VIII Международная олимпиада по истории авиации и воздухоплавания имени А.Ф.Можайского - 2010-2011 г.г.
Исследовательская работа по теме «Воздушный таран»
Автор: Волков Василий, учащийся 7 класса МОУ «Приволжская основная общеобразовательная школа» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Научный руководитель: Алексеева Олимпиада Васильевна, учитель физики первой квалификационной категории МОУ «Приволжская ООШ» Мариинско-Посадского района ЧР.
План. 1. Введение.
2. Основная часть.
· Что мы знаем о воздушных таранах?
· Воздушные тараны в годы Великой Отечественной войны.
· Ночной таран Виктора Талалихина.
· Наши земляки, совершившие воздушный таран в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
· Тараны на реактивных самолётах.
3. Заключение.
4. Источники информации.
5. Тезисы к исследовательской работе «Воздушный таран».
Введение. Для исследовательской работы автором выбрана тема «Воздушный таран». Почему? Тараны совершались в основном в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Тема войны всегда остаётся актуальной и в наши дни. Подвиги героев войны рождают чувство гордости за свой народ, служат патриотическому воспитанию молодёжи, они бессмертны.
Целью данной работы является описание подвигов, совершивших русскими и советскими лётчиками в разные годы во время воздушного тарана.
Достижение этой цели возможно решением следующих задач:
· собрать весь архивный материал из интернет-ресурсов, книг, газетных статей о лётчиках, совершивших воздушный таран;
· использовать материал для патриотического воспитания учащихся.
Автор работы применяет следующие методы:
· изучение газетных статей;
· поиск материалов на Интернет-сайтах;
· опрос учащихся; · технологию ИКТ;
· беседы с сотрудниками Мариинско-Посадского краеведческого музея, со специалистами Приволжского сельского поселения;
· обобщение и систематизация полученной информации.
Объектом исследования являются советские и русские лётчики, предметом исследования – подвиги лётчиков, совершивших воздушный таран. Самый ценный материал автором найден о лётчике, уроженце д. Ураково, находящейся на территории Приволжского поселения. В чувашской литературе известны имена трёх земляков, совершивших воздушный таран в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. О них и пойдёт речь в данной работе. Тема заинтересовала автора. Прежде чем приступить к выполнению исследовательской работы, автор работал над поиском определения слова «Таран», «Воздушный таран», «Огненный таран». И встал вопрос: «А кто впервые применил воздушный таран и когда? Кто из наших земляков совершил таран? Совершают ли лётчики тараны в наши дни?» На все интересующие автору вопросы ответы найдены.
Автор выдвигает следующую гипотезу: установить факт совершения таранов лётчиками - нашими земляками в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и выявить лётчика из своего поселения-участника войны и повторившего подвиг ВиктораТалалихина.
Основная часть. Что мы знаем о воздушных таранах? Таран — приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта или дирижабля противника путём столкновения или срезания лопастями винта рулевых плоскостей (в случае самолёта). Возможен также таран наземного объекта или корабля. Изобретателем воздушного тарана считается русский авиатор Н. А. Яцук, который в журнале «Вестник воздухоплавания» № 13-14 за 1911 год высказал предположение, что, «Возможно, что в исключительных случаях лётчики будут решаться таранить своими аэропланами чужой» (в этот период на аэропланы ещё не устанавливалось стационарного огнестрельного вооружения, поэтому бой между машинами в воздухе был практически невозможен). Он же предложил первый способ воздушного тарана, дающий лётчику шансы на выживание: удар по крылу аэроплана противника сверху шасси своего аэроплана. Именно у Яцука идею тарана узнал Пётр Нестеров, впервые применивший воздушный таран на практике 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика. В зависимости от конструкции самолётов в разное время использовались различные техники тарана: удар шасси по крылу; удар пропеллером по хвостовому оперению; удар крылом, удар фюзеляжем; удар хвостом (таран И. Ш. Бикмухаметова); таран В.А.Куляпина, таран С.П.Субботина. Более чем 600 воздушных таранов совершили наши лётчики. Считалось, что таран вызывают лишь две причины - отказ бортового оружия и иссякший боезапас. Hо защищая товарища в бою, спасая эвакуированных от бомбежки, наши летчики шли, бывало, в таранную атаку с полным боекомплектом и исправным оружием, - если дело решали секунды и на необходимый для истребителя разворот для новой атаки не было времени. Видный английский специалист в области военной авиации Роберт Джексон в книге "Красные соколы", изданной в Лондоне в 1970 году, пишет: "Имелось немало случаев, когда советские летчики-истребители таранили вражеские самолеты, но вопреки распространенному мнению это не было жестом отчаяния, а хладнокровно продуманным приемом боя, требовавшим высочайшего мастерства и стальных нервов... Хотя немецкие истребители Ме-109 и Ме-110 обладали большей скоростью, чем И-16 и И-153, советские летчики умело использовали лучшую маневренность своих самолетов на виражах.
|