Воздушный таран. Работу выполнил: Птицын Артём. Консультант: учитель физики МОУ Теньковская СОШ Птицына Елена Анатольевна. План. 1. Введение. 2. Различные техники тарана. 3. Они были первыми. 4. Воздушный таран в годы ВОВ. 5. Использование тарана с развитием реактивной авиации. 6. Заключение. 7. Источники. Введение. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова так даёт определение слову подвиг - героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях. Эталоном ратного подвига по праву стал воздушный таран, когда лётчик, ставя на карту собственную жизнь, обрушивает во имя победы удар своей машины на самолёт врага. Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, наставлениями или инструкциями. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу. Ими двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам, чувство долга и личной ответственности за судьбу страны. Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А.Новиков, бывший главкомом ВВС в 1942-1946 годах, так говорил: "Воздушный таран - это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе - это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл и не мог учесть враг." Советские лётчики применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках. Тараны совершались в групповых и одиночных боях, днём и ночью, в чистом небе и в облаках, на малых и больших высотах, над своей и территорией и над территорией противника. Есть довольно распространённое мнение, что таран - это некий фатальный акт самопожертвования. Но вот что писал Алексей Толстой в одном из своих фронтовых очерков, который так и назывался - "Таран": "Советский лётчик никогда не уклоняется от боя, и чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчётливее его движения, тем стремительнее его рефлексы... Советские лётчики создали новую форму атаки, фашисты не осмеливаются её применять. Я говорю о таранении в воздухе врага, при условии сохранения не только своей жизни, но и в некоторых случаях своей машины." Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана погибло примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но и многие продолжали вести бой и совершали посадку на своём самолёте. Есть случаи, когда лётчики совершали по два тарана в одном бою. Несколько десятков человек совершили так называемые "двойные" тараны, когда с первого раза самолёт противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом. Таран выполняется путём направления самолёта на цель и нанесения им по цели удара. Разрушение цели может производиться как за счёт непосредственно кинетической энергии атакующего самолёта, так и за счёт детонации боеприпасов атакующего самолёта, либо имеющихся на цели. При таране наземной цели или корабля пилот атакующего самолёта не имеет никаких шансов на выживание (кроме покидания самолёта до момента столкновения с целью). При таране воздушной цели пилот при определённом опыте и везении может выжить, либо воспользовавшись парашютом, либо даже сохранив свой самолёт в относительной исправности и посадив его. Различные техники тарана. В зависимости от конструкции самолётов в разное время использовались различные техники тарана: Удар шасси по крылу Применялся на ранних бипланах, имеющих непрочное крыло и неубирающиеся стойки шасси. Атакующий аэроплан заходит на цель сверху и наносит удар колёсами шасси по верхнему крылу цели. Именно этот способ тарана применил Нестеров, но из-за неверно рассчитанной скорости произошёл удар фюзеляжем, что привело к повреждению аэроплана и последующей гибели пилота. Позже этот тип тарана удачно применил Александр Казаков. Удар пропеллером по хвостовому оперению Широко применялся на поршневых самолётах самой разной конструкции. Атакующий самолёт заходит на цель сзади и наносит удар пропеллером по хвостовому оперению цели. Удар приводит к разрушению либо потере управляемости самолёта-цели. Самый распространённый вид воздушного тарана во времена Великой Отечественной войны. При правильном исполнении лётчик атакующего самолёта имеет достаточно хорошие шансы: при столкновении страдает только пропеллер, и даже если он выйдет из строя, есть шанс посадить машину или выпрыгнуть с парашютом. Удар крылом Производится как при лобовом сближении, так и при заходе на цель сзади. Удар наносится крылом по хвосту или фюзеляжу, в том числе кабине пилота самолёта-цели. Иногда такими таранами заканчивались лобовые атаки. Удар фюзеляжем Самый опасный для лётчика вид тарана. К нему можно также отнести столкновение самолётов при лобовой атаке. Как ни удивительно, даже после такого тарана некоторые лётчики оставались живы. Удар хвостом (таран И. Ш. Бикмухаметова) Таран, совершённый И. Ш. Бикмухаметовым во время Великой Отечественной войны: выйдя в лоб противнику с горкой и виражом Бикмухаметов нанёс удар хвостом своего самолёта по крылу противника. В результате противник потерял управление, сорвался в штопор и разбился, а Бикмухаметов смог даже довести свой самолёт до аэродрома и благополучно приземлиться. Таран В. А. Куляпина Таран на реактивном истребителе крупного транспортного самолёта. Куляпин зашёл на цель сзади и ударом части фюзеляжа за кабиной и вертикального киля своего истребителя обрубил стабилизатор атакуемого самолёта. Таран С. П. Субботина Таран на реактивном истребителе, применён в воздушном бою в Корее. Субботин попал в ситуацию, когда его на снижении догонял противник. Выпустив тормозные щитки, Субботин сбросил скорость, фактически подставив свой самолёт под удар. В результате столкновения противник был уничтожен, Субботин успел катапультироваться и остался жив. Сам Субботин, описывая произошедшее, не говорил о таране и о намеренном совершении столкновения . Они были первыми. Изобретателем воздушного тарана считается русский авиатор Н. А. Яцук, который в журнале «Вестник воздухоплавания» № 13-14 за 1911 год высказал предположение, что, «Возможно, что в исключительных случаях лётчики будут решаться таранить своими аэропланами чужой» (в этот период на аэропланы ещё не устанавливалось стационарного огнестрельного вооружения, поэтому бой между машинами в воздухе был практически невозможен). Он же предложил первый способ воздушного тарана, дающий лётчику шансы на выживание: удар по крылу аэроплана противника сверху шасси своего аэроплана. Именно у Яцука идею тарана узнал Пётр Нестеров, впервые применивший воздушный таран на практике 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика. Осуществив за время войны 28 вылетов, 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква Пётр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил самолет, в котором находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. Дело в том, что в начале войны самолёты всех воюющих стран, кроме русского «Ильи Муромца», не имели пулемётов. Командование считало, что основная задача авиации — разведка, и наличие пулемётов будет отвлекать лётчиков от выполнения основной задачи. Поэтому первые воздушные бои велись с помощью карабинов и револьверов. Таран же был самым эффективным способом сбить вражеский самолёт.
Тяжёлый «Альбатрос» летел на высоте, недосягаемой для выстрелов с земли. Нестеров пошёл ему наперерез в лёгком быстроходном «Моране». Австрийцы пытались уйти от столкновения, но Нестеров настиг их и попытался ударить «Альбатрос» по крылу своим шасси, однако, не рассчитав скорость, врезался винтом в крыло. Оба самолёта упали на землю, а лётчики погибли. Нестеров не собирался уничтожать самолёт врага ценой собственной жизни. В «Акте расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова» указывалось: «Штабс-капитан Нестеров уже давно выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударами сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причем допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика». Воздушный таран в годы Великой Отечественной войны. Воздушный таран широко использовался в годы Великой Отечественной войны, когда советские лётчики совершили более 600 таранов (точное количество неизвестно, так как исследования продолжаются и постепенно становятся известными всё новые случаи). Более 2/3 из них приходится на 1941-1942 годы - самый тяжёлый период войны. В то время в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолётам ближе чем на 100 м во избежание тарана; известен лётчик, таранивший вражеские самолёты четыре раза. Это Борис Ковзан. Всего 28 побед:
24 июня 1941. Гомель, пулемётным огнем сбит бомбардировщик противника 29 октября 1941. Зарайск, Московской области таран самолёат-разведчика. Противник сбит, самолёт вернулся на аэродром. 21 февраля 1942. Торжок Тверской области, таран бомбардировщика. Противник сбит, самолёт вернулся на аэродром. 7 июля 1942. Лобница Новгородской области, таран истребителя. Противник сбит, самолёт вернулся на аэродром. 13 августа 1942. Старая Русса Новгородской области, таран бомбардировщика. Противник сбит, Ковзан выпрыгнул с парашютом. 28 16 июля 1943. Саратов, пулемётным огнем сбит бомбардировщик. Противник сбит, самолёт вернулся на аэродром.
Железная воля… «Иду на таран!» Проносится эхом по небу. Отчаянный крик, тяжелый удар, Последний вздох для Победы. Железная воля. Русский пилот, Бесстрашие, смерть ради жизни, За близких своих, советский народ, За вечное слово Отчизна. Железная воля… «Юнкерс» в огне… Война забирает героев. Сколько их было, неведомо мне, Я выпью до дна за них стоя....
Счет таранам открыл старший лейтенант В. Иванов. Его часы, остановившиеся в момент столкновения, показывали 4 часа 25 минут 22 июня 1941 года. С начала войны прошло меньше получаса. В 5 часов в небе Белоруссии Д. Кокарев срезает хвостовое оперение «мессершмитту». В 5 часов 15 минут в небе Западной Украины Л. Бутелин бросает свою «Чайку» на вражеский бомбардировщик… Еще через 5 минут один «хейнкель» уничтожен пулеметным огнем, а другой — тараном С. Гудимова… Этот список можно продолжить. В первый день войны советские летчики таранили врага 19 раз! За годы войны было нанесено свыше 600 таранных ударов. Со стороны же противника не было сделано ни одной попытки совершить таран. В первый год войны советскими летчиками было произведено 192 тарана, в последний — 22 Один из первых воздушных таранов в годы Великой Отечественной войны осуществил летчик Андрей Данилов. Произошло это 22 июня 1941 года в небе над Гродно. Данилов в ту пору был старшим политруком 1-й эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка, который вначале размещался на аэродроме под Скиделем, но в связи с его реконструкцией полк 18 июня перевели на полевой аэродром "Лесище”. В первый день войны командир авиаполка подполковник Гордиенко ночью получил от оперативного дежурного сообщение о бомбардировке немецкими самолетами Гродно. За неделю до этого в части изучили заявление ТАСС от 14 июня, и Гордиенко предположил, что от немецкой стороны можно ожидать провокации. Гордиенко примерно в 3 часа 30 минут приказал дежурному звену в составе лейтенанта Комарова, младших лейтенантов Данилова и Трещева отправиться в разведывательный полет. Но даже после возвращения летчиков, которые подтвердили, что к границе подтягиваются войска, командование полка не имело твердой уверенности, что началась война. Первый воздушный бой в пятом часу утра возле Гродно провела пятерка истребителей, возглавляемая Даниловым. Три фашистских бомбардировщика Ю-88 летели к железнодорожному вокзалу. С третьей атаки Данилов уничтожил "юнкерс”, еще два вражеских самолета были сбиты нашими летчиками. Через несколько часов эскадрилья Данилова опять патрулировала небо над Гродно, а вскоре состоялся еще один воздушный бой, в котором Данилов сбил еще один вражеский самолет, уже второй за это первое военное утро. Примерно в 10 часов, возвращаясь на аэродром "Лесище”, летчики эскадрильи Данилова увидели, что около 40 фашистских бомбардировщиков летят к аэродрому "Черлена”, на котором размещались советские бомбардировщики. С востока в боевом строю навстречу врагу приближались две эскадрильи 127-го авиационного полка. В воздушном пространстве примерно от Лунно до Гродно завязался воздушный бой, в котором участвовали с двух сторон около 70 самолетов. Бой продолжался более получаса. У фашистов было не только количественное, но и качественное превосходство. Советские И-153 уступали в маневренности и в технических параметрах немецким самолетам. Данилов, передав командование группой заместителю, вместе с ведомым самолетом отправился на помощь к товарищам, которые сражались в небе над Черленой. Ведомый, получив повреждение в предыдущем бою, отстал и не смог прикрыть товарища. И Данилов в одиночку принял бой с девятью вражескими самолетами. Ему удалось сбить два бомбардировщика, но в это время появились вражеские истребители. Фашистский снаряд попал в крыло его самолета, осколком был ранен Данилов. Часы, лежавшие в нагрудном кармане, спасли ему жизнь, защитив от пули. Летчик видел самоуверенное лицо немецкого пилота. У Данилова закончились боеприпасы, он направил самолет на противника, протаранив винтом крыло "мессершмитта”. Вражеский истребитель начал падать. И-153 тоже потерял управление, но истекающий кровью Данилов вывел самолет в горизонтальный полет и с убранным шасси сумел посадить его на ржаном поле. 13 августа 1942 года лейтенант Ачкасов в паре с командиром эскадрильи неподалёку от посёлка Подклетное близ города Воронежа вступил в бой против 9 бомбардировщиков и 7 истребителей противника. Наши истребители смело атаковали врага и помешали «юнкерсам» прицельно сбросить бомбы. В первой же атаке Ачкасов сбил один Me-109. Завязался упорный воздушный бой, длившийся 40 минут. У Ачкасова вышли все боеприпасы, а в это время в хвост самолёта командира зашли 2 «мессершмитта». Тогда лейтенант уверенным и искусным манёвром заставил одного фашиста отвернуть, а на второго пошёл на таран. На высоте 5000 метров он обрушился на врага. Удар был настолько силён, что Ме-109ф начал разваливаться ещё в воздухе. Обломки его упали в районе деревни Ново-Троицкое.
Нередки были случаи, когда повреждённый самолёт направлялся лётчиком на наземную или водную цель. Гастелло Николай Францевич. 26 июня 1941 во время бомбёжки вражеской танковой колонны па дороге Радошковичи — Молодечно у самолёта Гастелло был пробит бензобак и возник пожар. Экипаж (лейтенанты А. А. Буденюк, Г. Н. Скоробогатов и старший сержант А. А. Калинин) во главе с Гастелло не покинул самолёт на парашютах и он направил горящую машину на скопление танков, автомашин и бензоцистерн, которые взорвались вместе с самолётом. Награжден орденом Ленина. Грибовский Александр Прокофьевич. 19 марта 1945 года в составе экипажа Меркулова вылетел для нанесения удара по важному конвою, идущему к окруженной немецкой группировке в Курляндском котле. Когда торпедоносцы обнаружили корабли, в отражение атаки наших самолетов включилась вся артиллерия конвоя. При атаке транспорта самолёт был подбит, и лётчик повернул свой горящий самолет на вражеское судно. Таран корабля самолётом произошёл на траверзе г. Нойкурен. Екатерина Зеленко. 12 сентября 1941 года совершила два разведывательных боевых вылета на самолёте Су-2. Несмотря на то что во время второго вылета её самолёт был повреждён, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолёта были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолёт был подбит и вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолёт, а когда у неё закончился боезапас, таранила второй немецкий самолёт. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сам. ). Это единственный случай воздушного тарана, совершённого женщиной.
В японских войсках времён Второй мировой войны существовали специальные подразделения камикадзе — лётчики таранили корабли противника на самолётах, начинённых взрывчаткой.
Летчики-камикадзе свои первые вылеты совершали на обычных самолетах, нагруженных бомбами. В дело шли не только истребители, но и разведчики, бомбардировщики, гидросамолеты. Особенно широко использовался морской истребитель, который американцы называли «Зеро». Он нес одну 250-килограммовую бомбу. Место попадания камикадзе в авианосец.
В боях за остров Окинава летчики-смертники впервые применили новое, сконструированное специально для них средство — реактивную пилотируемую бомбу «Ока» («Цветок вишни»). За шесть месяцев японская промышленность выпустила 755 пилотируемых, бомб «Ока-11». Следующая модель, «Ока-22», поступить в производство не успела. Силовая установка «Ока-11» состояла из трех пороховых ракетных двигателей, работавших 8—10 сек. Боевая часть несла 750 килограммов взрывчатого вещества. Бомба доставлялась к цели бомбардировщиком частично скрытой в его бомболюке. При подходе к цели на 20— 30 км пилот занимал свое место в бомбе, которая отделялась от носителя на высоте 8000 м и планировала со скоростью 370 км/час. На конечном участке пути пилот включал двигатели, разгонявшие смертоносное оружие до 850 км/час. На цель камикадзе пикировал со скоростью около 1000 км/час. Отделившись от самолета-носителя, летчик обрекал себя на верную смерть, поскольку «Ока» не имела никаких посадочных приспособлений. Использование тарана с развитием реактивной авиации. Заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка (34-я воздушная армия, Закавказский ВО) капитан Елисеев Г.Н. 28 ноября 1973 года нёс боевое дежурство на аэродроме Вазиани. В районе Муганской долины (Азербайджанская ССР) Государственную границу СССР нарушил самолёт F-4 "Фантом" (T-33 ?) ВВС Ирана. По команде с КП он сначала занял готовность №1, а потом взлетел на истребителе МиГ-21СМ на перехват самолёта-нарушителя. Капитан Елисеев настиг нарушителя недалеко от границы. С земли поступил приказ: "Цель уничтожить!". Елисеев пустил 2 ракеты, но они прошли мимо. С КП поступил приказ капитана Чёрного пресечь полёт противника любой ценой. Елисеев ответил: "Выполняю!". Видимо Елисеев забыл, что его самолёт (единственный в полку) вооружён пушкой, и решил пойти на таран. Он сблизился с самолётом-нарушителем и крылом своего истребителя нанёс удар по его хвостовому оперению. Тот пошёл вниз. Экипаж в составе американского инструктора и иранского учлёта катапультировался и был задержан пограничниками. Самолёт Елисеева после тарана врезался в гору, лётчик погиб. Произошло это в 13.15.
18 июля 1981 года государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Канадэр CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший партию оружия в Иран. На перехват с аэродрома Сандар (Грузия) были подняты две пары истребителей Су-15ТМ из 166 иап. Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Тогда на цель был наведён лётчик того же полка гвардии капитан Куляпин В.А. Ему была поставлена задача посадить нарушитель на нашей территории. Обнаружив самолёт-нарушитель на высоте 11000 м, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой. Тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. Тогда с КП поступила команда нарушителя сбить. Су-15ТМ (б/н 37) Куляпина был вооружён ракетами дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе. Тогда Куляпин решил таранить. Он сблизился с самолётом-нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в 2 км от границы. Экипаж погиб. Представлялся к званию Героя Советского Союза. Награждён орденом Красного Знамени.
Заключение. "Воздушный таран - это не только виртуозное владение машиной, исключительная храбрость и самообладание, это одна из форм проявления героизма, того самого морального фактора, который присущ советскому человеку, который не учел враг, да и не мог учесть, так как имел о нашем народе, о нашем строе весьма смутное представление", - сказал дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации Александр Александрович Hовиков, возглавлявший в первые годы воины военно-воздушные силы Ленинградского фронта. Как объясняли свой поступок сами летчики? Спартак Маковский, сбивший за войну 18 самолетов врага один из них - таранным ударом, на вопрос, думал ли он о своей жизни, идя на таран, ответил: - Hет, не думал. Я просто знал, что внизу бьются моя друзья, что им тяжело и, если гитлеровцы прорвутся туда, им еще тяжелее станет. Значит, надо уничтожить врага. А уж каким способом - значения не имеет. Дмитрий Hикитин объяснил свой шаг с позиции летчика и гражданина: - Hастоящий летчик в первую очередь всегда расчетлив. Каждый из нас знал, сколько труда уходит на создание одной боевой машины. Знали мы и о тех безусых мальчишках у станков, что работают, подставив по малости роста под ноги ящик. А сколько возятся с каждым самолетом техники на аэродроме! Так что на таран я шел не из геройства - по необходимости. По другому не выходило.
Hо долго не хотели верить в возможность сознательного тарана фашистские асы, хотя последние советские тараны прошли уже в небе над Германией - Павла Головачева, Петра Иванникова, Александра Колесникова, Александра Мастеркова. А таран Федора Петрова над Берлином был последним за войну. Hа земле старшего лейтенанта Петрова ждал представитель союэнических войск. Через переводчика спросил: - Почему вы пошли на смертельный риск, когда война практически кончается? Вам что, не хочется жить? - Очень хочется,- рассмеялся Федор Семенович - Мне ведь только двадцать пять! Hевеста ждет, мать. Просто я не могу допустить, что фашист уйдет, понимаете? Он ведь тогда успеет еще кого-то сбить из моих товарищей или из ваших летчиков! Источники. 1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Воздушный таран 2. http://aeroram.narod.ru/win/taran.htm 3. "Бессмертные подвиги"/Сост.: А. П. Коваленко, А. А. Сгибнев. - М.: Воениздат, 1980. 4. http://aeroram.narod.ru/win/samolet/xp-79.htm 5. Герой воздушных таранов. - М., 1980.