Суббота, 21.12.2024, 19:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год)

Являются ли конкурентоспособными забытые проекты истребителей?

Автор: Самонина Валерия Германовна

Возраст: 15 лет

Место учебы: МБОУ ЛАП 135

гамара

Руководитель: Самсонова Наталья Юрьевна

Историко-исследовательская работа «Являются ли конкурентно-способными забытые проекты истребителей?»

 

 

 

 

 

Убийца авианосцев

Осенью 1961 Министерство обороны вышло с предложением о создании самолета-истребителя авианосцев. Госкомитет по авиационной технике (ГКАТ) поручил эту разработку КБ Туполева, Яковлева и Сухого.

Вскоре как варианты на конкурс был предложен Ту-135 с крейсерской скоростью 2300 км/ч (с планером из алюминиевых сплавов), проект КБ Сухого Т-4 и Як-35 оба — с крейсерской скоростью 3200 км/ч (с планером из стали и титана).

Рассмотрим более подробно Т4

ТУ 4

Принято считать, что самыми быстрыми самолетами являются истребители. Однако в 70-х годах в Советском Союзе был построен тяжелый ракетоносец, соревноваться в скорости с которым не мог ни один истребитель в мире. Это был Т-4, который сконструировали в ОКБ им. П. Сухого.

 

История создания самолета Т-4

В начале 60-х годов СССР достиг стратегического паритета со своим основным соперником в глобальном противостоянии − Соединенными Штатами Америки. Это произошло благодаря ускоренному развитию бомбардировочной авиации и ракетно-ядерных систем. Обе стороны на этом не остановились и продолжили гонку вооружений.

 

Самолет Т-4

 

Соединенные Штаты совершенствовали свои стратегические арсеналы и добились в этом серьезных успехов. Поднялись в небо прототипы стратегического бомбардировщика XB-7 Valkirie и самолета-разведчика SR-71 Blackbird. Пентагон приступал к созданию стратегического бомбардировщика B-1, в потенциале самого совершенного авиационного ударного комплекса. Один за другим входили в состав американского военно-морского флота атомные подводные лодки и мощные плавучие аэродром-авианосцы. Игнорировать такую угрозу СССР не мог.

 

 

 

В 1963 году советские военные поставили задачу – создать стратегический авиационный ударно-разведывательный комплекс, который на дальностях до 7 тысяч километров мог находить и с помощью управляемых ракет уничтожать любые цели. Приоритетными среди них были авианосные группировки потенциального противника. Среди конструкторских бюро объявили конкурс. Свои проекты представили КБ Павла Сухого, Андрея Туполева и Александра Яковлева. Победителем признали модель Т-4, предложенную Сухим.

 

 

 

Это было неожиданное решение, ведь КБ Сухого специализировалось на легких фронтовых истребителях и перехватчиках, а здесь – стратегический ракетоносец весом в 100 тонн. Главным козырем Т-4 стала высочайшая крейсерская скорость полета – 3200 км/ч (три скорости звука). Это обещало полную неуязвимость машины при прорыве ПВО противника.

 

Самолет Т-4

 

Патриарх советской бомбардировочной авиации Андрей Туполев резко возражал против передачи проекта Павлу Сухому. Неофициально самолет Т-4 назвали «соткой» из-за взлетного веса машины. Разработку проекта возглавил Наум Черняков. Он уже имел опыт работы над стратегическими межконтинентальными системами. В 50-х годах он был главным конструктором сверхзвуковой беспилотной двухступенчатой крылатой ракеты «Буря». Она могла летать на расстояния несколько тысяч километров со скоростью 3500 км/ч.

 

 

 

При создании «Бури» впервые широко использовался титан – легкий металл, который выдерживает огромные температуры. Он стал незаменимым в условиях продолжительного полета на сверхзвуковых скоростях. Проект был закрыт в 1960 году, но многие наработки по «Буре» (термостойкие материалы, технологии их обработки) использовались при строительстве Т-4.

 

 

 

Конструкция Т-4

 

 

 

Практически все в конструкции этой машины было новым и неизведанным. Поэтому работа над самолетом позволила поднять на новую высоту многие отрасли науки и техники. Т-4 стал своеобразным техническим университетом, через который прошли участники его создания. В целом, при создании Т-4 было внедрено 600 изобретений. Ни один самолет, построенный к тому времени в СССР, не имел такого большого количества оригинальных разработок.

 

Самолет Т-4

 

Вместе с КБ Сухого над разработкой «сотки» активно работали ученые Центрального аэрогидродинамического института. Они принимали участие в разработке аэродинамической схемы и уникальной системы управления. Конструкторы выбрали компоновку по схеме «утка», в состав которой входило переднее горизонтальное оперение. Для снижения лобового сопротивления носовую часть решили сделать подвижной. На взлете и посадке летчик наклонял бы ее вниз, в полете закрывал, пилотируя самолет только по приборам. Это было крайне рискованное решение. Однако оно обещало большой прирост скорости.

 

 

 

Корпус машины решили сделать смешанным – из титана и стали. Оригинальный самолет требовал не менее оригинальных двигателей, которые способны выполнять нормальную работу в жесточайших температурных условиях и разреженном воздухе. Такие силовые установки сделали в Рыбинске. Воздухозаборники и четыре двигателя установили под фюзеляжем «сотки» одним пакетом. Острословы тут же прозвали такую схему «коммунальной постелью». Впервые в отечественной практике на самолете была применена сверхнадежная электро-дистанционная система управления с четырехкратным резервированием.

 

 

 

Летные испытания самолета Т-4

 

 

 

22.08.1972. Летчик-испытатель Владимир Ильюшин вместе со штурманом Н. Алферовым заняли места в кабине первого опытного экземпляра Т-4. На аэродроме летно-исследовательского института имени Громова в городе Жуковском собрались конструкторы, инженеры, ученые, представители военно-воздушных сил. Машина легко взлетела и быстро набрала высоту. «Сотка» оказалась проста в пилотировании, обладала хорошей устойчивостью и управляемостью.

 

Самолет Т-4 зима

 

Первый сорокаминутный полет прошел успешно и без каких-либо замечаний. «Это самолет двадцать первого века», − сказал Владимир Ильюшин после мягкой посадки. По плану летных испытаний первого этапа прошло девять полетов ракетоносцев Т-4. Их результаты привели заказчиков из Министерства обороны буквально в состояние эйфории. Километр в секунду – с такой скоростью противовоздушные средства любого противника справиться не в состоянии сегодня, в двадцать первом столетии.

 

 

 

Стотонная машина управлялась так же легко, как обычный истребитель. Полученные летные характеристики полностью совпадали с расчетными. Главнокомандующий ВВС СССР, главный маршал авиации Павел Кутахов так оценил самолет Сухого: «Это настоящее русское чудо».

 

По итогам первого этапа испытаний военные заказали промышленности 250 машин. Их должны были строить на заводе в Казани – основной производственной базе КБ Туполева. Но в 1974 году по указанию Министерства авиационной промышленности работы над самолетом Т-4 были приостановлены. Генеральный конструктор Павел Сухой пытался выяснить основания для такого решения у министра обороны маршала Гречко.

 

 

 

15.09.1975. Генеральный конструктор умер, так и не получив внятного ответа. Официально тему закрыло постановление Совета Министров СССР от 19.12.1975. В нем указывалась такая причина прекращения работ по «сотке» − «в целях сосредоточения сил и средств на создание Ту-160 как основного стратегического многоцелевого самолета».

 

 

 

Модификации Т-4

 

 

 

На базе Т-4 в начале 70-х годов было создано еще два проект: модернизированный ракетоносец Т-4М, имеющий крыло изменяемой стреловидности, а также Т-4МС, так называемая «двухсотка» − стратегический двухрежимный ударный самолет. Первый летный экземпляр Т-4 находится на вечной стоянке в Центральном музее ВВС в поселке Монино Московской области.

 

Самолет Т-4 схема

 

Усилия, затраченные на постройку самолета Т-4, не были напрасными. Многие технические идеи, достижения, которые были воплощены в нем, в дальнейшем использовались в конструкциях многих ударных самолетов следующих поколений. После прекращения работ по тематике Т-4 КБ П. Сухого сосредоточилось на создании истребителей и фронтовых ударных самолетов.

 

Самолет Т-4 характеристики:

 

 

 

Модификация  Т-4

Размах крыльев, м  22.0

Длина, м  44.0

Высота, м  11.2

Площадь крыла, м2  295.7

Масса, кг

 пустого самолета  55600

 нормальная взлетная, кг  114000

 максимальная взлетная, кг  135000

Тип двигателя  4 ТРД РД36-41

Тяга, кгс  4 х 16000

Максимальная скорость, км  3200

Крейсерская скорость, км  3000

Дальность полета, км  7000

Разбег, м  950-1050

Пробег, м  800-900

Практический потолок, м  18000

Экипаж, чел  2

Вооружение:  2 стратегические ракеты воздух-поверхность

По своим характеристикам среди советских образцов этот самолет намного обогнал свое время. Но, к сожалению, в результате обилия новшеств по стоимости он стал «золотым». Это и предопределило его дальнейшую судьбу

Существующие конкуренты т4

КОНКУРЕНТЫ Т 4

Со времён Первой мировой войны и до наших дней в ВВС разных стран мира служило огромное количество самолётов. Но какие из этих машин лучшие? Предлагаю вашему вниманию самые известные образчики военной авиации за всю её более чем вековую историю, хотя в разных странах могут быть разные мнения по этому вопросу.

Avro Lancaster

Авро 683 Ланкастер – британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, находившийся на вооружении Королевских ВВС. Впервые поднялся в воздух в начале 1941 года.

Boeing B-17 Flying Fortress («Летающая крепость»)

Первый серийный американский цельнометаллический тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик был спроектирован в 1934 году.

Messerschmitt Me.262

Мессершмитт Me.262 – немецкий реактивный истребитель, самолёт-разведчик и бомбардировщик времён Второй мировой войны. Стал первым в мире серийным реактивным самолётом, а также первым в мире реактивным самолётом, который участвовал в боевых действиях.

 

 

Вывод: сравнив существующих конкурентов с забытым проектом т4, можно сделать вывод, что в наше время он так же является конкурентно способным, и некоторые идеи его создания можно использовать в наше время

Категория: Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год) | Добавил: Service (17.01.2016) | Автор: Самонина Валерия Германовна W
Просмотров: 1695 | Рейтинг: 3.8/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024