Автор: Максим Владимирович Фурсов, г. Таганрог, 13 лет
Ил-2 - символ победы в Великой Отечественной войне
Содержание
1.Введение
2.Создание Ил-2
2.1 Развитие штурмовой авиации
2.2 Главный конструктор
2.3 История создания
2.4 Новейшие достижения
2.5 Вооружение
3. Штурмовики Германии
3.1Hs 129В-1
3.2 Ju-87
4. Производство Ил-2
5. Большие потери
6. Боевое применение Ил-2
7. Статистика о гибели стрелков
8. Самолёты Ил-2 и мирное время
8.1 Памятники Ил-2 в России
8.2 Летающие Ил-2
9. Мой Ил-2
10. Заключение
11. Литература
1.Введение
Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. А народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой победе.
Г. К. Жуков
В процессе подготовки к 21 Олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания имени А.Ф. Можайского я готовил работу «Забытый проект Ил-102». Исходя из того, что первым штурмовиком Конструкторского бюро С.В. Ильюшина был легендарный Ил-2, я с увлечением открывал для себя, удивительные факты и события. Организаторы олимпиады организовали для нас интересную экскурсию в музей, расположенный на предприятии Ил, где мы обогатили свои знания увлекательными открытиями.
Изучая подробности создания Ил-2, я понял, как он стал символом своего времени. А когда мы фотографировались у памятника Ил-2, я решил изучить этот самолёт досконально.

Анализируя документы, высказывания экспертов и специалистов, я неожиданно натолкнулся на негативную критику, направленную на этот знаменитый самолет. Это побудило меня провести дополнительное исследование и выяснить, действительно ли Ил-2 был символом победы Великой Отечественной войны.
Для более глубокого исследования , мы с педагогом решили сделать летающую модель Ил-2 с размахом крыла в 2,4 метра, чтобы провести технический анализ и лучше понять его характеристики.
Цель моей работы: изучение истории создания штурмового самолета Ил-2, оценка его вклада в общую победу над врагом.
Гипотеза: является ли Ил-2 символом победы в ВОВ.
2.Создание Ил-2
2.1 Развитие штурмовой авиации
Благодаря мощному научному, конструкторскому и производственному потенциалу, к середине 1930-х годов советская авиационная промышленность достигла значительных успехов в разработке истребителей, бомбардировщиков, разведчиков и самолетов для достижения рекордов. Однако развитие штурмовой авиации заметно отставало. В первой половине 1930-х годов штурмовые части были вооружены лишь модификациями разведывательного самолета Р-5 (Р-5Ш, P-Z и ССС), которые не являлись полноценными штурмовиками. Гражданская война в Испании (1936-1939) наглядно продемонстрировала острую потребность в специализированном самолете-штурмовике, способном эффективно уничтожать бронетехнику, укрепления и живую силу врага. С 1937 года в СССР постоянно велись работы по созданию такого самолета, способного действовать непосредственно на линии фронта.
Было предложено много вариантов. Штурмовики Кочеригина (БШ и ЛБШ), Поликарпова (ВИТ-1 и ВИТ-2), Сухого (впоследствии стал бомбардировщиком Су-4), А. А. Дубровина (0Ш-АМ-35), А. И. Микояна (ПБШ-1), Ильюшина (ЦКБ-55 и ЦКБ-57).
Наиболее перспективным оказался ильюшинский БШ-2, в котором воплотились разработки по обоим проектам ЦКБ.
2.2 Главный конструктор
В 1938 г. С.В. Ильюшин , занимавший должность начальника 1-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности, написал письмо в Кремль : «…Сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика или, иначе говоря — летающего танка, у которого все жизненные части забронированы… Задача создания бронированного штурмовика, исключительно трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью за успех берусь за это дело».

2.3 История создания
Эскизный проект штурмовика БШ-2 (бронированный штурмовик - второй, он же ЦКБ-55) был предъявлен заказчику в начале 1939 года. А уже 9 июля первый опытный самолет БШ-2 был построен. 2 октября 1939 года летчик-испытатель В.К. Коккинаки впервые поднял самолет в воздух.
Новый самолет-штурмовик одноместный принятый на вооружение ВВС Красной армии под обозначением «Ил-2», сразу же был запущен в се¬рийное производство на трех заводах Наркомата авиационной промышленности (завод № 1 им. И.В. Сталина в Москве; № 18 им. К.Е. Ворошилова в Воронеже и № 381 в Ленинграде). Причем работа над этим самолетом продолжа-лась, и в его конструкцию вносили некоторые изменения.

Первый серийный одноместный Ил-2 был изготовлен в марте 1941 года, а уже в мае - июне они стали поступать в строевые части штурмовой авиации ВВС Красной армии.
2.4 Новейшие достижения
Главной особенностью самолета являлся обтекаемый бронекорпус из высокопрочной броневой стали АБ-1, созданной под руководством С.Т. Кишкина и Н.М. Склярова, разработавших высокопластичную авиационную броню и технологию ее закалки и штамповки . Броневая сталь имела хорошую ударную вязкость, что позволяло изготавливать методом штамповки броневые детали, имевшие сложную поверхность двойной кривизны. Новая броневая сталь и новая технология изготовления деталей позволили создать штурмовик не с «навесной», как это было раньше, а с «работающей», т.е. включенной в силовую конструкцию самолета, броней. Все жизненно важные части самолета - мотор, экипаж, бензо- и маслосистему удалось спрятать в обтекаемый бронекорпус. Сам бронекорпус собирался из нескольких штампованных листов брони толщиной от 4 до 12 мм. Общая масса бронирования составляла около 700 кг.
Поскольку опыт боевого применения Ил-2 выявил необходимость принятия мер для защиты задней полусферы, в феврале 1942 года было решено вернуться к двухместному варианту Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина.

Кабину стрелка оборудовали вне бронекорпуса за бронеперегородкой заднего топливного бака. Спиной к перегородке на подвесной брезентовой лямке сидел стрелок, защищенный от огня со стороны хвоста самолёта бронеперегородкой толщиной 6 мм. Масса бронекорпуса в ходе доводки и изменений достигла 990 кг.
С третьего квартала 1942 года эти самолеты стали поступать в войска во все возраставшем количестве, а с 1 февраля 1943 года уже все авиационные заводы полностью перешли на выпуск двухместных штурмовиков.
Вскоре на доработанной машине Ил-2 тип 3 начали монтировать форсированный двигатель АМ-38Ф взлетной мощностью 1750 л.с.

В результате двухместный вариант имел максимальную скорость до 414 км/ч.
2.5 Вооружение
К 1942 года двухместный Ил-2 М тип 2, был вооружен двумя пушками ВЯ-23, двумя 7,62-мм пулеметами ШКАС, восемью НУРС М-82 или четырьмя М-132, одним 12,7-мм пуле¬метом УБТ у стрелка и 400 - 600 кг авиабомб, прошел государственные испытания.
Для штурмовика это вооружение было внушительным, которое позволяло вести бой даже с истребителями противника.
Дважды Герой Советского Союза Талгат Якупбекович БЕГЕЛЬДИНОВ уже во время Восьмого боевого вылета сбил лоб в лоб Ме-109, на котором летел Ас Люфтваффе, майор с Железным Крестом, сбивший 108 самолётов!!! Немец был просто ошарашен огневой мощью русского Штурмовика.
Особенно эффективным оружием Ил-2 в борьбе с немецкими танками стали секретные противотанковые авиационные бомбы ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия.

Разработанные в стенах Ленинградского ЦКБ-22 конструктором Ларионовым Иваном Александровичем.Это позволило загружать на каждый Ил-2 более 200 ПТАБ. Столь большое число бомб позволило штурмовикам накрывать площадь шириной 15 метров и длиною 200 метров.
3. Штурмовики Германии
В течение некоторого времени возникали сомнения в возможности создания бронированного штурмовика с хорошими летными характеристиками. Великобритания и США отказались от этой идеи, полагая, что пикирующий бомбардировщик способен выполнять аналогичные задачи. Также так думали в Германии, где уже был отлично зарекомендовавший себя пикирующий бомбардировщик Ju-87. Однако весной 1937 года нескольким немецким фирмам было поручено разработать вооруженный пушками штурмовик для борьбы с бронетехникой и укреплениями противника.
Наиболее удачно заданию соответствовал штурмовик Хеншель, созданный под руководством главного конструктора компании Фридриха Николауса. Было вылущено всего 859 самолетов.

"Трофейные" документы, найденные по Hs 129В-1, в сбитом в июне 1942 г. на Юго- Западном фронте Ю-52

Выписка из Оперативно-разведывательной сводки УПВО Юго-Западного фронта на 25 июня 1942 года (ЦАМО, Фонд: 229, Опись:161, Дело 919).
проливают некоторый «свет» на реальные боевые свойства «хеншеля» с пушкой МК101, как противотанкового самолета.
Это был отчет № 210/42 от 5 июня 1942 г. на имя командующего истребительной авиации люфтваффе о проведении полигонных испытаний пушек МК101 стрельбой в воздухе с самолета Hs 129В-1 по танкам КВ-1.
Результаты испытаний оказались удручающими. В идеальных полигонных условиях, когда никто не мешал, ни в одном из вылетов «…не было достигнуто ни одного попадания из пушки МК101, так как обнаружилось, что при недостаточной тренировке и малой скорострельности пушки МК101, очень трудно добиться попаданий по небольшой цели».
Я считаю, что этот отчет дает ценное представление о реалиях военных действий во время Второй мировой войны и о том, как технические преимущества могут быть сдержаны другими факторами, такими как обучение и тактика.
3.2 Ju-87
Ещё один штурмовик Вермахта восхваляется некоторыми нашими блогерами (Моторин), рассказываются плюсы пикирующего бомбардировщика Ju-87 и минусы Ил-2. Почему-то говорят только о положительных моментах, а недостатки игнорируются которые в конечном счёте приводят к отрицательному результату в целом. Я попытаюсь объяснить.
Ю-87 имел слабую огневую мощь и отсутствие защиты, а так как Люфтваффе в первые годы войны захватили господство в воздухе, то он хорошо справлялся с поставленными задачами под прикрытием своей ИА. Для того чтобы подготовить лётчика на Ю-87 курсантам выделялось около 200 часов налета, что позволяло им развить необходимые навыки для выполнения боевых задач. Как только экипажи поредели, улучшилась ИА и ПВО РККА Ю-87 снизил качество выполнения поставленных задач. Успех боевого применения штурмовика Ил-2 привели к попытке превратить "Штуку" из пикировщика в штурмовик. Это видно по приведённой мной таблице.
Модификация |
Всего шт. |
Год производства |
А,В-1,В-2,R-1,R-2,R-4. |
1927 |
1937-1941 |
D-1 |
592 |
август1941-июль1942 |
D-3 |
1559 |
май 1942-ноябрь1943 |
D-5 |
1488 |
май 1943-сентябрь1944 |
G-2 |
208 |
декабрь1943-июль1944 |
Выпущено всего 5600 самолётов
И здесь мне хочется привести слова командира StG2 оберст-лейтенанта Э.Купфер: "Ju-87 больше нельзя использовать ни на одном фронте, даже на Востоке. Например, моя эскадра за восемь месяцев потеряли 89 экипажей. В пересчете на год это соответствует 100-процентному обновлению летного состава. Если так будет продолжаться еще год, результатом будет полный конец штурмовых частей... "
Я вот думаю, почему-то этот лучший ударный самолёт в мире, в один миг, превратился в устаревший хлам? А Ил-2, из самолёта для смертников, превратился в лучший штурмовик в мире.
4. Производство Ил-2
Для того чтобы иметь объективную картину происходящего я провёл анализ экономического состояния СССР и изучил труды доктора исторических наук М.Ю.Мухина «Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны».

Из приведённых показателей , особое внимание я обратил внимание на выплавку алюминия. Почти в четыре раза мы уступали Германии. Недостаток алюминия сказался на выпуске Ил-2, задняя балка фюзеляжа с килем и консоли крыла были деревянными. Это увеличивало вес самолёта, а также снижало живучесть машины. Во время эвакуации было вывезено 118 заводов.

Вывезли 2/3 оборудования и только 1/3 персонала. Было очень мало специалистов. Надо было подготовить рабочих из числа домохозяек и учеников старшеклассников.
Общий термин «самолёт сделали рабочие» ни о чём мне раньше не говорил. И только после глубокого изучения ситуации и решений НКАП(Народный комиссариат авиационной промышленности) я понял, какой подвиг совершил наш «Тыл» ,средние специалисты вытащили авиапромышленность.

Была создана система «индивидуального бригадного ученичества». Такая рабочая сила была малоквалифицированна, не умела читать чертежи, для работы требовался набор шаблонов, лекал, плаза, который прикладывали к деталям. Такая группа была мало маневренна, сложно было перевести с одной операции на другую. Новое требовало изменение оснастки, новых лекал и шаблонов. Зато, такая рабочая сила хорошо масштабировалась, и её легко можно было подготовить.
Вот почему ради сохранения валового производства самолётов, руководство СССР отказывалось от испытанных самолётов с более лучшими характеристиками, например Су-6 и тяжёлый штурмовик Су-8.
Из изученных мною материалов, я думаю, что наша страна и авиапромышленность в частности сумели грамотно решить поставленные задачи путем правильной стратегии подготовки новой рабочей силы и выработанной очень правильной стратегии модельного ряда (большая доля одномоторных самолётов, 40% истребители и 30% штурмовики). А количество произведенных самолётов, которые мы можем видеть в таблице.
№ завода/год |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
1 |
5 |
2991 |
4257 |
3719 |
957 |
18 |
1510 |
3942 |
4702 |
4014 |
939 |
30 |
|
1053 |
2234 |
2377 |
1990 |
381 |
27 |
243 |
|
|
|
Итого |
1542 |
8229 |
11193 |
10110 |
3886 |
Динамика выпуска Ил-2 в годы Великой Отечественной войны
Это говорит о том, что эти самолёты были очень востребованы на фронте. Не зря И.В. Сталин писал , что Ил-2 нужны фронту как воздух, как хлеб.

5. Большие потери
Серьёзным аргументом является большие потери Ил-2, т.к штурмовик имел малую скорость, был неповоротлив. Проведя анализ и изучив ряд документов, я попробую объяснить эти потери.
Боевые потери штурмовиков за все годы войны составили 10759 самолетов ВВС КА (28,9% к общему числу потерянных в войне самолетов) и 807 "Илов", потерянных ВВС ВМФ КА.
Ил-2 поступил на вооружение ВВС Красной Армии очень поздно, всего за месяц перед началом боевых действий, к этому времени ВВС получили только около 100 Ил-2 из 250 построенных. Налет при подготовке одного летчика-штурмовика в запасных авиаполках в 1941 г. составил 3-5 часов, в 1942 г. -13 часов и в 44-м - 20 часов. Обучение лётчиков было чрезвычайно ускоренным и ограниченным. Опыт применения тактики отсутствовал.
Маршала авиации, ГСС И. И. Пстыго вспоминал:
«Не знаю, как это получилось, но не только в частях но и в самом управлении 8-й воздушной армии не было необходимых документов по боевому применению Ил-2. А раз так, то лётчики действовали по своему разумению, часто не самым рациональным способом.»
Также большие потери Ил-2 несли от огня немецкой зенитной артиллерии всех калибров и истребительной авиации.
|
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
Потеряно |
520 |
1622 |
3475 |
3400 |
1683 |
Из них от действий ИА |
47 |
169 |
1090 |
882 |
369 |
От ПВО |
|
|
1468 |
1859 |
1048 |
Живучесть (вылетов на 1 потерю) |
13 |
26 |
50 |
85 |
90 |
Расчётное число боевых вылетов |
6760 |
43212 |
173750 |
289000 |
151470 |
Статистика боевой работы Ил-2
Из приведённой таблицы мы видим, что большая часть потерь штурмовиков зависела от сильнейшей ПВО немцев. Это связано с тем, что при приближении к целям на поле боя "Илы" сталкивались с непрерывной стеной зенитного огня.
По данным Управления воздушно-стрелковой службы штаба ВВС КА во время атаки Ил-2 наземных целей в полосах обороны немецких УР по штурмовику в секунду могло быть выпущено до 8000-9000 пуль крупного калибра (13 мм) и до 200-250 малокалиберных (20-37 мм) снарядов.
Ближе всех к переднему краю обороны немцев располагались крупнокалиберные зенитные пулеметы. На удалении 1 -2 км от линии фронта располагались батареи МЗА, а батареи среднего и крупного калибров - от 3 до 5 км. Расчет каждой зенитной точки составлял от 4 до 14 человек. Каждая батарея МЗА (12 20-мм или 37-мм орудий) занимала площадь около 100x100 м, а батарея ЗА среднего калибра (4 88-мм и 2 20-мм орудия) - от 200x200 м до 400x400 м.
По рассказам Героя Советского Союза летчика-штурмовика 140-го шап Н.Т. Полукарова его Ил-2 в среднем в каждом четвертом боевом вылете получал хотя бы одно повреждение в результате прямого попадания снаряда МЗА.
На основании изложенных фактов, мне хочется сделать небольшой вывод. По поводу ускоренной подготовки можно сказать, что на Ил-2 лётчиков можно было готовить быстро, в отличии от истребителя и фронтовых бомбардировщиков. Это давало на мой взгляд:
- возможность громить врага и его колонны техники, продвигающимся по нашим дорогам, с первых дней войны;
- вносить панику в армию немцев, авиация РККА не уничтожена;
- укреплению морального духа советских бойцов, особенно пехоты;
- использовать для решения других задач: разведке, корректировке,
- обычной бомбардировке складов, ж/д узлов и кораблей противника.
А от воздействия мощной ПВО противника, я думаю, любые самолёты несли бы большие потери и этих фактов в ВОВ достаточно. Ил-2 всегда находился в пекле боя, помогая выжить пехоте, и хоть как-то сохранить жизнь экипажу .
Меня очень заинтересовала информация, что к середине 1944 года немцы активно занялись разработкой 30-мм зенитных автоматов.
Я думаю, что это было вызвано тем, что 20-мм автоматы оказались недостаточно эффективными против Ил-2, а 37-мм автоматы не обеспечивали необходимую скорострельность для борьбы с низколетящими штурмовиками. Что подтверждает живучесть Ил-2.
Лётчик Штангеев, Николай Иванович вспоминал «Машина, конечно, не манёвренная, но очень живучая. Самолёт сохранял устойчивость в полёте, даже имея серьёзные повреждения».
Около 10% поврежденных штурмовиков Ил-2 отправлялись в ремонтные органы или списывались ввиду невозможности ремонта. Остальные 90% поврежденных "Илов" восстанавливались силами техсостава и полевых авиаремонтных мастерских.

С учётом высокого риска применения Ил-2, звание Героя Советского Союза в начале войны присваивалось за 10 боевых вылетов , до 1943 года звание Героя Советского Союза присваивалось за 30 боевых вылетов, а после 1943 года этот ценз увеличили до 80 . Я думаю, что рост этого показателя говорит о том, что:
- улучшилась система обучения;
- разрабатывались тактические приёмы воздушного боя, работа по наземным целям;
- налажена связь с ИА и наземными войсками;
- нарабатывалась тактика группового применения;
- стала применяться тактика борьбы с ПВО противника
Всего за годы ВОВ звание Героя Советского Союза получили 881 лётчик ША, и 840 летчиков ИА этот показатель говорит о большом вкладе Ил-2 в приближении победы.
На самолетах Ил-2 сражались летчики-штурмовики дважды Герои Советского Со¬юза Г.Ф. Сивков, Г.Т. Береговой, М.З. Бондаренко, А.И. Ефимов; Герой Советского Союза В.Б. Емельяненко и другие.
6. Боевое применение Ил-2
Ил-2 участвовал на всех фронтах , во всех значимых операциях войны. Изучая сражения , я бы выделил три основных сражения которые сделали Ил-2 легендарным штурмовиком. Это битвы за Москву , Сталинград, а также Курское сражение.
В Битве за Москву Ил-2 начали использовать не только как штурмовик, но и как истребитель, бомбардировщик и даже самолет-разведчик, из-за нехватки других воздушных средств.
В Сталинградской битве Ил-2 сыграл важную роль в капитуляции окруженной армии Паулюса, прерывая попытки немецких транспортных самолетов доставить продовольствие и боеприпасы к окруженным войскам. Поддержка пехоты с воздуха , налеты на вражеские позиции и участие в уличных боях стали основными задачами штурмовиков.
Маршал авиации И. ПСТЫГО, Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР вспоминал: «Нам зачитали телеграмму Военного совета 62-й армии: «Бойцы, командиры и Военный совет армии восхищены действиями группы штурмовиков. Их смелые и умелые действия оказали существенную помощь нашим войскам в уличных боях в Сталинграде. Чуйков, Гуров».
Пик военной славы Ил-2 пришелся на Курскую битву. Благодаря действиям Ил-2 в начале Курской битвы было полностью остановлено продвижение 9-й танковой дивизии вермахта, что дало нашим танкистам значительное преимущество на земле.
Последняя крупная операция с использованием самолетов этой модели штурмовика — захват Зееловских высот в апреле 1945 года.
7. Статистика о гибели стрелков
Ещё мне хочется рассказать о своих исследованиях при изучении фактов «огромных потерь борт стрелка 1:7». В начале работы , я не обращал на это особого внимания, война ведь…. Но, когда я работал с различными статистическими данными мне показалось очень странным , Потери среди экипажей составили 7837 летчиков и 3996 воздушных стрелков. Очевидно, что не менее половины погибших летчиков приходятся на пилотов одноместных Ил-2, которые выполняли вылеты без стрелков. Если предположить, что число погибших на двухместных штурмовиках составляет примерно 3900 (вдвое меньше), то мы получаем соотношение, близкое к 1:1. Работая со статистикой боевых потерь я нигде не встречал таких показателей. Вот к примеру, статистика потерь летного состава 175 гвардейского ШАП:
1942 год – на 14 погибших пилотов было 14 погибших стрелков;
1943 год – на 30 погибших пилотов было 24 погибших стрелка;
1944 год – на 16 погибших пилотов было 17 погибших стрелков;
1945 год – на 4 погибших пилота было 6 погибших стрелков.
Как мы видим, тут соотношение 1:1 – близкое к реальности.
Или вот еще такие данные. 305-я штурмовая авиадивизия полковника Н. Г. Михевичева из 17-й воздушной армии за первые трое суток Курской битвы выполнила 137 боевых вылетов и потеряла 61 Ил-2. Потери, конечно, высокие, но вот соотношение убитых и раненых в экипажах машин тоже менее, чем 1:1 - 38 летчиков и 32 воздушных стрелка.
Большинство наших штурмовиков гибло от зенитного огня , я приводил информацию выше, поэтому стрелок погибал вместе с пилотом. Мне думается статистика 1:7 просто нереальная.
Многие стрелки на Ил-2 становились настоящими снайперами, уничтожая истребители люфтваффе быстрее, чем те успевали расправиться с ними. Ярким примером служат многие экипажи сделавшие больше сотни вылетов.

Экипаж этого Ил-2 (пилот лейтенант К. Рябов и стрелок-радист Н. Павлов) совершил 142 боевых вылета, в воз душных боях и сбил 4 вражеских самолёта.
Для выполнения таких задач требовались опытные профессионалы, однако, вопреки распространенному мнению, неопытных курсантов не допускали в кабины стрелков. Командование часто отказывало добровольцам, желающим занять эту опасную позицию, но охотно принимало штрафников из пехотных частей, если они имели навыки обращения с оружием. Я думаю , пилот вряд ли бы хотел лететь в бой с неопытным стрелком.
Откуда же взялась такая статистика 1:7. А оказывается, что в конце 1942 года на фронт начали поступать двухместные Ил-2, чтобы пройти войсковые испытания в боевых условиях на Сталинградском фронте. Эти испытания показали, что новый вариант самолета имел множество конструктивных недостатков, затруднявших его использование в бою. В частности, кабина заднего стрелка была слишком тесной, что ограничивало его возможности для обстрела. В результате за 64 боевых вылета только один пилот получил ранения, тогда как восемь стрелков были убиты или ранены. После этих испытаний самолет был доработан, и потери стрелков снизились примерно в 7-8 раз. Тем не менее, статистика о семи убитых стрелках на одного погибшего пилота продолжала широко распространяться.
Мои догадки подтвердил историк, к.т.н. Олег Валентинович Растрени, с которым мне помог связаться мой бывший консультант А.А. Симонов.
8. Самолёты Ил-2 и мирное время
После длительного затишья, с момента победы нашего народа в ВОВ, легендарные илы возвращаются из своих последних вылетов. Они занимают почётные места в наших городах, музеях. Эти боевые самолёты напоминают нам о том ,как трудно и какой ценой далась победа, в том числе и благодаря им.
8.1 Памятники Ил-2 в России
Всего в России 7 памятников, на которых установлен ИЛ-2

8.2 Летающие Ил-2
Новосибирские инженеры отреставрировали и подняли в небо уже 2 легендарных советских штурмовика Ил-2. Их восстановили из обломков, первого найденного в болотах под Псковом а второго на дне озера Кривого.


Мне с педагогом удалось связаться с директором СибНИА Барсуком Владимиром Евгеньевичем, который испытывал эти самолёты. Он рассказал нам очень много интересной информации.
9. Мой Ил-2
Очень хочется достроить к Дню Победы.

10. Заключение
На основании проведённых исследований я пришёл к выводу, что Ил-2 не только лучший , это единственный массовый бронированный штурмовик 2-й Мировой войны. Ни у кого такого не было. Оценку Ил-2 как полезной и уникальной машине давали и немцы и американцы. Этот бронированный штурмовик активно использовался для уничтожения танков , мотопехотных колонн, тех. средств и живой силы противника с начала операции "Барбаросса" и до падения Берлина. Помог сорвать планы «Блицкрига».
Несмотря на значительные потери от атак истребителей и зенитной артиллерии, советская промышленность смогла произвести десятки тысяч этих надежных боевых машин за годы войны. Благодаря этому Ил-2 стал самым массовым военным самолетом в истории.
Одним из главных преимуществ штурмовика была живучесть, которая позволяла ему вернуться назад при огромном количестве повреждений ( в некоторых источниках я читал до 500 пробоин).

Если самолёт не дотягивал до аэродрома, то благодаря бронекорпусу и открытым колёсам шасси лётчик садил его «на брюхо», что позволяло сохранить экипаж и обойтись минимальными повреждениями.
По своим техническим характеристикам Ил-2 не уступал штурмовым самолетам противника, а в области вооружения значительно их превосходил. Присутствие Ил-2 на поле боя также оказывало моральное воздействие на советские войска, поднимая боевой дух и уверенность в успехе операции. К концу войны Германия так и не смогла создать штурмовик, способный составить конкуренцию Ил-2.
Полностью избежать боевых потерь можно лишь одним способом — вообще не совершать вылеты. Однако Ил-2 активно действовал, используя свои плюсы и минусы на широком фронте. А главное РЕЗУЛЬТАТ. Наша страна победила фашизм. И это даёт мне право с полной уверенностью подтвердить мою гипотезу, что Ил-2 является символом ВОВ.
Ещё мне хочется сделать один вывод: изучая различную литературу (было очень много негативной информации), я понял, что дело не только в Ил-2. Выливаются различные помои и на легендарны танк Т-34, установку залпового огня БМ-13 «Катюша» и на другие символы Победы. Это необходимо тем , кто задумал разрушить СССР, им надо настроить народ против своего государства. Вся наша история демонстрирует, что без этого любые попытки разрушить страну извне окажутся безрезультатными.
Еще 20-30 лет назад ветераны Великой Отечественной войны могли делиться своими воспоминаниями о войне и о том, какой ценой была достигнута победа, на встречах со школьниками. Однако с каждым годом количество свидетелей этих ужасных событий и выдающегося мужества русских солдат уменьшается. Историческая память о войне с каждым поколением становится всё менее яркой и начинает восприниматься как нечто далёкое.
Я считаю, что в современных условиях, когда интернет занимает доминирующее положение как источник информации для подростков в возрасте 10-18 лет, особенно важно иметь доступ к надежным носителям информации. Такие источники не подвержены искажению и интерпретациям, что позволяет сохранить истинное понимание исторических событий.
Закончить мою работу мне хочется четверостишьем Олеся Бузины написанном в начале 2015 года перед смертью :
Я не люблю войну – она всё рушит,
Я не люблю, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда Россию душат,
Особенно, когда в неё плюют!
11. Литература
- Растренин О.В. Штурмовик Ил-2. «Летающий танк». «Черная смерь» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
- Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовик «Ил-2». — М.: Издательство, 2020. — 250 с.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. – 2-е изд., исправл. – М.: Машиностроение, 1988.
- Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах, М.,1962 (Главный штаб Военно-воздушных сил. Экз. №34)
- Кожевников М.Н. Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в цифрах / М.Н. Кожевников [и др.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/sovaviation/index.html
- Кривошеев Г.Ф. Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. – М.: Воениздат, 1993. – 415 с.
- Швабедиссен, Вальтер. Сталинские соколы: анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг. ISBN 985-13-0650-9.
- Очерки по истории конструкций и систем самолетов ОКБ им. Ильюшина/ Под ред. Г.В. Новожилова. М.: Машиностроение, 1983, кн.1
- Драбкин А.В. Я сражался на Ил-2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/memo/russian/drabkin1/index.html
- Иванов С.В. Ил-2 Ил-10. История создания и применения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fanread.ru/book/10259241/ Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 11 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
- Очерк И. И. Пстыго в журнале "Авиация и космонавтика", №12, 1986 г.
- М.Ю.Мухина «Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны».
- Емельяненко В.Б. В военном воздухе суровом. — М.: Молодая гвардия, 1972. — 480 с.
- Кэйдин М. Тигры горят! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fanread.ru/book/8250625/
- Память народа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pamyatnaroda.ru/documents/view/?id=150401020&backurl=q%5Cил
|