Вторник, 19.03.2024, 13:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Четырнадцатая олимпиада (2016/17 уч.год)

Всегда на высоте! К 25-летию авиагрупп "Стрижи" и "Русские витязи"

Автор: Иванов Семен

Возраст: 13 лет

Место учебы: МБОУ СОШ№16

Город, регион: г.Ишимбай, Республика Башкортостан

Руководитель: Галимова Расима Ильясовна

Историко-исследовательская работа « Всегда на высоте»  К 25-летию авиагрупп "Стрижи" и "Русские витязи "

План

1.Ведение

2. Оснавная часть

    2.1 Рождение легенды

    2.2 Искусство боя

    2.3 Бриллиант в небе

    2.4 Косая петля

    2.5 Петля Нестерова

    2.6 Как готовят воздушных акробатов

    2.7 Летный состав групп «Стрижи» и «Русские Витязи»

    2.8 Жизнь на перегрузках

    2.9 Крылья ассов. Су-30СМ (по классификации НАТО – Flanker-H), Су-27 (по кодификации НАТО Flanker-B), МиГ-29 (по кодификации НАТО – Fulcrum)

3. Заключение

4. Источники информации

 

Кончается мой показательный полёт,
Два пируэта, бочка, плавный разворот,
И вот уже в свободном лёгком кураже
Большая "мёртвая" петля! На вираже.

 

Чтобы летать как они, пилоты учатся годами. Их работа красива, почетна и невероятно трудна. Их здоровью и выдержке позавидует любой спортсмен. У них есть фанклубы не только в России, но и за рубежом, расписание их выступлений составлено на год вперед. Без них не проходит практически ни один международный авиасалон.

Каждый полет «Стрижей» и «Русских витязей», в этом году отмечающих свое 25-летие, – воплощение мечты, преодоление несовершенства человеческой природы. Вдохновение и радость, которые дарят людям самолеты, легко взмывающие в небо.

Актуальность данной темы.

Я считаю эту тему – одной из актуальных тем нашего времени. Многие подростки, глядя на выступление пилотажных групп, решаются стать пилотами и управлять самолетами как пилоты этих легендарных групп.

Задачи и цели.

Целями работы являются:

1. Изучить историю зарождения пилотажных групп «Стрижи » и «Витязи»

2. Выяснить, как проходят тренировки по предполетам.

3. Выяснить значение развития этих групп для авиации.

Задачами работы являются:

1. Изучить литературные и электронные источники по данной теме.

2. Создать презентацию по данной теме для использования на классных часах и уроках физики и истории.

3. Сделать выводы.

Основная часть.

Рождение легенды

«Русские Витязи»! Кто не знает их сейчас? Кто не устремляет свой взор в небо, услышав, нарастающий гул их мощных боевых машин? Сколько мальчишек мечтает быть похожими на этих сильных духом, отважных и мужественных летчиков?

Это сейчас, в 2016, спустя 25 лет, их знает весь мир. А тогда, в далеком 1991 году их имя прозвучало впервые. Да и то не сразу. Создание первой авиационной группы высшего пилотажа произошло еще в мае 1989 года, когда на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники поступили истребители Су-27. Опытные летчики быстро освоили новую технику и вскоре приступили к тренировочным полетам в составе пары, тройки, а затем и четверки машин в строю «ромб». Ведущим первого «ромба» стал Анатолий Арестов, левым ведомым – Александр Дятлов, правым – Иван Кирсанов, хвостовым ведомым – Владимир Букин. Маневрирование группе давалось непросто. Размер и масса самолета, его инертность и, как ни странно, его отличная аэродинамика были основными причинами, вызывающими сложности совместного пилотирования в небе. И только огромное желание, и упорство русских летчиков помогли преодолеть все трудности.

В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов: ведущий — Владимир Басов, левый ведомый — Александр Дятлов, правый — Сергей Ганичев, хвостовой — Владимир Букин, левый внешний — Владимир Баженов, правый внешний — Александр Личкун. Было принято решение дать новому подразделению яркое название, придумать эмблему, пошить комбинезоны и разработать окраску самолетов. Выбор названия стал очень не лёгким делом. Первые варианты были один экзотичнее другого. Пока Николай Гречанов не произнёс слово «витязь». Всё сразу стало на свои места.

Днем рождения «Русских Витязей» стало 5 апреля 1991 года. 

А уже 24 августа 1991 года, буквально через четыре с половиной месяца, название «Русские Витязи» впервые прозвучало за рубежом – на первом польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов. Этот визит стал отправной точкой в создании индивидуального имиджа «Витязей». Меньше месяца потребовалось специалистам ОКБ «Сухого» на разработку единого дизайна и осуществление раскраски всех истребителей группы.

Осенью 1991 года «Русские Витязи» уже появились в небе Англии. Басов, Дятлов, Ганичев, Букин, Баженов и Личкун на свежераскрашенных Су-27 прошли строем над резиденцией королевы-матери в Шотландии, которая сразу и по достоинству оценила грозный и четкий сверкающий строй крылатой шестерки. Визит в Англию продолжили выступления группы на аэрошоу в Люкерсе и Финнингли, где «Витязи» летали вместе с британской эскадрильей Red Arrows («Рэд Эрроуз»).

Зима прошла в тренировках, а в июне 1992 года две «спарки» «Витязей» отправились в американский Портленд на аэрошоу «Фестиваль роз». Группу представляли Баженов, Григорьев, Басов и Личкун. А буквально через месяц снова состоялся визит в США, на Аляску (аэродром Брэдли).

Насыщенной событиями стала для группы осень 1992 года. В начале сентября на авиабазу в Кубинке прибыла пилотажная группа ВВС США Blue Angels («Блю Энджелс»). Вместе с гостями летчики выступили над своим аэродромом, а затем показали красочное шоу в честь Дня города в небе над московским Тушино. В апреле 1993 года пилотажников пригласили в Голландию, где группа выступила на аэрошоу Королевских ВВС страны на авиабазе Леуварден.

В августе того же года на канадской авиабазе Эбботсфорд показательные выступления «Русских Витязей» завершились курьезом: канадские летчики поспорили с «Витязями» о том, что Су-27 как истребитель уступает их самолету CF-18 «Хорнет». Спор разрешился на глазах у двухсот тысяч зрителей – «Русские Витязи» в тренировочном бою одержали неоспоримую победу над хваленым «Хорнетом», доказав непревзойденные качества своих боевых машин.

11 сентября 1993 года группа провела показательный пилотаж над городом Городец, где состоялось открытие памятника легендарному русскому витязю XIII века Александру Невскому

В декабре «Витязи» вновь отправились на далекий тропический остров Лангкави для участия в авиасалоне LIMA’93. Маршрут перелёта пролегал через Ташкент, Дели, Калькутту, Янгон. Зрители и участники авиашоу наблюдали показательные выступления Владимира Баженова, Александра Личкуна, Владимира Грызлова, Бориса Григорьева

Сезон показательных полетов 1994 года был открыт пилотажной группой в мае. «Русские Витязи» отправились в Братиславу для участия в аэрошоу SIAD-94. Летчик группы капитан Игорь Ткаченко, выступивший над столицей Словакии с программой одиночного пилотажа,  занял первое место в своём классе.

В октябре летчики группы возобновили давнюю традицию Кубинки — эскортирование самолетов именитых гостей. На этот раз они сопровождали лайнер своей доброй знакомой — королевы Англии Елизаветы II.

9 мая 1995 года стал знаменательной датой не только в истории России, но и в истории пилотажной группы. Весь мир широко отмечал 50-летие окончания Второй мировой войны, и в этот святой день, 9 мая, шестерка «Русских Витязей» впервые прошла в составе огромной колонны авиационной техники над Можайским шоссе, Поклонной горой и Кутузовским проспектом.

По всему миру выступления «Русских Витязей» вызывали аплодисменты и восторг зрителей. Так было и на очередном авиасалоне в Малайзии в декабре 1995 года. Вот только вернуться домой в Кубинку довелось не всем… 12 декабря три истребителя «Русских Витязей» врезались в скрытую за непроглядным туманом гору. Это произошло при заходе на посадку на аэродром Камрань для дозаправки. Погибли четыре летчика «Русских Витязей» — гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Александр Сыровой, Николай Гречанов и Николай Кордюков. Пилотов похоронили на кладбище села Никольское вблизи Кубинки. В октябре 1996 года на могиле погибших «Русских Витязей» был открыт памятник.

Для летчиков наступили трудные времена. Тяжелее всего была моральная травма. Огромную поддержку своим коллегам оказали летчики пилотажной группы «Red Arrows», пригласив «Витязей» к себе на базу.

Лишь в апреле 1996 года «Витязи» начали отрабатывать парный пилотаж, затем восстановили «тройку» и, наконец, составили «ромб», в который вошли Личкун, Климов, Ковальский и Букин. В цехах 430 АРЗ в Быкове перекрасили три «спарки» (№20, 24, 25) и «боевую» машину Су-27 (№15). Верх самолетов стал синим, внизу появился резкий переход от белого к голубому (появилась так называемая «стрела» под кабиной), носки крыла и стабилизатора снизу выкрасили в красный цвет. Импортное оборудование и полиуретановые краски привели бывалые самолеты к состоянию, близкому «как с иголочки».

Вновь слетанный ромб на четверке Су-27 в новой яркой окраске впервые публично показал групповой пилотаж в сентябре того же года на гидроавиасалоне «Геленджик-96». И наконец, в 1997 году в небо была поднята шестерка. Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым — Иван Кирсанов

В июне «Витязи» впервые после полуторагодового перерыва снова демонстрировали свое мастерство за границей: сначала в австрийском городе Цельтвег, а затем в столице Словакии — Братиславе. В сентябре 1997 года группа посетила с дружественным визитом Францию, где принимала участие в праздновании 55-летия полка «Нормандия-Неман». А чуть позже летчики на своих самолетах эскортировали лайнер президента Франции Жака Ширака, прибывшего с официальным визитом в Россию

Во время празднования 850-летия Москвы «Русские Витязи» на четырех истребителях с выпущенными шасси и включенными фарами появились в вечернем небе над Воробьевыми горами, где в этот момент разворачивалось лазерное шоу Жана-Мишеля Жарра. Эффект был потрясающий — такого шоу Москва за всю свою историю не видела!

В ноябре 1998 года группа приняла участие в авиасалоне «Чжухай-98» в КНР. «Витязи» выступали в составе пяти самолетов, которые пилотировали Александр Личкун, Владимир Ковальский, Сергей Климов, Игорь Ткаченко и Иван Кирсанов. Навигационные задачи при полете по международным воздушным трассам решал старший штурман 237 ЦПАТ полковник Сергей Фомин.

В 1999-2000 годах «Русские Витязи» участвовали в многочисленных показах в городах России, в том числе группа выступала на юбилейных торжествах в честь 60-летия Сызранского ВВАУЛ, а 11 июня 2000 года впервые показала свое мастерство в небе над северной столицей.

В конце 2000 года состоялся повторный визит в Китай. Здесь свою «шестерку» в крайний раз водил ветеран группы Александр Личкун. На места крайних ведомых в состав группы вошли Виктор Ашмянский и Дмитрий Хачковский. С комплексом одиночного пилотажа выступал Игорь Ткаченко. Вернувшись в Кубинку, Личкун выключил двигатели и покинул кабину истребителя, передав бразды правления группой энергичному подполковнику  Сергею Климову. Ведомая им пятерка выступала на различных авиашоу, в том числе на МАКС-2001.

В мае 2002 года тяжелая болезнь унесла жизнь прекрасного человека и командира гвардии полковника Сергея Николаевича Климова. Группу возглавил Игорь Ткаченко. Тогда в группе осталось только трое подготовленных летчиков: Иван Кирсанов, Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский. Усилиями этих пилотов уже к концу года летал новый «ромб», в состав которого вошли Игорь Шпак и Олег Ряполов. 10 декабря они выполнили первый показ над Кубинкой для делегации из США, а с программой одиночного пилотажа выступил начальник центра Анатолий Омельченко

К 65-летию образования 237 гвардейского Центра показа авиационной техники имени Кожедуба, в марте 2003 года четверка «Русских Витязей» совместно с пилотажной группой «Стрижи» выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов.

На МАКС-2003 пилотажная группа «Русские Витязи» вновь выступила в составе шести самолетов. В качестве внешних ведомых в состав группы вошли Олег Ерофеев и Андрей Алексеев.

В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа, ведущий — Игорь Ткаченко. Этот факт сам по себе стал мировым рекордом в истории авиации.

9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Русские Витязи» совместно с пилотажной группой  «Стрижи» в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью

В начале 2006 года состоялся визит в ОАЭ, где в небе над Аравийской пустыней «Витязи» заняли первое место в классе группового пилотажа на реактивных самолетах, с честью продемонстрировав летное мастерство и высочайшие качества Су-27. Группа выступила с новой программой, в которую вошли групповые вращения вокруг продольной оси в пилотажном порядке «Клин», двойной боевой разворот, «ухо» и «бочка». Летчики были награждены золотыми медалями FAI (Международная авиационная федерация).

5 апреля 2006 года АГВП «Русские Витязи» отметила свое 15-летие грандиозным воздушным показом на родном аэродроме.

В конце апреля республика Беларусь встречала «Витязей» на юбилее авиабазы в городе Барановичи. В том же году высший пилотаж был продемонстрирован в небе над Хабаровском и на гидроавиасалоне в Геленджике, на открытии которого группа летала в составе шести самолетов. Левым внешним ведомым был подготовлен Виталий Мельник.

Продолжая славные традиции воздушных парадов над Красной Площадью, 9 мая 2007 года был снова выполнен пролет в совместном строю с пилотажной группой «Стрижи» в составе девяти самолетов.

Знаменательным событием в истории пилотажной группы стал МАКС-2007. Тогда, в августе 2007 года, впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная «бочка» в составе группы из девяти боевых самолетов, названная, благодаря своим очертаниям и уникальности, «кубинским бриллиантом». Состав «бриллианта» с 2004 года оставался постоянным. Самолеты пилотировали Игорь Ткаченко, Николай Дятел, Игорь Соколов, Игорь Шпак, Олег Ерофеев, Андрей Алексеев, Геннадий Авраменко, Виктор Селютин и Олег Ряполов

70-летие 237-го ЦПАТ «Русские Витязи» совместно со «Стрижами» отметили 22 марта 2008 года в небе над родной Кубинкой. В ходе совместного выступления была выполнена «бочка» «девяткой» в новом составе.

28 мая 2008 года сменился командир пилотажной группы, им стал гвардии подполковник Андрей Алексеев, правый ведомый в строю «Русских Витязей».

В конце июня состав группы увеличился. Программу пилотажной подготовки прошел гвардии подполковник Александр Богдан.

Группа в полном составе начала подготовку сразу к нескольким серьезным выступлениям 2009 года. Первым из них стал так полюбившийся россиянам пролет над Красной Площадью 9 мая. Пролетая над самым сердцем Москвы ведущий летчик «Русских Витязей» гвардии полковник Игорь Ткаченко поздравил всех ветеранов с праздником Великой Победы прямо из кабины своего истребителя.

До самого главного авиационного события года – МАКС-2009 – оставалось полтора месяца. Летчики группы совершали тренировочные полеты почти ежедневно.

Два дня оставалось до открытия МАКСа, «четверка» «Витязей» ушла на тренировочный полет над точкой показа в Жуковский. Именно на этой тренировке случилась непоправимая беда, трагически погиб командир 237 ЦПАТ, ведущий летчик «Русских Витязей» Игорь Ткаченко. Участие группы в авиасалоне ограничилось тогда лишь полётом «ромба» в крайний день проведения МАКСа, 23 августа.

В абсолютной тишине «ромб» появился над аэродромом Жуковский и совершил «пролёт памяти» в честь погибшего Игоря Ткаченко. Возгласы восхищения мужеством летчиков и аплодисменты в память о гвардии полковнике Ткаченко перекрыли в тот день даже гул «четверки» Су-27.

Указом Президента России №966 от 22 августа 2009 года гвардии полковнику Ткаченко Игорю Валентиновичу было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

В новый 2010 год пилотажную группу «Русские Витязи» повел заместитель погибшего Игоря Ткаченко – гвардии полковник Игорь Шпак. Зимой возобновились тренировочные полеты, к составу группы присоединился гвардии подполковник Сергей Щеглов, успешно прошедший программу пилотажной подготовки и занявший место левого внешнего ведомого в строю «Русских Витязей».

В 2011 годах группа работала над новой программой, интенсивно занималась боевой подготовкой и обучением пополнения, устроила зрелищное выступление на своё 20-летие, выполнила традиционные демонстрационные полёты на МАКС.

Особенно насыщенным оказался 2013 год. В начале февраля группа выполнила сложный перелёт через территорию Казахстана, Киргизии, Афганистана и Пакистана в Индию. «Русские Витязи» впервые выступили на одном из ведущих авиасалонов в Азии «AirIndia 2013» проходившем в Банголоре. А буквально через месяц группа приняла участие в авиасалоне Lima 2013 на малазийском острове Лангкави.          Помимо этого, были выполнены демонстрационные полёты в Санкт-Петербурге и Балтийске.  На празднике посвящённом 70-летию Победы в Прохоровской битве лётчики выполнили показ над полем Великой Битвы.

Год 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне начался для «Русских Витязей» с показа на «Вахте Героев» в Калуге. 9 мая «Русские Витязи» в единой строю со «Стрижами» приняли участие в юбилейном Параде Победы в небе над Красной Площадью.

На международных соревнованиях АВИДАРТС-2015, ведущий «Русских Витязей» — полковник Андрей Алексеев занял первое место в номинации «одиночный пилотаж». В номинации «групповой пилотаж» группа получила серебряные медали.

В настоящее время авиационная группа «Русские Витязи» продолжает добрые традиции русской школы высшего пилотажа, принимая участие в различных мероприятиях как на территории России, так и за рубежом. Также немалую роль играет боевая подготовка. В промежутках между командировками лётчики оттачивают мастерство в учебных воздушных боях, выполняют полёты на бомбометание и стрельбу по наземным целям, обучают молодой лётный состав. Личный состав группы не останавливается на достигнутом и продолжает писать историю отечественной авиации.

«Стрижи» 234–й гиап был лидерным полком советских ВВС, который приступил к переучиванию и освоению истребителя 4–го поколения МиГ–29. Первыми новый самолет осваивали летчики 1–й авиационной эскадрильи под командованием подполковника С. И. Безлюдного, начавшие летать на МиГ–29 с 3–го августа 1983 г. И уже летом следующего года первый «ромб» из четырех МиГ–29 в составе ведущего (С.И.Безлюдный), левого ведомого (майор В.А.Соловьев), правого ведомого (майор В.В.Кравец) и хвостового ведомого (майор Л.В.Спица) продемонстрировал комплекс высшего группового пилотажа.

Летом 1986–го года летчики 1–й эскадрильи участвовали в сенсационном визите группы из шести МиГ–29 на финскую авиабазу Риссала, во время которого впервые за границей были показаны советские боевые самолеты 4–го поколения. В рамках этого визита летчики продемонстрировали в воздухе «шестерку», которую вел командир 9–й истребительной дивизии полковник В.В.Лонгиненко, строй дополняли подполковник В.В.Яшкин, который к тому времени стал ведущим «ромба», майоры В.А.Соловьев, В.В.Кравец, Л.В.Спица и В.Н.Шилин.

На рубеже 1990–х годов 234–й гиап имел на вооружении 1–й авиационной эскадрильи самолеты Су–27, 2–й эскадрильи — истребители МиГ–29, 3–й эскадрильи — самолеты Су–25, Су–22 и Су–24. В 1991–м году по инициативе командующего ВВС МВО Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Н.Т.Антошкина на базе трех эскадрилий полка началось формирование трех пилотажных групп.

Официальным «днем рождения» группы считается 6–го мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием «Стрижи». После этого Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб лично вручил пилотам группы медали «За укрепление боевого содружества между государствами».

Через несколько дней «шестерка» свежеокрашенных бело-голубых МиГ–29 в составе ведущего — зам. командира 9–й иад полковника В.П.Басова, командира 234–го гсап полковника В.Г.Бычкова и летчиков первого «ромба» «Стрижей»: ведущего — подполковника А.Н.Кутузова, майора А.Е.Захарова, капитанов А.Г.Каташинского и А.П.Макаренко вылетели с дружественным визитом во Францию на авиабазу Реймс.

А в октябре того же года «Стрижи» побывали на авиабазе Уппсала в Швеции.

Первая публичная зарубежная премьера «Стрижей» состоялась в мае 1992–го года во Франции на воздушном празднике, посвященном 50–летию эскадрильи «Нормандия–Неман». Группа поразила искушенных западных зрителей своим мастерством. Шестерка плотным строем выполняла практически полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и т.д. Постоянно менялся строй самолетов — «пеленг» переходил в «конверт», «крест», «пирамиду», «крыло» и «звезду». Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолетов — «тюльпаном», который сопровождался салютом из устройств выброса тепловых ловушек, установленных на истребителях.

В 1993–м году «Стрижи» стали участниками авиашоу LIMA’93 на острове Лангкави в Малайзии, а также воздушных праздников в Бельгии и Таиланде, причем на выставке в Таиланде авиаспециалистами группы был установлен своеобразный рекорд скорости сборки самолетов: 4 «мига» прибыли сюда в разобранном виде на транспортном самолете Ан-124 «Руслан» и российские техники и механики успели ввести их в строй всего за 3 дня. В 1995–м году «Стрижи» вновь посетили Швецию, в 1997–м — Финляндию.

Летчики побывали с визитами более чем в 28 зарубежных странах. Не обходятся без них и — ставшие традиционными — авиасалоны в Жуковском. «Стрижи» неоднократно выступали с показательными полетами на многочисленных праздниках, посвященных юбилеям городов, принимали участие в праздновании 850-летия Москвы.

В 1993–м году авиационная пилотажная группа «Стрижи» была удостоена звания «Лучшая пилотажная группа мира», а на международном аэрошоу в Финляндии в 1997–м командир группы гвардии подполковник Николай Дятел занял первое место в одиночном пилотаже.

Зимой 2003 года самолеты МиГ-29 прошли плановый ремонт и приобрели новую схему окраски. МиГи перекрасили в новую красно-белую форму с ярко-синим силуэтом стрижа сверху и снизу, буквами «МиГ» на килях. Впервые в новом обличье их продемонстрировали публике 15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка.

С этого момента начинается активное сотрудничество с пилотажной группой «Русские Витязи». Российские лётчики первые и единственные в мире демонстрируют совместное выполнение фигур высшего пилотажа на разных типах самолётов, а знаменитый «Кубинский бриллиант» стал визитной карточкой российских пилотов на разных авиашоу мира.

Своими демонстрационными полетами летчики пилотажной группы «Стрижи» радуют многочисленных зрителей и любителей авиации виртуозным выполнением фигур высшего пилотажа, мастерским владением техникой, подтверждая блестящими выступлениями тот факт, что Россия была, есть и будет великой авиационной державой.

Искусство боя

Простой, сложный и высший пилотаж, которыми любуются миллионы зрителей, имеет свой практический смысл. Каждая фигура, которую «выписывает» в небе самолет, предназначена для ухода от противника.

Цель атакующего – занять выгодное исходное положение и поразить преследуемый самолет, цель того, кого догоняют, – уйти из-под атаки, увернуться от ракеты, по возможности зайти «в хвост» нападающему. Летчик должен спокойно чувствовать себя в воздухе, быть полностью уверенным в своем самолете и в совершенстве им владеть.

Имеет практический смысл и работающий на зрелищность пилотажа отстрел ложных тепловых целей, более известных как тепловые ловушки – сноп ярких огней, которые выпускают самолеты при пролете группой или в одиночку. В реальном бою этот «салют» необходим для того, чтобы сбить с толку инфракрасные головки самонаведения ракет неприятеля.

«Возьмем в качестве примера фигуру „Бочка“ (поворот самолета вокруг продольной оси на 360 градусов – прим. ТАСС). Если она одиночная, то это базовая фигура, выполняемая всеми летчиками. Если групповая – то это уже сложно, делают ее только пилотажники», – рассказывает командир звена «Русских витязей», военный летчик 1 класса Сергей Еременко.

Когда «Бочку» делает авиагруппа, мастерство проявляется в синхронном выполнении этой фигуры, одновременно начатой и законченной, в четком выдерживании своего места в строю и положения самолетов в пространстве. 

Одиночная «Бочка» в бою дает летчику возможность внезапно поменять свое пространственное положение, уйти от ракеты противника.

Для воздушной схватки более актуальна вариация под названием «Кадушка», когда самолет не просто вращается вокруг своей оси, а движется немного «размазанно», одновременно перемещаясь по окружности.

Фигуры высшего пилотажа в самом общем виде разделяются на одиночные и групповые, при этом групповые выполняются в различных строях: «Пирамида», «Конверт», «Стрела», «Колонна».

   

   

Когда самолет пилотируется одиночно, летчик демонстрирует все, на что способна машина, показывает ее возможности. При выполнении пилотажа группой должно быть сохранение строя, синхронность, определенное построение маневров.

Пилотаж должен быть энергичным, сжатым, сконцентрированным, промежутки времени между различными фигурами и перестроениями минимальные.

Именно так составляется картина пилотажа, рождается гармоничный рисунок и смысл полета, чтобы активное маневрирование самолетов не превращалось в «мельтешение», а раскрывало всю красоту, управляемость и опасную силу боевых машин.

Бриллиант в небе

Один из наиболее узнаваемых символов «Стрижей» и «Русских витязей» – гигантский ромб, состоящий из четверки МиГ-29 и пяти Су-27. Этот пилотажный строй получил имя «Кубинский бриллиант» за свои четкие грани, очерченные как будто по линейке.

Впервые четверка «Русских витязей» совместно с шестеркой «Стрижей» выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов к 65-летию образования Центра показа авиационной техники в марте 2003 года.

В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп в составе девяти самолетов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт стал мировым рекордом в истории авиации.

Уже несколько лет подряд «Стрижи» и «Витязи» летают девяткой над Красной площадью 9 мая и выступают таким образом на многих праздниках.

Косая петля

Косая петля – фигура пилотажа, в процессе которой самолет описывает в наклонной плоскости замкнутую кривую, расположенную выше или ниже точки ввода.

Косая петля считается правильной, если все точки ее траектории лежат в одной плоскости, наклоненной к плоскости горизонта, скорость в верхней точке не менее заданной (эволютивной), анормальная перегрузка на протяжении всей фигуры имеет одинаковый знак инее превышает допустимую.

Косая петля является фигурой маневренного воздушного боя и может выполняться как с прямого, так и с перевёрнутого полёта вверх и вниз.

Петля Нестерова

Петля Нестерова – фигура сложного пилотажа, в процессе которой самолет описывает замкнутую кривую в вертикальной плоскости на 3600.

Петля Нестерова считается правильной, если все точки ее траектории лежат в одной вертикальной плоскости, а нормальная перегрузка в течение маневра остается одного знака, но не превышает предельную по тряске. Петля Нестерова может выполняться как с прямого, так и с перевернутого полета. Траектория петли может располагаться как выше так и ниже точки ввода.

Траектории Петли Нестерова, выполняемой на соревнованиях по самолётному спорту и при боевом маневрировании отличаются. В частности,при выполнении Петли Нестерова на соревнованиях требуется,чтобы траектория петли была максимально приближена к круглой, высота вывода соответствовала высоте ввода.

Обратная петля выполняется из перевёрнутого горизонтального полёта (вверх) или из прямого горизонтального полёта (под себя).

При боевом маневрировании траектория петли представляет собой замкнутую кривую, высота вывода находится выше высоты ввода. Кроме того, верхняя часть траектории петли вытянута вверх на величину высоты вывода.

Как готовят воздушных акробатов

И «Стрижи», и «Русские витязи» летают в обновленном составе (шестеркой) с 2014 года. Каждый новый летчик должен пройти серьезную подготовку, чтобы получить право летать в авиагруппе.

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приходили. Это должны быть пилоты, имеющие квалификационный налет не ниже летчика второго класса, практически в полном объеме прошедшие курс боевой подготовки. Кроме того, немаловажны личные, человеческие качества. Авиагруппа – это небольшая семья, где каждый должен быть абсолютно уверен в своих товарищах», – рассказывает Осяйкин.

Пилотажники не устают подчеркивать, что летают на строевых серийных машинах. И «Стрижи», и «Витязи» часто садятся за штурвалы самолетов в других авиачастях и «крутят» точно такую же программу. Это делается в тех случаях, когда дороже «перегонять» самолеты и инженерную группу из Кубинки.

«Глобальной разницы между самолетами, конечно, нет, но „микроскопические“ нюансы, разумеется, всегда найдутся. На одном самолете двигатели чуть по-разному работают, садишься в другой – оба выходят на мощность одинаково. И, конечно, летчик, который летал за штурвалом отдельно взятой машины, все расскажет про крошечные отличия в ее управлении», – рассказывает Еременко.

Любой полет – это всегда определенный риск. Программа каждого выступления всегда досконально просчитывается с учетом расстояний туда и обратно, времени и сложности пилотажа, количества заправленного топлива, особенностей местности, наличия запасных аэродромов

Летный состав группы «Стрижи»

Рыжеволов Дмитрий Алексеевич. Командир звена авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», гвардии майор, правый ведомый. В 2003 г. окончил Краснодарский военный авиационный институт. За время службы освоил самолеты L-39, МиГ-29, Як-130. Общий налет на данных типах самолетов составляет 1100 часов. Военный летчик 1 класса.

Зубков Дмитрий Сергеевич. Лётчик-инспектор службы безопасности полётов ЦПАТ, гвардии майор, левый ведомый. В 2003 г. окончил Краснодарский военный авиационный институт. За время службы освоил самолеты L-39, МиГ-29, МиГ-29С, Як-130. Общий налет на данных типах самолетов составляет 1400 часов. Военный летчик 1 класса.               

Селютин Виктор Маркович. Заместитель командира ЦПАТ 4-го ГЦ ПАП и ВИ, гвардии полковник, хвостовой ведомый.                                              

Осяйкин Сергей Иванович. Заместитель командира авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», гвардии подполковник, ведущий группы (соло, встречный пилотаж) В 1994 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, в 1997-м – Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. За время службы освоил самолеты Л-39, МиГ-29, Як-130. Общий налет составляет 1700 часов. На высший пилотаж летает с 2000 г. Военный летчик 1 класса.

Селиванов Дмитрий Валерьевич. Командир звена авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», гвардии майор, крайний левый ведомый, одиночный высший пилотаж.

Летный состав группы «Русские витязи»

Полковник Алексеев Андрей Анатольевич —военный лётчик-снайпер, Командир авиагруппы, с 1998 года имеет общий налёт 2100 часов на самолётах Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27, заместитель командира части.

Родился 23 мая 1973 года в городе Виттшток (ГДР). В 1995 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф.Мясникова. Проходил службу в качестве летчика-инструктора в Борисоглебском центре переучивания летного состава. С 1998 года служит на Кубинской авиабазе. Высшим пилотажем занимается с 2001 года. Выполняет полеты в качестве ведущего, а также внешнего, внутреннего и хвостового ведомого. Женат, воспитывает сына и двух дочерей. Свободное время проводит в кругу семьи, увлекается горными лыжами и автомобилями.          Подполковник Ерофеев Олег Иванович — военный с 2001 года лётчик-снайпер, с 1997 года имеет общий налёт 2000 часов на самолётах Су-27, Л-39, МиГ-29, Як-52. Родился 20 декабря 1973 года в городе Тирасполе. В 1995 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф.Мясникова. Проходил службу в качестве летчика в Борисоглебском центре переучивания летного состава, в Московском ВО. С 1997 года служит на Кубинской авиабазе. Высшим пилотажем занимается с 2001 года. Выполняет полеты в качестве ведущего, а также внешнего, внутреннего и хвостового ведомого. Женат, воспитывает троих сыновей. Свободное время проводит в кругу семьи.

Подполковник Щеглов Сергей Владимирович — лётчик 1 класса, с 1995 года имеет общий налёт 1300 часов на Л-39, МиГ-29, Су-27, Як-52. Родился 16 августа 1973 года в п. Дмитриевка Томбовской области. В 1995 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф.Мясникова. Проходил службу в качестве летчика в Борисоглебском центре переучивания летного состава, в Московском ВО. С 2007 года служит на авиабазе Кубинка. Женат, воспитывает дочь и сына. Увлекается автомобилями.

 Подполковник Богдан Александр Сергеевич — военный лётчик, с 2005 года имеет общий налет 1500 часов на самолётах Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27. Родился 25 июля 1973 году в городе Александрове. В 1995 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф.Мясникова. Проходил службу в качестве летчика в Борисоглебском центре переучивания летного состава, в Московском ВО. Высшим пилотажем занимается с 2008 года, увлекается автомобилями.

Жизнь на перегрузках

При одиночном пилотаже перегрузка может доходить до 9 g (единиц), а это значит, что на человека давит тяжесть в девять раз больше его собственного веса. Групповой пилотаж обычно не превышает перегрузок в 6 единиц. По словам Еременко, при этом даже при перегрузке в три единицы уже трудно оторвать руку от колена.

«При таком дискомфорте летчики должны выдерживать свое место в строю, молниеносно соображать и реагировать на различные отклонения, слушать команды ведущего», – рассказывает командир звена «Витязей».

Конечно, летчиков спасают от перегрузок специальные костюмы, которые не дают крови отливать от головы и туловища, но сути это не меняет – каждый летчик-истребитель должен быть безусловно здоровым физически и психически человеком, с отличным вестибулярным аппаратом. Самый строгий отбор по здоровью – именно в авиацию, особенно в истребительную.

По мнению командира «Стрижей», поднимаясь в воздух на самолете, особенно выполняя пилотаж, человек должен иметь определенный резерв сил, чтобы ему не стало плохо, чтобы он не потерял сознание и сохранял предельную концентрацию.

Каждый год летчики-истребители проходят медицинский осмотр после отпуска, квартальный медосмотр, полугодовые углубленные осмотры и каждый год – врачебно-летную комиссию (ВЛК). Причем она может быть и стационарной, и амбулаторной.

Если у летчика нет каких-то серьезных диагнозов, то он проходит ее амбулаторно раз в три года. Если у врачей есть какие-то вопросы, то человек каждый год ложится в госпиталь и обследуется в течение трех недель. Каждый год дается медицинское заключение – право выполнять полеты до следующей ВЛК.

Крылья ассов

В 2016 году «Русские витязи» будут постепенно переходить на новый тип самолетов – многоцелевые истребители Су-30СМ (серийный, модернизированный). В его конструкции применено переднее горизонтальное оперение и двигатели с управляемым вектором тяги, что наделяет машину сверхманевренностью. То есть способностью самолетов сохранять управляемость на очень больших углах атаки с высокими перегрузками и изменять положение относительно воздушного потока. Это обеспечивает безопасность маневрирования в бою.

Раскраска у новых самолетов будет один в один как у нынешних, а демонстрационная программа будет, бесспорно, обновлена.

Сравнивая Су-30СМ с Су-27 командир звена «Русских витязей» отмечает, что «в какой-то мере он чуть сложнее для группового пилотажа».

«Но в одиночном пилотаже появится гораздо больше возможностей, он будет гораздо более красочным и разнообразным. Там можно выполнять такие фигуры, которым и названий-то еще не придумали», – резюмирует Еременко.

Су-30СМ (по классификации НАТО – Flanker-H)

Первый полет совершил в 1989 году. Су-30 – двухместный («спарка») многоцелевой тяжелый истребитель поколения «4 +» создан на базе Су-27УБ путем его глубокой модернизации. Обладает сверхманевренностью.

Предназначен как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В конструкции самолета применено переднее горизонтальное оперение и двигатели с управляемым вектором тяги.

В состав номенклатуры боеприпасов истребителя входит широкий ассортимент средств поражения, включая ракеты класса «воздух – воздух» и высокоточное управляемое оружие класса «воздух – поверхность». Су-30СМ может применяться в качестве самолета для подготовки летчиков для перспективных одноместных истребителей. С 2012 года ведется строительство этих самолетов для ВКС РФ.

Су-27 (по кодификации НАТО – Flanker-B)

Предназначен для завоевания господства в воздухе. Первый полет прототипа состоялся в 1977 году.

Первые Су-27 поступили в Вооруженные силы Советского Союза в 1984 году. Государственные совместные испытания самолета завершились в 1985-м.

Базовый Су-27 оснащен парой турбореактивных двухконтурных двигателей АЛ-31Ф с форсажными камерами. Нормальная взлетная масса этого самолета составляет 22,5 т (тогда как МиГ-29 – 15,3 т).

Су-27 может нести до 6 управляемых ракет класса «воздух – воздух» средней дальности и до 4 управляемых ракет малой дальности Р-73 с тепловыми головками самонаведения.

Размер и масса самолета, его инертность и, как ни странно, его отличная аэродинамика – основные причины, требующие тонкого подхода к совместному пилотированию и большого умения летчиков.

МиГ-29 (по кодификации НАТО – Fulcrum)

Создан в ОКБ им. А.И. Микояна, работы над ним велись с 1970 года. Первый опытный образец МиГ-29 поднялся под управлением летчика-испытателя Александра Федотова 6 октября 1977 года.

После проведения широкомасштабной программы испытаний истребитель МиГ-29 в 1982 году был запущен в серийное производство. В 1981-м на базе одноместной машины был разработан двухместный учебно-боевой истребитель МиГ-29УБ («спарка»), серийно выпускаемый с 1985 года.

На самолете нашли применение новейшие средства авиационного вооружения – управляемые ракеты класса «воздух – воздух» средней дальности Р-27 и ракеты ближнего маневренного боя Р-73, а также скорострельная пушка ГШ-301 калибра 30 мм.

В настоящее время выпущено около 1500 истребителей МиГ-29 и МиГ-29УБ. Более половины из них поступили на вооружение ВВС Советского Союза, а остальные экспортированы более чем в полтора десятка зарубежных государств.

МиГ-29 позволяет выполнять различные перестроения, не уходя далеко от зрителей, на их глазах. Для сравнения: иностранные пилотажные группы – французские, итальянские – для перестроения уходят за поле зрения зрителей, паузу в шоу заполняет одиночка.

Заключение.

Летчики – особые люди. Когда они на земле – их тянет в небо, когда летают далеко от дома – скучают и ждут скорой встречи с близкими.

Все пилоты авиационных групп много лет шли к своему нынешнему мастерству и не променяли бы его ни на что другое.

«Идти к этому всю жизнь, прийти и бросить? Нет, конечно. Думаю, это мечта любого летчика. Настоящая вершина», – резюмирует Еременко.

Список используемой литературы.

  1. Военная авиация России и Мира: http://avia.pro/voennaya-aviaciya
  2. Летчики герои. Пилоты. Военные летчики: http://avia.pro/letchiki
  3. Гражданская авиация России и Мира: http://avia.pro/grazhdanskaya-aviaciya
  4. Авиация и литература: http://avia.pro/aviaciya-i-literatura
  5. Русские витязи. Летный состав: http://russianknights.ru/letnyj-sostav/
  6. Пилотажная группа "Стрижи". Досье: http://tass.ru/info/3260572
  7. Авиационная группа высшего пилотажа "Стрижи": https://ria.ru/spravka/20160506/1426139825.html
  8. Официальный сайт пилотажной группы "Стрижи": http://www.strizhi.ru/
Категория: Четырнадцатая олимпиада (2016/17 уч.год) | Добавил: Service (31.12.2016) | Автор: Иванов Семен Владимирович E W
Просмотров: 7482 | Комментарии: 19 | Рейтинг: 4.5/64
Всего комментариев: 19
17 Татьяна5787  
Очень интересный материал! Молодец!

19 Иванов_Семен  
Спасибо! bye

16 laki0410  
Умничка! Хорошая работа.

18 Иванов_Семен  
Спасибо! smile

13 щур  
Хорошая работа! Только переоформи источники информации по ГОСТ.
Вот образец:
1. Арие М. Я. Дирижабли. К., 1986. С. 7-257.
2. Черненко Г. «Аэроскаф» капитана Костовича// Техника молодежи.- 2009.- №11.- C. 48-52.
3. Воздушные корабли. Обзор дирижаблей. URL: http://www.novate.ru/blogs/120209/11406/  (дата обращения 12.10.2015)

14 семен2651  
Спасибо! Сейчас правильно?

15 щур  
Да. Только, не плохо бы добавить дату обращения.

11 Galchenok1978  
Удачи, Семён!

12 семен2651  
Спасибо hello

9 razilyuldashbaev  
Отличная работа, Семён. Молодец!

10 семен2651  
Спасибо! smile

5 Yalieva  
Очень интересный материал

8 семен2651  
Спасибо, мне самому было очень интересно делать эту работу.

3 Shamsiya  
ООО!!! Отличная работа, огромный объем информации!!! Молодец, Семен!!! Мне тоже нравятся эти ребята-отличные летчики, покорители высоты, знающие свое дело!!! Им рукоплещет весь МИР!!!  smile в вк есть их группа https://vk.com/strizhi_ru

4 семен2651  
Спасибо! Я состою в этой группе и переписывался с ее руководителем. Он очень много интересного рассказал мне о "Стрижах". Информацию, которую он мне предоставил, я постарался включить в свою работу.

6 Shamsiya  
Круто!!!  v Удачи тебе, Семен!!!  up  biggrin

7 семен2651  
Ещё раз спасибо smile !

2 семен2651  

1 семен2651  
Материалы, которые не вошли в работу.
"Стрижи"
Все элементы программы группового пилотажа ("Фигуры пилотажа") расположены в той последовательности, в которой они выполняются на большинстве авиашоу
.









Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Фурсов Максим (1708)
Сальников Егор Олегович (1554)
Егор Андреевич Попов (1267)
Штриккер Артур (853)
Григорьев Павел Сергеевич (554)
Медведкин Иван (441)
Азарин Николай (367)
Горбунов Кирилл Антонович (331)
Трунов Артём Николаевич (320)
Ефимова Софья Алексеевна (307)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024