Автор: Рабинович Игорь
Возраст: 13 лет
Что такое микросамолёт и область его применения?
Содержание
1. Введение
2. Ультралегкий самолет «Птенец-2»
2.1. История самолета
2.2. Характеристики Модели: «Птенец-2»
3. Какие задачи решает микросамолет «Птенец-2»
3.1. Актуальность
3.2. Область применения и задачи
3.3. Перспективы развития сверхлегкого самолета «Птенец-2»
3.4. Практическое применение
4. Заключение
1. Введение
Давно подмечено: летчики даже самых великолепных самолетов, будь то огромный «Боинг-747» или скоростной и маневренный МиГ-29, никогда не отказываются полетать на ультралайте, если им предоставляется такая возможность. Парадокс? Отнюдь нет. Скорее всего, только в кабине неказистого на первый взгляд сверхлегкого летательного аппарата им в полной мере удается испытать те ощущения, которыми сопровождается свободный полет. Однако любят парить на маленьких тихоходных самолетах не только профессиональные пилоты. Сегодня во всем мире наблюдается буквально бум в микроавиации. Благодаря крылу Рогалло появились дельтапланы, а затем дельталеты и прочие ультралайты. До них на высоте 100-500 м никто, кроме птиц, не летал. Теперь эта высотная ниша занята. По классификации же Международной авиационной федерации (ФАИ) ультралайт (тот же СЛА, только по американский терминологии) - летательный аппарат со взлетной массой не более 450 кг и посадочной скоростью не более 65 км/ч. Такие его параметры дают много преимуществ даже перед машинами легкой авиации, и этому тихоходу, например, не надо аэродрома - достаточно любой мало-мальски пригодной для короткого разбега или пробега площадки. Он как нельзя лучше подходит для первоначального обучения пилотов: даже если неопытный новичок и совершит жесткую посадку или наскочит на скрытую травой кочку, то самолетик «простит» ему ошибку. Наконец, простота и дешевизна конструкции, поскольку строятся ультралайты по классической дельтапланерной технологии - дюралюминиевые трубы каркаса плюс тканевая обшивка. А какие перспективы открываются для СЛА в сельском хозяйстве, например, при химической обработке посевов! Всеми перечисленными достоинствами в полной мере обладает ультралегкий двухместный самолет «Птенец-2».
2. Ультралегкий самолет «Птенец-2»
2.1. История самолета
История «Птенца» начинается в далеких 70-х годах. Первые чертежи были опубликованы в журнале «Моделист-конструктор». Тогда было удивительно, как можно летать на такой маленькой машине.
Ультралегкий самолет «Птенец-2», построен энтузиастами микроавиации из г.Кумертау, что на юге Башкирии. Именно там, с аэродрома местного авиационного завода, «Птенец-2» впервые поднялся в воздух. Микросамолет создан в клубе СЛА «Ротор» на основе многолетнего опыта эксплуатации подобного рода летательных аппаратов — дельталетов и первого «Птенца». Второй, сохранив простоту и легкость конструкции, а также высокие летные характеристики своего предшественника («Птенец-1» на четвертом Всесоюзном смотре-конкурсе СЛА-87 в Москве занял первое место в классе ультралайтов), приобрел еще большую надежность и комфортабельность.
«Птенец-2» предназначен для учебно-тренировочных (возможна установка спаренного управления), спортивных и патрульных полетов.
Дополнительную безопасность в воздухе обеспечивает выстреливаемая парашютная система спасения, размещенная между консолями крыла. А звукоизоляция, вентиляция и отопление кабины вкупе с малошумящим воздушным винтом создают экипажу довольно комфортные условия.
Широкое остекление кабины обеспечивает почти круговой обзор, позволяет использовать микросамолет для экскурсионно-туристических и развлекательных полетов.
Скажем, молодая семья из трех человек в выходной день может в полном составе отправиться на «Птенце» в соседний город в гости к родственникам или друзьям. Ведь кроме пассажирского кресла, которое, кстати, раскладывается, позволяя отдохнуть в дороге, в кабине достаточно места и для ребенка (или багажа, если семья путешествует без детей). В экстренных случаях в разложенном пассажирском кресле можно перевозить в лежачем положении больного или травмированного человека. Микросамолет легко разбирается на четыре части, хранится в гараже и вывозится за город к месту старта любым транспортом, в том числе на прицепе за «Жигулями». Кроме того, шасси «Птенца» может комплектоваться поплавками или лыжами. Предусмотрена также установка радиостанции и системы спутниковой навигации GPS. Первая особенность компоновки «Птенца» заключается в том, что его силовая установка оснащена толкающим воздушным винтом. Причин такого выбора две. Во-первых, у пилота должны быть максимальными обзор и комфорт. Во-вторых, трубчатые подкосы киля и хвостовая балка окружают винт, образуя своеобразное ограждение, особенно необходимое вне аэродрома - зеваки там всегда найдутся. Вторая особенность в том, что микросамолет, как уже было сказано, разбирается на четыре агрегата: аэромодуль, две половины крыла и хвост - достаточно отвинтить по три болта у каждой половины крыла и у хвоста. По замерам времени два человека на эту работу тратят не более получаса. Здесь намеренно не употребляется термин «фюзеляж» и заменяется «аэромодулем» не только потому, что эта часть конструкции микросамолета является единицей хранения в разобранном виде. Дело в том, что аэромодуль имеет и самостоятельную функцию: без крыла и хвоста «Птенец» может использоваться как аэромобиль, аэросани или аэроглиссер в зависимости от того, во что он «обут» - колеса, лыжи или поплавки.
2.2. Характеристики Модели: «Птенец-2»
- Длина, м: 10,2
- Высота, м: 2,45
- Размах крыльев, м: 10,2
- Масса пустого самолёта, кг: 270
- Макс. взлетная масса, кг: 495
- Двигатель: 1 х ПД Rotax 912 S
- Мощность, л.с.: 100
- Максимальная скорость, км/ч: 160
- Крейсерская скорость, км/ч: 120
- Скороподъемность, м/с: 6.
3. Какие задачи решает микросамолет «Птенец-2»
3.1. Актуальность данной работы обусловлена следующими факторами:
1) Импортозависимость (на сегодняшний день «Птенец-2» это единственный отечественный многоцелевой сверхлегкий самолет, производимый серийно)
2) Проблемы импорта зарубежной авиационной техники и зависимость цены от курса иностранной валюты
3) Растущая потребность в сверхлегкой авиации: - за счет увеличения количества частных пилотов; - в связи с необходимостью замены устаревшего воздушного парка ДОСААФ и ОФ СЛА; - в связи с назревшей необходимостью повышения рентабельности всех видов авиационных работ, т.е. использование сверхлегкой техники на работах не требующих мощности более тяжелой авиации (мониторинг и патрулирование; авиахимработы; обслуживание и освоения территорий в условиях отсутствия дорожной и авиационной инфраструктуры например, доставка специалистов и небольших грузов в труднодоступные отдаленные районы и небольшие поселения и т.п.); - развития туриндустрии, в том числе на полуострове Крым.
Сверхлегкий многоцелевой самолет «Птенец-2» является инновационным отечественным продуктом, не имеющим аналогов в России и за рубежом.
Возможность установки на самолет колесных, лыжных или поплавковых шасси позволяет осуществлять взлет и посадку на аэродромах всех классов и категорий, и что более важно, на необорудованных грунтовых и водных поверхностях с располагаемой длиной не более100 м. Замена шасси может быть произведена в полевых условиях за 1 час. Внеаэродромные качества позволят эксплуатировать и обслуживать самолет силами 1-2 специалистов без специальных дорогостоящих средств и оборудования. Еще одним важным качеством самолета является высокий уровень безопасности, достигаемый за счет конструкторских и технических решений. За 15 лет эксплуатации продукции ОКБ не зарегистрировано авиационных происшествий по причине отказа техники. Тем не менее, для спасения воздушного судна и находящегося в нем экипажа, при экстренных ситуациях в воздухе, на всех разработках ОКБ «Ротор» (дельталетах, самолетах и вертолетах), предусмотрены парашютные системы спасения фирмы МВЕН, которые сертифицированы в Европе и США.
3.2. Область применения и задачи
- в качестве индивидуального транспортного средства;
- для коммерческих перевозок (аэротакси, экспресс-доставка груза и почты) и служебных перевозок персонала (вахтовики, медработники, силовики и т.п.) и груза (снабжение различного характера);
- для выполнения поисково-спасательных работ и авиационной эвакуации (МЧС и прочие ПСС);
- для учебно-тренировочных полетов, и участия в соревнованиях (ДОСААФ, ОФ СЛА);
- в качестве буксира планера;
- для десантирования парашютистов (тандем);
- для патрулирования и мониторинга (в энергетике, газово-нефтяной отрасли, лесных и фермерских хозяйствах, правоохранительных и природоохранных ведомствах) или в геологоразведке;
- для авиахимических работ;
- для экскурсионных и ознакомительных полетов.
3.3. Перспективы развития сверхлегкого самолета «Птенец-2»
Самолет имеет высокий экспортный потенциал, имеет перспективы использования в рамках реализации политики импортозамещения. Следующими этапами развития тематики являются:
- «Сертификация». Этап направлен на получение сертификат типа, наличие которого позволит эксплуатировать самолет в различных ведомствами и организациях, в т.ч. в коммерческой авиации.
- «Коммерциализация». Программа направлена на расширение производства инновационной продукции исходя из спроса на всех сегментах авиационного рынка.
- «Экспорт». Данный этап подразумевает модернизацию продукции под потребности иностранных заказчиков, что позволит закрепить позиции отечественной техники на мировом авиационном рынке.
- развитие дополнительных сервисных центров и школ подготовки пилотов СВС, что лучшим образом скажется на развитии сверхлегкой авиации России.
3.4. Практическое применение самолета «Птенец -2» в Республике Коми
Сверхлегкий самолет создан специально для полетов в условиях Крайнего Севера. Самолет, рассчитанный на перевозку 250 килограммов полезного груза, привлекает прежде всего тем, что может совершать посадку практически в любом районе тундры. Для него не нужны специально оборудованные аэродромы и площадки. Кроме того, летательный аппарат легко разбирается на четыре части, хранится в гараже и вывозится к месту старта любым транспортом, в том числе на прицепе к легковому автомобилю. Плюс шасси самолета "Птенец-2" может комплектоваться поплавками или лыжами, что также позволяет использовать его летом на водной поверхности, а зимой — в тундре. Он всепогодный, наличие обогрева и вентиляции кабины позволяет выполнять полеты в диапазоне температур от -40 до +40 градусов. Легко управляется в "болтанку". Имеет максимальный объем кабины, что хватает для размещения багажа или даже лежачего пассажира. Два человека смогут собрать и разобрать его для перевозки за 30 минут.
Средняя скорость "Птенца-2" составляет около 120 километров в час, дальность полета — тысяча километров. Может лететь низко над землей со скоростью 60 километров в час — это удобно, например, при поиске потерявшегося человека. Главное преимущество этого транспорта — экономичность: на час лету нужно лишь 14 литров 95-го бензина, это около 700 рублей. На экстренный случай предусмотрен парашют — он вмонтирован в крылья планера, а рычаг для его выпуска находится в кабине, под рукой пилота. Кроме того, у этого самолета невысокая цена — около трех миллионов рублей. Данный самолет может использоваться для помощи оленеводам, для мониторинга лесных массивов на выявление пожаров и для наблюдения за животными в национальном парке «Югыд ва».
4. Заключение
Все больше и больше людей в России ищут возможности освоить воздушное пространство. Что еще может так мотивировать и воодушевлять как мысль о возможности свободно и беспрепятственно перемещаться не только в трех привычных плоскостях, но и в вертикальной. Кто-то мечтает о том, чтобы получить профессию, связанную с небом, а кто-то летать в свободное время на собственном небольшом самолете. Времена меняются, меняются законы, небо становится все более доступным.
|