Понедельник, 23.12.2024, 08:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Пятнадцатая олимпиада (2017/18 уч.год)

Высший пилотаж - спорт или боевое искусство?

Автор: Таратынов Алексей Сергеевич, 13 лет
Место учебы: МКОУ "Шайковская СОШ №1" Кировского района, Калужской области
Город, регион: РФ, Калужская область, Кировский район, п.Шайковка. 
Руководитель: Галицкая Екатерина Александровна, учитель математики и физики.

Высший пилотаж - спорт или боевое искусство?

План:

  1. Введение.
  2. Основная часть
     2.1. Фигуры высшего пилотажа в военных действиях

           2.2.Фигуры высшего пилотажа на авиашоу

           2.3. Трагедии, связанные с высшим пилотажем.

      3. Исследовательская часть.

      4. Заключение и выводы

      5. Источники информации

Пилотаж — маневрирование летательного аппарат  в горизонтальной, вертикальной н наклонной плоскостях для выполнения различных фигур в воздухе. Применяется в воздушном бою и для тренировки лётчиков.

Высший пилотаж —  маневрирование воздушного судна с выполнением фигур сложного пилотажа в их сочетании.

Введение

Существует множество мнений, что же такое высший пилотаж. Одна часть людей думает, что высший пилотаж – всего лишь спорт, вторая – что это элемент воздушного боя. В своей работе  я попытаюсь выяснить:  что же это такое – высший пилотаж.

Цель работы: определить  истинную цель использования высшего пилотажа.

Задачи:

  1. Изучить литературу на тему высшего пилотажа.
  2. Изучить историю появления высшего пилотажа.
  3. Рассмотреть фигуры высшего пилотажа, используемые в бою
  4. Рассмотреть фигуры высшего пилотажа, используемые на авиасалонах.
  5. Написать о трагедиях на авиашоу и авиасалонах.
  6. Выяснить истинное значение высшего пилотажа.
  7. Сделать вывод.

Основная часть

Итак, чтобы ответить на вопрос, поставленный в введении, нужно рассмотреть историю появления высшего пилотажа. Основоположником маневров стал Петр Нестеров, который в 1913 году выполнил «петлю». Маневр получил название «мертвая». «Мертвая» петля из-за того, что была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. До этого маневр выполняли в горизонтальной плоскости и называли «блинчиком».

До этого, в 1905 году, Дэниэл Мелони выполнил маневр «бочка». Этот маневр спас и продолжает спасать жизни многих летчиков. Этот же пилот выполнил первый полет на планере, запущенном с аэростата.

Позже, в 1915 году, немецкий ас Макс Иммельман выполнил вертикальный разворот, получивший название иммельман. Первый ас Германии погиб 18 июня  1916 года в бою против истребителей FE.2b из 25-й эскадрильи.

2.1. Фигуры высшего пилотажа в военных действиях

Во времена ВОВ, пилот, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин предложил формулу «Высота-Скорость-Маневр-Огонь». Он назвал эту формулу «формулой грозы». В следующем полете эта формула нашла свое применение. Так же, во времена ВОВ, когда пилоты тренировались, а Покрышкин смотрел, он придумал еще один маневр. Он выполнялся так: самолет, уходя вверх и сбрасывая скорость, делает спираль и пропускает врага вперед, получая преимущество. Маневр получил широкое распространение, и название «кадушка». Покрышкин, позже, стал трижды Героем Советского Союза, он также описывает это в книге «Небо Войны».

Ранверсман. Как много человек знает об этом маневре? Маневр, предположительно, появился в 30 годах ХХ столетия. Ранверсман, в отличие от «хаммерхеда», который выполнялся строго вертикально, выполняли с уходом в горку с углом 50-60 градусов.

Хаммерхед, в свою очередь, существовал в качестве способа самоубийства в воздухе – из-за этого маневра летчик, выполнявший его, оказывался в очень неудобной для себя ситуации и становился легкой целью.

В бою чаще всего эти фигуры высшего пилотажа использовались чаще всего, кроме «хаммерхеда».

2.2. Фигуры высшего пилотажа на авиашоу

В 1989 году, на самолете Су-27, на авиасалоне в Ле-Бурже, Виктор Пугачев совершил маневр «кобра». Кобра появилась случайно, когда из-за ошибки в двигателе самолет вышел на критический угол атаки, а после этого вернулся в нормальный горизонтальный полет. В бою «кобра» не использовалась. Но это только пока.

В 1988 году, в Фарнборо, Британия, пилот Анатолий Квочур, на самолете МиГ-29 совершил маневр «Колокол». При этом, самолет совершал колебательные движения, как на колокольном маятнике, за что и получил свое название. В бою эта фигура пока не выполнялась, хотя предназначалась для обмана ракет с радиолокационным наведением на цель. Сейчас ее используют только на спортивных мероприятиях. Маневр выполнялся таким образом: самолет, набирая высоту, терял скорости и, падая вниз, держал нос вертикально. Затем горизонтальный полет продолжался в обычном режиме.

24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете "Ньюпор-XXI" на высоте 2 километра намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести этот маневр в программу обучения. Сейчас его используют в спортивных мероприятиях. Но на реактивных самолетах этот маневр запрещен. Даже несмотря на то, что со штопором научились бороться, он продолжает уносить жизни.

Фигура "зеркало". Используется только на спортивных мероприятиях и авиасалонах, т.к. не имеет достойного применения в бою. Зеркало — проход пары самолётов, в котором ведущий совершает полубочку и начинает перевёрнутый полет. Одна из самых сложных фигур высшего пилотажа, наряду с колоколом, плоским штопором, а так же ранверсманом.

2.3. Трагедии, связанные с высшим пилотажем

Так как фигуры высшего пилотажа занимают большее место в спорте и авиасалонах, то, естественно, будут жертвы - хотят ли люди того или нет. О самых известных из них пойдет речь ниже.

Игорь Ткаченко, погиб в 2009 при отработке фигур пилотажа возле г. Жуковский. До этого он был командиром пилотажной группы «Русские Витязи», летавшей тогда на самолетах Су-27.

Сергей Еременко, погиб в 2016 на церемонии открытия памятника авиаторам в Пушкинском районе Подмосковья. Он уводил самолет в сторону леса, дабы избежать жертв на земле, не успев катапультироваться. Он также был членом группы «Русские Витязи».

Эрик Шульц, погиб 5 сентября 2017 года, возможно, при выполнении "колокола" на самолете Су-27. До этого Эрик Шульц участвовал в испытаниях истребителя 5-го поколения F-35.

Еще одной трагедией, связанной с высшим пилотажем, является Трагедия в штате Мэриленд.

Часть истребителя «F-117A» падает на авиашоу в Миддл Ривер, штат Мэриленд, 14 сентября 1997 года. Истребитель затем врезался в два дома, в результате чего те загорелись, а несколько людей на земле получили незначительные ранения. Пилоту удалось спастись.

30 августа 2009 года на авиашоу, которое традиционно проходило на военном аэродроме в Радоме (Польша), разбился белорусский истребитель Су 27. Самолет стремительно набирает высоту, приступает к выполнению фигур высшего пилотажа и вдруг начинает падать. Ситуация становится аварийной и вскоре перерастает в катастрофу.

Следующая трагедия произошла над озером Онтарио на канадском Национальном авиасалоне. Бомбардировщик Британской королевской армии падает. Четырехмоторный самолет низко планировал над озером и как раз поворачивал, когда случилась авария. Экипаж из семи человек погиб.

Одной из крупнейших трагедий является столкновение на авиабазе Рамштайн в Германии. В 1988 году, во время Flugtag ’88, итальянская пилотажная группа «Фречче Триколори» совершала полет над авибазой Рамштайн, которая являлась опорным пунктом ВВС США. Ведущим был пилот Иво Нутарелли. Группа выполняла маневры сложного пилотажа, одной из которых являлось «Пронзённое сердце». Десять истребителей должны были разделиться на группы по 5 самолетов и выполнить мертвую петлю в противоположных направлениях. Еще один истребитель должен был выполнить мертвую петлю в перпендикулярной плоскости и пролететь в непосредственной близости от других самолётов, изображая стрелу, пронзающую сердце. Маневр был спланирован таким образом, что после расхождения одиночный самолёт должен был пролететь над зрителями на небольшой высоте.

Из-за ошибки Иво Нутарелли в воздухе его одиночный самолет, изображавший стрелу, столкнулся с другим истребителем из своей группы на высоте 40 метров. Его самолет перевернулся и загорелся, а позже полетел в землю. Из-за взрыва на земле сразу погиб 31 человек.

Однако самой известной и крупной трагедией оставалась, есть и будет Скниловская трагедия, унесшая жизни 77 человек, включая 28 детей. Произошла она 27 июля 2002 года, на 60-летие 14 авиационного корпуса ВВС Украины.

Су-27УБ борт 42 под управлением двух пилотов —командира Топонаря и второго пилота Егорова  выполнял фигуру высшего пилотажа. Самолёт вошёл в вираж на малой высоте. Несмотря на попытку выйти из него вверх, Су-27 слишком быстро терял высоту. Самолёт, задев дерево, ударился левым крылом о бетон и некоторое время скользил по земле через поле, заполненное зрителями; пилоты катапультировались. Затем самолёт задел стоявший на аэродроме Ил-76, начал кувыркаться, рухнул на землю и полностью разрушился. На месте падения прогремел взрыв и возник сильный пожар. Вскоре Топонаря приговорили к 14 годам заключения и штрафу в 7 млн гривен. Вышел через 11 лет.

Егорова же приговорили к 8 годам заключения и штрафу в 2,5 млн гривен. Вышел на свободу через два с половиной года.

Исследовательская часть

Итак,  рассмотрев историю появления высшего пилотажа, я поставил гипотезу: если не было бы войны, не было бы высшего пилотажа, а спорта не было бы без высшего пилотажа.

Ход работы:

- провести анкетирование;

- провести исследование в диаграммах.

Я живу в военном гарнизоне Шайковка Кировского района  Калужской области. Гарнизон расположен близко к аэродрому, на котором расположены бомбардировщики Ту-22М3 ВКС РФ. Поэтому я и мои одноклассники видим летающие над домами самолеты не впервые. Раньше на этом аэродроме базировались истребители МиГ-29. Так как истребители - машины, которые могут выписывать в воздухе различные фигуры, то встает вопрос: если истребители используют высший пилотаж, значит ли, что он нужен только для воздушного ближнего боя? С другой стороны, перед 9 мая мы часто видим в небе репетиции показательных выступлений, в которых часто используются фигуры высшего пилотажа.

Я провел анкетирование, в котором приняли участие 98 учителей и учащихся нашей школы.

Высший пилотаж - спорт

Высший пилотаж – элемент воздушного боя

47 человек

51 человек

В результате,  мнения разделились: одна часть людей думает, что высший пилотаж – всего лишь спорт, вторая – что это элемент воздушного боя. 

Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, проведем небольшой анализ. Мой анализ будет проходить на основе данных о пилотаже самолетов Ту-160 и Ту-22М3, а так же и других бомбардировщиках и истребителях, использовавшихся в военных конфликтах.

 

Участие в военных действиях

Участие в авиашоу

Ту 22М3

Грузинско-осетинский конфликт 2008

9 августа была поставлена задача по нанесению удара по скоплениям колонн вражеской техники. Задача, мягко говоря, не совсем свойственная работе Дальней Авиации. Шестерка Ту-22, выполнявшая задачу, в районе цели разделилась на две тройки и через несколько минут ЗРК «Бук-М1» грузинской ПВО был сбит самолет с бортовым номером 20. Штурман полка гвардии майор Игорь Прядкин и гвардии майор Игорь Нестеров погибли.

 

 

В августе 2007 г. пара Ту-22М3 участвовала в параде, посвященном 95-летию ВВС Российской Федерации и наряду с другими типами самолетов пролетела над подмосковным Монино.

 

Авиашоу в честь 100летия ВВС. Жуковский. 2012

 

Парад Победы - ежегодно

Ту 160

17 ноября 2015 дальняя авиация Воздушно-космических сил России провела уникальную операцию. 25 дальних и стратегических бомбардировщиков осуществили массированный ракетно-бомбовый удар по различным объектам террористов на территории Сирии. Эта операция интересна своими тактическими и стратегическими последствиями, а также важна с точки зрения истории. Стратегические ракетоносцы Ту-22М3 и Ту-160 произвели запуск 34 крылатых ракет воздушного базирования.

Авиашоу в честь 100летия ВВС. Жуковский. 2012

 

Парад Победы – ежегодно.

Су-2

Во времена ВОВ находил применение легкий бомбардировщик Су-2. Он нес НУРСы РС-82 и РС-132, а так же бомбовое вооружение.

Сейчас его почти нельзя увидеть, кроме авиационных музеев, реже – авиашоу.

МиГ-29

В Сирии МиГ-29СМТ выполняли задачи по доразведке местности, но не исключено и выполнение боевых задач, а так же как минимум один из самолетов нанес удар осколочно-фугасной бомбой ОФАБ-500Кр по позициям боевиков «Исламского государства» (запрещено в РФ).

Парад Победы – ежегодно.
 

2015 годвыступление «Royal International Air Tattoo» в Англии.

МАКС – ежегодно.

Су-35С

Самолеты осуществляли истребительно-авиационное прикрытие других самолетов, находящихся в воздухе, увеличивая при этом поле их обзора.

МАКС - Ежегодно.
Парад Победы – ежегодно.

 

Конечно, сказать, что современные бомбардировщики показывают хорошие фигуры высшего пилотажа трудно, но все-таки летчики показывают высокий профессионализм в своем деле. 

Данные таблицы, взятые за последние годы, говорят о том, что фигуры высшего пилотажа, появившиеся в годы войны, используется и в военных целях и  для показа летной программы.

Вывод

Сегодня фигуры высшего пилотажа активно используются и в серьезной военной авиации и в авиации малой. Небольшие спортивные самолеты под управлением опытных пилотов вытворяют такое, что у зрителей на земле захватывает дух. Фигуры высшего пилотажа эффективны и в современном бою. Ведь оборонительные возможности истребителей постоянно растут. Это приводит к тому, что на практике воздушный бой современных ЛА, который предполагается, как бой с применением ракет на дальних дистанциях по факту превращается в бой на средних дистанциях с последующим переходом на ближний бой.

Итак, в своей работе я достиг цели и выполнил поставленные мной задачи.

А вообще, можно ли сделать полный вывод о значении высшего пилотажа?  Конечно же нет, ибо сейчас большинство фигур высшего пилотажа используется на авиасалонах и спортивных мероприятиях, но раньше все приемы находили свое использование в бою. Поэтому, сделать конкретный вывод относительно фигур высшего пилотажа так же сложно, как, например, сделать ранверсман, выполняя при этом кадушку - это логически и физически невозможно.

Высший пилотаж - это спорт, боевой маневр и искусство!

Источники информации

Покрышкин А.И. Небо войны. — М.: Воениздат, 1980.

http://fb.ru/article/228004/statistika-krusheniy-samoletov-v-rossii-za-let

ru.wikipedia.org

http://www.peoples.ru/friday/the_most_awful_accidents_at_an_air_show.html



Источник: http://fb.ru/article/228004/statistika-krusheniy-samoletov-v-rossii-za-let
Категория: Пятнадцатая олимпиада (2017/18 уч.год) | Добавил: Service (09.01.2018) | Автор: Таратынов Алексей Сергеевич W
Просмотров: 2161 | Рейтинг: 3.3/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024