Воскресенье, 24.03.2019, 21:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Шестнадцатая олимпиада посвящена 100-летию регулярных пассажирских авиаперевозок
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

Почему воздушный таран - оружие русских?

Автор: Казьмин Владимир
Возраст: 16 лет
Место учебы: Тихорецкий индустриальный техникум, МБУ ДО ЦВР п. Паркового
Город, регион: поселок Парковый; Краснодарский край
Руководитель: Легашова Татьяна Степановна, Тихорецкий индустриальный техникум

Почему воздушный таран – оружие русских?

План

1. Введение
2. Основная часть
2.1. История воздушного тарана
2.2. Виды воздушного тарана
2.3. Воздушный таран второй мировой
2.4. Техника и тактика воздушного тарана
2.5. Воздушный таран-оружие русских
3. Выводы
4. Заключение
5. Источники информации

1. Введение

«Где, в какой стране мог родиться такой прием атаки, как таран? Только у нас, в среде летчиков, которые безгранично преданы своей Родине, которые ставили ее честь, независимость и свободу превыше всего, превыше собственной жизни»

Александр Покрышкин

Человек всегда мечтал летать, но удалось это сделать, по официальной версии, только 115лет назад, когда аэроплан созданный братьями Райт совершил кратковременный полет 17 декабря 1903 году. Но мы в России считаем, что первым был самолет Можайского, который ученый построил за 20 лет до первого управляемого полета. Интересно, что А.Ф. Можайский изначально преследовал строительство летательного аппарата, который бы использовался в военных целях. Но не только он так думал, во всем мире новое изобретение стали использовать в военных целях. Первый самолет-истребитель появляется в 1915, благодаря ему Германия перевернула ход первой мировой войны, а российский самолет «Илья Муромец» был первым бомбардировщиком, с его борта сбрасывали бомбы на позиции германцев.

Во время первой мировой войны был совершен невероятный подвиг русским летчиком, штабс-капитаном Петром Нестеровым первый в истории авиации воздушный таран. Так началась новая эпоха в истории авиации, в которую, в первую очередь, отечественные пилоты вписали немало славных страниц. Я решил выяснить, почему именно наши соотечественники наиболее часто применяли этот вид воздушного боя.

Цель исследования: изучение вопроса, почему считается, что воздушный таран – оружие русских

Задачи исследования:

  • выяснить, что такое воздушный таран;
  • изучить историю его применения;
  • узнать какие виды воздушного тарана существуют;
  • проанализировать факты доказывают, что воздушный таран – оружие русских.

Актуальность работы: тема работы является актуальной, так как наша страна готовится к празднованию 75летия со дня Победы в Великой Отечественной войне и находятся те, кто хочет пересмотреть роль нашей страны в Великой Победе

Область исследования: история авиации

Предмет исследования: воздушный таран

Методы исследования: изучение литературы по теме, отбор и систематизация материала, обобщение и выводы.

Основная гипотеза: только в нашей стране могло возникнуть такой вид воздушного боя, как воздушный таран

Продукт исследования: презентация, доклад-исследование

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Более 100 лет назад, 8 сентября (по новому стилю) 1914 года один из лучших русских летчиков, родоначальник высшего пилотажа, штабс-капитан Петр Нестеров около города Жолква (ныне Львовская область Украины) совершил первый в истории авиации таран, спикировав своим быстроходным самолетом «Моран» на австрийский тяжелый аэроплан «Альбатрос». В итоге, пилот «Альбатроса» Франц Малина, пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, которые вели воздушную разведку передвижения русских войск, а также сам Нестеров – погибли. Свидетель тарана писал: «Нестеров зашёл сзади, догнал врага и, как сокол бьёт неуклюжую цаплю, так и он ударил противника»

Русский пилот Петр Нестеров; таран Нестерова (открытка времен 1-й мировой войны)

2.1. История воздушного тарана

Первым, кто теоретически обосновал саму возможность тарана, стал русский авиатор Николай Яцук, который выступил, в частности, по этому вопросу в апреле 1911 года на I Всероссийском воздухоплавательном съезде. Любопытно, что на этом мероприятии присутствовал и поручик артиллерийской бригады Петр Нестеров, услышавший о такой возможности ведения воздушного боя, который впоследствии ему первым пришлось применить на практике.

При этом Яцук считал, что на таран летчикам стоит идти в исключительных случаях, когда нет другой возможности сбить вражеский аэроплан. Именно так и получилось у Нестерова. Дело в том, что в начале Первой мировой войны самолёты всех воюющих стран, кроме русского «Ильи Муромца» не имели пулемётов. Считалось что основная задача авиации — разведка и наличие пулемётов будет отвлекать лётчиков от выполнения основной задачи. Поэтому первые воздушные бои велись с помощью карабинов и револьверов.

Иными словами, имей Нестеров под рукой пулемет, и лучший ас русской авиации остался бы в живых. Впрочем, идя на таран, Петр Николаевич, вовсе не собирался погибать. Напротив. Задолго до рокового боя он просчитывал варианты, позволяющие сбивать вражеские машины без помощи огнестрельного оружия. Например, имея преимущество в высоте и маневренности, можно сбить вражеский самолет ударом шасси сверху по его крыльям или хвосту.

К сожалению, получилось не совсем так, как задумывалось. В архивах сохранился акт расследования обстоятельств геройской кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова, где, в частности, говорится: «Вследствие трудности учесть поступательную скорость обеих машин, штабс-капитан Нестеров не ударил австрийский аэроплан колесами (как собирался), а врезался мотором между двумя несущими поверхностями биплана. Штабс-капитан Нестеров вылетел из аппарата и упал на землю отдельно от машины метрах в 25 от нее; момент отделения его от аппарата установить не удалось».

Через семь месяцев после гибели Петра Нестерова, 1 апреля 1915 года воздушный таран успешно применил против вражеского «Альбатроса» поручик Александр Казаков. 10 августа того же года произведенный в штаб-ротмистры Казаков был награжден золотым Георгиевским оружием за второй в истории таран.

В дальнейшем способы таранных ударов - совершенствовались. Лётчики наносили противнику удары колёсами шасси, винтом по хвостовому оперению, плоскостью по плоскости или фюзеляжу и, конечно, всей массой своего самолёта, в том числе, лоб в лоб. Представители советской авиации активно использовали этот метод ведения боя, как в мировых войнах, так и в промежутке между ними( вершак).

2.2. Виды воздушного тарана

Существует ряд разработанных техник таранов, использовавшихся в разное время в зависимости от конструкции самолёта и боевой обстановки:

Удар шасси по крылу

Применялся на ранних бипланах, имеющих непрочное крыло и неубирающиеся стойки шасси. Атакующий аэроплан заходит на цель сверху и наносит удар колёсами шасси по верхнему крылу цели. Именно этот способ тарана применил Нестеров, но из-за неверно рассчитанной скорости произошёл удар фюзеляжем, что привело к повреждению аэроплана и последующей гибели пилота.

  

Этот тип тарана удачно применил Александр Казаков 19 марта 1915 года над территорией Польши. Казаков летал на «Морже» – то есть, на таком же «Моране Ж», что и Нестеров.

Об этом я узнал из статьи Елены Хаецкой «Легкие и тяжелые», где рассказано, что он несколько раз атаковал германский «Альбатрос», пролетая над ним близко, пытаясь зацепить опущенной «кошкой», но не удалось. Тогда на аэропланах не было вооружения и для повреждения неприятельского аэроплана хотели применять «кошку с подвижными лапками»: это приспособление спускается на тросе под корпусом «Морже». Подвижная лапка «кошки», зацепившись за какую-либо часть неприятельского аэроплана, взрывала капсюль, а тот детонировал прикреплённую к кошке пироксилиновую шашку. И при одном из экспериментов «Морже», так сказать, оседлал «Альбатрос» – зацепил его поверхность колёсами и пропеллером. Пролетев несколько секунд на спине неприятеля, «Морже» соскользнул и начал планировать. Казаков говорил потом, что более всего изумлял его тот факт, что сам он остался цел. У нашего аэроплана оказались поломаны винт и шасси. Зато немец рухнул камнем, оба – лётчик и наблюдатель – погибли.

Удар пропеллером по хвостовому оперению

Широко применялся на винтовых самолётах самой разной конструкции. Атакующий самолёт заходит на цель сзади и наносит удар пропеллером по хвостовому оперению цели. Удар приводит к разрушению либо потере управляемости самолёта-цели. Самый распространённый вид воздушного тарана во времена Великой Отечественной войны. При правильном исполнении лётчик атакующего самолёта имеет достаточно хорошие шансы: при столкновении страдает только пропеллер, и даже в случае его повреждения сохраняется возможность посадить машину, либо покинуть её с парашютом.

Удар крылом

Производится как при лобовом сближении, так и при заходе на цель сзади. Удар наносится крылом по хвосту или фюзеляжу, в том числе кабине пилота самолёта-цели. Иногда такими таранами заканчивались лобовые атаки.

Удар фюзеляжем

Самый опасный для лётчика вид тарана. К нему можно также отнести столкновение самолётов при лобовой атаке. Тем не менее, известны случаи выживания лётчиков после такого тарана.

Удар хвостом (таран И. Ш. Бикмухаметова)

Таран, который совершил Ибрагим Шагиахмедович Бикмухаметов 4 Августа 1942 года: выйдя в лоб противнику с горкой и виражом, Бикмухаметов нанёс удар хвостом своего самолёта по крылу противника. В результате противник потерял управление, сорвался в штопор и разбился, а Бикмухаметов сумел довести свой самолёт до аэродрома и благополучно приземлиться.

 

Таран В. А. Куляпина

Таран на реактивном истребителе крупного транспортного самолёта. Куляпин зашёл на цель сзади и ударом части фюзеляжа за кабиной и вертикального киля своего истребителя обрубил стабилизатор атакуемого самолёта.

Таран С. П. Субботина

Таран на реактивном истребителе, применён в воздушном бою в Корее. Субботин попал в ситуацию, когда его на снижении догонял противник. Выпустив тормозные щитки, Субботин сбросил скорость, фактически подставив свой самолёт под удар. В результате столкновения противник был уничтожен, Субботин успел катапультироваться и остался жив. Сам Субботин, описывая произошедшее, не говорил о таране и о намеренном совершении столкновения. Известны единичные случаи «таранных боёв», когда в столкновении двух самолётов последовательно применялись несколько различных таранных ударов.

2.3. Воздушный таран второй мировой

С первых дней войны Красная армия проявляла массовый героизм, пытаясь затормозить продвижение врага. Не оставались в стороне и военно-воздушные силы. Широкое распространение получили тараны, в том числе огненные, с помощью которых уничтожалось большое количество живой силы и техники противника.

Воздушный таран второй мировой - не всегда жест отчаяния и героического самоубийства. У опытного советского летчика это вид боя, маневр при выполнении которого противник погибал, а летчик и его машина оставались невредимыми.

До 22 июня 1941 года фашистским летчикам не приходилось встречаться в Европе с таким тактическим приемом как воздушный таран. Зато в первый же день нападения на СССР «Люфтваффе» потеряли сразу 16 самолетов в результате таранных атак советских летчиков.

22 июня 1941 года в 4 часа 25 минут утра в районе города Дубно Ровенской области был произведён первый воздушный таран Второй мировой войны. Его совершил уроженец деревни Чижово Щелковского района (ныне входит в черту города Фрязино) Московской области заместитель командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Иван Иванович Иванов.

Во время боя у него кончились боеприпасы и было на исходе горючее. Тогда, чтобы предотвратить бомбардировку аэродрома, Иванов пошёл на таран. От удара «хейнкель», пилотируемый, как потом выяснилось, унтер-офицером Х.Вольфейлем, потерял управление, врезался в землю и взорвался на своих бомбах. Весь экипаж при этом погиб. Но и самолёт Иванова был повреждён. Из-за малой высоты пилот не смог воспользоваться парашютом и погиб. 2 августа 1941 года старшему лейтенанту Иванову И.И. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Примерно в то же время, что Иванов, у польского города Замбрув Дмитрий Васильевич Кокорев тараном сбил фашистского разведчика, уходящего на запад с отснятой фотопленкой. Потом советский летчик совершил вынужденную посадку и пешком вернулся в свой полк.

В 5.15 под Галичем, уничтожив огнем один «юнкерс», таранил второй Леонид Георгиевич Бутелин. Отважный летчик заметил, что другой фашистской бомбардировщик заходит бомбить аэродром. Все патроны Бутелин израсходовал, но он вихрем ринулся навстречу вражескому самолету и протаранил его. Фашистской самолет взорвался, не причинив вреда аэродрому и складам горючего. Советский летчик погиб, но бомбы врага не упали на боевые позиции наших войск.

В 5.20, отражая налет вражеских самолетов на Пружаны, близ Бреста, сбил Хе-111, а второй уничтожил тараном своего горящего «ястребка» смертельно раненный Степан Митрофанович Гудимов.

Памятник летчику-таранщику первого утра войны Степану Митрофановичу Гудимову в городе Пружаны Брестской области

 

Между шестью и семью часами утра таранным ударом сразил фашистский самолет Василий Лобода в районе Шавли в Прибалтике. Погиб.

В 7.00 над аэродромом в Черляны, сбив самолет противника, таранил второй и погиб смертью героя Анатолий Протасов.

В 8.30, отогнав группу «юнкерсов» от аэродрома и продолжая патрулирование над ним, Евгений Панфилов и Георгий Алаев вступили в бой с группой «мессеров», и когда самолет Алаева был подбит, а у Панфилова кончился боезапас, он пошел на таран, отогнав этим врагов от аэродрома. Сам приземлился на парашюте.

В 10.00 в неравном бою над Брестом (четверо наших самолетов против восьми фашистских) таранил врага Петр Рябцев, вскоре снова поднявшийся в небо.

Список героических таранов первого дня войны продолжили на разных участках фронта, Александр Мокляк над Бессарабией, Hиколай Игнатьев в районе Харькова, Иван Ковтун над городом Старый Оскол.

22 июня 1941 летчик Андрей Степанович Данилов в одиночку принял бой с девятью вражескими самолетами. Ему удалось сбить два бомбардировщика, но в это время появились вражеские истребители. Фашистский снаряд попал в крыло «чайки», осколком был ранен Данилов. Часы, лежавшие в нагрудном кармане, спасли ему жизнь, защитили от пули. Летчик видел самоуверенное лицо немецкого пилота и понимал, что его самолет скоро будет расстрелян фашистами. И тогда Данилов, растратив все боеприпасы, направил свою «чайку» на противника и таранил винтом крыло «мессершмитта». Вражеский истребитель начал падать. «Чайка» тоже потеряла управление, но отчаянным усилием воли опытный летчик Данилов, истекая кровью, вывел самолет в горизонтальный полет и с убранным шасси сумел посадить его на поле с рожью.

Первый воздушный таран в небе Подмосковья совершил заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин. В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 в районе Подольска он сбил бомбардировщик Хe-111. 8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый таран самолётом механизированной колонны противника совершил житель подмосковного села Хлебниково (ныне входит в черту города Долгопрудный), в годы войны — командир эскадрильи капитан Николай Францевич Гастелло. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя». 26 июля 1941 года Гастелло было присвоено звание Героя Советского Сроюза. В Долгопрудном рядом со школой № 3, носящей имя Николая Гастелло, Герою установлен памятник.

Как пишет профессора Военной гуманитарной академии полковника Юрия Рубцова:

- Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов (исследования продолжаются и постепенно становятся известными всё новые случаи). Примечательно, что если в 1941-42 советские лётчики совершали в среднем более 20 таранов в месяц, то в 1943-44 – уже менее 10, а в 1945 - около 5 в месяц. При этом, при совершении тарана погибло примерно 40 процентов летчиков. Остальные не только оставались живы, но продолжали вести бой и совершали посадку.

После окончания Второй мировой с развитием реактивной авиации воздушный таран постепенно начал сходить на нет. Во время корейской войны советские летчики Субботин и Ковалев на истребителях МиГ-15бис уничтожили американский истребитель «Сейбр» и перехватчик «Старфайр». 28 ноября 1973 года капитан Геннадий Елисеев сбил нарушителя государственной границы Ф-4 «Фантом» и при этом погиб. В отличие от своего коллеги, летчика Валентина Куляпина, который на своем Су-15ТМ 18 июля 1981 года нанес удар фюзеляжем по транспортному самолету-нарушителю CL-44, вторгшемуся в воздушное пространство Армении, после чего удачно катапультировался. Этот таран пока остается последним в истории авиации.

2.4. Техника и тактика воздушного тарана

Советское командование, учитывая массовый характер воздушного тарана в апреле 1942 года Управление истребительной авиации ПВО страны разослало в строевые части рекомендации по технике нанесения таранных ударов по самолетам противника. Вот этот документ лишь с небольшими сокращениями.

«Таран – форма боя, – говорилось в документе, – применяемая только советскими летчиками и основанная, во-первых, на беззаветной преданности своему народу <…> а во-вторых, на трезвом расчете, на умении, хладнокровии, быстроте решения, сообразительности и летном искусстве наших истребителей. По этим признакам таран – советская форма воздушного боя, присущая только нам и возможная не в виде исключений только у нас.

Таран применяется не только, когда израсходованы боеприпасы или не работает вооружение. Может сложиться такая ситуация, когда долг перед Родиной потребует от советского летчика немедленного тарана и при действующем вооружении. Так, например, может получиться, если бомбардировщик противника выходит на боевой курс для бомбардирования объекта государственного значения. В этой обстановке дорога каждая секунда, и придется, продолжая вести огонь, идти на таран, с тем, чтобы не дать противнику сбросить бомбы.

Из опыта проведенных нашими летчиками-истребителями таранов и из опроса пленных немецких экипажей, сбитых тараном, можно сделать следующие выводы:

  • Тарана немецкие фашисты невероятно боятся…
  • Экипаж фашистского бомбардировщика, как правило, сразу определяет, что наш летчик принял решение таранить, и <…> начинает метаться, резко меняя направление и высоту.
  • Таран является актом величайшего героизма и самоотверженности, но отнюдь не актом самопожертвования. Таран надо уметь делать, и, следовательно, тарану надо учить. При обучении рекомендуется исходить из следующего:
  • Таран применять по хвостовому оперению…
  • Удар наносить винтом. На современных длинноносых истребителях (Як, ЛаГГ, МиГ) сам удар винтом для летчика совершенно безопасен. Нанесение удара крылом опаснее, хотя и отмечались случаи благополучного возвращения истребителей на аэродром после такого тарана…
  • Удар рекомендуется наносить сзади, имея принижение 1,5–2 м. И затем, подводя винт снизу, рубить хвостовое оперение… Удобнее рубить правую половину хвостового оперения, так как летчик привык смотреть в левую сторону.
  • К моменту удара истребитель должен иметь скорость, приблизительно равную скорости самолета противника, и последний этап сближения производить с превышением скорости только на 10–15 км/ч…
  • Сближение надо производить с той полусферы, в которой не работает стрелок… Если действует нижняя точка, то переход на сближение надо производить непосредственно перед нанесением удара. У бомбардировщиков противника на малых дистанциях имеется за хвостом мертвый конус обстрела, правда очень незначительный.
  • Перед нанесением удара истребитель находится в струе от винтов самолета противника, и его нужно удерживать энергичными движениями рулей и газом.
  • Отстегивать ремни перед тараном летчики, имеющие опыт таранов, не рекомендуют.

4. Тактика тарана окончательно еще не отработана. Особенно трудно решаются вопросы сближения…»[7].

Все же надо признать, что таран – это крайняя мера. Конечно, сидя за письменным столом, рассуждать гораздо проще, чем в боевой обстановке, но во многих случаях можно было обойтись и без этого приема. В частности, трижды Герой Советского Союза А.Н. Покрышкин был противником тарана. Но, видимо, срабатывало русское авось: «Будь, что будет. Где наша не пропадала». Немцы же таранных ударов избегали, даже когда оказывались в критической ситуации.

2.5. Воздушный таран-оружие русских

До сих пор бытует мнение, что таран — это некий фатальный акт самопожертвования. Но вот что писал Алексей Толстой в одном из своих фронтовых очерков, который так и назывался «Таран»: «Советский лётчик никогда не уклоняется от боя, и чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчётливее его движения, тем стремительнее его рефлексы… Советские лётчики создали новую форму атаки, фашисты не осмеливаются её применять. Я говорю о таранении в воздухе врага, при условии сохранения не только своей жизни, но и в некоторых случаях своей машины».

Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана погибло примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но продолжали вести бой и совершали посадку на своём самолёте. Есть случаи, когда лётчики совершали по два тарана в одном бою. Несколько десятков человек совершили так называемые «двойные» тараны, когда с первого раза самолёт противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом.

«Таран — оружие героев». Плакат художникаА. Волошина. 1941 г.

Известен даже случай, когда лётчику-истребителю О. Кильговатову, чтобы уничтожить врага, пришлось нанести четыре таранных удара.

35 лётчиков совершили по два тарана, Н.В. Терёхин и А.С. Хлобыстов — по три, Борис Иванович Ковзан (на рисунке)– четыре.

Любопытно, что в отличие от отечественных пилотов, которые применяли таран, как крайнее средство уничтожение противника, рассчитывая при этом выжить, летчики других стран использовали этот прием, в основном, в качестве смертников. В частности,

в японской системе ПВО существовал 244-й полк, предназначенный для таранов американских бомбардировщиков.

Японская авиация во Второй мировой войне не испытывала проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, поскольку желающих умереть с честью за свою страну и за императора — было в три раза больше, чем самолетов. В итоге, в результате атак камикадзе был потоплены 34 и повреждены 288 американских кораблей. Успехи в воздушных таранах были значительно скромнее.

Таран использовали (правда, не в таких масштабах, как советские пилоты) не только японские, но и немецкие «камикадзе». В середине 1944 майор фон Карнацки предложил генеральному инспектору истребительной авиации Галланду создать специальные отряды лётчиков, которые на самолетах-истребителях Fw-190 должны были любыми способами уничтожать американские бомбардировщики и истребители, в том числе и тараном. В частности, 3 апреля 1945 года над Мюнхеном унтер-офицер Эдуард Шалльмозер успешно протаранил американский «Лайтнинг». 16 апреля т.г., после того, как у него отказали пушки, Шалльмозер вновь применил тот же прием, а через день, направил свой самолет в «летающую крепость» В-17.

В начале 1945 года по инициативе полковника Ханса Иоахима Херрмана была организована специальная школа для подготовки пилотов-камикадзе - учебные курсы «Эльба», выпускники коей попытались реализовать на практике идею массированных ударов по врагу 7 апреля 1945 года в районе Магдебурга, когда немецкими летчиками было совершено 23 таранных удара. При этом из 120 немецких истребителей обратно не вернулись от 25 до 30 пилотов.

Видный английский специалист в области военной авиации Роберт Джексон в книге «Красные соколы», изданной в Лондоне, пишет: «Имелось немало случаев, когда советские летчики-истребители таранили вражеские самолеты, но вопреки распространенному мнению это не было жестом отчаяния, а хладнокровно продуманным приемом боя, требовавшим высочайшего мастерства и стальных нервов…». Хотя немецкие истребители Ме-109 и Ме-110 обладали большей скоростью, чем И-16 и И-153, советские летчики умело использовали лучшую маневренность своих самолетов на виражах. Когда русский пилот оказывался в трудном положении в воздушной схватке, он закладывал крутой вираж и на полной скорости устремлялся на ближайший «мессершмитт»… Эта тактика обычно срабатывала, нервы немцев не выдерживали, и они сразу выходили из боя. Или гибли, что случалось чаще всего» [9].

Прославленный летчик трижды Герой Советского Союза маршал авиации Иван Никитович Кожедуб утверждал, что «довольно широко распространен ошибочный взгляд на таран как на некий фатальный акт самопожертвования. Такое было свойственно японским летчикам-камикадзе... Вопрос о том, когда и какую цель таранить, решало командование, камикадзе оставалось лишь безропотно выполнить роль смертника, ему категорически запрещалось покидать машину. Ничего подобного в советской авиации не было. Наши летчики применяли таран как активный, атакующий прием воздушного боя, требующий не только отваги и бесстрашия, но и точного расчета, крепких нервов, быстрой реакции, отличной техники пилотирования, знания уязвимых мест вражеской машины и т.д.»

Именно поэтому наша гипотеза подтвердилась, что только в нашей стране мог возникнуть такой вид воздушного боя, как воздушный таран.

3. Выводы

На основании изученного материала, можно сделать вывод, что воздушный таран это оружие русских. Мы его применили первыми и вполне очевидно, что многие герои оказывались в безвыходных ситуациях и совершали смертельный таран, однако гораздо чаще он использовался вполне осознанно и безопасно.

Советский таран вовсе не был героическим суицидом, но являлся довольно сложным приёмом.

Советские лётчики применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках. Тараны совершались в групповых и одиночных боях, днём и ночью, в чистом небе и в облаках, на малых и больших высотах, над своей и территорией и над территорией противника.

Воздушный таран применяли летчики и других стран, но массовый характер он носил только в Советском Союзе.

4. Заключение

Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, какими-либо наставлениями или инструкциями и советские лётчики прибегали к этому приёму не по приказу командования. Советскими людьми двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам и ярость боя, чувство долга и личной ответственности за судьбу Отечества. Как писал главный маршал авиации (с 1944 года), дважды Герой Советского Союза Александр Александрович Новиков, бывший с мая 1943 по 1946 год командующим советскими ВВС: «Воздушный таран - это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе - это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл и не мог учесть враг».

 

5. Источники информации

  1. Варшавчик С. «Таран - оружие смелых и умелых»; электронный ресурс https://ria.ru/analytics/20090908/184168093.html
  2. Жуков Л. «Таран - оружие русское»; статья журнала «Техника – молодёжи», 1969г
  3. Коваленко А. Таран – оружие смелых. – М., 2001
  4. Мальгин А. «Ранен в голову. Машина горит. Иду на таран!»; электронный ресурс: rossiyanavsegda.ru
  5. Самсонов А. «Русский приём воздушного боя, который испугал люфтваффе: тараны» электронный ресурс: https://topwar.ru/
  6. Хаецкая Е. "Лёгкие" и "тяжёлые"; электронный ресурс:
  7. https://warspot.ru/
  8. Якубович Н. «Почему асы Геринга боялись воздушного тарана»; электронный ресурс: http://nvo.ng.ru/history/2018-06-15/12_1000_ass.html
  9. «Последний воздушный таран в истории СССР»; электронный ресурс: statehistory.livejournal.com
  10. Таран - вид боя придуманный русскими электронный ресурс: https://pantv.livejournal.com/221988.html
  11. «Таран - последний довод или смелый манёвр?»; электронный ресурс: https://inforeactor.ru/22015-taran-poslednii-dovod-ili-smelyi-manevr
Категория: Готовые работы | Добавил: Service (21.12.2018) | Автор: Казьмин Владимир W
Просмотров: 82 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ЗАВЕРШЁН!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАВЕРШЁН!

Календарь
Google+
Их многие читают
Чиков Андрей Вячеславович (1396)
Кильметов Тимур Динарович (1262)
Ромашкова Екатерина Игоревна (1106)
Валько Елена Александровна (893)
Сёмина Дарья (828)
Галеев Руслан Венерович (812)
Морозов Дмитрий (660)
Беляков Борис Антонович (551)
Сарваров Матвей Сергеевич (426)
Черкасов Роман Юрьевич (270)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2019