Автор: Шишкин Кирилл Ярославович
Возраст: 12 лет
Место учебы: Общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза генерала Д.М.Карбышева при Посольстве России в Австрии
Город, регион: г. Москва, РФ
Руководитель: Ситникова Любовь Михайловна, педагог общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза генерала Д.М.Карбышева при Посольстве России в Австрии
В чём причины мировой популярности
боевых самолётов марки Су?
План работы
1. Введение
2. Основная часть
2.1 География эксплуатации самолетов Сухого
2.2 Тактико-технические характеристики основных моделей и сравнение их с аналогами
2.3 История боевого применения самолетов Сухогого
3. Заключение
4. Список использованных источников
Введение
Российская военная авиация – одна из лучших в мире. Россия занимает 2-е место после США по продажам военной авиационной техники, одним из основных производителей которой является ОКБ Сухого.
ОКБ Сухого – одно из крупнейших и известнейших конструкторских бюро в России. Этим предприятием был разработан прорывной в свое время самолет – Су-27. Самолеты Сухого летают по всему миру, участвуют и участвовали во многих военных конфликтах. За послевоенные годы за рубеж были поставлены более 7000 единиц боевой техники, разработанной в ОКБ Сухого. С начала эры реактивной авиации в ОКБ Сухого разрабатывались пассажирские, спортивные, сельскохозяйственные, а также боевые самолеты различных назначений: фронтовые бомбардировщики, истребители-бомбардировщики, учебно-боевые самолеты, палубные истребители, штурмовики и многоцелевые истребители.
Целью данной работы является изучение применения боевых самолетов Сухого за рубежом и установление причин их популярности.
Задачи исследования:
- изучить, в каких странах использовались самолеты Сухого;
- провести сравнительный анализ основных моделей с их зарубежными аналогами;
- собрать данные об участии самолетов Сухого в военных конфликтах и оценить результативность их использования.
Гипотеза: самолеты Сухого известны и популярны во всем мире из-за проверенной надежности и высоких ТТХ в сравнении с конкурентами.
Объект исследования: боевые самолеты Сухого.
Предмет исследования: использование боевых самолетов Сухого за рубежом.
2. Основная часть
2.1. География эксплуатации самолетов Сухого
Боевые самолеты ОКБ Сухого начали поставляться за рубеж с началом эры реактивной авиации. Все самолеты Сухого, вошедшие в серию в СССР и России, за исключением перехватчиков, поставлялись на экспорт. Это следующие модели: Су-7, Су-17, Су-20, Су-22, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-34, Су-35 и их модификации.
Первым самолетом после «второго рождения» ОКБ Сухого (после Великой Отечественной Войны предприятие было закрыто, но в 1953 году его вновь открыли) стал Су-7. После его принятия на вооружение в СССР машину получили ВВС Польши и Чехословакии. Су-7 получился настолько удачным, что 600 машин были поставлены в 9 стран мира, в том числе в Египет, Сирию, Ливию, Алжир, Перу и Эквадор. Это был первый успех ОКБ в поставке самолетов за рубеж.
Ближайший родственник Су-7 – Су-17 стал первым самолетом, созданным в ОКБ Сухого, который имел изменяемую стреловидность крыла. 1100 машин этого типа были поставлены в 15 стран в разных уголках мира, в том числе в Египет, Сирию и Афганистан.
На основе модификации Су-17 был создан самолет Су-22. Его поставляли в Египет, Перу, Йемен, а путем перепродажи из Египта он попал в Китай и ФРГ.
Су-24 – фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Его модификация Су-24М поставлялась в Алжир, Ливию, Иран, Ирак, Сирию. В Сирии этот бомбардировщик используется и сейчас – об этом пойдет речь ниже.
Гордостью советской и российской военной авиации является легендарный Су-27. Этот самолет стал прорывным в свое время. Это был и есть шедевр авиационной техники. Он до сих пор составляет основу ВКС России (вместе с МиГ-29), несмотря на то, что серийно он начал выпускаться еще в 1982 году. За рубеж он поставлялся в Китай, Вьетнам, Эфиопию и Индонезию. Сейчас в Китае организовано лицензионное производство Су-27СК под обозначением J-11.
В настоящее время основным экспортным самолетом Сухого является Су-30 в различных модификациях. Су-30 принес больше экспортной прибыли, чем все предыдущие модели этого ОКБ. Эти истребители поставлялись в Индию, Китай, Малайзию, Вьетнам и другие страны.
Су-34 – основа ударной мощи ВКС РФ. К сожалению, после исследования некоторой литературы и интернет-источников, автором было найдено очень мало информации об использовании Су-34 за рубежом. Известно, что на в 2019 г. на выставке Dubai Airshow генеральный директор ОАО "Рособороэкспорт" Александр Михеев сообщил о наличии заявок на покупку Су-34.
Су-35 - первый в мире истребитель поколения 4++. Как Су-27 был создан, чтобы противостоять американскому F-15, так и машина нового поколения рассчитана на самого серьезного противника - F-22. Ряд использованных в Су-35 технологий не имеет аналогов в США или Китае. Это стало основной причиной закупки Китаем этих истребителей. Еще один традиционный покупатель российских истребителей – Индия, чьи ВВС на 70% укомплектованы нашими самолетами, в том числе разработанными в ОКБ Сухого.
Как мы видим, модели Сухого эксплуатировались во многих странах и на разных континентах, что говорит об значительной популярности этих самолетов.
Как правило, перед покупкой какого-либо товара, люди проводят сравнение, товар какого производителя наиболее качественный и привлекательный. На выбор влияет и уже имеющаяся популярность товара. Самолеты не стали исключением - заказчики изучают технические характеристики боевых самолетов определенной марки в сравнении с их конкурентами, в том числе анализируя их популярность и распространенность в разных странах.
2.2. Тактико-технические характеристики основных моделей и сравнение их с аналогами
Как обозначено выше, основным экспортным самолетом Сухого является Су-30. Су-30 – истребитель для завоевания господства в воздухе, дополнительной функцией которого является нанесение удара по наземным и надводным целям. В зависимости от комплекта вооружения он может использоваться в роли истребителя-штурмовика и истребителя-бомбардировщика. В связи с этим его иногда называют «мастером на все руки». Преимущество Су-30 перед конкурентами в его многофункциональности. Легендарный летчик А.Покрышкин отмечал: «Воздушный бой – это высота, скорость, маневр и огонь». Су-30 в полном объеме обладает этими характеристиками. В конструкции этой машины не применялась технология «стелс». На его борту установлена система РЭБ (радио-электронной борьбы), которая создает помехи, чтобы вражеские РЛС не смогли обнаружить самолет. Одной из отличительных особенностей его модификации – Су-30МКИ является то, что на нем впервые в мире, как на серийном самолете, был установлен двигатель с отклоняемым вектором тяги. Также на нем впервые была поставлена РЛС с поворотной ФАР (фазированная антенная решетка). Этот истребитель конкурирует с самым массовым истребителем в мире - американским F-16.
F-16 против Су-30
Сравним известные технические характеристики данных машин одного класса для понимания конкурентоспособности Су-30. Максимальная скорость Су-30 – примерно 2250 км/ч. У американского истребителя этот показатель равен примерно 2200 км/ч. Практический потолок у «Сушки» 17300 метров, у американца 16750 метров. Су-30 может брать на борт 9600 кг топлива, что намного больше чем 3200 кг у F-16. Из большего запаса топлива следует и большая практическая дальность. У Су-30 этот показатель равен 3000 километров, а у F-16 1400 км. Максимальный вес боевой нагрузки у Су-30 равен 8000 кг. На американский истребитель можно повесить 5450 кг, но в ущерб маневренности F-16 может нести на себе 9200 кг боевой нагрузки. Стоимость самолета, являющаяся одним из основных факторов при покупке, также отличается в пользу отечественного самолета – Су-30 стоит примерно 50 миллионов долларов США, а американский F-16 стоит 70 миллионов долларов США.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что по основным характеристикам Су-30 превосходит своего американского конкурента. По мнению некоторых специалистов, Су-30 ничем не уступает и истребителям 5-ого поколения, за исключением оснащения технологией «стелс».
Су-35 – многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++, приближающийся по своим характеристикам к машинам 5-ого поколения. Его особенностями являются высокая маневренность и точность в бою. «На Су-35 очень высокая ситуационная осведомленность летчика, обеспеченная благодаря системам оптико-электронной и радиотехнической разведки», - так говорится про Су-35 на официальном сайте ОКБ Сухого. Чаще всего его сравнивают с американским F-22, который является достаточно засекреченной моделью и не продается за границу. Автор не будет сравнивать Су-35 и F-22 по причине малого количества информации об американском истребителе и по причине отсутствия продаж его за границу. Вместо этого сравним российский Су-35 и новейший американский F-35, также обозначаемый как «Lightning II».
Су-35 против F-35
В максимальной скорости F-35 сильно уступает Су-35, у которого она равна 2700 км/ч. F-35 может разогнаться до 1900-2000 км/ч. Практическая дальность у Су-35 значительно больше, чем у F-35. «Сушка» может пролететь без дозаправки в воздухе 3600 километров, а ее американский конкурент может пролететь 2550 км. Су-35 может достичь практического потолка в 20000 м, а американский истребитель подняться на 18200 м. В максимальном весе боевой нагрузки F-35 превосходит отечественную машину. Российский самолет может нести 8000 кг боевой нагрузки, а «Lightning II» 9100 кг. При этом американец может нести ракеты только на внутренних подвесках, из-за чего старается избегать ближнего боя и запускать ракеты издалека. Российская машина оснащена более совершенным оружием. Некоторые ракеты, которые несет Су-35, могут достигать дальности в 400 км. Су-35 выигрывает по маневренности. На нем установлен двигатель с управляемым вектором тяги, отклоняемым горизонтально и вертикально. Это позволяет истребителю быстро менять направление движения и выполнять сложные трюки высшего пилотажа, такие как горизонтальный штопор, чакра Фролова и кобра Пугачева.
Таким образом Су-35 способен поражать воздушные, наземные и надводные цели. Может одновременно сопровождать 30 целей и обстреливать 8 целей, обладает широким спектром вооружения и большой дальностью полета. «С этим самолетом рядом никто не стоит», - описывает заслуженный летчик РФ полковник Юрий Сытник Су-35. «Он прекрасен и по скорости, и по вооружению. А самое главное – он легко обслуживается техническим составом. Летчик себя комфортно чувствует. Су-35 выполняет задачи самолетов 5-ого поколения по цене в 2 раза ниже».
Истребитель-бомбардировщик Су-34 – это основа ударной мощи российской фронтовой авиации. Он может постоять за себя в бою с обычным истребителем, поэтому его полет не сопровождают истребители прикрытия. «Утенок» способен нести все виды современного вооружения класса «воздух-поверхность». Его разработка и серийный выпуск входит в число приоритетных программ ОКБ Сухого. Аналогом российского самолета в ВВС США считается истребитель-бомбардировщик F-15E «Strike Eagle».
F-15E против Су-34
Максимальная скорость российского самолета 1900 км/ч, когда у американца этот показатель превышает отечественный на 755 км/ч. Однако эта скорость может быть достигнута при отсутствии внешних подвесок, а при использовании ПТБ (подвесные топливные баки) скорость F-15E ограничивается почти вдвое. Практический потолок у американца тоже выше – 20000 метров, а у Су-34 17000 метров. И в дальности «Strike Eagle» превосходит нашего «Утенка» - 6300 км против 4250 км. В максимальном весе топлива Су-34 обгоняет F-15E. У Сушки этот показатель равен 12100 кг, а у F-15E 5950 кг. К сожалению, результат трудов ОКБ Сухого уступает творению «Макдоннелл-Дугласа» и в максимальной боевой нагрузке. Американец может лететь с грузом весом в 10600 кг (но, по мнению некоторых специалистов, эти цифры справедливы только при пустых баках топлива, а при полных максимальный вес подвесного вооружения составляет 5000 кг), а его российский конкурент может лететь с 8000 кг на борту. Наш самолет имеет большую массу, но это считается «платой» за лучшую защищенность и комфорт экипажа. В кабине оба летчика сидят плечом к плечу. Старший летчик звена Су-34 Михаил Чупраков в интервью в передаче «Легендарные Самолеты» прокомментировал это так: «Данное расположение экипажа плечом к плечу – это психологически очень верное решение, так как вербально можно чувствовать поддержку своего товарища, и что в любой сложной ситуации он поможет и выручит. Мне кажется, это непосредственный плюс». Также плюсом является просторность кабины. В любой момент один из летчиков может встать в полный рост, сделать пару шагов, размяться. Также в кабине присутствуют 2 термоса, 2 печки для разогрева небольших бутербродов и 2 санитарных бачка. На официальном сайте ОКБ Сухого про Су-34 говорится: «Бытовые условия в кабине позволяют летчикам не терять работоспособность в длительных полетах продолжительностью до 10 часов». В то же время в F-15E летчики сидят не плечом к плечу, а друг за другом. Во время полета в американском истребителе-бомбардировщике нельзя встать, а тем более сделать пару шагов и размяться.
Просторная кабина Су-34 удобна для летчиков
Кабина Су-34 – это титановая бронекапсула. Этот факт является большим преимуществом, так как безопасность летчиков является значимым фактором. Помимо кабины титановой броней защищены и другие жизненно важные элементы самолета. У Су-34 есть еще одно достоинство – эффективная станция радио-электронной борьбы. Она создает помехи, которые мешают нормально работать ракетам с радиолокационными головками наведения, и сильно осложняет обнаружение нашего самолета бортовыми РЛС противника. Как заявил директор департамента гособоронзаказа Министерства обороны РФ В.Михеев, средства радио-электронной борьбы самолета Су-34 снижают вероятность его поражения ракетами с радиолокационным наведением примерно в 30 раз. Еще одно весомое преимущество «Утенка» перед «Strike Eagle» - вторая РЛС для заднего обзора. Если самолет противника сел ему на хвост, Су-34 сможет выпустить ракету «воздух-воздух».
Завершая сравнение Су-34 и F-15E, необходимо отметить, что Су-34 имеет высокий модернизационный потенциал. Он сможет служить еще долго в результате модернизации, при этом потенциал F-15E уже исчерпан. Он прослужит ВВС разных стран еще максимум 10 лет, после чего ему понадобится замена.
По мнению многих экспертов, тактико-технические характеристики самолетов, которые можно найти в открытых источниках, носят, как правило, рекламный характер. Проверить боевые качества этих машин можно только в условиях реального или учебного боя.
2.3. История боевого применения самолетов Сухого
История боевого применения самолетов, созданных в ОКБ Сухого после его второго рождения, начинается в 1960 году. Тогда пара Су-9 по тревоге была поднята в воздух для перехвата американского разведчика U-2. В 1967 году самолеты Су-7 участвовали в «6-ти дневной войне» между Египтом и Израилем. Индо-пакистанский конфликт, произошедший в 1968-1969 годах, закрепил за самолетом Су-7 репутацию «живучей» машины. Самолеты Су-17, Су-24М и Су-25 участвовали в афганской войне. Самолеты Сухого наносили удары по базам, крепостям, складам оружия противника. Они совершили более 2000 вылетов, не потеряв при этом ни одного самолета. Су-25 применялись для прикрытия аэродромов, сухопутных войск на маршрутах, поиска и уничтожения караванов с оружием. Су-24М выполняли бомбометание с высоты в 5 тысяч метров. На самолетах Су-20 и Су-22 воевали и афганские летчики. Ирано-иракская война принесла славу штурмовику Су-25. После успешного окончания боевых действий иракский лидер Саддам Хусейн лично награждал каждого летчика, воевавшего на Су-25. Воевали «Сушки» и на других континентах: в войне между Эфиопией и Эритреей, в Анголе в ходе гражданской войны, в конфликте между Перу и Эквадором. В 1994-1996 годах Су-17, Су-24, Су-25 участвовали в боевых действиях на территории Чеченской республики. Также в 2008 году самолеты Су-34 участвовали в операции по принуждению Грузии к миру. «Утята» использовались для разведки и для прицельного бомбометания по наземным целям. Тогда точным ударом была уничтожена РЛС ПВО Грузии и прекратилось действие ударной авиации противника.
Перейдем к относительно современным событиям – совместные американо-индийские учения Cope India 2004. Со стороны Индии в них принимали участие Су-30МК, а со стороны Соединенных Штатов участвовали самолеты F-15C. Самолеты Сухого победили в 75% всех учебных боев против американских самолетов. Во время учений было сделано одно интересное открытие. Российские РЛС обнаруживают противника на расстоянии в 60 км даже на фоне гор, а РЛС американских самолетов в таких условиях не могут различить цель.
Анализируя результаты учений, заместитель начальника штаба ВВС Индии Махмуд Махмахан сказал: «… Мы выбрали российскую модель и в результате взяли верх над оппонентом».
Кроме того, известно о проведении в 2013 году в ходе совместных учений ВВС США и Австралии учебных боев между Су-35 и F/A-18, F-22, F-35, в ходе которых симулирование работы российских машин показало их превосходство над американской техникой.
Самые последний боевой опыт самолеты Сухого получают в Сирийской Арабской Республике. Против террористов воюют фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34, штурмовик Су-25, многофункциональные истребители Су-30СМ и с недавних пор Су-35. Базируются эти самолеты на авиабазе Хмеймим. Штурмовики Су-25 вылетают парами на «свободную охоту». Это значит, что они ищут и уничтожают объекты боевиков в определенном районе. Су-24 выполнять свободную охоту не могут. Они летают в определенное заранее место и сбрасывают туда бомбы. Но сложность заключается в том, что им приходиться облетать мирные районы, в которых запрещены военные действия. Как отметил летчик Су-24, базирующегося на авиабазе Хмеймим: «Напрямую полет до цели занимал бы 12 минут, но при условии облета мирных зон время полета увеличивается чуть ли не в два раза». При этом им необходимо прикрытие, которое обеспечивают несколько Су-30СМ. В телепередаче «Военная приемка» ведущий поинтересовался у летчика-испытателя Вячеслава Аверьянова, есть ли в мире истребитель, который мог бы нести столько же бомб и ракет, как наш Су-30СМ? На это летчик-испытатель ответил: «Нет, я думаю этот самолет самый мощный в плане ракетно-бомбовой нагрузки». Он может выполнять функции как истребителя для прикрытия бомбардировщиков, так и бомбардировщика. Согласно комментариям в телепередаче «Военная приемка», эта машина истребляет все, до чего дотянется и в воздухе, и на земле – средства наведения это позволяют, а его РЛС обнаружит противника раньше, чем противник его.
Также на авиабазе Хмеймим базируются истребители-бомбардировщики Су-34. Эти самолеты отлично показали себя в сирийском небе. Пресс-служба Министерства обороны Российской Федерации регулярно сообщает, что с помощью истребителей-бомбардировщиков Су-34 наносятся удары по объектам террористов. Уничтожаются склады боеприпасов, штабы, нефтепроводы, контролируемые бандитами. Поскольку всем нашим самолетам запрещено летать на низкой высоте, чтобы снизить вероятность потери боевых машин и их экипажей, Су-34 в Сирии успешно сбрасывает бомбы с больших высот, что является дополнительным преимуществом этой машины. Экипажами Су-34 в Сирии уничтожаются не только склады и штабы, но и колонны боевиков с их командирами. Так, 27 мая 2017 года экипаж Су-34 нанес высокоточный бомбовый удар по колонне боевиков запрещенной в РФ террористической группировки ИГИЛ. 30 августа того же года Су-34 уничтожил 40 боевиков, среди них был Мухаммад Аль-Аднани. Он был вторым лицом в этой террористической организации.
Су-34 в Сирии
Список самолетов, используемых в Сирии, завершает Су-35. Он способен выполнять задачи как истребителя, так и бомбардировщика. В телепередаче «Военная приемка» пилот Су-35 сказал: «Бывает такое, что на самолет вешают бомбы для выполнения задач бомбардировщика, а потом приходит приказ сопроводить другой самолет. Несмотря на то, что на «брюхе» у истребителя подвешены 4 бомбы. Были случаи, что приходилось работать истребителем, потом выполнять удары по земле и потом приземляться с выполненными двумя задачами». Такие многозадачные полеты часто проходят в ночное время суток. Су-35 – относительно новая машина в Сирии. Она еще не привыкла к жаркому климату и частым вылетам. Был один случай столкновения Су-35 и F-22 в Сирии. По данным Министерства обороны РФ, F-22 Raptor мешал Су-25 уничтожать объекты террористов. По американским данным, наш «Сухой» нарушил их воздушное пространство (хотя наличие воздушного пространства США в Сирии сомнительно), после чего Су-35 практически «отогнал» F-22 Raptor от своих «собратьев» Су-25.
В апреле 2017 года на портале Global Conflict появилось сообщение о рейтинге современных самолетов-истребителей. Возглавил список отечественный Су-57, а на 10 позиции оказался F-16. Второе место досталось F-22, а третье и четвертое – Су-35, который в Америке считают одним из наиболее опасных.
Заключение
С учетом поставленной цели в данной работе были выполнены следующие задачи: изучены данные о том, в каких странах и когда применялись самолеты Сухого, проведен сравнительный анализ самолетов Су с их аналогами, найдены и изложены сведения о применении самолетов Су в различных военных конфликтах.
На основе собранной информации можно сделать вывод, что машины Сухого – одни из самых известных в мире, объяснение чему было дано в представленной работе. Своей популярностью они обязаны надежности, которая была проверена в бою, высокими ТТХ в сравнении с конкурентами и, что немаловажно, удобству обслуживания самолетов авиатехниками и комфорту летчиков в полете. Таким образом, гипотеза, поставленная в начале работы, может считаться верной. Также надо упомянуть, что самолеты Сухого хорошо зарекомендовали себя в многочисленных военных конфликтах, в которых они принимали участие. Это тоже повлияло на популярность техники, поскольку намного комфортней покупать самолеты с хорошими результатами на поле боя.
Автор полагает, что самолеты Сухого были, есть и будут оставаться популярными и востребованными.
Список использованных источников
- Л.Е.Сытин Все об авиации. Большая энциклопедия - М.: Издательство АСТ, 2018 – 640 с.
- В.Шунков Военная авиация России - М.: Эксмо, 2018 – 320 с.
- П.Эден Самолеты. Иллюстрированная энциклопедия / ред. П.Эден, С.Моэн; пер. с англ. А.В.Лаврика. - М.: Издательство АСТ, 2018 — 384 с.
- Н.В.Якубович Сирийская премьера. Многоцелевые самолеты Су-30, Су-34 и Су-35 - М.: Эксмо: Яуза, 2018 – 144 с.
- Официальный сайт ПАО «Сухой»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.sukhoi.org/products/ (даты обращения: 22.11.2020, 29.11.2020, 26.12.2020).
- А.Валагин «Military Watch: Россия сделала ставку на тяжелые истребители», Российская газета 15.07.2020 : [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/07/15/military-watch-rossiia-sdelala-stavku-na-tiazhelye-istrebiteli.html (дата обращения: 01.12.2020).
- Сетевое издание «Военное обозрение» [Электронный ресурс]. URL: https://topwar.ru/ (даты обращения: 23.11.2020, 30.11.2020, 28.12.2020).
- Информационно-аналитический портал "Новости ВПК" [Электронный ресурс]. URL: https://vpk.name/ (даты обращения: 20.11.2020, 12.12.2020, 26.12.2020).
- Информационный блог Центра анализа стратегий и технологий [Электронный ресурс]. URL: https://bmpd.livejournal.com/ (даты обращения: 04.12.2020, 05.01.2021).
- Уголок неба — большая авиационная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.airwar.ru/ (даты обращения: 15.12.2020, 28.12.2020).
- Телепередача «Легендарные самолеты. Су-34» [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ANeQ3rC8KDs (дата обращения: 30.11.2020).
- Телепередача «Военная приемка. Сухой. Суперсила, суперскорость, супервозможности» [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MD19vOZn2Ts (дата обращения: 05.12.2020).
- Телепередача «Военная приемка. Сирия. Высоковосточный удар.» [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TIJhQdTNo38 (дата обращения: 30.11.2020).
|