Автор:Аскеров Михаил
Возраст:15 лет
Место учебы: ГБОУ НСО САКК им.А.И.Покрышкина
Город,регион:Новосибирская область,город Новосибирск,Кировский район
Какую роль сыграли самолеты – снаряды во Второй мировой войне?
Иллюстрации не закачаны на сайт, их демонстрация не гарантируется (Прим.модератора)
Содержание
1.Введение
2.Фау-1 – Оружие третьего Рейха
3.Методы борьбы с Фау-1
4.Прототип Фау-1 в СССР
5.Заключение
1. Введение
Разработка первых самолетов-снарядов началась еще на заре развития авиации, руководствуясь терминологией того времени, данные аппараты называли авиационными торпедами. Проект первого в мире самолета-снаряда был создан в 1910-1911 году французом Р. Лореном. Развитие самолетов-снарядов не прекращалось в период между двумя мировыми войнами. А с началом Второй мировой войны данная идея получила лишь дополнительный импульс к развитию. Особенно преуспели в этом направлении немцы, создавшие самолет-снаряд «Фау-1», который после войны послужил основой для многих дальнейших разработок во всем мире.
2. Фау-1-Оружие третьего Рейха
В 1939 году немецкий изобретатель Ф.Госслау обратился в Рейхминистерство авиации с изобретением под названием «летающая бомба«. Проект был тут же завернут как совершенно нереалистичный — ещё бы, оснастить бомбу крыльями и реактивным двигателем, такое могло придти только в голову авторам фантастических романов.
А затем началась война. До конца 1941 года все шло вполне успешно, но уже накануне 1942 г. военная машина Германии забуксовала, и потому один за другим стали появляться все более фантастичные проекты. «Самолет-снаряд» предложенный фирмами «Физелер» и «Аргус» был по сути той же «летающей бомбой», что и двумя годами ранее. Однако на этот раз Рейхминистерство за идею ухватилось двумя руками, и даже откомандировали с фирмы «Хейнкель» ведущего конструктора Р.Луссера, для работы над этим проектом.
Предварительный проект под шифром «Госслау P-55» был утверждён 5 июня 1942 года и получил обозначение Fi-103 (от названия фирмы «Физелер») и высший приоритет разработки. Для обеспечения секретности истинное назначение аппарата маскировалось названием Flakzielgerat FZG-76 — о есть «мишень для зенитной артиллерии». По современным меркам, естественно, уместнее было бы называть Fi-103 не самолетом-снарядом, а управляемой ракетой.
Рис.1 Чертеж самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1, V-1)
Первое боевое применение Фау-1 (Fi-103) состоялось в ночь на 16 июня 1944 года/ По Лондону было выпущено 244 ракеты — частью с самолетов He-111H-22, частью с наземных пусковых установок в Нормандии. Конечно это был только пробный шар — наклепать гитлеровцы успели ни много ни мало, 25 тысяч самолетов-снарядов. Однако до самой капитуляции, так и не сумели расстрелять этот впечатляющий арсенал: всего было выпущено 10,5 тысяч Фау-1, для остальных просто не хватило топлива и пусковых установок.
Всего по английским данным от «оружия возмездия» погибло 6364 человека и около 18000 было ранено.
Рис.2 Fi.103 (Фау-1, V-1) транспортируемый на самолете Ar-234.
Вы только подумайте — первый в мире реактивный бомбардировщик с первой полноценной крылатой ракетой на борту!
3. Методы борьбы с Фау-1
Интерес представляют и меры борьбы с "Фау-1" английскими средствам ПВО. Кроме зенитного огня, огня самолетов ПВО, применения аэростатов, "Фау-1" "сбивали" с курса нажатием крыла английского самолета на крыло "Фау-1", которые впоследствии падали в море. По Лондону было выпущены сотни "Фау-1" с достаточно большой точностью. К концу войны Германия применила баллистическую ракету "Фау-2", против которой ПВО были бессильны. Ракета падала практически отвесно с огромной высоты и наносила существенный урон. Единственной сдерживающей силой ракетных ударов была бомбардировка немецких стартовых позиций, заводов по производству составляющих топлива и самих ракетосборочных заводов. Этим, в значительной степени и занималась союзная бомбардировочная авиация, в основном по ночам и ударами по 1000 и более самолетов одновременно.
4. Прототип Фау-1 в СССР
Велись подобные работы и в СССР.Работы по созданию 10Х ускорила доставка из Польши и Великобритании некомплектных образцов «Фау-1». Но о полном копировании аппарата речь не шла. К примеру, при создании чертежей на автопилот АП-4 для советского самолета-снаряда 10Х в целях наиболее быстрого освоения его в серийном производстве был сделан упор на использование гироскопических узлов серийных советских приборов. Еще до начала 1945 года в СССР удалось создать первый опытный образец самолета-снаряда и провести официальные испытания двигателя Д-3 в ЦИАМе. 5 февраля 1945 года сборочные цеха завода покинул первый серийный 10Х. Устройствами для подвески новых самолето-снарядов 10Х были оборудованы 2 бомбардировщика Ер-2 и 3 бомбардировщика Пе-8. При этом использование более компактных и дешевых бомбардировщиков Ер-2 представлялось более предпочтительным. Однако по причине того, что испытания нового оружия проводились в Средней Азии, самолеты Ер-2 использоваться не могли. Из-за высокой температуры их подводили моторы, по этой причине полеты выполнялись только на Пе-8.
Рис.3 Самолет-снаряд 10х.
Так или иначе, летные испытания были завершены 25 июля 1945 года. Из 66 пусков самолетов-снарядов в самостоятельный полет перешли 44 машины, причем в 20 случаях были выполнены требования по курсу, в 24 по дальности. В дальнейшем самолет-снаряд 10Х неоднократно модернизировался. В частности шли работы по надежности его перехода в самостоятельный полет, а также по точности попадания в цель. Их государственные испытания проходили с 15 декабря 1947 по 20 июля 1948 года. Если на самолетах-снарядах 1945 года стабилизатор и тип крыла, а также регулятор питания повторяли таковые у немецкого прототипа «Фау-1», то на версии 1948 года их заменили на более совершенные отечественные разработки. Помимо этого тяга пульсирующего воздушно-реактивного двигателя ПуВРД была увеличена с 270 до 325 кгс. Точность самолетов-снарядов удалось довести с 36% (1945) до 88% (1948).
5. Заключение
Считаю, что самолет-снаряд сыграл значительную роль во Второй мировой войне,но при этом имел сущие недостатки и достоинства:
- Были лёгкие и простые производстве.
- Их было тяжело обнаружить,а если обнаруживали то не хватало времени на перехват.
Недостатки
- Главным из них являлось полное отсутствие маневренности.
- Летела по прямой, после отключения двигателя пикировала по прямой и её было легко сбить.
- При изменении траэктории полета самолет-снаряд моментально падал.
Мне кажется,что если в то время мировое авиастроение достигла большего развития и смогла сделать самолеты-снаряды управляемыми, то этот вид оружия достиг бы пика,но при этом погибло бы много людей и война стала глобальной проблемой человечества.
Используемые литература и интернет ресурсы
- http://www.airwar.ru/weapon/ab/10x.html
- Козырев В.М., Козырев М.Е. Немецкие самолёты-снаряды, Крылья Родины., 2001.
- www.righttransport.ru
Источник: http://www.righttransport.ru,-http://www.airwar.ru/weapon/ab/10x.html,Козырев В.М., Козырев М.Е. Немецкие самолёты-снаряды, Кр
|