Среда, 22.01.2025, 07:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

Какова роль авиации в освоении космоса?

Автор работы: студент группы АД 3422 Сафин Наиль Ирекович
ФГБОУ ВО УУНиТ
Институт среднего профессионального образования
Техническое отделение
Научный руководитель: к.т.н. Дикова Флорида Амировна

Какова роль авиации в освоении космоса?

Содержание

Введение
1.    История создания авиационных космических систем
  1.1 Использование авиационных технологий
  1.2 Транспортировка элементов космической техники и космопланов
  1.3 Роль авиации в подборе и подготовке космонавтов
  1.4 Роль авиации в спасательные операции космонавтов
2. Перспективы применения авиации в подготовке космических полетов
  2.1 Самолеты гибридного типа
  2.2 Роль авиации в исследование других планет
3. Заключение
Список использованной литературы

Введение

Космическая отрасль, возникшая на стыке ракетостроения и авиации, представляет собой уникальную область, в которой исторически сложились тесные связи между авиацией и развитием космоса. В условиях современных вызовов, связанных с освоением дальнего космоса и развитием многоразовых космических систем, исследование роли авиации в этом процессе становится особенно актуальным. Технологии оказывают разработанные в авиации, оказывают значительное влияние на космические программы.

Актуальность темы связанна с изучением роли авиации в космонавтике, что позволяет понять, как авиационные технологии способствовали развитию космических полетов. Также это исследование важно для создания новых технологий в обоих отраслях.

Цель данной работы — рассмотреть роль авиации в освоении космоса.

Задачи

  1. Изучить историю использования авиационных космических систем в развитии космоса.
  2. Определить области применения авиации в освоении космоса а также их состояние и перспективы.

1. История создания авиационных космических систем

1.1    Использование авиационных технологий

Космическая программа активно развивалась благодаря достижениям авиационной науки и техники и благодаря работе выдающихся конструкторов. 
Наиболее сложной и имеющей большую историю областью использования авиации в освоении космоса является создание и применение авиационно-космических систем (АКС). В качестве АКС в работе рассматривается  система, состоящая, как правило,  из многоразового орбитального крылатого летательного аппарата самолётной схемы и средств его выведения в космос.  Возможна также и одноступенчатая схема АКС.

Космическая отрасль исторически зависит от авиации. Гений теоретической космонавтики Константин Циолковский, параллельно с созданием теории ракетного полета, разрабатывал воздухоплавательные аппараты [1].

В 1921 году Фридрих Цандер стал работать над своим проектом крылатого аппарата с поршневым двигателем для создания тяги у земли и ракетным для движения на высоте. Для ускорения в космосе предусматривался солнечный парус. Проект в 1927 году был представлен на Первой мировой выставке межпланетных аппаратов и механизмов [11].

Бомбардировщик О. Зенгера также сыграл значительную роль в развитии авиационных технологий. Разрабатывался с 1939 по 1944 год. Данный аппарат должен был разгоняться на реактивных салазках и после входа на орбиту отталкивался от плотных слоев атмосферы после чего  сбрасывал бомбы и шел на посадку. Его разработки продемонстрировали возможности интеграции авиационных и ракетных технологий, что способствовало созданию новых методов полета в космос [12].

Крылатая баллистическая ракета Фау-2 разработанная Вернером фон Брауном имела дальностью  320 км и скоростью 5900 км/час, что было в то время передовыми характеристиками для ракетных двигателей. На основе немецких разработок советские конструкторы под руководством Сергея Королева начали разработку собственных более совершенных ракет, что положило начало космическо-ракетной промышленности. Первой ракетой на базе Фау-2 была ракета Р-1 принятая на вооружение СССР [7].

Технологии совершенствовались и в 1954 была создана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 созданная для военных целей. Одновременно с ее испытаниями велась работа по созданию первого искусственного спутника земли. Вскоре было принято использовать облегченную версию Р-7 для запуска в космос и выведения на орбиту искусственных спутников. 4 Октября 1957 года был совершен успешный запуск ракеты Р-7 с первым искусственным спутником на борту.

После успешного запуска "Спутника-1" началась новая эра космических исследований и космическая гонка СССР И США.

  • Программа «Спутник-2». Запуск ракеты с первым живым существом на борту — собакой Лайкой 3 ноября 1957 года. 
  • Программа «Восток». Запуск первых людей в космос, в том числе и Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года.
  • Программа «Восход». Орбитальный полет с несколькими людьми на борту и выход первого человека А. Леонова в открытый космос 18 марта 1965 года.
  • Программа «Луна». Исследование поверхности луны и доставка лунного грунта на землю 1958 – 1976 года.
  • Программа «Союз». Основная программа для пилотируемых космических проектов на десятилетия вперёд  1965 – наши дни.
  • Программа орбитальных станций. В нее входят станции «Мир» и «Союз» которые использовались для проведения исследований в условиях микро гравитации.

Многие технологии используемые в данных программах были заимствованные из авиации: автоматические и ручные системы управления; элементы авионики такие как приборы для контроля высоты, скорости и ориентации в пространстве адаптированные для космических условий; современные для того времени лёгкие материалы, такие как алюминий и композиты значительно доработанные.

Во второй половине ХХ века в США и в СССР развернулись работы по созданию АКС, прежде всего в военных целях. Старт  гонке был дан в США, где в 1957 году началась разработке пилотируемого орбитального крылатого аппарата «Дайна-Сор», выводимого в космос ракетой Титан.
Разработки АКС в СССР  проводились в нескольких ведущих авиационных и ракетно-космических ОКБ: ОКБ Микояна-Спираль, ОКБ Туполева-Ту2000, ОКБ Мясищева-М19, ОКБ Челомея-Кожух,ЛКС,   НПО Молния и НПО Энергия-«Энергия –Буран», «Спираль», разработанный в 1960-е годы, который включал орбитальный самолет с ракетной ступенью и гиперзвуковой самолет-разгонщик. В рамках этой программы было создано несколько опытных моделей космопланов, проводились пробные запуски, разработано большое количество новаторских материалов и технологий [1].

В конце 1970-х годов роль авиации сыграла в  масштабном проекте –  многоразового корабля «Буран». 

Работа над многоразовым космическим кораблем «Буран» считается самой масштабной космической стройкой в истории СССР, в которой участвовало около тысячи организаций. «Буран» — многоразовый космический корабль, который мог доставлять грузы на орбиту и возвращать их на Землю. Программа «Энергия — Буран» была запущена в 1976 году, спустя пять лет после старта программы Space Shuttle. Несмотря на внешнее сходство, системы различались конструктивно. В то время как Space Shuttle использовал твердотопливные ускорители и маршевые двигатели, советская «Энергия» объединяла эти функции в одной двухступенчатой ракете-носителе, что позволило «Бурану» отказаться от громоздких маршевых двигателей. Вывод на орбиту осуществлялся с помощью маневровых двигателей, что позволяло избежать загрязнения околоземного пространства. Отделившиеся блоки либо сгорали в атмосфере, либо возвращались на Землю для повторного использования. «Энергия» могла выводить на орбиту грузы массой до 105 тонн, а суммарная мощность ее двигателей составляла 170 миллионов лошадиных сил, что обеспечивало возможность запуска межпланетных миссий.

При создании «Бурана» активно использовались авиационные технологии, в том числе автоматические системы управления, разработанные в ЛИИ им. Громова. В процессе разработки «Бурана» специалисты испытывали автоматическую систему управления, позволяющую осуществлять миссии без экипажа. И это разработка стала успешна. При посадке «Буран» снижался с большой скоростью, определяемой заранее выбранной траекторией. Он приземлился на космодром Байконур, и хотя тормозные парашюты сработали позже, чем ожидалось, посадка прошла безупречно, что продемонстрировало высокий уровень интеграции авиационных и космических технологий.. «Буран» стал первым орбитальным кораблем, успешно приземлившимся в автоматическом режиме [2] [4].

Создание технологий предназначенные для «Бурана» оказало влияние на многие сферы, от авиации до сельского хозяйства. Несмотря на завершение программ орбитальных челноков, история многоразовых космических аппаратов продолжается, и разработчики активно работают над новыми моделями для дальних космических полетов [2].

1.2 Транспортировка элементов космической техники и космопланов

Транспортировка элементов космической техники — это отдельное направление в логистике космических ракетных стартов. Для доставки на космодром Байконур элементов сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия» и планера корабля «Буран» был разработан самолет-гигант Ан-225 «Мрия». Этот самолет, спроектированный для перевозки крупных грузов, должен был стать важным звеном в логистической цепочке космических запусков. «Мрия» имела возможность транспортировать элементы, превышающие размеры ее грузового отсека, путем их крепления на корпус [1] [3].

Однако постройка и испытания задерживались, и Ан-225 не успел принять участие в программе. Его роль выполнил транспортник ВМ-Т «Атлант», созданный на основе бомбардировщика ЗМ. В течение нескольких лет уникальные транспортники совершили более 150 полетов, перенося на своей спине грузы для программы «Энергия» − «Буран» [1].

Однако на проекте «Энергия» − «Буран» идеи использования Ан-225 не прекратились. Согласно первоначальной концепции воздушно-космический самолет "Хотол" (ВКС) представлял собой беспилотный многоразовый одноступенчатый аппарат с горизонтальным взлетом и посадкой.  Однако из-за большого технического риска и его огромной стоимости финансирование проекта было прекращено. Но вскоре было рассмотрено предложение о возможности использования Ан-225 в качестве первой ступени для воздушного запуска их космического аппарата. Спустя некоторое время состоялась презентация совместного советско-британского проекта "Ан-225 - "Интерим Хотол" [5].

Сам проект "Мрия"-"Хотол" представляет собой уникальную авиационно-космическую систему, использующую самолет Ан-225 для запуска космических аппаратов. Основное преимущество данной системы заключается в подвижном самолетном старте, который позволяет снизить затраты на выведение полезной нагрузки и отвечает современным экологическим требованиям. В рамках совместного исследования с "Бритиш Аэроспейс" создавались необходимые компоненты для реализации этой системы. Связь космонавтики и авиации в данном контексте проявляется в использовании авиационных технологий и самолетов для достижения космических целей. Ан-225 служит носителем, который обеспечивает запуск космических аппаратов на высоте, что делает процесс более эффективным и экономичным. Презентация удалась и проект признали амбициозным, однако отсутствие государственного финансирования поставило под угрозу реализацию проекта, что является общей проблемой для многих подобных инициатив [5].

В дополнение к этому, в 2019 году был предложен проект транспортного самолета Ил-96-500Т для перевозки негабаритных грузов, в частности, частей ракет-носителей “Ангара”, что показывает продолжение роли авиации в поддержке космических программ. Таким образом, авиация не только обеспечивает транспортировку космической техники, но и активно участвует в ее разработке и испытаниях [1].

1.3 Роль авиации в подборе и подготовке космонавтов

Авиация сыграла ключевую роль в формировании и подготовке первых космонавтов в СССР, что стало основой для успешных пилотируемых полетов в космос. В марте 1960 года началось зачисление в первый отряд советских космонавтов. Из 3461 летчика истребительной авиации комиссия отобрала сначала 347, затем 20 и, наконец, шесть кандидатов в космонавты. Этот процесс был очень строгим, и требования к кандидатам были гораздо жестче, чем сегодня.

Первым мог стать только летчик реактивной истребительной авиации, абсолютно здоровый, профессионально подготовленный, дисциплинированный, молодой (около 30 лет), ростом не более 170 см и весом до 68–70 кг. Эти параметры были основаны на необходимости быстро реагировать на изменения условий полета, справляться с перегрузками и стрессовыми ситуациями, что является обычным для истребителей. Их навыки управления в условиях высокой скорости и маневренности были ценными для работы в космосе, где требуется быстрое принятие решений [8].

Подготовка космонавтов включала использование авиационных тренажеров и технологий, что позволяло максимально приближенно имитировать условия космического полета.

 Лаборатория №47 Летно-исследовательского института им. М.М. Громова разработала оборудование для кабины корабля «Восток», создав специализированный тренажер для подготовки первых космонавтов. Эти тренажеры позволяли кандидатам отрабатывать навыки управления космическим кораблем и знакомиться с его оборудованием в условиях, максимально приближенных к реальным. Знаменитые центрифуги, созданные в НИИАО, использовались для проверки переносимости перегрузок как космонавтами, так и авиапилотами. Эти устройства позволяли симулировать условия, которые испытывают летчики и космонавты во время старта, маневров и посадки, что особенно важно для подготовки к экстремальным ситуациям [1].

Летающие лаборатории также способствовали для профессиональной подготовки космонавтов, а также для проведения специальных технических, технологических испытаний различных устройств, агрегатов и объектов космической техники. 

Некоторые примеры летающих лабораторий: Ту-104АК, Ил-76МДК.  [14].

Таким образом, авиация не только предоставила технические и технологические основы для подготовки первых космонавтов, но и обеспечила необходимый кадровый ресурс. Отбор летчиков-истребителей в качестве кандидатов в космонавты, использование авиационных тренажеров и центрифуг для подготовки стали важными факторами, способствующими успешным пилотируемым полетам в космос. Эта интеграция авиационных технологий и опыта в космическую программу СССР послужила основой для дальнейших достижений в области космонавтики.

1.4 Роль авиации в спасательных операциях космонавтов

Спасательные операции космонавтов после приземления являются важной частью космических миссий, и в этом процессе авиация играет ключевую роль. После завершения полета космический экипаж должен быть безопасно эвакуирован из спускаемого аппарата, что требует четкой координации и использования различных авиационных средств.

Прежде чем эвакуировать космонавтов, необходимо найти спускаемый аппарат. За определенное время до касания капсулой земли в воздух поднимается самолет Ан-26. Его задача заключается в следующем: - Поиск и сопровождение: Самолет поднимается на заданную высоту и начинает искать место приземления капсулы. Он отслеживает спускаемый после чего передает данные о ходе поиска, что позволяет оперативно реагировать на любые изменения в ситуации. Как только место приземления капсулы обнаружено, Ан-26 наводит на точку посадки дополнительные авиационные и наземные средства. Два вертолета, как правило, Ми-8, вылетают на место приземления. Они обеспечивают быструю доставку спасателей и медицинских работников к космонавтам. Специальные машины и группы спасателей также направляются к месту приземления, чтобы обеспечить помощь и эвакуацию. Как только вертолеты и наземные группы достигают места приземления, они начинают работу по эвакуации космонавтов. Спасатели проверяют здоровье космонавтов и при необходимости предоставляют первую медицинскую помощь Космонавты помещаются в вертолеты или специальные автомобили для дальнейшей транспортировки [9].

Таким образом, спасательные операции после приземления космонавтов требуют высокой степени координации и использования авиационных технологий. Авиация играет центральную роль в обеспечении безопасности экипажа, начиная от поиска спускаемого аппарата и заканчивая эвакуацией космонавтов к месту, где им будет оказана необходимая медицинская помощь. Эти операции подчеркивают важность интеграции авиационных средств в программу космических полетов и спасательных операций.

2. Перспективы применения авиации в подготовке космических полетов

2.1 Самолеты гибридного типа

Наблюдая прогресс авиационной и космической техники, можно задаться вопросом: будет ли в дальнейшем происходить сближение этих областей, или их развитие пойдет разными путями? Есть серьезные основания считать, что в недалеком будущем произойдет заметное сближение авиации и космонавтики. Например, когда летишь на современном сверхзвуковом истребителе, забираясь на предельную высоту, кажется, что совсем немного недостает машине, чтобы вырваться из пут земного тяготения и выйти на орбиту. В то же время, при возвращении из космического полета, корабль входит в плотные слои атмосферы, возникает мысль о желательности наличия у него качеств самолета для выполнения маневров и привычной посадки на аэродром. Я вижу выход в разработке принципиально новых космических транспортных кораблей, которые должны «уметь» летать в атмосфере, выходить на околоземную орбиту, находиться на ней достаточно продолжительное время, а затем совершать посадку по-самолетному, на аэродром. Но пока что ни самолет, ни космический корабль не обладают данными качествами.

Популярность воздушных путешествий стремительно растет, особенно на маршрутах, соединяющих мегаполисы с туристическими центрами и курортами. В связи с тем, что значительная часть пассажиров предпочитает небольшие и средние самолеты, некоторые аэропорты испытывают серьезную нагрузку, не справляясь с растущим потоком туристов.

Решением могло бы стать постройка сверхзвукового аэробуса – крупного пассажирского самолета летающего со скоростью свыше 3000 км/ч.

На данный момент существуют реактивные пассажирские самолеты, которые частично удовлетворяют поставленные задачи, но они являются экономически не целесообразными из-за малой пассажировмещаемости и высокого расхода топлива, что делает стоимость билетов огромной.
Но из за чего такие расходы?

Авиация возникла благодаря воздушной оболочке планеты. Воздух создает опору летящему самолету, позволяет маневрировать в пространстве, он же используется для работы двигателей. Однако воздух создает аэродинамическое сопротивление, увеличивающееся с ростом скорости, что требует значительно мощности от двигателей, и чем выше скорость тем больше сопротивление. Существуют и пороговые препятствия, такие как звуковой барьер и тепловой барьер, связанный с перегревом самолетов при сверхзвуковых скоростях.

Создатели космической техники уже столкнулись с трудностями теплозащиты, разработав абляционные покрытия, которые защищают спускаемые аппараты от тепловых потоков до 6-8 тысяч градусов за счет перехода материала в газообразное состояние. Однако такие покрытия изменяют форму и массу, что нежелательно для аппаратов, использующих подъемную силу. Даже при создании надежной тепловой защиты полеты на гиперзвуковых скоростях на больших высотах были бы экономически невыгодны из-за высокого расхода энергии на преодоление аэродинамического сопротивления.
Вот почему летать с большими скоростями можно лишь в разреженной атмосфере. Здесь и задачи теплозащиты аппарата могут быть решены доступными средствами. Другими словами, надо подниматься в область не освоенных еще высот, в область верхней атмосферы, которая лежит между высотами 30 и 150 километров. Самолеты не могут здесь летать вследствие недостаточной подъемной силы крыльев и тяги воздушно-реактивного двигателя, а орбитальный полёт космического корабля на таких высотах невозможен из-за большого аэродинамического торможения. Эта область разреженной атмосферы пока разделяет авиацию и космонавтику, не дает установить между ними более тесное взаимодействие.


А нужно ли такое взаимодействие? Да, нужно. В околоземном космическом пространстве без него вряд ли можно будет обойтись. С дальнейшим расширением деятельности человека в этом районе все обслуживание между Землей и околоземными орбитами, очевидно, придется взять на себя летательным аппаратам нового гибридного типа.

Есть данные о том, что авиация и космонавтика осваивают верхнюю атмосферу. Экспериментальный пилотируемые самолет «North America X-16» с ракетными двигателями, запущенные в США с самолетов-носителей, достигали высоты более 80 километров и скорости около 6000 километров в час. После отделения от носителей они разгонялись и выходили на баллистическую траекторию, используя струйные рули для управления. Однако ограниченный запас топлива позволял им лишь подскакивать вверх, после чего они планировали и приземлялись [10]. 

Авиация подбирается к области неосвоенных высот снизу, космонавтика — сверху.

В настоящее время оптимальной конструкцией космического корабля, соответствующей самым жестким требованиям, считается двухступенчатая схема с параллельным расположением ступеней. Обе ступени являются пилотируемыми и возвратными, оснащены крыльями; они стартуют и приземляются на аэродроме, как обычные самолеты. Можно представить такой корабль как два самолета: внизу находится крупный разгонный самолет, а сверху — меньший. Крупный самолет взлетает с аэродрома, и после достижения необходимой скорости меньший отсоединяется от него и с помощью своих двигателей выходит на орбиту. В это время разгонный самолет возвращается обратно на аэродром. После выполнения своей задачи орбитальный самолет выходит из орбиты и также приземляется на аэродроме..

Создание многоразовых кораблей улучшит транспортную систему земли и решит главную проблему космической отрасли – одноразовость техники, так как она является главным тормозом развития космонавтики из-за больших расходов [6].

2.2 Роль авиации в исследование других планет

В далеком будущем, когда человечество начнет осваивать другие планеты, перед исследователями возникнут серьезные вызовы. Ближайшей к Земле планетой, обладающей относительной пригодностью для колонизации, является Марс, диаметр которого составляет лишь половину земного. Несмотря на это, площадь планеты остается колоссальной, и исследование с помощью наземного транспорта займет значительное время. В этом контексте наиболее оптимальным решением представляется использование воздушного перемещения. К сожалению, традиционные двигатели внутреннего сгорания, применяемые на Земле, не смогут функционировать на Марсе, поскольку для их работы требуется большое количество кислорода, содержание которого в марсианской атмосфере составляет всего 0,14%. Для решения этой проблемы необходимо будет использовать либо электродвигатели, либо двигатели, работающие на двухкомпонентном топливе, которое не требует кислорода для горения. Кроме того, атмосфера Марса значительно разряжена, и давление на поверхности планеты эквивалентно давлению на высоте 30 000 метров в земной атмосфере. Подъемная сила крыла зависит от его площади и скорости набегающего потока воздуха. Для поддержания полета в таких условиях необходимо будет достигать сверхзвуковых скоростей, что является сложной и неэкономичной задачей, ведь для исследований большие скорости вовсе не нужны. Более рациональным решением будет увеличение площади крыла, что обеспечит необходимую подъемную силу. Для активного полета, а не планирования, целесообразно использовать уменьшенные ракетные двигатели, которые прекрасно адаптируются к марсианской атмосфере благодаря своему двухкомпонентному топливу. Среди положительных факторов, стоит отметить, что марсианское притяжение составляет лишь 0,38g, что примерно в 2,5 раза меньше земного. Это позволит летательным аппаратам требовать меньше энергии для взлёта, а разреженная атмосфера снизит расход топлива для преодоления аэродинамического сопротивления. Освоение Марса является важным этапом на пути к колонизации других планет и глубокому исследованию космоса. Роль авиации и авиационных технологий в этом процессе будет неоценима, поскольку они станут основой для разработки эффективных систем перемещения и исследования на поверхности красной планеты [13].

3. Заключение

Исторически роль авиации в развитии космонавтики очень важна и открывает новые горизонты для человечества в изучении бескрайних просторов вселенной.

В работе рассмотрены следующие области применения авиации в освоении космоса:

  1. Благодаря авиационным конструкторам были заложены основные теории ракетного полета;
  2. Создание баллистических ракет положило начало развитию космической промышленности;
  3. Многие авиационные технологии такие как автоматические системы управления и материалы используемые в авиа строении использовались в космических проектах; 
  4. Проекты космопланов это прямое влияние авиации на космонавтику так как полет космоплана предусматривает помимо орбитального полета и атмосферный как у самолетов;
  5. Первыми космонавтами становились не простые люди а лётчики истребительной авиации так как только они могли перенести перегрузки полета и среагировать в экстренной ситуации, а их обучение происходило на тренажёрах созданных в авиационных НИИ; 
  6. Благодаря авиации транспортировка и запуск космических аппаратов стала намного быстрее и дешевле;
  7. Также без авиации спасение астронавтов была бы намного труднее, ведь поиск  и эвакуации с воздуха крайне эффективна; 
  8. В будущем роль авиационной промышленности в космонавтике не пойдет на спад – будут разрабатываться новейшие орбитальные корабли которые смогут взлетать с аэродрома и входить на орбиту и после по самолетному возвращаться на землю, что крайне удешевит полеты в космос и ускорит перемещение по земле;
  9. В покорении планет будет использоваться авиация как самый эффективный и практичный способ перемещения;
  10. Важно чтобы авиация и дальше участвовала в освоении космоса, чтобы человечество могло покорять все новые более амбициозные цели в бескрайних просторах вселенной. 

Список использованной литературы:

  1. https://rostec.ru/media/news/odno-nebo-na-dvoikh-kak-aviatsiya-pomogala-kosmonavtike/#end
  2. https://buran.tass.ru
  3. https://novate.ru/blogs/070218/44813/
  4. https://otrageniya.livejournal.com/195296.html 
  5. https://astronaut.ru/bookcase/article/article44.htm?reload_coolmenus
  6. https://www.nkj.ru/archive/articles/24162/
  7. https://topwar.ru/180484-kak-nacistskaja-raketnaja-programma-fau-stala-bazoj-sovetskoj-raketno-kosmicheskoj-programmy.html
  8. https://naukatv.ru/articles/741 
  9. https://www.techinsider.ru/vehicles/371232-kak-spasayut-rossiyskih-kosmonavtov-spasateli-i-ih-tehnika/
  10. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/North_American_X-15
  11. https://lenta.ru/articles/2024/04/12/zander/
  12. https://topwar.ru/12793-chudo-oruzhie-reyha-kosmicheskiy-bombardirovschik-zengera.html
  13. https://www.techinsider.ru/technologies/513042-transport-dlya-marsa-i-drugih-planet-inaya-fizika/
  14. https://cosmos.vdnh.ru/izdoma/letayushchie-laboratorii/ 
Категория: Готовые работы | Добавил: Service (30.12.2024) | Автор: Сафин Наиль Ирекович W
Просмотров: 53 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Их многие читают
Харуки Омори (254)
Анкудинов Артём Сергеевич (229)
Данила Столбин (214)
Бут Анна Вячеславовна (196)
Сагадеев Дамир Азатович (154)
Сысоев Семён Викторович (151)
Теленгатор Евгений Анатольевич (140)
Кутепова София (120)
Валерия Браун (110)
Таймасов Инсаф Рафикович (109)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Харуки Омори (254)
Анкудинов Артём Сергеевич (229)
Данила Столбин (214)
Бут Анна Вячеславовна (196)
Сагадеев Дамир Азатович (154)
Сысоев Семён Викторович (151)
Теленгатор Евгений Анатольевич (140)
Кутепова София (120)
Валерия Браун (110)
Таймасов Инсаф Рафикович (109)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2025