Вторник, 19.03.2024, 13:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год)

Причины аварий и катастроф воздушных судов

город Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия
Морозов Дмитрий, 18 лет

Причины аварий и катастроф воздушных судов

План

1.Введение
2. Историческая справка
2.1. Исторический экскурс аварий 20 века
2.2. Исторический экскурс аварий 21 века
3. Основные причины аварий и катастроф и пути их решения
4.Заключение
5.Источники

Введение

Актуальность темы исследования

Авиакатастрофы начали происходить с того момента, когда человек впервые поднялся в воздух на летальном аппарате благодаря развитию технического прогресса. При этом наука никогда не стояла на месте, постоянно совершенствуясь как в деле производства летальных машин – самолетов, так и в анализе причин, по которым самолеты падали на землю. Так же большое внимание уделяется и правилу поведения при аварийных ситуациях на борту самолета. В нашей стране всегда придавалось большое значение предотвращению авиакатастроф с помощью анализа метеорологических условий, в которых выполняются полёты авиасудов. На территории всей страны, в каждом отдаленном уголке, были оборудованы метеостанции, которые анализировали состояние погоды для нужд авиаиндустрии. Ведь чем больше количество метеорологических станций, тем точнее возможно определить метеоусловия и, соответственно, тем выше безопасность полётов. Первые авиакатастрофы произошли практически сразу же после начала эры воздухоплавания, то есть еще в конце XIX века. Как число самих авиапроисшествий, так и число их жертв было относительно невелико до начала массового применения самолетов в боевых действиях и в качестве гражданского транспорта. Я выбрал исследовательскую работу на тему «Причины аварий и катастроф воздушных судов» не случайно, на сегодняшний день это острая проблема для всего человечества. Мне тяжело наблюдать за авиакатастрофами по всему земному шару, о них постоянно сообщают в новостях, это гибель ни в чём не повинных людей, искалеченные судьбы их родных и близких. Многие учёные пытаются решить проблему, связанную с авиакатастрофами. Причин для авиакатастроф очень много, от халатного отношения технического персонала до терроризма. И я решил рассмотреть все причины аварий и катастроф воздушных судов и сделать на основе проделанной работы вывод.

Степень разработанности темы

Безопасность воздушного движения – важнейший аспект всей авиации, которому пристально уделяют внимание. Ежегодно разрабатываются всё более новые методики управления воздушным транспортом, модернизируются автоматические системы управления полётов. Начиная от пилотов и диспетчеров до руководителей воздушного движения, все прилагают усилия, чтобы пассажир чувствовал себя комфортно и в безопасности, а в технологиях самолётостроения внедряются решения, способствующие повышения выживаемости пассажиров при авариях. Согласно статистике, самолёты считаются самым безопасным видом транспорта. За год в авиа перелётах погибает около 1000 человек, что в десятки раз меньше, чем, к примеру, на дорогах. Казалось бы, цифры по сравнению с другими, очень небольшие, но каждая авария в воздухе – это совокупность разных факторов, приводящих в ужас масштабами трагедий.

Достоинства авиаперелетов:

  1.  
  2. Одно из самых важных – это скорость.
  3. С помощью авиатранспорта можно добираться в труднодоступные места, туда, куда очень сложно добраться другим видом транспорта.
  4. Авиаперелетам характерна систематичность и периодичность, соблюдение временных рамок, что позволяет пассажирам практически на 100% быть уверенным в сроках перелета, а грузополучателю прогнозировать время доставки.

Недостатки авиаперелетов:

  1. Авиатранспорт является самым опасным, так как малейшая неисправность или форс-мажор может стать причиной аварии, последствия которой всегда очень серьезны.
  2. Так же стоимость перелетов очень высока. Это связано с тем, что используется дорогое высокоточное оборудование, сама эксплуатация самолетов и аэродромов тоже не из дешевых.
  3. Еще к недостаткам можно отнести низкую пропускную способность. Для того, чтоб поднять в воздух самолет и груз, либо пассажиров нужно преодолеть силу притяжения, а чем больше масса груженного самолета, тем сложнее это сделать.
  4. Так же авиаперевозки очень зависят от метеоусловий, что затрудняет или делает невозможным использование в туман, при сильном снеге или дожде.
  5. Для нормального функционирования этого вида транспорта нужна определенная инфраструктура и квалифицированные работники .

 

Цели и задачи исследования

Рассмотреть все причины аварий и катастроф воздушных судов и сделать на основе проделанной работы вывод.

Объект исследования

Причины аварий и катастроф воздушных судов и пути их решений.

Историческая справка

1. Исторический экскурс аварий 20 века

  1. Авиакатастрофа на Тенерифе 1977 года. Тогда столкнулись два самолета — «На взлётной полосе аэропорта Лос-Родеос столкнулись авиалайнеры Boeing 747-206B авиакомпании KLM (рейс KL4805 Амстердам — Лас-Пальмас) и Boeing 747-121 авиакомпании Pan American (рейс PA1736 Лос-Анджелес — Нью-Йорк — Лас-Пальмас). Погибло 583 человека (все 248 человек на борту «Боинга» KLM (234 пассажира и 14 членов экипажа) и 335 человек на борту «Боинга» Pan American (326 пассажиров и 9 членов экипажа), выжил 61 человек (на «Боинге» Pan American (54 пассажира и 7 членов экипажа)). Эта катастрофа остаётся крупнейшей по количеству жертв за всю историю гражданской авиации».В аэропорту на Канарских островах столкнулись два самолета, виновными в трагедии были признаны главным образом командиры экипажей самолетов, которые неправильно истолковали сигналы диспетчеров.Все усугубила плохая погода, неважная видимость, то, что взлеты происходили на небольшой полосе запасного аэродрома. Удалось спастись 61 человеку, благодаря тому, что корпус американского боинга разбился и это облегчило путь выхода для живых пассажиров до того, как воздушное судно сгорело.
  2. Катастрофа Boeing 747 под Токио 12 августа 1985 года. «Авиалайнер Boeing 747SR-46 авиакомпании Japan Airlines совершал рейс JAL 123 из Токио в Осаку, но через 12 минут после взлёта лишился вертикального хвостового стабилизатора.Экипаж продержал неуправляемый авиалайнер в воздухе 32 минуты, но самолёт потерял управление и врезался в гору Оцутака в 112 км от Токио. Погибло 520 человек (15 членов экипажа и 505 пассажиров), выжило только 4 человека.
  3. Столкновение над Чархи Дадри. «Авиационная катастрофа, произошедшая 12 ноября 1996 года. Над индийским городом Чархи Дадри столкнулись Boeing 747-168B авиакомпании Saudi Arabian Airlines (рейс SVA763 Дели—Джидда) и Ил-76ТД авиакомпании Kazakhstan Airlines (рейс KZA1907 Шымкент—Дели), в результате чего погибли 349 человек (312 на рейсе 763 и 37 на рейсе 1907).Это одна из самых крупных авиакатастроф в истории, в том числе первая по числу жертв в истории столкновений самолётов в воздухе и третья в истории гражданской авиации». Причиной столкновения эксперты признали ошибку экипажа Ил-76, самолеты столкнулись на эшелоне 140, когда Ил-76 должен был подняться выше, повлияло плохое знание иностранного языка, недопонимание радиста, диспетчера, отсутствие современных технических средств взаимодействия, коммуникации.

2. Исторический экскурс аварий 21 века

  1. Катастрофа ATR 42 под Оксибилом.16 августа 2015 года в индийской провинции Папуа потерпел крушение самолет ATR-42 индонезийской авиакомпании Trigana Air Service. Самолет следовал рейсом из аэропорта Сентани Джаяпуры в аэропорт Оксибила. Не долетев всего 14 километров до пункта назначения, воздушное судно врезалось в гору в провинции Папуа. При столкновении самолёта с горой он потерпел крушение, а находившиеся на борту 54 человека (включая 5 несовершеннолетних детей и 5 членов экипажа) погибли. Они все были гражданами Индонезии.Ранее индонезийские СМИ сообщали, что, предположительно, воздушное судно потеряло управление и врезалось в горы.ATR 42-300 (бортовой номер PK-YRN) совершил первый полёт 28 мая 1988 года и первоначально принадлежал компании Resort Air (ныне Trans States Airlines). В период между 1988 и 2005 годами самолёт был вовлечён в 6 авиационных инцидентов, в одном из которых у него отделилось правое колесо носового шасси. 21января 2005 года самолёт был куплен авиакомпанией Trigana Air Service.
  2. Катастрофа Boeing 737 в Ростове-на-Дону — авиационная катастрофа, произошедшая ночью 19 марта 2016 года. Авиалайнер Boeing 737-800авиакомпании FlyDubai завершал регулярный пассажирский рейс FZ-981 из Дубая (ОАЭ) в Ростов-на-Дону (Россия). В течение двух часов, при сложных погодных условиях, экипаж предпринял две попытки захода на посадку в аэропорту Ростова-на-Дону. После второй неудачной попытки, во время набора высоты, лайнер начал резкое снижение и на большой скорости рухнул на взлётно-посадочную полосу аэропорта, полностью разрушившись. Все находившиеся на его борту 62 человека (55 пассажиров и 7 членов экипажа) погибли. Расследованием занималась комиссия российского Межгосударственного авиационного комитета (МАК) при участии экспертов из ОАЭ, США и Франции. Согласно промежуточному отчёту комиссии МАК, к катастрофе привела одновременная отдача экипажем штурвала от себя и перекладка стабилизатора на пикирование, вследствие чего началось неконтролируемое пикирование самолёта, из которого экипаж уже не смог его вывести.
  3. Катастрофа A321 над Синайским полуостровом — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 31 октября 2015 года над центральной частью Синайского полуострова, ставшая одновременно крупнейшей авиакатастрофой в истории Египта и самолётов семейства Airbus A320, а так же самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофе за всю историю мировой авиации. Авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании «Когалымавиа» (торговая марка «Metrojet») был зафрахтован туристическим оператором «Brisco» и выполнял чартерный рейс 7К-9268 по маршруту Шарм-эш-Шейх—Санкт-Петербург, но через 23 минуты после взлёта с экипажем была потеряна радиосвязь, а сам лайнер исчез с радаров. Поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки самолёта около города Нехель. Все находившиеся на его борту 224 человека (7 членов экипажа и 217 пассажиров) погибли. В хвостовой части самолёта произошёл взрыв. Ответственность за теракт в первые дни после катастрофы взяло на себя Синайское подразделение террористической группировки «Исламское государство» Ирака (ИГИЛ).

Основные причины аварий и катастроф и пути их решения

1. Аэрофобия

По всему миру огромное количество людей страдают аэрофобией (боязнью летать). Аэрофобия у некоторых людей может проявляться не сразу, а после каких ни будь пережитых потрясений в жизни человека. Это связано с мыслями об авиакатастрофах и страхе разбиться. Особенно это заметно на фоне последних событий связанных с авиакатастрофами в мире. Человечество стало опасаться этого вида транспорта и предпочитает передвигаться железнодорожным или автомобильным. Опасно если аэрофобия внезапно проявится у пилота или у членов его команды, которые в свою очередь могут нарушить процесс управления воздушным судном (тогда трагедию не избежать).

2.  Условия погоды

  1. Ошибки, связанные с расчётом воздушной скорости ВС, его подъёмной силы, потребной длины разбега и пробега ,траектории набора высоты и снижения ВС, а также касания или столкновения с элементами рельефа вблизи аэродрома. Такие ошибки чаще встречаются на высокогорных аэродромах с короткими ВПП в летнюю жару, а также бывают связаны как с недостаточной подготовкой пилотов и диспетчеров, так и с отсутствием достаточной информации или игнорированием имеющийся информации.
  2. Ошибки в оценке высоты полёта из-за ошибок установки альтиметра по значению давления на аэродромах посадки, которые при снижении сопровождались условиями плохой видимости подстилающей поверхности. Эти ошибки могут привести к касанию или столкновению с Землёй вне ВПП; чаще всего такие ошибки происходят в горной местности и приводят к тяжёлым АП.
  3. Ошибки в выборе направления взлёта или посадки ВС (при выполнении их «по ветру»). Такие ошибки возможны как при отсутствии у пилота ВС необходимой метеорологической информации, так и при игнорировании имеющихся данных наблюдений ветра на аэродроме. Это может привести к АП –выкатыванию ВС за торец ВПП.
  4. Ошибки, связанные с обледенением ВС на Земле во время стоянки. На поверхности фюзеляжа и крыльях ВС может возникнуть слой льда, представляющий чрезвычайную опасность для выполнения взлёта ВС. При наличии такого ледяного слоя, трение поверхности ВС о воздух при движении заметно возрастает. Это приводит соответственно к уменьшению подъёмной силы и к необходимости выполнения отрыва при взлёте при существенно больших воздушных скоростях, чем при отсутствии такой ледяной плёнки. Соответственно, попытка отрыва от ВПП такого «обледеневшего» ВС при «обычной» воздушной скорости отрыва может привести к «сливанию на крыло» после отрыва и тяжёлому АП из-за недостаточной воздушной скорости. Предупреждение такого типа АП состоит в разъяснительной работе среди экипажей ВС и аэродромных служб. Кроме того, метеорологам необходимо обеспечивать представление информациио возможности обледенения ВС, стоящих на Земле.

3. Человеческий фактор

Одной из основных причин эксперты говорят о плохой подготовке пилотов. Для того, чтобы качественно обучить курсанта, необходимо использовать до 160 тонн авиационного керосина. Однако стоимость топлива так высока, что будущих летчиков учат летать на тренажерах! Кто-то экономит средства, получает премии,а страдают люди. Статистика, упрямая вещь – в 80% случаев авиакатастроф является человеческий фактор.По оценкам Международной Ассоциации Авиатранспорта International Air Transport Associaition, в большинстве случаев главной причиной катастрофы являются ошибки пилотов (в том числе, вынужденные - например, из-за влияния неблагоприятных погодных условий) - летчики виновны в 53% аварий. В 20% случаев катастрофы происходили из-за механических неполадок, в 11% - из-за воздействия погоды (в том числе, ураганов, туманов, ударов молний и пр.), в 8% - из-за актов саботажа.

4. Отказ техники

В первую очередь, это знают все, к авиакатастрофе могут привести технические неисправности воздушного судна, здесь могут быть не заводские запчасти и не качественное топливо, отработанный ресурс самолёта, а так же халатность техников. Здесь все предельно ясно и понятно. Принцип такой же, как у автомобильного транспорта — если есть поломка, шанс попасть в аварию велик. Правда, последствия бывают разные.Катастрофа Boeing 747 в Амстердаме — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 4 октября 1992 года. Грузовой самолёт Boeing 747-258F-SCD авиакомпании El Al совершал рейс LY 1862 по маршруту Нью-Йорк-Амстердам-Тель-Авив, но через 6 минут после вылета из Амстердама лишился обоих правых двигателей (№3 и 4). Выполнять движение на двух двигателях на одном крыле с полной загрузкой самолёта практически не возможно - самолёт начинает сваливаться на крыло. Пилоты развернули самолёт и пытались посадить его в аэропорту Амстердама, но лайнер опрокинулся и рухнул на жилой комплекс «Грунэвэн» (2000 жителей) в пригороде Бэйлмер. Погибло 47 человек (43 из них на земле), ещё 26 получили ранения различной степени тяжести. Boeing 747-258F-SCD (регистрационный номер 4X-AXG, заводской 21737, серийный 362) был выпущен в 1979 году (первый полёт совершил 7 марта). 19 марта того же года был передан израильской авиакомпании El Al и переделан из пассажирского в грузовой. Оснащён четырьмя двухконтурными турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT9D-7J.

Заключение

В России самолёты будущего почти готовы к запуску в массовое производство. Всё есть: технологии, конструкторский задел, модели, которые успешно прошли испытания аэродинамические, в ЦАГИ. Один из двух лайнеров, «Фрегат Экоджет», ещё и европейскую трансзвуковую криогенную трубу прошёл, которая позволяет моделировать условия полёта на крейсерских режимах при температуре за бортом около -50°С.

У нас существуют и в чём-то конкурируют два проекта — ИС-3 «Стерх» и «Фрегат Экоджет». Причём и тот и другой имеют «туполевские корни» в лице своих создателей и вышли из одной компании — ФПГ «Росавиаконсорциум». Но в основе каждого широченный овальный, как бы сплюснутый сверху и снизу фюзеляж, переходящий в интегрированное с ним крыло. Это и есть главное отечественное ноу-хау — по логике на высоте от перепада давлений самолёт разорвёт, но нет, вопрос прочности решён, что подтверждают исследования и эксперименты в ЦАГИ и зарубежных лабораториях. Выигрыш — уменьшено лобовое сопротивление воздуха, сокращена омываемая поверхность самолёта почти вдвое.

Разница в загрузке и дальности — «Стерх» должен брать на борт до 400 пассажиров, «Фрегат Экоджет» — 358. «Стерх» дальнемагистральный, «Фрегат Экоджет» заточен под средние дистанции. Экономия топлива на пассажиро-километр от 18 до 30%.

Подобная схема обеспечивает более эффективное использование поперечного сечения фюзеляжа и позволяет на 30-40% уменьшить взлётную массу самолёта при одинаковой вместимости около 300-350 пассажиров. Проведённые исследования показали, что при разработанной авторами конструктивно-силовой схеме фюзеляжа можно решить проблему противодействия внутреннему давлению и обеспечить требуемый уровень деформаций вдоль фюзеляжа при заданных лимитных весах конструкции. Один из вариантов оснастить самолёт крылом обратной стреловидности тогда при отказе двигателей самолёт не падал бы камнем вниз, а планировал и с незначительными повреждениями мог бы приземлиться на землю.Много аварий и катастроф происходит по всему земному шару и причины тому разные, самолёты не могут приспособиться к любым не штатным ситуациям. Причиной могут стать как ошибки пилотов так и диспетчеров, не исправности самолёта и плохие погодные условия, боевые действия и терроризм. Поэтому нужно развивать технику и создавать самолёт будущего, которому не будут страшны ни какие преграды. А перелёты будут сравнимы с передвижением людей на метро. Ну и конечно, нужно беспощадно бороться с терроризмом, не оставляя им ни одного шанса на существование.

Источники

  1. https://uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-strashnyie-aviakatastrofyi-v-mire
  2. https://propanika.ru/strahi/chto-takoe-aerofobiya-i-kak-poborot-strah-pered-poletami
  3. http://www.ato.ru/content/otkaz-sistem-samoleta-pravila-povedeniya-pilota-v-neshtatnoy-situacii
  4. https://studfiles.net/preview/5374699/page
  5. http://expert.ru/2011/09/8/gubitelnyij-chelovecheskij-faktor
  6. Книга: ”К заоблачным глубинам. История высотных полётов” ,автор Морозов И.
Категория: Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год) | Добавил: Service (02.12.2018) | Автор: Морозов Дмитрий E W
Просмотров: 1756 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.2/12
Всего комментариев: 2
2 щур  
И списка используемых материалов и литературы

1 щур  
На мой взгляд, не хватает иллюстраций

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Фурсов Максим (1708)
Сальников Егор Олегович (1554)
Егор Андреевич Попов (1267)
Штриккер Артур (853)
Григорьев Павел Сергеевич (554)
Медведкин Иван (441)
Азарин Николай (367)
Горбунов Кирилл Антонович (331)
Трунов Артём Николаевич (320)
Ефимова Софья Алексеевна (307)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024