Пятница, 22.11.2024, 20:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год)

"Кто сказал, что не женское дело в небе вольною птицей летать?" Женские перелёты XX века

Автор: Кильметов Тимур Динарович
Возраст: 14 лет
Место учебы: МАОУ "СОШ №31"
Город, регион: Республика Башкорстостан, г. Стерлитамак
Руководитель: Алиева Ольга Петровна, учитель географии

"Кто сказал, что не женское дело в небе вольною птицей летать?"
Женские перелёты XX века

Введение

Тема истории женщин в авиации стала актуальной в ХХ веке, пика популярности она достигла перед Великой Отечественной войной. Девушки занимались в аэроклубах всей страны, совершали исторические перелеты. На ХV олимпиаде им. А.Ф. Можайского ученица аэрокосмического класса Аделина Кильметова, моя сестра,  познакомила нас с женщинами-авиаторами и рассказала о важном вкладе, который они внесли в историю отечественной и мировой авиации. Я заинтересовался географией перелетов и авиационной техникой, на которых они летали, а также биографией этих отважных женщин.

Актуальность:  2018 год богат на авиационные события, юбилеи, а именно – женские авиаперелеты: исполнилось 80 лет со дня знаменитого беспосадочного перелета Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой по маршруту «Москва - Дальний Восток», 20 лет Международному беспосадочному перелету «Москва - Дальний восток» Натальи Винокуровой, Никки Митчелл,  Халидэ Макагоновой и Ронды Майлс, 25 лет перелету «Москва – Анадырь – Канада – Майами» Галины Расторгуевой, Людмилы Полянской, Галины Кошкиной.

Поскольку  эта тема была рассмотрена  моей сестрой в прошлом году на олимпиаде, я хотел продолжить исследование и  подробнее узнать о дальних женских перелетах. Мы уже лично знакомы с полковником авиации Галиной Петровной Кошкиной, поддерживаем с ней связь и узнаем о новостях.

Цель работы: Изучить женские авиационные перелеты ХХ  века.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомиться с историей перелетов и женщинами - пилотами:
  2. Изучить географические маршруты перелетов;
  3. Познакомиться с типами авиационной техники, на которой совершались перелеты;
  4. Познакомить учащихся аэрокосмических классов с историей отечественной авиации, с полковником авиации Г.П. Скробовой-Кошкиной.

Объект исследования: история женских авиационных перелетов ХХ  века, маршруты, авиатехника, биография женщин-авиаторов.

Методы исследования:

  1. Поиск информационного контента;
  2. Работа с документами, материалами СМИ, журналов и газет; 
  3.  Теоретический анализ и обобщение информации из научной литературы,   периодических изданий;
  4. Работа с фотоматериалами;
  5. Беседа, интервьюирование.

 

Глава I

§1. Перелёт «Москва - Дальний Восток», 1938 год

Знаменитый беспосадочный двадцатишестичасовой перелёт по маршруту «Москва - Дальний Восток», совершили Валентина Гризодубовой, Полина Осипенко и Марина Раскова.

Валентина Гризодубова, студентка из Харькова, дочь одного из первых русских лётчиков и авиаконструкторов Степана Гризодубова в атмосфере полётов жила с рождения. Она поступила в аэроклуб, затем в лётную школу и стала пилотом гражданской авиации.

Полина Осипенко работала заведующей колхозной птицефермой под Бердянском. Желание летать возникло благодаря мужу Степану Говяз. В 23 года её приняли в военную школу лётчиков.

Марина Раскова работала в московской Военно-воздушной академии. В 20-лет ее увлекла кабинетная аэронавигация и так сильно, что в студентка-заочница сдала экзамен на штурмана самолёта и выучилась пилотировать. И все три мечтали о рекордах, которыми в те годы жила страна. Потому рано или поздно они должны были встретиться.

В мае 1937 года Осипенко ставит на летающей лодке МП-1 три мировых рекорда высоты полёта в классе гидросамолётов. В октябре 1937-го Гризодубова на учебном УТ-2 и тренировочном УТ-1 устанавливает четыре мировых рекорда скорости и высоты в классе легких сухопутных самолетов. А 24 октября, совершив вместе со штурманом Расковой на легком же Я-12 (АИР-12) перелет Москва - Актюбинск, - бьет и рекорд дальности полета по прямой. Наконец, 24 мая 1938 года экипаж МП-1 в составе первого пилота Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой бьет женский мировой рекорд дальности по замкнутому маршруту, а 2 июля, в перелете Севастополь - Архангельск, - по прямой и по ломаной линии. Чем отвечает Гризодубова? Она просит разрешить ей перелёт Москва - Хабаровск, чтобы побить абсолютный женский мировой рекорд дальности. И приглашает вторым пилотом капитана Полину Осипенко, а штурманом - старшего лейтенанта Марину Раскову.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37бис «Родина» экипаж совершил беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток, установив новый женский мировой рекорд дальности полета. За 26 часов 29 минут самолёт преодолел 6450 км. Полёт проходил в сложных метеоусловиях, практически без радиосвязи с землёй и закончился вынужденной посадкой в тайге. 

  

24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут "Родина" стартовала с подмосковного Щелковского аэродрома. Конец сентября - то время года, когда погода на маршруте Москва - Хабаровск резко ухудшается. Уже через 50 километров землю закрыли облака. И почти все оставшиеся 6400 пришлось преодолевать вне видимости земли, по приборам - беря пеленги на радиомаяки и определяя таким образом свое местонахождение. И если вначале шли над облаками, то перед Красноярском вынуждены были войти в них - столкнулись с облачностью, верхняя граница которой превышала 7000 метров.

История героинь после перелета была не менее славной: Полина Осипенко и Марина Раскова воевали в женском авиаполку, который в народе называли «Ночные ведьмы» .Они героически погибли, защищая Родину. Полковник авиации Валентина Гризодубова  командовала в подмосковном Монино 101-й авиаполк дальнего действия. За выполнение рекордного перелёта и проявленные при этом мужество и героизм, Постановлением ЦИК СССР от 2 ноября 1938 года Марине Михайловне Расковой и остальным членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза. Они стали первыми женщинами, удостоенными высшей степени отличия страны. Подвигу знаменитых летчиц посвящены названия улиц во многих городах Российской Федерации, Украины, Казахстана и Белоруссии, их именами названы музеи.

Сегодня, 7 ноября 2018 года открывается памятник отважному женскому экипажу в подмосковном Монино, репортаж с торжественного открытия ведет для нас полковник авиации Г. П. Кошкина.

§2. Перелет «Москва - Дальний восток», 1998 год

Международный перелет 1998 года  был посвящен шестидесятилетию беспосадочного перелета «Москва - Дальний восток» экипажа Гризодубовой, Осипенко и Расковой на самолете «Родина».Американская летчица Никки Митчелл предложила совершить российско-американский перелет по маршруту самолета «Родина». Российский клуб женщин-авиаторов «Авиатрисса» поддержал это предложение. Возникли финансовые трудности, постепенно все утряслось, деньги дал мэр Москвы Ю. М. Лужков. Настал день вылета — 27 июля 1998 года. В торжественной обстановке с аэродрома Тушино стартовали два самолета: американский «Маул-5» и российский Ан-2 Оренбургских авиалиний».Из Москвы самолет Ан-2 пилотировала российская летчица Ту-154 Магаданских авиалиний Наталья Ильинична Винокурова, вторым пилотом была американка Никки Митчелл. На самолете «Маул-5» летели американка Ронда Майлс и российская летчица Халидэ Макагонова.

Наталья Ильинична Винокурова — пилот гражданской авиации. Окончила Кременчугское летное училище гражданской авиации в 1973 году. Командир самолетов Ан-2, Ан-24, второй пилот самолета Ту-154. Окончила Ленинградскую академию гражданской авиации.

Никки Митчелл — летчик-любитель. Самолет «Маул-5» был ее собственностью. Она была инициатором этого перелета. Изучает историю российской авиации и пишет об этом книгу и сценарий для кинофильма.

Халидэ Хусяиновна Макагонова — второй пилот самолета «Маул-5», в российско - американском экипаже — летчик-инструктор Московского авиационного учебного центра. Заслуженный мастер спорта СССР. Окончила Московский авиационный институт (Технический университет). Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу. Принимала участие в показательных выступлениях на авиашоу в восьми странах мира.

Ронда Майлс — командир самолета «Маул-5» при перелете из Москвы, летчик- инструктор. Ее вторым пилотом была Макагонова.

5 августа 1998 года самолеты прилетели в поселок Осипенко (бывший поселок Кэрби). Здесь состоялась торжественная встреча с жителями. Наши летчицы проводили американок до Эвенска и на Ан-2 вернулись домой, а американки через Аляску вернулись к себе в Америку, то есть совершили кругосветный перелет.Этот международный перелет, посвященный 60-летию полета B. C. Гризодубовой, П. Д. Осипенко и М. М. Расковой, имел большой общественный резонанс. Все каналы телевидения, а также Радио России и радиостанция «Маяк» во время всего перелета сообщали информацию слушателям Девушки летели на самолетах Маул-5 и АН-2.

§3. Перелёт «Москва – Анадырь – Канада – Майами», 1992 -1993 годы

25 лет назад впервые в истории авиации советские вертолётчицы на транспортно-боевом вертолёте Ми-24 выполнили сверхдальний перелёт протяжённостью 25000 км.

Женский вертолётный экипаж в составе командира вертолёта Галины Расторгуевой, штурмана Людмилы Полянской и оператора Галины Кошкиной совершил перелёт: Москва – Анадырь – Канада – Майами.  Вместе с Ми-24 по маршруту ленд-лиза, по которому, начиная с 1942 г., поставлялись самолёты в СССР из США, летел вертолёт сопровождения Ми-17 (военные лётчики В.М. Чернов и В.Б. Калиш) и группа технического обслуживания во главе с инженером ВВС Игорем Гайворонским. Общая протяжённость перелёта Москва-Майами составила 19156 км, продолжительность – 39 дней, в том числе 85 часов 46 мин налёта. Из Майами экипаж продолжил перелёт в Ватсон Лейк в течение 19 дней (с 18 октября по 7 ноября) в результате общая протяжённость достигла 24842 км и 112 часов 48 мин налёта. В Россию оба вертолёта вернулись на борту транспортного самолёта Ан-124. Участник перелёта – Ми-24 был отправлен на «вечную» стоянку в центр подготовки военных вертолётчиков в Торжке.

§4. «Сестра Икара» из Башкирии

Галина Петровна Кошкина - первая в России женщина-лётчица, которая освоила почти все типы вертолетов. Не будет преувеличением назвать ее «современной Гризодубовой», ее целеустремленность и бойцовский характер, которому могут позавидовать многие мужчины, просто поражает!

Еще в шестом классе девочка из далекой башкирской деревни Максютово Кугарчинского района прочитала книгу легендарной летчицы Марины Попович и загорелась мечтой о небе. Марина Лаврентьевна стала ее кумиром. После окончания средней школы Галина пытается поступить в Оренбургское вертолетное училище, она даже отправила письмо министру обороны Устинову с просьбой о зачислении. Но девушке отказали, женщин в летное училище не брали. Огромное трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении намеченной цели, помноженные на природную сообразительность, позволили Галине преодолеть трудности. Убедившись в том, что в летное училище ей поступить невозможно, Кошкина Г.П. решила поступить в Уфимский авиационный институт, изучать авиационные двигатели – хотелось понять, как работает «сердце» крылатой машины. Однако на вступительных экзаменах в УАИ Галя не добрала 1,5 балла. Трудности только раззадорили девушку, декан вечернего отделения таких абитуриентов еще в своей жизни не видел. Работая в институте гардеробщицей, лаборанткой, она ходила за ним «хвостом» – и в конце концов он не выдержал натиска и зачислил упрямицу в ряды студентов, невзирая на отсутствие уфимской прописки.
Одновременно Галя обратилась в Уфимский авиаспортклуб ДОСААФ, мечтая научиться управлять самолетом. Но трудности только начинались.
Во-первых, в авиаклубе было только два отделения: вертолетное и парашютное. Во-вторых, надо было иметь за плечами восемнадцать лет от роду. А в-третьих, Галя со своими 159 сантиметрами роста не вписывалась в жесткие рамки авиационных требований – рост от 165 до 185 сантиметров.
За год на брусьях и перекладине вытянула себя на три сантиметра и ее зачислили во вновь сформированную группу будущих пилотов. Галя отлично сдала экзамены по всем вертолетным дисциплинам и стала курсантом-летчиком, совершала самостоятельные полеты. 

Совмещая работу, теперь уже уборщицей в агентстве «Аэрофлота», учебу в институте и занятия в спортклубе, девушка не оставляла мысль найти своего кумира – Марину Попович. Она отправилась в Москву и течение полутора суток с фантастическим упорством ходила около КПП Звездного городка, пока дежурный офицер не согласился позвонить Марине Лаврентьевне. Выписали пропуск. Марина Лаврентьевна поразила Галю своей красотой и неожиданной для «звезды» легкостью в общении.

1982 году Галина Кошкина добилась разрешения обучаться на военной кафедре Уфимского авиационного института. Она боролась за это право четыре года, дошла до заместителя начальника Главного политического управления генерал-майора Б. Уткина! И настойчивой студентке пошли навстречу – в виде исключения впервые в истории нашего института женщине открыли дорогу к лейтенантским звездочкам. Не успела Галина осознать свою удачу, как пришла новая радость. Марина Попович прислала телеграмму, которую Галя, теперь уже подполковник ВВС, хранит до сих пор: «…Дорогая девочка, горжусь Вашими успехами. Надеюсь, продолжите штурмовать небо и достигнете больших высот…»
12 сентября 1985 года Галина Кошкина приняла присягу на военной кафедре. Как вспоминает начальник военной кафедры полковник М.М. Биглов: «Студентка Кошкина удивляла своей дисциплинированностью, огромным желанием досконально изучить конструкцию летательных аппаратов..» о время учебы в институте Кошкина Г.П. продолжала летать на вертолете.  Кошкина на вертолете Ка-26 выполнила норматив кандидата в мастера спорта и налетала 168 часов. В 1986-м она окончила факультет АД УАИ, получив специальность инженера-механика.

После окончания института Галину Петровну призвали в армию, но не на летную должность. Пришлось ей поступать в Волчанское летное училище, куда набирали курсантов по линии ДОСААФ, спецнабор - девушек-вертолетчиц. Сначала там ей отказали в приеме, она была старше положенного абитуриентам возраста и уже носила погоны лейтенанта Но героине было не привыкать ломать стереотипы. Она пошла к начальнику училища генерал-майору Крутилину и, выложив перед ним на стол свой институтский диплом инженера, твердо сказала: «Дайте возможность работать техником вертолета». И генерал уступил, она получила летное образование. После этого повторно, опять-таки с великим трудом, она была призвана в армию на летную должность.

В 1989 года ее назначили преподавателем в Уфимское высшее авиационное училище летчиков на должность летающего преподавателя, где она преподавала аэродинамику и динамику полета, практическую аэродинамику вертолета. Весть о том, что в «мужской вотчине» появилась старший лейтенант с косой и ясными глазами, да ещё собирается преподавать аэродинамику и динамику полета, практическую аэродинамику вертолета, взбудоражила весь коллектив. Уфимское авиационное училище летчиков гудит, словно растревоженный улей. Начальник училища генерал-майор Лысенко отнесся к новому преподавателю настороженно, проигрывал в уме варианты возможного развития событий. Галя поняла, что за место под солнцем придется побороться. Она устраивается на работу в училище техником механосборочных работ на кафедре вертолетовождения, затем, ссылаясь на пример летчицы - пилота МиГ-21, преподавателя Борисоглебского авиационного училища летчиков Людмилы Пукита, добивается должности «летающего» преподавателя. Старший лейтенант обладала немалыми талантами. Ее не просто любили: ее уважали как грамотного специалиста, требовательного наставника. Занятия приносили старшему лейтенанту Кошкиной радость и удовлетворение от полученных результатов кропотливого труда. 

Потом ее, как талантливого преподавателя училища, направили в академию им. Ю.А. Гагарина, куда Кошкина отправилась с полугодовалым сыном! После окончания академии в 1995 г. Кошкина Г.П. закончила в адъюнктуру при ВВА им. Ю.А. Гагарина. Тема ее диссертации чисто летная: "Подготовка летчиков военной авиации". Затем Кошкина служила под Москвой в отделе армейской авиации Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, летала даже на вертолете «Ка-50» - «Черная акула».

Глава II

§1 «Чтобы жить километрами…». География маршрута перелетов

Перелеты по направлению Москва - Дальний Восток проходили в восточном направлении. Самолеты преодолели более 6000 км. В пути самолеты пролетали над несколькими природными зонами: широколиственных лесов, смешанных лесов, тайги, высотной поясностью Южной Сибири.

Перелет по направлению Москва – Майами проходил в восточном направлении. Вертолет преодолел около 25000 км. В пути вертолет пролетал над Чукотским полуостровом и Канадой. 

 Траектории маршрутов представлены на картах. 

§2. Авиационная техника перелётов

Самолет «Родина»

Для перелёта экипажа Валентины Гризодубовой в 1938 году выделили один из трех опытных экземпляров так и не запущенного в серию дальнего бомбардировщика ДБ-2 - спроектированного в 1935 году под руководством Павла Сухого. Построенный в мае 1937-го на заводе N 156 - в Москве, на углу улицы Радио и Салтыковской набережной Яузы  - он имел заводское обозначение "37-3"2 (37-й тип, 3-й экземпляр; принятое в литературе обозначение АНТ-37 в документах не встречается).С АНТ-37 сняли вооружение, установили двигатели специальной сборки, дополнительные бензобаки, новое приборное и радиооборудование. Улучшили обзор из кабины штурмана.А в августе 1938 года дали машине собственное имя - "Родина". Самолёт «Родина» имел гладкую обшивку, форменные лонжероны из металлических труб, стабилизатор был расчален лентами к фюзеляжу и килю. Шасси убиралось назад в мотогондолы, механизм его уборки был электрическим. Впервые в СССР шасси выпускалось и убиралось нажатием кнопки. 

Это слово написали большими красными буквами на нижней поверхности крыла (окрашенного, как и весь самолёт, в серебристый цвет), между двумя красными звёздами. И, каллиграфической строчкой, - слева на носовой части фюзеляжа. Крыло необычайно большого удлинения говорило о сравнительной тихоходности машины. Ведь оно помогало (снижая индуктивное сопротивление) увеличить дальность полёта лишь на скоростях до 350 км/час.

А "Родина" в 10.45 по Москве приземлилась на заболоченную луговину в 72 километрах южнее поселка Керби. За 26 часов 29 минут она пролетела 6450 км (по прямой - 5947)14. Но что с ней делать дальше - не знали. Хоть и окрасили в конце июня 1941 года по стандартам ВВС - заменили серебристую окраску камуфляжной и нанесли на фюзеляж и руль поворота красные звезды. Больше трех лет простояла она на приколе на Центральном аэродроме, возле станции метро "Аэропорт".

Самолет «Маул М-5»

M-5 - стальной трубчатый и тканевый высоколегированный моноплан с консольным хвостовым планом с одним плавником и рулем. Он имеет фиксированное хвостовое колесо и закрытую кабину с двумя рядами бок о бок для пилота и трех пассажиров. Самолет вступил в производство в 1974 году. 

Самолёт Maule M-5 позволял осуществлять перевозку на своём борту не только пассажиров, но и транспортировку различных грузов, что сделало модель весьма популярной, причём, как среди частных владельцев самолётов, так и среди различного рода авиакомпаний, которые также были весьма заинтересованы в этом воздушном судне благодаря его высоким показателям эффективности, высокой надёжности и достаточно привлекательной цена. В кабине самолёта Maule M-5 может разместиться четыре человека, включая также и одного пилота, что позволяло местным авиаперевозкам эксплуатировать этот самолёт на небольших авиамаршрутах, как правило, при авиаперелётах на дистанциях до 200-300 километров, в то время как максимальная дистанция следования этого летательного аппарата составляет 885 километров. Силовая установка самолёта Maule M-5 состоит из одного поршневого авиадвигателя Lycoming O-360-C1F (базовая версия летательного аппарата) мощностью в 180 л.с., позволяющим разгонять самолёт до максимальной скорости в 235 км\ч., что в свою очередь с учётом времени появления самолёта, являлось весьма приемлемым. В дальнейших версиях на самолёте уже использовались более производительные силовые установки, ввиду чего самолёт обладал и повышенной грузоподъёмностью, и более высокой скоростью полёта.

Самолет «Ан-2»

Ан-2 - советский лёгкий многоцелевой самолёт, представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом, оборудованный двигателем АШ-62ИР конструкции А. Д. Швецова. Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолёт и состоит на вооружении ВВС многих стран. Многие самолёты летают более 40 лет, налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов.

Ан-2 производился в СССР, Польше и продолжает выпускаться в КНР. Всего было построено более 18 тыс. Ан-2. Экспортировался в 26 стран мира. До появления самолёта Ан-3 был самым большим в мире одномоторным бипланом. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет. 

Генеральный конструктор O.K. Антонов в 1983 г. сказал об этом самолете так: «Ан-2 — это моя самая большая удача». В 1947 г. небольшой коллектив сумел создать не только отличную, как говорил O.K. Антонов, «летающую сельскохозяйственную машину», он создал летательный аппарат, Который находится в серийном производстве дольше, чем любой другой самолет мира. За 54 года в трех странах — СССР, Польше и Китае — выпущено около 17 000 экземпляров Ан-2 и его модификаций.

Вертолет «Ми-24»

Ударный вертолёт Ми-24 стал первой специализированной штурмовой машиной подобного типа, разработанной в Советском Союзе. Да и в мире он уступил первенство только американскому вертолёту AH-1 “Кобра”. Сконструированный в ОКБ Миля на рубеже 60-70-х годов прошлого века, он до сих пор стоит на вооружении армейской авиации множества стран.Обладая огромным потенциалом модернизации, вертолет не теряет боевой эффективности и по основным параметрам не уступает современным конкурентам. И именно эта машина вошла в массовое сознание, как собирательный образ советского штурмового вертолёта.

Построена “двадцатьчетвёрка” по классической одновинтовой схеме, Вертолёт имеет два турбовальных двигателя и вспомогательную силовую установку со стартёр-генератором. Двигатели передают крутящий момент на несущий винт через трёхступенчатый главный редуктор, и на рулевой – через промежуточную трансмиссию с хвостовым редуктором. Несущий винт пятилопастной, вращающийся по часовой стрелке.

Рулевой винт – трёхлопастной, с механическим изменением шага. Пять топливных баков общим объёмом 2130 л расположены около центра масс, под полом и позади десантного отсека.   Кабины экипажа и десантный отсек герметизированы и оснащены кондиционером. Кабина экипажа и кресло лётчика защищены бронёй из стальных плит, лобовые стёкла бронированные. Грузовая кабина имеет четыре иллюминатора, доступ в неё осуществляется через двустворчатые двери в правом и левом бортах. Шасси убираемое, трёхопорное. Вертолёт оснащён тремя гидросистемами – основной, вспомогательной и аварийной. Подача жидкости выполняется насосами, расположенными на двигателях.

Заключение

В ходе историко-исследовательской работе мы выполнили поставленные задачи: познакомились с историей юбилейных перелетов женщин – пилотов, изучили географические маршруты, познакомились с видами самолетов и вертолетов. Готовясь к работе, мы встречались с участницей перелета «Москва-Майами» полковником авиации Кошкиной  Галиной Петровной, взяли у нее интервью. Казалось бы, женщины, посвятившие жизнь мужской инженерной профессии, лишены женской мягкости и  романтики. Но на самом деле, это очень романтичные и  творческие люди. Например, Галина Петровна, будучи в звании полковника, пишет замечательные стихотворения и песни. Их патриотизм, энергия, любовь к авиации служит примером для нынешнего поколения.

Хочется процитировать слова Пилота гражданской авиации СССР и России, российского  писателя Василия Васильевича Ершова: «Идите в Авиацию. Она трудна, иногда невыносимо тяжела – и не только для летчиков. Но она – прекрасна! Зато вы будете причастны к ПОЛЕТУ ЧЕЛОВЕКА. Вы этот полет будете создавать своими руками: кто завернет гайку, кто зальет топливо, кто проследит за полетом по экрану радара. А на самой вершине, вознесенный в небо вашими руками, будет творить полёт летающий человек!»

Список использованных ресурсов

  1. Авиация в России. К 100-летию отечественного самолетостроения. М.: Машиностроение, 1983. 298 с
  2. Арсеньев ЕВ., Берне Л.П., Боев ДА. и др. История конструкции самолетов в СССР 1951 — 1965 гг. М.: Машиностроение, 2000. 824 с.
  3. Голубева-Терес. О.Т. Страницы из лётной книжки [Текст] / О.Т. Голубева-Терес. — М: Воениздат, 1988. – 163 с.
  4. Голубева-Терес, О. Ночные рейды советских летчиц. Из летной книжки штурмана У-2. 1941-1945 [Электронный ресурс] / О. Голубева-Терес // Информационно-тематический портал ОБОЗНИК. - URL: http://www.oboznik.ru/?p=14720
  5. Женщины-герои / А.А. Симонов, С.В. Чудинова. - М.: Музей техники Вадима Задорожного: Фонд «Русские Витязи», 2017. – 352.с: цв.ил.
  6. Заярин В.М Турбовинтовой наследник Ан-2 // Авиация и время, 2004, № 4. С. 4—13
  7. П. Д. Дузь. История воздухоплавания и авиации в России. М.: «Машиностроение», 1981. — 272 с.
  8. Ена, А. Безумно в небо влюблена [Электронный ресурс] / А. Ена, В. Булыгин. - URL: http://vadimvswar.narod.ru.
  9. История гражданской авиации СССР. Воздушный транспорт, 1983. 376с.
  10. Кошкина, Г. Женское счастье с «черной акулой»  [Электронный ресурс] / Г. Кошкина // БЛОГИ@Mail.ru. -   URL: http://blogs.mail.ru/mail/natashenka.d/tag.
  11. Кошкина, Г. Женское счастье с «черной акулой»  [Электронный ресурс] / Г. Кошкина // БЛОГИ@Mail.ru. -   URL: http://blogs.mail.ru/mail/natashenka.d/tag.
  12. Куликова, М. Сестра Икара из УАИ / М. Куликова // Авиатор УГАТУ. - URL: http://www.ugatu.ac.ru/aviator. -  8.09.2012 г.
  13. КузьминаЛ.М. Конструктор вертолетов. Страницы жизни Н.И. Камова. М.: Молодая гвардия, 1988. 254 с.
  14. Морозов, В. Наследницы ночных ведьм [Электронный ресурс] / В. Морозов // Авиатор. – URL: http://www.ugatu.ac.ru/Aviator/read_article.php?id=107.
  15. Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России  [Электронный ресурс] // Программа СОЦИУМ. - URL: http://nnm.ru/blogs/igoriok28/pervye-zhenshiny-aviatrissy-v-carskoy-rossii. -  6.10.2012 г.
  16. Пронин, А. Русская авиатрисса [Электронный ресурс] / А. Пронин. - URL: http://storyo.ru/393-russkaja-aviatrissa.html. - 18.11.2012 г.
  17. Яковлев А.С. Советские самолеты. Краткий очерк. М.: Наука, 1982.407 с.

 

Категория: Шестнадцатая олимпиада (2018/19 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2019) | Автор: Кильметов Тимур Динарович E W
Просмотров: 5797 | Комментарии: 21 | Рейтинг: 2.9/177
Всего комментариев: 201 2 »
20 Владимирович0998  
Замечательная работа.
Лучшая по моему мнению. Желаю удачи, чтоб выиграл!

19 rezonans  
Отлично! Так держать!!!

18 liliya_abdullina76  
Замечательная работа, желаю удачи

17 irakor88  
Хорошая работа,желаем удачи!!!возвращайся с победой!!!!держим кулачки!!!)

10 Рина6751  
Молодец, Тимур! Хорошая работа! Удачи!

16 timurkilmetov  
Спасибо!

8 гузель134  
Работа замечательная! На одном дыхании прочитала с сыном-считаю, что заслуживает победы!

15 timurkilmetov  
Спасибо большое. Рад, что вам понравилась моя работа!

7 Thermik  
Тимур, не только в СССР, но и во всем мире женщинам с трудом приходилось пробивать дорогу в небо. Есть замечательные примеры отличных пилотес. Посмотри литературу на эту тему.

9 timurkilmetov  
Спасибо за совет.

6 ivb  
Отличная работа! Читаю и узнаю ранее не известные мне факты истории.

14 timurkilmetov  
Спасибо. Рад, что моя работа приносит пользу.

5 maratok2  
Молодец, классная работа, удачи тебе!

13 timurkilmetov  
Спасибо!

4 6_di_7  
Превосходная работа, достойная победы,
Вы МОЛОДЕЦ,хорошо постарались,желаю успехов!!!

12 timurkilmetov  
Благодарю.

1-10 11-12
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024