Вторник, 19.03.2024, 14:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год)

Как бороться с воздушным терроризмом?

Автор: Шаховской Андрей Максимович
Возраст:13 лет
Место учёбы:Ставропольское президентское кадетское училище
Город, регион: г. Ставрополь, Ставропольский край
Руководитель :Гриценко Владимир Александрович
СПКУ - преподаватель ДО

Как бороться с воздушным терроризмом?

"Терроризм это война, которую невозможно выиграть, но нельзя проиграть"

Американский профессор Маккензи Ора, руководитель программы "Терроризм и авиация"

Цель:  показать актуальность данной проблемы в современной гражданской авиации, в историческом плане проанализировать развитие методов и способов борьбы с воздушным терроризмом в мире и в России и на этой основе попытаться выявить новые или предложить рекомендации по усовершенствованию имеющихся методов и способов борьбы с воздушным терроризмом.

План

  1. Введение
  2. Воздушный терроризм, его сущность и причины
  3. История развития воздушного терроризма и способов и методов борьбы с ним
  4. Возможные направления и изменения в деятельности воздушных пиратов. Мероприятия по повышению эффективности борьбы с воздушным терроризмом
  5. Заключение
    Список использованной аппаратуры

Введение

Я учусь в Ставропольском президентском кадетском училище. Сам я из города Ставрополя , но многие мои знакомые ребята по училищу из разных уголков России и им часто приходится летать самолётами. Зачастую можно услышать из их уст , какие неудобства доставляют проверки при вылете самолётом из аэропорта. Я заинтересовался этим вопросом и решил выяснить - насколько обоснованы эти проверки. Это первая причина , заставившая меня взяться за эту тему, и вторая причина - в будущем я сам планирую стать либо военным лётчиком , либо гражданским пилотом и знания по этой теме возможно пригодятся мне в будущем.Ну и в третьих, рассматривая и изучая материал по данной теме , я действительно понял насколько актуальна эта тема. Я не случайно взял эпиграфом к своей работе слова американского профессора Маккензи Ора, которые говорят об актуальности данной проблемы в современном мире. 11 сентября 2001 года в результате серии воздушных терактов в США погибло около 3000 человек.А если представить что эти самолёты могли разрушить атомную станцию? Тогда количество жертв и  разрушений могли бы приобрести глобальный характер.Развитие авиации не стоит на месте.Количество воздушных перевозок увеличивается. Модернизируются самолёты и способы управления ими.Увеличивается компьютеризация и автоматизация в авиации, а значит могут появиться и новые методы и способы террора на воздушном транспорте. И попытаться предусмотреть эти направления и выработать меры по их предупреждению одна из задач моей работы.

Воздушный терроризм, его сущность и причины

Успех борьбы с тем или иным опасным для общества явлением зависит от понимания его сущности и причин возникновения. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма и радикализма разнообразен, многолик, имеет различную природу, разные источники, цели, разные уровни и масштабы, направленность и характер исполнения. Принципиальная общность всех видов терроризма – в насильственном насаждении мировоззрения, идеологии, морали, политики, своего образа жизни, в использовании убийств мирных жителей, угрозы убийств или других форм насилия в качестве главного средства достижения целей.

Одной из форм проявления терроризма является воздушный терроризм - это угон воздушного судна или иное преступное вмешательство в деятельность гражданской авиации.Эта форма терроризма(угон, взрыв воздушных судов) приводит к значительным человеческим жертвам и приковывает к себе внимание средств массовой информации. Этим объясняется то, что значительная часть террористических актов составляют захваты, угоны, уничтожения воздушных судов.Эта форма терроризма больше известна под названием "воздушный терроризм", "воздушное пиратство", "воздушный бандитизм". А по научному называется Хайджекинг(захват транспортного средства: самолёта, железнодорожного поезда,автомобиля, корабля) или его более точное название "скайджекинг" - это захваты самолётов. Эти акции достигли пика в 60-х годах (38% всех актов приходилось на нападения на авиалинии), и сократились к концу века до 12 % .

Итак , воздушный терроризм это угон воздушного судна или иное преступное вмешательство в деятельность гражданской авиации. Как классифицируются акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Заметим, что в каждой стране эти акты классифицируются по - разному. В соответствии с существующей в Российской Федерации классификацией, все акты незаконного вмешательства условно отнесены к следующим видам:

  • Взрыв ВС или объекта ГА;
  • Захват (угон) ВС;
  • Попытка захвата (угона) ВС
  • Диверсия;
  • Нападение (в том числе с захватом заложников);
  • Угрозы в адрес ГА;
  • Блокирование ВС и объектов ГА;
  • Несанкционированное проникновение в ВС и на объекты ГА;
  • Другие инциденты

Взрыв ВС или объекта ГА – преднамеренное или непреднамеренное разрушение или серьезное повреждение ВС или объекта ГА, находящихся в эксплуатации, с помощью взрывного устройства (ВУ) или взрывчатого вещества (ВВ).

Захват (угон) ВС – осуществление контроля над движением ВС с применением силы, угроз или других действий, приводящие к угрозе безопасности пассажиров и членов экипажа, нарушению безопасности и регулярности полетов, отклонению ВС от установленного расписанием маршрута.

Попытка захвата (угона) ВС– преднамеренные или непреднамеренные действия, создавшие угрозу наступления последствий захвата (угона) ВС.

Диверсия - случаи преднамеренных действий, имеющих целью вызвать умышленное уничтожение оборудования или имущества, ставящие под угрозу деятельность гражданской авиации и её служб (случаи обстрела ВС и объектов ГА, умышленного повреждения ВС и объектов ГА, закладки ВВ (ВУ) на борту ВС и объекте ГА, обнаружение ВВ (ВУ) и боеприпасов в контролируемых зонах аэропортов и т.д.).

Нападение (в том числе с захватом заложников) - случаи вооруженного и невооруженного нападений на посты, объекты и сотрудников аэропортов и авиапредприятий ГА с целью проникновения в контролируемые зоны аэропорта и на борт воздушного судна, а также случаи нападений на экипажи ВС или различных нападений за пределами контролируемых зон аэропорта, но имеющих цель захвата ВС или объекта ГА (в том числе случаи с захватом заложников).

Угрозы в адрес ГА - случаи получения информации из различных источников, в которых сообщается об угрозе (возможной угрозе) безопасности воздушному судну (в полете или на земле), средствам или объектам ГА, а также сотрудникам аэропорта (авиапредприятия) ГА, пассажирам или общественности.

Блокирование ВС - случаи преднамеренных действий лиц в отношении ВС, вызвавших нарушение регулярности их полетов и/или деятельности служб аэропорта (авиапредприятия).

Блокирование объектов ГА - случаи преднамеренных действий лиц в отношении средств и объектов ГА, вызвавших нарушение их функционирования и/или деятельности служб аэропорта (авиапредприятия).

Несанкционированное проникновение в ВС - нахождение в ВС лица (лиц), не являющегося членом экипажа данного ВС, не обслуживающего данное ВС и не имеющего соответствующих полномочий на право нахождения в данном ВС.

Несанкционированное проникновение на объект ГА - нахождение на объекте ГА лица (лиц) не имеющего допуск на него в данное время и не имеющего соответствующих полномочий на право нахождения на нем (под объектом ГА понимается территория, здания, сооружения ГА, доступ в которые контролируется).

Инцидент - случай, имеющий цель незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Например:

  • Загорание ВС или объекта ГА;
  • Повреждение ВС или объекта ГА;
  • Случаи применения оружия, производства выстрелов (в том числе самопроизвольных) в контролируемых зонах аэропорта, в аэровокзалах или в воздушных судах лицами, не имеющими отношения к обеспечению авиационной безопасности данного аэропорта;
  • Случаи обнаружения оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ у посторонних лиц и пассажиров в контролируемых зонах аэропорта;
  • Случаи насилия в отношении лиц, находящихся на борту ВС в полете, и угрожающие безопасности этого ВС.

Почему угон воздушного судна наиболее предпочтителен среди других видов терроризма? Скайджекинг - наиболее эффективен среди других видов хайджекинга, так как, во- первых, удерживает спецслужбы от проведения атак на террористов из-за большой вероятности поражения заложников; во-вторых, самолет является более удобным средством, чтобы скрыться от преследования. К тому же ещё этому служат следующие предпосылки:

  1. Реальность захвата и угона ВС представляет минимальную опасность для преступника и большую угрозу жизни пассажиров и экипажа.
  2. Захват и угон ВС расценивается преступником как одно из результативных средств достижения задуманной им цели.
  3. Выполнить преступные действия террорист способен при использовании минимальных сил и средств.
  4. Как правило, один или ограниченное количество террористов могут осуществить захват любого ВС.
  5. Реальная возможность использования ВС в качестве оружия уничтожения.

Пассажиры на борту воздушного судна представляют значительную ценность для государства. Действующие группировки преступников считают захват ВС наиболее легким и дешевым способом приобретения популярности, освобождения отбывающих наказание террористов, получения выкупа. В случае катастрофы большинство пассажиров погибает, а террорист остается анонимным лицом.

Бомбы, гранаты, пистолеты стали средствами принуждения, применяемыми современными воздушными террористами. Они отдают себе отчет в собственной силе: ничто не служит демонстрацией решительности лучше, чем взрывное устройство в руках террориста. Через аэропорты, пункты контроля, салоны лайнеров и пилотские кабины проходит фронт борьбы с терроризмом. Идет настоящая война.

История развития воздушного терроризма и способов и методов борьбы с ним

Первая авиакомпания, которая изначально специализировалась на перевозке пассажиров, была создана в 1917 году. Гражданская авиация начала робко прогрессировать лишь в конце 1920-х. А уже первый случай захвата рейсового самолета произошел 11 февраля 1931 г. в Перу. (По некоторым данным в 1933 году в Бельгии произошел первый в истории теракт на борту пассажирского самолета. Авиалайнер компании Imperial AW был уничтожен в воздухе в результате взрыва нитроглицериновой бомбы. Виновников преступления так и не нашли). А первая акция уничтожения самолета в воздухе, в результате которой погибли пассажиры и экипаж, была проведена в мае 1948 г. Однако эта трагедия не привела к изменениям в правилах работы наземных служб и авиакомпаний. Ситуация постепенно начала меняться в 1950-1960-е годы, в эпоху «золотого века» пассажирской авиации, который был омрачен настоящей эпидемией терактов. В 1955 году в США авиалайнер был впервые взорван преступником-одиночкой. Это был американец, желавший получить страховку после гибели матери, находившейся на борту самолета. Начиная с 1960-х годов попытки пронести взрывчатку на борт самолетов стали постоянными, что не могло не вызвать реакции властей. Так, в 1970 году в США появился институт «воздушных маршалов» – сотрудников служб безопасности, которые летали под видом пассажиров. В 1972 году власти США обязали все авиакомпании проверять багаж пассажиров, а службы безопасности задействовали служебных собак, обученных обнаруживать взрывчатку. Тогда взрывы самолетов организовывались по достаточно простой схеме: террорист покупал билет, сдавал багаж с взрывным устройством, но сам на самолет не садился. Простое нововведение – отказ в перевозке багажа отсутствующего пассажира – позволил серьезно уменьшить число подобных терактов и позволило свести на «нет» активность террористов-одиночек. Однако на активности террористических организаций эти меры сказались незначительно. В 1970-е годы большинство террористических организаций сменили тактику – от подрывов самолетов они перешли к их захватам. Подобным образом террористические структуры достигали сразу нескольких целей – они привлекали к себе внимание общественности, добивались освобождения соратников, находившихся в заключении, и иногда пытались достичь более масштабных политических целей. Так, в 1970 году палестинские боевики захватили сразу три самолета с 400 пассажирами на борту – они приземлились в Иордании и 24 дня вели переговоры об обмене заложников на заключенных, находившихся в тюрьмах Израиля. В 1979 году мишенью террористов впервые стали пассажиры и сотрудники международных аэропортов. Тогда взрыв в международном аэропорту Орли (Франция) организовали члены армянской террористической организации ASALA. Семь человек погибло, 60 получили ранения. Впоследствии террористы упростили тактику: боевики проникали на территорию аэропортов и открывали беспорядочный огонь по людям. Методы ужесточения контроля в аэропортах были хаотичными и результатов долгое время не приносили. Эпидемия захватов продолжалась. В результате, многие государства мира приняли решение не выполнять требований террористов, а, в случае необходимости, освобождать захваченные самолеты силой. В 1976 году израильский спецназ провел операцию по освобождению самолета компании Air France в аэропорту города Энтеббе (Уганда); в 1977-м, германские коммандос уничтожили захватчиков лайнера Lufthansa в аэропорту Могадишо (Сомали); в 1984 году в Тегеране иранские силы безопасности взяли штурмом лайнер авиакомпании Kuwait Airways; в 1985 году египетские спецслужбы освободили самолет компании Egypt Air и т.д.

Однако во многих случаях, действия по освобождению самолетов приводили к гибели пассажиров. К примеру, в последнем из приведенных примеров, в ходе боя погибло несколько десятков пассажиров, находившихся на борту лайнера Egypt Air. Подобный опыт привел к тому, что членам экипажа американских авиакомпаний было рекомендовано не оказывать сопротивления организованным группам захватчиков. Эта рекомендация стала одной из причин успеха терактов 11 сентября 2001 года: экипажи захваченных лайнеров, пассажиры и наземные службы были уверены, что речь идет о захвате самолетов, а не об их использовании в качестве управляемых взрывных устройств. Тогда террористы захватили четыре самолета и протаранили башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здание Пентагона. В результате этих терактов, которые привели к гибели 2 973 мирных граждан и 19 угонщиков, произошли кардинальные изменения политики США и многих других государств в области обеспечения безопасности полетов. Так, в частности, было ограничено количество предметов багажа, которые пассажир мог пронести в салон самолета, запрещен пронос режущих и колющих предметов, созданы базы данных, в которые начали заноситься подозрительные личности, в аэропортах появились новые системы досмотра, а кабины пилотов американских лайнеров оборудовали бронированными дверями. Тем не менее, 22 декабря 2001 года британец Ричард Рейд (он же Абдул Рахим) продемонстрировал, что бомбу на борт самолета можно доставить и в толстой обувной подошве. После этого всех пассажиров обязали снимать обувь при проходе на посадку. В 2006 году британские спецслужбы арестовали группу террористов, которые собирались взорвать 10 трансатлантических авиалайнеров, используя жидкую взрывчатку – в результате, пассажиры лишились права проносить в салон любого рода жидкости. 25 декабря 2009 года Умар Фарук Абдулмуталлаб смог пронести на борт самолета взрывное устройство, спрятанное в нижнем белье – для взрыва использовался химический взрыватель, не имевший металлических деталей и электроники. Действия Абдулмуталлаба уже привели к тому, что пассажирам американских авиакомпаний запретили вставать с мест за час до приземления и держать на коленях личные вещи; введены ограничения на информацию для пассажиров о том, где находится их самолет. Кроме того, обсуждается возможность использования сканеров, которые позволяют виртуально «раздеть» досматриваемого пассажира.

Воздушный терроризм в СССР и Российской Федерации

Попытка захвата самолета в СССР была осуществлена еще 8 января 1954 г., а в последующие годы эта трагическая хроника попыток захвата воздушных судов приняла такой вид: 25 октября 1958 г. – попытка захвата самолета «Ан-2» в Якутии (угонщики осуждены); 21 июля 1964 г. попытка захвата «Ан-2» в Ашхабаде (жертв нет); 29 октября 1964 г. «Ан-2», попытка захвата рейса Кишинев – Измаил; 3 августа 1966 г. экипаж «Ан-2» рейса Батуми – Поти обезвредил преступника в воздухе. За 22 года (с 1958 по 1979 год) произошло 22-е попытки захвата ВС и шесть случаев захвата и угона ВС за границу. Убито 10 человек и ранено 7 человек. За этот же период в мире зафиксировано свыше 800 случаев попыток захвата и угона ВС, погибло около 1200 и ранено более 900 человек. В США за данный период зафиксировано свыше 200 попыток захвата и угона ВС. В последующие 10 лет (с 1980 по 1989 год) количество актов незаконного вмешательства увеличивается почти в 10 раз (283 АНВ). Из них: 15 попыток захвата ВС, 5 случаев угона ВС за границу и 263 случая угроз в адрес гражданской авиации. В период с 1990 по 1994 год количество актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта по сравнению с прошедшими 32-мя годами (с 1958 по 1989 год) удваивается. Помимо таких преступлений, как попытки захвата и угона ВС, угрозы в адрес ГА, появляются новые виды преступлений: попытки диверсий, нападения на земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства, несанкционированное проникновение в ВС, блокирование ВС и объектов воздушного транспорта, а также другие инциденты. Характер преступлений становится более организованным и жестоким. В 1990 году было отмечено небывалое за всю историю Аэрофлота количество попыток захвата и угона ВС. Было осуществлено 33 такие акции (24 попытки захвата ВС и 9 случаев угона ВС за границу). В период с 2000 по 2004 год произошло 2 случая захвата ВС и два случая взрыва ВС в воздухе террористками- смертницами. 24.08.2004 г. вскоре после вылета из аэропорта «Домодедово» г. Москвы террористками-смертницами взорваны в воздухе самолеты рейсов Москва - Сочи и Москва - Волгоград. 31 октября 2015 года российский самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург,потерпел крушение на Синайском полуострове в Египте. Вероятная причина взрыв бомбы на борту. 24 января 2011 года в международном терминале московского аэропорта "Домодедово" произошел взрыв. Взрывное устройство, начиненное металлическими поражающими элементами, привел в действие террорист-смертник, находившийся в толпе встречающих. Погибли 37 человек, более 120 были госпитализированы.

Таким образом, с ростом воздушного терроризма менялись методы и способы борьбы с ним. К таким мероприятиям относятся:

  • принятие международных конвенций по борьбе с воздушным терроризмом;
  • заключение двусторонних государственных соглашений о выдаче и наказании преступников;
  • введение национальных законов, предусматривающих строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности в гражданской авиации;
  • введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях;
  • создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском и грузовом потоках и предназначенных для охраны аэропортов и других мероприятий.

Так пассажирам  американских авиакомпаний запретили вставать с мест за час до приземления и держать на коленях личные вещи; введены ограничения на информацию для пассажиров о том, где находится их самолет. Кроме того, обсуждается возможность использования сканеров, которые позволяют виртуально «раздеть» досматриваемого пассажира.

Итак мы рассмотрели историю развития воздушного терроризма и методов и способов борьбы с ним. А каковы дальнейшее возможные изменения в деятельности воздушных пиратов?

Возможные направления и изменения в деятельности воздушных пиратов. Мероприятия по повышению эффективности борьбы с воздушным терроризмом

 Я считаю , что новыми направлениями могут быть:  

  1. спользование беспилотных летательных аппаратов или дронов. Наглядный тому пример - Сирия.Но там война и воздушное пространство находится под контролем. А как с этим возможным явлением бороться в мирных условиях?
  2. Использование сверхлёгких летательных аппаратов. Так ЛА  весом 115 кг. и менее  можно не регистрировать и летать без заявки и уведомления.
  3. Кибертерроризм.  Мне кажется это одно из перспективных направлений современного терроризма.Ведь сейчас практически всё компьютеризировано, начиная от системы управления воздушным движением и включая управления самолётом.  
  4. Применение лазерного оружия. Ведь были случаи когда при заходе на посадку экипаж был ослеплён лучом света, а теперь представим, что это могло быть лазерное оружие.?
  5. Наверное пора уже подумать и о таком виде терроризма как космический терроризм.  

Конечно о новых направлениях в деятельности воздушных пиратов и  мероприятиях по повышению эффективности борьбы с воздушным терроризмом можно говорить бесконечно, но анализ проведённых воздушных терактов за последние 5-10 лет даёт возможность определить слабые места по предотвращению подобных явлений. Почему произошёл всплеск воздушного терроризма в начале 90- ых годов? Да потому что старая система безопасности была разрушена , а новая перешла в частные руки и была отдана на откуп частным авиакомпаниям и различным ЧОПам , подготовка личного состава которого зачастую очень слаба и основной причиной слабой работы по обеспечению безопасности работы стал организационный фактор и слабая профессиональная подготовка специалистов.

Итак, каковы же основные мероприятия по повышению безопасности полётов: 

  1. Систему безопасности полётов необходимо передать в ведение государства.Это финансирование, подготовка личного состава, создание новых эффективных технических средств контроля  и досмотрового оборудования.
  2. Подготовка грамотных специалистов профессионалов по безопасности полётов в наших авиационных академиях и институтах гражданской авиации, путём увеличения набора и созданием дополнительных бюджетных мест на эти важнейшие должности. 
  3. Повысить требовательность и ужесточить профессиональный и психофизиологический отбор кандидатов на авиационные специальности всех видов, как лётного состава, так и обслуживающего персонала.
  4. Создать спецподразделения по противодействию кибератакам , с дублировать все системы управления и командных пунктов.
  5. Все летательные аппараты: дроны, сверхлёгкие воздушные суда, мотодельтапланы и парапланы  оснастить датчиками, позволяющими контролировать их передвижение с момента запуска двигателя. Определить для каждого типа ЛА зоны и высоты полёта , усилить контроль за их передвижением и ответственность за нарушение использования воздушного пространства.
  6. Усилить авиационную безопасность аэропорта, созданием контролируемых зон, организацией пропускного и внутриобъектового режима, обеспечением безопасности пассажирских терминалов и аэровокзала, организацией досмотра пассажиров и вещей , находящихся при них багажа, грузов, почты, воздушных судов и бортовых запасов. 
  7. Улучшить состояние ограждений аэропортов, систему охранной сигнализации, телевизионного наблюдения контроля доступа, освещения, средств связи, транспортных средств для патрульных групп.  

Насколько актуальны такие мероприятия можно судить вот только по некоторым фактам : трагедия на взлётной полосе в аэропорту Внуково - столкновение частного самолёта со снегоуборочной машиной 2014 г.; в Шереметьево взлетающий самолёт насмерть сбил человека 2018 г.; в 2016-2017 г.г. зафиксированы несколько случаев столкновения с дронами и вот уже в декабре 2018 года один из лондонских аэропортов был закрыт на двое суток по причине появления неизвестных дронов над территорией аэропорта.; продолжаются случаи краж багажа пассажиров грузчиками в так называемых "мёртвых зонах", а также во время погрузки багажа в самолёт где нет камер наблюдения. Такие случаи зафиксированы в том же Внуково. Таким образом, проникнуть на территорию аэропорта или заложить бомбу в самолёт нет особых проблем. Что здесь? Человеческий фактор или слабая организация системы безопасности аэропорта? Наверное и то и другое. А в то же время подготовка и выпуск специалистов по безопасности полётов в наших ведущих авиационных учебных заведениях( Санкт-Петербург и Ульяновск)  крайне мал особенно на бюджетных формах обучения.

Заключение 

Я думаю что раскрыл и историю возникновения и развития воздушного терроризма,  и способы и методы борьбы с ним. Показал насколько актуальна это проблема в современной авиации. Нельзя сказать что этой проблеме не уделяется должного внимания. Проходят международные конференции посвящённые этой проблеме, раз в три года собирается Генеральная  Ассамблея ИКАО на которой обязательно рассматриваются эти вопросы, создаются государственные программы по борьбе с терроризмом, пишутся статьи, диссертации, различные разработки, проводится переподготовка и переаттестация личного состава службы безопасности полётов, но проблема остаётся проблемой. Так что очевидно прав был профессор утверждая, что терроризм это война, которую невозможно выиграть...., а от себя бы я добавил, но надо стремится к этому.

Литература

  1. Воздушный Кодекс РФ;
  2. Статья " Воздушный терроризм",Т.Р. Пилипчук Красноярск;
  3. Разработка "Терроризм в России"
  4. Москвин В. Статья "Борьба с терроризмом на воздушном транспорте"
  5. Студопедия, конспект лекций Санкт- Петербургского университета ГА "Понятие о терроризме и авиационной безопасности в ГА"
  6. Материалы 37 -ой Ассамблеи ИКАО
Категория: Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год) | Добавил: Service (22.11.2018) | Автор: Шаховской Андрей Максимович E W
Просмотров: 2638 | Рейтинг: 2.2/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Фурсов Максим (1708)
Сальников Егор Олегович (1622)
Егор Андреевич Попов (1267)
Штриккер Артур (869)
Григорьев Павел Сергеевич (554)
Медведкин Иван (441)
Азарин Николай (367)
Горбунов Кирилл Антонович (331)
Трунов Артём Николаевич (320)
Ефимова Софья Алексеевна (307)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024