ГБОУ СПО НАТК Проектно-исследовательская работа по теме: Станет ли авиация беспилотной? Автор: Болдин Иван
БПЛА гражданского назначения Исторически сложилось так, что изначальное применение БПЛА определялось как боевое. Однако с начала 2000-х годов колоссальное значение стали приобретать «микро-беспилотники», разрабатываемые не для военных, а сугубо гражданских целей. Гражданская область применения БПЛА весьма обширна: от сельского хозяйства и строительства до нефтегазового сектора и сектора безопасности. «Дроны» гражданского назначения могут использоваться в работе служб по чрезвычайным ситуациям (контроль пожарной безопасности); полиции (патрулирование зон); предприятий сельского хозяйства (наблюдение за посевами), лесничества и рыболовства(лесоохрана и контроль рыбного промысла); компаний, занимающихся геодезией (картографирование); институтов географии и геологии; компаний нефтегазового сектора (мониторинг нефтегазовых объектов); строительных предприятий (инспектирование строек); средств массовой информации (аэрофото- и видео съемка) и др.. Согласно находящимся в открытом доступе документам организаций Европейского Союза, распределение потребительского спроса на гражданские БПЛА в период с 2015 по 2020 гг. выглядит следующим образом: 45 % — правительственные структуры, 25 % — пожарные, 13 % — сельское хозяйство и лесничество, 10 % — энергетика, 6 % — обзор земной поверхности, 1 % — связь и вещание. В мире представлено большое количество гражданских БПЛА классификации «микро» и «мини», различающихся по своим спецификациям и набору характеристик (назначение, вес, размер, продолжительность и высота полета, система запуска и приземления, наличие систем автопилотирования и навигации, формат фото- и видеосъемки и др.).
Техническая уязвимость •Сигналы GPS навигаторов как и любые сигналы принимаемые/отсылаемые БПЛА можно перехватывать и подменять, а сами приемники при необходимости не сложнее вывести из строя, чем любые другие электронные устройства, Андрей Масалович – подполковник в отставке Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ. •По оценке военного специалиста Владислава Шурыгина, в управлении беспилотными летательными аппаратами есть одно уязвимое звено – необходимость постоянного обмена информацией с наземными пунктами управления. Большой объем передаваемых данных требует достаточно «толстых» каналов радиосвязи, для которых очень сложно, практически невозможно, обеспечить высокий уровень надежности. В самом простейшем варианте, их можно попросту забить помехами. В частности один БПЛА Global Hawk уже требует скорости передачи данных в 500 мегабайт в секунду.
GPS-спуфинг В 2012 году американскими учёными из Техасского университета в Остине была доказана практическая возможность взлома и перехвата управления БПЛА путём так называемого «GPS-спуфинга». Однако исследователи отметили что успешный «GPS-спуфинг» можно провести только для тех аппаратов которые используют незашифрованный, гражданский сигнал GPS.
Аварии БПЛА •2013 год. Военно-вооруженные силы США подтвердили факт аварии беспилотного самолета Predator, которая произошла в среду в юго-западном штате Нью-Мексико, сообщает Russian.News.cn Неисправный беспилотник врезался в крейсер ВВС США "Шоваль", упал в Средиземное море из-за технической неисправности. Военные Израиля обрушили БПЛА самостоятельно, обнаружив неисправность в двигателе. На границе с Египтом разбился израильский БПЛА "Hermes-450" По поводу катастроф БПЛА "Небесных всадников" майор Габай сказал следующее: "Мы осознаем, что надежность нашей системы не самая высокая, и знаем, что летательный аппарат может упасть на землю или потеряться. Но никакого оперативного ущерба при этом не наносится. С технологической точки зрения, падение БПЛА ничем не угрожает... Все данные кодируются, и какую-либо информацию с упавшего БПЛА получить невозможно". По информации «Недерланд информэйшн сервисиз», которое ссылается на телепрограмму «Поуньюс» (Pownews), начиная с января текущего года девять из 75 закупленных для ВС Нидерландов малоразмерных БЛА RQ-11B «Рейвн» были потеряны в результате аварий.
|