Автор: Трушников Роман
Возраст:18
Место учебы: Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение "Пермский авиационный техникум им.А.Д.Швецова"
Город, регион: Пермский край, Пермь
Руководитель :Архипова Л.Г.
Воздушный таран – оружие русских?
Содержание
1. Введение
2. Что такое воздушный таран?
3. Из истории воздушных таpанов
3.1. Первые воздушные тараны
3.2. Воздушные тараны в годы Великой Отечественной войны
3.3 Воздушные тараны в СССР в послевоенный период.
3.4 Виды таранов
4.Почему воздушный таран называют «оpужием pусских»?
5.Заключение
6.Литература
1. Введение
Меня заинтересовала предлагаемая тема, потому что таран – один из самых опасных типов воздушного боя, оставляющий пилоту минимальные шансы на выживание. Тематика моего исследования не только интересна, но важна и актуальна: ведь некогда не устареет тема подвигов героев, которые защищали нашу страну.Они не будут забыты! Их патриотизм и отвага будут нам примером.
Цель проекта:
• Разобраться, какой вклад внесли российские – советские авиаторы в развитие теории и практики авиационных таранов и установить, таким образом, насколько справедливо утверждение, что «воздушный таран – оружие русских».
• Выявить мотивы, побуждающие пилотов идти на воздушный таран;
• Установить, насколько смертелен воздушный таран, и какие факторы влияют на его благополучный исход;
• Исследовать динамику применения воздушного тарана в военное время и выяснить, почему «львиная доля» таранов приходится на период 1941 – 1942 годов;
• Сравнить тараны совершенные советскими летчиками в годы Великой Отечественной войны о тараны японских камикадзе.
Гипотеза:
• Воздушный таран по праву называют «оружием русских».
Вопросы проекта:
• Частота применения тарана в первые годы Великой Отечественной войны – это показатель самоотверженности советских пилотов, или доказательство технического отставания отечественной авиации?
• Можно ли выявить безопасные для летчика виды воздушного тарана?
2. Что такое воздушный таран?
Таран – старинное русское слово. Первоначально так называлось стенобитное оружие. Оно упоминается в Ипатьевской летописи под 1234 годом. Вот как толкует это слово Владимир Даль в своем знаменитом словаре: «окованное с носка бревно на весу, которое раскачивают и бьют им в стену». Других значений этого термина Даль не приводит.
Видимо в конце XIX века, с распространением новых видов боевой техники, появляются новые толкования этого слова. В толковых словарях XX мы встречаемся с новым, более привычным для нас, значением: «удар фюзеляжем, винтом или крылом самолета, корпусом корабля, танка по самолету, кораблю, танку противника, а также падение в горящей машине на скопление войск противника».
Из этого определения мы видим, что тараны бывают морские, танковые и авиационные. Истоpии известны тpи вида таpанов с использованием самолетов: воздушный, огненный и таpан наземных объектов. Давайте pассмотpим каждый из этих видов по отдельности.
Огненный таpан – это вид таpана, пpи котоpом повpежденный самолет направляется на воздушные, наземные или моpские объекты. Самый известный огненный таpан был совеpшен 26 июня в 1941 года Николаем Гастелло.
Таран наземных объектов – таран самолетом наземных целей. Первый таран наземного объекта совершил советский летчик Михаил Юкин в 1939 году во время боев на реке Халхин-Гол.
Воздушный таран – это умышленное столкновение с машиной противника в воздухе с целью повредить или уничтожить ее. Именно этому виду тарана посвящено мое исследование.
3. Из истории воздушных таpанов
3.1. Первые воздушные тараны
Автором идеи использования самолетов для тарана является Николай Александрович Яцук (1883 – 1930 гг.) - один из первых российских авиаторов. Он был участником Русско-японской войны, в том числе, Цусимского сражения и Первой мировой войны. В 1920-х годах Яцук преподавал в ВВИА им. Н.Е. Жуковского.
Николай Александрович - автор нескольких работ по теории авиации и воздухоплавания и книги «Воздухоплавание в морской войне». В 1911 году в журнале «Вестник воздухоплавания» появилась его статья о возможности «летчиков таранить своими аэропланами чужые». Из этого следует, что идея совершать таран летательного средства появилась благодаря русскому авиатору.
Первым воплотил идеи Яцука в жизнь легендарный Петр Николаевич Нестеров (1887 – 1914 гг.) – великий русский летчик, герой Первой мировой войны, Георгиевский кавалер, основоположник высшего пилотажа. 8 сентября 1914 года около городка Жолква Петр Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил австрийский самолет-разведчик «Альбатрос» , летчики которого вели воздушную разведку передвижения русских войск. Тяжёлый «Альбатрос» летел на высоте, недосягаемой для выстрелов с земли. Нестеров на лёгком быстроходном «Моране» пошёл ему наперерез. Австрийцы пытались уйти от столкновения, но Нестеров настиг их и врезал свой самолёт в хвост «Альбатроса». Оба самолёта упали на землю, а лётчики погибли.
Следует отметить, что таран Нестерова был вынужденным. Дело в том, что в начале Первой мировой войны самолёты всех воюющих стран (кроме российского «Ильи Муромца») не имели пулемётов. Командование считало, что основная задача авиации — разведка, и наличие пулемётов будет отвлекать лётчиков от выполнения основной задачи. Поэтому первые воздушные бои велись с помощью карабинов и револьверов. В этих условиях таран же был самым эффективным способом сбить вражеский самолёт.
Обратим внимание, также, что Нестеров не собирался уничтожать самолёт врага ценой собственной жизни. В «Акте расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова» указывалось: «Штабс-капитан Нестеров уже давно выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударами сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причем допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика». Таким образом, Нестеров верил в благополучный для него исход тарана. Но из-за неверно рассчитанной скорости произошёл удар фюзеляжем, что привело к повреждению аэроплана и последующей гибели пилота. Т.е. причина гибели прославленного летчика – неточность в расчетах.
3.2 Воздушные тараны в годы Великой Отечественной войны
Воздушный таран широко использовался в годы Великой Отечественной войны. Счет им открыл старший лейтенант Иван Иванов. Его часы, остановившиеся в момент столкновения, показывали 4 часа 25 минут 22 июня 1941 года. С начала войны прошло меньше получаса.
В ночь на 7 августа 1941 года, расстреляв весь свой боезапас, раненый в руку, летчик-истребитель Виктор Талалихин таранил немецкий бомбардировщик. Виктору повезло: его «И-16», отрубивший винтом хвостовое оперение «Не-111» (самолет противника), стал падать, но летчик смог выпрыгнуть из падающего самолета и приземлиться на парашюте.
12 сентября 1941 года состоялся первый воздушный таран, совершенный женщиной. Екатерина Зеленко и ее экипаж на поврежденном «Су-2» возвращались с разведки. Их атаковали 7 вражеских истребителей «Me-109». Наш самолет оказался один против семи врагов. Немцы взяли «Су-2» в кольцо. Завязался бой. «Су-2» был подбит, оба члена экипажа получили ранения, к тому же, кончился боезапас. Тогда Зеленко приказала членам экипажа покинуть самолёт, а сама продолжила вести бой. Вскоре и у неё патроны кончились. Тогда она вышла на курс атаковавшего её фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу «Мессершмитт» разломился пополам, а «Су-2» взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины. Тем самым Зеленко уничтожила вражескую машину, но при этом погибла сама. Это единственный случай воздушного тарана, совершённого женщиной!
Таким образом, тараны Талалихина, Данилова и Зеленко были вынужденными, только рискуя собственной жизнью и живучестью своего самолета, летчики могли сбить противника.
В 1942 году число таранов не снижалось.
Три раза в 1942 году таранил самолеты противника Борис Ковзан. В первых двух случаях он на своём самолёте «МиГ-3» благополучно вернулся на аэродром. В августе 1942 года на самолёте «Ла-5» Борис Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника. В бою с ними он был подбит, получил ранение глаза, и тогда Ковзан направил свой самолёт на вражеский бомбардировщик. От удара Ковзана выкинуло из кабины и с высоты 6000 метров. Из болота его вытащили подоспевшие партизаны. 10 месяцев героический летчик находился в госпитале. Он потерял правый глаз, но вернулся на летную службу.
Теперь посмотрим, как менялось количество таранов со стабилизацией ситуации на советско-германском фронте. Всего за годы войны советские летчики совершили более 600 таранов . Из них более 2/3 таранов приходится на 1941-1942 годы. В последующие годы войны тараны применяются все реже. Так в первый год войны советскими летчиками было произведено 192 тарана, в 1945-м — всего 22. Это можно объяснить нехваткой боеприпасов (в первое время машины вообще не были оснащены вооружением для ведения воздушного боя), слабой маневренностью советских истребителей и, при этом, самоотверженностью наших бойцов их верой в Победу. Как только ситуация в небе выравнивается и советские самолеты становятся более «конкурентноспособными», а летчики набираются опыта, число таранов заметно снижается.
Приведем пример одного из последних таранов Великой Отечественной войны. 10 марта 1945 года лётчик И. В. Фёдоров вылетел на истребителе «Як-1Б»вступил в бой сразу с шестью истребителями «Bf-109». В неравном бою самолет Федорова загорелся, а сам он был ранен. Тогда он направил свой истребитель наперерез паре «Bf-109». Левым крылом своего истребителя он нанес удар по кабине «Мессершмитта». Оба самолета начали падать. В момент удара Фёдоров, оборвав ремни был выброшен из кабины и приземлился на парашюте в расположении медсанбата.
Можно заметить, что, во-первых, советские пилоты вели на равных бой с численно превосходящим его противником. Во-вторых, в отличие от первых лет войны, когда таранили в основном неповоротливые бомбардировщики, объектом тарана стали истребители - «Мессершмитт». В-третьих, наши пилоты, не утратив готовность к самопожертвованию, обрели необходимый опыт выживания после совершения тарана.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
• Воздушный таран в годы Великой Отечественной войны использовался достаточно часто;
• Тараны применялись смелыми летчиками, которые понимали, что при малейшей неточности они погибнут;
• Шансы остаться шансы живым и посадить машину были. Техника совершения тарана совершенствовалась учетом особенностей каждого вида самолета.
• Тараны для советских летчиков были «последним средством» поразить противника, к которому они прибегали в случае полной невозможности продолжать воздушный бой;
• Большое количество таранов совершенных советскими пилотами в первые два года войны – показатель технического отставания советской авиации. Немецкие самолеты были более маневренными, были лучше защищены и вооружены;
• По мере улучшения технических характеристик самолетов число воздушных таранов, совершенных советскими летчиками, заметно уменьшается.
3.3. Воздушные тараны в СССР в послевоенный период
После Победы над фашистской Германией тараны продолжали применяться советскими летчиками, однако это случалось значительно реже:
1951 – 1 таран ;1952 – 1 таран; 1973 – 1 таран; 1981 – 1 таран.
Причина связана с отсутствием войн на территории Советского союза и с тем, что появились мощные машины, оснащенные огнестрельным оружием и маневренные и легкие самолеты-перехватчики.
Вот несколько примеров использование тарана в послевоенное время:
28 ноября 1973 года капитан Елисеев Г.Н. нёс боевое дежурство в районе Муганской долины (Азербайджанская ССР). Государственную границу СССР нарушил самолёт «F-4. Фантом» ВВС Ирана. Капитан Елисеев взлетел на истреителе «МиГ-21» и настиг нарушителя недалеко от границы. С земли поступил приказ: «Цель уничтожить!». Елисеев пустил 2 ракеты, но они прошли мимо. С КП поступил приказ пресечь полёт противника любой ценой. Экипаж в составе американского инструктора и иранского учлёта катапультировался и был задержан пограничниками. Самолёт Елисеева после тарана врезался в гору, лётчик погиб. Г.Елисеев был награжден посмертно.
Рассмотрим последний в истории Советского Союза таран.
18 июля 1981 года государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт «Канадэр CL-44» .На перехват были подняты две пары истребителей «Су-15». На цель был наведён гвардии капитан Куляпин В.А. Перед ним была поставлена задача посадить нарушителя на нашей территории. Самолет не реагировал на команды ,тогда поступила команда нарушителя сбить. Тогда Куляпин решился на таран. Он сблизился с самолётом-нарушителем и нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору.После этого Куляпин катапультировался.Летчик представлялся к званию Героя Советского Союза, но был награждён орденом Красного Знамени.
3.4 Виды таранов:
-Удар шасси по крылу
Применялся на ранних бипланах, имеющих непрочное крыло и неубирающиеся стойки шасси. Атакующий аэроплан заходит на цель сверху и наносит удар колёсами шасси по верхнему крылу цели.
- Удар винтом по хвостовому оперению
Атакующий самолёт заходил на цель сзади и наносил удар пропеллером по хвостовому оперению цели. Такой удар приводит к разрушению либо потере управляемости самолёта-цели.
При правильном исполнении лётчик атакующего самолёта имеет достаточно хорошие шансы: при столкновении страдает только пропеллер, и даже в случае его повреждения сохраняется возможность посадить машину, либо покинуть её с парашютом.
Это самый распространённый вид воздушного тарана во времена Великой Отечественной войны. Он широко применялся на поршневых самолётах самой разной конструкции.
- Удар крылом
Производился как при лобовом сближении, так и при заходе на цель сзади. Удар наносился крылом по хвосту или фюзеляжу, в том числе по кабине пилота самолёта-цели. Иногда такими таранами заканчивались лобовые атаки.
В случае такого удара самолет мог потерять равновесие, и посадить такую машину было почти не реально, но катапультироваться летчик мог, хоть и с большим трудом.
- Удар фюзеляжем
Самый опасный для лётчика вид тарана. Фюзеляж – это корпус самолета. В самом фюзеляже находятся самые важные механизмы. Такой таран приводил к разрушению самолета, нередко, к немедленному возгоранию. Летчик мог не успеть покинуть машину.
Делая вывод из рассмотренных видов таранов можно сказать что, все тараны чрезвычайно рискованны. Но шанс выжить есть всегда! Наибольшие шансы для летчика спастись были при ударе шасси. Самый опасный тип тарана – удар фюзеляжем.
4. Почему воздушный таран называют «оpужием pусских»?
В литературе встречается мнение, что таран нельзя называть оружием русских. Выразителями этой точки зрения стали, например, Алексей Степанов и Петр Власов, авторы работы «Воздушный таран – оружие не только советских героев».
Без сомнения, пилоты многих стран использовали технику тарана. 22 декабря 1941 года, сражавшийся в составе английских ВВС, австралийский сержант Рид, израсходовав все патроны, таранил японский истребитель «Ki-43» и погиб при столкновении с ним.
В 1942 году голландец Дж. Адам таранил японский истребитель и остался жив. В декабре 1943 года, сражающийся на стороне Германии болгарин Димитр Списаревски на своем «Bf-109G-2» врезался в фюзеляж американского «Либерейтора», переломив его напополам!
В отличие от камикадзе русские летчики старались после атак остаться в живых. Это подтверждает количество разнообразных техник ударов самолетов по машинам, придуманных в военное время. Кроме того, явление камикадзе появилось значительно позже и это значит, что они - всего лишь последователи русских героев-летчиков.
И все же, по моему мнению, таран можно называть «оружием русских», т.к.:
• Именно россиянам пришла идея применения тарана в воздухе (Н.Яцук).
• Российский пилот (П.Нестеров) впервые осуществил воздушный таран на практике;
• Нестеров же был первым летчиком, погибшим во время тарана;
• Российские пилоты придумали несколько технических приемов, и теоретически обосновали зависимость типа тарана от строения самолета;
• Первая женщина, совершившая таран – советская летчица Екатерина Зеленко; • Виктор Талалихин первым применил ночной таран;
• «Львиная доля» воздушных таранов II мировой войны осуществлена советскими пилотами;
• Даже в мирные послевоенные годы наши летчики использовали воздушный таран как средство борьбы с нарушителями Государственной границы.
5. Заключение
Мы рассмотрели историю воздушных таранов в нашей стране и можем сделать вывод, что отечественные авиаторы первыми придумали этот прием воздушного боя и применили его на практике. Им же принадлежит честь проработки техники тарана и совершения тарана в ночных условиях. В годы II мировой советские пилоты около 600 раз врезались во вражеские самолеты. Ни одна страна не может соперничать с СССР по этому показателю. И наконец, случаи таранов зафиксированы в СССР даже в мирное время.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: таран действительно можно называть «оружием русских героев».
6. Литература
- Абрамов А.С. Двенадцать таранов. Свердловск, 1970;
- Бабич В. К. Воздушный бой: Зарождение и развитие. М., 1991;
- Бессмертные подвиги. М., 1980;
- Важин Ф.А. Воздушный таран. М., 1962;
- Вальцефер В.Н., Корон Т.К., Кривошеев А.К. Школа штурмующих небо: очерки. Краснодар, 1974;
- Волков В. Таран оружие русских. //olymp.as-club.ru;
- Горбач В. Авиация в Курской битве. М., 2008;
- Жукова Л.Н. Выбираю таран. М., 1985;
- Заблотский А., Ларинцев Р. Воздушный таран - кошмар немецких асов. //topwar.ru;
- Залуцкий Г.В. Выдающиеся русские лётчики. М., 1953;
- Зимин Г.В. Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия. М., 1982;
- Иноземцев И.Г. Тараны в северном небе. - М.: Воениздат, 1981;
- Герой воздушных таранов. М., 1980;
- Крылья Родины: очерки. М., 1983; Петр Нестеров. Легенда русской авиации. //nesterovpetr.narod.ru;
- Самсонов А. Русский прием воздушного боя. //topwar.ru
|