Среда, 22.01.2025, 04:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

Нелегкая это работа – быть девушкой-пилотом

Автор: Родионова Анастасия Евгеньевна
Возраст: 16 лет
Место учебы: МБОУ СОШ №1 "Гармония"
Город, регион: г. Кумертау, Республика Башкортостан, Россия
Руководитель: Юдакова Ольга Михайловна, учитель физики

Нелегкая это работа – быть девушкой-пилотом

План

Введение
1. Анализ причин малого количества девушек-пилотов
  1.1. Первые девушки-пилоты в России
    1.1.1. Лидия Зверева - первая русская женщина авиатор
    1.1.2. Магуба Сыртланова - женщина-летчица из Башкортостана, ставшая Героем Советского Союза
    1.1.3. Количество девушек-пилотов во времена мировых войн и в настоящее время
  1.2. Исследование причин, из-за которых женщин-пилотов в гражданской авиации гораздо меньше, чем мужчин
    1.2.1. Стереотип о том, что пилот – это мужская профессия
    1.2.2. Могут ли разные физические способности мужчин и женщин являться причиной малого количества девушек-пилотов?
    1.2.3. Может ли влияние авиационной жизни быть причиной малого количества девушек-пилотов?
2. Практическая часть
  2.1 Изучение общественного мнения (Анкетирование)
  2.2. Мнение девушек-пилотов
Заключение
Список литературы

Введение

С первых лет развития авиации женщины начали интересоваться ею и стремились овладеть этой сложной профессией. Из истории известны имена первых выдающихся авиатрисс (женщины-авиаторы в Российской империи в начале ХХ в.), мастерски овладевших искусством пилотирования еще на заре становления авиации: Лидия Зверева, Любовь Голанчикова, Евдокия Анатра, Евгения Шаховская, Софья Долгорукая, Елена Самсонова и др. Эти смелые женщины учились покорять небесные просторы одновременно наравне с мужчинами и достигли отличных результатов в своем деле, поэтому ошибочно полагать, что самыми большими и первыми достижениями в авиационной области славятся исключительно мужчины.

Однако, не смотря на выдающиеся успехи женщин-пилотов, многие люди все еще считают, что пилот – это мужская профессия. Практически у каждого человека при упоминании профессии «пилот» в голове создается образ мужчины в строгой форме лётчика и с низким голосом. Но до сих пор многие удивляются, услышав женский голос, когда в самолете командир воздушного судна сообщает информацию о предстоящем рейсе. Почему до сих пор этот факт вызывает удивление, ведь в авиации развиваются не только ответственные мужчины, но и целеустремленные девушки? В данной работе был исследован этот вопрос.

Актуальность: По данным Росавиации на март 2023 года в России было свыше 14280 пилотов. Из них лишь около 280 – женщины, что составляет всего 2%. Некоторые девушки, мечтая стать пилотом, так и не решаются достигнуть своей цели. Почему многие девушки отказываются от своей мечты стать пилотом? На этот вопрос у людей нет единого ответа, поэтому данная работа является актуальной.

Цель: выяснить причину, из-за которой в России малое количество девушек-пилотов.

Задачи проекта:

  1. Изучить историю первых девушек-пилотов в России.
  2. Исследовать причины, из-за которых женщин-пилотов в гражданской авиации гораздо меньше, чем мужчин.
  3. Провести анкетирование среди населения в возрасте с 14 до 65 лет на предмет их отношения к девушкам-пилотам.
  4. Проанализировать результаты анкетирования.
  5. Выяснить у девушек-пилотов, какое отношение окружающих к ним, как к представительницам этой профессии.

Гипотеза: женщин-пилотов очень мало в гражданской авиации из-за распространенного стереотипа о том, что пилот – это мужская профессия.

Объект исследования: гражданская авиация. Предмет исследования: женщины, как представительницы профессии «пилот».

Методы исследования:

  • Теоретическое исследование;
  • Анкетирование;
  • Опрос;
  • Анализ;
  • Сравнение;
  • Обобщение.

1. Анализ причин малого количества девушек-пилотов

1.1. Первые девушки-пилоты в России

1.1.1. Лидия Зверева - первая русская женщина авиатор

- так называли женщин-пилотов в царской России. Их было немало - храбрых и настойчивых женщин, покорявших небо России наравне с мужчинами-пилотами. К примеру, уже к концу 1911 года 20% учеников лётных школ были женщинами. Увы, сегодня имена многих из них практически забыты. С приходом большевиков происхождение и биографии многих, особенно женщин-пилотов царской России - первых авиатрисс России, - совершенно не отвечали пропагандистским требованиям новой власти. Кем же были эти замечательные женщины?

Первая русская женщина авиатор - Зверева Лидия Виссарионовна (1890 год – 15.05.1916 год). 25 июня 1911 года она поступает в только что открывшуюся авиационную школу "Гамаюн" Первого российского товарищества воздухоплавания в числе трёх первых учеников (двое других были мужчинами). Лидия Зверева начинает свою работу, как конструктор новых самолётов и как испытатель, в том числе, и скоростных истребителей.

1.1.2. Магуба Сыртланова - женщина-летчица из Башкортостана, ставшая Героем Советского Союза

В Башкортостане есть единственная женщина-летчица, ставшая Героем Советского Союза. Магуба Гусейновна Сыртланова родилась 15 июля 1912 года г.Белебей БАССР. Следуя юношеской мечте об авиации, добивается направления в летное училище в г.Балашове Саратовской области. Через год учебы по приказу «всех женщин отчислить» была вынуждена покинуть школу и по собственной инициативе переехала в Тбилиси. С 1933 года начала работать авиамотористом в Управлении гражданского воздушного флота г.Тбилиси. Одновременно учится летать. Через два года стала пилотом-инструктором планерной школе. С началом войны 1941 года начинает добиваться отправки на фронт. Ей удается быть зачисленной в список 46-го авиационного женского полка, базировавшегося на Северном Кавказе. М.Г. Сыртланова является участницей боев на Северном Кавказе, Крыму, в Белоруссии, Польше, в Восточной Пруссии и самой Германии. С сентября 1942 года заместитель командира 46-го женского авиационного полка ночных бомбардировщиков. Совершила 782 боевых вылетов, с боевым налетом 2340 часов, сбросила 140 тонн бомбового груза, нанося противнику урон в живой силе и технике. Звание Героя Советского Союза М.Г. Сыртлановой присвоено 15 мая 1946 года [1].

1.1.3. Количество девушек-пилотов во времена мировых войн и в настоящее время

Дело первых русских авиатрисс-пилотов Лидии Зверевой, Евдокии Анатры, Любови Галанчиковой , Евгении Шаховской и других, достойно продолжили в советское время Зинаида Кокорина, а также Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова - Герои Советского Союза , лётчики-спортсменки Екатерина Грюнауэр, Маргарита Раценская, Ольга Клепикова, - тысячи советских женщин, многие их которых, доблестно служили в авиации во время Великой Отечественной войны. После войны стали известными имена пилотов ГВФ, лётчиц-рекордсменов на реактивных самолётах: О.Ямщиковой, Н.И.Вертипраховой, И.Смагиной, Л.Улановой, Г.Корчугановой, Л.Зайцевой, Е.Мартовой, И.Копец, С.Савицкой и многих других. Благодаря ходатайству В.Гризодубовой были осуществлены два набора (70 женщин) в Кременчугское авиационное училище.

Не смотря на большое количество девушек-пилотов во времена первой и второй мировых войн, сейчас девушек-пилотов всего 2% от общего количества пилотов. В мире доля женщин-пилотов в авиации составляет от 5,8 до 6,03%. 

1.2. Исследование причин, из-за которых женщин-пилотов в гражданской авиации гораздо меньше, чем мужчин

1.2.1. Стереотип о том, что пилот – это мужская профессия

Существует несколько причин, из-за которых девушки даже не рассматривают профессию пилота. Одной из таких является распространенный стереотип о том, что пилот – это мужская профессия. Существует множество примеров, подтверждающих тот факт, что данный стереотип является очень распространенным. Некоторые из них: 24 ноября 2018 авиакомпания «Победа» впервые в истории выполнила полет Стамбул-Москва исключительно женским экипажем. Перелет прошел успешно, но в Сети неоднозначно отреагировали на событие. «Встречайте наших потрясающих девушек! Кстати, по уровню профессионализма не уступают ни одному мужчине», – подчеркнули в авиакомпании (рис.1). Под записью появилось много комментариев, причем негативных реакций было предостаточно, но все заявления связаны в основном с предрассудками. Многие пассажиры до сих пор не желают летать с женщинами [2].

Рисунок 1 – Первый в России рейс полностью женским экипажем

Не остался не замеченным и пост одного из пользователей соцсетей: «Летел вчера «Аэрофлотом». Пилотом была женщина. Со мной такое впервые. Опыт, я вам скажу, так себе. В принципе, долетели нормально, но всё время ждал какого-то подвоха. Хочу как раньше, чтобы женщины были стюардессами, а пилотами — мужчины. Извините, если кого обидел». Несмотря на то, что многие люди все же сочли эти претензии за необоснованные, даже здесь нашлись люди, которые поддержали мнение этого молодого человека.

Стереотипное мышление останавливает очень многих девушек, хоть немного задумавшихся об авиации. Некоторых в выборе профессии не поддерживают родители, других – не понимают друзья, а третьим окружающие навязывают тот необоснованный факт, что пилотами могут быть только мужчины. В результате этого, стереотипы действительно являются причиной того, что женщин-пилотов очень мало.

1.2.2. Могут ли разные физические способности мужчин и женщин являться причиной малого количества девушек-пилотов?

Существует мнение, что причиной низкого количества девушек-пилотов в авиации являются разные физические способности мужчин и женщин. Этот вопрос в социальных сетях прокомментировал мужчина-пилот, который предпочел остаться неизвестным: «Женщины физически слабее мужчин. Это правда. Вот только век Ил-62 давно ушел. А на самолете типа А320 физических усилий прикладывать не приходится. На В737 там да - при отказе гидравлики, в режиме manual reversion усилия на органах управления очень велики. Вот только именно женщина-КВС и посадила 737 в таком режиме» [3]. Действительно, современная техника не предполагает каких-либо недостигаемых девушкам усилий. Также, сейчас многие девушки не только поддерживают себя в хорошей спортивной форме, но и имеют хорошую физическую силу и выносливость, что не дает право рассматривать разные физические способности мужчин и женщин, как причину того, что женщин-пилотов очень мало.

1.2.3. Может ли влияние авиационной жизни быть причиной малого количества девушек-пилотов?

Некоторые считают, что влияние авиационной жизни на здоровье пилота сказывается на нечастом выборе девушек этой профессии. Малоподвижный образ жизни значительно увеличивает риск развития рака, ожирения, диабета, депрессии, болезней сердца и болезни Альцгеймера, частые изменения давления воздуха оказывают влияние на организм, что вызывает проблемы с пищеварением. Относительная влажность воздуха в некоторых самолетах ниже, чем в самых засушливых пустынях мира, что приводит к обезвоживанию глаз, придаточных пазух носа и слизистых оболочек, заложенности носа и давлению в придаточных пазухах носа. Потеря слуха — одна из наиболее распространенных проблем со здоровьем, с которыми сталкиваются пилоты авиакомпаний. Нарушение режима сна и недосыпание раздражительности и снижает уровень положительных эмоций. Хроническое недосыпание является одной из основных причин развития сахарного диабета 2 типа. Сменная работа очень тесно связана с рядом проблем со здоровьем, таких как сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка, проблемы с желудочно-кишечным трактом и неспособность контролировать уровень сахара в крови. Пилотам характерна трудность поддерживать регулярный режим питания, из-за того, что они будут просыпаются, начинают и заканчивают работу в разное время каждый день. Также пилоты подвергаются воздействию более высоких уровней космической радиации. Работа пилота авиакомпании сопряжена с большим стрессом. В течение самого рабочего дня, даже когда все идет нормально, сохраняется относительно высокий уровень основного повседневного стресса, который возникает при командовании самолетом стоимостью в несколько миллионов фунтов стерлингов с более чем 200 пассажирами на борту. Огромный уровень ответственности приводит к постоянному нахождению организма в стрессе [4].

Однако, все вышеперечисленные заболевания и осложнения есть риск получить и в других профессиях. Каждая профессия имеет свои минусы. Но, в отличие от других профессий, ежедневно провожать закаты и встречать рассветы на такой высоте и с таким видом могут только работники авиации. Также, риски получить любую из перечисленных болезней имеют все представители профессии «пилот», вне зависимости от пола. Это значит, что влияние авиационной жизни на здоровье пилота не может являться причиной небольшого количества женщин-пилотов в гражданской авиации. Из всех выявленных причин, из-за которых женщин-пилотов в гражданской авиации гораздо меньше, чем мужчин, в результате исследования только одна причина оказалась действительно обоснованной – стереотипное мышление людей. Насколько бы несерьезным это не казалось, это является масштабной проблемой, ведь девушки попросту ограничивают себя в выборе профессии из-за навязанного обществом мнения.

2. Практическая часть

2.1 Изучение общественного мнения (Анкетирование)

Для подтверждения или опровержения гипотезы: «женщин-пилотов очень мало в гражданской авиации из-за распространенного стереотипа о том, что пилот – это мужская профессия», было проведено анкетирование (Приложение1). Анкетирование проводилось среди 104 человек, 38% опрошенных в возрасте от 14 до 17 лет, 31% - от 18 до 25 лет, 31% - от 26 до 65 лет. 71% опрошенных летали на самолете, а 21% - нет (рис. 2).

Рисунок 2 – Сведения об опрошенных

По результатам анкетирования были получены следующие результаты: Для 37% опрошенных важно, чтобы пилот был мужчиной, а 63% - нет (рис.3).

Рисунок 3 – Ответ на 2 вопрос

44% опрошенных считают, что пилот – это мужская профессия, 56% не согласны с этим (рис.4).

Рисунок 4 – Ответ на 3 вопрос

34% будут переживать, если узнают, что пилотом самолета, в котором они находятся, является девушка, 66% так не думают (рис. 5).

Рисунок 5 – Ответ на 4 вопрос

53% опрошенных доверяют одинаково как пилотам-мужчинам, так и пилотам женщинам. 45% доверяют больше пилотам-мужчинам, и лишь 2% доверяют больше пилотам-женщинам (рис. 6).

Рисунок 6 – Ответ на 5 вопрос

Многие люди, которые ответили, что доверяют только пилотам-мужчинам, аргументировали свой ответ тем, что пилот – это мужская профессия, мужчины имеют холодный ум, а женщины склонны к эмоциональным поступкам.

Результаты анкетирования показали, что немаленький процент опрошенных все-таки считает, что пилот — это мужская профессия и доверяет больше пилотам-мужчинам. Несмотря на то, что в современном мире пилотом может быть любой человек, вне зависимости от пола, стереотип все еще активно существует и вводит в заблуждение девушек, рассматривающих профессию пилота, как свою будущую профессию. Таким образом гипотеза: «женщин-пилотов очень мало в гражданской авиации из-за распространенного стереотипа о том, что пилот – это мужская профессия» подтвердилась.

2.2. Мнение девушек-пилотов

Для того, чтобы узнать о том, как девушки приходят в авиацию и как на них сказываются стереотипы, мною в социальных сетях было опрошено несколько девушек-пилотов. Мироненко Мария - второй пилот воздушного судна SSJ-100. С отличием окончила Сасовское летное училище (рис. 7).

Рисунок 7 – Мироненко Мария

Со слов Марии: «Я загорелась мечтой стать пилотом будучи уже в 9 классе. Отец пилот со стажем в 40 лет, поэтому авиационная атмосфера была мне знакома. Изначально полагала, что ничего не получится и для меня это будет слишком сложно, но я решила, что попробовать стоит, долго готовилась к поступлению, проходила медицинские комиссии и подавала документы на поступление. И в 2020 году закончила Сасовское летное училище с отличием.» На вопрос: «По вашему мнению, какие основные причины того, что девушек пилотов намного меньше, чем мужчин?», Мария ответила: « Как мне кажется, из-за того что наличие девушек-пилотов в авиации не столь известно российскому обществу (за границей отношение к девушкам-пилотам абсолютно адекватное, и это давно уже считается нормой) идут в основном учиться девочки из летных семей, к тому же все еще бытует мнение среди общества что летное дело это не женская профессия. На моем опыте были несколько пассажиров которые выражали свое мнение фразами наподобие «а мы точно долетим?» и иногда слышала мнение людей, которые полагают что пилот — это не женская профессия, и для нас уготовлена особая задача - хранить домашний очаг, рожать и растить детей и т.д.». Еще одной опрошенной девушкой стала Полина Бабанина — второй пилот авиационной эскадрильи № 2 летного отряда № 12 Авиакомпании «ЮТэйр» (рис. 8).

Рисунок 8 – Полина Бабанина

Со слов Полины: «Я родилась в авиационном поселке Березово в Ханты-Мансийском автономном округе, где располагался 125-й летный отряд Тюменского управления гражданской авиации. Дом находился рядом с аэропортом, откуда часто доносились звуки взлетающих и садящихся самолетов. Так и появился интерес к работе пилота. В авиации у меня работала вся семья. В особенности в выборе профессии меня поддержал отец, укрепив желание стать пилотом. Он был диспетчером воздушных судов, а мама около 10 лет работала на авиаметеостанции. На пути к своей цели — стать пилотом, я поступила в Краснокутское летное училище гражданской авиации в Саратовской области. После окончания училища переехала в Тюмень и устроилась в авиакомпанию «ЮТэйр», где уже четвертый год работаю вторым пилотом.». Полина уверена, что авиация — это не про пол, а про профессионализм. По ее словам, любой успешный пилот должен быть ответственным, решительным и следовать принципу «знания, навык и мастерство». Вместе с тем некоторые отличия в подходах к работе пилотом между мужчинами и женщинами все-таки можно выявить. Например, девушки-пилоты более внимательны к мелочам. «Недаром наши женщины находят вещи на очевидных местах, когда мужчины их теряют», —говорит Полина. «Эта внимательность помогает нам быть более тщательными, точными в работе. Женщины-пилоты не менее успешны, а иногда показывают даже лучшие результаты, благодаря уникальным подходам к решению проблем. Кроме того, у женщин сильнее развиты интуиция, навыки коммуникации и эмпатии, что создает позитивную атмосферу в экипаже – а это очень-очень важно», — пояснила она. На вопрос о стереотипах, Полина ответила: «Негативное говорили, говорят и будут говорить, но если веришь в свою мечту, то не нужно слушать никого, а идти вперед - к цели!"

Таким образом, слова Мироненко Марии и Бабаниной Полины в очередной раз подтверждают тот факт, что стереотипы о девушках-пилотах все еще существуют в нашей стране и даже иногда влияют на мнение людей. Однако, на примерах авиационных успехов Марии и Полины становится понятно, что каждый человек может достигнуть своей цели и осуществить мечты!

Заключение

В результате работы выявлено, что не существует весомых причин, по которым профессию пилота можно назвать не женской. Во всем мире, на рынке гражданской авиации наблюдается увеличенный спрос на пилотов. Часть решения проблемы нехватки пилотов заключается в привлечении кадров, вне зависимости от пола, расы или этнической принадлежности. Так что, можно смело сказать: в ближайшее время стоит ожидать больше экипажей, состоящих из женщин. В том числе и в России [5]. Увеличение числа женщин-пилотов пусть и минимально, но подтверждает, что авиакомпании готовы уходить от стереотипа мужской профессии, обеспечивать кадровое разнообразие. Наличие в команде профессионалов разного психотипа, возраста, пола дает большую вариативность в решении задач, положительно влияет на деятельность и повышает эффективность [6]. Важно знать, что каждый человек, вне зависимости от пола, имеет право развиваться в той сфере деятельности, в которой он хочет. Главное, иметь цель, желание и стремление, тогда успех будет сопутствовать на пути!

Она смогла свой мечты добиться!
Ответственная, смелая  - девушка-пилот!
Коллеги называют ласково - синица,
И с гордостью идет она вперёд!
Ей в школе говорили: "Ты не сможешь,
Профессия мужская - это факт",
И дома не поддерживали тоже -
Всё думали, что выберет юрфак.
Она, не слушая любые предрассудки,
Готовилась к экзаменам и ВЛЭК,
Училась день и ночь - каждые сутки,
Ведь стать пилотом может каждый человек!
Сейчас коллеги называют ласково - синица,
И с гордостью идет она вперёд!
Она смогла свой мечты добиться!
Ответственная, смелая - девушка-пилот!

Автор Родионова А.Е.

Список литературы

  1. Женщины - Герои Советского Союза. Магуба Гусейновна Сыртланова офиц. сайт. https://rmbs-ufa.ru/ba/ya-yly-tar/zhenshhiny-geroi-sovetskogo-soyuza-2 (дата обращения: 25.12.2024)
  2. «Победа» впервые выполнила полет с полностью женским экипажем. Предрассудки о мастерстве пилотесс вызвали споры в Сети: офиц. сайт. URL: https://news.rambler.ru/other/41332576-pobeda-vpervye-vypolnila-polet-s-polnostyu-zhenskim-ekipazhem-predrassudki-o-masterstve-pilotess-vyzvali-spory-v-seti/ (дата обращения: 03.12.2024)
  3. Женщина-пилот в ГА. Так ли это страшно? Мнение пилота-мужчины: офиц. сайт. URL: https://dzen.ru/a/X40G7Eq3w3ZaoJYf (дата обращения: 25.10.2024)
  4. Психическое здоровье пилота авиакомпании – влияние должностной роли: офиц. сайт. URL: https://avam-avia.ru/psihicheskoe-zdorove-pilota-aviakompanii-vliyanie-dolzhnostnoj-roli/ (дата обращения: 01.12.2024)
  5. Почему в гражданской авиации так мало женщин-пилотов: офиц. сайт. URL:https://biletik-aero.turbopages.org/biletik.aero/s/handbook/blog/pochemu-v-grazhdanskoy-aviatsii-tak-malo-zhenshchin-pilotov/(дата обращения: 30.10.2024)
  6. Женщины и гражданская авиация: офиц. сайт. URL:https://ktr.su/content/news/detail.php? (дата обращения: 25.10.2024)
Категория: Готовые работы | Добавил: Service (16.01.2025) | Автор: Родионова Анастасия Евгеньевна E W
Просмотров: 29 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Их многие читают
Харуки Омори (254)
Анкудинов Артём Сергеевич (229)
Данила Столбин (213)
Бут Анна Вячеславовна (196)
Сагадеев Дамир Азатович (154)
Сысоев Семён Викторович (151)
Теленгатор Евгений Анатольевич (140)
Кутепова София (120)
Валерия Браун (110)
Таймасов Инсаф Рафикович (109)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Харуки Омори (254)
Анкудинов Артём Сергеевич (229)
Данила Столбин (213)
Бут Анна Вячеславовна (196)
Сагадеев Дамир Азатович (154)
Сысоев Семён Викторович (151)
Теленгатор Евгений Анатольевич (140)
Кутепова София (120)
Валерия Браун (110)
Таймасов Инсаф Рафикович (109)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2025