Суббота, 23.11.2024, 13:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Четырнадцатая олимпиада (2016/17 уч.год)

Что мы знаем о подвигах летчиков в мирное время?

Автор: Инькова Полина Михайловна
13 лет,
МБОУ «Школа № 6» 
Российская Федерация, Ростовская область, город Ростов-на-Дону
Руководитель: Денищенко Галина Васильевна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа № 6»
Историко-исследовательская работа «Что мы знаем о подвигах летчиков в мирное время?»
План:

1. Введение
2. Основная часть
2.1 «Огромное небо, одно на двоих» (Б.В.Капустин)
2.2 В жизни всегда есть место подвигу (М.С.Кудрявцев)
2.3 Герой Донской земли  (В.М. Шаповал)
3. Заключение
4. Список литературы
                                                                                      Введение
 

       Я живу в Ворошиловском районе города Ростова-на-Дону. Многие улицы нашего района названы именами космонавтов и летчиков. Я являюсь председателем совета музея «Истории авиации и космонавтики» МБОУ «Школа №6». Мы сотрудничаем с ветеранами 4-той летной армии. Председатель Совета ветеранов генерал Гришин Виктор Владимирович частый гость нашего музея. К нам в музей приходят члены клуба «Юный летчик». Традиционно мы проводим совместные мероприятия и встречаемся с участниками Великой Отечественной войны. Работа нашего музея была показана по  ДОН-ТР. Подвиги люди совершают и в мирное время.
 Цель работы- рассказать о подвигах летчиков, изучить их жизненный путь и военную службу.
Задачи- ознакомление с историческим прошлым, погружение в историю жизни своих соотечественников, укрепление отношений между представителями разных поколений, профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования и выбора профессии.
Актуальность исследования- становление личности каждого человека происходит в семье. Изучив истории и жизненные пути героев-летчиков, моих земляков, я буду лучше понимать историю  своей страны.
Гипотеза- Б.В.Капустин, М.С.Кудрявцев, В.М. Шаповал были достойными людьми, летчиками, совершившими подвиг в мирное время.
Объект исследования -подвиг летчиков. Методы: изучение семейных архивов, беседы, интервью, анализ информации, работа с архивным материалом. Результат: получение знаний о подвигах летчиков в мирное время. Практическая значимость: воспитание уважения к людям, чья профессия- защищать Родину. Материал можно использовать на уроках, в музейной работе, на классных часах. По данным темам я провожу музейные экскурсии в школьном музее. Выводы- человек живет до тех пор, пока живет память о нем. Я горжусь тем, что Донская земля воспитала героев Б.В.Капустина, М.С.Кудрявцева, В.М. Шаповал,которые защитили нас в мирное время.
                                                                                               2. Основная часть
                                                            2.1. «Огромное небо, одно на двоих» (Б.В.Капустин)

                                                                                             

                                                 

Это слова из песни «Огромное небо»  музыка О. Фельцман, слова Р. Рождественского в исполнении Эдиты Пьехи,о подвиге Бориса Владиславовича Капустина и Юрия Николаевича Янова. Вдова Галина Андреевна Капустина часто бывает в нашем музее, где есть экспозиция, посвященная Б.В.Капустину. Она показывает нам фильмы и рассказывает нам о своем супруге. Имя Бориса Владиславовича Капустина носит улица в моем городе, лицей № 51, в котором он учился. 
        Капустин Борис Владиславович - родился в 1931 году в п. Урупский Отрадненского района Краснодарского края в семье научного работника Капустина. В 1947 г. окончил семилетнюю школу в г. Ростове-на-Дону, затем в 1951 г. заканчивает Ростовский индустриальный техникум. В 1951 призывается в ряды Вооруженных сил и по предложению призывной комиссии поступает в Кировобадское военное авиационное училище летчиков им. Хользунова, которое он заканчивает в 1954 году. Начинает службу на Севере, затем направлен в Группу Советских войск в Германии. В воинскую часть прибыли новые самолеты. Б.В. Капустин получил приказ перегнать их на другой аэродром 6 апреля 1966 года. Погода была плохая, небо в черных тучах, но в 15.00 летчики Капустин Б.В. и Янов Юрий Николаевич получили приказ взлетать на реактивном самолете ЯК-28. На высоте 4000 метров отказали оба двигателя, и самолет начал терять высоту. Двигатели были независимыми механизмами. После трагедии комиссии установила помпаж двигателей. Самолет тянуло вниз. Рация не отвечала. Капустин пытался запустить двигатели, на раздумье оставалось 30 секунд. А под ними находились жилые кварталы Западного Берлина. С аэродрома поступила команда катапультироваться, высота терялась. Тогда еще не умели катапультироваться на малой высоте с реактивных самолетов. Командир Капустин Б.В. приказал штурману Янову Ю.Н. прыгать, тот отказался. Летчики понимали, что от взрыва на земле десятков тонн горючего, которым была заправлена машина, погибнет много людей. Огромными физическими усилиями летчики увели самолет за город. Внизу была река Хафель и озеро Штёссензее. Вероятно, командир решил посадить самолет на воду, но  перед ними возникла дамба с шоссе с автомобилями. Самолет потерял скорость, переволился через дамбу и ушел в воду. Он упал в Английском секторе Западного Берлина. Надо не забывать, что в это время шла «Холодная война». Только на вторые сутки достали тела погибших летчиков. 8 апреля останки советских летчиков были переданы представителям Группы советских войск в Германии. Тела героев были отправлены в Ростов-на-Дону и Вязьму. Бориса Владиславовича похоронили на Братском кладбище Ростова-на-Дону. На памятнике войнам погибшим в Великую Отечественную войну в городе Эберсвальде-Финов была установлена немцами мемориальная плита. Сын Б.В. Капустина Валерий пошел по стопам отца и стал военным. Капустин Б.В. посмертно был удостоен Ордена Красной Звезды за свой подвиг.
       

                                         2.2 В жизни всегда есть место подвигу (М.С.Кудрявцев)

                                                                             

          Я хочу рассказать о летчике, который совершил такой же подвиг, как Борис Владиславович Капустин, но к счастью, он остался жив. Его супруга Кудрявцева Мария Павловна живет в моем доме.

                                                                                 

    Именно она рассказала мне о боевом пути своего мужа.  В нашем школьном музее есть стенд, посвященный Михаилу Степановичу Кудрявцеву.

                                                                                           

Михаил Степанович Кудрявцев родился 2 апреля 1930 года в селе Степное  Целинского района Ростовской области. Отец, Степан Иванович был одним из основателей села в 20-е годы. Оккупация  фашистами Ростовской области не дала возможности Мише учиться, и только в 1949 году он окончил 7 классов. После окончания 10-й Ростовской школы ВВС, был направлен на службу в Актюбинск. Летал на Як-18. В 1956 году получил звание «лейтенант», налетав 40 часов. Потом была служба летчиком – истребителем в городе Мары Туркестанского военного округа. Мария Павловна рассказывает: «Служить было трудно, полеты начинались в три часа  утра, пока не было жары. После полета из кислородной маски выливали до стакана пота».  Он летал на самолетах Миг-13,15,21,23. Из рабочей тетради подполковника  М.С.Кудрявцева: «Летать до тех пор, пока летчик сам не почувствует, что он способен особым повышенным ощущением пространства управлять самолетом, это позволит ему избавиться от нерешительности. Летчику необходимо выполнять любое задание хорошо и осознанно. Лишь в этом случае из него будет вырабатываться умелый летчик, на которого может положиться командир в боевой обстановке» . За 23 летнюю летную карьеру подполковник Кудрявцев совершил 4300 вылетов, пробыв в воздухе 2500 часов, за, что был награжден орденом
 «За службу в Вооруженных Силах» 3 степени и медалями. Звено М.С.Кудрявцева всегда побеждало в соревнованиях по воздушной разведке. Небо любит сильных и мужественных людей. В июне 1973 года при выполнении сложного пилотажа в зоне на самолете Миг-21 УБ, произошел взрыв двигателя и отказ управления. Летчик оказался в экстремальных условиях, от него требовалось только одно правильное решение-это отвести самолет от жилых объектов, а боевой истребитель уже был объят пламенем, взрыв мог произойти в любую минуту, и только хладнокровие летчика предотвратило беду. Кудрявцев М.С. катапультировался. И снова он в боевом строю, и каждый день насыщен боевой работой. 31 января 1977 года на самолете Миг-23 пилотируемом подполковником М.С. Кудрявцевым и подполковником Седачевым Юрием после отрыва от взлетно-посадочной полосы в районе форсажной камеры возник пожар. Самолет потерял управление и столкнулся с землей. Летчики погибли. Ситуация не позволила им катапультироваться. Вечная память о летчике сохранилась в сердцах его сослуживцев. Генерал-полковник А.С. Горяинов генерал-полковник говорил: «Когда я летаю с Михаилом Степановичем, я себя чувствую, как у Бога за пазухой». Михаил Степанович похоронен на Северном кладбище в городе Ростове-на-Дону.

                                                                   2.3 Герой Донской земли  (В.М. Шаповал)

                                                                                      
Но огромное небо бывает и на одного. Я прочитала статью о летчике- испытателе майоре Вячеславе Михайловиче Шаповал в книге «В орлином краю» под редакцией Г.Р. Павлова и узнала о том, что В.М. Шаповал 31 августа 1971 года увел горящий самолет от села Хлеборобного Ростовской области. Он спас жизнь курсанта, приказав ему катапультироваться, а сам погиб. Летчик выполнял учебное задание, пролетая над школой, во дворе которой собралось много детей для субботника. 
    Вячеслав Михайлович Шаповал родился 1 декабря 1943 года в Саратовской области. После окончания Качинского военного авиационного училища, он обучал курсантов. Потом жил в Батайске, служил в Зернограде.
       В.М. Шаповала как грамотного специалиста направляли во многие авиационные части для укрепления летного звена. Сослуживцы уважали его. Приказом Министерства Обороны от 8 декабря 1971 года он был награжден медалью «За безупречную службу». Старший техник А. Безнутров вспоминает: « 31августа 1971 года В.М. Шаповал выполнял контрольный полет со сложным пилотажем. В нисходящей части петли до прохода вертикали произошёл отказ управления машины по тангажу, то есть положение самолета относительно горизонта. Шаповал попытался вывести самолет в положительные углы триммером — вспомогательным управлением на руле, для снятия нагрузки при выполнении комплексов фигур высшего пилотажа. Видимо, сначала у него получалось. Потому что он приказал курсанту катапультироваться, а сам всё ещё оставался в самолете, пытался увести лётную машину от населенного пункта. Самолет упал за селом в перевернутом положении. Когда нашли его, правая рука у Вячеслава была на рычаге сброса фонаря. Пары керосина конденсировались, и керосин попадал в закабинный отсек. У этого самолета к тому же ещё был небрежно отбортирован жгут электропроводки, который тоже проходил через закабинный отсек. Жгут касался тяги руля высоты. Протерлась изоляция, возникла искра, и начался пожар. На той модели Л-29А датчики пожарной сигнализации стояли только в двигательном отсеке. О пожаре экипаж узнал только тогда, когда перегорела тяга управления рулем высоты. Такие выводы сделала и специальная комиссия, которая вела расследование причин крушения самолета и гибели летчика». В последний раз прозвучал в эфире голос В.М. Шаповала: « Я 41,Земля,падает высота, неполадки, возгорание, рулевое отказало». «Земля» приказала прыгать, но ответа не было. Летчик отдал жизнь за спасение людей. После гибели ему присвоили звание майора. Ежегодно в село Хлеборобное приезжают сослуживцы и возлагают цветы к памятнику В.М.Шаповала. Местные жители помнят о летчике и гордятся подвигом своего земляка.
     
                                                                                                Заключение
Люди всегда запоминают имена тех, кто их спас, а летчики Б.В. Капустин, М.С. Кудрявцев и В.М. Шаповал в мирное время спасли целые города, сотни человеческих жизней. Прошло 50 лет, а в Германии высоко чтят подвиг Б.В. Капустина  и  Ю. Янова. Ежегодно около памятника и на месте гибели летчиков проходят траурные митинги. Люди возлагают цветы. У нас в Ростове-на-Дону нет памятника Б.В. Капустину. Я бы очень хотела, чтобы его поставили. Жители села Хлеборобное стараются увековечить память своего земляка. Знание подвигов своих земляков воспитывает у нас гордость за свою Родину, ответственность за ее судьбу. Кто не знает своей истории, не может быть гражданином своей страны. Считаю, что о подвигах этих людей надо чаще рассказывать нам, школьникам. Я с уверенностью могу сказать, что ребятам моей школы повезло потому, что вдова летчика Галина Андреевна Капустина приходит к нам в музей и рассказывает о Б.В. Капустине. Люди живут до тех пор, пока их помнят. Задача моего поколения рассказывать о подвигах этих людей потомкам. Своей исследовательской работой, встречей с родственниками героев, изучением их семейных архивов и воспоминаний сослуживцев,я подтвердила гипотезу,что Б.В.Капустин, М.С.Кудрявцев, В.М. Шаповал были достойными людьми, летчиками, совершившими подвиг в мирное время. Всегда есть место подвигу, не только во время войны.

В могиле лежат посреди тишины
Отличные парни отличной страны,
Светло и торжественно смотрит на них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо одно на двоих.  
(Слова Р. Рождественского «Огромное небо»)

Литература

1.Агарев А.Ф., К-Петер Коббе, Р.Гроссер, И.В.Сизова .В небе над Берлином- Рязань : Русское слово, 2012. - 136 с. : ил. ; 27 см. - (История и уроки холодной войны для России и Германии ; вып. 2). - 500 экз.

2.Бондаренко В. 100 великих подвигов России, С.80

3.Железняков А. Энциклопедия "Космонавтика". Хроника освоения космоса.

4.Люди бессмертного подвига. Т. 1–2. М., 1975

5.Материалы из личного архива семьи Б.В. Капустина, М.С.Кудрявцева.

6.Они прославили Родину. Т. 1–2. Ростов-на-Дону, 1974, с.700

7. Орлов Б. А. Записки летчика-испытателя. — М.: Авико-пресс, 1994  c.176

8. Сагадай А. Силуэты. Ростовское книжное издание,2008, С.70

Первоисточники информации: militera.lib.ru

http://gsvg88.narod.ru/finov/Janov.htm ,http://ru-aviation.livejournal.com/2234424.html

http://klubogromnoenebo.narod.ru. www.flugzeugforum.de



Источник: http://Литература 1.Агарев А.Ф., К-Петер Коббе, Р.Гроссер, И.В.Сизова .В небе над Берлином- Рязань : Русское слово, 2012. - 136
Категория: Четырнадцатая олимпиада (2016/17 уч.год) | Добавил: Service (28.12.2016) | Автор: Полина Инькова E W
Просмотров: 2081 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024