Воскресенье, 09.11.2025, 07:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать третья олимпиада
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двадцать вторая олимпиада (2024/25 уч.год)

Высший пилотаж: боевое искусство или спорт

Автор: Салимов Данил Вагифович
Возраст: 18 лет
Место учёбы: Колледж  НФ УУНиТ
Город, регион: г. Нефтекамск, Республика Башкортостан
Руководитель: Гиззатуллина Алсу Нарисовна, колледж НФ УУНиТ

Высший пилотаж: боевое искусство или спорт?

План

Введение
1.    История и развитие высшего пилотажа
2.    Виды тренировочных полётов
3.    Специальные учебные самолёты
4.    Светлана Капанина
5.    Требования к пилотам современных авиационных сил
6.    Беседа с директором и преподавателем физкультуры
7.    Вывод

Введение

Высший пилотаж – это искусство и наука выполнения сложных маневров на самолёте, а так же – это очень сложная техника.

Цели работы:  Выяснить, высший пилотаж спорт или боевое искусство.

Гипотеза: Если высший пилотаж является спортом, то он требует от пилотов высокого уровня физической подготовки, навыков и стратегического мышления, сопоставимых с теми, что необходимы в боевых искусствах.
 
Актуальность темы: регулярное проведение авиашоу.

1 История развития высшего пилотажа

https://i.pinimg.com/736x/1a/e0/9a/1ae09a33fd48dd3b8b68394de36d6e51.jpg

Рис. 1 – Самолёт военного времени

 Высший пилотаж возник как часть военной подготовки летчиков для выполнения сложных фигур в воздухе.

Рис. 2 – Групповое построение на авиашоу

Первые демонстрации высшего пилотажа проводились на авиашоу в начале 20-го века.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9c3f4fa73934ffd3bc5811b3533200e7_l-6059293-images-thumbs&n=13

Рис. 3 – Первый реактивный самолёт

Развитие реактивной авиации позволило совершенствовать и усложнять фигуры высшего пилотажа. [1]

2 Виды тренировочных полётов

Основные технические элементы:

  1. Пилоны - сложные вращения
  2. Фигуры "8" - плавность и точность
  3. Развороты - динамичность и баланс
  4. Каскады - сочетание прыжков[6]

Виды тренировочных полетов

Базовые маневры

Рис. 4 – Трюк «Разворот»

Отработка базовых элементов управления полетом и акробатики.

Сложные фигуры

Рис. 5 – Трюк «Бочка»

Рис. 6 – Трюк «Мертвая петля»

Освоение более сложных элементов пилотажа, таких как петли и бочки.[7]

Колокол Квочура

Рис. 7 – «Колокол Квочура

Это одна из самых сложных и эффектных фигур высшего пилотажа.

Ключевые моменты:

  • Самолет поднимается на высоту, затем задирает нос до нулевой скорости
  • После этого он начинает резкое пикирование вниз
  • Трюк позволяет скрываться от радарных систем противника

Появился впервые в 1988 году на авиасалоне в Хэмпшире на МиГ-29[3]

Кобра Пугачёва

$IMAGE12$

Рис. 8 – «Кобра Пугачёва»

Это резкое торможение и задир носа самолета до 120-180 градусов.

Ключевые моменты:

  • Первый раз продемонстрирован в 1990 году на Ле-Бурже на Су-27
  • Похоже на экстренную ситуацию, но затем самолет переходит в штопор
  • Эффектный трюк для показательных выступлений [4]

Чакра Фролова

$IMAGE13$

Рис. 9 – «Чакра Фролова»

Это сложный кульбит вокруг хвоста самолета на очень малой скорости.

Ключевые моменты:

  • Похоже на классическую Петлю Нестерова, но с меньшим радиусом
  • Появился в 1995 году на авиасалоне Ле-Бурже на Су-37
  • Демонстрирует аэродинамическое совершенство современных самолетов[8]

3 Специальные учебные самолёты

Рис. 10 – «учебный самолёт»

Особенности конструкции

Учебные самолеты имеют ограниченную скорость и маневренность для безопасного обучения.

Преимущества обучения

Учебные самолеты позволяют курсантам отрабатывать навыки пилотирования в контролируемой среде.[9]

Безопасность полетов

Специальная конструкция снижает риски и обеспечивает высокий уровень безопасности.[2]

4 Светлана Капанина

 

Рис. 11 – Светлана Капанина

  • Профессиональный путь
  • Соревнования и рекорды
  • Позиция по отношению к российским пилотам
  • Современная деятельность[9]

5 Требования к пилотам авиационных сил

Физическая подготовка

Пилоты должны иметь высокий уровень физической выносливости и силы для управления современными авиационными системами.

Концентрация внимания

Пилоты должны обладать исключительной способностью концентрироваться на быстро меняющейся обстановке в воздухе.

Принятие решений

Пилоты должны быстро и эффективно принимать решения в сложных ситуациях.[5]

5 Беседа с директором и преподавателем физкультуры

Беседа с директором и преподавателем физкультуры по теме высшего пилотажа

 $IMAGE12$

Рис. 12 – Директор ВУЗа НФ УУНиТ

 $IMAGE13$

Рис. 13 – Преподаватель физической культуры

Заключение

Высший пилотаж является преимущественно спортом, требующим от участников высокого уровня физической подготовки и стратегического мышления, а не боевым искусством. Тем не менее, слова директора ВУЗа и преподавателя физической культуры подчеркивают прикладной характер этой дисциплины, способной стать боевым искусством в условиях военного времени.

Литература

  1.  Валерий Георгиевич Соловьев. Техника высшего пилотажа. М.: Аванта+, 2019. 320 с.
  2. Серов Андрей Иванович. История авиационного спорта. М.: АСТ, 2008. 416 с.
  3. Тихонов Николай Павлович. Боевые искусства и их применение в современном мире. СПб.: Питер, 2020. 352 с.
  4. Рыжков Михаил Владимирович. Высший пилотаж. М.: ЭКСМО, 2015. 240 с.
  5. Дегтярев Виктор Петрович (ред.). Авиация и космонавтика: история и современность. М.: Наука, 2022. 512 с.
  6. Сидоров Владимир Иванович. Высший пилотаж как вид спорта: история и современность // Авиация и космонавтика. 2021. № 11-12. С. 34-41.
  7. Петров Александр Николаевич. Технические аспекты выполнения трюковых элементов высшего пилотажа // Летательные аппараты. 2022. Т. 15. № 3. С. 45-53.
  8. Лебедева Ольга Владимировна. Психологический аспект выполнения трюковых элементов высшего пилотажа // Психология физической культуры и спорта. 2019. Т. 23. № 2. С. 34-41.
  9. Лидия Сабитова. Газета «Красное знамя» № 60 от 02.08.2024
Категория: Двадцать вторая олимпиада (2024/25 уч.год) | Добавил: Service (31.12.2024) | Автор: Данил Салимов W
Просмотров: 172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 23-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ
И ПРИЁМ РАБОТ
ОТКРЫТЫ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2025