Суббота, 20.04.2024, 19:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год)

Почему воздушный таран-оружие русских?

Автор: Копылова Ангелина Юрьевна, 18 лет, студентка филиала МГТУ ГА г. Ростов-на-Дону.
Научный руководитель: Лазуревская Юлия Андреевна, старший преподаватель истории и истории авиации филиала МГТУ ГА.

Почему воздушный таран-оружие русских?

План

1. Введение
2. Основная часть
· Что такое воздушный таран?
· Виды воздушных таранов
· Применение воздушного тарана
· Некоторые пилоты, применявшие таран
· Воздушный таран во времена Великой Отечественной войны
· Тараны Нестерова и Казакова
3. Заключение
4. Источники информации

Введение

В современных условиях всё более востребованным становится изучение техники воздушной борьбы. Это связано с тем , что некоторые страны присваивают данное изобретение себе.

Цель и задача исследования для раскрытия тематики данного исследования необходимо:

  1. Исследование истории создания воздушного тарана
  2. Выявление предназначения воздушного тарана

Цель исследования заключается в определении на основе теоретического анализа истории воздушного тарана, его предназначения.

Для выявления вопроса «Почему воздушный таран оружие русских?» необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю создания воздушного тарана
  2. Определить первого, использовавшего воздушный таран
  3. Дать определение воздушного тарана
  4. Охарактеризовать применение данного типа воздушного оружия во время Великой Отечественной Войны
  5. Проанализировать области применения воздушного тарана

Что такое воздушный таран?

Тара́н — приём воздушного боя, заключающийся в нанесении летательному аппарату противника фатальных повреждений непосредственно самим летательным аппаратом атакующего. Возможен также таран наземного объекта или корабля (в СССР и России прижился термин «огненный таран»).

Изобретателем воздушного тарана считается русский авиатор Н. А. Яцук, который в журнале «Вестник воздухоплавания» № 13-14 за 1911 год высказал предположение, что, «Возможно, что в исключительных случаях лётчики будут решаться таранить своими аэропланами чужой. Он же предложил первый способ воздушного тарана, дающий лётчику шансы на выживание: удар по крылу аэроплана противника сверху шасси своего аэроплана. Именно у Яцука идею тарана узнал Пётр Нестеров, впервые применивший воздушный таран на практике.

Изобретатель воздушного тарана , русский авиатор Н. А. Яцук

Виды воздушных таранов

В зависимости от конструкции самолётов в разное время использовались различные техники тарана:

Удар шасси по крылу

Применялся на ранних бипланах, имеющих непрочное крыло и неубирающиеся стойки шасси. Атакующий аэроплан заходит на цель сверху и наносит удар колёсами шасси по верхнему крылу цели. Именно этот способ тарана применил Нестеров, но из-за неверно рассчитанной скорости произошёл удар фюзеляжем, что привело к повреждению аэроплана и последующей гибели пилота. Позже этот тип тарана удачно применил Александр Казаков.

Удар пропеллером по хвостовому оперению

Широко применялся на поршневых самолётах самой разной конструкции. Атакующий самолёт заходит на цель сзади и наносит удар пропеллером по хвостовому оперению цели. Удар приводит к разрушению либо потере управляемости самолёта-цели. Самый распространённый вид воздушного тарана во времена Великой Отечественной войны. При правильном исполнении лётчик атакующего самолёта имеет достаточно хорошие шансы: при столкновении страдает только пропеллер, и даже в случае его повреждения сохраняется возможность посадить машину, либо покинуть её с парашютом.

Удар крылом

Производится как при лобовом сближении, так и при заходе на цель сзади. Удар наносится крылом по хвосту или фюзеляжу, в том числе кабине пилота самолёта-цели. Иногда такими таранами заканчивались лобовые атаки.

Удар фюзеляжем

Самый опасный для лётчика вид тарана. К нему можно также отнести столкновение самолётов при лобовой атаке. Тем не менее, известны случаи выживания лётчиков после такого тарана.

Удар хвостом (таран И. Ш. Бикмухаметова)

Таран, совершённый И. Ш. Бикмухаметовым во время Великой Отечественной войны: выйдя в лоб противнику с горкой и виражом, Бикмухаметов нанёс удар хвостом своего самолёта по крылу противника. В результате противник потерял управление, сорвался в штопор и разбился, а Бикмухаметов сумел довести свой самолёт до аэродрома и благополучно приземлиться.

Таран В. А. Куляпина

Таран на реактивном истребителе крупного транспортного самолёта. Куляпин зашёл на цель сзади и ударом части фюзеляжа за кабиной и вертикального киля своего истребителя обрубил стабилизатор атакуемого самолёта.

Таран С. П. Субботина

Таран на реактивном истребителе, применён в воздушном бою в Корее. Субботин попал в ситуацию, когда его на снижении догонял противник. Выпустив тормозные щитки, Субботин сбросил скорость, фактически подставив свой самолёт под удар. В результате столкновения противник был уничтожен, Субботин успел катапультироваться и остался жив. Сам Субботин, описывая произошедшее, не говорил о таране и о намеренном совершении столкновения.

Известны единичные случаи «таранных боёв», когда в столкновении двух самолётов последовательно применялись несколько различных таранных ударов.

Плакат 1941 г.

Применение

Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

Воздушный таран широко использовался в годы Великой Отечественной войны.

Нередки были случаи, когда повреждённый самолёт направлялся лётчиком на наземную или водную цель. В японских войсках времён Второй мировой войны существовали специальные подразделения камикадзе — лётчики таранили корабли противника на самолётах, начинённых взрывчаткой.

12 сентября 1941 года лётчица Екатерина Зеленко на лёгком бомбардировщике Су-2 сбила один немецкий истребитель Me-109, второй таранила. От удара крылом по фюзеляжу «мессершмитт» разломился пополам, а Су-2 взорвался. Это единственный случай воздушного тарана, совершённого женщиной.

Зеленко Екатерина Ивановна-женщина совершившая воздушный таран

С развитием реактивной авиации и ракетного вооружения использование тарана сошло на нет, хотя имели место случаи тарана и реактивными самолётами.

28 ноября 1973 года на реактивном истребителе МиГ-21СМ был совершён таран F-4 «Фантом» ВВС Ирана капитаном Г. Елисеевым, пилот погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Некоторые пилоты, применявшие таран

  • Барковски Виктор Антонович.
  • Битюцкий Пётр Семёнович — совершил таран 13 августа 1941 года, погиб при этом.
  • Гастелло Николай Францевич.
  • Грибовский Александр Прокофьевич.
  • Дорофеев Фёдор Иванович.
  • Елисеев Геннадий Николаевич.
  • Зеленко Екатерина Ивановна — единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран (12 сентября 1941 года).
  • Иванов Иван Иванович — первый таран в истории Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года).
  • Киселёв Василий Алексеевич — совершивший воздушный таран дважды
  • Ковзан Борис Иванович — четырежды таранил самолёты противника
  • Нестеров Пётр Николаевич — первый в мире воздушный таран (1914 год).
  • Носов Виктор Петрович.
  • Пресайзе Исаак Зилович.
  • Севастьянов Алексей Тихонович — первый ночной таран над Ленинградом (5 ноября 1941 года).
  • Списаревский Димитр
  • Талалихин Виктор Васильевич — первый ночной таран (7 августа 1941 года).
  • Хлобыстов Алексей Степанович — трижды таранил самолёты противника (два раза в одном бою)
  • Колесников Александр Леонтьевич в воздушном бою 20 апреля 1945 года возле города Хейннеринсдорф (Германия), прикрывая свой корректировщик, будучи тяжелораненным, уничтожил таранным ударом истребитель противника и при этом погиб.

Воздушный таран во времена Великой Отечественной войны

В первый же день Великой Отечественной войны немецкие лётчики столкнулись с таким приемом как воздушный таран. Этот приём впервые был предложен русским авиатором Н. А. Яцуком (в журнале «Вестник воздухоплавания» № 13-14 за 1911 год), а на па практике также впервые применен русским лётчиком Петром Нестеровым 8 сентября 1914 года, когда он сбил австрийский самолёт-разведчик.

В Великую Отечественную войну, воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, какими-либо наставлениями или инструкциями и советские лётчики прибегали к этому приёму не по приказу командования. Советскими людьми двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам и ярость боя, чувство долга и личной ответственности за судьбу Отечества. Как писал главный маршал авиации Александр Александрович Новиков: «Воздушный таран - это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе – это, прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл и не мог учесть враг».

Во время Великой войны советские пилоты совершили более 600 воздушных таранов. Более двух третей таранов приходится на 1941-1942 годы – это самый тяжёлый период войны. Осенью 1941 года в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, который запрещал приближаться к советским самолётам ближе, чем на 100 метров во избежание воздушного тарана.

Бомбардировщик был подбит огнём зенитной артиллерии противника и совершил т. н. «огненный таран», ударив по механизированной колонне врага.

Кроме того, нельзя сказать, что воздушный таран обязательно приводил к гибели лётчика. Как показывает статистика, при совершении воздушного тарана гибло примерно 37% пилотов. Остальные лётчики не только оставались живы, но даже сохраняли самолёт в более или менее боеспособном состоянии, так многие машины могли продолжать воздушный бой и совершали удачную посадку.

Тараны Нестерова и Казакова

Тараны П.Н. Нестерова и А.А. Казакова были осуществлены на заре военной авиации, когда авиация использовалась в основном для разведки и самолеты не имели вооружения для ведения воздушного боя. Тараны советских летчиков – это тараны другого рода. По ряду причин советские летчики вынуждены были в начальный период Великой Отечественной войны вступать в бой, будучи в меньшинстве и на самолетах, боевые качества которых, уступали немецким самолетам. В этот период таран и стал одним из видов воздушного боя. Во вторую часть войны, когда сов. авиация получила современные самолеты и завоевала господство в воздухе о таранах фактически ничего не слышно.

Нестеров Пётр Николаевич — первый в мире воздушный таран (1914 год). 

Заключение

В заключение своей историко-исследовательской работы хочется отметить, что авторство первого воздушного тарана Великой Отечественной войны приписывалось разным летчикам, но сейчас изученные документы Центрального архива минобороны РФ не оставляют сомнений, что первым в 4:55 утра 22 июня 1941 года был командир звена 46-го ИАП старший лейтенант И. И. Иванов, ценой жизни уничтоживший немецкий бомбардировщик. Именно этот документ доказывает, что воздушный таран-оружие русских.

Источники информации

  1. http://Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия", 1985
  2. https://ru.wikipedia.org
  3. http://morpolit.milportal.ru
  4. http://forum.worldofwarplanes.ru
  5. https://dic.academic.ru
  6. https://shkolazhizni.ru
  7. http://russian7.ru
  8. http://airaces.narod.ru
Категория: Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год) | Добавил: Service (16.12.2018) | Автор: Копылова Ангелина Юрьевна E W
Просмотров: 1664 | Комментарии: 4 | Теги: Создатель, воздушный таран, Летчики, Велика Отечественная война | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 3
3 Gvozdev  
0
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! на обращение Председателя Жюри Олимпиады http://olymp.as-club.ru/news/2016-10-01-492

2 kopylivaangelina1999  
Спасибо, уже исправила

1 Gvozdev  
0
Ангелина, приведите в порядок список литературы, из-за длинных ссылок невозможно открыть работу, весь сайт перекашивается.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2505)
Фурсов Максим (2004)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1879)
Егор Андреевич Попов (1676)
Штриккер Артур (1259)
Григорьев Павел Сергеевич (664)
Медведкин Иван (592)
Азарин Николай (547)
Трунов Артём Николаевич (466)
Ефимова Софья Алексеевна (445)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024