Понедельник, 10.02.2025, 17:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

История санитарной авиации РФ и её особенности

Автор: Бут Анна Вячеславовна.
Руководитель: -
Возраст: 16 лет.
Место учёбы: ГБОУ «СШ №1 г. Кировское Шахтёрского МО».
Город, регион, страна: Кировское, Донецкая Народная Республика (ДНР), Россия.
2024 г.

История санитарной авиации РФ и её особенности

Содержание

1.    Введение.
2.    Цели и задачи.
3.    Гипотеза.
4.    Основная часть:
    4.1.  Историческая справка.
    4.2.  Особенности санавиации в РФ.
    4.3.  Летательные аппараты, использующиеся в санавиации и их оснащение.
5.    Заключение.
6.   Источники информации.

Введение

Сегодня трудно представить нашу жизнь без качественной медицины. Министерство здравоохранения делает всё возможное для своевременного  спасения здоровья, а под час и жизни людей. В этом им помогает специальная авиация. Сегодня я предлагаю вам погрузится в историю и рассмотреть путь развития санитарной авиации СССР, а затем и России.

Цели и задачи проекта:

  1. Рассмотреть историю развития санавиации.
  2. Рассмотреть летательные аппараты санавиации и их особенности.

Гипотеза:

Санавиация является очень важной частью современной российской медицины, и её развитие имеет очень важное значение для спасения жизни больных.

Основная часть:

Историческая справка

Создание в СССР санитарной авиации было инициировано в 1925 году Обществом Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. Непосредственно сама история развития начинается с 1927 года, когда появилась первая отечественная специализированная машина К-3. Она была создана на базе самолета К-2 разработки конструктора Константина Калинина. Он был оборудован для перемещения врача и двоих лежачих больных или же четверых сидячих. В 1928-1930 на нём доставили в больницы из труднодоступных районов 30 человек.

Самолёт К-3

Ш-2 (санитарная модификация)

В начале 1930-х годов появилась медицинская версия самолета-амфибии Ш-2. В 1933 году 16 самолетов были переоборудованы в санитарный вариант. Они отличались от серийных увеличенным запасом топлива, а в хвостовой части был оборудован отсек для носилок.

С 1940-х годов стал использоваться самолёт Ан-2, получивший широкое распространение в период Великой Отечественной Войны. Салон был оборудован местами на шесть лежачих больных, с двумя сопровождающими медработниками. На транспортном самолёте Ан-2Т в грузовой кабине устанавливали 6 носилок. Также для перевозки раненых использовались модификации таких самолётов, как У-2 (модификации С-1, С-2 и С-3), Ли-2, ПС-84, Ще-2 и летающей лодки Ш-2. Всего за годы ВОВ санавиацией было перевезено больше 350 000 человек и доставлены тонны медикаментов и прочих грузов.

В советские годы, после второй мировой войны, санавиацией в разное время занимались Министерство гражданской авиации и Минздрав.

В 1948 году состоялся запуск первого серийного вертолёта Ми-1, с которого началось вертолётостроение в СССР.  Ми-1 активно использовался в санитарной авиации. Для перевозки больных к фюзеляжу прикрепляли специальные контейнеры.Также с этого момента вертолёты стали всё чаще использоваться для перевозки людей в медучреждения, вытесняя самолёты.

С 1963 года началось формирование отделений плановой, а также экстренной консультативной помощи. Из них и составлялись бригады санитарной авиации. Уже к 1968 году по всей территории СССР действовало 164 больницы, в распоряжении которых были специализированные вертолёты Ми-2 (в эксплуатации с 1965 года), а также самолёты Ан-2, Ан-28, Ту-104 и Л-410. Летательные аппараты дорабатывались и совершенствовались.

Ан-2 (санитарная модификация) и машина скорой помощи

Контейнер с пациентом на вертолёте Ми-1

В 1990-е годы свою спасательную авиацию организовало МЧС, отдельные авиагруппы находились в распоряжении крупных региональных медицинских структур и учреждений. В 1992 году был сформирован ЦАМО – центральный аэромобильный спасательный отряд. Он подчинялся Министерству гражданской авиации. Просуществовал он вплоть до 1994 года. В 1994 году МЧС приступило к формированию собственного парка ВС, в который вошла и санитарная авиация: вертолетное звено ЦАМО и 4 отдельных вертолетных отряда региональных центров МЧС. Сохранились авиагруппы и в нескорых медицинских учреждениях.

В начале XXI века российская санавиация находилась в плачевном состоянии и была практически на грани исчезновения: единый центр управления отсутствовал, финансирования практически не было,  отечественных разработок было мало, и часто использовались морально устаревшие модели. Из, так сказать, «новинок» использовались зарубежные вертолёты Eurocopter EC-145 и Eurocopter Bo-105 и отечественный Ка-226.

Eurocopter EC-145 (санитарная модификация, г. Москва)

Eurocopter Bo-105 (Центроспас МЧС РФ)

В 2013 году ситуация начала исправляться. После поручения президента РФ В. В. Путина на базе Казанской клинической больницы и вертолетного центра «Хели-драйв» в Санкт-Петербурге создали специальные площадки санитарной авиации. В конце 2017 года Ростех выдвинул инициативу о создании единого национального оператора санитарной авиации. Так появилась Национальная служба санитарной авиации (НССА), которая занимается оказанием воздушной медицинской помощи по единому стандарту в формате 24/7. По состоянию на 2024 год служба действует в 67 субъектах РФ. Для доставки больных сегодня используются, в основном, вертолёты Ми-8 и Ансат. Самолёты применяют только в случае наличия большой группы пострадавших или при перевозке на большие расстояния.

Особенности санавиации в РФ

Российская Федерация – самая большая по площади страна в мире, при этом около 60 % её территорий являются труднодоступными.  Эта особенность в случае необходимости затрудняет транспортировку пострадавшего в медучреждение наземным транспортом. В таких ситуациях необходимо использование специализированной авиации, особенно вертолётной техники, в основном – из-за отсутствия у неё требований к наличию специальных ВВП.

Так сложилось, что в России развитию санитарной авиации до определённого момента не уделялось достаточно внимания, поэтому в данной отрасли ещё существует ряд нерешённых проблем:

  1. Недостаток вертолётных площадок возле медучреждений.
  2. Нехватка летательных аппаратов.
  3. Высокая стоимость оснащения и обслуживания воздушных судов.
  4. Несогласованность. Поскольку медработники подчиняются Министерству здравоохранения, а вертолёты принадлежат МЧС либо МВД, возникает необходимость дополнительного согласования вызова, что в свою очередь приводит к временным задержкам.

Однако, не смотря на проблемы, российская санавиация продолжает развиваться и совершенствоваться. С каждым годом растёт зона действия НССА (за период с 2022 по 2024 гг. зона действия НССА выросла с 34 до 67 субъектов РФ).

Летательные аппараты, использующиеся в санавиации, и их оснащение

Сейчас основные воздушные суда российской санавиации – вертолёты Ми-8, Ансат и Ка-226.

Ми-8 – универсальный вертолёт. Является (включая модификации) самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире и самым массовым вертолётом в истории авиации. Некоторые характеристики:

  • Максимальная грузоподъёмность – 4 000 кг;
  • Максимальная высота полёта – 4 500 м;
  • Максимальная дальность полёта – от 500 до 610 км (в зависимости от модификации).

Его можно переоборудовать в санитарный вариант для перевозки 12 лежачих больных на носилках и сопровождающего медика. В случае перевозки ходячих больных полная загрузка вертолёта составляет 24 человека вместе с медперсоналом. Пример комплектации (могут быть изменения по желанию заказчика) :

  • Медицинский модуль;
  • Носилки;
  • Система мониторинга и дефибрилляции;
  • Аппарат ИВЛ;
  • Аппарат ЭКГ;
  • Аппарат УЗИ;
  • Электрический аспиратор;
  • Дозаторы лекарственных препаратов;
  • Медицинский чемоданчик (аптечка).

Ансат - лёгкий многоцелевой вертолёт разработки конструкторского бюро «Казанского вертолётного завода» (КВЗ). Основное его преимущество – негабаритность и манёвренность, что особенно важно в условиях плотной городской застройки. Некоторые характеристики:             

  •  Максимальная грузоподъёмность – 1 235 кг;
  •  Максимальная высота полёта – 5 500 м;
  •  Максимальная дальность полёта – 520 км.

Санитарная модификация вертолёта позволяет перевозить  2 лежачих больных на носилках и 2 сопровождающих медика. В случае перевозки ходячих больных вертолёт может вместить 7 – 9 человек вместе с медперсоналом.  Может комплектоваться следующим оборудованием:

  • Медицинский модуль;
  • Система мониторинга и дефибрилляции;
  • Аппарат ИВЛ;
  • Аппарат для непрямого массажа сердца;
  • Насос шприцевой;
  • Медицинский чемоданчик (аптечка);
  • Портативный лабораторный анализатор;
  • Вакуумный матрас.

Ка-226 - российский многоцелевой вертолёт. Важным преимуществом является его способность взлетать с маленьких, неподготовленных площадок. Некоторые характеристики:

  • Максимальная грузоподъёмность -  1 000 кг;
  • Максимальная высота полёта – 5 700 м;
  • Максимальная дальность полёта – 600 км.

Санитарная модификация кабины позволяет перевозить 2 лежачих больных на носилках и несколько медиков сопровождения. В случае перевозки ходячих больных вертолёт может перевезти от 4 до 7 человек вместе с медперсоналом. Также в санитарном варианте вертолёта в задней части кабины есть проём для загрузки носилок. Возможная комплектация:

  • Носилки;
  • Система мониторирования;
  • Пульсоксиметр;
  • Аспиратор для санации дыхательной системы и брюшной полости, и дренирования лёгких;
  • Аппарат ИВЛ;
  • Медицинский чемоданчик (аптечка);
  • Система автономной подачи кислорода — кислородные баллоны с шлангами подачи;
  • Шприцевые инфузоматы-дозаторы.

Вывод

Подводя итоги, можно сказать, что в ситуациях, когда каждая минута важна для спасения человека, санитарная авиация незаменима. Это отрасль, которую нашей стране необходимо дальше развивать и модернизировать. Положительные тенденции есть, и это хорошо, а как будет развиваться санавиация дальше – возможно, узнаем в ближайшем будущем.

Спасибо за внимание!

Источники информации:

  1. Википедия — URL — https://ru.wikipedia.org.
  2. Ассоциация вертолётной индустрии — URL — https://helicopter.su.
  3. Статья: Как работает санавиация. — Эл. журнал: Трудовая оборона — URL — https://oborona.media. 
  4. Статья: К-3/РОКК-1. Первый санитарный самолёт СССР — Эл. журнал: Военное обозрение — URL — https://topwar.ru.
  5. Статья: Помощь с воздуха: как в России работает санитарная авиация.— Национальные проекты РФ — URL — https://национальныепроекты.рф/news.
  6. И др.
Категория: Готовые работы | Добавил: Service (16.11.2024) | Автор: Бут Анна Вячеславовна W
Просмотров: 263 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Их многие читают
Егор Андреевич Попов (677)
Харуки Омори (368)
Анкудинов Артём Сергеевич (338)
Сагадеев Дамир Азатович (332)
Данила Столбин (278)
Бут Анна Вячеславовна (262)
Сысоев Семён Викторович (243)
Теленгатор Евгений Анатольевич (226)
Валерия Браун (205)
Кутепова София (169)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Егор Андреевич Попов (677)
Харуки Омори (368)
Анкудинов Артём Сергеевич (338)
Сагадеев Дамир Азатович (332)
Данила Столбин (278)
Бут Анна Вячеславовна (262)
Сысоев Семён Викторович (243)
Теленгатор Евгений Анатольевич (226)
Валерия Браун (205)
Кутепова София (169)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2025