Автор: Романов Кирилл Сергеевич.
Возраст: 13 лет.
Место учебы: МУДО Станция Юных Техников объединение авиамоделирование Московская область.
Город, регион: Клин.
Руководитель: Педагог доп. образования Елькин Алексей Алексеевич, МУДО Станция юных техников объединение авиамоделирование Московская область.
Историко-исследовательская работа "ТЕМА": "Какие подвиги советских летчиков в период Великой Отечественной войны теперь оказались забыты?"
План:
1. Введение
2. Основная часть
- Клинские летчики участники ВОВ
3. Заключение
4. Источники информации
Введение.
Я занимаюсь авиамоделированием на станции юных техников в городе Клин. На занятиях нам рассказали что проходит олимпиада по истории авиации и воздухоплаванию. Узнав о ней, я решил принять в ней участие. Директором Зубовской школы в которой я учусь является Рассадкин Андрей Викторович племянник летчика Рассадкина Петра Алексеевича- героя Советского Союза. В краеведческом музее нашей школы оформлен уголок памяти Рассадкина П.А.. Познакомившись с ним я решил выбрать тему «Какие подвиги советских летчиков в период Великой Отечественной войны теперь оказались забыты?» и рассказать о героях летчиках Клинского района участвовавших в Великой Отечественной войне.
Основная часть.
Рассадкин Петр Алексеевич
Пётр Рассадкин родился 6 июля 1921 года в селе Спас - Коркодино Клинского района Московской области. Параллельно с учебой окончил аэроклуб Бауманского района Москвы. В 1939 году поступил в Борисоглебскую школу военных лётчиков, которую окончил в конце 1940 году. С конца ноября 1941 года он совершал боевые вылеты по защите с воздуха Москвы.
28 декабря 1941 года ЛаГГ-3 Рассадкина был подбит огнём с земли. Лётчик совершил вынужденную посадку на лес в районе Наро - Фоминска. Самолёт был разрушен, Рассадкина выбросило из кабины. В бессознательном состоянии он был направлен во фронтовой медицинский пост, а далее - в госпиталь в Москву. После излечения, в конце января 1942 года, вернулся в часть и продолжал боевые вылеты. В феврале 1942 года направлен в состав формирующегося 20-го ИАП. Позже был переведён в состав 255-го ИАП, в котором прослужил до конца войны. Свою первую победу одержал 21 октября 1942 года, сбив истребитель Ме-109 (эта победа была записана ему как предположительная).
2 декабря 1942 года сбил разведчик - корректировщик FW-189. Вспоминает сам Пётр Алексеевич: "Наша группа, ведущий командир эскадрильи Харламов, получила задание встретить группу ДБ-3Ф. Они где-то выполняли задание, но топлива на обратный окружной маршрут не хватало, и им пришлось идти напрямую, не уходя далеко в море. Пошли шестёркой. Хотя я уже был старшим лётчиком, ведущим пары, но в этом вылете я шёл ведомым у заместителя командира дивизии Попова. Нам сказали, что с земли будет осуществляться наведение на истребители противника, если они будут идти на перехват бомбёров. Над Рыбачьим был тонкий слой облачности с разрывами тысячи на 2 - 2,5. Мы идём, смотрим - группа "Мессеров". Оказалось, что они прикрывали FW-189, который фотографировал наши объекты. Когда они обнаружили нас, "Рама" резко пошла на пикирование, чтобы удрать домой. Истребители немцев, как и наша группа, оказались выше облачности и потеряли его. Я это дело заметил и за ним. Потому что всё время говорили: "Когда же собьют эту "Раму" !
Наша группа осталась с "Мессерами". Но те, видимо, забеспокоились, что потеряли "Раму", и бой не состоялся. Они как-то разошлись. На самом выводе, перед землёй я оказался точно сзади. Нажал на все гашетки. "Рама" перед моим носом воткнулась в землю и стала кувыркаться...
Один из трёх членов экипажа остался жив и попал в плен. Фамилия у него была Петерсен, начальник разведки Северного Флота у немцев, доктор юридических наук. Потом его к нам привезли, и мы в землянке с ним беседовали. Собрали лётчиков. Потом выводят этого фрица. Ему дали стул. Начали допрашивать с переводчиком. Уже не помню, какие там вопросы задавали, но он сразу отказался отвечать на вопросы, связанные с военной тайной. Единственное, его спросили: "Хочешь посмотреть лётчика, который тебя сбил". - "Хочу". Комиссар Мещеряков, рядом с которым я сидел, встал, на меня показывает. Он подошёл ко мне, подал руку. А я ему не подал руки. Говорю: "Врагам руку не подаю". Он обиделся, сразу отошёл на своё место. Вскоре после этих событий мне вручили первую награду - орден Красного Знамени".
Очень тяжёлый бой П. А. Рассадкин провёл 2 мая 1943 года: "Летали тогда на "Яках", на бомбёжку, в район Печенги". Рассадкин вспоминал: "Там был очень сложный бой. И каким-то образом на обратном пути меня отшили от группы. Штурмовики и бомберы задание выполнили, а меня подхватила группа из 4 "Мессеров" и начала гонять. Они почти от Печенги и до нашей территории всё пытались сбить меня. Но я огрызался, как мог. Вспотел, но всё время видел, кто где. Смотрю один выше - мне ничего не сделает, один сзади идёт, думаю, что сейчас уже будет стрелять, в это время я делаю маневр со снижением, и всё проскочил, ушёл. Развернулся, гляжу - один идёт выше, я ручку подбираю, а у меня скорость хорошая, начинаю стрелять. Я ещё огрызался, и по ним стрелял. Когда перелетели линию фронта, какой-то, видимо, я сделал маневр, они меня потеряли, я так понял. Потом гляжу, они пошли вправо и ушли. Но погоняли меня здорово !"
22 июля 1943 года лётчики 255-го ИАП провели успешный воздушный бой, когда 9 "Аэрокобр" под командованием майора П. А. Панина сопровождали 5 "Бостонов". До цели шли в 50 км от берега на бреющем, в режиме радиомолчания. Радары их не засекли, и над немецким конвоем не оказалось самолётов прикрытия. Торпедоносцы неожиданным ударом потопили 2 корабля. На обратном пути их перехватили 6 Me-109, но группа боя отразила атаку, при этом её ведущий старший лейтенант П. А. Рассадкин сбил "Мессера". При повторной атаке группа непосредственного прикрытия сбила ещё 2 Me-109.
Осенью 1943 года Пётр Рассадкин был уже заместителем командира эскадрильи. 14 сентября 1943 года, в одном из вылетов, сбил сразу 2 Ме-109: "...Я зашел, сманеврировал, гляжу - он идёт на бомбёра, я подстроился, раз, ударил и всё. Но в этом вылете было 2 боя. Сначала в одном районе, а потом, когда возвращались, нас перехватили, начался ещё один воздушный бой. Вот 2 "Мессера" и сбил".
К началу 1944 года заместитель командиpa эскадрильи 255-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота капитан П. А. Рассадкин произвёл 190 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года Рассадкин Пётр Алексеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3893). Родина наградила полковника П. А. Рассадкина многими орденами и медалями.
К маю 1945 года штурман 255-го истребительного авиационного полка капитан П. А. Рассадкин совершил около 300 боевых вылетов, провёл около 60 воздушных боёв и лично сбил 13 самолётов противника (ещё 3 победы одержал предположительно, то есть - эти самолёты упали в море). Но и самого его сбивали 2 раза - на ЛаГГ-3.
Бюст П. А. Рассадкина, в числе 53-х лётчиков - североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее Героев - авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области.
Крюков Павел Павлович
Павел Павлович родился 15.12.1906 года в с. Бирево, ныне Клинского района, в семье крестьянина. Жил в Москве, работал столяром, учился на рабфаке. В Красной Армии с 1932 года. Участник боев с японскими милитаристами на р. Халхин-Гол в 1939 году. Окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов в 1943 году.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Штурман 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии майор Крюков к маю 1943 года совершил 415 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, прикрытие и сопровождение своей авиации. В 40 воздушных боях сбил лично 6 самолетов противника и 1 в группе. Звание Героя Советского Союза присвоено 24.05.1943 года.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военную академию Генштаба. С 1956 года генерал-майор авиации Крюков – в запасе. Жил в Москве. Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2 и 3 степени, орденами Кутузова 2 степени, Красной Звезды, медалями. Умер 11.11.1974 года. Похоронен в Москве. В 1985 году в ознаменование 40-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне улица Стекольная в Клину была названа именем Крюкова.
Никифоров Петр Павлович
Петр Павлович родился 29.07.1917 года в г. Витебске в семье служащего. Окончил 8 классов. Работал на железнодорожной ст. Витебск. В Красной Армии с 1938 года. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу.
На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Штурман 129-го гвардейского истребительного авиационного полка (22-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии капитан Никифоров к апрелю 1945 года совершил 297 боевых вылетов, в 69 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 4 самолета противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 27.06.1945 года.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил КУОС. С 1960 полковник Никифоров – в запасе. Жил и работал в Клину. Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, медалями. Умер 07.04.1971 года.
Папивин Николай Филиппович
Николай Филиппович родился 14.12.1903 года в д. Голяди, ныне Клинского района, в семье крестьянина. С 14 лет Николай Филиппович – рабочий-железнодорожник. В Красную Армию призван в 1920 году. Окончил 1-ю Объединенную военную школу им. ВЦИК в 1924 году, военно-теоретическую школу ВВС в 1927 году, военную школу летчиков в 1929 году, КУКС при Военно-воздушной академии в 1933 году. В 1939 году командовал авиационной дивизией, в 1939-1940 годах - авиационной бригадой.
На фронтах Великой Отечественной войны с 1942 года. Командующий 3-й воздушной армией (1-й Прибалтийской фронт) генерал-полковник авиации Папивин в период освобождения Белоруссии (июль 1944 года), Прибалтики (ноябрь 1944 года), разгрома гитлеровцев в Восточной Пруссии (январь-февраль 1945 года) обеспечил умелое и решительное руководство авиационными соединениями, завоевание господства в воздухе, непрерывную поддержку наземных войск в ходе уничтожения крупных группировок противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 19.04.1945 года.
После войны продолжал службу в ВВС. Окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба в 1952 году. С 1961 года – в отставке. Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1 степени, Кутузова 1 степени, медалями. 19.04.1963 года погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его именем названы родная деревня, улица в Клину, траулер Калининградского порта. В Клинском краеведческом музее хранится его парадный мундир.
Харламов Григорий Иванович
Григорий Иванович родился в 1908 году в д. Троицкое, ныне Клинского района, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, аэроклуб, школу летчиков-инструкторов Осоавиахима. Работал инструктором в аэроклубе, летчиком-инструктором. В Красной Армии в 1930-1935 годы и с 1941 года. С 1935 года жил и работал в Москве. В 1938 году окончил школу летчиков-инструкторов. В июне 1941 года призван на фронт Сталинским РВК г. Москва. До мая 1943 года занимался подготовкой летных кадров для фронта в школе пилотов первоначального обучения, осваивал технику пилотирования, боевое применение самолета-штурмовика Ил-2, бомбардировщика Пе-2 и истребителей Ла-5, Як-9.
На фронте в Великую Отечественную войну с мая 1943 года. Инструктор-летчик отдела корректировочной авиации Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии майор Харламов к маю 1945 года совершил 138 боевых вылетов на корректировку огня артиллерии, фотографирование обороны противника и визуальную разведку. В 22 воздушных боях сбил 3 вражеских самолета. Звание Героя Советского Союза присвоено 18.08.1945 года.
С 1949 года подполковник Харламов – в запасе. Жил в Москве, работал в Осоавиахиме, был начальником Московского городского авиаклуба. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1 и 2 степени, медалями. Умер 18.02.1952 года.
Заключение:
При работе над ответами вопросов тестирования и написания статьи 1-го тура я узнал много нового о конструкции самолета, истории авиации, участие авиации в войне,о жизни и участия в войне моих земляков- летчиках Клинского района. Я решил материалы выполненой мной работы разместить в краеведческом музее своей школы где находится уголок памяти П.А. Рассадкина для того чтобы все ученики школы и все желающие могли ознакомиться с этой информацией для того чтобы сохранить память о них, о их подвигах которые они совершили, защищая нашу Родину от фашистов.
Уже почти 72 года прошло с конца той страшной войны и с каждым годом ветеранов становится все меньше и важно сохранить память о событиях той войны, чтобы мы и будущее поколение знали какой ценой была завоевана эта победа и кому мы обязаны своей жизнью.
Источники информации:
- Школьная библиотека
- Краеведческий музей
- Газета "Отважные и храбрейшие сыны земли Клинской
- Книга "Памяти"
- https://vk.com/topic-119603_30154450
- http://airaces.narod.ru/all16/rasadkin.htm
- Книга воспоминаний П.А. Рассадкина
|