О хвостовом оперении экранопланов
|
|
VNKondaurov | Дата: Пятница, 17.04.2020, 17:01 | Сообщение # 1 |
Группа: Жюри
Сообщений: 17
Статус: Offline
| Чем вызвана необходимость ставить у экранопланов большое хвостовое оперение?
|
|
| |
Slyfox | Дата: Пятница, 17.04.2020, 17:54 | Сообщение # 2 |
Группа: Победители прошлых олимпиад
Сообщений: 11
Статус: Offline
| Эта необходимость присутствовала у экранопланов, выполненных по конструкции Р.Е.Алексеева, и была связана с проблемой устойчивости ЭП. Данная проблема является актуальной и сегодня. Так как сила экранного эффекта зависит от высоты и скорости полёта, то изменение данных параметров либо уменьшать либо увеличивать её. Это особенно опасно при прохождении экраноплана над препятствиями.
Расстояние между поверхностью и крылом на всей его длине становится разным, что приводит к изменению угла крена или тангажа и развитию аварийной ситуации. Примером может служить "свечка" Орион-20.
В экранопланах Алексеева вклад экрана в общую подъёмную силу был существенным, что означало необходимость наличия у них надёжной стабилизации. Её роль и выполняло большое хвостовое оперение, площадь которого у КМ-1 составляла почти половину от площади крыла. Данное решение имело и минусы, например увеличение массы машины, уменьшение подъёмной силы и ухудшение аэродинамики аппарата.
|
|
| |
Mr-Venia | Дата: Суббота, 18.04.2020, 14:20 | Сообщение # 3 |
Группа: Победители прошлых олимпиад
Сообщений: 5
Статус: Offline
| Уточнение от члена жюри Кондаурова Владимира Николаевича: "Устойчивость бывает разная, речь идёт о продольной. Расскажите о ней подробнее".
Венедикт Дорожко
|
|
| |
Slyfox | Дата: Суббота, 18.04.2020, 16:40 | Сообщение # 4 |
Группа: Победители прошлых олимпиад
Сообщений: 11
Статус: Offline
| Проблема продольной устойчивости связана со смещением центра приложения подъёмной силы экранного эффекта к задней кромке крыла, оно в свою очередь зависит от силы экранного эффекта. Соответственно, чем больший вклад в общую подъёмную силу экранный эффект оказывает, тем дальше будет центр давления крыла, что приведёт к появлению пикирующего момента. Компенсировать его можно путём установки большого стабилизатора с отрицательной подъёмной силой.
Однако, такое решение, помимо уже перечисленных выше минусов, имеет ещё один важный недостаток. Если экраноплан с таким стабилизатором выйдет из зоны действия экрана, то начнётся неконтролируемый процесс увеличения угла кабрирования(тангажа), что приведёт к перевороту через корму. Это можно решить применением S-образной формы крыла. Второй способ решить проблему продольной устойчивости - использование треугольного крыла с обратной V-стреловидностью, оно обеспечивает минимальное смещение ЦД крыла при изменении силы экранного эффекта.
|
|
| |