Антон Кузнецов/ТАСС

Помощь с воздуха: как в России работает санитарная авиация

Антон Кузнецов/ТАСС

Помощь с воздуха: как в России работает санитарная авиация

География Национальной службы санитарной авиации (НССА) к концу мая расширится с 34 до 39 регионов. Врачи воздушной скорой помощи уже в этом месяце начнут эвакуировать и спасать тяжелых пациентов в Омской и Рязанской областях, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а также в Северной Осетии. К концу года число регионов, в которых работает служба, планируется довести до 41.

Охватывать все больше регионов НССА может благодаря поставкам новой техники и развитию сети посадочных площадок. За 2022 год санавиация получит 66 новых вертолетов Ми-8МТВ-1 и «Ансат». Это важная часть программы развития системы первичной медицинской помощи, которую поддерживает нацпроект «Здравоохранение».

Как устроена работа санавиационной службы в России, расскажем в нашей статье.

Новая служба с богатой историей

Впервые служба санитарной авиации появилась почти 100 лет назад. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР выступил с инициативой создать ее в 1925 году. Два года спустя первый санитарный самолет был передан Красной армии. Модель К-3, разработанная в конструкторском бюро Константина Калинина, была рассчитана на одного пилота, одного врача и двух лежачих или четверых сидячих пациентов.

С тех пор санавиация в нашей стране переживала очень разные времена. После распада СССР служба даже была на грани исчезновения. Шанс на новую жизнь она получила пять лет назад. Нынешняя Национальная служба санитарной авиации была создана по инициативе «Ростеха» в 2017 году. Уже в 2018 году НССА была назначена единственной государственной воздушной службой по оказанию медицинской помощи в стране. Одной из задач новой компании стало объединение под своим крылом разрозненных частных операторов санавиации, существующих в России. Сегодня этот процесс еще не завершен.

Врачи санавиации ведут круглосуточное дежурство. Позвать их на помощь даже в самые отдаленные районы можно по единому номеру 112

Благодаря вертолетам прибытие медиков не задерживают ни пробки в крупных мегаполисах, ни сложные погодные условия и бездорожье. Не возникает помех и на обратном пути, когда нужно срочно доставить в больницу беременных с патологией, новорожденных и детей, пациентов с инсультом и инфарктом или пострадавших в ДТП или во время ЧС, которые получили тяжелые травмы.

По данным «Ростеха», за прошедшие годы врачи НССА провели 43,5 тыс. эвакуаций и спасли 59 тыс. жизней. За один только 2021 год вертолеты санавиации выполнили около 5 тыс. вылетов и эвакуировали более 6 тыс. пациентов, которые находились в критическом состоянии и чьей жизни грозила опасность. Почти тысяча из них были маленькими детьми: 281 младенец, которым не было и года от роду, и 687 малышей в возрасте от 1 до 7 лет. По сравнению с 2020 годом интенсивность работы НССА выросла в два раза.

Санавиация спешит на помощь

Получив сигнал о ДТП или чрезвычайной ситуации, экипаж вертолета санавиации готов к вылету уже через 10 минут. Максимальное время эвакуации пострадавших в травматологические центры первого, высшего, уровня не превышает 30 минут. Такие травмоцентры создают при крупных многопрофильных стационарах, в которых круглосуточно работают отделение скорой медицинской помощи, отделение для противошоковых мероприятий, реанимации и интенсивной терапии, кабинеты МРТ, ультразвуковой диагностики, переливания крови, а также хирургическое и нейрохирургическое отделения.

Вертолеты также используют, когда нужно срочно перевезти пациента из районного медицинского учреждения в региональную клинику.

Чаще всего к помощи санавиации прибегают, когда речь идет об инфаркте или инсульте, тяжелых множественных травмах, ожогах с поражением более 30% тела

Кроме того, по воздуху всегда, если есть возможность, перевозят детей, чьей жизни угрожает опасность, и беременных на поздних сроках, у которых есть различные патологии. В зависимости от расстояния до областной или краевой клиники, перевозка между больницами занимает от 1 до 4 часов.

Еще одна сфера деятельности санавиации — возвращение больных россиян домой из-за рубежа. За неполные пять лет врачи службы уже успели поработать на всех континентах, включая Антарктиду. Специалисты, прошедшие специальное обучение и сертификацию, знающие не только европейские языки, но и, например, японский, сопровождают пациентов на регулярных авиарейсах, во время перевозки по железной дороге и по воде. При необходимости к врачам Национальной санавиационной службы можно обратиться, чтобы организовать перевозку на вертолете НССА или на реанимобиле класса «С».

Случается, что вертолеты санавиации вызывают куда-то просто на всякий случай. По регламенту они обязаны дежурить во время проведения многих международных спортивных мероприятий. Например, в России службу санавиации привлекали во время проведения чемпионата Formula 1, чемпионата мира по хоккею и горнолыжному спорту. Благодаря этому в случае непредвиденной ситуации спортсменов и болельщиков, которые получили травмы, можно в кратчайшие сроки доставить в больницу.

Как действуют медики, когда пациенту нужна эвакуация по воздуху

Вертолет приземляется на площадку на территории больницы или на ближайшую приспособленную площадку, например, стадион или футбольное поле. Если врачи оказались далеко пациента, то за авиамедицинской бригадой и оборудованием отправляют автомобиль скорой или больницы. Врач бригады санавиации изучает медицинскую документацию, проводит осмотр больного и принимает решение о его транспортабельности вертолетом.

«Решение о транспортабельности пациента принимает врач аэромедицинской бригады после осмотра больного и изучения медицинской документации. Состав медицинского оборудования и подготовка нашего персонала позволяют перевозить больных в состоянии любой тяжести, однако особенности эвакуации по воздуху могут накладывать некоторые ограничения», — отмечают в НССА.

Для того, чтобы оформить перевозку пациента, врачам санавиации нужно знать его паспортные данные, время, место и механизм травмы, заключение врачей-консультантов и данные лабораторных и инструментальных исследований. Если к моменту транспортировки уже готовы рентгеновские снимки, сделано УЗИ, КТ или МРТ, их тоже передают воздушной медицинской бригаде. Кроме того, составляется опись одежды и вещей, которые есть у пациента.

После того как решение о транспортировке вертолетом принято, ответственность за состояние пациента переходит к врачу НССА. Больного подключают к системе мониторинга и, при необходимости, к аппаратуре жизнеобеспечения, а потом доставляют к вертолету.

По прилете пациента перевозят в больницу на автомобиле или переносят силами авиамедицинской бригады. Теперь за его жизнь и здоровье будут отвечать дежурные врачи клиники.

Вертолеты на службе у медиков

Многоцелевые вертолеты Ми-8 АМТ — это современная модификация вертолета Ми-8, который разработали в конструкторском бюро Михаила Миля еще в начале 1960-х. В пассажирском варианте Ми-8 АМТ рассчитан на комфортную перевозку 22 человек, но его также используют и для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске, и для проведения поисково-спасательных операций, и для эвакуации пострадавших. В санитарном варианте на борту можно перевезти до 12 носилок с пациентами.

Всего в кабине или на подвеске можно перевезти до четырех тонн груза. Дальность полета этого 18,6-метрового вертолета составляет 650 км. При этом, если установить на борту дополнительные топливные баки, то Ми-8 АМТ может пролететь до 1400 км.

В 2020 году «Ростех» начал серийное производство арктического варианта этого вертолета, который предназначен в том числе для санавиации. Благодаря особой системе подогрева его можно оперативно запустить даже после длительной стоянки на открытом воздухе при крайне низких температурах. Теплозащита кабины на арктическом Ми-8 АМТ тоже улучшена.

Параллельно в санавиации используют и другую модификацию Ми-8 — Ми-8 МТВ-1. Такие же вертолеты стоят на службе, например, в МЧС. Дальность вылетов МТВ-1 на 150 км меньше, чем у АМТ — только 500 км. А вот вместимость в санитарном варианте у этих двух вертолетов одинаковая. На борту МТВ-1 тоже можно перевозить до 12 носилок.

Наравне с Ми-8 в санавиации трудятся вертолеты «Ансат». Это первая российская модель, полностью сконструированная и построенная после распада СССР. Новые машины, разработанные в конструкторском бюро Казанского вертолетного завода в конце 1990-х, уступают Ми-8 по вместимости, но не по дальности полета. 13,5-метровый «Ансат», рассчитанный всего на семь пассажиров, тоже способен пролетать 510–635 км. Небольшой вес (всего 3,3–3,6 тонны, в отличие от 7–13-тонных Ми-8) позволяет «Ансату» садиться на небольших городских площадках.

Благодаря съемному оборудованию вертолет легко меняет свое назначение. Сегодня его используют для перевозки пассажиров, завтра — грузов, а послезавтра — для вылета с медиками санавиации. С 2020 года на «Ансатах» можно устанавливать в том числе неонатальные инкубаторы для новорожденных и инфекционный бокс для транспортировки пациентов с COVID-19.

Воздушная скорая

Вертолеты санавиации — настоящие летающие реанимобили. При этом к медицинскому оборудованию, с которым врачи работают в воздухе, предъявляют повышенные требования и с точки зрения надежности, и с точки зрения эргономичности.

На борту есть аппараты для сердечно-легочной реанимации, которые можно использовать даже во время полета. Есть мониторы-дефибрилляторы с функциями аппарата ЭКГ и кардиостимуляции для непрерывного наблюдения за жизненными показателями пациентов. Есть специальные дорожные аппараты ИВЛ, чтобы поддерживать дыхание у пациентов всех возрастов, включая новорожденных. Есть портативные электрические аспираторы, которые помогают оперативно прочищать дыхательные пути.

Наконец, для того чтобы вибрации и виражи во время полета не мешали с точностью до миллиграмма набирать препарат в шприц, на борту используют специальные дозаторы лекарственных средств.

Развитие санитарной авиации является одним из приоритетов нацпроекта «Здравоохранение». Без вертолетов НССА сложно представить себе систему первичной медико-санитарной помощи. Поэтому поставки техники в российские регионы при поддержке нацпроекта не менее важны, чем строительство фельдшерско-акушерских пунктов и мобильных медицинских комплексов. Особенно, когда речь идет об оказании медицинской помощи в отдаленных районах нашей страны.