Понедельник, 15.09.2025, 22:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать третья олимпиада
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двадцать вторая олимпиада (2024/25 уч.год)

История санитарной авиации РФ и её особенности

Автор: Бут Анна Вячеславовна.
Руководитель: -
Возраст: 16 лет.
Место учёбы: ГБОУ «СШ №1 г. Кировское Шахтёрского МО».
Город, регион, страна: Кировское, Донецкая Народная Республика (ДНР), Россия.
2024 г.

История санитарной авиации РФ и её особенности

Содержание

1.    Введение.
2.    Цели и задачи.
3.    Гипотеза.
4.    Основная часть:
    4.1.  Историческая справка.
    4.2.  Особенности санавиации в РФ.
    4.3.  Летательные аппараты, использующиеся в санавиации и их оснащение.
5.    Заключение.
6.   Источники информации.

Введение

Сегодня трудно представить нашу жизнь без качественной медицины. Министерство здравоохранения делает всё возможное для своевременного  спасения здоровья, а под час и жизни людей. В этом им помогает специальная авиация. Сегодня я предлагаю вам погрузится в историю и рассмотреть путь развития санитарной авиации СССР, а затем и России.

Цели и задачи проекта:

  1. Рассмотреть историю развития санавиации.
  2. Рассмотреть летательные аппараты санавиации и их особенности.

Гипотеза:

Санавиация является очень важной частью современной российской медицины, и её развитие имеет очень важное значение для спасения жизни больных.

Основная часть:

Историческая справка

Создание в СССР санитарной авиации было инициировано в 1925 году Обществом Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. Непосредственно сама история развития начинается с 1927 года, когда появилась первая отечественная специализированная машина К-3. Она была создана на базе самолета К-2 разработки конструктора Константина Калинина. Он был оборудован для перемещения врача и двоих лежачих больных или же четверых сидячих. В 1928-1930 на нём доставили в больницы из труднодоступных районов 30 человек.

Самолёт К-3

Ш-2 (санитарная модификация)

В начале 1930-х годов появилась медицинская версия самолета-амфибии Ш-2. В 1933 году 16 самолетов были переоборудованы в санитарный вариант. Они отличались от серийных увеличенным запасом топлива, а в хвостовой части был оборудован отсек для носилок.

С 1940-х годов стал использоваться самолёт Ан-2, получивший широкое распространение в период Великой Отечественной Войны. Салон был оборудован местами на шесть лежачих больных, с двумя сопровождающими медработниками. На транспортном самолёте Ан-2Т в грузовой кабине устанавливали 6 носилок. Также для перевозки раненых использовались модификации таких самолётов, как У-2 (модификации С-1, С-2 и С-3), Ли-2, ПС-84, Ще-2 и летающей лодки Ш-2. Всего за годы ВОВ санавиацией было перевезено больше 350 000 человек и доставлены тонны медикаментов и прочих грузов.

В советские годы, после второй мировой войны, санавиацией в разное время занимались Министерство гражданской авиации и Минздрав.

В 1948 году состоялся запуск первого серийного вертолёта Ми-1, с которого началось вертолётостроение в СССР.  Ми-1 активно использовался в санитарной авиации. Для перевозки больных к фюзеляжу прикрепляли специальные контейнеры.Также с этого момента вертолёты стали всё чаще использоваться для перевозки людей в медучреждения, вытесняя самолёты.

С 1963 года началось формирование отделений плановой, а также экстренной консультативной помощи. Из них и составлялись бригады санитарной авиации. Уже к 1968 году по всей территории СССР действовало 164 больницы, в распоряжении которых были специализированные вертолёты Ми-2 (в эксплуатации с 1965 года), а также самолёты Ан-2, Ан-28, Ту-104 и Л-410. Летательные аппараты дорабатывались и совершенствовались.

Ан-2 (санитарная модификация) и машина скорой помощи

Контейнер с пациентом на вертолёте Ми-1

В 1990-е годы свою спасательную авиацию организовало МЧС, отдельные авиагруппы находились в распоряжении крупных региональных медицинских структур и учреждений. В 1992 году был сформирован ЦАМО – центральный аэромобильный спасательный отряд. Он подчинялся Министерству гражданской авиации. Просуществовал он вплоть до 1994 года. В 1994 году МЧС приступило к формированию собственного парка ВС, в который вошла и санитарная авиация: вертолетное звено ЦАМО и 4 отдельных вертолетных отряда региональных центров МЧС. Сохранились авиагруппы и в нескорых медицинских учреждениях.

В начале XXI века российская санавиация находилась в плачевном состоянии и была практически на грани исчезновения: единый центр управления отсутствовал, финансирования практически не было,  отечественных разработок было мало, и часто использовались морально устаревшие модели. Из, так сказать, «новинок» использовались зарубежные вертолёты Eurocopter EC-145 и Eurocopter Bo-105 и отечественный Ка-226.

Eurocopter EC-145 (санитарная модификация, г. Москва)

Eurocopter Bo-105 (Центроспас МЧС РФ)

В 2013 году ситуация начала исправляться. После поручения президента РФ В. В. Путина на базе Казанской клинической больницы и вертолетного центра «Хели-драйв» в Санкт-Петербурге создали специальные площадки санитарной авиации. В конце 2017 года Ростех выдвинул инициативу о создании единого национального оператора санитарной авиации. Так появилась Национальная служба санитарной авиации (НССА), которая занимается оказанием воздушной медицинской помощи по единому стандарту в формате 24/7. По состоянию на 2024 год служба действует в 67 субъектах РФ. Для доставки больных сегодня используются, в основном, вертолёты Ми-8 и Ансат. Самолёты применяют только в случае наличия большой группы пострадавших или при перевозке на большие расстояния.

Особенности санавиации в РФ

Российская Федерация – самая большая по площади страна в мире, при этом около 60 % её территорий являются труднодоступными.  Эта особенность в случае необходимости затрудняет транспортировку пострадавшего в медучреждение наземным транспортом. В таких ситуациях необходимо использование специализированной авиации, особенно вертолётной техники, в основном – из-за отсутствия у неё требований к наличию специальных ВВП.

Так сложилось, что в России развитию санитарной авиации до определённого момента не уделялось достаточно внимания, поэтому в данной отрасли ещё существует ряд нерешённых проблем:

  1. Недостаток вертолётных площадок возле медучреждений.
  2. Нехватка летательных аппаратов.
  3. Высокая стоимость оснащения и обслуживания воздушных судов.
  4. Несогласованность. Поскольку медработники подчиняются Министерству здравоохранения, а вертолёты принадлежат МЧС либо МВД, возникает необходимость дополнительного согласования вызова, что в свою очередь приводит к временным задержкам.

Однако, не смотря на проблемы, российская санавиация продолжает развиваться и совершенствоваться. С каждым годом растёт зона действия НССА (за период с 2022 по 2024 гг. зона действия НССА выросла с 34 до 67 субъектов РФ).

Летательные аппараты, использующиеся в санавиации, и их оснащение

Сейчас основные воздушные суда российской санавиации – вертолёты Ми-8, Ансат и Ка-226.

Ми-8 – универсальный вертолёт. Является (включая модификации) самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире и самым массовым вертолётом в истории авиации. Некоторые характеристики:

  • Максимальная грузоподъёмность – 4 000 кг;
  • Максимальная высота полёта – 4 500 м;
  • Максимальная дальность полёта – от 500 до 610 км (в зависимости от модификации).

Его можно переоборудовать в санитарный вариант для перевозки 12 лежачих больных на носилках и сопровождающего медика. В случае перевозки ходячих больных полная загрузка вертолёта составляет 24 человека вместе с медперсоналом. Пример комплектации (могут быть изменения по желанию заказчика) :

  • Медицинский модуль;
  • Носилки;
  • Система мониторинга и дефибрилляции;
  • Аппарат ИВЛ;
  • Аппарат ЭКГ;
  • Аппарат УЗИ;
  • Электрический аспиратор;
  • Дозаторы лекарственных препаратов;
  • Медицинский чемоданчик (аптечка).

Ансат - лёгкий многоцелевой вертолёт разработки конструкторского бюро «Казанского вертолётного завода» (КВЗ). Основное его преимущество – негабаритность и манёвренность, что особенно важно в условиях плотной городской застройки. Некоторые характеристики:             

  •  Максимальная грузоподъёмность – 1 235 кг;
  •  Максимальная высота полёта – 5 500 м;
  •  Максимальная дальность полёта – 520 км.

Санитарная модификация вертолёта позволяет перевозить  2 лежачих больных на носилках и 2 сопровождающих медика. В случае перевозки ходячих больных вертолёт может вместить 7 – 9 человек вместе с медперсоналом.  Может комплектоваться следующим оборудованием:

  • Медицинский модуль;
  • Система мониторинга и дефибрилляции;
  • Аппарат ИВЛ;
  • Аппарат для непрямого массажа сердца;
  • Насос шприцевой;
  • Медицинский чемоданчик (аптечка);
  • Портативный лабораторный анализатор;
  • Вакуумный матрас.

Ка-226 - российский многоцелевой вертолёт. Важным преимуществом является его способность взлетать с маленьких, неподготовленных площадок. Некоторые характеристики:

  • Максимальная грузоподъёмность -  1 000 кг;
  • Максимальная высота полёта – 5 700 м;
  • Максимальная дальность полёта – 600 км.

Санитарная модификация кабины позволяет перевозить 2 лежачих больных на носилках и несколько медиков сопровождения. В случае перевозки ходячих больных вертолёт может перевезти от 4 до 7 человек вместе с медперсоналом. Также в санитарном варианте вертолёта в задней части кабины есть проём для загрузки носилок. Возможная комплектация:

  • Носилки;
  • Система мониторирования;
  • Пульсоксиметр;
  • Аспиратор для санации дыхательной системы и брюшной полости, и дренирования лёгких;
  • Аппарат ИВЛ;
  • Медицинский чемоданчик (аптечка);
  • Система автономной подачи кислорода — кислородные баллоны с шлангами подачи;
  • Шприцевые инфузоматы-дозаторы.

Вывод

Подводя итоги, можно сказать, что в ситуациях, когда каждая минута важна для спасения человека, санитарная авиация незаменима. Это отрасль, которую нашей стране необходимо дальше развивать и модернизировать. Положительные тенденции есть, и это хорошо, а как будет развиваться санавиация дальше – возможно, узнаем в ближайшем будущем.

Спасибо за внимание!

Источники информации:

  1. Википедия — URL — https://ru.wikipedia.org.
  2. Ассоциация вертолётной индустрии — URL — https://helicopter.su.
  3. Статья: Как работает санавиация. — Эл. журнал: Трудовая оборона — URL — https://oborona.media. 
  4. Статья: К-3/РОКК-1. Первый санитарный самолёт СССР — Эл. журнал: Военное обозрение — URL — https://topwar.ru.
  5. Статья: Помощь с воздуха: как в России работает санитарная авиация.— Национальные проекты РФ — URL — https://национальныепроекты.рф/news.
  6. И др.
Категория: Двадцать вторая олимпиада (2024/25 уч.год) | Добавил: Service (16.11.2024) | Автор: Бут Анна Вячеславовна W
Просмотров: 779 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 23-й ОЛИМИПИАДЕ,
ТЕСТИРОВАНИЕ
И ПРИЁМ РАБОТ
НАЧИНАЮТСЯ 1 ОКТЯБРЯ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2025