Кузнецов Андрей
Почему падают самолеты
I.Введение.
Небо. Люди с давних пор смотрели ввысь, в облака, и предпринимали попытки покорить его. Наконец, им это удалось, и на свет стали появляться огромные крылатые машины, способные поднять человека в воздух…
В наше время представить жизнь без авиации просто невозможно. Полеты на самолетах в наши дни стали нормой почти для каждого человека, и это не удивительно. Никакой другой вид транспорта не способен столь-же быстро преодолевать огромные расстояния, и с неимоверным комфортом доставить вас практически на другую сторону земного шара. Тем более что авиация является, пожалуй, одним из самых безопасных видов перемещения. Но, к сожалению, бывают и "исключения", и авиакатастрофы не такая уж и редкость, и,зачастую, они заканчиваются человеческими жертвами...
В данной работе я постараюсь рассмотреть возможные причины авиакатастроф, а также постараюсь ответить на главный вопрос: почему же всё-таки падают самолеты?
В связи с этим я поставил перед собой следующие задачи:
Раскрытие термина "авиакатастрофа".
Рассмотрение основных причин авиакатастроф, а именно: человеческий фактор, отказ техники,терроризм.
Приведение статистики крушений за последние 50 лет, и её анализ.
Извлечение выводов о том, каково состояние авиации на сегодняшний день
Для решения поставленных задач я буду использовать следующие методы:
Использование литературных источников.
Проведение анализа статистических данных.
Сравнение данных по графикам.
II.Основная часть.
1. Авиакатастрофа.
Итак, авиакатастрофа, или авиационное происшествие с человеческими жертвами — это авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести одного или более человек, находящихся на борту воздушного судна. Первые авиакатастрофы произошли практически сразу же после начала эры воздухоплавания, то есть еще в конце XIX века. С каждым годом количество их неумолимо возрастало, и это не удивительно, ведь люди всерьез начали рассматривать идею покорения воздушного пространства.
Но что же заставляет самолеты падать? Причин может быть множество, но я хочу привести и прокомментировать лишь основные из них.
Ошибки пилотов, технические проблемы, погодные условия, теракт, ошибки членов экипажа... Все это является причинами авиакатастроф. Сейчас я постараюсь рассмотреть основные из них.
2. Человеческий фактор.
Одной из самых частых причин крушения воздушных судов (около 57%) является человеческий фактор. К нему относятся ошибки пилота и других членов экипажа, а также ошибки в работе всего обслуживающего персонала в целом. Эксперты и аналитики видят в этом такие причины, как усталость экипажа, недостаточный уровень подготовки летного состава... В худшем случае даже алкоголь в крови пилотов, как было во время авиакатастрофы в Перми в сентябре 2008 года. Невнимательность, взаимоотношения между пилотами, ошибочные действия - вот так проявлял себя человеческий фактор в каждом из погибших экипажей.
Наиболее яркие известные всем недавние примеры:
2 июля 2002 года на борту Ту-154 «Башкирских авиалиний» при возникновении опасного сближения и правильном срабатывании аппаратуры предупреждения столкновения старший на борту воспринял не ее рекомендацию, а противоположную команду диспетчера. Один из членов экипажа дважды обращал внимание коллег на то, что система предупреждения столкновений ТКАС-Н дает команду, противоречащую указаниям с земли. Но это оказалось не воспринято. Старший по должности в категоричной форме потребовал выполнить указания диспетчера. Страшный результат всем известен... Конечно, сейчас можно только гадать. Но если бы члены экипажа успели обменяться мнениями и приняли более правильное решение сообща, может, появился бы шанс?
За год до этого - 3 июля - под Иркутском разбился Ту-154М авиакомпании «Владивостокавиа» со 136 пассажирами. Самолет на скорости, менее рекомендованной, выполнял третий раз-ворот, находясь в левом крене. Сработавший сигнализатор большого угла атаки ввел командира в стресс. И когда тот посмотрел на авиагоризонт, ему показалось, что самолет кренится вправо. В итоге он довернул машину еще сильнее влево - и она свалилась. Второй пилот понял, что командир ошибается, но должной настойчивости не проявил. Хотя тем самым обрек и себя на гибель...
Также к человеческому фактору, на мой взгляд, можно отнести плохую оснащенность некоторых аэродромов, посадочных полос, а также ненадлежащее состояние летающих средств, ведь ответственными за работоспособность всех отраслей авиации являются люди. В частности хотелось бы обратить внимание на быстрое и порой давольно глупое решение незапланированных ситуаций.
Так, например, курьезный случай произошел в Лондоне в 2011 году. Пилоты самолета авиакомпании Ryanair, выполнявшего рейс из Лондона в Ригу заклеили иллюминатор в кабине скотчем. После того, как в полете клейкая лента, которой экипаж пытался укрепить окно в кабине пилотов, отклеилась, пилоты были вынуждены вернуть самолет с 200 пассажирами на борту в лондонский аэропорт Стестед. А если бы окно оторвалось, пилоты могли бы оказаться за бортом.
3. Отказ техники.
Другим немаловажным фактором (около 22% случаев) падения самолетов являются технические проблемы самолета или же просто отказ техники. На это также есть множество причин.
Для начала это просто-напросто слишком большой срок службы самолетов. Авиакомпании, как правило, не берутся за покупку новых самолетов в силу экономической выгоды, а выжимают «все соки» из итак уже немало видавших машин. Конечно, срок службы гражданских воздушных судов составляет 40-60 тыс. летных часов или 25-30 лет эксплуатации, и при этом весь процесс создания самолета организован таким образом, что при выполнении требований эксплуатации и технического облуживания и 5-летний и 30-летний самолет обладает совершенно идентичными потребительскими качествами: летно-техническими и экономическими характеристиками, а также уровнем комфорта для экипажа и пассажиров. Но для того чтобы все эти критерии выполнялись, за самолетом нужен чуткий контроль специалистов. Даже малейшая ошибка при установке может повлечь за собой ужасные последствия. Так самолет A330-301 №VQ-BCW, заводской номер MSN 070 выпущенный 17.11.1994г.и с момента выпуска до дня совершившегося инцидента (09.12.2009г.) имел наработку -60959 летных часов 45 мин. и количество посадок -14965, у которого после взлета 9.12.2009 г. не убралось шасси, и он произвел аварийную посадку. В отчете от 16.07.2010 г. по результатам расследования авиационного инцидента сообщается, что отказ клапана был вызван его неправильной установкой в процессе сборки и не является следствием условий его эксплуатации.
Также одной из причин может являться неудачная конструкция самолета. Особо отличился на этом поприще лайнер McDonnell Douglas DC-10. Дверь его грузового отсека была спроектирована так, что её замок мог не закрыться, в то время как отвечающий за это техник был уверен в обратном. По мере набора высоты нарастающая разность давлений в салоне и снаружи самолёта выбивала дверь, а воздух, находившийся в салоне, проламывал пол, перерезая тросы управления и все гидравлические магистрали. Пассажиры, сидевшие над грузовой дверью, просто вываливались из самолёта вместе с креслами. По такому сценарию произошло аж две катастрофы, прежде чем конструкция двери была доработана. Мало того, после этих событий в конструкции пола всех современных авиалайнеров стали предусматривать воздушные клапаны, призванные предотвратить разрушение пола в подобном случае и, как следствие, исключить потерю управления. Ситуация интересна ещё и тем, что в McDonnell Douglas прекрасно знали о возможных проблемах с дверью багажного отделения, но ради профита закрыли на них глаза. Результат не заставил себя ждать.
Но зачастую технические проблемы возникают у пилотов именно в воздухе. Отказ двигателя, обледенение закрылок и предкрылок, заклинивание шасси... Это далеко не полный список всех бед, которые могут случиться с оторвавшимся от земли самолетом...
4. Терроризм.
Терроризм , пожалуй, страшнейшее из деяний, совершаемых человеком. В данный момент в мире он распространен настолько, что ни один человек не может быть уверенным в завтрашнем дне. Постоянный страх за свои жизни захлестнул современное общество. К сожалению, авиация не является исключением, а даже, наоборот, является "лакомым кусочком" для террористов, так как выполнить преступные действия террорист способен при использовании минимальных сил и средств (как подтверждает статистика, захват и угон ВС осуществляет обычно одно лицо). Такие прeступления носят очень тяжелый характер. Так, например, подрыв даже небольшого по мощности взрывного устройства на борту находящегося в полете авиалайнера ведет чаще всего к авиационной катастрофе и гибели сразу нескольких десятков, а то и сотен людей - пассажиров и членов экипажа, а иногда и жителей населенных пунктов, на которые обрушиваются обломки самолета. В качестве примера достаточно напомнить об теракте 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки.
Утром того дня девятнадцать террористов, имеющих отношение к «Аль-Каиде», разделившись на четыре группы, захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера. Каждая группа имела как минимум одного члена, прошедшего начальную лётную подготовку.
Захватчики направили два из этих лайнеров в башни Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. Рейс 11 American Airlines врезался в башню ВТЦ-1 (северную), а рейс 175 United Airlines — в башню ВТЦ-2 (южную). В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьёзные разрушения прилегающих строений. Третий самолёт (рейс 77 American Airlines) был направлен в здание Пентагона, расположенного недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвёртого авиалайнера (рейс 93 United Airlines) попытались перехватить управление самолётом у террористов, самолёт упал в поле около города Шенксвилл в штате Пенсильвания.
Помимо 19 террористов в результате атак погибли 2977 человек, ещё 24 пропали без вести. Большинство погибших были гражданскими лицами.
5. Самолеты падают... всё реже!
Статистика происшествий в авиации – информация открытая. Собирают ее сразу несколько международных организаций. Одна из них - Aviation Safety Network. Я решил воспользоваться ее данными по авиакатастрофам и обнаружил: в середине ХХ века таких происшествий было примерно вдвое больше. А жертв бывало больше и в три, и в четыре раза.
Ниже я хотел бы привести график, показывающий уровень аварийности коммерческих авиаперевозок и количество погибших в авиакатастрофах за 1959-2007 гг.
Как можно увидеть из данного графика, в среднем, в год, на один миллион вылетов приходится в среднем около 20-30 крушений. Количество погибших составляет около 500-600 человек. В большинстве случаев самолет отправляется на списание.
Но, бывают и года - рекордсмены. Возьмем, к примеру 1948 год(к сожалению, его нет на графике): страшный «рекорд» в 76 трагедий, где погибли 1088 человек. Или 1972 год, унесший 2374 жизни – больше, чем когда-либо! В промежутке между этими датами число смертельных аварий ни разу не опускалось ниже 48.
В конце 80-х: 1987 год – 41 катастрофа и 1104 жертвы, потом – 59 катастроф и 1143 жертвы, затем – 61 катастрофа и 1530 жертв.... В 1990 году аварийность понизась до уровня в 39 катастроф и 692 жертвы.
К 1996 году она подскачила– 52 катастрофы, 1818 погибших, В 2004-м – резко упала: 28 катастроф и 431 жертва. Потом поднималась снова – но с 2005 года идет неуклонный спад: 1063 жертвы, 889, 750... В 2007 году 577 человек. Сравните-ка это с показателем 1972 года!
Действительно, по этим данным можно судить, что летать в наше время стало куда безопаснее, чем полвека назад.
III. Заключение.
Таким образом, в своей работе я постарался пролить свет на некоторые из причин падения самолетов и рассмотреть самые громкие авиакатастрофы последних лет. Подводя итог научно-исследовательской работы я могу сделать следующие выводы:
Человеческий фактор - одна из основных причин падения самолетов.
Технически устаревший парк авиации, а также неправильная замена заводских деталей увеличивает риск авиакрушений.
Сфера гражданской авиации является очень привлекательной для атак террористов.
Хотя, по сравнению с 20 веком, количество крушений заметно уменьшилось, самолеты все-равно продолжают падать.
Но я хотел бы заметить, что несмотря на все эти факторы авиация была, есть, и будет самым безопасным видом транспорта. В век современных технологий авиакампании стараются предоставить наибольший комфорт и максимально обезопасить авиаперелеты, и уже сейчас есть основания полагать, что уже через 50 лет авиация выйдет на совершенно иной уровень безопасности. Ну а я искренне желаю всем пилотам, чтобы количество их взлётов всегда ровнялось количеству посадок!
|