План 1.Введение 2.Основная часть 3.Заключение 4.Источники информации
Введение Использование
нанотехнологий в авиастроении может кардинально изменить облик перспективного
летательного аппарата. Об этом сообщил в интервью АРМС-ТАСС директор
Научно-технологического центра Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Владимир Каргопольцев во время проходящего на прошлой неделе первого
Международного форума по нанотехнологиям в Москве.
Основная часть
Ученый считает, что
ЛА в перспективе будет оснащен множеством нанодатчиков, снимающих в полете
информацию об обтекающем воздушном потоке. После ее обработки бортовым
компьютером, наноактиваторы, воздействуя на поток, будут изменять в нужную
сторону условия обтекания аппарата.
По словам Каргопольцева,
это «сулит беспрецедентное повышение эффективности и надежности ЛА», а также
позволит избавиться от некоторых современных громоздких элементов, в частности,
механизации крыла, что обеспечит изменение облика.
Как отметил ученый,
особые достижения при использовании нанотехнологий прогнозируются в области
прочности ЛА. «Первые проведенные исследования говорят о колоссальных ресурсах
в этой сфере», — подчеркнул он. Будут создаваться так называемые
«самозалечивающиеся конструкции» из структурированных композиционных материалов
с вкрапленными наночастицами, обеспечивающими затягивание возникающих трещин.
Самая большая проблема в создании таких материалов — обеспечить их
однородность, и, соответственно, стабильность свойств. В России пока нет
соответствующего оборудования для этих целей.
По словам Каргопольцева,
в авиастроении ученые планируют использовать нанотехнологии для решения таких
проблем, как обледенение конструкции, а также повышение безопасности полетов в 6—8 раз
в ближайшие 10 лет, снижение расходов топлива на десятки процентов,
повышение экологичности и комфорта. Директор
ОАО «КНИАТ» Ильдус Закиров
представил на совещании разработки промышленных
технологий производства авиационных изделий из наномодифицированных полимерных
композиционных материалов. Применение нанотрубок в 3 раза повысило прочностные
характеристики изделий.
Доцент
кафедры ПЛА КГТУ им. А.Н.Туполева рассказал, что разработка элементов
углепластикового крыла с использованием наномодифицированных материалов
позволила добиться прироста ударопрочности конструкции на 30 процентов.
Профессор
– заведующий лаборатории КГУ Альберт Гильмутдинов представил
перспективную разработку аккумулятора нового поколения. Он может быть
использован и как пусковой аккумулятор, и как энергонакопитель для гибридного
привода автомобилей, а также в авиа- и судостроение. Применение нанотехнологий
позволило добиться показателя пускового тока аккумулятора в 2300 А, тогда как
существующие аккумуляторы имеют пусковой ток 1500 А. При этом аккумулятор может
работать в широком диапазоне температур и даже при морозе минус 40 градусов
обеспечить запуск любой техники.
Заключение
Как отметил
специалист-Владимир Каргопольцев, традиционные методы уже исчерпали себя. Дальнейшее их использование
дает незначительные результаты при существенных затратах.
Каргопольцев
проинформировал, что в авиастроении нанотехнологиями занимаются со времен
запуска первого спутника, когда стало известно, что космос влияет на характеристики
материалов. В ЦАГИ был построен комплекс вакуумных труб, в которых различные
материалы меняют свои свойства после того, как в них имплантируются ионы,
разгоняемые до скоростей 30—40 км/с.
|