Понедельник, 30.12.2024, 20:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Свободные публикации » Свободные статьи

Самолёты-рекордсмены: короткая жизнь ради славы?
Самолёты-рекордсмены: короткая жизнь ради славы?

Выполнил: Майоров Дмитрий Юрьевич 14 лет
Руководитель: Федорович Сергей Петрович (Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
станция юных техников города Пятигорска)

Многие самолеты, названия которых занесены в книгу рекордов, прослужили недолгую или малоэффективную жизнь. Зачастую они не смогли окупить все потраченные на них средства и ресурсы. Докажу это на примере двух самых быстрых самолетов, один из них американский разведчик SR-71 является самым быстрым самолетом в мире, а другой советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 является самым быстрым пассажирским самолетом.
SR-71 – самый быстрый самолет в мире.
Самолет SR-71 – самый быстрый самолет на планете является примером самолетов-рекордсменов, которые так и не нашли обширного использования на практике. Проблемы у него начались еще на стадии разработки. На момент создания SR-71, являлся самым скоростным самолетом на вооружении США, но из-за неудач его предшественника в СССР A-12 (фото 1), ЦРУ решило не рисковать дорогостоящими самолетами и использовали их только для разведывательных операций в Японии и во Вьетнаме.
Конструктору A-12 Кларенсу Джонсону не нравилось такое распределение сил разведки и он решил предложить ВВС создание более совершенного самолета. После многих споров с командованием, которое обвиняло Кларенса Джонсона в копировании проектируемого тогда бомбардировщика XB-70 Valkyrie, от предложения все-таки отказались, но изменив назначение своего проекта с разведывательного/ударного на стратегического разведчика конструктор смог избежать обвинений в повторении другого самолета и продолжил свою работу. В результате появился самолет SR-71 (фото 2), максимальная скорость которого была 3529,56 км/ч, что превышало скорости его предшественников на 200 км/ч.
Неудачи преследовали самый скоростной самолет и на испытаниях. 25 января 1966 года разбился первый SR -71. Разведчик летел на высоте 24 390 м со скоростью 3 Маха, в этот момент самолет потерял управление из-за отказа системы управления воздухозаборником. Пилот Билл Уивер успешно катапультировался, несмотря на то, что катапультируемое кресло осталось в самолете. Билл Уивер провел большую часть испытаний «Черного дрозда» (так называли SR-71). Для него и для других пилотов, которые тоже занимались испытаниями SR-71, это была не единственная катастрофа. 10 января 1967 года SR -71 проходил скоростные пробежки по взлетно-посадочной полосе. Для большей сложности полосу заранее намочили, чтобы усилить скольжение. Приземлившись на полосу, пилот не смог выпустить тормозной парашют. Обычные тормоза не могли остановить самолет-разведчик на мокрой поверхности и SR -71 продолжал двигаться по взлетно-посадочной полосе. Как только он вышел на сухой участок полосы все шины шасси лопнули от высокой температуры. Голые диски начали высекать искры, в результате чего загорелись втулки колес, изготовленные из магниевого сплава. Самолет остановился только тогда, когда проскочил всю полосу и носом врезался в грунт высохшего озера. Магниевые втулки неоднократно приводили к возгоранию «Черного дрозда», из-за чего инженеры заменили магниевый сплав на алюминиевый. Последняя в программе испытаний авария произошла опять же по причине отказа воздухозаборника.
Несмотря на все неудачи SR -71 всё-таки поступил на службу в ВВС США. Основными точками ведения разведки для SR -71 стали: Вьетнам, Северная Корея, Ближний Восток, Куба и даже Советский Союз в районе Кольского полуострова. Северо-вьетнамская артиллерия неоднократно пыталась сбить SR -71, но уйти от обстрела ему позволяла система радиоэлектронной борьбы, которая подавляла радиосигнал на вьетнамском пусковом комплексе. ВВС все же потеряли несколько SR -71 во время разведывательных вылетов, правда, во всех случаях причиной аварии стали погодные условия. Задания по разведке на Ближнем Востоке во время войны между Израилем с Египтом и Сирией, а на Кубе и вовсе носили одиночный характер и увенчались успехом. Во время разведки на Кольском полуострове «Черный дрозд» пару раз был замечен советскими войсками и перехвачен истребителем-перехватчиком МиГ-31 (фото 3). Именно МиГ-31 и советский зенитно-ракетный комплекс «Круг» (фото 4), который мог достать «Черного дрозда» даже на максимальной высоте, заставили ВВС отказаться от SR -71.
Осенью 1989 года было принято окончательное решение о снятии SR -71 с вооружения США в связи с большим количеством катастроф, высокой стоимостью эксплуатации, нехватки и большой стоимости запчастей, а также уязвимости перед советским вооружением.
Ту-144 – самый быстрый пассажирский самолет
Ту-144 – это сверхзвуковой пассажирский самолет, созданный в СССР в конце 60-х годов. Он был запущен в серию и некоторое время использовался для коммерческих перевозок пассажиров. Ту-144 должен был соединить регионы страны и выйти на международные маршруты. Однако этого не случилось.
Создание сверхзвукового пассажирского самолета обещало авиакомпаниям значительный заработок, а также многие преимущества. В Европе разработкой такого самолета занимались в Англии и Франции, объединив свои усилия в проекте «Конкорд». В СССР также заинтересовались созданием такого самолета и поручили его конструкторскому бюро Туполева, специалисты которого имели опыт постройки реактивных пассажирских самолетов. Во время работы над самолетом конструкторам пришлось столкнуться с многочисленными трудностями: необычной аэродинамикой машины, нагревом корпуса на высоких скоростях и его деформацией. Они создали новые материалы и системы жизнеобеспечения экипажа и пассажиров, а также много времени потратили на разработку подходящей конструкции для крыльев. Уже на следующий год макет машины был показан на выставке в Ле Бурже. Ту-144 впервые поднялся в воздух 31 декабря 1968 года, это произошло на два месяца раньше полета «Конкорда» (фото 5). В следующем году самолет сумел достичь скорости звука, а летом 1970 года – в два раза превысил ее.
Во время испытаний самолета, которые продолжались до 1975 года, пока он не совершил первый рейс. Во время испытательных полетов произошла катастрофа в 1973 на авиасалоне в Ле Бурже во время показательного полета разбился первый Ту-144. Катастрофа произошла неподалеку французского городка Гуссенвиль. Погибли пять членов экипажа, семь местных жителей, почти тридцать человек получили ранения. Скорее всего катастрофа произошла из-за того, что самолету пришлось увернуться от столкновения с истребителем «Мираж», в ходе этого маневра и произошла катастрофа. Несмотря на катастрофу 1973 года, Ту-144 (фото 6) выполнил первый рейс Москва – Алма-Аты, успешно перевезя почту, а в конце 1977 года начались самые настоящие пассажирские перевозки. Всего 2 самолета летали по этому маршруту, и каждый полет превращался в настоящее испытание для летчиков, потому что управлять этим самолетом было невероятно сложно.
23 мая 1978 года потерпел катастрофу экспериментальный самолет Ту-144Д. Из-за разрушения топливо провода произошло возгорание третьего двигателя и задымление кабины. В результате этого происшествия погибли два бортинженера, не успевших покинуть самолет после вынужденной посадки. 31 июля 1980 года с Ту-144Д произошла еще одна нештатная ситуация. На сверхзвуковой скорости произошло разрушение одного из двигателей. Экипажу удалось посадить машину, а двигатели были отправлены на доработку, но во время испытаний они опять показали неудовлетворительную работу.
Из-за этих инцидентов проект Ту-144 закрыли. Однако основной причиной прекращения проекта Ту-144 стали не технические проблемы и даже не катастрофы, а его экономическая нерентабельность. Даже для Советского Союза, где не слишком любили считать деньги, эксплуатация этого лайнера была через чур дорогой, бессмысленной и не способной окупиться за счет билетов, которые не могли даже позволить себе большая часть населения СССР
Заключение
Летательные аппараты, поставившие рекорды пускай и изготавливались никак не с целью поставить его, однако помнить их будут только лишь благодаря рекордам, а никак не полетам, совершенным на них, а нередко и из-за аварий связанных с данными самолетами-лидерами. В случае с SR-71 фактор списания с работы – очень дорогостоящий сервис и огромное число аварий. Ту-144 в свою очередь стал просто лишним для населения страны, потому что лишь единицы могли приобрести себе билет на Ту-144, этот самолет попросту был создан не в той стране

Источник: https://topwar.ru/6863-sr-71-chernyy-drozd-samyy-skorostnoy-samolet-v-mire.html, http://airwar.ru/enc/spy/sr71.html, htt
Категория: Свободные статьи | Добавил: Самоделкин (25.01.2019) | Автор: Майоров Дмитрий Юрьевич 14 лет E
Просмотров: 1126 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024