Автор : Комиссаров Никита Сергеевич
Возраст 16 лет
место учебы колледж малого бизнеса номер 4 курс 1
Город, регион : Москва
Какова с вашей точки зрения
достоверность информации в интернете
об истории авиации и воздухоплавания?
Цель работы: выявление исследование исторических, хронологических и иных искажений – в Истории создании авиации России
План
Введение
1. Зарождение военно-морской авиации в России, согласно архивным
документам
2. Первые летчики Черноморья
3. Возможные причины их полного забвения в топонимике или иных
атрибутах их Памяти в пос. Кача и г. Севастополе
4. Возвращение имён Первых русских авиаторов в Пантеон Морской
авиации Черноморья
5. Выводы
''Пока мы будем с уважением и любовью относиться
к своей исторической памяти, мы будем непобедимы.»
Президент России Владимир Путин
Введение
Как-то мой дед принёс домой тщательно упакованную, картину, предназначенную его другу: «Подарок хорошему человеку – лётчику. 26-го марта у него очередной юбилей, и эта картина будет приятным напоминанием о славных делах его любимой авиации».
Заинтригованный, я попросил показать будущий подарок, зная, что когда сам стану дедом, отказать внуку также ни в чем не смогу.
В красиво оформленной багетке – копия картины художника Небельштейна «Налет гидросамолетов Черноморского флота на турецкий порт Зонгулдак 24 января 1916 г.»: несколько явно допотопных самолётов наносят авиаудар по стоящим на рейде кораблям: столбы воды от разрывающихся бомб…, уходящий под воду огромный транспорт, разбегающиеся в панике более мелкие судёнышки… И над всем этим хаосом – парящие в хмуром небе силуэты боевых самолётов, конечно же, Морской авиации Черноморского флота…
И когда дед ушёл, я набрал в поисковике Яндекса -” Морская авиация России”, решив поподробнее узнать об истоках её зарождения – после того, как на картине воочию убедился, насколько «гостеприимно» авиаторы ее Черноморской составляющей, встречали своих противников в Первой мировой войне.
Однако на дисплее вдруг появилась сообщение, что Днем создания морской авиации Военно-Морского Флота Российской Империи – считается (и - официально признано) … - 17 июля 1916 года (приказ главнокомандующего ВМФ РФ № 253 от 15 июля 1996 года. (Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2451/ © Calend.ru)
Именно в этот день 4 гидросамолета М-9 с авианосного корабля Балтийского флота «Орлица» одержали победу в бою с четырьмя немецкими самолетами.
Однако и тот факт, что бомбардировка турецкого порта черноморской морской авиацией за ПОЛГОДА до общепринятой даты вовсе не была патриотической фантазией художника Небельштейна, тоже было официально (!!!) подтверждёно сохранившимися документами столетней давности.
Но тогда почему военные чиновники и ученые-историки так легко «отрезали» от истории морской авиации России эти полгода? Не говоря уже о начальных - 5-ти её годах…
Дедушка объяснил мне это так: «Это самая малая часть, которую «отрезали» от нашей истории, в том числе и от истории военно-морской авиации, которая, конечно же, одна. А вот авторы у неё - разные...”
Но от попытки самому разобраться, почему так «плавают» столь серьёзные авиа-даты – отговаривать не стал: даже подвёз до Российского Государственного Военного Архива (далее РГВА: Москва, ул. Макарова-29).
«Хочешь разобраться – читай первоисточники», - сказал дед.
Результатом этого прочтения я и решил поделиться с уважаемым Жюри предстоящей авиа-Олимпиады, поскольку он не соответствует информации, изложенной на Интернет-сайтах.
Итак…
1. Зарождение военно-морской авиации в России: подлинная история согласно архивным документам
Как это ни странно, из доступных любому желающему познакомиться с Историей авиации России документов РГВА я сделал следующее заключение: несмотря на известный слоган Президента России (мне он, кстати, очень нравится):
подлинная история российской морской авиации сейчас не очень-то нужна!
Поскольку «верхам» (как военным, так и гражданским), занятым, скорее всего, ее настоящим и будущим состоянием, явно не до Истории, а «низам» все равно, какой юбилей отмечать: 100 или 90-летний. Этим объясняется путаница на интернет ресурсах, которые воспроизводят имеющиеся в свободном доступе информацию. Поэтому официальной датой рождения Морской авиации Черноморского флота НЕ является -19 04 1911 (это день, когда морской Министр России И.К. Григорович создал 2 авиаотряда по 3 гидросамолёта в каждом – для «… более оперативной связи с береговыми пунктами управления…, а также боевого охранения оных от подводных лодок вероятного противника».
В своём же приказе от 17.07.1996 г. адмирал флота Ф.Н Громов (кстати, бывший артиллерист) Днем рождения морской авиации ВМФ России назначил фальшивую дату -
17 июля 1916 г.! Формальным поводом для этого приказа послужил, действительно, имевший место в этот день обычный для военного времени, рядовой воздушный бой на Балтике двух равных противоборствующих авиа-групп: четырёх самолётов с авианесущего российского корабля «Орлица» с четырьмя самолётами Германии (2 из которых были подбиты, но ещё два благополучно ушли восвояси...)
В приказе же уважаемого бывшего артиллериста это заурядное воздушное столкновение было названо «Днем Великой Первой Победы в воздухе русских лётчиков…» - это в конце-то второго года войны… Да кроме того – как будто, кроме Балтийского моря – война больше нигде не велась. Скорее всего, это стало результатом не очень глубокой работы советников адмирала.
2. Первые летчики Черноморья
Ещё за ПОЛ-ГОДА до воздушного боя на Балтике – на Чёрном море была проведена блестящая операция русских морских летчиков Черноморского флота по уничтожению турецкого угольного порта - Зонгулдак,
Почему-то незамеченная штабом главкома ВМФ России.
Как будто Зонгулдак этот разбомбили какие-нибудь любители из частных аэроклубов, а не офицеры-лётчики морской авиации Черноморья, которая все эти свои пять отрезанных от ее истории лет успешно решала те задачи, ради которых она была создана:
- оперативная связь между кораблями ЧФ и береговыми авиа-станциями;
- боевое охранение кораблей ЧФ от подводных лодок противника;
- глубокая разведка за линией боевых действий;
- бомбардировка дальних портов противника с авианесущих кораблей (далее – АНК).
Хочу отметить, что ещё в 1912 году лейтенант Черноморского флота Г. А. Фриде провёл опыты по подъему гидросамолёта на корабль и спуску его на воду: а уже 05 01 1913 года.
Морской министр И.К. Григорович одобрил предложение черноморцев оборудовать на судне «Днестр» необходимые устройства и приступить к пробным полетам аэропланов в море. После чего, в феврале 1915 г. вступили в строй АНК “Николай I” с 7-ю летающими лодками М-5 на борту и АНК “Александр I”- с 5-ью "М-5" …
Самолёты стартовали с палуб АНК
паровой катапультой,
а затем поднимались на борт мачтовой электро-лебёдкой.
При этом первый АНК на Балтике - "Орлица" - вступил в строй лишь 27 06 1915. На его борту было четыре гидросамолета "М-5"...
Их первую победу над Балтийским морем и приняли, почему-то за начало эры морской авиации России…
Хотя, только с июля 1915 по июнь 1917 года - эта, как бы, не существующая русская морская авиация Черноморского флота получила 71 гидросамолёт М-5: используемых, как для посадки на воду возле терпящих бедствие кораблей для спасения их экипажей, так и для захвата мелких судов противника с надводного положения или их потопление с воздуха. А также, вполне естественно, и для воздушных боев с самолётами противника.
Еще один факт: при разведке над Босфором 12 03 1917 летающая лодка М-9" с АНК "Александр I” получила пробоину топливного бака, лётчики приводнились возле турецкой шхуны, захватили её и, уничтожив неисправный самолет, пришли на ней в Севастополь. За этот подвиг командир «гидро» лейтенант М.М. Сергеев получил именное золотое оружие, а лейтенант Ф. Тур - Георгиевский крест…
Однако по официальной версии морская авиация Черноморского флота начала свой боевой путь, лишь с... 03 03 1921.
Но ведь морская авиация на Черноморском флоте и ее история была, есть и будет единым целым! А не частями: царская, советская или российская, одну из которых можно вроде как - вообще упустить…
3. Возможные причины их полного забвения в топонимике или иных атрибутах памяти о них в пос. Кача и г. Севастополе
Ещё интересней оказалась история Качинского высшего военного авиационного училища (далее – ВВАУЛ: закрыто 06 11 1997 в Волгограде - приказом тогдашнего Министра обороны РФ И. Сергеева).
В своё время, книга одного из выпускников этого ВВАУЛ, со словами: «Посмотрите, до чего дошли эти авиа-прохиндеи - с берегов Волги-матушки…» - была вручена моему деду, как раз тем самым лётчиком-юбиляром, кому предназначалась картина о разгроме Зонгулдака лётчиками «не существовавшей» морской авиации Черноморья.
Так вот, ВОПРЕКИ, общераспространенным в Интернете утверждениям и видеофильмам, типа «Кача: полёт в 100 лет», - из документов Фонда №24731 РГВА, абсолютно чётко следует, что ТАКОГО ВВАУЛ в авиации СССР-РФ никогда не было.
А было, на самом деле и юридически, Зарайское ВВАУЛ «Качинское», ведущего свою Историю, согласно Описи ФОНДА,
от Зарайской Лётной школы авиации №1 - Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота в 1920-ом году в Зарайске.
Больше того: исторической фальшивкой оказался и имеющийся на всех Интернет-сайтах, в том числе и в Википедии – список названий этого ВВАУЛ, из которого авторы выбросили такую часть своей истории, как учебно-военное авиаподразделение – Военная авиационная Школа РККА!
Созданная 17.11.1920 на основе 4-х отказавшихся от эмиграции офицеров-инструкторов уничтоженной Императорской Офицерской Школы Военных Лётчиков (далее – ИОШВЛ), она - уже через две недели, была переформирована в... Тренировочную Школу авиации Южного фронта РККА. Предшествовал этому арест офицеров-инструкторов: полковника Макеева, штабс-капитанов Капустяна и Зеленина, в числе других нижних чинов и гражданских работников ИОШВЛ, перешедших на сторону РККА, чтобы помочь восстановить родную авиа-Школу.
Создатель методики вывода самолёта из штопора, блестящий русский лётчик юнкер К. Арцеулов был выброшен из советской авиации несколько позже - после уверенного освоения инструкторами-зарайцами - его методики укрощения штопора...
Так вот, именно эта Тренировочная Школа авиации Южного фронта РККА и была влита в прибывшее из Зарайска со своими самолётами, инструкторами, техниками и даже мастерскими первое отделение Зарайской Лётной Школы №1 (далее ЗЛШ-1).
Только не в 1922-ом, а в 1921-ом году. В 1922-ом же, в военный городок бывшей царской ИОШВЛ, из Зарайска прибыла уже вся эта, не имевшая никакого к ней отношения - Зарайская авиашкола!
О чем любой желающий может прочитать и в наше время в Историческом формуляре ЗЛШ-1
Документ РГВА: Фонд №24731, Опись-1
После чего советская Зарайская лётная Школа №1 начала обучать красных военлётов для РК КВФ РККА уже по своей методике…
4. Возвращение имён первых русских авиаторов в Пантеон Морской авиации Черноморья
Причины того, что предшественники Зарайской летной школы и их опыт был стерт из истории морской авиации очевидны.
В результате авиаударов "ткачёвцев", конная лава была полностью рассеяна и деморализована... А Врангель получил почти 5 месяцев передышки для планомерной посадки своих частей на корабли Черноморского флота,
относительно спокойный уход которых, в зарубежные порты Черного моря стал возможен именно благодаря тому, что самолеты ИОШВЛ, способные их разбомбить, были уничтожены по приказу Ткачева…
В конце июня 1920-го года именно русские лётчики "школьной" эскадрильи Первого генерала авиации действующей армии России В.М. Ткачёва
буквально спасли армию барона Врангеля от неизбежного уничтожения конниками, прорвавшего фронт почти 10-ти тысячного корпуса красного комкора Д. Жлобы.
Вот почему – явно в отместку – красные авиаторы-зарайцы уничтожили Домовую церковь небесного Покровителя царской ИОШВЛ - архистратига Михаила. Вот почему заросло сорняками неухоженное Кладбище первых русских морских авиаторов…
А советская Зарайская лётная Школа №1, вобрав в себя своё же отделение, продолжила обучение красных военлётов для РК КВФ РККА, уже по своей методике обучения, технически полуграмотных представителей рабочих и крестьян - в отличие от Программ обучения блестяще образованных выпускников средне-специальных учебных заведений царской России…
В 1938-ом году Зарайская летная школа получила Почётное имя «Качинская». Летом 1941-го она убыла в г. Красный Кут, затем в 1947-ом - в Мичуринск, а в 1954-ом – в Сталинград, где и была закрыта в статусе Зарайского ВВАУЛ «Качинское».
5. Выводы
Итак, все, что удалось узнать из разных источников, позволяет воспроизвести ПОДЛИННУЮ историю российской морской авиации.
24.11.1910 г.
День открытия Севастопольской офицерской школы авиации: де-факто – Испытательный полигон Отдела Воздушного Флота для определения возможностей использования воздушных аппаратов в интересах Черноморского флота: по итогам, которых 19 04 1911 - было принято Решение о создании флотской морской авиации. Где «обучение» новых лётчиков сводилось к доведению до автоматизма - адекватно-противоположного отклонения ручки управления в установленном на кардане макете кабины самолёта - при наклоне его в какую-либо сторону (и так – до автоматизма)…
(В Интернете этот день выдаётся за День создания ВВАУЛ «Качинское»…)
19.04.1911 г.
День Морской авиации Черноморского флота (В Интернете - 03.03.1921 г.: царской же морской авиации Черноморья якобы не существовало, вообще!)
21.11.1912 г.
День закладки первого камня в основание Первого здания Императорской офицерской школы военных лётчиков в степи - под хутором Александро-Михайловским (В Интернете число 21 подаётся вместо числа 24 – в Дне, якобы, открытия Зарайского ВВАУЛ «Качинское» в г. Севастополе…)
17.11.1920 г.
День создания Военной Авиационной Школы РККА, существовавшей с 07.11.1920 г. по 04.12.1920 г. (Ни в Интернете, ни в документах Минобороны РФ не упоминается – вообще!)
05.12.1920 г.
День создания Тренировной Школы Авиации РККА (В Интернете нет вообще…)
23.11.1920 г.
День рождения Зарайского ВВАУЛ «Качинское» - от Дня создания его альма-матер - Зарайской Лётной Школы №1 (В Интернете – Днём рождения этого ВВАУЛ – объявлено… 21.11.1910 г.: т.е. как дата создания Севастопольской офицерской школы Авиации: хотя по документам она была открыта 24.11.1910 г…)
Весна 1921 г.
Начало полётов на аэродроме бывшей ИОШВЛ летчиков одного Отделения Зарайской Лётной Школы №1 (23.11.1920 г. – 06 .11.1997 гг.), вобравшего в себя Тренировочную Школу авиации Южного фронта РККА, образованную 05.12.1920 г. из остатков самоликвидировавшейся Военной Авиационной Школы РККА по причине ареста летных инструкторов – бывших царских офицеров.
(В Интернете же… «пролетарская Зарайская Лётная Школа №1 была, якобы, влита в царскую Качинскую авиа-Школу…». Напоминаю: которая была сожжена по приказу генерала Ткачёва – ещё 16.11.1920 г.)
1938 г.
Присвоение селу Александро-Михайловскому Бахчисарайского района статуса «поселок городского типа» (лале –пгт). С изменением его названия на пгт Кача. (по авиа-слэнговскому названию Зарайской Лётной Школы №1, одна из пилотажных зон которой находилась над поймой р. Кача в 8-ми км от военного городка авиа-школы.) (В Интернете – пос. Кача объявлен образованным 21.11.1912: т.е. - сразу вместе с царской авиа-школой. Хотя в Переписи н.п. Крыма 1915-го года НЕ упомянуты ни авиа-школа, как военный объект, ни гражданский хутор Александро-Михайловский: по причине малых его размеров…)
Почему и на карте 1924-го года обозначена лишь…одна авиашкола. Гражданское же село Александро-Михайловское образуется путём расширения одноимённого хутора лишь в конце 1924-го г.: появившись в Переписи н.п. Крыма 1926-го года и перейдя под юрисдикцию Севастополя.
19.07.1914 г.
День открытия Гатчинской Школы Авиации – альма-матер Егорьевского авиа-тех-колледжа. (В Интернете – 05.10.1918 г.: как День Егорьевской авиа-Школы - альма-матер Егорьевского авиа-тех-колледжа.
Эта же дата - 19.07.1914 г. – является Днём альма-матер ещё одного авиа-тех-колледжа – Троицкого: от Харьковского филиала Гатчинской авиа-Школы, который в 1918-ом застрял в Самаре из-за мятежа белочехов и только после окончания Гражданской войны был переведён в Курган Челябинской области. Откуда в 1947-ом году, уже в качестве Курганской УЧЕБНОЙ авиаэскадрильи и был переведён в г. Троицк Челябинской области для создания там очередного гражданского авиа-тех-училища – ТАТУ. (В Интернете же День создания ТАТУ – это 24.09.1947 г.)
На основании данного сравнения информации, хранящейся в архивных документах и выкладываемой в Интернете (особенно в его соцсетях) – при всём кажущемся удобстве, относиться к Интернет-данным следует осторожно, по возможности, с проверкой в дублирующих источниках.
При этом, как видно из истории «знаменитой Качи» (де-юре – Зарайского ВВАУЛ «Качинское»…) реальную историю – очень даже легко… фальсифицировать.
Поэтому, в таких серьёзных случаях, лучше брать за основу только документы Государственных архивов.
В противном случае получится как у администрации самого посёлка Кача, поторопившейся отметить в 2012-ом году свой, якобы, столетний юбилей. Хотя в переписи 1915 г. никакой Качи не было – только ВОЕННЫЙ городок авиа-Школы в чистом поле…
И поэтому, на самом деле, - 100 лет этому пгт будет только лишь в… 2024-ом г.
А ВВАУЛ «Качинское» - в 2020-ом…
С уважением
Никита Комиссаров
|