Уникальная возможность
Являясь одним из ведущих аэрокосмических предприятий региона, ОАО «Кузнецов» выступило соорганизатором одного из ключевых этапов Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского. А чтобы ребята, всерьез интересующиеся авиацией и космосом, смогли полнее ощутить, чем живет современная космонавтика, моторостроители подготовили для них уникальный сюрприз. После награждения, экскурсии по сборочным цехам и заводскому музею участников мероприятия ждала поездка на испытательный полигон. На самые настоящие огневые испытания серийного ракетного двигателя.
Маршевые двигатели РД-107А/РД-108А устанавливают на первой и второй ступенях ракет-носителей семейства «Союз» самарского производства. Изготовление двигателей этого типа на ОАО «Кузнецов» освоили 55 лет назад. За это время здесь выпустили около 10 тысяч таких изделий. До сих пор надежность двигателей РД-107А/РД-108А считается практически стопроцентной - 99,99%.
Как пояснил заместитель главного инженера обособленного подразделения «Винтай» ОАО «Кузнецов» Владимир Горлов, в ходе огневых испытаний фиксируются более 250 различных параметров, которые характеризуют работу двигателя - давление, температуру, вибрацию...
Три, два, один...Минутная готовность. В хмурой тишине мартовского леса пронзительно ревет сирена. Испытания - не забава, рядом с сооружениями испытательного стенда замерла пожарная машина, ее расчет - в полной боевой готовности.
Упруго расправились струи водяной завесы, защищающие конструкции стенда от испепеляющего жара. Двигатель, закрепленный под углом 20 градусов, матово отблескивает серебром. Зажигание - и из четырех камер сгорания вырывается пламя, ветер уносит облако копоти от несгоревшего керосина.
Режим «промежуточной ступени» длится несколько секунд - и вот урчание сменяется раскатистым громом. Ладони инстинктивно стискивают уши. Стенд в сотне метров. По груди, по ногам, по лицу что-то как будто бы колотит, не переставая.
Струя пламени становится ослепительно белой. Поток плазмы температурой около 3 тысяч градусов ударяет в отбойник. Защитная водяная завеса превращается в пар. «Главная ступень», полная тяга, более 70 тонн! Через четыре прожорливых глотки в секунду проходит около сотни литров керосина и жидкого кислорода...
«Огневые испытания проходит каждый двигатель, - пояснил Владимир Горлов. - Мы как изготовители должны убедиться в их пригодности для отправки заказчикам, в ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», где наши изделия устанавливаются на серийные ракеты-носители».
А космические старты идут один за другим. Только что, 29 марта, самарские двигатели, успешно отработав на носителе «Союз-ФГ», подняли на орбиту космический корабль «Союз ТМА-08М». Экипаж 35/36-й длительной экспедиции уже работает на Международной космической станции, и в этом немалая заслуга наших специалистов.
Запомнят навсегда«Эмоция, одна большая эмоция! - Владислав Акимов второй раз на испытаниях, но не может сдержать восторга. - Сногсшибательно, когда вас трясет воздух, дома мой сабвуфер так не может...» Влад учится в лицее авиационного профиля №135, на региональном этапе олимпиады занял второе место. Его хобби - астрономия, а поступать он собирается в аэрокосмический университет.
На вопрос о том, что нужно сделать, чтобы их сверстники тоже заинтересовались авиацией и космонавтикой, и Владислав, и Павел Шипилов из Сергиевска (занял 3-е место) ответили очень похоже: сверстникам нужно увидеть то, что видели они.
Победителей регионального этапа олимпиады по истории авиации и воздухоплавания в СМИ уже окрестили будущими конструкторами авиационной и космической техники. Но даже если они выберут другие специальности, эти испытания ребята запомнят на всю жизнь.