Пятница, 22.11.2024, 21:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год)

Личность Виталия Егоровича Копылова в истории российского авиастроения

Автор: Синюшкин Вадим Денисович
Возраст: 16 лет
Место учебы: МОУ СОШ с УИОП №16 Город, регион: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Руководитель: Горбачева Елена Николаевна, учитель информатики МОУ СОШ с УИОП №16

Личность Виталия Егоровича Копылова
в истории Комсомольского-на-Амуре
авиационного завода им. Ю.А. Гагарина,
города Комсомольска-на-Амуре и российского авиастроения

План:

Введение
1. Биографии строки
2. «Красный директор» - человек слова и дела
3. Виталий Егорович Копылов в памяти народной
Источники информации

Введение

История России, каждого ее региона, края, города насчитывает множество имен, чьи трудовые подвиги ковали мощь и силу нашей страны. Одним из таких легендарных людей был человек слова и дела, «красный директор», директор, которого прозвали «уссурийским тигром» - Виталий Егорович Копылов. Личность человека, прошедшего в коллективе авиастроителей путь от рядового технолога до директора, честный, объективный, справедливый руководитель с большим профессиональным опытом, широким кругозором и высокими требованиями к себе заинтересовала меня.

В преддверии 90-летнего юбилея (12 июля 2022 года) города Комсомольска-на-Амуре, Города трудовой доблести я провел историческое исследование, целью которого было выяснить, вклад Виталия Егоровича Копылова в развитие авиационного завода им. Ю.А. Гагарина,  города Комсомольска-на-Амуре и российское авиастроение в целом.

Актуальность заявленной мной темы заключается в необходимости глубокого изучения данного вопроса. Это поможет вспомнить о том, какой вклад внес В.Е. Копылов в развитие Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина, города Комсомольска-на-Амуре и российское авиастроение в целом.

Объект исследования – биография Виталия Егоровича Копылова. 

Предмет исследования – вклад Виталия Егоровича Копылова в развитие Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина, города Комсомольска-на-Амуре и российское авиастроение в целом.

Цель исследования: определить вклад Виталия Егоровича Копылова в развитие Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина, города Комсомольска-на-Амуре и российское авиастроение в целом.

Задачи:

  1. Подбор, изучение литературы и источников по данной теме.
  2. Проанализировать биографию и трудовую деятельность В.Е. Копылова, отзывы коллег, исторические источники.
  3. Обобщить полученные результаты, сделать вывод.

Практическая значимость работы: полученный материал будет актуален в качестве дополнительного материала на уроках истории, краеведения, занятий по профориентации.

Гипотеза: историческая личность В.Е. Копылова, сыграла значимую роль в развитии авиационного завода им. Ю.А. Гагарина,  города Комсомольска-на-Амуре и российского авиастроения в целом.

Методы исследования:

  1. Теоретические (сбор и анализ различных источников информации, обобщение, систематизация).
  2. Практические (сравнение, анализ и оценка полученных результатов).

1. Биографии строки

Для изучения биографии и трудовой деятельности Виталия Егоровича Копылова я обратился к материалам Экспоцентра филиала АО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина».

Рис. 1. Работа с архивными документами в Экспоцентре.
Фотография и автобиография В.Е. Копылова

Виталий Егорович Копылов родился 12 июня 1926 года в селе Верхняя Березовка Кошкинского района Куйбышевской области. Семья Копыловых была большая, дружная, работящая – отец, мать и пятеро детей. Родители, потомственные крестьяне, мечтали дать детям хорошее образование. Виталий был старшим ребенком в семье. В 1933 году он пошел в школу и в военном 43-м, невзирая на трудности военной поры, окончил десятилетку и поступил в Куйбышевский авиационный институт. Учился Виталий Копылов хорошо и его, как перспективного специалиста, хотели оставить в Куйбышеве (ныне г. Самара), но Копылов на распределении молодых специалистов попросился на самый дальний авиационный завод, а в 1949 году таким был завод № 126 в г. Комсомольске-на-Амуре. Он хотел испытать себя, свои силы, не иметь ни поблажек, ни протекции. На заводе его назначили инженером-технологом агрегатного цеха 45 (цех сборки носовой части фюзеляжа самолета).

Собранность, высокая ответственность, отличные организаторские способности были главными чертами его характера. Всего за три года, побывав в должности старшего технолога (с 1949 г.), начальника технологического бюро цеха 45 (с 1950 г.), помощника начальника цеха 50 по подготовке производства (с 1951 г.), он становится начальником цеха 8 (стапельно-сборочного оборудования) - важного производственного звена предприятия (с 1952 г.). Здесь в полной мере проявился его талант инженера и организатора производства.

С 1953 по 1956 гг. Виталий Егорович - начальник, и. о. главного технолога и главный технолог. В 1959 г. он был назначен заместителем главного инженера по подготовке производства.

Член КПСС. С 1960 по 1965 год В. Е. Копылов избирается секретарем партийного комитета завода. В те годы эта была очень ответственная должность, тесно связанная  с основным производством – производством самолетов.

Рис. 2. Выставочная экспозиция в Экспоцентре, посвященная В.Е. Копылову

Годы творческого, активного труда на решающих участках технической подготовки и основного производства позволили Виталию Егоровичу познать все глубинные процессы самолетостроения и умелого управления ими. Работая главным технологом, заместителем главного инженера по подготовке производства, секретарем партийной организации, а с 1965 по 1973 год директором Дальневосточного машиностроительного завода, он проявил себя выдающимся специалистом в авиационной промышленности.

С 1973 по 1994 гг. директор Казанского авиационного производственного объединения.

2. «Красный директор» - человек слова и дела

Некоторые современные журналисты, описывающие руководителей крупных предприятий советского времени, часто с иронией называют их «красными директорами», при этом вкладывая в это понятие скорее негатив, чем позитив. Но слово «красный» на Руси издавна означало «красивый во всех проявлениях, добрый, справедливый, честный». Таким и был Виталий Егорович Копылов, руководитель, для которого дело, порученное Родиной, всегда стояло выше личных амбиций и личного обогащения.

Из воспоминаний коллег, это был строгий, подчас суровый, но всегда честный, объективный, справедливый руководитель с большим профессиональным опытом, широким кругозором и высокими требованиями к себе и своим подчиненным. Для него, прошедшего в коллективе авиастроителей путь от рядового технолога до заместителя главного инженера по подготовке производства, время директорства, пришедшееся на 1965—1973 годы, было особенно интересным и насыщенным. Освоение и серийный выпуск боевых самолетов третьего поколения (истребителей-бомбардировщиков Су-17 и его модификаций, мощной, современной и очень сложной машины), полномасштабная научно-техническая революция - все это требовало неординарного мышления, нестандартных подходов к организации труда и улучшению социальных условий жизни коллектива.

С именем Копылова связан период наибольшего расцвета Комсомольского-на-Амуре авиазавода. Под его руководством выросли мощности предприятия, выпускались самые современные боевые самолеты.

При Копылове на авиационном заводе стали внедрять станки с числовым программным управлением, провели серьезную реконструкцию большинства основных производств. Тогда же были построены новые корпуса для агрегатно-сборочных, механического, термического и гальванического цехов, летно-испытательная станция, начато возведение штамповочно-заготовительного корпуса. 

Рис. 3. Самолеты Су-17 в цехе окончательной сборки Дальневосточного машиностроительного завода

  

Рис. 4 .Директор завода В.Е. Копылов знакомит Главкома ВВС П.С. Кутахова с производством самолета Су-17, 1970 г.

Самолет Су-17 начал выпускаться на заводе в 1969 году. Это одноместный самолёт, свободнонесущий моноплан с крылом изменяемой в полете геометрии. На базе Су-17 освоено серийное производство большого количества модификаций, которые почти непрерывно следовали одна за другой. Около 2000 машин Су-20, Су-22 и Су-22М (экспортные варианты Су-17) были поставлены в 18 стран мира. Самолеты семейства Су-17 использовались в военных операциях, неоднократно подтверждая свои уникальные боевые качества.

За успешное выполнение пятилетнего плана и освоение новой техники и передовых технологий производства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1971 года завод был удостоен ордена Октябрьской Революции. В том же году Виталию Егоровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Копылов стал лауреатом премии Совета Министров СССР в номинации «За наиболее выдающиеся проекты и строительство по ним». Так было оценено возведение в Комсомольске-на-Амуре сборочного корпуса цеха № 7 Дальневосточного машиностроительного завода, как в то время назывался Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина.

Рис. 5. Директор завода В.Е. Копылов на торжественном вручении заводу ордена Октябрьской Революции, 1971 г.

Виталий Егорович Копылов вошел в историю и как строитель: по его инициативе и под личным руководством были построены огромные жилые массивы и объекты социально-культурной сферы в Комсомольске-на-Амуре:

  • 170 тысяч квадратных метров жилья;
  • 7 детских комбинатов на 1960 мест;
  • Лыжная база «Снежинка»;
  • Дом отдыха «Шарголь»;
  • Дворец культуры авиастроителей,
  • Дворец спорта «Смена» с плавательным бассейном,
  • Пионерский лагерь «Космос» на 640 мест,
  • Здание ГПТУ-2 с мастерскими, общежитием и хозяйственным блоком;
  • Птицефабрика на 60 тысяч кур, поставлявшая до 7 млн. яиц в год;
  • Начато строительство многопрофильной больницы на 400 коек.

Рис. 6. Жилые массивы и объекты социально-культурной сферы в Комсомольске-на-Амуре,
построенные под личным руководством В.Е. Копылов

На должность директора Казанского авиационного завода Виталий Егорович Копылов был назначен осенью 1973 года. В Казань Копылов был командирован как один из самых опытных руководителей и организаторов промышленного производства в стране. На него возлагались особые надежды. В начале 1970-х требовалось резко увеличить количество самолётов Ту-22М, выпускавшихся Казанским авиационным заводом. Готовилось к освоению новое изделие 70— самолёт Ту-160. Задачи, которые были поставлены перед заводчанами, были большими: предстояло наладить выпуск не только уникальной машины, равной которой не было в истории мировой авиации, но и практически построить для неё новый завод.250 тыс. кв. метров 206-го корпуса стали бесценным вкладом нового директора в историю казанского завода.

В 1973—1994 гг. В.Е. Копылов работал генеральным директором Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (с 1978 г. — Казанского авиационного производственного объединения им. С. П. Горбунова (КАПО)). С его именем связано освоение и серийное производство стратегического бомбордировщика Ту-160 и его модификаций КАПО. С личным участием Виталия Егоровича шло производство гражданских самолетов Ил-62, велась подготовка к производству самолетов Ту-214 и Ту-330.

Рис. 7. Сборка Ил-62М в агрегатном цехе КАПО им. С.П. Горбунова 

В 1975—1990 гг. В.Е. Копылов являлся депутатом Верховного Совета ТАССР.

Виталий Егорович  Копылов внёс большой вклад в развитие авиационной промышленности СССР. Под его руководством на КАПО был освоен серийный выпуск дальнемагистрального самолёта Ил-62 и стратегического бомбардировщика Ту-160, в городе Лениногорск был открыт филиал завода и организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».

«С приходом В.Е. Копылова завод превратился в ведущее предприятие отрасли. Редкая природная интуиция, умение увлечь людей словом и делом, честность и порядочность, жёсткость к тем, кто не даёт полной самоотдачи, снискали ему полное уважение коллектива. Как директор завода он внёс огромный вклад в освоение серийного производства ТУ-160.» — так характеризует В.Е. Копылов, главный конструктор завода.

По инициативе В.Е. Копылова при КАПО был построен домостроительный комбинат и ежегодно вводилось в строй до 30 тысяч квадратных метров жилья для работников завода.

В мае 1994 г. В. Е. Копылов написал заявление об увольнении и ушёл на пенсию. Впоследствии он являлся консультантом генерального директора КАПО им. С. П. Горбунова.

За годы работы Виталий Егорович был удостоен множества наград:

  • Орден Трудового Красного Знамени, 1966 г.
  • Герой Социалистического труда, 1971 г.
  • Премия Совета Министров СССР «За наиболее выдающиеся проекты и строительство по этим проектам», 1975 г.
  • Орден Ленина, 1976 г.
  • Орден Октябрьской Революции, 1981 г.
  • Знак «Отличник Аэрофлота», 1987 г.
  • Присвоено звание «Почетный машиностроитель России», 1995 г.

3. Виталий Егорович Копылов в памяти народной

Виталий Егорович всегда шел к своей главной жизненной цели - отдать всего себя, весь накопленный творческий потенциал любимому делу, людям. И отдавал его щедро, с лихвой, со свойственными ему способностями: трудолюбием, творческой инициативой, честностью.

9 февраля 1995 года Виталия Егоровича Копылова не стало. Коллективы авиазаводов Комсомольска-на-Амуре и Казани предложили увековечить память выдающегося руководителя авиапромышленности. Улицы заводских районов этих городов носят имя Копылова и там установлены Мемориальные доски.

В 1996 году для того, чтобы увековечить имя выдающего человека, по инициативе КнААПО, решением Комсомольской-на-Амуре Городской думы № 64 от 3.12.1996 г. проспект Центральный переименован в проспект Копылова.

В декабре 1996 года была установлена мемориальная доска на доме № 33. Авторами являются комсомольские скульпторы Н.С. Ивлева и Н.С. Николин, а доска была отлита в одном из цехов завода.

29 апреля 2008 г. на лётно-испытательной станции ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова» состоялась церемония передачи на вооружение ВВС России нового стратегического бомбардировщика Ту-160. По инициативе коллектива решением Военного Совета 37-й Воздушной Армии борту было присвоено имя В. Е. Копылова.

Выводы

Проанализировав биографию и трудовую деятельность В.Е. Копылова, отзывы коллег, исторические источники, я пришел к выводу о неоценимом вкладе Виталия Егоровича Копылова в развитие Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина, города Комсомольска-на-Амуре и российское авиастроение в целом.

Трудовой путь «красного директора» был подобен стремительному взлету боевого самолета – быстрый, уверенный, совершенный. Уже через три года работы молодой инженер-технолог был назначен начальником цеха подготовки производства. А еще через 13 лет – он стал во главе одного из крупнейших предприятий в отрасли.

За время руководства заводами в Комсомольске-на-Амуре и Казани он снискал к себе огромное уважение и как руководитель, и как человек. В. Е. Копылов внёс большой вклад в развитие авиационной промышленности СССР, оставив яркий след своими деяниями. В период его руководства на КнААЗе был освоен выпуск первого самолёта с изменяемой стреловидностью крыла и развёрнуто массовое производство этого самолёта. Это он заложил основы, которые и дали предприятию получить заказ на выпуск самолёта четвёртого поколения Су-27, который и определил дальнейшую судьбу Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина.

Под его руководством на КАПО был освоен серийный выпуск дальнемагистрального самолёта Ил-62. С его именем связан и период освоения новых современных и мощных самолетов, в первую очередь — многорежимного стратегического ракетоносца Ту-160. В городе Лениногорск был открыт филиал завода и организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».

При Копылове велось грандиозное жилищное строительство и строительство объектов социально-культурной сферы в г. Комсомольске-на-Амуре и г. Казани.

Человек большого профессионального и человеческого таланта, Виталий Егорович повлиял на жизнь нескольких поколений комсомольских и казанских авиастроителей, оставив добрую память в их сердцах. 

Источники информации

  1.  Красный директор / Составитель сборника А.К. Вязигин – Комсомольск-на-Амуре, КнААПО, 2001. – 304 с.
  2.  Могучие крылья России: Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению им. Ю.А. Гагарина – 70 лет. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004. – 344 с.
  3.  Человек слова и дела. – Казань: Изд-во «Вертолет», 2011. – 304 с.
  4.  Газета «Крылья советов» №14 (8399) 15 февраля 1995 г. Комсомольского-на-Амуре авиационного производства
  5.  Газета «Крылья советов» №14 (9440) 3 апреля 2014 г. Комсомольского-на-Амуре авиационного производства
  6. Газета «Дальневосточный Комсомольск» №66 (18715) 18 августа 2021 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://todaykhv.ru/upload/iblock/7e0/18.08.2021_.pdf
  7. Виталий Копылов: директор, которого прозвали «уссурийским тигром» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/413749
  8. Официальный сайт филиал АО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.knaaz.org/museum/about/
  9. Копылов, Виталий Егорович [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Копылов_Виталий_Егорович
  10. Электронные материалы Экспоцентра филиала АО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» (музея авиационного завода).
Категория: Девятнадцатая олимпиада (2021/22 уч.год) | Добавил: Service (07.01.2022) | Автор: Синюшкин Вадим Денисович W
Просмотров: 1169 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024