Понедельник, 24.04.2017, 16:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Четырнадцатая олимпиада посвящена 100-летию выдающегося советского авиаконструктора Р.Е.Алексеева
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

Почему создавали самолёты с ракетным двигателем?

Автор: Барсуков Александр Вячеславович

Возраст: 18 лет

Место учебы: Отделение среднего профессионального Филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский государственный авиационный технический университет» в городе Кумертау «Авиационный технический колледж»

Город, регион: Республика Башкортостан, г. Кумертау

Руководитель (Бабушкина М.В.)

Историко-исследовательская работа: "Почему создавали самолёты с ракетным двигателем?"

План:

1 Введение

2 История создания ракетоплана

  • Проекты Ракетопланов СССР
  • АКС Спираль
  • МТКК Буран
  • БОР

3 Тактико-Технические характеристики проектов:

  • ЭПОС изделие 105-11
  • Буран
  • РН «Энергия»
  • РН «Вулкан»
  • МАКС
  • ОС Клипер

4 Назначение ракетопланов

5 Вывод

 

1 Введение

Цель исследования:

  • Раскрыть доктрину орбитальных самолётов в истории XX в., на основе полученных данных установить возможное значение орбитальных самолётов в современных геополитических условиях.
  • Установить цели и задачи, выполняемые орбитальным самолётом.

Задача исследования:

  • Установить причину создания орбитальных самолётов в XX веке;
  • На основе полученных данных раскрыть доктрину орбитальных самолётов и установить их роль в современных геополитических условиях.

 

В 20-ом веке человечество входит в эру космических технологий. Для двух сверхдержав, космос является не просто научно-технической базой, но и потенциальным театром военных действий будущего. Для решения военных задач в космосе были разработаны проекты ракетопланов.

Ракетоплан — многоразовый летательный аппарат самолётной аэродинамической схемы — с несущими поверхностями, создающими аэродинамическую подъёмную силу, который оснащён собственными маршевыми ракетными двигателями, используемыми на активном участке траектории, а так же при снижении и посадке, с возможностью установки и использования вспомогательных двигателей. 

 

С началом космической эпохи (1960-е гг.) название стало применяться, в том числе и к запускаемым с самолётов-носителей или ракетами-носителями, суборбитальным, гиперзвуковым самолётам и орбитальным самолетам-космопланам.

Ныне термин «Ракетоплан» используется ограниченно, его в значительной мере сменили термины:

ОС – Орбитальный Самолёт.

АКС – Авиационно-Космическая Система.

МТКК – Многоразовый Транспортный Космический Корабль.

МАКС – Многоразовая Авиационно-Космическая Система.

1 История создания ракетоплана

Проекты ракетопланов появились в 1920-1930-х годах в связи с появлением технологии ЖРД (жидкостный ракетный двигатель) и применением этих двигателей в многочисленных разработках самолётов в технологически передовых странах, начиная с первого ракетно-реактивного самолёта He-176.

В 1944 году в Германии создан нереализованный детальный проект «Зильберфогель», наиболее технологически революционного ракетоплана — дальнего гиперзвукового бомбардировщика, совершающего суборбитальный полёт у границы атмосферы.

В США в 1950-1960-е годы и позже были созданы запускаемые с самолётов-носителей экспериментальные ракетопланы, в том числе первый в мире гиперзвуковой самолёт — суборбитальный пилотируемый космоплан North American X-15, также Bell X-1, Lockheed D-21, Boeing X-43 и др. Подобные (но не суборбитальные), системы были также и других странах.

Ракетопланы-Космопланы были вторыми ступенями в первых проектах МТКК Х-20 США и АКС «Спираль» СССР и др., а так же в первых реализованных МТКК «SpaceShuttle» США и МТКК «Буран» СССР.

Примерно в 1964-м году группа учёных и специалистов ЦНИИ 30 ВВС СССР разработала концепцию создания принципиально новой авиационно-космической системы, которая наиболее рационально интегрировала в себе идеи самолёта, ракетоплана и космического объекта, удовлетворявшая требования правительства и ВС СССР.

2 Причины создания проектов

Из постановления ЦК КПСС и СМ СССР №132-51: «Принять предложения о создании МКС предназначенной для: комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях, решения целевых задач в интересах МО СССР, народного хозяйства и науки, проведения военно-прикладных исследований и экспериментов в космосе – создания боевых космических систем с использованием на известных и новых физических принципах; выведения на околоземные орбиты, облуживания космических аппаратов, доставки на орбитальные станции космонавтов и грузов и возвращения их на землю».

3 Проекты Ракетопланов СССР

АКС Спираль, включающая в себя ОС и ГСР, где ОС является ЭПОС МиГ-105.11;БОР; МТКС Энергия-Буран; МАКС; МКС Клипер

4 Причастность Юрия Гагарина к созданию проектов ОС

Мало кто знает, что с середины 60-ых годов в Военно-Воздушной Инженерной Академии имени Жуковского 15 космонавтов выполняли комплексную дипломную работу. Совершенно секретная тема была посвящена проектированию боевого орбитального ракетоплана. На её выбор повлиял главный ракетный конструктор страны Сергей Павлович Королёв. Каждый космонавт отвечал за конкретный участок работы. Исследование по аэродинамике будущего аппарата возглавил космонавт Ю.А.Гагарин. При поиске его облика Гагарин использовал первую ЭВМ, Аэродинамическую трубу и специальные тренажёры. В результате на модели появились решётчатые крылья, которые позволяли ракетоплану выполнять более устойчивый полёт в космическом пространстве, позже подобные крылья были установлены в системе аварийного спасения экипажа корабля СОЮЗ. Исследования Гагарина положили начало современному полнонатурному моделированию в самолётостроении.

Результаты КДР космонавтов были направлены Лозино-Лозинскому. Учёный совет академии утвердил её тему, Юрию Гагарину в качестве темы будущей диссертации, но через месяц космонавт трагически погиб.

5 Области применения проектов ОС, а в частности МТКС Буран, как в гражданских, так и в позже рассекреченных военных целях

Гражданское:

  1. выполнение функции корабля-спасателя для эвакуации экипажа станции на Землю при возникновении экстремальной ситуации (при нахождении корабля в составе станции);

2.    возвращение на Землю и доставка на орбитальную станцию экипажа и полезного груза;

3.    выведение со станции оборудования, отработавшего свой ресурс, продуктов жизнедеятельности и т.д.;

4.    возврат на Землю результатов исследований и экспериментов;

5.    выполнение отдельных полетных операций в процессе дежурства в составе станции в рамках располагаемых ресурсов корабля;

Боевое применение орбитального самолета:

  1. Аэрофотосъёмка
  2. Радиолокационная разведка
  3. Ударный
  4. Перехватчик

Задачи, выполняемые МТКК Буран:

Вытекают из постановления СМ СССР №132-51

6 Причины закрытия проектов ОС

Проект АКС Спираль закрыт по причине аварии ОС при испытании (повреждение стойки шасси 17 сентября 1978 года). Руководство СССР отдало приоритет уже создающейся, перспективной МТКС Буран.

В 1990 году ГС ЦК КПСС М.С.Горбачёв принял решение – закрыть программу Энергия-Буран, посчитав слишком разорительной для экономики страны.

7 Вывод:

Почему создавались ракетопланы?

Ракетопланы создавались как очередное оружие в гонке вооружений между двумя сверхдержавами СССР и США. Его наличие являлось бы гарантом безопасности каждой из стран.

В ходе работы вопрос «Почему?» перешёл в вопрос «Зачем?».

Зачем создавались ракетопланы?

Во время изучения причин создания МТКК Буран удалось найти некоторые сведения о перспективном нереализованном, но достаточно интересном проекте: согласно которому в СССР планировалось создать модификацию РН Энергия – Вулкан. С её помощью планировалось выводить на орбиту 200 тонные блоки, что позволило бы в кратчайшие сроки создать на околоземной орбите орбитальную космическую станцию с возможностью базирования на ней 4-х МТКК Буран с военным грузом на борту.

В 1983 году, президент США Р.Рейган объявил о принятии программы СОИ. Согласно ей, создавалась эшелонированная космическая система боевых средств, включающая в себя лазеры для борьбы с советскими МБР.

В ответ для поражения американских наземных объектов, в СССР рассматривали возможность постройки орбитальной станции, на которой могли бы базироваться корабли Буран. В случае потенциальной атаки противника, они должны были отделяться и занимать позиции в космическом пространстве. Переждав на орбите и получив сигнал со станции, каждый Буран мог выстрелить по целям противника боевыми блоками, для нанесения ударов по административно-политическим центрам противника. Этого было достаточно, чтобы вероятный противник в начальный период боевых действий, получил такой ущерб, что не смог бы продолжать военные действия.

Второй вариант военной нагрузки бурана предусматривал наличие на борту разведывательной аппаратуры и противоспутникового оружия им могли быть космические мины или ракеты космос-космос с разными боевыми частями. Для уничтожения крупных космических кораблей и МБР противника планировалось применять третий вариант нагрузки. В него должны были войти боевые комплексы Каскад и Скиф. Каскад – оснащался ракетами перехватчиками, а Скиф – лазерным оружием.

Ракетоплан был очередным средством доставки ядерного оружия, а также уничтожения спутников противника и перехвата межконтинентальных баллистических ракет. В СССР единственный полёт МТКК Буран решил все военные и политические вопросы 80-ого десятка прошлого столетия: обеспечения безопасности СССР от возможной ядерной атаки из космического пространства; разрушения монополии США в плане использования МТКК как в гражданских целях, так и в военных.

Однако сама идея создания орбитального самолёта и многоразового космического корабля в гражданских целях, на мой взгляд, не угасла до сих пор и может быть, по истечениинескольких десятков лет, технологии, достигнутые ещё в СССР, могут быть модернизированы и реализованы.

Использованные источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. http://www.buran.ru/htm/bors.htm
Категория: Готовые работы | Добавил: Service (29.12.2016) | Автор: Барсуков Александр Вячеславович E W
Просмотров: 171 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Мне кажется, нужно осветить ранний этап развития ракетопланов (Березняк-Исаев и проч.), ЖРД как дополнительные двигатели. Это позволило, не имея еще доведенных ВРД, решать вопросы аэродинамики планера и прочности обшивки при больших скоростях.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
14-Я ОЛИМПИАДА ЗАВЕРШЕНА!
ИТОГИ ПОДВЕДЕНЫ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В 15-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЕТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА!

Google+
Их многие читают
Щур Илья Андреевич (8817)
Бадакова Анастасия (6290)
Кузьминова Анастасия Олеговна (6177)
Чеховская Алена Алексеевна (4387)
Кошманов Илья Игоревич (4125)
Иванов Семен Владимирович (3879)
Пушинская Кристина Валерьевна (3808)
Беляева Александра Сергеевна (3729)
Ахметшин Тимур (3555)
Рафаэль (3368)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017