Четверг, 28.03.2024, 12:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год)

Какое будущее у самолётов на альтернативном топливе?

Автор: Кузьминова Анастасия Олеговна

Возраст: 15 лет

Место учёбы: г. Вологда, МОУ "СОШ №1 с углубленным изучением английского языка"

Город: Вологда

Руководители: Кузьминов Олег Александрович; Чуглова Анна Брониславовна, педагог физики в старших классах МОУ "СОШ №1 с углубленным изучением английского языка"; Попова Анна Вячеславовна, педагог русского языка и литературы в старших классах МОУ "СОШ №1 с углубленным изучением английского языка".

 

 

Историко-исследовательская работа по теме:

«КАКОЕ БУДУЩЕЕ У САМОЛЁТОВ НА АЛЬТЕРНАТИВНОМ ТОПЛИВЕ?»

 

План:

  1. Введение.
  2. Актуальность темы.
  3. Цели и задачи.
  4. Основная часть:
    1. 1. История развития самолётов на различных видах топлива;
    2. 2. Перспективные двигатели на альтернативных источниках энергии;
    3. 3. Сравнительный анализ применения энергосиловых установок на альтернативных видах топлива;
  5. Заключение
    1. 1. Вывод.
  6. Источники информации.

 

1. Введение.

 В настоящее время в авиации используется топливо, основными видами которого являются авиационный бензин и керосин. Они  добываются из нефтепродуктов, запасы которых ограничены. По научным прогнозам мировых запасов хватит менее чем на 40 лет. С каждым годом добывать нефть становится труднее,  а следовательно стоимость нефтепродуктов будет неуклонно расти. Перед человечеством неизбежно встанет вопрос об использовании альтернативных энергоресурсов, которые заменят традиционные и будут более эффективными, экономически выгодными по сравнению с существующими видами топлива.

 Ежегодно количество самолетов и космических кораблей увеличивается, а значит и растет количество негативных выбросов от сжигания горючего, что существенно наносит вред человечеству и окружающей среде.

На протяжении всей истории авиации люди пытаются создать корабли, которые смогли бы летать на сверхдальние, практически не ограниченные расстояния, использование самолетов на больших скоростях,  перевозить тяжелые грузы, а так же находиться долгое время в полете без дозаправок топливом.

 В настоящее время авиация используется в труднодоступных и дальних регионах Земли, где отсутствует инфраструктура для полного обслуживания самолётов. Новые виды энергоресурсов позволят минимизировать затраты на эксплуатацию самолетов.

 Альтернативные виды топлива являются заменой существующим видам горючего и производятся из нетрадиционных видов энергетического сырья. К наиболее перспективным видам такого топлива относятся:          

- ядерное;

-водородное;

-газовое;

- электроэнергия;

- биологическое.

 На основании вышеизложенного можно сформулировать причины о неизбежности использования альтернативных видов горючего:

- запасы нефтепродуктов ограничены;

- экологическая и биологическая безопасность кораблей;

- экономическая целесообразность применения других видов топлива;

- улучшение лётно-технических характеристик самолёта;

- использование кораблей в труднодоступных регионах Земли и сверхдальних космических пространствах.

Актуальность:

   В наше время существует большая сфера использования самолетов, начиная от маленьких беспилотных, заканчивая сверхмощными кораблями, которые способны летать на сверхдальние расстояния. Для каждого вида самолетов должны использоваться определенные виды топлива, которые обеспечат:

- необходимые характеристики и параметры летательного аппарата;

-  снижение стоимости полётов;

- использование самолётов в труднодоступных регионах Земли;

- экологическую безопасность и не окажут негативного воздействия на окружающую среду.

Цели и задачи:

- изучить историю развития самолётов на альтернативных видах топлива;

- рассмотреть основные направления и перспективы использования ЭСУ (энергосиловых установок) в авиации на других источниках энергии;

- провести сравнительный анализ двигателей на эффективных видах  топлива.

4.1. История развития самолётов на различных видах топлива.

    Рассмотрим историю развития энергосиловых установок на альтернативных видах топлива:

    - ЭСУ на атомном топливе.

 В апреле 1943 года при Академии СССР была создана научно-производственная база, которая решала задачи применения ядерной энергетики, возглавляемая И.В. Курчатовым. Первой задачей ученых-ядерщиков было создание урановой бомбы, но затем начался активный поиск других возможностей использования нового вида энергии.

 В марте 1947 года в СССР подняли вопрос использования тепла в ядерных энергосиловых установках и создания атомолётов. Научным руководителем проекта стал А.П. Александров.

 28 марта 1956 года началось проектирование летающей атомной лаборатории на базе серийного бомбардировщика ТУ-95. Строительство ТУ-95ЛАЛ заняло 2 года, а уже в 1961 году самолет выполнил 34 полёта, и показал высокую эффективность работы ядерного реактора и системы радиационной защиты, но на данном самолете требовалась доработка системы безопасности и атомного реактора.

   В августе 1972 года был установлен усовершенствованный атомный реактор на самолет Ан-22ПЛО. Серия летных испытаний на данном корабле выполнена успешна, и были получены необходимые данные для дальнейшей модернизации ядерной ЭСУ.

Недостатки практического применения атомолётов:

- большой вес реактора;

- экологическая и биологическая безопасность;

- сложность в обслуживании самолетов;

- большая стоимость ЭСУ на ядерном топливе.

 В 2010 году в России создана президентская программа создания сверхмощных безопасных атомных реакторов, которые будут работать по замкнутому циклу. Данный вид энергоустановки позволит летать на сверхдальние, практически не ограниченные расстояния.  Также в США создана программа NASA (национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства)  проектирования межпланетного космического корабля «Пилигрим» на базе миниатюрного ядерного реактора. Ученые считают, что только данный вид энергии позволит в полной мере выполнить задачу исследования солнечной системы. Планируется, что силовая установка будет комбинированная и атомный реактор начнет работать, когда корабль покинет орбиту земли.  Кроме того после выполненной миссии корабль будет выведен на траекторию, на которой он будет удаляться от нашей земли. Такой тип ЭСУ является очень надежным и не окажет негативного влияния на окружающую среду земли.

- ЭСУ на водородном топливе.

  В середине 70-х годов была разработана программа по внедрению водородной энергетики в народное хозяйство. Академией наук СССР было предложено в качестве авиационного топлива использовать жидкий водород. Для отработки водородных технологий и испытания двигателя нового типа был избран серийный лайнер Ту-154Б. Затем на его базе был создан экспериментальный  Ту-155, на который установлен турбореактивный двухконтурный двигатель НК-88, основным требованием которого была повышенная пожаробезопасность. Первый полет Ту-155 совершил экипаж под руководством летчика-испытателя В. А. Севанькаева. Всего на жидком водороде совершено 12 испытательных полетов, в процессе которых установлено 14 мировых рекордов. Был совершен международный перелет по маршруту Москва-Братислава - Ницца. Также  осуществлен перелет из Москвы в Ганновер, где проходила международная конференция по использованию криогенных технологий в летательных аппаратах.  С 1980 г. начали практиковать производство жидкого водорода в промышленных масштабах.

В России и за рубежом ведутся работы над проектами многоразовых космолетов на криогенном топливе (NASP, Boeing, Delta Cripper (США), Singer-2 (Германия), Hotol и Inter Hotol (Великобритания), Nal (Япония), Ту-2000, «Бурлак», МиГакс (Россия)), которые позволят: создать летательные аппараты нового класса, осуществляющие крейсерские гиперзвуковые полеты на границе плотных слоев атмосферы и ближнего космоса, на ряду с ракетными, использовать аэрокосмические системы горизонтального старта (как самолеты).

     - ЭСУ на газовом топливе.

  В 1988 году Авиационным научно-техническим комплексом имени А.Н. Туполева был разработан серийный самолет Ту-156 с двигателем Нк-89 двойного использования, который одинаково работает, как на сжиженном газовом топливе, так и на керосине. В настоящее время созданы самолеты Ту-136 и Ту-204КА на газовом топливе, которые планируется использовать в труднодоступных северных территориях и сибирских трассах Газпрома. 

 В России разработан двухтопливный вертолёт-газолёт МИ-8ТГ, который успешно прошел испытания и получил более 20 наград на различных выставках. Использование сжиженного природного газа вместо обычного авиационного топлива намного экологичнее и эффективней.  Данный вид топлива  выгодно использовать  там, где керосин приходится доставлять самолетами, а сжиженный газ есть прямо на месте.

 

 Все мы знаем, что для массового пользования данного типа установки нужна специальная инфраструктура. Специалистами АО «Газпром» разработан проект заправочного аэродрома газовым топливом.

    - ЭСУ на электрической энергии.

 В 1883 год французский воздухоплаватель Гастон Тиссандье совершил первый полет на дирижабле La France с использованием электрического двигателя, получавшим питание от батарей весом 435 кг. В следующем году Шар Ренар совершил полет на дирижабле с более мощными двигателями.

 Первый полет с человеком на борту осуществлен на электрическом самолете в 1973 году, время полета составило 14 минут. Фред Милишки и Хейно Брдишка на базе моторного планера Brditschka HB-3 создали вариант Militky MB-E1 с электрическим двигателем.

 В настоящее время электроавиация развивается сразу в нескольких направлениях. Создание очень легких самолетов с мощными электродвигателями. Самым известным проектом является Solar Impulse , создавший самолет на солнечных батареях HB-Sia. В качестве источника электроэнергии используют 12.000 солнечных батарей, кроме того, на борту используется аккумуляторная батарея массой 400 кг. На данном самолете используются 4 электромотора. Целью этого проекта является создание летательных аппаратов, которые могли бы в течение длительного времени находиться в воздухе, подпитываясь лишь солнечной энергией. Такой тип самолетов может находиться в небе десятки часов. Британский беспилотный летательный аппарат QinetiQ Zephyr с питанием от солнечных батарей в 2010 году установил рекорд, пробыв в воздухе две недели.

 Вторым направлением является создание небольших самолетов на аккумуляторных батареях. Airbus E-FAN – самолет, который поднялся в воздух и совершил испытательный полет в июле 2014 года. Самолет рассчитан на два места. Мощность двигателей может позволить самолету летать до 220 км/ч. Заряда таких батарей хватает от 40 минут до 1 часа.

 Также на самолете Long-ESA 20 июля 2012 года установлен рекорд скорости 202,6 мили в час (326 км/ч).

 Еще одним перспективным направлением может служить создание  ЭСУ на топливных элементах. 3 апреля 2008 года состоялся пилотируемый полет самолета с силовой установкой 20 кВт, питающейся топливными элементами. Проект разрабатывался компанией Boeing и группой европейских компаний.

- ЭСУ на биологическом топливе.

 В 2011 году пассажирский самолет Airbus компании Lufthansa совершил первый в мире полет на биотопливе. Менять конструкцию мотора не пришлось, поскольку биологическое топливо не отличается от традиционного по характеристикам. Основные мировые авиационные компании активно принимают участие в разработках и применениях биотоплива. Компания Airbus совместно с испанской фирмой Iberia приступили к промышленному производству биотоплива в Румынии и Бразилии. Компания Boeing начали производство биологического топлива в Латинской Америке. В настоящее время данный вид топлива в два раза дороже, чем обычные виды, но в будущем  планируется существенно снизить его стоимость за счет совершенствования технологии производства и применения высокоэффективных добавок в биотопливо, которое позволит обеспечить определенные стандарты качества.

    4.2. Перспективные двигатели на альтернативных источниках энергии.

Энергосиловая установка на атомном топливе.

Атомолёт – это летательное устройство с ядерной силовой установкой.

Атомное топливо – вещество, которое используется в ядерных реакторах для осуществления цепной реакции.

 На сегодняшний день атомное топливо активно используется для производства электроэнергии.  Создаются безопасные  атомные электростанции, которые производят 20% всей электроэнергии в мире.

 Основным преимуществом атомолёта является топливная энергоемкость.  При полетах на дальние расстояния требуется дозаправка топлива, что не всегда возможно. Если рассматривать ядерное топливо, то достаточно всего несколько граммов на десятки часов полёта. Также к достоинствам данного вида ЭСУ можно отнести минимальные выбросы в атмосферу продуктов сгорания. 

Недостатки ЭСУ на ядерном топливе:

- опасность радиоактивного заражения окружающей среды;

- сложная инфраструктура обслуживания атомных энергосиловых установок;

- высокая стоимость ЭСУ на ядерном топливе;

- сложность утилизации отходов.

Самолеты с атомной энергосиловой установкой могут использоваться:

- с миниатюрной ЭСУ для выполнения задач на околоземной орбите и ближнем космосе;

- с мощными ядерными двигателями для осуществления сверхдальних полетов в космическом пространстве, для изучения других планет.

После выполнения своих миссий атомолёты будут выводятся на траекторию, удаляющуюся от нашей Земли. Для исключения экологического и радиоактивного заражения земли целесообразней использовать комбинированные ЭСУ.

     Энергосиловые установки на водородном топливе.

 Водород является перспективным видом топлива для авиации. Используют его в жидком состоянии при низких температурах (-253˚С).

Криогеника – это изменения свойств различных веществ в условиях крайне низких температур.

Существует четыре типа водородных двигателей:  двухтопливные (авиационное топливо и водород), криогенные газотурбинные, гиперзвуковые внешнего горения и ракетные.

Преимущества ЭСУ на водородном топливе:

- водород дает минимум загрязнения окружающей среде;

- высокая теплота сгорания позволяет увеличить эффективность двигателей, что способствует уменьшить удельный расход топлива, а также массу и габариты двигателя;

- быстрый запуск мотора.
 Стоит отметить, что наряду с достоинствами водородных двигателей, существует ряд проблем, которые необходимо решить. Главное проблемой для данного типа установки является инфраструктура водородных заправок – это дорогостоящий проект, который требует длительной подготовки. Также к минусам мы можем отнести высокую стоимость топлива, которая на сегодняшний день превышает стоимость керосина в 4 раза. Не менее важным фактором являются неудобства в хранении и транспортировке топлива, а также его взрывоопасность.

 В настоящее время водородная энергетика - интенсивно развивающая отрасль науки и техники, разработка и применение современных материалов и технологий позволит в будущем применять данный тип двигателей в массовом использовании. Работы авиационных, ракетно-космических и криогенных фирм в мире подготовили все условия для начала новой криогенной фазы развития высокоэффективной, экономичной и экологически более чистой авиационной техники и ее наземного инженерного обеспечения.

 Энергосиловые установки на газовом топливе.
 
Другим видом криогенного топлива является сжиженный природный газ (СПГ).  Сжиженный природный газ хранится и используется в сжиженном состоянии при температуре – 160 ˚С.

 Достоинством газового топлива можно назвать универсальность, так как при переходе на данное топливо, конструкцию воздушного судна менять не придется, а обслуживание самолета почти ни чем не отличается от обслуживания на традиционных видах топлива. Работа двигателя на газовом топливе благотворно сказывается на надежности и повышает его ресурс. Стоит отметить низкую стоимость топлива по сравнению с другими видами. При переходе на данную схему энергосиловой установки уменьшится количество выбросов токсичных веществ в атмосферу.

 Для массового использования ЭСУ на газовом топливе требуется создание промышленной наземной аэродромной инфраструктуры, обеспечивающей  производство, транспортировку, хранение и заправку самолетов.

 Ряд ведущих фирм США, Японии и Германии – «Boeing», «Lok Hide», «Deutsche aerospace» и «Airbus industry» - прогнозируют использование сжиженного газового топлива в качестве основного.

 Энергосиловая установка на электрической энергии.

Электросиловая установка – это установка с электродвигателем, питающимся от топливных элементов, аккумуляторных батарей, генератора или фотоэлементов. Основным преимуществом данных установок является многократное снижение затрат на эксплуатацию самолета и исключает вредные выбросы в окружающую среду. В настоящее время в электроавиации в качестве источников энергии используются: солнечные и аккумуляторные батареи, топливные элементы.     Рассмотрим гибридную авиационную электросиловую установку с аккумуляторными батареями.

Схема ЭСУ.

Описание: 1 - Воздушный винт. 2 - Редуктор. 3 - Электродвигатель. 4 - Электронный блок управления. 5 - Аккумуляторная батарея. 6 - Двигатель внутреннего сгорания. 7 - Генератор. 8 - Топливный бак.

  В режиме взлета запускается двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и электромотор, вращая воздушные винты самолета,  с помощью генератора подзаряжаются аккумуляторные батареи.  После набора высоты, при переходе на крейсерскую скорость, ДВС отключается и работает только электродвигатель, получая питание от аккумуляторных батарей. При посадке самолета и низком заряде аккумуляторных батарей происходит запуск ДВС.

Достоинства  комбинированной электросиловой установки:

- данный принцип работы двигателей увеличивает надежность и безопасность летательного аппарата (ЛА). При отказе работы одного из двигателей самолет может продолжить безопасный полет или совершить аварийную посадку;

- силовая установка обеспечивает снижение стоимости эксплуатации самолета за счет экономии топлива;

- многократное повышение ресурсов энергосиловой установки за счет исключения режимов перегрузок при взлете и посадке;

- в  режиме работы электродвигателя без двигателя внутреннего сгорания не происходит выброс вредных веществ в окружающую среду;

- ЭСУ позволяет улучшить взлетные (посадочные) характеристики самолета за счет увеличения мощности (от двух двигателей);

- в режиме полета значительное снижение шума самолета, так как электродвигатели работают бесшумно.

 К недостаткам можно отнести относительно малый запас электроэнергии аккумуляторными батареями, что делает невозможным использование данной схемы на больших самолетах, летающих на дальние расстояния.  В настоящее время разрабатываются аккумуляторные батареи на сверхпроводящих материалах, которые позволят значительно увеличить мощность аккумуляторов.
 Данный вид электроустановок целесообразно использовать на самолетах, способных за счет своей конструкции экономить топливо. Примером таких самолетов могут служить экранопланы.  Данный вид самолета создает «воздушную подушку» между крылом самолета и поверхностью земли. Благодаря такому эффекту кораблю требуются двигатели меньшей мощности. Применение данного типа машин значительно экономит ограниченный электроресурс аккумуляторных элементов.

 Вторым перспективным направлением является использование самолетов на солнечных батареях. Небольшие самолеты могут длительное время находиться в воздухе. Данные типы самолетов могут использоваться для небольшого количества людей,  для проведения научных, военных и исследовательских целей.
 
 Третьим не менее важным направлением является электросиловая установка, где источником электроэнергии используются топливные элементы – это устройство, генерирующее электроэнергию непосредственно на борту самолета. В процессе реакции кислорода и водорода получают электрический ток, который приводит электродвигатели в движение.   Примером таких самолетов может служить Boeing-FCD  Project. Стоит отметить, что существуют вертолеты, работающие на батареях Sikorsky Fierefly.  Также в Германии запустили самолёт DLR-H2, работающий на топливном элементе, заправленным водородом.

Энергосиловая установка на биологическом топливе.                                  

Материалами для биотоплива служат растительные ресурсы. ЭСУ на биотопливе являются значительным фактором для улучшения охраны окружающей среды. Данные двигатели целесообразней применять в регионах, где развита сельскохозяйственная отрасль.

 Главным преимуществом данного типа ЭСУ является экологическая и биологическая безопасность.

 Недостатки двигателей на биологическом топливе:
 - ограниченное производство;
 - разнородность сырья, в зависимости от региона и сложность приведения к единому стандарту;
 - технико-экономические характеристики данных установок уступают ЭСУ на традиционных видах топлива;
 - большая стоимость перевозки и хранения топлива.

 4.3. Сравнительный анализ применения энергосиловых установок на альтернативных видах топлива.

  Рассмотренные выше энергосиловые установки являются наиболее перспективными двигателями, работающими на альтернативных видах топлива. С применением современных технологий и изобретением новых видов материалов, данные двигатели будут востребованы и экономически выгодные, по сравнению с традиционными видами топлива.  Перспективные установки целесообразнее применять с совместимыми техническими характеристиками самолетов. Проведем анализ ЭСУ с альтернативными видами топлива, применяемых на определенных типах самолетов.                 

  Атомная энергосиловая установка позволит летать атомолёту на сверхдальние расстояния без дозаправки топливом. В целях экологической безопасности целесообразней использовать комбинированную ЭСУ, в которой атомный ректор начинает работать, когда корабль покинет орбиту Земли. После того, как атомные ЭСУ будут испытаны, и обеспечат безопасную эксплуатацию, их будут применять на околоземных пространствах. Также перспективным направлением является создание сверхмощных атомных реакторов, что позволит исследовать дальние планеты. Данный вид ЭСУ является экологически небезопасным, поэтому в настоящее время летательные аппараты лучше использовать в беспилотном режиме.

  На сегодняшний день водородная отрасль заметно растёт. Чтобы использовать водородные энергосиловые установки в массовом использовании нужно решить ряд проблем. Главной проблемой на сегодняшний день является инфраструктура. Водородное топливо является экологически безопасным, но экономически дорогостоящим, так как требуется сложная инфраструктура для производства данного вида топлива, а также модернизация летательных аппаратов. Необходимо провести специальные мероприятия, обеспечивающие безопасное использование данного вида топлива.  В перспективе, создание более дешевого водородного топлива, позволит найти широкое применение данного типа ЭСУ. В настоящее время такой тип топлива может применяться с хорошо развитой промышленной инфраструктурой, где можно будет получать относительно не дорогое водородное топливо. Использование водорода в качестве топлива в силовых установках высокоскоростных ЛА принято в качестве приоритетной задачи авиакосмической промышленности в развитых государствах мира.

  Летательные аппараты на газовом топливе являются экономически выгодными, при переходе на данный вид топлива не требуются большие конструктивные изменения самолета.  Газовое топливо является экологически чистым и безопасным видом. Данный тип машин более выгоден в регионах дальнего Востока и крайнего Севера,  где дорогостоящая инфраструктура по доставке и хранению нефтепродуктов, а газовая наиболее развита.  Планируется, что к 2020 году возрастет практическое применение криогенного топлива, позволяющего создать перспективные новые ЛА. Уже сейчас создается инфраструктура по производству, хранению и заправке воздушных судов этим видом топлива.

  ЭСУ на электрическом топливе являются самыми экономически выгодными и экологически безопасными по сравнению с другими видами альтернативного топлива. В настоящее время аккумуляторные батареи не способны накапливать большое количество электроэнергии, и целесообразней использовать комбинированные ЭСУ (с устройствами, способными вырабатывать и накапливать электроэнергию). Это обеспечит безопасность самолета, а так же его эффективную работу.  Данный вид электросиловых установок эффективно может использоваться в малой авиации. В перспективе с созданием энергоёмких аккумуляторных батарей данные силовые установки будут применяться на более крупных летательных аппаратах.

  На сегодняшний день биологическое топливо является экономически невыгодным, так как он требует специальную инфраструктуру. Самолеты на биотопливе могут использоваться в регионах, где развита сельскохозяйственная отрасль, где посевные площади позволят выращивать необходимое количество сырья для производства данного вида топлива. В настоящее время биотопливо в два раза дороже традиционных видов. Данный вид топлива будет экономически выгоден, если производство возрастет до промышленных объемах. Наиболее перспективным направлением в развитии является создание комбинированных смесей из растительных и нефтяных компонентов, что позволит привести к стандарту необходимых характеристик авиационного топлива, и значительно уменьшить его стоимость. 

5.1. Вывод.

   В ходе данной работы мы изучили историю развития самолётов на альтернативных видах топлива и провели сравнительный анализ. Рассмотренные виды ЭСУ являются перспективными, и в дальнейшем могут активно использоваться в авиации, так как они являются экономически выгодными и экологически эффективными по сравнению с традиционными видами топлива. При создании новых технологий и материалов удастся обеспечить надежную и безопасную работу самолета на альтернативных источниках энергии.                     

  Несмотря на то, что удалось собрать немало интересной информации, работу хотелось бы продолжить по следующим направлениям:

- применение современных электродвигателей и перспективных аккумуляторных батарей на сверхпроводящих материалах, а также источников энергии с использованием топливных элементов;              

- создание сверхмощных и миниатюрных атомных энергосиловых установок для полетов на сверхдальние расстояния.

 6.Источники информации.

1).Александров А.П. Свободная энциклопедия Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Александров,_Анатолий_Петрович, (дата обращения: 01.11.2015);

2).Алексеев В. А., Ерменко А.А., Ткачев А. В. Космическое содружество. Хроника международных полетов. - М.: Машиностроение, 1987;

3). Ан-22 Антей. Уголок неба авиационная энциклопедия. http://www.airwar.ru/enc/craft/an22.html, (дата обращения: 03.11.2015);

4). Атомолет. Свободная энциклопедия Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Атомолет, (дата обращения: 28.12.2015);

5). Бодрихин Н. Г. Туполев. - М.:Молодая гвардия, 2011;

6). В. Егор. Неизвестный Туполев. Проекты, о которых знали немногие. - М.: "Яуза", "Эксмо", 2008;

7).Гастон Тиссаньде: биография.People.su.http://www.people.su/108084, (дата обращения: 16.12.2015);

8). Ми-8ТГ. Авиация мира. http://www.brazd.ru/av/mi-8tg.html, (дата обращения: 08.01.2016);

9). Новоселов В.Н., Носач Ю.Ф., Ентяков Б.Н. Атомное сердце России. - Челябинск: Автограф, 2014;

10). Кандалов А.И.. А.Н.Туполев - человек и его самолеты, 1999;

11). Курчатов И.В. Свободная энциклопедия Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Курчатов,_Игорь_Васильевич, (дата обращения: 04.01.2016);

12). Самолет Long-Esa поставил рекорд скорости для самолетов с электрическими двигателями. Aviation Explorer. http://www.aex.ru/news/2012/7/23/96934/, (дата обращения: 03.01.2016);

13). Сжиженный природный газ. свободная энциклопедия Википедия.https://ru.wikipedia.org/wiki/сжиженный_природный_газ, (дата обращения: 26.12.2015);

14). Solar Impulse. Свободная энциклопедия Википедия.https://ru.wikipedia.org/wiki/Solar_Impulse, (дата обращения: 02.01.2016);

15). Ту-95. Свободная энциклопедия Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-95, (дата обращения: 27.12.2015);

16). Ту-136. Энциклопедия авиации - около 1722 видов авиации. http://www.planers32.ru/mc_1439.html, (дата обращения: 18.12.2015);

17). Ту-155. Уголок неба авиационная энциклопедия. http://www.airwar.ru/enc/xplane/tu155.html, (дата обращения: 15.12.2015);

18). Ту-156. Уголок неба авиационная энциклопедия. http://www.airwar.ru/enc/aliner/tu156.html, (дата обращения: 20.12.2015);

19). Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 - М.:Машиностроение, 1994.

Категория: Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год) | Добавил: Service (01.10.2015) | Автор: Кузьминова Анастасия Олеговна W
Просмотров: 16109 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 4.6/213
Всего комментариев: 141 2 »
14 kristinchik  
Перспективная работа, желаю только победы!

13 Lisska  
Удачи, Настя!

12 Дмитрий8033  
smile отлично

11 Веник7624  
Класс! biggrin

10 Славка  
Очень хорошо! up

9 Дмитрий8033  
Очень хорошая работа! Настя молодец)

8 Роман7465  
Настя! Молодец! Очень интересная работа. а самое главное на самом деле актуальная на сегодняшний день! Очень правильные мысли.

7 Владимир_Барашкин  
up

6 Ky-na1  
Спасибо всем, кто нашел время прочитать мою работу. Мне очень интересно ваше мнение. Напишите свои мысли, как будет развиваться авиация на перспективных видах топлива.  smile

5 катечка  
Настя, поздравляю тебя с Рождеством!
Работа очень интересная. Считаю, что она актуальна на сегодняшний день,человечеству необходимо задумываться о будущем создании перспективных самолетов, которые будут безопасно эксплуатироваться и главное не нанесут вред флоре и фауне, сохранят землю для будущих поколений.
Удачи, настя, тебе в твоих будущих начинаниях!

1-10 11-13
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1980)
Фурсов Максим (1761)
Егор Андреевич Попов (1339)
Штриккер Артур (1098)
Григорьев Павел Сергеевич (580)
Медведкин Иван (464)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (346)
Трунов Артём Николаевич (343)
Ефимова Софья Алексеевна (331)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024