Суббота, 20.04.2024, 03:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Четырнадцатая олимпиада (2016/17 уч.год)

Какие подвиги зауральских летчиков в период Великой отечественной войны не забыты?

Автор: Кузьмин Константин Сергеевич

Возраст: 15 лет

Место учебы: МОУ «Половинская СОШ»

Населенный пункт: с. Половинное

Тема: «Какие подвиги Зауральских летчиков в период Великой отечественной войны  не забыты?»

Оглавление

Введение.

1 глава.  Основание 73-й эскадрильи в г. Кургане.

2 глава. Курсанты 73-й эскадрильи  ставшие героями Советского Союза

3 глава. Курсанты призванные Половинским РВК.

Заключение

Литература

  Введение

Моя исследовательская  работа основана на книге «Эскадрилья, ушедшая в бой » Игоря Михайловича Семенова, в прошлом пилота 1-го класса, командир звена Курганского авиапредприятия гражданской авиации, ныне-заведующий Курганским авиационным музеем.

Я не знал о существовании 73-й учебной эскадрильи Гражданского воздушного флота. О героях курсантах Курганской области и в том числе уроженцах Половинского района, узнал после знакомства с этой книгой.

Эту книгу нам подарил автор, когда мы с классом были на экскурсии в музее авиации г. Кургана.

В книге представлено документальное исследование о судьбах пилотов-инструкторов и курсантов 73-й учебной эскадрильи Гражданского воздушного флота 1941 года, принимавших участие в боях и сражениях Великой Отечественной войны.

Все герои книги: павшие в боях, вернувшиеся с по­лей сражений калеками и чудом уцелевшие в пекле войны - все они герои Великой Отечественной войны.

В строю личного состава нашей курганской учебной эска­дрильи ГВФ 22 июня 1941 года стояло 40 инструкторов и 280 курсантов. Каждый из них пришел в авиацию добровольно и каждый знал, что по первому зову Родины он должен встать в ряды ее защитников.

В 1941 году в 73-ю учебную эскадрилью отбирались юно­ши 1922 и 1923 года рождения, комсомольцы с образованием не ниже 7 классов, с безупречной биографией родителей и идеальным состоянием здоровья.

К октябрю 1941 года отдельные учебные эскадрильи и летные школы ГВФ подготовили 9910 пилотов на самолетах У-2, 7756 из них были направлены в военно-авиацион­ные школы пилотов. Однако, далеко не всем выпускникам учебных эскадрилий 1941 г. удалось сражаться на фронте в составе Военно-воздушных сил.

Как сложились судьбы тех замечательных юношей, что встретили в Кургане войну в лучшую пору жизни, в дни, ког­да им посчастливилось становиться на крыло?  Эту можно узнать, почитав эту книгу.

Подготовка пилотов велась в Кургане все годы Великой Отечественной войны: в 1943 году 73-я учебная эскадрилья ГВФ была преобразована в Курганскую школу пилотов пер­воначального обучения.

Пришла война. Все лучшее, что было в курганских кур­сантах, они, не раздумываясь, отдали Родине

1глава. Основание 73-й эскадрильи в г. Кургане.

 Размещение в городе Кургане авиационного учебного за­ведения было не случайным: стране не хватало летчиков - летчиков военных. Страна находилась на пороге войны с фашистской Германией и каждодневно к этой войне готовилась, стремясь ликвидировать отставание в новейших ви­дах вооружения, особенно в авиации.

Для подготовки необходимого резерва летчиков в Совет­ском Союзе была развернута сеть аэроклубов, где курсанты без отрыва от учебы или производства выполняли прыжки с парашютом, обучались полетам на планерах и получали первичную летную подготовку на самолетах У-2.

1 февраля 1934 года был создан Челябинский аэроклуб. В 1935-1936 годах были открыты филиалы аэроклуба в го­родах Челябинской области: Курган, Копейск, Магнито­горск, Златоуст, Троицк.

Сообщения об открытии аэроклуба в Кургане, о выделе­нии здания для занятий и сборе средств на его деятельность появлялись весь 1936 г., но подготовку пилотов на самоле­тах удалось наладить лишь в будущем, 1937 г.

Выпуск летчиков из аэроклубов возрастал с каждым годом. В 1940 г. было подготовлено 22587 пилотов, но даже такое количество не могло полностью обеспечить комплек­тование все большего числа летных училищ и школ ВВС Красной Армии.

Высшая военная подготовка на уровне военных летчиков запаса велась в школах пилотов ГВФ: Балашовской, Батайской и Тамбовской. Курсанты осваивали пилотирование не только У-2 и Р-5, но и новейших скоростных бомбарди­ровщиков СБ. В 1940 г. все школы ГВФ передали в состав Военно-воздушных сил.

Озабоченность советского руководства в вопросах ком­плектования ВВС была обоснованной, ведь с началом войны предстояло, минимум, удвоить производство самолетов.

Для выполнения требований этого постановления на тер­ритории страны были сформированы 50 учебных эскадри­лий ГВФ.

Две таких эскадрильи разместили в Зауралье: учебная эскадрилья за № 73 обосновалась в Кургане, 74-я - в Шадринске. За шесть месяцев обучения курсантам предстояло пройти курс первоначальной летной подготовки с налетом по 30 часов на самолете У-2.

Формирование 73-й учебной эскадрильи в составе двух отрядов по два звена в каждом, в звеньях по шесть летных групп, началось с комплектования постоянного состава: ко­мандного, инструкторского, технического и преподаватель­ского.

Согласно приказу № 1 по 73-й учебной эскадрилье от 1 февраля 1941 г. в должность ее командира вступил Бортни­ков Михаил Васильевич, но уже 13 февраля его сменил Порфиров Н.Г. В этот же день начальника Курганского аэропор­та Дерябина назначили на должность помощника командира эскадрильи и его обязанности перешли к Порфирову.

Порфиров Николай Гаврилович окончил Балашовскую школу пилотов ГВФ, с 1934 - инструктор этой авиашколы. В 1939 г. назначен в г. Новосибирск, где летал на самолетах Р-5 и ПС-40. Командиром 1-го отряда был назначен пилот 2-го класса Фокин В.И., командирами звеньев Тарасова и Пилипко С.С.

Пилот-инструктор Пилипко Сергей Степанович в 1938 г. окончил 1-ю Краснознаменную школу пилотов ГВФ имени П.И.Баранова, имел военную подготовку и звание младшего лейтенанта запаса.

Командиром 2-го отряда стал Суярков М.А., командирами звеньев - Ржанов К.И. и Королев В.И.

Двадцати шести выпускникам Тамбовской школы пило­тов ГВФ 1940 г., в том числе, Барышникову А.Г., Ковалеву ТА., Сапелкину К.П., и Филатову И.Г., предстояло осваи­ваться в новой для себя ипостаси инструкторов.

Старшим инженером эскадрильи был назначен Звягин­цев Михаил Пантелеевич.

Из технического состава Курганского аэропорта на долж­ности авиатехников 73-й АЭ были мобилизованы Зембницкий Ф.Я., Комарский К.А., Стрельников П.Н., Травинский СГ.

Старшими техниками отрядов и звеньев назначались специалисты, окончившие авиационные учебные заведения, такие как Климов Н.Ф., имевший диплом Харьковского ави­атехникума ГВФ.

Отбор кандидатов в курсанты производился военкома­тами, прошедшие отбор направлялись на медкомиссию. За­числение на учебу состоялось 24 марта 1941 г. Первый набор составил 169 человек.

Среди новоиспеченных курсантов преобладали урожен­цы Зауралья: Два Николая - Мартьянов и Костин прибыли из Макушино, Александр Сергеев из Белозерского, Всеволод Шевцов из Мостовского. Все до единого - комсомольцы, спор­тсмены, с хорошими и отличными оценками в аттестатах.

Курсантов первого набора разместили в здании по улице Ленина, занятия проводились через дорогу, в помещениях Народного дома, располагавшегося на месте сегодняшнего драмтеатра.


 

  одновременно шло оборудование самолетных стоянок, строились складские помещения, оружейная и караульная комнаты. Курсанты выполняли хозяйственные работы, на­правлялись в наряды и караулы.

Немало забот было связано с перебазированием на новый аэродром. На территории нового курганского аэропорта к 1941 г. были окончены постройкой два капитальных здания: радиобюро и электростанции, в котором позднее разместили штаб.

Эскадрилье предстояло базироваться на аэропорт ГВФ. В этом были свои преимущества: радиосвязь, телефон, электроснабжение, метеообеспечение, автотранспорт, пре­красное летное поле, позволяющее разбивку старта в лю­бом направлении. Более того, старшим должностным лицом на аэродроме являлся командир 73-й учебной эскадрильи и аэропорт находился в его подчинении.

Первое знакомство с «живыми» самолетами для курсан­тов началось в апреле 1941 г. с довольно необычной операции-перебазирования прибывших У-2 со старого аэродрома на новый наземным способом. По команде: «Раз-два, взя­ли!» часть курсантов поднимала хвост самолета, остальные, упираясь в крылья, придавали ему поступательное движе­ние. И так - около трех километров, благо поле было очень ровным.

15 мая 1941 г. состоялось зачисление второго набора кур­сантов в количестве 114 человек. Добрую половину из них составили уроженцы города Челябинска и Башкирии: мест­ных такого уровня оставалось немного.

Самолет У-2 идеально подходил для обучения пилотов-«скороспелок», какими являлись курсанты 73-й АЭ. Мак­симальная скорость - 110, посадочная - 60 км в час, возможность безопасного выполнения всех основных фигур высшего пилотажа позволяли подготовить летчика на отбор к полетам на боевых самолетах. В частности, в истребитель­ную авиацию отбирался, в среднем, один из десяти пилотов первоначального обучения. Остальные шли в бомбардиров­щики, штурмовики, разведчики или просто, в «запас».

Начались вывозные полеты и, отныне, над восточной окраиной Кургана с раннего утра повисала «карусель» би­планов: над аэродромом находилось одновременно четыре, пять самолетов.

С каждым днем крепли навыки обучаемых и вскоре у каждого инструктора появились первые кандидаты на самостоятельные полеты. Долгожданный для всей учебной эскадрильи момент - первые самостоятельные вылеты кур­сантов, наступил 21 июня 1941 г.

 Одним из первых поднялся в небо без инструктора старшина 73-й эскадрильи курсант Александр Сергеев.

День первого самостоятельного полета - второй день рож­дения, памятный на всю жизнь. Отныне «именинники» полу­чали право носить на левом рукаве вышитую золотом крыла­тую эмблему, в обиходе, для шику, именуемую «курицей».

Все вылетевшие самостоятельно получили благодарности и право на увольнение в город Курган на вторую половину воскресного дня 22 июня 1941 г. Сразу после завтрака нача­лись приготовления к выходу в город: наводились «стрелки» на брюках, блеск на пуговицах и ботинках, пришивались на рукава кителей вожделенные «курицы».

Сообщение о нападении фашистской Германии на СССР всех, кто был в увольнении, бегом вернуло на аэродром.

К вечеру появились многочисленные рапорты об отправке в ряды Красной Армии и первые распоряжения командова­ния: до предела ускорить подготовку летчиков для летных школ ВВС РККА.

      Первые группы выпускников 73-й АЭ убыли в военные авиашколы в августе 1941 г. Каждый из них бережно спрятал во внутреннем кармане вожделенное Свидетельство пилота ГВФ 5-го класса, а на дно чемодана уложил первую в сво­ей жизни летную книжку с отметкой об окончании первона­чального летного обучения.

Судьбы большинства выпускников учебных эскадрилий ГВФ 1941 года свидетельствуют о том, что в 1942 году их, молодых сержантов, из военных авиационных школ пилотов отправили в запасные артиллерийские полки для переобу­чения и последующего комплектования расчетов полков и бригад истребительно-противотанковой артиллерии.

Все они, а это была элита советской молодежи, с честью прошли испытания огнем жестоких боев и сражений: ранен­ные и обожженные, дрались с врагом насмерть.

 

2 глава. Курсанты 73-й эскадрильи  ставшие героями Советского Союза. 

 

 В списке первого набора курсантов 73-й учебной эскад­рильи Арсений Филиппович Пугачев значился за но­мером «140». Уроженец села Челпаново ныне Атяшевского района (Республика Мордовия), Симбирской губернии. В 1937 г. семья Пугачевых переехала на жительство в село, расположенное в 12 км от Кургана. К началу 1941 г. Арсе­ний окончил 8 классов школы и работал в колхозе. Разносто­ронне развитый парень, мастеривший детекторные радио­приемники, комсомолец, значкист ГТО и ПВХО, он по праву стал одним из лучших выпускников учебной эскадрильи.

В 1942 г. из военной авиашколы Арсения Пугачева напра­вили в первое Ленинградское артиллерийское училище им. Красного Октября, эвакуированное в г. Энгельс Саратовской области. Согласно директивы Управления военно-учебных заведений Красной Армии от 30 октября 1941 г. военные учи­лища сократили сроки обучения до 6 месяцев. Ускоренная программа пройдена с отличием: два «кубаря» в петлицы, недолгая дорога под Сталинград, и 26 января 1943 г. лейте­нант Пугачев принимает под командование взвод 76 мм пу­шек артиллерийской батареи 241-го стрелкового полка 95-й стрелковой дивизии.

Дивизия продолжала вести бои, окружая и уничтожая от­дельные гарнизоны противника, который оказывал исклю­чительно упорное сопротивление.

Утром 2 февраля после короткой артиллерийской под­готовки, был нанесен удар по последней группировке фа­шистов в районе Сталинграда: 95-я стрелковая дивизия совместно с частями 45-й стрелковой дивизии овладела за­водом «Баррикады». Северная группа войск противника в заводском районе города капитулировала. Сражение под Сталинградом закончилось.

В эшелоне, увозившем дивизию на переформирование, было около 600 человек, а за время боев в Сталинграде через дивизию прошло около 60 000 человек.

Дивизия стала 75-й гвардейской. За отличия в сражении полк получил наименование «241-й гвардейский», а Арсе­ний стал гвардии лейтенантом с медалью «За оборону Ста­линграда» на груди.

Из огня, да в полымя - в начале июля 241-й гвардейский стрелковый полк занял оборону на одном из направлений главного удара фашистских войск в летней кампании 1943 г. В Орловско-Курской битве А.Ф. Пугачёв сражался в районе Поныри-Ольховатка, сначала отражая немецкое наступле­ние, а затем участвуя в разгроме и преследовании против­ника.

7 и 8 июля 1943 г. на командном пункте 75-й гвардейской стрелковой дивизии находился корреспондент газеты «Крас­ная Звезда» писатель Константин Симонов. В книге «Разные дни войны. Дневник писателя» Симонов привел слова командира 75-й гвардейской дивизии Горишного: «Еще в затишье, когда мы только сюда прибыли, немцы узнали, бросили ли­стовки. Среди всего прочего написали: «Германскому коман­дованию известно, что на Центральный фронт прибыли Ста­линградские головорезы. Скоро встретимся с вами!» Ну что ж, встретились...

Между прочим, нашей дивизии выпала такая судьба, что мы в Сталинграде самый последний выстрел дали в районе завода «Баррикады»...»

7 июля стало переломным днем в ходе сражения на се­верном фасе Курской дуги. Потерпев неудачу в районе Понырей, противник силами до 400 танков и до двух дивизий пехоты сосредоточил свои усилия на атаках в районе высо­ты 257,0, находящейся севернее Ольховатки. Бои в районе высоты 257,0, несколько раз переходившей из рук в руки, кипели целый день. Только к 17:00 8 июля она была захва­чена немецкими частями в результате ряда атак с разных направлений при участии приблизительно 60 танков.

За мужество и героизм, проявленные в сражении на Кур­ской дуге, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1943 года дивизия была награждена орденом Крас­ного Знамени. Пятерым воинам присвоено звание Героя Со­ветского Союза (всем - посмертно), 173 награждены ордена­ми и медалями. Гвардии лейтенант Пугачёв был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

В   наградном листе, подписанном командиром 241-го гвар­дейского стрелкового полка гвардии подполковником Будариным Н.П., сказано:

«В боях за высоту 257.0 т. Пугачев А.Ф. после выбытия из строя расчета орудия встал сам за орудие и, расстре­ливая немцев в упор, уничтожил лично один танк против­ника и до 100 фрицев, а когда орудие вышло из строя, взял автомат и гранаты и продолжал вести бой».

Особо отличился гвардии лейтенант Пугачёв А.Ф. в боях при захвате и удержании плацдарма на правом берегу Днепра осенью 1943 года.

Из боевого донесения о действиях 75-й гвардейской диви­зии на днепровском плацдарме: «23.9.43 г. 241-й гв. СП, умело используя время и обстановку, создавшуюся в результате форсирования реки Днепр подразделениями 212-го гв. СП, произвел переправу личного состава полка и артиллерии на западный берег реки Днепр в районе с. Тарасовичи. Подраз­деления полка, разбив противника, закрепились на запад­ном берегу и обеспечили форсирование реки Днепр осталь­ными подразделениями дивизии, не взирая на контратаки немцев и жестокую бомбардировку и обстрел немецкими самолетами боевых порядков и переправы».

Из представления к награждению А.Ф. Пугачева: «В боях на Киевском направлении проявил себя исключительно смелым, мужественным и находчивым командиром.

23.9.43 года в числе первых вместе со стрелковыми под­разделениями форсировал реку Десну, с ходу прямой навод­кой расстреливал фашистов.

24.9.43 года, соорудив из подручных материалов плот, разобрал по частям пушки и в течение 2-х часов ночного времени форсировал реку Днепр, переправил боеприпасы в полной боевой готовности. Поддерживал ог­нем стрелковое подразделение, отражающее яростные атаки превосходящих сил и техники противника, подбив при этом 2 танка, одну самоходную пушку, уничтожил 8 огневых пулеметных точек, подавил огонь минометной батареи противника, рассеял и уничтожил до 2-х рот пе­хоты. В боях 2 раза легко ранен, из строя не вышел, оста­вался командовать батареей».

За успешное форсирование реки Днепр севернее Киева, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года в числе 57 воинов 75-й гвардейской стрелковой дивизии Арсений Филиппович Пугачев был удостоен звания Героя Советского Союза.

Военная судьба Арсения Пугачева, как и судьбы боль­шинства выпускников 73-й учебной эскадрильи, на первый взгляд, парадоксальна: пилот 5-го класса, курсант военной авиационной школы и ...в артиллерию.

 


 Чечулин Сергей Яковлевич 1922 г.р., уроженец села Перво-Сычево Курганского района, старший сержант, коман­дир орудия 14-й истребительно-противотанковой бригады, вспоминал: «Привезли нас к захваченному немцами Воро­нежу. Расположились в километре от переднего края. За­маскировались в посадке. Вырыли для орудия огневую по­зицию. Взяли под прицел дом, где по данным разведчиков находился вражеский пулемет. Необходимо было его уни­чтожить. На исходе ночи я и наводчик выбрались из укры­тия и ударили по строению прямой наводкой. Не успели забежать в землянку, как раздались ответные выстрелы. После этого у воронежских окраин день за днем погибали солдаты».

Из воспоминаний Чечулина С.Я.: «Оставшиеся в живых продолжали жить по особому военному расписанию: от ра­ссвета до рассвета, от боя до боя. Будто вне времени. Оно, как таковое, уже никого не интересовало.

12 января 1943 года начали наступление на Воронеж. За день продвинулись на пятнадцать километров. Такой был праздник. А встречали его с ржаными сухарями, считая их роскошью. Других продуктов не имелось. 18 января ночью бригада подошла к селу Россошки, где в низине среди высот располагалась единственная улица.

Расположились на отдых в одной хате, но передыш­ка оказалась недолгой. Заприметив нас, немцы открыли стрельбу. Я был ранен. Не помню, как оказался на перевязочном пункте. Очнулся. Первое, что бросилось в глаза мои рукавицы, до краев заполненные снегом и кровью. Нас, несколько раненых, срочно погрузили в вагон и отправили в госпиталь. Там немного подлечился и снова попросился на передовую».

26 января 1943 г. за совершение коллективного подвига в составе 2-й батареи при отражении контратаки противника у села Россошки 18 января 1943 г. был награжден медалью «За отвагу» однокашник Чечулина по 73-й АЭ Филиппов Иван Семенович 1922 г.р., уроженец деревни Лукино Кур­ганского района, старший сержант, командир орудия 14-й истребительно-противотанковой бригады.

 

3 глава. Курсанты призванные Половинским РВК.

 

Изучив книгу, из большого списка курсантов 73-й учебной эскадрильи я нашел двоих  курсантов из Половинского района это Брызгалов Михаил Сергеевич  и Трапезников Владимир Николаевич.

Брызгалов Михаил Сергеевич 1922 г.р., уроженец деревни Новопищальное Половинского района. Прошел боевой путь от берегов Волги до Берлина.

Красноармеец Брызгалов, линейный надсмотрщик 253-го отдельного ордена Красной Звезды батальона Правитель­ственной связи приказом по Первому Украинскому фронту от 30 августа 1945 г. был награжден медалью «За боевые за­слуги».


 Трапезников Владимир Николаевич 1923 г.р., призван Половинским РВК. Ему, одному из первых выпускников 73-й АЭ, довелось с октября 1942 г. воевать в должности мотори­ста и авиамеханика. В 187-м гвардейском штурмовом авиа­ционном полку на Калининском, а затем на 2-м Украинском фронтах, обслужил 163 боевых вылета. Участвовал в трех восстановительных и 14 мелких ремонтах самолетов Ил-2.

Что это были за ремонты, можно представить, ознакомив­шись со строками наградного листа гвардии сержанта Тра­пезникова. Курская битва: «5 августа 1943 г. на аэродроме Красный Гай самолет возвратился с боевого задания поврежденный от ЗА противника. Требовалось заменить воздушный винт, складывающийся подкос левого шасси и левый элерон. Работал всю ночь. Самолет к утру 6 августа был подготовлен  и вышел на боевое задание»... Приказом по 187 гвардейскому штурмовому авиационно­му Краснознаменному полку  от 17 мая 1945 г. Влади­мир Николаевич Трапезников был награжден медалью «За боевые заслуги», в 1985 г. был награжден орденом Отече­ственной войны II степени.

 

Заключение

Авиация – особый род войск. В воздушных боях и сражениях летчики индивидуально применяют самую сложную боевую технику и мощное оружие.

Ознакомившись с книгой И.М. Семенова, я очень много узнал о 73-й учебной эскадрильи, как она была создана, кто стоял у истоков о первых командирах, начальниках, пилотов, летчиках.

В книге приведены списки курсантов 73-й учебной эскадрильи ГВФ. На основании этого списка автор написал данную книгу.

Материалы о героях Советского Союза представлены с фотографиями и наградами, выдержками из наградных листов и отрывков из писем.

При чтении книги, из большого списка курсантов 73-й учебной эскадрильи я нашел двоих  курсантов из Половинского района это Брызгалов Михаил Сергеевич  и Трапезников Владимир Николаевич. Мне стало интересно, узнать о них больше информации я решил изучить информацию, размещенную на сайтах «Мемориал. Подвиг народа», «Бессмертный полк».

На сайте «Бессмертный полк»  о Трапезникове Владимире Николаевиче размещена информация с фотографией, наградами, выдержки из наградных листов.

  Самое большое достижение нашего народа это Победа в Великой Отечественной Войне и летчики 73-й учебной авиационной эскадрильи внесли  большой вклад в Победу.

 

Литература

«Эскадрилья, ушедшая в бой» И.М.Семенов  Курган, 2014г.

Государственный архив Курганской области (ГКУ ГАКО).

Р-845, оп.1, д.З.

ОВД «Мемориал».

ОВД «Мемориал. Подвиг народа».

Мартьянов Н.И. Воспоминания о войне. - Ульяновск. УГТУ. 2014.

Семенов И.М. Век полета. - Курган. «Зауралье». 2013.

Книга памяти. Курганская обл. - Курган. Парус-М. 1995.

Бочкарев П. П., Парыгин Н. И. Годы в огненном небе. - М.: Воениздат, 1991.

Симонов К.М. Разные дни войны. Дневник писателя - М.: Художественная литература, 1982.

Королев В.О. Гвардейцы первой штурмовой. - М.: Во­ениздат, 1980.

Широкорад А.Б. Танковая война на восточном фронте. -М.: «Вече», 2009.

Молоков B.C. Родное небо. - М.: Воениздат, 1977.

Памятью написанные строки. - Курган. Правительство Курганской области. 2010.

Золотое созвездие Зауралья. - Курган. Парус-М. 2000.

Газета «Советское Зауралье». № 286. 1982.

Газета «Курган и курганцы». № 143. 2007.

Материалы из личных архивов Костина Н.Д., Сергеева А.И. и Шевцова В.В.

Материалы научно-впомогательного фонда Курганского авиационного музея.

 

 

 

 

 

Категория: Четырнадцатая олимпиада (2016/17 уч.год) | Добавил: Service (21.11.2016) | Автор: Кузьмин Константин Сергеевич E W
Просмотров: 2711 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.8/5
Всего комментариев: 1
1 щур  
Хорошая работа! А почему в свободных статьях, а не в конкурсных работах?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2498)
Фурсов Максим (1998)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1857)
Егор Андреевич Попов (1670)
Штриккер Артур (1256)
Григорьев Павел Сергеевич (661)
Медведкин Иван (588)
Азарин Николай (545)
Трунов Артём Николаевич (464)
Ефимова Софья Алексеевна (440)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024