Четверг, 28.03.2024, 18:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Четырнадцатая олимпиада (2016/17 уч.год)

Выдающийся самолёт XX века "Илья Муромец"

                           

Автор: Вакалова Полина

Возраст: 13лет

Место учебы: МБОУ «Леоновская СОШ», 7 класс

Город, регион:  х.Леонов, Обливский район, Ростовская область

 Руководитель: Донскова Любовь Викторовна, МБОУ «Леоновская СОШ», учитель физики и информатики

 

Историко-исследовательская работа "Выдающийся самолёт XX века "Илья Муромец""

План:

  1. Введение
  2. Основная часть

2.1.Первый в мире бомбардировщик и пассажирский самолёт "Илья Муромец"

     3.  Заключительная часть

 

Введение

                                    «Недостаточно делать самолеты на уровне мировых образцов.

                                      Надо быть впереди».

                                                                                     П.В.Балабуев

                                                                 (генеральный конструктор АНТК О.К.Антонова)

 

С древних времен человек стремился в небо. Существовало много сказок, мифов и легенд о различных летательных аппаратах: колесницы богов, ковер-самолет, крылья, которые можно надеть и полететь, как птица, и многое другое. Люди пытались придумать различные приспособления, которые бы позволили им осуществить полет.

История помнит извечное стремления человека летать, много на этом пути было открытий и дерзких попыток переиграть гравитацию, лишь в 20м веке человек полноценно захватил господство в воздухе как по высотам, так и по скоростям. Однако классические компоновки самолетов 20 века удовлетворяли не всех инженеров конструкторов, весь прошлый век пытливые умы пытались построить что-то кардинально новое, чтобы перевернуть представление о воздухоплавании. Люди пытались создать летательный аппарат и подняться над землей. Но только в 1903-м году американским изобретателям братьям Райт удалось успешно испытать свой  «Флайер – 1», оснащенный двигателем. Он находился в воздухе целых 59 секунд и пролетел над долиной Китти-Хоук 260 метров.

 

Сегодня без самолетов невозможно представить ни развитие бизнеса, ни отдых. «Стальные птицы» по-прежнему остаются самым быстрым видом транспорта.

Но вернёмся из века  в век XX, который характеризуется  техническим  прогрессом  и новым этапом  индустриального развития. Новым транспортным средством в 20 веке стала авиация, ранее имевшая исключительно развлекательное назначение. Самолеты с бензиновым двигателем исполняли функции пассажирских перевозок и военных стратегических объектов. Так уже в 1914 году успешно прошел испытание первый в мире бомбардировщик «Илья Муромец» - самолет, который имел возможность перевозить около тонны боевых припасов и подниматься на высоту 4 км. Именно об этом самолёте я хочу рассказать в своей историко-исследовательской работе.

Цели и задачи:   

  • представить выдающийся самолёт XX века «Илья Муромец»;
  • показать преимущества самолёта «Илья Муромец», его значимость;
  • исследовать этапы становления самолёта «Илья Муромец».

Проблема и ее анализ:

 

 Есть ли польза в изучении забытых проектов самолётов XX века.

 

Область исследования:

 

Авиация. Самолёт «Илья Муромец».

 

Основная часть

Россия знаменита многими изобретениями, однако, одним из самых выдающихся стал первый в мире бомбардировщик. Название его было несколько необычным, но в, тоже время устрашающим. Еще бы, ведь аэроплан носил название сильного и могучего былинного богатыря Ильи Муромца.

«Богатырь» начал свое создание в августе 1913 года, но уже в декабре самый первый прототип данной модели собирался подняться в воздух. Условия были не самые благоприятные, потому что на дворе была зима. Но сообразительные российские конструкторы и из этой ситуации нашли выход, они попросту одели на Илью лыжи. Благодаря этому, пойдя 283 метра взлетной полосы, бомбардировщик взлетел на высоту в 1000 метров, еще и «неся на плечах» груз весом в 1100 кг. Однако именно благодаря этому ему удалось побить рекорд иного аэроплана, который вез вес всего в 653 кг.
 

С 1913 по 1918 год в России на Русско-Балтийском вагонном заводе(Руссобалт) выпускалось несколько серий самолёта «Илья Муромец»(С-22), который использовался как в мирных, так и в военных целях, и поставил ряд мировых рекордов. Об этом самолёте и пойдёт речь в этой заметке. Знаменитый самолёт был создан авиационным отделом завода «Руссо-Балт», под руководством коллектива, возглавлявшегося Игорем Ивановичем Сикорским (в 1919 году он эмигрировал в США и прославился конструированием вертолётов). В создании самолёта также участвовали такие конструкторы как К. К. Эргант, М. Ф. Климиксеев, А. А. Серебров, князь А. С. Кудашев, Г. П. Адлер.

Игорь Иванович Сикорский, 1914 г.

Предшественником «Ильи Муромца» стал самолёт «Русский витязь» - первый в мире четырёхмоторный самолёт. Он тоже был спроектирован на «Руссбалте» под руководством Сикорского. Первый его полёт состоялся в мае 1913 года, а 11 сентября того же года единственный экземпляр самолёта был сильно повреждён сорвавшимся с самолёта «Меллер-II» двигателем. Восстанавливать его не стали. Прямым наследником «Русского витязя» стал «Илья Муромец», первый экземпляр которого был построен в октябре 1913 года.

«Русский витязь», 1913

Илья Муромец" с двигателями "Аргус" в Санкт-Петербурге осенью 1914 г. В кабине - капитан Г. Г. Горшков

К сожалению, в то время в Российской империи не было собственного производства авиамоторов, поэтому на «Илью Муромца» были поставлены немецкие моторы «Аргус» (Argus) мощностью 100 л.с. каждый (в дальнейшем ставились и другие типы моторов, в т.ч. и разработанный в 1915 году российский Р-БВ3). Размах крыла «Ильи Муромца» был равен 32 м, а полная площадь крыла - 182 м2. Все основные детали самолёта были сделаны из дерева. Верхнее и нижнее крылья собраны из отдельных частей, соединенных по разъемам.

Уже 12 декабря 1913 г. самолёт установил рекорд грузоподъёмности - (предыдущий рекорд на самолете Соммера составлял 653 кг). А 12 февраля 1914 в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал самолёт сам И. И. Сикорский. В демонстрационных целях самолёт совершил много полётов над Петербургом и пригородами. Целые толпы собирались, чтобы посмотреть необычайно большой для того времени самолёт. Сикорский был уверен в своём самолёте, и пролетал над городом на небольшой для того времени высоте - всего 400 метров. В то время пилоты одномоторных самолётов избегали полётов над городами, т.к. в случае отказа мотора вынужденная посадка в городских условиях могла оказаться роковой. На "Муромце" было установлено 4 мотора, поэтому Сикорский был уверен в безопасности самолёта. Остановка двух из четырёх моторов ещё не обязательно должна заставить самолёт опуститься. По крыльям самолёта во время полёта могли ходить люди, и это не нарушало равновесия «Ильи Муромца»(выход на крыло во время полёта проделал сам Сикорский, чтобы убедиться, что при необходимости лётчик сможет заняться ремонтом мотора прямо в воздухе). На тот момент это было совершенно новым и производило большое впечатление.

Илья Муромец садится на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге, февраль 1914 г.

Именно «Илья Муромец» стал первым пассажирским самолётом. Впервые в истории авиации у него была отдельный от кабины пилота салон, со спальными комнатами, отоплением, электрическим освещением и даже ванной с туалетом.

Интерьер Ильи Муромца.

Первый в мире скоростной дальний перелёт тяжёлого самолёта был совершён «Ильёй Муромцем» 16-17 июня 1914 из Петербурга в Киев (дальность перелёта – более 1200 км). Кроме Сикорского в этом перелёте участвовали второй пилот штабс-капитан Христофор Пруссис, штурман и летчик лейтенант Георгий Лавров и механик Владимир Панасюк. В баках почти тонна горючего, четверть тонны масла. На случай ликвидации поломок на борту было десять пудов (160 кг) запасных частей. Во время этого перелёта произошло ЧП. Вскоре после того, как был совершен взлёт после запланированной посадке в Орше(город в Витебской области), от правого мотора, скорее всего из-за сильной болтанки, отсоединился шланг подачи горючего, в результате чего вытекавшая струя бензина загорелась и за мотором забушевало пламя. Чуть было не погиб выскочивший на крыло Панасюк, пытавшийся затушить пламя – он сам был облит бензином и загорелся. Его спас Лавров, потушив огнетушителем, он же сумел перекрыть кран подачи горючего. Сикорский успешно совершил вынужденную посадку, а самолёт был быстро, в течении часа, отремонтирован, но т.к. надвигались сумерки, было принято решение заночевать. До Киева добрались без дальнейших происшествий. Обратный перелёт обошёлся без крупных ЧП, но Сикорскому пришлось выходить на крыло, чтобы подтянуть разболтавшиеся от тряски гайки карбюратора одного из моторов. Обратный перелёт Киев-Петербург был совершён за один день за 14 часов 38 минут, что было рекордом для тяжёлой авиации. В честь этого события серия получила название киевской. Весной 1914 была выпущена модификация «Ильи Муромца» в виде гидроплана, и вплоть до 1917 г. он оставался крупнейшим гидропланом в мире. 

Илья Муромец (тип Б) оснащенный двигателями Сальмсон в Петрограде вскоре после начала Первой мировой войны

Однако от лётчиков, испытывавших самолёт в боевых условиях, поступали негативные отзывы. Штабс-капитан Руднев доносил, что "Муромец" плохо набирает высоту, имеет небольшую скорость, не защищен, и поэтому наблюдение за крепостью Перемышль можно вести только на большом удалении и на максимально возможной высоте. Ни о каких бомбардировках и полетах в тыл противника не сообщалось. Мнение о самолёте складывалось негативное, в результате выдача заводу «Руссобалт» задатка в размере 3.6.млн. руб. на постройку заказанных самолётов была приостановлена. 

Шидловский Михаил Владимирович

Ситуацию спас Михаил Владимирович Шидловский, руководивший авиационным отделом «Руссо-Балт». Он признал, что самолёт имеет недостатки, но указал на то, что экипажи имеют недостаточную подготовку. Он согласился приостановить постройку 32 машин, но настоял на постройки первых десяти, для того, чтобы их можно было всесторонне проверить в боевых условиях. Им было предложено формировать «Ильи Муромцы» в эскадры, по примеру морского флота. Николай II одобрил эту идею, и 10 декабря 1914 года был издан приказ, по которому русская авиация делилась на тяжелую, подчиненную Штабу Верховного Главнокомандования, и легкую, входящую в войcковые соединения и подчиненную Великому Князю Александру Михайловичу. Этим историческим приказом было положено начало стратегической авиации. Этим же приказом была сформирована эскадра из десяти боевых и двух учебных кораблей типа "Илья Муромец". Командующим эскадры был назначен сам Шидловский, призванный на военную службу. Ему было присвоено звание генерал-майор, и, таким образом, он стал первым авиационным генералом (к сожалению, в августе 1918 года М.В. Шидловский был вместе со своим сыном расстрелян большевиками при попытке выехать в Финляндию). Созданная эскадра базировалась недалеко от городка Яблонна под Варшавой в 40 км. 
 

Илья Муромец - Киевский возвращается в Яблонну после боевого вылета над территорией Восточной Пруссии 31 марта 1915 г

За всю войну данная эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей, потеряв при этом лишь один самолёт непосредственно в боях с вражескими истребителями. Благодаря успехам эскадры, в апреле 1915 года заказ на постройку 32 самолётов был разморожен. «Ильи Муромцы» должны были быть построены до 1 мая 1916 года. В 1915 начался выпуск серии Г с экипажем 7 человек, Г-1, в 1916 — Г-2 со стрелковой кабиной, Г-3, в 1917 — Г-4. В 1915—1916 выпущено три машины серии Д (ДИМ). 

Илья Муромец тип Г-2 имел место для хвостового стрелка

Как уже писалось выше, в 1914 году в Российской империи не производилось собственных авиадвигателей, что представляло собой серьёзную угрозу в условиях Первой Мировой. В 1915 году на Рижском заводе «Руссо-Балт» (автомобильное производство завода находилось в Риге, а авиационное – в Петрограде. С июля по сентябрь 1915 года, с приближением фронта к Риге, оборудование Русско-Балтийскиого вагонного завода было эвакуировано в разные города империи. Вагонное производство перевели в Тверь, автомобильное — в Петроград и частично в Москву, в Фили) инженером Киреевым был сконструирован авиадвигатель Р-БВЗ. Это был шестицилиндровый двухтактный двигатель водяного охлаждения с радиаторами по бокам автомобильного типа. После установки этих русских двигателей на ИМ-2, оказалось, что эти двигатели лучше Сальмсона и Сабима как по качеству, так и по характеристикам. По некоторым показателям эти русские двигатели превосходили немецкие «Аргусы», первоначально ставившиеся на этот самолёт. 

Всего было выпущено около 80 самолётов «Илья Муромец». В период с 30 октября 1914 г. по 23 мая 1918 года было потеряно и списано 26 самолётов этого типа. Причём из них было сбито или получило в результате боёв неремонтопригодные повреждения всего 4 шт., остальные погибли или из-за технических неисправностей, ошибок пилотирования, или стихийных бедствий, таких как буря и ураган. Полную таблицу потерь самолётов «Илья Муромец» вы можете посмотреть здесь. В 1918 не совершено ни одного боевого вылета «Муромцев». Во время Гражданской войны красные в августе-сентябре 1919 года смогли использовать 2 самолёта в районе Орла. В ходе советско-польской войны 1920 г. было совершено несколько вылетов этого самолёта, а 21 ноября 1920 в боевых действиях против Врангеля был совершён последний боевой вылет «Ильи Муромца». После 1918 года «Илья Муромец» уже не выпускался, но оставшиеся после Первой Мировой и Гражданской войн самолёты ещё использовались. Первая советская регулярная почтово-пассажирская авиалиния Москва – Орёл – Харьков была открыта 1 мая 1921 года, и за 43 рейса, сделанных с 1 мая по 10 октября 1921 г., 6-ю обслуживавшими трассу самолётами «Илья Муромец» было перевезено 60 пассажиров и более двух тонн грузов. Из-за сильной изношенности самолётов трасса была ликвидирована. Один из почтовых самолётов был передан школе Воздушной Стрельбы и Бомбометания (Серпухов), где на нём в течение 1922—1923 годов совершено около 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались. 

Самолет Илья Муромец характеристики

 

1) Грузоподъемность (полезная нагрузка) 85 пудов. При боевых полетах с запасом горючего на 5 часов и при вооружении 2-я пулеметами, карабином, бомб можно брать до 30 пудов при постоянном экипаже из 3-х человек. Если же вместо бомб взять бензина и масла, то продолжительность полета может быть увеличена до 9 - 10 часов.

2) Скорость подъема корабля при указанной нагрузке на 2500 метров - 45 минут.

3) Скорость полета корабля - 100 - 110 километре в час.

4) Удобство управления (экипаж находится в закрытом помещении, и пилоты могут сменять друг друга).

5) Хороший обзор и удобство наблюдения (бинокли, трубы).

6) Удобство фотографирования и бросания бомб.

7) В настоящее время в эскадре имеется три боевых корабля типа "Илья Муромец Киевский", но с моторами большой мощности, из них два могут совершать боевые полеты, а один в сборке. К концу апреля эскадра будет иметь шесть кораблей боевого типа, так как моторы на последние четыре уже получены.

                                                    Начальник эскадры самолетов "Илья Муромец" генерал-майор Шидловский 

 

Мы гордится тем, что первый в мире бомбардировщик был сконструирован именно в СССР и показал не только отличные результаты, но во время войны помогал защищать нашу Родину!

 


 

Заключение

Создание самолета «Илья Муромец» стало событием мирового значения, а  его конструктор Игорь Иванович Сикорский -  автором первого вертолета, серии легких и тяжелых самолетов. Он шёл от первого опытного образца к другому, от второго — к третьему, шел к поставленной цели не смотря ни на что. Сикорский, являясь главным инженером отдела Русско-Балтийского вагонного завода, сам поднимал самолеты в небо, после каждого полета вносил изменения в конструкцию. Воздушный корабль-гигант успешно прошел все испытания. В то время это был самый крупный самолет не только в России, но и в мире.

Источники информации:

  1. Бомбордировщик Илья Муромец (видео) https://www.youtube.com/watch?v=6DbNGI6woWg(дата обращения 24.10.2016г.)
  2. Бомбордировщик Илья Муромецhttp://avia.pro/blog/samolet-ilya-muromec(дата обращения 26.10.2016г.)
  3. Первая киносъемка полёта (видео)https://vk.com/video-89812646_171283479?list=e49798c560a3998e9a(дата обращения 28.10.2016г.)
  4. Первые полёты в истории человечества (видео)https://www.youtube.com/watch?v=11k3TVEdzHQ(дата обращения 24.10.2016г.)
  5. История русской авиации (видео)https://www.youtube.com/watch?v=AWIvFDAte3o (дата обращения 28.10.2016г.)
  6. Картинки самолёта(дата обращения 24.10.2016г.) 
  7. «Илья Муромец» (самолёт)Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия(дата обращения 26.10.2016г.)
  8. Характеристики самолёта "Илья Муромец"http://statehistory.ru/1409/Pervyy-v-mire-bombardirovshchik-i-passazhirskiy-samolyet-Ilya-Muromets/(дата обращения 28.10.2016г.)

 

Категория: Четырнадцатая олимпиада (2016/17 уч.год) | Добавил: Service (05.11.2016) | Автор: Вакалова Полина E W
Просмотров: 2117 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 3.9/7
Всего комментариев: 7
7 Gvozdev  
0
К сожалению, иллюстрации размещены не по правилам сайта и мы не можем гарантировать их видимость в течение срока работы жюри.

5 щур  
Надо бы изменить название материала!

6 p212223  
Спасибо за совет!

4 Gvozdev  
0
Работа растянута из-за неверно оформленного списка литературы. Поправьте!

3 kodo  
Действительно, причем тут Илья Муромец и забытые проекты которые можно вспомнить? Немного не к месту название темы.

2 щур  
Про работу ничего говорить не буду, но источники информации не плохо бы переоформить.
Вот образец оформления источников информации:
  • Циолковский К. Дирижабль, стратоплан и звездолет как три ступени величайших достижений
    СССР//Гражданская авиация.- 1933.- №9.- С. 7-8

  • АТЛАНТ-транспортная технология будущего. URL: http://rosaerosystems.ru/atlant/obj757  (дата обращения 12.10.2015)

    Инфантьев В. Мамонты шагают в будущее. Л., 1971. С. 1-128

  • 1 gavriil_magin  
    Как описание одного из знаменитых проектов, мне очень понравилось, а как исследование на заданную тему не очень.
    Не увидел доказательств необходимости изучения забытых проектов!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Переводчик
    ...
    ВНИМАНИЕ!
    ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
    В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
    ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
    ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
    Мини-чат
    Техподдержка
    E-mail отправителя *:


    Тема письма:


    Текст сообщения *:



    Форум техподдержки
    Их многие читают
    Сальников Егор Олегович (1986)
    Фурсов Максим (1765)
    Егор Андреевич Попов (1344)
    Штриккер Артур (1100)
    Григорьев Павел Сергеевич (580)
    Медведкин Иван (464)
    Азарин Николай (389)
    Горбунов Кирилл Антонович (347)
    Трунов Артём Николаевич (343)
    Ефимова Софья Алексеевна (331)
    Наш логотип
    «Олимпиада Можайского»
    QR-код сайта
    Организатор

    Copyright: Клуб авиастроителей ©2024