоветское время в СМИ появилось множество материалов, в которых утверждается, что советский авиаконструктор Р.Л.Бартини – «человек из будущего», по гениальности сравнимый с Леонардо да Винчи, а созданные им летательные аппараты – «опередившие время». Помимо многочисленных домыслов, «журналистских расследований», «исторических исследований», касающихся тайны рождения, деятельности до прибытия в Советский Союз Р.Л.Бартини, во ВСЕХ публикациях утверждается, что Р.Л.Бартини – автор более 60 законченных проектов самолётов. Некий Александр Бочков пишет: «Большинство разработок Бартини значительно опережали своё время. Многие технологические и конструкторские самолётостроительные идеи Бартини могут быть воплощены только сейчас, многие ещё ждут своего воплощения в будущем».Попробуем все-таки разобраться в том, каковы же реальные достижения Р.Л.Бартини – советского авиаконструктора.

Вот статья из Большой Советской Энциклопедии:«Бартини Роберт Людовигович. Автор самолётов ДАР (дальний арктический разведчик), «Сталь-6,-7», оригинальных аэродинамических схем летательных аппаратов, силовых установок и др.»[1]

Интересно, что здесь авторство Р.Л.Бартини приписывается всего лишь трем самолетам, а также то, что не упоминается ВВА-14, очевидно, из соображений секретности…

В советское время официальным биографом Р.Л.Бартини был Игорь Эммануилович Чутко, книга которого – «Красные самолеты»[2] несколько раз была издана Политиздатом в 1970-1980-х г.г. Повесть «Красные самолеты» по сути является беллетризованной, политизированной биографией Р.Л.Бартини, написанной человеком, мало разбирающемся в технике вообще, и в авиации, в частности, хотя и утверждавшем, что долгие годы знал Р.Л.Бартини лично. В этом качестве упомянутая книга не может служить источником для исторического исследования.

Общепризнанный специалист по истории советского самолетостроения, авиаконструктор В.Б.Шавров, в своих книгах – «История конструкций самолетов в СССР до 1938г.» [3] и «История конструкций самолетов в СССР 1938-1950гг.» [4], авторство Р.Л. Бартини подтверждает в следующем:

  • «Сталь-6»-экспериментальный самолет со многими элементами новизны. Автор его Роберт Людовикович Бартини, итальянец, политэмигрант, работавший в нашей стране с 1924г., образованнейший талантливый конструктор»[3, стр.441]
  • «ДАР Р.Л.Бартини-Самолет был выпущен в конце 1935г. Испытания проводились весной 1936г. В Ленинграде в Гребном Порту. Летал Б.Г.Чухновский. Результаты были признаны хорошими»[3, стр.553-555]
  • «Сталь-7» Р.Л.Бартини -Самолет показал прекрасные летные качества»[4, стр.84-86]

Далее, по монографии В.Б.Шаврова, авторству Р.Л.Бартини принадлежат следующие проекты[3, стр. 405-408]:

  • «Р»-сверхзвуковой одноместный истребитель типа «летающее крыло» малого удлинения.
  • «Р-114»-зенитный истребитель-перехватчик с четырьмя ЖРД В.П.Глушко.

В 1944—1946 гг. Р.Л.Бартини работал над проектами гражданских самолетов.

  • Т-107(1945 г.) с двумя двигателями АШ-82 — пассажирский самолет-среднеплан с двухэтажным герметизированным фюзеляжем и трехкилевым оперением.
  • Т-108(1945 г.) — легкий транспортный самолет с двумя дизелями по 340 л. с. двухбалочный высокоплан с грузовой кабиной и неубираемым шасси. Не строился.
  • Т-117 — магистральный транспортный самолет с двумя двигателями АШ-73 по 2400 л. с.
  • Т-200 — специальный тяжелый военно-транспортный и десантный самолет.

Далее В.Б. Шавров пишет:

«В 1945-1961гг. Бартини было разработано пять проектов самолетов полетной массой от 30 до 320 т разного назначения (проекты «Ф»,«Р»,Р-АЛ,«Е» и«А»)».

И все, более о самолетах и проектах Бартини не упоминается. Остается загадкой также, что за проекты «Ф»,«Р»,Р-АЛ,«Е» и «А». Для того,чтобы в этом разобраться, а также для того, чтобы «найти» недостающий летавший самолет Бартини – ВВА-14, необходимо обратиться к единственной изданной после перестройки книге о Р.Л.Бартини: Якубович Н.В. «Самолеты Р.Л.Бартини», 2006 г. [5]

Итак, по хронологии Якубовича Н.В., проекту «А» соответствует «А-57»:

«Итак, дальнейшим развитием А-55 стал проект стратегического бомбардировщика и ракетоносца А-57 с экипажем из трех человек, предложенный Р.Л.Бартини в 1958 году.

Далее, по Якубовичу Н.В.:

«На базе А-57 были спроектированы разведчик Р-57 и его вариант Р-57-АЛ с ядерной силовой установкой, разрабатывавшейся под руководством А.М. Люльки[5, стр. 82].

Очевидно, это и есть проекты Р.Л. Бартини «Р» и Р-АЛ, по Шаврову В.Б.

Следующим по времени разработки идет, по Якубовичу Н.В., проект Е-57:

«Видимо осознав, что «бюрократическую машину» в лоб не возьмешь, Бартини пошел обходным путем, предложив проект дальнего бомбардировщика Е-57 по аналогичной А-57 схеме.» Без сомнения, это и есть проект Бартини Р.Л. «Е», по Шаврову В.Б.

Итак, остается установить, что представляет собой проект «Ф» по Шаврову В.Б. В своей книге [5] Якубович Н.В. пишет:

«Однако Роберт Людвигович не забыл рекомендации научно-технического совета ГКАТ и взялся за менее амбициозный проект фронтового бомбардировщика Ф-57 весом 25 т.»

Таким образом, документально подтверждено, что до 1961г. Р.Л.Бартини являлся автором:

  • Сталь-6 (1933) — экспериментальный истребитель (опытный)
  • Сталь-7 (осень 1935) — 12-местный пассажирский самолёт (опытный)
  • ДАР (конец 1935) — дальний арктический разведчик (опытный)
  • Р — сверхзвуковой одноместный истребитель (проект)
  • Р-114 (1942) — зенитный истребитель-перехватчик (проект)
  • Т-107 (1945) — пассажирский самолёт (проект)
  • Т-108 (1945) — легкий транспортный самолёт (проект)
  • Т-117 (1948) — магистральный транспортный самолет (не достроен)
  • Т-200 (1947) — тяжелый военно-транспортный и десантный самолет(проект)
  • Т-210 — вариант Т-200 (проект)
  • А-57 (1957) — стратегический бомбардировщик — летающая лодка (проект), дальность 14000 км
  • Е-57 — (проект) гидросамолет-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10 и ядерной бомбы. Экипаж - 2 чел. По конструкции самолет был идентичен А-57. Бесхвостка. Дальность - 7000 км.
  • Ф-57 — сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (проект), развитие проекта А-57
  • Р-57 — сверхзвуковой дальний разведчик (проект), развитие проекта А-57
  • Р-АЛ (1961) — дальний разведчик с ядерной силовой установкой (проект), развитие проекта А-57.

Далее в своей книге [5] Н.В. Якубович описывает следующие проекты и летательные аппараты, автором которых являлся Р.Л.Бартини:

«…Все эти исследования привели Бартини к грандиозному проекту вертикально взлетающего самолета СВВП-2500 с полетным весом 2500 т. … Затем в ОКБ Г.М.Бериева изготовили пилотируемую самоходную модель ГЛ-1 («Гидролет», Бе-1), предназначенную для исследований управляемости и мореходности окончательной компоновки подводных крыльев для экраноплана-авианосца.

Когда стало ясно, что постройка СВВП 2500 маловероятна, то Бартини, развивая идею составного крыла (образованного из центроплана малого удлинения и консолей большого удлинения), в 1963г. предложил создать вертикально взлетающий самолет-амфибию противолодочной обороны МВА-62 весом 38 т.

МВА-62 так и осталась на бумаге, став предшественником проекта вертикально взлетающей амфибии ВВА-14, ее планировалось построить силами завода №938(ныне–Ухтомский вертолетный завод,УВЗ) в Подмосковье, где дислоцировались основные силы конструкторского бюро Бартини» [5, стр. 89-91].

Подробно история постройки и испытаний ВВА-14 описана в 3 главе, там же объясняется, почему самолет-амфибия превратился в «экранолет»

Гипотеза настоящего исследования – «экранолет» ВВА-14 конструкции Р.Л.Бартини опередил свое время.

Для доказательства гипотезы необходимо решить несколько задач, одна из которых - разработать применительно к летательному аппарату термин «опередивший время», критерии оценки термина.

2. «Опередивший время» - разработка термина, критериев оценки

Термин «опередивший время» в военно-исторической, справочно-энциклопедической, филологической литературе отсутствует.

«ТЕРМИН,-а,м. Слово или словосочетание - название определенного понятия какой-н. специальной области науки,техники,искусства.» [6,стр.853].

«ОПЕРЕДИТЬ,-ежу,-едишь;-еженный(-ен,-ена);сов.,кого-что.То же, что обогнать.» [6, стр.478].

«ВРЕМЯ, -мени,мн.-мена,-мен,-менам,ср.1.Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена ее явлений и состояний. 2.Продолжительность, длительность чего-н.,измеряемая секундами,минутами, часами. 3. Промежуток той или иной длительности,в к-рый совершается что-н., последов. смена часов, дней, лет. 4. Определенный момент, в который происходит что-н. 5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. 6. Пора дня, года. 7. в знач. сказ., с неопр. 8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. 9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего. 10. времен кого-чего, в знач. предлога с род. п. В период, вовремя существования кого-чего-н. (о ком-чем-н. бывшем в отдаленном прошлом).»[6,стр.96].

Очевидно, что простая подстановка толкования слова не позволяет разработать термин «опередивший время» применительно к летательному аппарату (далее-ЛА). Ясно только, что ЛА должен быть «впереди всех» и «раньше всех». Только вот в чем?

Обратимся к опыту издателей «Книги Гиннесса об авиации. Рекорды. Факты. Достижения» М. Тейлора и Д. Мандэя [7]. Попробуем на примерах из их книги определить, на каком основании тот или иной ЛА попал в «Книгу Гиннесса».

  1. Впервые на ЛА аппарат установлен тот или иной тип двигателя
  2. Впервые на самолет установлены 4 двигателя
  3. Впервые на ЛА аппарате применен к.-л. материал
  4. Впервые известное техническое решение (двигатели) расположены на ЛА по-новому
  5. Впервые ЛА разрабатывается для нового вида применения
  6. Впервые на ЛА применено сочетание нескольких технических решений
  7. Естественно, что в «Книге Гиннесса…» присутствуют ЛА, на которых официально установлен какой-либо авиационный рекорд (дальности, скорости, грузоподъемности и т.п.).

На основании вышеизложенного, попытаемся сформулировать термин «опередивший время» применительно к ЛА.

Для этого, в том числе, используем термины:

«Техническое решение - устройство, сооружение, изделие, являющееся конструктивным элементом или совокупностью конструктивных элементов, находящихся в функционально-конструктивном единстве; способ, процесс выполнения взаимосвязанных действий над материальным объектом и с помощью материальных объектов; вещество, искусственно созданное материальное образование, являющееся совокупностью взаимосвязанных элементов, ингредиентов» [8, стр.612].

«Опытный, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно.

1. Обладающий опытом (в 1 знач.), знаниями, навыками в каком-л. деле, профессии, ремесле. 2. Предназначенный для ведения опытов. 3. Основанный на опыте, эксперименте.» [9, т.4, стр.212].

Итак, впервые разработанный термин:

«Опередивший время ЛА –

1) ЛА, на котором официально установлен к.-л. авиационный рекорд;

2) опытный ЛА, на котором впервые применены к.-л. технические решения, либо количество (размеры) их, либо сочетание их»

Из формулировки термина вытекают критерии оценки ЛА на соответствие термину «опередивший время»:

  1. Установлен ли на данном типе ЛА к.-л. авиационный рекорд;
  2. Наличие на данном типе ЛА впервые примененного технического решения;
  3. Наличие на данном типе ЛА впервые примененного количества (размера) технических решений;
  4. Наличие на данном типе ЛА впервые примененного сочетания технических решений.

Таким образом, первая задача исследования выполнена – разработан термин «опередивший время», критерии его оценки. Переходим к решению второй задачи исследования – определить, является ли самолет-амфибия-экранолет ВВА-14 конструктора Р.Л.Бартини опередившим время. Для этого необходимо рассмотреть историю создания ВВА-14, выделить, что в его конструкции было «впервые».

3. «Экранолет» Бартини – история конструкции

Полное и достоверное описание истории ВВА-14 изложено в уже использованной в первой главе настоящего исследования книге Н.В.Якубовича «Самолеты Р.Л.Бартини [5]. Далее последует вставка из упомянутой книги, продолжающая описание истории ВВА-14 из первой главы. Автор выделил участки текста, в которых описываются впервые примененные технические решения, либо их количество (размер), либо их сочетания.

«В июне 1968г. ОКБ морского самолетостроения приняло в свой коллектив часть конструкторского бюро серийного завода №86 во главе с Бартини и, вместе с ними, все заботы по этому проекту. В ноябре того же года было подписано решение комиссии Президиума Совета Министров СССР, а спустя месяц – приказ Минавиапрома о разработке технического проекта ВВА-14 на Таганрогском машиностроительном заводе. На разработку и постройку ВВА-14 (вертикально взлетающая амфибия с 14 двигателями) ушло почти пять лет.

Для отработки системы управления самолетом помимо неподвижного стенда, впервые в отечественной авиационной промышленности построили пилотажный стенд с подвижной кабиной. На нем, а также на стенде с неподвижной кабиной отрабатывались режимы управления самолетом.

ВВА-14

К лету 1972г. завершились основные работы по сборке первого ВВА-14 и с 12 по 14 июля провели рулежки и пробежки самолета по грунтовой взлетно-посадочной полосе заводского аэродрома. Затем самолет перевезли на соседний аэродром с бетонной полосой.

4 сентября 1972г. экипаж в составе летчика-испытателя Ю.М. Куприянова и штурмана-испытателя Л.Ф. Кузнецова впервые опробовал в воздухе ВВА-14, укомплектованный имитатором поплавкового взлетно-посадочного устройства.

Полет, продолжавшийся почти час, подтвердил расчетные характеристики устойчивости и управляемость машины, оказавшиеся не хуже, чем у самолетов традиционных схем.

Первый этап летных испытаний завершился к лету 1973г., после чего машину поставили на доработку. Зимой 1973-1974 годов на ВВА-14 установили штатное пневматическое взлетно-посадочное устройство (ПВПУ), спроектированное Долгопрудненским КБ и изготовленных на Ярославском шинном заводе.

Летом 1974г. приступили к мореходным испытаниям, показавшим, что максимальная скорость при рулежке на воде не должна превышать 35 км/ч.На больших скоростях самолет опускал носовую часть и возникала опасность деформации и последующего разрушения мягких поплавков. ВВА-14 сохранял плавучесть при разгерметизации двух отсеков одного из поплавков, что соответствовало требованиям заказчика.

Первый полет ВВА-14 с выпуском и уборкой поплавков в воздухе состоялся 11.06.1975г. За 16 дней в испытательных полетах ПВПУ выпускали и убирали 11 раз.

С сентября 1972 по июнь 1975г. на ВВА-14 совершили 107 полетов с общим налетом свыше 103 ч, в том числе перелет по маршруту Таганрог – Воронеж – Жуковский, состоявшийся 16 июня 1973 г. На аэродроме ЛИИ на ВВА-14 выполнили несколько полетов, самолет был подготовлен для показа секретарю ЦК КПСС Д.Ф. Устинову Однако тот не приехал. ВВА-14 вернулся в Таганрог. В ходе испытании была достигнута скорость 260 км/ч.

После прекращения программы ВВА-14 из-за отсутствия подъемных двигателей РД36-35ПР с турбовентиляторной приставкой в 1975г. приступили к его переоборудованию в экспериментальный экранолет 14М1П. Планер второй машины ВВА-14-2М отвезли на дальний край стоянки заводского аэродрома, а до постройки третьего экземпляра ВВА-14 дело так и не дошло» [5, стр. 91-95].

Основными проблемами ВВА-14, которые предстояло решить при проектировании и проверить испытаниями - "китами", как их называл Бартини, были следующие:

  • Необычная аэродинамическая схема - центроплан-летающее крыло с консолями и бортотсеками, т.е. сложное составное крыло.
  • Взлётно-посадочное устройство с поплавками (пневматическое взлётно-посадочное устройство - ПВПУ) длиной 14 м и диаметром 2,5 м.
  • Управление на переходных режимах - при вертикальном взлёте и посадке.
  • Силовая установка ВВА-14, состоящая из двух маршевых и 12 подъёмных двигателей.
  • Поведение самолёта при интерференции газовых струй подъёмных двигателей с поверхностью, с которой взлетает или на которую садится самолёт.
  • Как же укрощались эти "киты" при проектировании и как создавалась конструкция ВВА-14?
  • Конструкцию поплавков ПВПУ, механизмов и систем обеспечения их выпуска и уборки по праву можно назвать выстраданной, ибо таких принципиальных изменений не претерпевала ни одна из систем.

Наконец Бартини сформулировал задачу: и при выпуске, и при уборке поплавка внутри него должно быть давление формообразования, т.е. его надо складывать внешней силой, но не вакуумом внутри, а выпускать, наполняя воздухом. В ответ на это требование и родилась в Долгопрудненском КБА и на ТАНТК совместная конструктивная схема поплавка, механизмов его уборки и выпуска. Выкристаллизовались требования к системам и приводам.

Благодаря изобретению струйных рулей, управляющих векторами тяги одновременно по двум каналам - тангажу и курсу, количество этих рулей было уменьшено. Идеология вращения рукоятки управления самолётом у лётчика "по-вертолётному" дополнила и завершила ставшую стройной теоретическую и конструктивную схему этой важнейшей системы, другого "кита" идеи Бартини. Очень много вопросов по этому "киту" было решено на газодинамическом стенде, имитировавшем работу подъёмных двигателей и струйников. Конструкция газодинамического стенда имела внушительные размеры - примерно 15/15/10 м и массу 27 т.

Силовая установка, состоящая из двух маршевых и 12 подъёмных двигателей, размещённых в центропланных шахтах с забором воздуха сверху центроплана и с выхлопом вниз, была далеко не ординарной.

В отличие от обычных существующих на многих фирмах пилотажных стендов на стенде ВВА-14, помимо имитаторов гула работы двигателей и имитации визуальной обстановки, было смонтировано устройство, позволявшее имитировать вибрацию кресла пилота и почувствовать стук колес о стыки бетонных плит, отрыв и касание машины.

Незапланированный и рискованный эксперимент – отключение питающей электроэнергии - заставил разработать специальное защитное устройство, которое в последующем полностью исключало неприятности при выключении электроэнергии.

Наиболее значимым результатом всех летных испытаний первого образца ВВА-14 следует признать подтверждение еще одного предвидения Р. Л.Бартини: под самолетом вблизи земли толщина динамической воздушной подушки значительно больше по отношению к средней аэродинамической хорде крыла, чем это содержалось в официальных рекомендациях науки.Учитывая тщательность научных исследований (ЦАГИ, НАСА и др.), можно сделать вывод о необычайно удачной компоновке ВВА-14, работающей по-иному, чем изолированное крыло или низкоплан вблизи экрана.

При средней аэродинамической хорде ВВА-14 в 10,75 м эффект динамической подушки ощущался с высоты 10-12 м.

Эта особенность ВВА-14, ставшего таким образом экранолетом-самолетом, использовавшим эффект динамической подушки от экрана, позволила Бартини утвердиться в правоте предсказания для проекта «2500» об экранном полете на высоте 150-200 м при средней аэродинамической хорде 250 м.

4. Оценка «опережения времени»

Определим, каким критериям термина «опередивший время» соответствует экранолет ВВА-14:

1. Установлен ли на данном типе ЛА к.-л. авиационный рекорд – нет;

2. Наличие на данном типе ЛА впервые примененного технического решения – да:

  • необычная аэродинамическая схема - центроплан-летающее крыло с консолями и бортотсеками, т.е. сложное составное крыло;
  • впервые в отечественной авиационной промышленности построили пилотажный стенд с подвижной кабиной;
  • изобрели и изготовили для подъемных двигателей струйные рули, управляющие векторами тяги одновременно по двум каналам - тангажу и курсу;
  • был создан специальный газодинамический "горячий" стенд, имитировавший работу подъёмных двигателей и струйников;
  • система управления выпуском и уборкой ПВПУ;

3. Наличие на данном типе ЛА впервые примененного количества (размера) технических решений – да:

  • взлётно-посадочное устройство с поплавками (пневматическое взлётно-посадочное устройство - ПВПУ) длиной 14 м и диаметром 2,5 м;

4. Наличие на данном типе ЛА впервые примененного сочетания технических решений – да:

  • сложное составное крыло с взлётно-посадочным устройством с поплавками.

К сожалению, ВВА-14 так и не получил подъемных двигателей, поэтому в критериях оценки не указано это рекордное количество – 12 подъемных двигателей, которые были бы установлены на одном самолете впервые в мире.

В связи с этим, изобретение и изготовление струйных рулей и газодинамического стенда также необходимо удалить из оценки ВВА-14.

Несмотря на это, экранолет ВВА-14 является «опередившим время» по трем критериям из четырех.

Таким образом, вторая задача исследования выполнена – определено, действительно ли ВВА-14 «опередил время».

5. Описание наглядного пособия – копии ВВА-14

Для изготовления наглядного пособия – копии ВВА-14 использован набор фирмы MODELSVIT в масштабе 1:72. Данный масштаб является наиболее распространенным в стендовом моделизме, да и модель в этом масштабе имеет длину 38 см, а размах крыльев – 42 см. Кроме того, на сегодняшний день это единственная производимая в мире модель ВВА-14. Количество деталей – 188. Окраска и расположение опознавательных знаков аутентичны.

  • пособие позволяет наглядно оценить новизну применимых в конструкции ВВА-14 научных и технических решений, а именно – сложное составное крыло, взлётно-посадочное устройство с поплавками (пневматическое взлётно-посадочное устройство - ПВПУ) длиной 14 м, а также их сочетание.

Таким образом, третья задача исследования выполнена – изготовлено наглядное пособие – копия ВВА-14 в масштабе 1/72, позволяющая наглядно оценить новизну применимых в его конструкции научных и технических решений.

6. Результаты исследования

В ходе исследования изучены и проанализированы материалы открытой печати, разработан применительно к летательному аппарату термин «опередивший время», критерии оценки термина, определено, действительно ли ВВА-14 «опередил время». Изготовлено наглядное пособие – копия ВВА-14 в масштабе 1/72.

Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Гипотеза исследования: «экранолет» ВВА-14 конструкции Р.Л. Бартини опередил свое время подтверждена.

В соответствии с разработанным термином, «экранолет» Р.Л. Бартини является «опередившим время».

Заключение

Великий советский авиаконструктор Роберто Людовигович Бартини за пятьдесят лет работы в советском авиастроении создал пять летавших самолетов и полтора десятка законченных проектов летательных аппаратов. Но ВСЕ они опередили свое время.

Задачей современных авиаконструкторов является воплощение идей Бартини в жизнь, чтобы выполнить клятву Бартини, данную им в 26 лет товарищам по ЦК итальянской компартии:

«Я положу жизнь на то, чтобы красные самолёты летали выше и быстрее, лучше чёрных!»

Источники информации

  1. Большая Советская Энциклопедия, в 30 томах, третье издание, М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.
  2. Чутко И.Э. «Красные самолеты», М.: Политиздат, 1982.
  3. Шавров В.Б. «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1978.
  4. Шавров В.Б. «История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. – 2-е изд., исправл. – М.: Машиностроение, 1988.
  5. Якубович Н.В. «Самолеты Р.Л. Бартини», М.: «Русское авиационное общество (РУСАВИА), 2006.
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений», М.: Азбуковник, 1999.
  7. Тейлор М., Мандэй Д. «Книга Гиннесса об авиации. Рекорды. Факты. Достижения», Минск: БелАДИ (Черепаха)/ «Беларусь», 1997.
  8. Гл. ред. Ишлинский А.Ю. «Большой энциклопедический словарь Политехнический», М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  9. Под ред. А. П. Евгеньевой «Словарь русского языка» в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; — 4-е изд., стер. — М.: «Полиграфресурсы», 1999.
  10. Общедоступные материалы сети Интернет
Категория: Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год) | Добавил: Service (29.12.2018) | Автор: Антаков Федор Вадимович E W
Просмотров: 1042 | Рейтинг: 2.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2505)
Фурсов Максим (2004)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1872)
Егор Андреевич Попов (1674)
Штриккер Артур (1258)
Григорьев Павел Сергеевич (663)
Медведкин Иван (592)
Азарин Николай (546)
Трунов Артём Николаевич (466)
Ефимова Софья Алексеевна (444)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024