Пятница, 23.06.2017, 10:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Четырнадцатая олимпиада посвящена 100-летию выдающегося советского авиаконструктора Р.Е.Алексеева
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

Высший пилотаж: боевое искусство или спорт?

Автор: Петров Алексей Дмитриевич

Возраст: 14 лет

Место учебы: МБОУ СОШ №1, ученик 8а класса

Город: Петушки

Руководитель: Цибизова Светлана Владимировна

Высший пилотаж: боевое искусство или спорт!

План

Оглавление

Введение

Появление высшего пилотажа

Высший пилотаж в спорте

Основные фигуры высшего пилотажа

Нагрузки при выполнении фигур высшего пилотажа

Катастрофы при выполнении фигур высшего пилотажа

Заключение и Вывод

Термины

Литература

 

Введение

Меня с детства привлекало небо. Всегда наблюдал как в небе летят самолеты. В 2013 мне посчастливилось побывать на авиа шоу в Жуковском. Какое зрелищное событие! Удивляешься как можно управлять гигантскими машинами и делать невероятные виражи. Я поражаюсь храбростью и мужеством летчиков, которые выбрали в жизни такое призвание. Меня очень заинтересовала эта тема.

 Цель моей работы: Узнать что же это все-таки высший пилотаж: спорт или боевое искусство.

 Задачи:

 • Изучить литературу на тему высшего пилотажа.

• Найти исторические данные о том, где и как образовался высший пилотаж.

• Нужен ли высший пилотаж в военное время.

• Высший пилотаж в спорте

• Изучить какую перегрузку испытывает пилот во время исполнения фигур высшего пилотажа

• Изучить классификацию фигур высшего пилотажа.

•       Привести примеры катастроф на авиа шоу

  Появление высшего пилотажа

 Начало высшему пилотажу дал  наш соотечественник  П.Н.Нестеров.

 File:Pyotr Nikolayevich Nesterov.jpg

Своё название  «мёртвая» получила из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. До П. Н. Нестерова даже горизонтальные развороты на самолётах делали без крена «блинчиком». Его заслуга в том, что он начал использовать подъёмную силу крыла для манёвра и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Он так доверял своим расчётам, что перед выполнением «мёртвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолёту. Расчёты оказались правильными и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые — центробежная сила прижимала лётчика к сиденью. Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты обычно не выживали. Впервые в мире выполнена  27 августа (9 сентября) 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеровым на самолёте «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.

 File:Nizhny Novgorod Nieuport plane.jpg

Мёртвая петля  — фигура сложного пилотажа в виде замкнутой петли, в России известная также как «петля Нестерова». Представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Петля называется правильной, если все точки её траектории лежат в одной вертикальной плоскости.

 

File:Looping.png

 

П.Н.Нестеров  Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.

 Первая мировая война

В развитие высшего пилотажа внесла вклад и Первая мировая война.

Появление на самолетах пулеметов заставило задуматься уже не только о пилотировании, но и о совершенствовании летных характеристик аэропланов. Все это привело к возрастанию углов крена и атаки при пилотировании, а так как вдобавок ко всему летчики выполняли все эволюции очень резко, значительно возросло количество катастроф.  Падение самолета с одновременным вращением его и потерей управляемости назвали штопором. Способ выхода из штопора придумал русский военный летчик Константин Арцеулов

 File:Арцеулов.jpg

  В сентябре 1916 года самолет «Ньюпор-21» взлетел с аэродрома Качинской школы летчиков. Набрав высоту, машина вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле летчика перешла в крутое пикирование. Это была победа над самым грозным противником пилотов.  В октябре штопор был введен в программу обучения истребительного отделения Качинской школы и стал фигурой высшего пилотажа.

Петля Нестерова, Штопор были не только фигурами высшего пилотажа, но и жизненно важными способностями пилотов.

     Пилотаж как тактический прием.

    Крылатая фраза Александра Покрышкина «ВЫСОТА – СКОРОСТЬ – МАНЕВР – ОГОНЬ» стала основной формулой успеха истребительной авиации в период между двумя мировыми войнами. 
Основным тактическим приемом было пикирование на самолет противника (крутое снижение самолета по прямолинейной траектории с углами наклона 300 и более применяется для быстрой потери высоты и разгона) с последующим переходом на горку (при выполнении горки самолет, наоборот, набирает высоту с постоянным углом наклона траектории). 
Для защиты от противника использовались любые приемы, которые могли бы помешать прицеливанию. Это -  бочки, всевозможные виражи, развороты, перевороты, повороты, скольжения, пикирование. 
 В каждом случае летчик выбирает оптимальную с его точки зрения серию фигур, которая поможет сорвать прицеливание и атаковать самому. Так что успех воздушного боя определялся не только тем, чей самолет маневреннее и быстрее, но и прежде всего тем, насколько хорошо летчик владел искусством пилотажа.
     У бомбардировочной авиации были другие проблемы – преодоление ПВО. Здесь помогали змейки, заходы на цель с горки, пикирования или кабрирования, ведь высота значительно снижала эффективность средств ПВО.
    Несмотря на появление реактивных самолетов и очередное изменение тактики применения авиации, основными средствами противоборства в воздухе остались фигуры высшего пилотажа. Они претерпевали лишь небольшие изменения, обычно в соответствии с ТТХ самолетов. 
     Пилотаж в подготовке военных летчиков не сдавал позиций до 80-х годов, когда с появлением нового ракетного оружия стали считать, что бои будут проходить на больших дистанциях и пилотажное мастерство летчиков не пригодится.  Как бы ни так!  На новые ракеты нашлись средства противодействия (помехи, ловушки), и ближний бой стал опять актуален, а соответственно, и все фигуры высшего пилотажа остались востребованы.
   Оказывается ракетам тоже  можно противостоять с помощью пилотажа! Обычно ракеты оказываются менее маневренными, чем самолеты, так что на небольших дистанциях резкое маневрирование поперек курса ракеты и фоpсаж с очень большой долей вероятности приводят к выходу за конус системы наведения, и ракета теряет цель. 
     С появлением истребителей четвертого поколения, стали возможны фигуры, выполняемые на критических режимах полета. Так появились колокол, кобра Пугачева, чакра Фролова и другие. 
  19 июня 2003 года с аэродрома ЛИИ в Жуковском взлетел с виду обыкновенный Су-27, управляемый летчиком-испытателем Александром Павловым. Набрав необходимую высоту, самолет выполнил весь комплекс фигур высшего пилотажа, после чего сел. Казалось бы, ничего особенного, если не знать, что в этом полете впервые в мире самолет выполнял фигуры высшего пилотажа в автоматическом режиме.

 

 Высший пилотаж в спорте

 http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/51/300px-Sukhoi_Su-27_Russian_Knights.jpg

Высший пилотаж входит в одну из дисциплин самолетного спорта.

Самолётный спорт — технический вид спорта, где в качестве «спортивного снаряда» используется самолет.

В СССР проводились следующие соревнования по самолётному спорту:

 • Внутриклубные

• Областные

• Республиканские

• Всесоюзные ведомственные

• Чемпионаты СССР

 В 1960-е гг. Центральный Комитет ДОСААФ принял решение образовать Федерации по авиационным видам спорта. На базе Центрального аэроклуба наряду с другими была создана Федерация самолётного спорта. По предложению Центрального аэроклуба и Федерации самолётного спорта СССР Международная авиационная федерация (ФАИ) в 1960 году учредила Комиссию по высшему пилотажу, которая стала организатором проведения международных соревнований, чемпионатов Европы и мира по самолётному спорту и законодателем положений о чемпионатах и правилах судейства. Центральный аэроклуб им. В.П.Чкалова в том же году учредил переходящий кубок  имени основоположника высшего пилотажа - русского лётчика Петра Николаевича Нестерова для награждения от имени ФАИ команды, занявшей первое место на чемпионате мира. Первый чемпионат мира проводился в Братиславе (ЧССР) в конце августа 1960 года. II чемпионат состоялся в Венгрии в 1962 г. На нём впервые разыгрывался Кубок им. П.Н.Нестерова. Его завоевала команда Венгрии. Наши спортсмены заняли вторую ступеньку пьедестала.

http://www.airhorse.narod.ru/aresticube.jpg

Первый Чемпионат Европы состоялся в 1977 году.

Соревнования на реактивных самолётах начали проводиться с 1967 года.

В 1968 году был учреждён Кубок Арести - переходящий приз президента комиссии ФАИ по высшему пилотажу как награда спортсмену за достигнутое на чемпионате мира абсолютное первенство. Первым обладателем этого кубка стал Игорь Егоров.

Чемпионаты Мира и Европы проводятся, чередуясь, раз в два года. Советская, а затем и Российская, команда является одной из ведущих в мире. Команду отличает ярко выраженный стиль пилотажа, школа, созданная выдающимися спортсменами.

В разные годы абсолютными чемпионами мира в классе unlimited (высший уровень) становились наши спортсмены: Владимир Мартемьянов и Галина Корчуганова (1966), Игорь Егоров и Светлана Савицкая(позднее дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР) (1970), Виктор Лецко и Лидия Леонова (1976), Валентина Яикова (1978), Виктор Смолин (1982), Халидэ Макагонова (1984), Любовь Немкова (1986), Неоднократными чемпионами и призерами чемпионатов мира и Европы становились Витольд Почернин, Алексей Пименов, Людмила Мочалина, Николай Никитюк (трижды абсолютный чемпион Европы), Ирина Адабаш, Евгений Фролов (в настоящее время ведущий летчик-испытатель ОКБ им.П.О.Сухого, Герой России), Юргис Кайрис, Александр Любарец, Светлана Кабацкая, Елена Климович, Сергей Рахманин (Абсолютный чемпион Европы - 1999), Светлана Федоренко (Абсолютная чемпионка Европы 1999, 2004), Михаил Мамистов (Абсолютный чемпион Европы - 2004), Николай Тимофеев, Александр Кротов, Олег Шполянский, Валентина Дрокина, Лариса Радостева и другие.С 1991 года проводится Кубок мира Breitling -соревнования, в которых спортсмены выполняют трех- четырехминутную программу фристайла под музыку, в критерии судейства включена хореография, а с 1997 года - Гран-При Международной авиационной федерации. С 1995 г. чемпионаты мира и Европы проводятся в классе advanced. Алла Чекалова стала абсолютной чемпионкой Европы 1998 г., Владимир Попов - абсолютным чемпионом Мира 2000 г.

Основные фигуры высшего пилотажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Колокол Квочура

 

http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2013/08/24/005.jpg

Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры. 

Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур. Изначально колокол расценивался как маневр, при котором истребитель становится невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. В наши дни эту фигуру можно видеть не в боях, а во время выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Русь». 

Бочка

 http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2013/08/24/006.jpg 

Самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная. Впервые выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь. Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед и акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его сослуживцы окрестили фигуру «кадушкой» и не раз применяли прием в борьбе против авиации фашистов. Сейчас бочка входит в комплекс фигур, выполняемый на состязаниях по самолетному спорту

Иммельман

 http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2013/08/24/007.jpg 

Самолет делает боевой разворот — полубочку в верхней части полупетли. Впервые фигура выполнена на моноплане Фоккер Е.III 25-летним немцем Максом Иммельманом в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельману оказаться выше и позади вражеского самолета, хотя они до этого были на встречных курсах. За год полетов Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а английские летчики лишь завидев, что немец поднялся в воздух, шли на посадку. Фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики. 

Плоский штопор

 http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2013/08/24/008.jpg 

Самолет снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса. В начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете Ньюпор-XXI на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения. В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни. 

Чакра Фролова

 http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2013/08/24/009.jpg 

Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота. Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле Бурже. Фигура названа в честь древнего индийского оружия, которое представляет собой кольцо с режущей внутренней кромкой. Чакра Фролова может выполняться только на самолетах с изменяемым вектором тяги. Фигура не применялась во время воздушного боя. Ее демонстрируют во время показательных выступлений на выставкax и авиационных пpaздникax, доказывая аэродинамическое совершенство рoccийскиx истребителей поколения 4+. 

Хаммерхед

 http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2013/08/24/011.jpg 

Самолет свечой уходит вверх, зависает в воздухе и, развернув нос к земле, направляется вниз. Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х. Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют. 

Фигура Пугачева

 http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2013/08/24/012.jpg 

Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов (на Су-27, на Су-37 — до 180 градусов) по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно. Впервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора. Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою. 

Ранверсман 

http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2013/08/24/013.jpg 

Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке (фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона). Предположительно опрокидывание (так переводится название фигуры с французского), или же поворот на горке (под этим названием фигура известна в России), появилось в 1930-х. Разница между маневрами ранверсман и хаммерхед состоит в том, что самолет уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, а под углом 50–60°, на горку. Те пилоты, которые могли справиться с этой сложной фигурой, получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты. 

 

Нагрузки при выполнении фигур высшего пилотажа

 Каждый год идут жесточайшие "сражения" в воздухе между командами, выступающими на чемпионатах по высшему пилотажу. Пилоты - люди молодые, азартные. В результате из года в год техника пилотирования совершенствуется и усложняется. Чтобы выяснить, какие же перегрузки реально испытывает летчик-спортсмен, к исследованиям подключили специалистов из фирмы "Звезда" под руководством Г. И. Северина - главного специалиста России по катапультным сиденьям.   Три года на центрифуге  испытывали людей на перегрузках больших, чем в самолетах. Оказалось, что не все летчики выдерживают большие перегрузки - не у всех есть для этого природные данные: особые вестибулярный аппарат, мышечная и сосудистая системы. Действительно, при проведении соревнований происходит "естественный" отбор в сборную страны - туда попадают летчики, которые на перегрузках 12g пилотируют, можно сказать, элементарно.  С помощью аварийного регистратора и датчиков, установленных на теле летчиков, обнаружили, что в полете они выходят на такие режимы, о которых медицина и не подозревала. Выяснилось, что летчик может переносить перегрузки от - 8-10g до +12g. Тогда в авиации появились первые противоперегрузочные костюмы. Принцип их работы  прост: летчик надевает штаны, в которые подается кислород.   К сожалению, выяснилось, что в случае с летчиками-спортсменами эта система не успевает срабатывать. Испытания показали, что люди, остающиеся в сборной команде, во время действия больших нагрузок могут сами мышцами шеи автоматически пережимать сонную артерию. Кроме того, у профессионалов очень хороший вестибулярный аппарат: они могут крутиться в разных плоскостях и при этом четко останавливаться в любую секунду в нужном месте. Сейчас такие качества владения своим телом требуются и летчикам, пилотирующим современные истребители. 

Катастрофы при выполнении фигур высшего пилотажа

 Фарнборо: 65 жертв В Великобритании на известном авиашоу в Фарнборо 6 сентября 1952 года взорвался в воздухе реактивный истребитель. 

Фарнборо: 65 жертв. В Великобритании на известном авиашоу в Фарнборо 6 сентября 1952 года взорвался в воздухе реактивный истребитель. 

Самолет упал на зрителей, погибли 65 человек. После непродолжительной паузы организаторы шоу возобновили программу.

Самолет упал на зрителей, погибли 65 человек. После непродолжительной паузы организаторы шоу возобновили программу.

 

Мулхаузе: 3 жертвы 26 июня 1988 года на авиашоу в Мулхаузе (Франция) аэробус A320, пройдя над ВПП на бреющем полете, не смог набрать высоту, задел деревья и упал. Из 136 человек на борту погибли трое, 98 были ранены.

 Мулхаузе: 3 жертвы 26 июня 1988 года на авиашоу в Мулхаузе (Франция) аэробус A320, пройдя над ВПП на бреющем полете, не смог набрать высоту, задел деревья и упал. Из 136 человек на борту погибли трое, 98 были ранены.

Рамштайн: 70 жертв Трагедия произошла во время демонстрационного полета на военно-воздушной базе США в Германии в городе Рамштайн 28 августа 1988 года.

 Рамштайн: 70 жертв Трагедия произошла во время демонстрационного полета на военно-воздушной базе США в Германии в городе Рамштайн 28 августа 1988 года.

Сразу три итальянских реактивных самолета столкнулись и загорелись в воздухе.

 Сразу три итальянских реактивных самолета столкнулись и загорелись в воздухе.

Один из полыхающих самолетов упал прямо в толпу зрителей.

 

В результате трагедии погибли три пилота и 31 зритель.

Один из пытающих самолетов упал прямо в толпу зрителей.

 В течение следующих недель от травм скончалось еще 36 человек. Еще около 400 человек получили ранения.

 В результате трагедии погибли три пилота и 31 зритель.

Самолеты принадлежали итальянской эскадрильи высшего пилотажа Frecce Tricolori.

 В течение следующих недель от травм скончалось еще 36 человек. Еще около 400 человек получили ранения.

Нижний Тагил: 19 жертв В России в городе Нижний Тагил во время празднования 9 мая 1993 года 48-ой годовщины дня победы спортивный самолет Як-52 не смог выйти из виража и упал в центре города. Помимо пилота погибли еще 18 человек.

 

Самая страшная катастрофа на авиашоу произошла под Львовом на аэродроме "Скнилов". 27 июля 2002 года по случаю 60-летия 14-го авиационного корпуса Военно-воздушных сил Украины на аэродроме собралось сотни человек.

 Во время выполнения фигуры высшего пилотажа на зрителей упал истребитель Су-27.

Во время выполнения фигуры высшего пилотажа на зрителей упал истребитель Су-27.

 В результате авиакатастрофы 543 человека признаны пострадавшими, погибло 77 человек, в том числе 28 несовершеннолетних, трое детей остались сиротами, 12 человек остались на всю жизнь инвалидами, 8 лечатся в психбольницах.

В результате авиакатастрофы 543 человека признаны пострадавшими, погибло 77 человек, в том числе 28 несовершеннолетних, трое детей остались сиротами, 12 человек остались на всю жизнь инвалидами, 8 лечатся в психбольницах.

Заключение. http://newolymp.ucoz.ru/_pu/8/s70083444.jpg

Сегодня фигуры высшего пилотажа активно используются и в серьезной военной авиации и  в авиации малой. Небольшие спортивные самолеты под управлением опытных пилотов вытворяют такое, что у зрителей на земле захватывает дух. А выступления пилотажных групп всегда срывают бурные овации. Летать в группе и выполнять фигуры высшего пилотажа по силам только тренированным экипажам, отдавшим не один год этому спорту. Ноавиаспорту в России  уделяется незаслуженно мало внимания. Практически никто не знает имен наших чемпионов. А ведь среди лучших пилотов мира большинство - российские спортсмены!

 Фигуры высшего пилотажа эффективны и в современном бою. Ведь оборонительные возможности истребителей постоянно растут. Это приводит к тому, что на практике воздушный бой современных ЛА, который предполагается, как бой с применением ракет на дальних дистанциях по факту превращается в бой на средних дистанциях с последующим переходом на ближний бой. Так что ничего сильно не поменялось. И здесь главное мастерство пилота! Лишними знания и умения в бою не бывают. Как правило, в воздушном бою хватает простого, иногда элементов сложного пилотажа. Пилотаж вообще нужен совсем-совсем не для воздушного боя. И громкие катастрофы в ГВФ в последние годы тому ярчайший пример.

 Вывод

 Так что это все такие такое высший пилотаж?

 Высший пилотаж – это проявление мастерства, смелости и отваги пилота.   

 Высший пилотаж – это и военная стратегия, и спорт, и искусство!

Приложение: Словарь терминов, используемых в пилотаже.

Кабрирование (от франц. cabrer — поднять на дыбы) — поворот летательного аппарата вокруг своей поперечной оси, приводящий к увеличению угла атаки. 
Крен — положение самолёта, при котором вертикальная плоскость его симметрии находится под углом к поверхности Земли, отличным от 90°.
Пикирование (от фр. piquer une těte — падать вниз головой) — снижение самолёта по траектории, наклонённой под углом 30—90° к поверхности Земли, приводящее к быстрой потере высоты и нарастанию скорости. Пикирование под углом 80—90° называется отвесным. 
Рысканье — небольшие периодические угловые отклонения самолёта по горизонтали в обе стороны от направления его движения при прямом положении руля. 
Сваливание — критический режим, при котором возникает неуправляемое боковое движение самолёта.
Тангаж — движение самолёта, приводящее к изменению угла между его продольной осью и горизонтальной плоскостью. Увеличение этого угла приводит к кабрированию, уменьшение — к пикированию.
Угол атаки — угол между некой условной линией, например хордой крыла самолёта, и направлением скорости встречного потока воздуха. 
Штопор — снижение самолёта по крутой винтовой линии с одновременным вращением вокруг вертикальной оси. Управляемый штопор — одна из фигур высшего пилотажа.


 

Литература:

  1. Каталог фигур высшего пилотажа АРЕСТИ ФАИ. Версия 2003-1. 
  2. Журнал «Наука и жизнь»,  Ю. Желнин «Полет «хвостом вперед» и сверхманевренность, №11, 2008 г.
  3. Большая энциклопедия школьника. - М.: МАХАОН, 2008.-255 с.
  4. Г.А. Никитин, Е.А. Баканов, Основы авиации.
  5. А. Абрамов, Мужество в наследство.
  6. Вурче Е.Ф., Петр Николаевич Нестеров, М., 1955
  7. Федоров В.Ф. Три дара Родине, М., 1952.
  8. Трунов К.И. Петр Нестеров, М., 1975.
Категория: Готовые работы | Добавил: Service (11.12.2016) | Автор: Алексей W
Просмотров: 240 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1
1  
Алексей, ненужные варианты своей статьи озаглавь "Прошу удалить". Картинки вставь правильно. Образец здесь.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
14-Я ОЛИМПИАДА ЗАВЕРШЕНА!
ИТОГИ ПОДВЕДЕНЫ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В 15-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЕТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА!

Google+
Их многие читают
Щур Илья Андреевич (9756)
Кузьминова Анастасия Олеговна (7239)
Бадакова Анастасия (7227)
Чеховская Алена Алексеевна (4821)
Кошманов Илья Игоревич (4428)
Иванов Семен Владимирович (4311)
Беляева Александра Сергеевна (4160)
Пушинская Кристина Валерьевна (3946)
Рафаэль (3759)
Ахметшин Тимур (3727)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017