Четверг, 28.03.2024, 12:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Пятнадцатая олимпиада (2017/18 уч.год)

Что такое микросамолет и какие задачи сверхлегкая авиация может решать в условиях Кольского района Мурманской области

Автор: Гаджиев Максим
Возраст: 12 лет
Место учебы: МОУДО Детско-юношеский центр Кольского района Мурманской области
Город, регион: п. Мурмаши, Кольского района, Мурманской области
Руководитель: Крендюкова Марина Владимировна, педагог дополнительного образования

Что такое микросамолет
и какие задачи сверхлегкая авиация может решать
в условиях Кольского района Мурманской области

План

Введение

I. Сверхлегкая авиация

I. 1. Сверхлегкая авиация и микросамолеты. Что это? I. 2. Из истории

I. 3. СЛА в России

II. Сверхлегкие летательные аппараты в Мурманской области

I I.1. Задачи, которые решают СЛА в Кольском районе

I I.2. Технические характеристики

I I.3. Условия, необходимые для использования СЛА

Заключение Информационные источники

Введение

Я живу на самом краю Земли – на Кольском полуострове в Кольском районе, который расположен в северо-западной части Мурманской области. На юго-западе района проходит граница с Финляндией, с севера территория омывается водами Баренцева моря. Территория района 27,6 тыс. км² (га), что составляет 19% от всей Мурманской области и может сравниться с такими государствами как Израиль и Бельгия, где широко используется сверхмалая авиация. Она очень популярна в современном мире, является отличной альтернативой наземному транспорту, актуальна и может быть очень перспективна в таких районах, как наш.

Цель исследования: выявить перспективность использования сверхлегких летательных аппаратов в условиях Кольского района.

Для этого надо решить ряд задач:

1. Изучить что такое сверхлегкие летательные аппараты.

2. Изучить технические характеристики и условия, при которым могут быть использованы СЛА.

3. Определить задачи, которые могут решать СЛА в условиях Кольского района.

Практические задачи:

1. Выяснить, используются ли СЛА в Мурманской области.

2. Подготовить информационные материалы по теме исследования и выступить с сообщением на занятиях в кружке «Авиа-ракетомоделирование».

Гипотеза: в условиях Кольского района использование СЛА востребовано и целесообразно.

Объект исследования: сверхлегкие летательные аппараты.

Предмет исследования: использование сверхлегких летательных аппаратов.

Методы исследования: изучение информационных источников, опрос.

Теоретическая значимость работы заключается в накоплении и систематизации материала по теме исследования. 

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и всеми, кого интересует данная тема.

Глава I. Сверхлегкая авиация

I.1. Сверхлегкая авиация и микросамолет. Что это?

Сверхлёгкая авиация (сокращённо СЛА) — это «категория пилотируемых летательных аппаратов, максимальная взлетная масса и скорость сваливания у которых не превышает определённых значений, устанавливаемых местными авиационными властями. Количество пассажиров не больше одного или двух».

В некоторых источниках «СЛА» - это Сверхлёгкий Летательный Аппарат. Аббревиатура встречается в обоих смыслах.

Сверхлегкая авиация разделяется на безмоторные (дельтаплан, параплан, планер) и моторные (дельталет, мотодельтаплан, мотопараплан, автожир, микросамолёт и т. п.).

Мѝкросамолёт - пилотируемый одним человеком лёгкий малогабаритный летательный аппарат, т.е. самолет небольших размеров.

I.2. Из истории

Новое направление в развитии авиационной тех­ники — СЛА появилось в конце шестидесятых годов в США, странах За­падной Европы, а в семидесятых—и в СССР.

Международная авиационная федерация (ФАИ) в 1981 г. определила, что к легким летательным аппаратам относятся одно - и двухместные самолеты с массой пустого не более 150 кг.

Подобные самолеты строились и раньше, начиная еще с двадцатых годов. Это были одиночные образцы, выполненные конструкторами-любителями. Например, АНТ-1 (1923 г.), ВОП-1 (1923 г.), РАФ-1 (1925 г.), С-4 (1926 г.).

В начале 70- х появилось первое поколение современных сверхлёгких самолётов с небольшими двигателями, закреплёнными на них. Второе поколение - в середине 70-х. Это обычно самолёты, у которых крыло с одной поверхностью, 2-х осевая система управления и, как правило, они не имели элеронов. Третье поколение появилось в ранние 80-е годы, имело отсоединяемое цельное крыло и структуры планера. Почти все они использовали 3-х осевую систему управления.

Правила, регулирующие безопасность и используемые для допуска к полётам СЛА, везде сильно отличаются. Несогласованность в правилах является препятствием как для торговли и связи.

В наиболее богатых странах подобные самолеты составляют значительную часть гражданского воздушного флота.

I.3. СЛА в России

В соответствии с Федеральными авиационными правилами сверхлёгким в России называется летательные аппараты имеющие:

  • максимальную взлетную массу не более, чем 495 кг;
  • максимальная калиброванная скорость сваливания у него не более, чем 65 км/ч.

Микросамолеты в основном существуют как одиночные образцы, выполненные конструкторами-любителями, многие из которых всю жизнь посвящают себя авиации. Один из таких авиамоделистов - Виктор Дмитриев, водитель автохозяйства Киргизского государственного университета в г. Фрунзе. Все самолеты В. П. Дмитриева относятся к разряду микросамолетов — самолетов с минимальными размерами, но с большой нагрузкой на несущую поверхность (30— 70 кг/м2).

На сегодняшний день он построил более 30 самолетов, самая последняя серия Х -14. Эта модель еще несколько лет назад вызывала повышенный интерес как у любителей авиации, так и у профессионалов, привлекая своей оригинальностью. Она выставлялась даже на международных авиасалонах.

Особенностями таких летательных аппаратов являются их малые размеры, легкость, разборность, а также простота в управлении.

Всеми перечисленными достоинствами в полной мере и обладает двухместный самолет «Птенец-2», построенный энтузиастами микроавиации из г. Кумертау, что на юге Башкирии. Он предназначен для учебно-тренировочных, спортивных и патрульных полетов.

II. Сверхлегкие летательные аппараты в Мурманской области

По информации Мурманского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигации СЕВ-ЗАП» в Мурманской области сверхлегкие летательные аппараты используются Мурманским авиазвеном ПО «Авиалесоохрана». В обязательном порядке полетный план заранее согласуется через центральное управление аэронавигации.

По информации начальника Мурманского авиазвена ПО «Авиалесоохрана» ежегодно заключается договор аренды СЛА «Cessna 172» на период пожароопасного сезона с мая по сентябрь. Самолет принадлежит НП «Нефть аэроклуб», Санкт- Петербург и базируется на взлетно-посадочной площадке с. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области.

II.1. Задачи, которые могут решать СЛА в Кольском районе

Кольский район объединяет нескольких поселений, связанных общей территорией. Административный центр района г. Кола. В состав района входит 11 муниципальных образований (6 городских и 5 сельских поселений), в том числе 32 населённых пункта. Многие их них далеко расположены друг от друга, поэтому добираться приходится не один час до районного центра или другого населенного пункта. В экстренных случаях, когда необходимо доставить срочный груз или транспортировать человека, нуждающегося в срочной медицинской помощи, проблему может решить только воздушный транспорт.

Природные и климатические особенности нашего края также являются источником многих проблем. В зимний период, который может длится с октября до мая, дороги периодически переметает, и люди становятся, в буквальном смысле отрезанными от мира.

В летне-осенний период любители охоты, рыбалки, сборщики грибов и ягод часто сбиваются с дороги, и их приходится искать, а особенности рельефа местности значительно затрудняют поиски.

Наличие производственных объектов на территории Кольского района являются источниками загрязнения и возникновения экологических проблем. Эти же проблемы связаны и с жизнедеятельностью населенных пунктов, производящих большой объем бытовых отходов.

Кольский район в последнее время очень популярен как туристический маршрут, в том числе и для иностранных граждан, которым было бы интересно посмотреть на северный край с высоты птичьего полета. Использование СЛА в коммерческих целях смогло бы окупить часть затрат на содержание и эксплуатацию.

Учитывая указанные проблемы и условия, в которых мы живет, собственно микросамолеты могут решать следующие задачи:

  • Мониторинг состояния дорог, леса, несанкционированных свалок.
  • Поисковые спасательные работы.
  • Забор воздуха при проведении экологической экспертизы.

Другие модели сверхлегкой авиации, обладающие большей грузоподъемностью, могут справиться с более широким спектром задач (хотя микросамолеты частично тоже могут с ними справиться):

  • Доставка срочных малогабаритных грузов и почтовых отправлений.
  • Коммерческое использование в туристических целях.
  • Транспортировка людей, в т.ч. требующих медицинской помощи.

II .2. Технические характеристики

Сверхлегкие самолеты сначала были нечто вроде «летающей одежды» — открытые, с растяжками и креплениями, и не всегда безопасные, они редко использовались и могли летать только над определенным небольшим пространством.

Однако, они быстро трансформировались в высокопроизводительные самолеты, имеющие весьма приличную скорость и дальность. В настоящее время можно выбирать и по стоимости, и по возможностям.

По мнению участников интернет-форумов, при выборе самолета стоит ответить на несколько вопросов о том, какой он должен быть:

  • На сколько человек самолет должен быть рассчитан?

Как показывает практика не менее 2-х человек.

  • Выбирать бывший в эксплуатации или новый?

Совсем новые самолеты стоят дороже, но более высокая стоимость при приобретении оправдывает себя, кроме того современные самолеты лучше оснащены. Старые самолеты, хотя и более дешевые, всегда обходятся дороже в содержании из-за большого износа.

  • Для каких целей будет предназначен?

Самолет может выбираться для решения одной или комплекса задач. Исходя из задач, технических характеристик модели и имеющихся финансовых ресурсов следует определиться с окончательным выбором.

Популярные марки одномоторных самолетов малой авиации в настоящее время

II.3. Условия, необходимые для использования микросамолетов

Воздушные транспортные средства требуют определенных условий при использовании:

1) Оптимальные условия хранения и обслуживания летательных аппаратов.

Самолеты должны храниться в хорошо вентилируемом ангаре с широким пролетом. Помещение должно быть утеплено, поскольку такая техника не должна подвергаться негативным воздействиям погодных факторов, в противном случае поломки неизбежны. Для проведения технического обслуживания должны быть квалифицированные специалисты.

В поселке Мурмаши Кольского района находится аэропорт «Мурманск» и аэропорт РО ДОССАФ, где имеются специализированные ангары и высококвалифицированные специалисты.

2) Наличие взлетно-посадочной полосы или площадки.

В п. Мурмаши имеется хорошо оборудованная посадочная полоса в аэропорту «Мурманск» и площадка на аэродроме РО ДОСААФ.

Кроме того, во многих населенных пунктах, также возможно обустройство посадочных площадок, которые должны соответствовать Приказу Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», а именно:

  1. Неровность по рейке длиной 3 метра не более 0,1 метр. Поверхность летного поля должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку .
  2. Ширина посадочного поля при длине 800м – 18м, при длине 800-1200м – 23м, при длине 1200-1800м – 30м
  3. Если ВПП не имеет искусственного покрытия, допускается установка в начале и в конце 3 флажков с шагом 2 метра на линии перпендикулярной оси ВПП .
  4. По сторонам ВПП следует установить пограничные знаки, такие как конус или призмы через каждые 100 метров, либо старые покрышки и флажки через каждые 50м. Знаки устанавливаются на расстоянии 1м. за боковыми границами ВПП. Покрышки и флажки могут быть красного, белого и черного цвета, главное, чтобы был контраст с фоном местности (рис.3)
  5. Посадочная площадка должна оборудоваться ветроуказателем.

Заключение

Микросамолеты во всем мире активно используются и являются альтернативой наземному транспорту, они малогабаритны, легки, надежны и  просты в управлении.

В Кольской районе сверхлегкая авиация могли бы получить широкое распространение, так как, во-первых, имеется социальный заказ на их использования для решения различных задач, как коммерческих, так и социально значимых:

  • Мониторинг состояния дорог, леса, несанкционированных свалок.
  • Поисковые спасательные работы.
  • Забор воздуха при проведении экологической экспертизы.
  • Доставка срочных малогабаритных грузов и почтовых отправлений.
  • Коммерческое использование в туристических целях.
  • Транспортировка людей, в т.ч. требующих медицинской помощи.

Во-вторых, имеются необходимые условия содержания, эксплуатации, условия для оборудования дополнительных посадочных площадок.

Использования сверхлегкой авиации в Кольском районе Мурманской области является актуальным, целесообразным и перспективным. В настоящее время основным препятствием для организации работы СЛА является дефицит районного бюджета, поэтому данный проект может реализоваться только при привлечении инвестиций.

Информационные источники:

  1. http://www.vonovke.ru/s/sverhlegkaya_aviatsiya_-_buduschee Вся авиация
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Сверхлегкая авиация
  3. https://ru.wiktionary.org/wiki/микросамолет Свободная энциклопедия «Викисловарь»
  4. http://pandia.ru/text/78/448/57860.php Сверхлегкие летательные аппараты – развитие авиационной тех­ники
  5. http://1aviaclub.ru/plane-select/pokupka-samoleta.html AviaKlub.ru
  6. http://base.garant.ru/12184816/#ixzz53nY1RTm1 Система ГАРАНТ
  7. http://alternathistory.com/u-sovetskikh-sobstvennaya-gordost-nanosamolet-kh-14-viktora-dmitrieva Альтернативная история
  8. http://aeroclub.com.ua/?module=articles&c=La&b=3&a=10 Летательные аппараты

 

 

Категория: Пятнадцатая олимпиада (2017/18 уч.год) | Добавил: Service (12.01.2018) | Автор: Гаджиев Максим Дмитриевич E W
Просмотров: 1466 | Рейтинг: 3.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1980)
Фурсов Максим (1760)
Егор Андреевич Попов (1339)
Штриккер Артур (1097)
Григорьев Павел Сергеевич (580)
Медведкин Иван (464)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (346)
Трунов Артём Николаевич (343)
Ефимова Софья Алексеевна (331)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024