Вторник, 22.08.2017, 19:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Четырнадцатая олимпиада посвящена 100-летию выдающегося советского авиаконструктора Р.Е.Алексеева
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двенадцатая олимпиада (2014/15 уч.год)

Этапы большого пути

Тема : "Этапы большого пути".

Выполнил:    ученик  10  класса

МБОУ СМАЛ

Азизов Мират

Руководитель: Фомина Инна Ивановна,

учитель физики

Оглавление:

 

Введение.

II. Константин Эдуардович Циолковский.

Детство Циолковского.
Научная деятельность Константина Эдуардовича.

III. Сергей Павлович Королев.

Детские годы.
ГИРД.
Тяжкие испытания.
Возвращение.
Запуск первого искусственного спутника.
Человек в космосе !!!
Последние годы жизни.

IV. Заключение.

                                                 Вступление.

 

Космический век, открытый запуском первого советского искусственного спутника Земли и легендарным полетом Юрия Гагарина,- закономерный этап в развитии земной цивилизации. Необходимость проникновения в космос продиктована,  прежде всего, потребностями современного естествознания. Науку наших дней уже не может удовлетворить информация, которую она получает в земных условиях. Наступил этап, когда для  дальнейшего расширения знаний стал необходим выход человека за пределы земли. С созданием ракетно-космической техники появилось мощное средство для изучения пространства, окружающего земной шар. С помощью космических лабораторий сделано уже немало открытий, которые без выхода во Вселенную были бы немыслимы.

       На пути освоения космического пространства были преодолены различные барьеры, развеяно немало укоренившихся предубеждений. Теперь ученые располагают данными многосуточного пребывания людей в условиях космического полета, а также на поверхности Луны. С помощью автоматических научных станций ведется прямое изучение планет Солнечной системы. Первые же шаги на этом пути принесли столько сведений, что их объем можно сравнить со всей информацией, добытой астрономией за предыдущие столетия. Осознавая всю важность и значимость  освоения космического пространства, конечно же, необходимо помнить о тех, кто стоял у истоков. А это, прежде всего Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев. Я решил изучить материалы, освещающие жизнь и деятельность Константина Эдуардовича Циолковского и Сергея Павловича Королева и материалы, позволяющие больше узнать о запуске первого искусственного спутника Земли. Изучая их, я хотел понять, что это за люди, каковы их жизненные принципы, благодаря чему они смогли первыми в мире предсказать возможность полета человека в космос  и сделать все возможное для того, чтобы именно наша страна стала открывателем космической эры. И знакомясь с этими материалами, я понял, что ни жизнь Константина Эдуардовича Циолковского, ни жизнь Сергея Павловича Королева нельзя назвать легкой и безоблачной, но, несмотря на все выпавшие на их долю трудности, они всеми силами стремились к достижению поставленной цели и к претворению в жизнь своей мечты.

 

                       Константин Эдуардович Циолковский

Циолковский родился в 1857 г. седьмым по счету в селе Ижевском бывшей Рязанской губернии.  Мальчик рос беззаботным и счастливым, как и все дети. Циолковскому шел уже девятый год, когда мать показала ему и его братьям маленькую игрушку-аэростат из колодиума. Игрушка надувалась водородом.

На десятом году жизни мальчик заболел скарлатиной и оглох. Сначала это подействовало на маленького Циолковского угнетающе: глухота притупила его любознательность, убила жизнерадостность. Оскорбленное самолюбие искало удовлетворения, и подросток нашел его в чтении книг и в одиноких думах. Циолковский самоучкой, изучал то, что в данный момент его занимало, мастерит различные модели. Конечно технические средства для их изготовления скудные. Он понимает, что не имеет достаточных технических средств и знаний и начинает изучать математику и физику.

Научная деятельность Константина Эдуардовича.

Он увлекся аэростатом и мог уже решить вопрос, каких размеров должен быть воздушный шар с металлической оболочкой, чтобы он мог подниматься на воздух с людьми. Его заинтересовало также учение о центробежной силе. Одно время ему показалось, что он сможет ее применить для полета в космические пространства. Он был так взволнован, что не спал всю ночь, бродил по Москве и думал о великих последствиях своего открытия. Он убедился в ложности своего изобретения. Эту ночь Циолковский часто вспоминает. Она оставила след на всю жизнь.  В 1880 г. Циолковский, не имея учителей, сдал экзамен на звание уездного учителя.  Продолжая преподавать в уездном городишке Боровске, он не оставляет своей любимой работы, не имеющей ничего общего с учительством. Глухота и невольное удаление от общества расширяют его самодеятельность. У него уже образуется привычка к самостоятельной работе. Он привыкает настолько к самостоятельной работе, что например, читая учебники, считал для себя более легким и простым доказать теорему без книги, чем вычитывать из нее доказательства.

Будучи молодым учителем, Циолковский представил некоторые свои работы: «Теорию газов», «Продолжительность лучеиспускания звезд», «Механику животного организма» в Петербургское физико-химическое общество. Содержание этих работ запоздало: Циолковский сделал самостоятельно открытия, уже ранее сделанные другими.

В 1885 г. Циолковский приступает к разработке теории металлического дирижабля. Проект требовал сложных математических расчетов и соображений. Весной 1887 г. Циолковский доложил «проект» Московскому обществу любителей естествознания и получил одобрение,

3 года спустя, Циолковский представляет существовавшему тогда «Императорскому русскому техническому обществу» новый труд: «О возможности построения металлического аэростата». Общество принимает, рассматривает, дает отзыв, который весьма надежно закрывает путь дирижаблю Циолковского. Надо заметить, что Циолковский дал свой труд в то время, когда высшие технические умы России и заграницы вопрос об управляемости считали неразрешимым.

Наступает 1895 г. Изданная в этом году работа Циолковского «Аэроплан или птицеподобная машина» показывает, насколько он предвидел значение и свойства авиации: ведь братья Райт совершили свой первый полет по замкнутой кривой лишь 8 лет спустя после издания этого труда Циолковского. Проекту аэроплана предшествовала большая работа по изучению аэродинамики полета насекомых и птиц. Не оставляла никогда Циолковского и мысль о межпланетных путешествиях. Зрела уверенность в том, что человечество добьется полетов за атмосферу.

И вот наступает 1897 г. 25 августа Циолковский заканчивает последнюю формулу ракетного двигателя для исследования мировых пространств. И в 1903 г. в журнале «Научное обозрение» он помещает статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами».  Тогдашняя общественность отнеслась с полным непониманием к этому труду. Появление его в печати прошло незаметно.

Доклады по реактивным двигателям французского инженера Эсно Пельтри принимались французским обществом как собственное открытие докладчика, и даже в 12-х и 13-х годах при повторении доклада и появления его в печати французское общество продолжало считать Пельтри основоположником проблемы. Только в последнее время установлен приоритет Циолковского в научной разработке проблемы применения реактивных двигателей для межпланетных сообщений.

Проходят годы. Циолковский продолжает разрабатывать и углублять свой труд. Он неустанно со всей энергией пробуждает к проблеме межпланетных полетов общественный интерес. Он не довольствуется сугубо научными выкладками, расчетами, формулами и с увлечением пишет популярные книги.

Духовенство порицает труд дерзкого автора, растет против него и недовольство правящих кругов. И только то обстоятельство, что Циолковский — скромный, незаметный калужский глухой учитель, спасает его от жестоких репрессий.

Все те годы Циолковский напряженно и плодотворно работает. Он преподает калужским подросткам математику и физику и одновременно пишет свои труды. Он сооружает собственными руками модели: сам точит, стругает, паяет, красит. Лишь изредка прибегает он к помощи мастеров. Увлеченный наукой, производит опыты иногда в комнате, иногда на крыше в сильный ветер.  Модели, фигурки, приборы сооружает он на полученные деньги, и в результате — кропотливейший труд, исследование моделей, записи испытаний, составление формул и подробный, доклад об опытах в Академии наук на 85 писчих листах и с 58 таблицами и чертежами. Краткое извлечение из этого доклада было позже издано под заглавием «Сопротивление воздуха и воздухоплавание».

В то время, как многие другие старались свои изобретения держать в тайне, Циолковский ничего не скрывал: делал доклады, печатал их для всеобщего пользования. Благодаря опубликованию он лишился права на патент изобретений.  В 20-х годах Циолковский перестал быть преподавателем.

Заслуга его в том, что он первый разработал теорию ракетного космического полета.

     Но деятельность его выше; гораздо многогранней. Циолковский - основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полетов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли (ИСЗ) - и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве и др.

Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули (из графита) для управления полетом ракеты и изменения траектории ее центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы двигательной установки); оптимальные траектории спуска космического аппарата при возвращении из космоса и др.

Циолковский - первый идеолог и теоретик освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох. Циолковский - автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в других областях знаний: лингвистике, биологии и др. Умер К. Э.Циолковский в 1935 г.

  Работами К.Э.Циолковского очень интересовался С.П.Королев. Его поражала уверенность, с которой Циолковский утверждал возможность познания Вселенной, ее освоения для пользы человечества. В 1929 году состоялась встреча Королева с Циолковским, которая сыграла решающую роль в определении его жизненного пути. «Константин Эдуардович потряс тогда своей верой в возможность космоплавания, - много лет спустя вспоминал Королев. – Я ушел от него с одной мыслью - строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно -  пробиться к звездам» Но это оказалось не так просто. На долю  Сергея Павловича выпали серьезные жизненные испытания.

 
ГИРД
     В марте 1931 г. Сергей  Павлович  Королев  окончательно  оправился  от болезни и возвратился в ЦАГИ, работал над созданием  автопилота.  6  августа 1931 г. он женился на Ксении Винцентини, которую он давно и нежно любил.
      Судьба, казалось, опять стала благоприятна к Сергею. Любимая девушка  с ним,  мать, отчим, бабушка – все рядом. Им хорошо вместе. На работе  в  ЦАГИ все потихоньку движется вперед. Дни мчались неудержимо.
      На   первых   порах   гирдовцы   повели   активную    административную пропагандистскую и организационную работу,  сразу  став  тем  центром,  куда стекались все интересующиеся ракетной техникой. Выступая в печати, читая  на предприятиях лекции, гирдовцы привлекали в свои ряды новых сторонников  идей Циолковского. Но главную свою задачу они видели в практической работе.
      На одной из первых встреч гирдовцев С. П. Королев предложил  построить реактивный планер – прообраз будущего самолета.  5 октября на аэродроме Осоавиахима Королев и Цандер встретились  с  Б. И.  Черановским,  самым  тщательным  образом  осмотрели  его  планер  БИЧ-8,
наблюдали за его  полетом.  Королев  уговорил  конструктора  ознакомиться  с реактивным двигателем ОР-1, созданным Цандером. Сергей Павлович считал,  что при взаимном доверии друг к другу  может  появиться  задуманный  ракетоплан.
      В  феврале  1932  г.  самим  Королевым  было   произведено   испытание автопилота в полете.
      День за  днем  коллектив  ГИРДа  вел  экспериментальные  исследования, расширял  тематику  исследований,  устанавливал  деловые  связи  с  научными учреждениями. С. П. Королев проявлял свой  недюжинный  талант  организатора. Он продумывал, как найти необходимое оборудование,  сформировать  творческие и  производственные  бригады,  расставить  людей  так,  чтобы  каждому  было интересно, и это бы содействовало успеху. Появился  единый  план  творческой
жизни ГИРДа,  в  котором  оказались  взаимосвязаны  все  службы. 
      ГИРД стал школой для многих будущих конструкторов  и прежде всего  для самого Сергея Павловича Королева.  17 августа 1933г. на полигоне Нахабино был  произведен  первый  запуск
ракеты  ГИРД-09
      В сентябре 1933 г. ГИРД и Газодинамическая  лаборатория  в  Ленинграде были  объединены  в  Реактивный  научно-исследовательский  институт   Рабоче - Крестьянской Красной Армии. Начальником института назначили  И.  Т. Клементьева, а заместителем по научной части –  Сергея  Павловича  Королева.
     Королев был горд и счастлив: основная задача ГИРДа –  доказать  на  практике возможность  осуществления  реактивного   принципа   движения   при   данном состоянии науки и техники вообще – была выполнена  на  высоком  уровне  и  в удивительно короткий срок.
     В марте 1934 г. в Ленинграде проходила первая  Всесоюзная  конференция по изучению стратосферы. Королев делал доклад о возможности полета  человека в  стратосферу  на ракетоплане,   показал,   что   для   подобного   полета предпочтительнее жидкое топливо, так как оно  эффективнее  твердого  и  дает возможность управлять двигателем. Он рассказал,  каким  ему  видится  первый реактивный корабль.  В декабре 1934 года в военном издательстве вышла книга С. П.  Королева «Ракетный полет в стратосфере». Описывая в книге различные типы  летательных аппаратов, автор убедительно  доказывал  важность  баллистических,  то  есть бескрылых ракет, а также говорил о необходимости создания в  первую  очередь совершенно нового реактивного  двигателя,  на  высоте  и,  возможно,  когда-нибудь даже в межпланетном пространстве».
      Лето и осень  1935  г.  наполнены  для  Сергея  Павловича  неотложными делами. Его назначили начальником сектора крылатых ракет. В феврале 1936  г. в РНИИ создается  новый  крупный  отдел  реактивных  летательных  аппаратов. Начальником его, а  по  сути  и  главным  конструктором,  назначается  Сергей Павлович, получивший  таким  образом  возможность  вести  работу  по  целому семейству автоматически  управляемых  и  пилотируемых  ракетных  летательных аппаратов (РЛА). Именно они, по его убеждениям смогли бы составить первый  в истории комплекс  управляемого  ракетного  оружия.  Развитию  и  становлению оборонного комплекса Королев уделяет львиную долю своего внимания.
Запуск первого искусственного спутника.
      29  августа  1949  года  в   Казахстане   в   присутствии   Верховного командования Советской Армии,  руководителей  партии  и  правительства  была испытана атомная бомба.  Советский  Союз  показал,  что  он  создал  атомное оружие и любому агрессору может дать достойный  отпор.  Но  страну  со  всех сторон со всех сторон окружали  военные  базы  англо-американского  военного блока.  Ракеты надежно встали на защиту Родины. Знаменитый королевский  девиз:

«Ракета – это оборона  и  наука!»,  с  которым  Королев  пришел  в  ракетную технику, постепенно осуществлялся. Рождалась межконтинентальная ракета:  шла наземная отработка ее систем, двигателей. С  ней  он  связывал  свои  давние научные мечты. Королеву  уже  виделись  спутники,  запуски  животных,  полет человека на орбите вокруг Земли, Старт ракет к Луне, Венере, Марсу. Первая попытка поставить вопрос о создании ИСЗ была сделана в декабре 1953 г. при подготовке проекта постановления Совмина по ракете Р-7. Предлагалось: "Организовать в НИИ-88 научно-исследовательский отдел с задачей разработки проблемных заданий совместно с АН в области полета на высотах порядка 500 и более км, а также разработки вопросов, связанных с созданием искусственного спутника Земли и изучением межпланетного пространства с помощью изделия". 16 марта 1954 г. состоялось совещание у М.В.Келдыша и определен круг научных задач, решаемых с помощью ИСЗ. Об этих планах поставили в известность президента АН СССР А.Н.Несмеянова. Следует оговориться, что вначале речь шла о создании спутника весом 1100-1400 кг, который также назывался простейшим и именовался в переписке ПС.                                                  27 мая 1954 г. С.П. Королев обратился к Д.Ф. Устинову с предложением о разработке ИСЗ и направил докладную записку "Об искусственном спутнике Земли", подготовленную М.К. Тихонравовым.   Самое примечательное в документах на эту тему - это суждения о перспективе работ по ИСЗ. Разработка простейшего спутника - это только первый этап. Второй этап - создание спутника, обеспечивающего полет одного - двух человек по орбите. Для этого варианта требовалась разработка третьей ступени для ракеты Р-7. Считалось, что для накопления опыта по системе приземления следует предварительно осуществить полеты человека по баллистическим траекториям с использованием ракет Р-1 и Р-2.

Третий этап работ создание спутника-станции для длительного пребывания людей на орбите. При осуществлении этого проекта предлагалось собирать спутник-станцию из отдельных частей, доставляемых поочередно на орбиту.

Приводился перечень научных задач с комментариями, решаемых с помощью ИСЗ, который был определен на совещании у М.В. Келдыша в марте 1954 г. Это данные об ионосфере, сведения о первичном космическом излучении, наблюдения за ультрафиолетовой частью спектра звезд и Солнца, что невозможно делать в земных условиях, проверка некоторых следствий общей теории относительности и др.. Намечались эксперименты с животными для изучения их поведения в условиях длительного отсутствия силы тяжести.  Рассматривались вопросы получения информации с орбиты, в том числе с помощью сбрасываемых кассет. Обсуждены их конструктивные особенности. Показано, в первом приближении, как можно обеспечить условия для фотографирования с орбиты.  В правительственных инстанциях намечался переход к практическим делам по ИСЗ. Видимо, получив соответствующее указание, М.К. Тихонравов подготовил еще одну докладную записку и 8 августа 1955 г. направил Г.Н. Пашкову. Тема записки: "Основные данные о научном значении простейшего спутника и предполагаемых затратах". Важное значение для положительного решения вопроса имело совещание у председателя ВПК В.М.Рябикова 30 августа 1955 г. Королев шел на заседание к Рябикову с новыми предложениями. По его заданию сотрудник ОКБ Е.Ф. Рязанов подготовил данные о параметрах космического аппарата для полета к Луне. Исследовались два варианта третьей ступени для ракеты Р-7 - с компонентами кислород-керосин и моноокись фтора - этиламин. Вес аппарата, доставляемого к Луне в первом варианте - 400 кг, во втором - (800-1000) кг. Видимо времени для проведения таких исследований было в обрез, потому что итоговые данные даже не успели отпечатать и Королев захватил на заседание рукопись. На обороте этой рукописи Королев сделал пометки, которые сейчас оказались очень ценными. Они позволяют установить дату заседания, а также позиции, занятые участниками заседания. М.В. Келдыш, например, поддержал идею создания трехступенчатой ракеты в лунном варианте.

Постановление Совмина о работах по ИСЗ было подписано 30 января 1956 г. Предусматривалось создание в 1957-58 гг. на базе ракеты Р-7 неориентированного ИСЗ (объект Д) весом 1000-1400 кг с аппаратурой для научных исследований 200-300 кг. Устанавливался срок первого пробного пуска объекта Д - 1957 г.

К июлю 1956 г. был готов эскизный проект ИСЗ. К моменту завершения проекта определился состав научных задач, решаемых с помощью спутника, что составляло, можно сказать, основную идейную компоненту новой разработки.  Исходными моментами, определившими объем доработок ракеты Р-7, были заданные вес аппарата и параметры орбиты - высота 200 км, обеспечивающей достаточно длительное существование спутника.

Актуальность разработки ИСЗ становилась все более очевидной. 24 июля 1956 г. состоялось совещание Главных конструкторов, на котором Королев сообщил о международной конференции по спутнику, которая должна была состояться в Барселоне и Риме. Тогда пришли к выводу, что "исходя из реальных обстоятельств, нужно посылать (на конференцию) не непосредственного участника работ, а крупного ученого, который смог бы понять, о чем идет речь". К концу 1956 г. выяснилось, что есть реальная угроза срыва намеченных планов по ИСЗ. Свое понимание ситуации Королев изложил в письме Д.Ф. Устинову от 7 января 1957 г. При этом Королев проявил себя как тонкий политик. Он не предлагал изменить сроки, установленные Постановлением Совмина от ЗО января 1956 г. о разработке объекта Д. Он даже брал на себя дополнительную работу, не нарушая установленных сроков. Мотивы при этом были самые убедительные: "...В Соединенных Штатах Америки ведется весьма интенсивная подготовка к запуску искусственного спутника Земли. Наиболее известен проект под названием "Авангард" на базе трехступенчатой ракеты... Спутники представляют собой шаровидный контейнер диаметром 50 см и весом около 10 кг. Королев не скрывал, что "подготовительные работы к первым пускам ракеты идут со значительными трудностями и отставанием от установленных сроков". Вместе с тем, он выражал уверенность, что "при напряженной работе в марте 1957 г. начнутся пуски ракет". Главная мысль, которую он хотел изложить, состояла в том, что "ракету путем некоторых переделок можно приспособить для пуска в варианте искусственного спутника Земли, имеющего небольшой полезный груз в виде приборов весом около 25 кг... и отделяющийся шаровидный контейнер собственно спутника диаметром около 450 мм и весом 40-50 кг".

Приведенные факты дали основание Королеву ставить вопрос так: "Просим разрешить подготовку и проведение первых пусков двух ракет, приспособленных в варианте искусственных спутников Земли в период апрель-июнь 1957 г. до официального начала Международного геофизического года, проводящегося с июля 1957 г. по декабрь 1958 г.".

При этом Королев обращал внимание на то, что первый запуск объекта Д "учитывая большую сложность в создании и отработке аппаратуры для научных исследований, может быть произведен в конце 1957 г.".

 Ракета с первым ИСЗ стартовала 4 октября 1957 г. в 22 ч. 28 мин. по московскому времени. Ракета-носитель (2-я ступень - блок "А", - Ред.) совершила 882 оборота и прекратила существование 2 декабря 1957 г., спутник - 1440 оборота и прекратил существование 4 января 1958 г.

Высшей наградой коллективам, создавшим первый искусственный спутник Земли, за инициативу, настойчивость, изобретательность, исполнение гражданского долга стало общественное мнение, может быть до конца еще не осознанное. Это было вселенское потрясение.

Американский авиационный журнал "Америкен эвиэйшен" писал: "Запуск спутника Советским Союзом явился не только крупным научным достижением, но и одним из величайших событий в истории всего мира". В этом же духе выдержана оценка журнала "Ньюсуик": "Это - величайшая техническая победа, достигнутая человеком после первого взрыва атомной бомбы в американской пустыне". Были мнения, подтверждающие прогнозы С.П. Королева о роли ИСЗ: обозреватели западных газет отмечали, что в общественном мнении военно-политические аспекты оттеснили на задний план собственно научное значение запуска искусственных спутников.

Для престижа создателей первого ИСЗ особенно важным было мнение журнала "Тайм", опубликованное в ответ на утверждение о том, что советский спутник создан немецкими учеными: "Запуск спутника является заслугой советской науки. Хотя после второй мировой войны немецкие специалисты были вывезены в СССР (как и США), однако большинство их уже репатриировано или они используются в качестве преподавателей. Уровень ракетной техники в СССР намного превысил уровень, достигнутый во время войны в Германии. Русские идут теперь своим путем".

      А в конце 1957 года уже начался завершающий этап подготовки к  запуску второго искусственного спутника Земли. Он весил в шесть раз больше  первого, на его борту разместилась кабина для  собаки  по  кличке  Лайка.  От  успеха второго запуска зависело – быть в ближайшее  время  пилотируемому  полету  в космос или нет. Утром 3 ноября 1957 года состоялся старт второго спутника.  Наблюдения за  Лайкой  продолжались  7  суток.  Из  этого  полета  Лайка  на  Землю  не вернулась,  но  ученые  получили  весьма   ценные   данные   о   воздействии невесомости на живой организм.
      В ОКБ Королева под его личным руководством в то время на базе носителя «Спутник» создавалась трехступенчатая ракета –  носитель  «Восток»,  которая могла бы развивать вторую космическую скорость – 11  километров  в  секунду, необходимую для достижения Луны, или же для выноса на орбиту Земли  полезные массы свыше четырех с половиной тонн.
      15 февраля 1958 года  Королеву  был  представлен  проект  летательного аппарата, состоящего из двух  отсеков:  приборно-агрегатного  и  кабины  для пилота.  Но  проблемы  возникали  одна  за  другой.  Главной  из  них  стала разработка способа возвращения корабля из космоса на Землю.
      Дискуссии, споры,  взаимоисключающие  суждения,  идеи,  фантастические проекты, непонимание – все это Королев нес на своих плечах, сводил  воедино, отбирал оптимальный вариант. Вряд ли пришлось бы это  по  силам  кому-нибудь еще.  Только  всестороннее  знание  предмета,  напористость  и  убежденность Сергея Павловича, его несгибаемая воля могли выдержать все  это  и  добиться желаемых результатов в столь короткие сроки.
      Второй этап работы по кораблю – конкретная разработка  его  «начинки», проектирование систем  жизнеобеспечения,  кресла  пилота,  приборной  доски, систем управления полетом, средств радиосвязи, телеметрии и  много  другого.
Все это должно строго соответствовать своему  назначению  и  укладываться  в строго определенную  массу  и  размер.  Инженеры  помнили  строгое  указание Королева –  «не  изобретать  колес».  Старались  брать  готовые  агрегаты  и приборы,  выпускаемые  радиоэлектронной  промышленностью,  создавали  многие новые  системы  и  все  это  пытались  объединять  на  корабле  так,   чтобы разнообразная механика стала «живым» комплексом, работающим надежно.
      С.  П.  Королев   настолько   тонко   чувствовал   взаимосвязь   между многочисленными проблемами создания корабля, что подчиняя все  его  элементы единому  техническому  замыслу,  не  подавлял  творческой   индивидуальности участников разработки, стремился  добиться  самостоятельности  и  инициативы каждого.
      В ОКБ Королева знали: американцы  тоже  ведут  интенсивные  работы  по созданию  пилотируемого  космического   аппарата   –   корабля   «Меркурий». Американцы обладали пока меньшими ракетными  возможностями  для  космических полетов,  но  могли  вложить  больше  средств  в  их  осуществление.   Между конструкторами двух стран шло необъявленное соревнование.
      В конце 1959  года   сошло  несколько  готовых  экземпляров  спусковых аппаратов для наземных испытаний. Спускаемый  отсек  представлял  собой  шар серебристого цвета, диаметром 2.4 метра.     «Шарик» был похож на подводный батискаф, и вес его составил около двух с половиной тонн при объеме больше пяти кубических метров. При этом на  долю кабины космонавта приходилось не многим более полутора кубических метров.  Все  остальное  пространство  заполнялось   приборами   и   системами, создававшие нормальные условия для полета  человека  и  его  возвращения  на Землю.
      В  начале  1960  года  проводились  самолетные  испытания  спускаемого аппарата, одновременно проводилась отработка приборного отсека  космического корабля.
      Вместе с тем шла работа по лунной программе. 2 января 1959  года  была запущена первая автоматическая станция «Луна-1».   Но где-то произошла ошибка,  и  первый  «лунник»  не  достиг  Луны,  а промчался в непосредственной близости  от  нее  и  вышел  на  околосолнечную орбиту, став первой искусственной планетой  нашей  Солнечной  Системы.  Хотя конечная цель не была достигнута, аппаратура станции  представила  во  время полета  уникальные  данные  о  радиационном  поясе  Земли  и  о  космическом пространстве. Новый эксперимент наших ученых  получил  мировое  признание  и вошел в историю космонавтики как начало межпланетных сообщений.
      Старт «Луны-2» состоялся 12 сентября 1959 года в 0 часов 2  минуты  24 секунды. Второй  «лунник» доставил  на  поверхность  Луны  вымпел  с  гербом Советского Союза.
      7 октября в 6 часов 30 минут московского времени «Луна-3» с расстояния 60-70 тысяч метров  от  Луны  начала  фотографирование  лунной  поверхности, продолжавшееся 40 минут. Впервые земляне  увидели  снимки  обратной  стороны Луны! Полет «Луны-3» позволил начать работу по созданию лунного глобуса.
      Мечта Сергея Павловича о полете человека к Луне и планетам  постепенно превращалась в реальность.
 
Человек в космосе!!!
       К началу 1960 года специальная комиссия по отбору кандидатов в  первый отряд космонавтов  сформировала  его:  Юрий  Гагарин,  Герман  Титов,  Павел Попович, Валерий Быковский, Владимир Комаров, Павел Беляев, Алексей  Леонов, Борис Волынов, Евгений Хрунов,  Виктор  Горбатко,  Георгий  Шонин  и  другие летчики-истребители   высокого   класса.   Был   создан   центр   подготовки космонавтов в Щелковском районе  Московской  области;  журналисты  окрестили его «Звездным городком».
      14 марта 1960 года начались тренировочные занятия. Впервые  в  истории предстояло  подготовить  людей  к  полету  в  неведомое,  наблюдать  за   их состоянием во время небывалого рейса, вернуть на Землю и  сделать  выводы  о возможности дальнейших полетов  человека  в  космос.  Особенно  интересовала специалистов невесомость. Состояние, близкое к невесомости  удалось  создать на самолете ТУ-104 на высоте 8000 метров.
      Космонавты первыми  проверяли  на  себе  специально  сконструированные центрифуги для выяснения возможностей человека при стартовых  перегрузках  и особенно при возвращении  на  Землю.  Опыт  показал,  что  человека  следует располагать  в  кресле  в  лежачем   положении   под   определенным   углом. Выяснилось,  что  тренированный  человек  может  выдержать   кратковременное увеличение своего веса в 26 раз. В первых числах мая 1960 года  был  запущен
один  из  прототипов  «Востока»  –  корабль  КП.  Он  вышел  на  орбиту  без теплозащиты и без космонавтов. На 65-м витке 19 мая было  решено  возвратить корабль на Землю. Но тормозная установка  не  сработала,  а  выполнила  роль ускорителя,   и   корабль   ушел   на   другую   орбиту.   Старт    второго, усовершенствованного корабля-спутника состоялся спустя три  месяца.  На  его борту находились собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы,  насекомые,  растения, зерна злаков, некоторые  микробы.  Полет  и  возвращение  прошли  строго  по программе.
      Наступил апрель 1961 г.
      На космодроме Байконур шли в напряженном темпе  предстартовые  работы. Люди не замечали границ дня и ночи,  порой  часами  не  уходили  с  объекта, отдохнув час-другой на  раскладушках,  продолжали  работу.  Готовился  полет человека в космос.
      Госкомиссии предстояло решить, кто из космонавтов  полетит  первым.  В характеристике  Гагарина   было   написано:   «Настроение   обычно   немного приподнятое, вероятно потому, что у него с юмором,  смехом  все  в  порядке. Вместе с тем трезв и  рассудителен,  наделен беспредельным  самообладанием. Тренировки  переносит   легко,   работает   результативно.   Развит   весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив,  тактичен,  аккуратен
до пунктуальности. Скромен. Прекрасная память.  Выделяется  среди  товарищей широким объемом активного внимания, сообразительностью,  быстротой  реакции. Усидчив.  Тщательно  готовится  к  занятиям  и  тренировкам.  Не  стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной».
      8 апреля 1961 года Государственная  комиссия  по  организации  первого полета человека в космос утвердила дату полета – 12 апреля –  и  кандидатуру первого космонавта – Юрий Александрович Гагарин. Запасным  пилотом  назначен Герман Степанович Титов.
      Утром  11  апреля  космический  комплекс  был  вывезен  на   стартовую площадку.  Королев  смотрел  на  ракету  словно   в   первый   раз.   Высота трехступенчатого носителя была 38 метров, общий полетный вес с кораблем  287 тонн. На старте и  первом  этапе  синхронно  работают  две  первые  ступени, состоящие из пяти блоков,  снабженных  собственными  двигателями.  Выработав свой топливный ресурс, четыре боковых  блока,  составляющих  первую  ступень
ракеты, отбрасываются и падают  на  землю.  Оставшийся  центральный  блок  - вторая ступень - продолжает работу с  силами  земного  притяжения,  поднимая ракету все выше и выше.  Но  только  после  включения  последней  -  третьей ступени - скорость достигает нужной величины.  Корабль  выходит  на  орбиту, становясь спутником Земли.
            12 апреля 1961 года Сергей Павлович внешне казался невозмутимым, может только  чуть  больше  обычного  сосредоточенным:  брови  вытянулись  в линию, почти сошлись на переносице, образовав глубокую складку, губы  плотно сжаты, в глазах настороженность. Внутренне Королев напряжен до предела.
            На стартовой  площадке  космодрома  Байконур  стояла  готовая  к старту ракета. На фоне огромного диска Солнца,  подсвеченная  яркими  лучами она казалась произведением  искусства,  а  не  творением  инженерной  мысли.
Невдалеке собрались члены государственной комиссии -  ученые,  конструкторы, испытатели, ракетчики. Из  подъехавшего  автобуса  вышел  Юрий  Гагарин.  Он доложил председателю государственной  комиссии  о  готовности  к  полету  и, попрощавшись со всеми, подошел к подножью ракеты. Последний  шаг  по  Земле, последний  - дополетный.  Его первые шаги по Земле после  полета  ознаменуют начало Новой Эры.
      Прощальная речь космонавта, аплодисменты, пожелания счастливого  пути. Гагарин поднимается в кабину корабля.   Наступили самые ответственные минуты для тех, кто  создавал  ракету  и корабль, готовил их к старту.  Нервы  у  всех  были  взвинчены  до  предела. Негромкий монотонный звук хронометра, отчитывающего  секунды,  раздавался  в голове, как молот по наковальне. Неторопливо,  одна  за  другой,  отдавались команды. Сергей Павлович дублировал их на борт «Востока» Юрию  Гагарину,  и, казалось, что именно он отдает их.
            Ракета  сначала  медленно,  словно  нехотя,  а   затем   все   быстрее устремляется ввысь. Факел пламени бьет в бетон стартовой площадки.
      Человек в космосе!
      Полет продолжался 108 минут и  не  обошелся  без  неприятности.  Когда включилась тормозная двигательная установка,  «Восток»  вышел  на  спусковую траекторию,  отстыковка  спускаемого  аппарата  от   корабля   произошла   с задержкой почти на 10 минут.
      В 10 часов 55 минут состоялось приземление недалеко от  Саратова.  Все нормально. Космонавт невредим, чувствует себя хорошо.
      В эти апрельские дни  весь  мир  произносил  по-русски  ставшие  сразу знаменитыми слова: «Гагарин», «Восток», «Космос». Мировая  слава  обрушилась на Гагарина, он за несколько часов стал  любимцем  всей  планеты.  А  Сергей Павлович Королев, шаг за шагом 30 лет упорно шедший к своей  победе,  так  и остался до конца своих дней никому не известным главным конструктором.
      Его имя было засекречено. Свои научные работы и статьи в прессе Сергей
Павлович подписывал псевдонимом «профессор К. Сергеев».   

 

Заключение.

 

  Познакомившись с деятельностью К.Э.Циолковского и С.П.Королева, я понял, что они действительно достигли величайших результатов, а для этого, как писал крупный физик-атомщик Франк «требуется не только редкой меры одаренность, но также редкой меры сила  характера, терпение, мужество, необычайное правдолюбие и способность распознавать действительно существенное и концентрировать на нем  свое внимание.» Этими качествами и способностями в полной мере обладали К.Э.Циолковский и С.П.Королев. Безусловно,  восхищает дар предвидения Константина Эдуардовича, который более чем на полвека опережает в своих работах развитие науки. И это при тех физических и материальных трудностях, которые вставали на его пути. Преодолеть их помогали те высокие цели, которые ставил перед собой ученый. Константин Эдуардович писал о смысле своей жизни следующим образом: «Основной мотив моей жизни – не прожить даром, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но, я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть и в отдаленном будущем, дадут горы хлеба и бездну могущества… человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Осознав всю глубину научной мысли К.Э Циолковского и С.П.Королева, их силу духа, я понял, что только при таком отношении к знаниям, при таком стремлении к достижению цели можно достичь желаемых результатов.



Источник: http://Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В.П.Глушко. - М., 1985.
Категория: Двенадцатая олимпиада (2014/15 уч.год) | Добавил: Service (30.12.2014) | Автор: Азизов Мират E W
Просмотров: 559 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
14-Я ОЛИМПИАДА ЗАВЕРШЕНА!
ИТОГИ ПОДВЕДЕНЫ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В 15-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЕТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА!

Google+
Их многие читают
Збарский Даниил Павлович (12319)
Щур Илья Андреевич (11640)
Кузьминова Анастасия Олеговна (9097)
Бадакова Анастасия (9058)
Чеховская Алена Алексеевна (5263)
Рафаэль (4812)
Иванов Семен Владимирович (4730)
Кошманов Илья Игоревич (4599)
Беляева Александра Сергеевна (4590)
Пушинская Кристина Валерьевна (4060)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017