Пятница, 29.03.2024, 14:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год)

Клуб юных лётчиков «Ракета» в летописи Республики Коми

Автор: Сметанин Илья Андреевич
Возраст: 16 
Место учебы: МАОУ "Гимназия им. А.С. Пушкина"
Город, регион: Сыктывкар, Республика Коми
Руководитель: педагог дополнительного образования, Власова Любовь Вячеславовна

Клуб юных лётчиков «Ракета» в летописи Республики Коми

Содержание

Введение
 Рождение клуба юных лётчиков «Ракета»
«Ракета» шагает по стране
Слёты клуба «Ракета»
Шефы-лётчики - организаторы летнего отдыха
Выводы
Список источников

Введение

Свою работу я посвятил первому в СССР клубу юных лётчиков «Ракета», созданному на базе средней школы №14 города Сыктывкара Коми АССР  в 1964 году. Это очень интересный и далеко не всем известный опыт совместной работы школы и шефов - Коми управления гражданской авиации по созданию первого клуба « по интересам» и организации через деятельность этого клуба военно-патриотического воспитания молодёжи.

Актуальность представленной работы состоит в том, что, посвятив свою работу 100-летию Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи,   мы уделили  особое внимание комсомольской организации Сыктывкарского авиапредприятия в воспитании подрастающего поколения. Руководителями клуба, преподавателями, инструкторами были молодые, преданные авиации комсомольцы. Они много энергии и сил отдали клубной работе, увлекли профессией авиатора сотни мальчишек и девчонок и внесли существенный вклад в развитие кадрового потенциала Аэрофлота республики.

Цель работы: Осветить шефскую работу  комсомольско-молодёжного коллектива 72 лётного отряда Сыктывкарского авиапредприятия в 1964-1983 годах в клубе юных лётчиков «Ракета» школы №14 города Сыктывкара.

Задачи:

  1. .Изучить материалы гимназического  музея по теме работы.
  2. Изучить документы музея истории гражданской авиации  Республики Коми.
  3. Обобщить  и систематизировать собранный материал.
  4. Создать презентацию и ознакомить учащихся  с результатами исследования.

Методы исследования:

  • Поиск источников.
  • Анализ, сопоставление и обобщение информации из разных источниках.
  • Источники: архивные материалы, воспоминания, фотодокументы, газеты, книги.

Рождение клуба юных лётчиков «Ракета»

В книге «Автографы поколений», изданной Коми книжным издательством в 1968 году и посвященной 50-летию Ленинского комсомола я нашел небольшой очерк «Последняя ступень «Ракеты». Автор пишет о первом выпуске клуба «Ракета». 1 декабря 1966 года 70 юных лётчиков из 8 «а», 8 «б» 8 «в» классов 14-й школы сдали выпускные экзамены перед строгой и авторитетной комиссией. Все 70 получили «хорошо» и «отлично». «А три года назад авиаторы сами пришли в 14-ю школу. Мальчишки и девчонки из 5 «а» и 5 «б» впервые надели алые галстуки поверх лётной формы. Синие рубашки, голубые пилотки… Они замелькали у стоянки самолётов, в учебных кабинетах. Так стартовала сыктывкарская «Ракета», ставшая ядром республиканского клуба юных лётчиков».

Мы попытались на основе документов проследить историю этого легендарного клуба.

С чего всё начиналось? Авиаторы столицы Коми республики осенью 1963 года взяли шефство над средней школой №14 г. Сыктывкара. Тогда ещё не было чёткого представления, а в чём же должно выражаться шефство? Подарить школе библиотечку или оборудовать физический кабинет; организовать экскурсию в аэропорт; устроить встречу с заслуженными пилотами? Да мало ли форм шефской работы. И вот тогда комсомольцы Сыктывкарского объединённого авиаотряда предложили организовать в школе  клуб юных лётчиков. Они поставили перед клубом благороднейшую цель: прививать ребятам интерес к авиации, преподать им основы авиационных наук, увлечь романтикой авиации, помочь им в профессиональной ориентации. В тоже время клуб должен стать базой для военно-спортивной подготовки, патриотического воспитания юных пионеров.

Инициативу создания авиационного клуба поддержали директор школы Бобина Галина Николаевна и начальник Коми управления гражданской авиации Кириков Семён Иванович. У истоков клуба стояли известные авиаторы: Анатолий Александрович Шишин – начальник отдела по политико – воспитательной работе Коми управления гражданской авиации, Серафим Иванович Назаров, Николай Васильевич Строгачёв, Артур Фёдорович Рейш, Андрей Матвеевич Володкин, А.М. Жаров. Большую поддержку клубу оказали  партийные и советские органы, ДОСААФ республики.

Коми Обком ВЛКСМ и руководство Сыктывкарской отдельной авиагруппы разработали и утвердили Положение о пионерском  авиационном клубе юных лётчиков «Ракета», его программу, задумались над формой одежды юных лётчиков. Из числа лётного, инженерно-технического состава, комсомольского актива были подобраны руководители клуба и инструкторы. Первыми руководителями клуба стали Анатолий Александрович Соколов – помощник начальника Коми управления гражданской авиации по работе с комсомолом и член Обкома ВЛКСМ, Оскар Оскарович Мульд – заместитель командира авиапредприятия по политико-воспитательной работе. Основную работу в клубе юных лётчиков было поручено проводить молодёжному коллективу 72 лётного отряда.

12 апреля 1964 года, в День космонавтики, на торжественной линейке было провозглашено открытие клуба «Ракета». «Ракета» - этим названием космического аппарата, олицетворяющего динамичность, стремительность, неуёмную поступательную энергию был назван клуб. В клуб вступили более 100 пионеров школы.

Прошло меньше месяца и уже 1 мая на первомайской демонстрации жители города увидели юных лётчиков, шагающих в колонне авиаторов в новой красивой лётной форме, в синих пилотках с золотистой эмблемой. Такие демонстрации в праздники 7 ноября и 1 мая стали традицией клуба.

Программа клуба была рассчитана на 3 года. Ребят подробно знакомили с историей развития гражданской в нашей стране и Коми республике. Они изучали разновидности летательных аппаратов, азбуку Морзе, устройство самолётов и вертолётов, штурманское дело, оборудование аэропорта, открывали для себя новый и удивительный мир самолётовождения. Для девочек старших классов были организованы занятия по программе бортпроводников.

На первый курс зачислялись пионеры 5 класса. Класс из 25-35 учеников назывался эскадрильей, которая состояла из 2-3 звеньев, а те, в свою очередь делились на экипажи. За каждой «эскадрильей закреплялись по 2 шефа – инструктора. Они должны были посещать своих подшефных и проводить раз в неделю занятия по программе.

В найденных нами документах отмечены имена лучших комсомольцев – инструкторов. Это Рейш Артур Фёдорович, командир звена Зинченко Александр Иванович, Недогибченко Н.Н., пилот Ту-134 Гаврилов Сергей Константинович., Баранов В.В., Беляков Г.Н., командиры самолётов Ан-2 Лерх Л.А. и Картошкин С.Л., пилоты самолёта Ан-2 Мартынчик В.В. и Смердов С.Г., Королёв К.В., Копейкин Н.М., Доценко Ю., Кудрявцев В.,  Глухов В., авиатехник Чехонин И., инженер Прокушев Станислав Фёдорович, Пластинкин Юрий Капитонович, Уразов Иван Иванович, Киек Александр Алексеевич. Это были большие энтузиасты. Несмотря на большую занятость шефы-лётчики находили время проводить занятия и ходить вместе с детьми в походы, в кино, проводить спортивные соревнования по пионерболу, вылазки на лыжах, спартакиады по военно–прикладным видам спорта, авиационные викторины, космические КВН, военную игру «Зарница», экскурсии в аэропорт на самолёты. Незабываемые впечатления остались у юных лётчиков от занятий на авиационных тренажёрах самолётов Ан-2, Ан-24, Ту-134 в учебно-тренировочном отряде.

Сегодня это кажется невероятным. Но тогда, в 1964 г., шефы организовали воздушную прогулку над городом и многие ребята впервые увидели свой родной город с высоты птичьего полёта. Некоторым посчастливилось побывать в кабине пилотов, увидеть, как по команде командира самолёт отрывается от беговой дорожки и словно птица взмывает в воздух. Быть может, в эти минуты мальчишки решили стать лётчиками.

Выпускники клуба в своих воспоминаниях пишут, что молодые лётчики воспитывали ребят и своим поведением, безупречным внешним видом, выправкой и, конечно, своей летной формой. Шефы были заинтересованы в успеваемости подшефных и присутствовали на классных собраниях, заслушивали отчёты школьников об успехах в учёбе. Кроме того ребят подтягивало то, что по Положению для вступления в клуб необходимо было получить рекомендацию пионерской и комсомольской организаций. Очень скоро было замечено, что в школе поднялась успеваемость не только членов клуба, но и тех, кто готовился с будущего года одеть форму юного лётчика. «Итоги первого года работы клуба дали положительные результаты. Ребята заметно подтянулись в учёбе, улучшилась дисциплина, возрос интерес к общественной работе». Эту информацию мы почерпнули из справки о работе республиканского клуба юных лётчиков, составленной А.А.Шишиным для обобщения опыта работы Коми управления гражданской авиации.

«Ракета» шагает по стране

Клуб «Ракета» получил широкое признание в республике. Через год такие клубы были открыты в городах Воркута, Ухта, Печора, а впоследствии в районных центрах республики. Так клуб «Ракета» стал республиканским с единым руководством. У всех клубов было единообразие в содержании учебной программы и лётной форме. Единой была клятва, которую произносили все вступающие в члены клуба. Заканчивалась она такими словами: «Вступая в авиационный клуб, я клянусь, что всегда буду жить и учиться под девизом: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Эти знаменитые  строки взяли из книги А.Каверина «Два капитана». Клуб имел своё знамя и гимн. Им стала пионерская песня «Орлята учатся летать». Придумали  дизайн значков члена клуба и инструктора клуба.

5 мая 1965 года вышло в свет решение, вошедшее в историю Аэрофлота. Секретариат ЦК ВЛКСМ и коллегия Министерства гражданской авиации приняли совместное решение «О клубах юных лётчиков при подразделениях гражданской авиации». В постановлении была  одобрена инициатива комсомольских организаций Коми АССР и Сыктывкарской отдельной авиагруппы по организации этой новой полезной и интересной формы работы среди подростков школьников. Центральным комитетам ВЛКСМ союзных республик, крайкомам, обкомам комсомола, местным управлениям гражданской авиации было рекомендовано организовать аналогичные клубы, предоставить им необходимую учебную базу, выделить преподавателей из числа опытного лётного, инженерно-технического состава, комсомольского актива; создать при подразделениях гражданской авиации совместно с профсоюзными комитетами летние спортивно-трудовые лагеря воспитанников клуба. Было предложено организовать экскурсии подростков в аэропорты для знакомства с авиационной техникой, проводить встречи с лётчиками, инженерно-техническими работниками, ветеранами авиации, Героями Советского Союза и Героями Социалистического труда, курсантами училищ; привлечь для проведения этой работы опытных авиаторов гражданской авиации, спортсменов-лётчиков, активистов ДОСААФ, воинов, уволенных в запас.

Так, инициатива коми авиаторов была внимательно изучена и получила широкую поддержку в стране. К середине 70-х годов в гражданской авиации действовало более 100 клубов, в которых занимались более 20 тысяч подростков.

В 1967 году комсомольская организация авиапредприятия решила создать на базе учебно-тренировочного авиаподразделения вторую ступень обучения - Малую воздушную академию, куда принимали выпускников клуба «Ракета» и старшеклассников из других школ города, имевших хорошую успеваемость и примерное поведение, а также годных по состоянию здоровью для работы в авиаподразделениях. Занятия здесь проводились на более высоком уровне и более целенаправленно готовили по специальностям лётчика, штурмана, механика, радиста, авиатехника, инженера-метеоролога. Выпускникам Малой воздушной академии отдавалось предпочтение при поступлении в авиационные училища и институты гражданской авиации. И эта инициатива комсомола была подхвачена по стране.

Слава о клубах юных лётчиков шла по стране и ими заинтересовалось Центральное телевидение. Главная редакция передач для детей и Министерство гражданской авиации подготовило и провело передачу «Вперёд, мальчишки!» в декабре 1977 года. В ней было рассказано о деятельности и профессиях Аэрофлота.  В программе соревновались хорошо подготовленные слушатели клуба юных лётчиков из города Риги  и Малой воздушной академии из Сыктывкара. В команду вошли  20 человек ( 16 мальчиков и 4 девочки), в их числе три ученицы нашей школы. Это Балашова Марина (8 класс), Захарова Ирина и Бодухина Женя из 7 класса. В конкурсе вышла победителем команда Малой воздушной академии, которой и был вручён кубок телестудии Орлёнок»  навечно.

Слёты клуба «Ракета»

В клубе «Ракета» стало традицией каждый год 12 апреля проводить республиканские слёты юных лётчиков. Они начинались в одно и то же время - в 9 часов 7 минут. В это время Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос. В работе слётов клуба принимали участие руководители Коми управления гражданской авиации Кириков С.И., Рыжаков Н.И. На слёты клуба в гости к ребятам приезжали заслуженные лётчики, участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза. Встречи с ними оставили яркий след в сознании ребят. На первом слёте в 1965 году почётным гостем клуба был Главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Александр Александрович Новиков. Министр гражданской авиации Е.Ф. Логинов подарил клубу модель самолёта. Бурей аплодисментов была встречена телеграмма от первооткрывателей космоса Ю.А. Гагарина и А.А. Леонова. Она хранится в музее истории гражданской  авиации Республики Коми. Вот её текст «Дорогие друзья! Вам предстоит продолжить великое дело отцов, прокладывать неведомые пути в космос. Готовьтесь к этому со школьной скамьи, учёба и труд помогут Вам. Больших успехов, солнечного неба». Участники слёта обратились к пионерам и школьникам республики: «Нам хочется строить ракеты и мчаться в них по космическим трассам. Это мечта, а чтобы она осуществилась, надо многое знать, многое уметь».

Очень интересно прошёл второй республиканский слёт 12 апреля 1966 года, на котором присутствовали ребята не только из городов и районов Коми АССР, но и из Москвы, Ленинграда, Перми, Тюмени, представители Министерства гражданской авиации, ЦК ВЛКСМ. Делегаты и гости побывали на Всесоюзной комсомольской стройке ЛПК, ознакомились с авиатехникой  в аэропорту, побывали в клубах ДОСААФ. Делегации слёта присутствовали на открытии республиканского музея авиации клуба «Ракета». К сожалению, мы ничего не знаем о судьбе этого музея.

Навсегда в памяти юных лётчиков Коми республики останется участие их делегации на 1 Всесоюзном слёте юных лётчиков и космонавтов, состоявшемся в Москве в январе 1969 года. Сыктывкарский клуб был признан победителем  Всесоюзного смотра – конкурса клубов. Делегации встречались с героями Великой Отечественной войны - лётчиками: трижды Героем Советского Союза И. Кожедубом, Героем Советского Союза М. Чечневой, лётчиком-испытателем Г. Мосоловым. Самым волнующим событием было посещение Звёздного городка космонавтов. В гимназическом музее  есть одна из реликвий клуба. Это вырезка из журнала «Гражданская авиация» с фотографией, на которой запечатлена встреча делегации  клуба из школы №14 с лётчиком-космонавтом Павлом Романовичем Поповичем. Прославленный космонавт вручил памятный приз-модель реактивного самолёта Ту-134 и подписку на журнал «Гражданская авиация» за активную работу по воспитанию подростков на славных боевых и трудовых традициях советской авиации. А спустя три года, в мае 1973 года, комсомольская организация Сыктывкарского авиапредприятия была признана лучшим коллективным вожатым в стране на маршруте «В страну знаний», посвящённом 50-летию Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина.

В 1975 году  в стране торжественно отмечали 30-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Этой великой дате и Дню космонавтики был посвящён юбилейный, 10 слёт республиканского клуба юных лётчиков «Ракета». Рассматриваю фотографии, читаю сценарий и возникает представление о масштабности и торжественной атмосфере этого слёта. Участники собрались в большом зале драматического театра. Зал был полон делегатами   от всех филиалов клуба и почётными гостями из Москвы и Архангельска. Почётными  гостями были полный кавалер ордена Славы, одна из четырёх женщин – воинов, награждённых орденами Славы всех трёх степеней Надежда Александровна Киек (Журкина) и прославленный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Константин Константинович Коккинаки. Встреча с ребятами, любящими небо, произвели на них  большое впечатление. Н.А.Киек подарила юным лётчикам Коми республики только что вышедшую книгу «Лётчики на войне» (военно-исторический очерк о боевом пути 15-ой воздушной армии), в которой воевала Н.А. Киек. Она была  единственной женщиной - воздушным стрелком самолёта-По-2 во всей 15-ой воздушной армии. На книге она написала: «Тем, кто с детства любит небо».

Такие масштабные слёты, встречи и  беседы с замечательными людьми страны и республики, героями войны и труда были настоящими уроками гражданственности и патриотизма.

Шефы - организаторы летнего отдыха

Шефы клуба постарались организовать оздоровительный летний отдых детей. Летом 1965 года был создан спортивно-оздоровительный лагерь «Ракета» на берегу озера Койты. А в 1966 году ребята впервые выехали в трудовой лагерь в посёлок Судак в Крыму. Лагерь располагался в совхозе «Долина роз». В лагере трудились и отдыхали до 100 детей. В первую смену ребята собирали лепестки роз, а во вторую лаванду. Свежий воздух, чистое море, живописные окрестности. Рядом с посёлком стояла старинная Генуэзская крепость. Вставали рано и работали до тех пор, пока не высохнет роса. А после купались, карабкались на горы, ездили на экскурсии. Объездили весь Крым. Однажды совершили двухдневный марш-бросок от Алушты до Алупки и Центральное телевидение показало фильм об этом походе в киножурнале «Советский Север». Я записал воспоминания о лагере Судак  выпускниц школы 1969 г. Скосыревой И.В. и Поповой О.В. Они с восторгом рассказывали, что лагерь подарил всем, кто там побывал, незабываемые, счастливые моменты жизни, помог обрести новых друзей, набраться жизненного опыта, крепче встать на ноги.

Останется в памяти наших ребят
Нежный, душистый цветов аромат,
Ранний подъём и сбор лепестков,
На завтрак густое всегда молоко,
Даль голубая крымского неба,
Душистый кусок украинского хлеба.

Выводы

Я считаю, что деятельность клубов юных лётчиков «Ракета» в 1964-1983 годах - яркий пример заботы государства о подрастающей смене и преемственности поколений. Создание клубов в далёкие «крылатые» 60-е годы отвечало требованиям времени, когда наша страна успешно осваивала авиацию и космос и нуждалась в высококвалифицированных специалистах. В то время в Республике Коми началась эксплуатация турбовинтовых и реактивных самолётов и требовались местные кадры. Занятия в клубе помогли выбрать профессию лётчика, авиаинженера, техника более100 выпускникам нашей школы. Занятия в клубе не прошли даром для всех её воспитанников. Здесь они научились увлечённости, активной жизненной позиции, постигали чувство товарищества. Для летчиков комсомольцев из 72-го лётного отряда шефская работа была не только ответственным комсомольским поручением. Многие из них были увлечены шефской работой, любознательностью и заинтересованностью ребят в познании авиационных профессий и относились к ней неформально. Клуб юных лётчиков «Ракета» стал яркой и незабываемой страницей истории не только гимназии им А.С. Пушкина, но и всей Республики Коми.

Список источников

Опубликованные:

  1. Автографы поколений» - Коми книжное изд-во, 1968 г.
  2. Сборник воспоминаний о школе №14-гимназии имени А.С.Пушкина 1937-2012 г. -  Воспоминания Угнивенко Николая Петровича. Сыктывкар, 2012 г.

Неопубликованные:

  1. Архив музея «История школы №14 -  гимназии им А.С.Пушкина».
  2. Архив музея истории  гражданской авиации Республики Коми. Сыктывкар, ул. Советская, 86.
  3. Устные воспоминания Поповой Ольги Вячеславовны. 2018 год.
  4. Устные воспоминания  Скосыревой Ирины Викторовны.201
Категория: Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2019) | Автор: Сметанин Илья E W
Просмотров: 1208 | Рейтинг: 2.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2023)
Фурсов Максим (1775)
Егор Андреевич Попов (1357)
Штриккер Артур (1102)
Эжиев Руслан Мухаммедович (707)
Григорьев Павел Сергеевич (583)
Медведкин Иван (467)
Азарин Николай (392)
Трунов Артём Николаевич (348)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024