Четверг, 14.11.2024, 12:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Чем отличаются истребители пяти поколений?
Нурсултанов Данияр Ербулатович 18 лет
Республика Казахстан, город Уральск, школа-лицей №35
 
Историка исследовательская работа: 
Чем отличаются истребители пяти поколений?
 
План
  1. Введение
  2. Послевоенный период истребителей
  3. 1 поколение
  4. 2 поколение
  5. 3 поколение
  6. 4 поколение
  7. Истребители поколения 4+ и 4++
  8. 5 поколение
  9. Будущее
  10. Выводы
Введение
Данная тема является актуальной, так как при изучении истории развития истребителей пяти поколений, складываются основные задачи к созданию следующего шестого поколения. 
Цель:  Изучить историю истребителей пяти поколений, основные характеристики, присущие к каждому поколению, разницу между истребителями пяти поколений и участие их в локальных конфликтах. 
Поколение истребителей - это совокупность типов летательных аппаратов, обладающих сходными боевыми возможностями. Как следствие, эти самолёты разрабатывались и эксплуатировались развитыми странами примерно в одно и то же время, при их создании применены сходные технические решения.
 
Послевоенный период развития истребителей (0 поколение)
За годы Второй Мировой Войны скорость серийных истребителей значительно возросла, однако рост веса силовой установки и всей конструкции существенно опережал прирост энерговооруженности, мало того поршневой двигатель не способен обеспечить скорость ЛА выше определенного предела. Ученые и конструкторы мировых держав осознали эту проблему практически одновременно. Выход из этой проблемы виделся в создании принципиально иного типа двигателя Реактивного. 
Главной особенностью послевоенного периода развития истребителей стало появление реактивного двигателя. В основном брали обычные поршневые истребители и ставили на них реактивные двигатели (Як-3 и модификация с реактивным двигателем Як-15).
 
Реактивный двигатель — двигатель, создающий необходимую для движения силу тяги посредством преобразования потенциальной энергии топлива в кинетическую энергию реактивной струи рабочего тела. Первыми в мире создателями и эксплуатантами реактивного двигателя считаются немцы и англичане. 
Первый в мире ЛА с ТРД был-экспериментальный HE-178, который взлетел в Германии в 1939 году. Спустя 2 года в Англии вышел на испытания  Gloster E.28/39. В 1944 году в обеих странах появились серийные ЛА с реактивными двигателями,  применявшиеся в боях — это: Gloster Meteor и Me.262.  Первым советским ЛА с реактивным двигателем стал БИ-1 конструктора Виктора Балховитина, который совершил первый полет 15 мая 1942 года под управлением Григория Бахчиванджи.
 
Истребители 1 поколения
Для истребителей 1 поколения характерны :
Появление стреловидного крыла
Отсутствие радаров
Частично радар заменяется радиоприцелом
Дозвуковая скорость полета, но у отдельных моделей, например F-100 Super Sabre, возможно незначительное превышение скорости звука.
Авиационные пушки как основное вооружение
Возможно применение неуправляемых ракет, но на вспомогательных ролях
 
Ярким примером использования истребителей 1 поколения стала Корейская война, где основное противоборство шло между самолетами МиГ-15 и F-86.
В этой войне на МиГ-15 начали устанавливать первые в мире системы радарного предупреждения, разработанные советским изобретателем-одиночкой В. Мацкевичем.
Мацкевич, узнав о больших потерях в корейской войне вследствие использования американскими F-86 «Сэйбр» активных радиодальномеров, позволяющих обнаруживать цель намного раньше (2,5 км против 150 м в пределах видимости) и изучив сбитый трофейный F-86, предложил схему пассивного радара с акустической сигнализацией, обнаруживающего активный радар противника за 10 км.
 
Основной же особенностью летательных аппаратов 1 поколения стало стреловидное крыло.
С появлением реактивного двигателя скорость ЛА увеличилась в несколько раз, рост скорости и связанные с этим явления потребовали от ученых кардинально пересмотреть аэродинамику полета и решить целый набор задач. Дело в том, что при увеличении скорости полета увеличивается сопротивление воздуха. Воздух будто вязкая масса не хочет пропускать через себя ЛА. Одним из средств уменьшения этого сопротивления стало применение скоростных профилей и придания крылу стреловидной формы. Основами таких работ стали наработки ученых германии. В СССР первый ЛА со стреловидным крылом был ЛА-160, который поднялся в воздух в 1947 году.
Достоинства стреловидного крыла:
  • Увеличение скорости, при которой наступает волновой кризис, и как следствие — меньшее сопротивление на трансзвуковых скоростях по сравнению с прямым крылом.
  • Медленный рост подъёмной силы в зависимости от угла атаки, а, следовательно, лучшая устойчивость к турбулентности атмосферы.
Недостатки
  • Пониженная несущая способность крыла, а также меньшая эффективность действия механизации.
  • Отрыв потока воздуха в концевых частях крыла, что приводит к ухудшению продольной и поперечной устойчивости и управляемости самолёта.
  • Увеличение скоса потока за крылом, приводящее к снижению эффективности горизонтального оперения.
  • Возрастание массы и уменьшение жёсткости крыла.
Представителями истребителей 1 поколения являются: Миг-15, Ла-15, МиГ-17, F-86, F-105...
 
2 поколение истребителей
Сверхзвуковая скорость 
Появление в качестве штатного оборудования радиолокационной станции
Системы дозаправки в воздухе
Использование ракет в качестве основного оружия воздушного боя
Отказ от пушечного вооружения
Появление новых схем и компоновок истребителей
 
Достижение сверхзвуковой скорости потребовало поиск новых форм крыла, и совершенствования реактивных двигателей: 
1)Острые края плоскостей 
2)Цельноповоротное хвостовое оперение (применено на МиГ-19)
3)Изменение конструкции воздухозаборников (кромки воздухозаборников заострились)
 
Бортовая радиолокационная станция (БРЛС) — радиоэлектронная система, устанавливаемая на летательных аппаратах различных классов и предназначенная для получения радиолокационной информации о воздушных, космических и наземных объектах (целях), в том числе в сложных метеоусловиях и при отсутствии видимости.
Первая отечественная БРЛС "Изумруд" устанавливалась на истребители МиГ-15 и МиГ-17. РЛС работала в импульсном режиме, и могла обнаруживать и сопровождать цели, летящие выше истребителя. Обнаружение и сопровождение осуществлялось двумя переключаемыми антеннами. 
Её дальнейшее развитие - "Изумруд-2" имела уже одну антенну, вдвое большего диаметра, за счёт чего возросла дальность обнаружения целей (цель типа В-29 "Изумруд" обнаруживала на дистанции до 15км, "Изумруд-2" до 25-30км).
Для перехватчиков Як-25 была создана БРЛС "Сокол", и её модификация "Орёл" для Су-11, Як-28 и Су-15. За счёт большего диаметра зеркала и большей мощности передатчика дальность обнаружения цели типа В-29 возросла до 40 км.
 
Дозаправка в воздухе — операция передачи топлива с одного летательного аппарата на другой во время полета.
С самого начала использования аэропланов возникло желание расширить их радиус действия за счёт передачи топлива в воздухе. Ещё в 1912 году были осуществлены первые попытки передать с одного самолёта на другой канистры с топливом. Ввиду высокой опасности и сложности манёвров данный способ передачи топлива развития не получил.
Первые попытки передать топливо при помощи шланга с одного гидросамолёта на другой были произведены английскими военно-морскими летчиками в 1917 году. Успешные попытки такого рода были осуществлены в 1920-х годах. В простейшем случае два медленно летящих самолёта соединялись шлангом, по которому в заправляемый самолёт топливо перетекало под действием силы тяжести. Впоследствии топливо стали ускорять при помощи насосов.
Первые дозаправки в полёте при выполнении боевого задания были произведены во время Корейской войны в ВВС США.
Виды дозаправок: С крыла на крыло, шланг-конус, штанга
 
Управляемые авиационные ракеты
Первые управляемые ракеты для поражения воздушных целей появились в конце Второй мировой войны в Германии. С помощью ракеты «воздух-воздух» первая победа была одержана 24 сентября 1958 года. Ракеты «воздух-воздух» классифицируются по дальности и типу головки самонаведения.
Первые опыты по наведению авиационной ракеты на самолёт были предприняты в Германии во время Второй мировой войны. Во время налётов союзников люфтваффе столкнулось с недостаточной эффективностью поражения тяжёлых бомбардировщиков применяемым пушечным авиационным вооружением, в результате чего стали разрабатывать очередное «чудо-оружие», способное уничтожить бомбардировщик с безопасного для лётчика-истребителя расстояния. Усилиями немецких конструкторов привели к созданию опытных образцов специализированых ракет «воздух-воздух», таких как Ruhrstahl X-4.
ВВС и ВМС США приняли на вооружение ракеты «воздух-воздух» в 1956 году. Первой ракетой ВВС США стала AIM-4 Falcon; ВМС США получили сразу две ракеты – AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder, модификации которой стоят на вооружении до сих пор. Первую ракету «воздух-воздух» РС-1У (К-5/Р-5) ВВС СССР приняли на вооружение в 1956 году.
24 сентября 1958 года истребитель ВВС Тайваня F-86 атаковал МиГ-15 ВВС Китая ракетой AIM-9B Sidewinder и сбил его. Эта победа считается первой, одержанной с помощью ракеты «воздух-воздух». 
Системы наведения управляемых ракет:
•Радиокомандная (РК)
•Радиолокационная
•Инфракрасная
•Оптико-электронная
 
2 поколение характеризуется появлением новых схем и компоновок ЛА. 
Например: самолет Mirage III создан по схеме " с низкорасположенным треугольным крылом (угол стреловидности по передней кромке составляет 61 градусов). Так же по схеме «бесхвостка» создан J.35J Draken.
 
Аэродинамическая схема Бесхвостка — аэродинамическая схема, согласно которой у самолёта отсутствуют отдельные плоскости горизонтального управления, а используются только плоскости, установленные на задней кромке крыла. Эти плоскости называются элевонами и комбинируют функции элеронов и рулей высоты.
Схема получила определённое распространение с появлением сверхзвуковой авиации и треугольных, и дельтавидных крыльев малого удлинения.
Преимуществом такой схемы является меньший вес планера и меньшее сопротивление, однако, меньшее плечо органов вертикального управления приводит к меньшей эффективности управления по каналу тангажа. Внедрение электродистанционных систем управления позволяет нивелировать этот недостаток.
 
На Миг-21 применено треугольное крыло.
Треугольное крыло- крыло  жёстче и легче стреловидного, что не мало важно на больших скоростях (больше 2М).
Преимущетва
  • Имеет малое относительное удлинение
  • В таком крыле можно было разместить больше топлива
Недостатки
  • Возникновение и развитие волнового кризиса;
  • Большие сопротивления и более резкое падение максимального аэродинамического качества при изменении угла атаки, что затрудняет достижение большего потолка и радиуса действия.
Основным полем боя самолетов второго поколения стала Вьетнамская война
С февраля 1966 года основными противниками F-4 стали сверхзвуковые МиГ-21Ф-13 (часть из них - чехословацкого производства) и МиГ-21ПФ-В (вариант всепогодного, то есть снабженного радиолокационным прицелом МиГ-21ПФ в "тропическом" исполнении), так же как и американские самолеты, оснащенные ракетным оружием - УР Р-Зс с ТГС или блоками с 55-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) С-5. Командование ВВС и ВМС США продолжало возлагать большие надежды на F-4, считая, что мощное вооружение, совершенная бортовая РЛС, высокие скоростные и разгонные характеристики в сочетании с новыми тактическими приемами обеспечат "Фантомам" превосходство над самолетами противника. Но при столкновениях с более легкими МиГ-21 F-4 начали терпеть поражение за поражением. С мая по декабрь 1966 года США в воздушных боях потеряли 47 самолетов, уничтожив при этом лишь 12 истребителей противника. Сказались большая нагрузка на крыло и несколько меньшие (особенно на средних высотах) угловые скорости разворотов американских истребителей (американцы впоследствии признали, что "Фантом" в целом уступает МиГу на виражах), ограничения по эксплуатационной перегрузке (6,0 против 8,0 у МиГ-21ПФ) и допустимым углам атаки, а также худшая управляемость американской машины. Не обладал F-4 и преимуществом по тяговооруженности: при нормальной взлетной массе она составляла 0,74 у F-4B, а у МиГ-21ПФ - 0,79. Сухая статистика глосит, что из 5 сбитых самолетов 4 были уничтожены именно в ближнем бою. Опыт полученный во Вьетнаме сильно скоректировал взгляды на истребитель 3 поколения, на то каким он должен быть.
 
 
3 поколение Истребителей
Основные признаки:
  • Радары повышенной мощности.
  • Использование ракет большой и средней дальности.
  • Многорежимность полета
Военные требовали постоянного увеличения скорости и дальности полета, а это все вело к увеличению веса самолета, а это, как следствие, к увеличению  длины разбега и пробега. Это обстоятельство никак не устраивало военных. Ведь длинные взлетно-посадочные полосы — слишком простая цель. Требовали сохранить и большую скорость полета и приемлемые взлетно-посадочные характеристики. Дело в том, что в гонке за скоростью конструкторы постоянно увеличивали стреловидность крыла, а с ростом стреловидности эффективность крыла на взлете и посадке снижалась. Конструкторы предлагали 2 решения: дополнительно использовать подъемный двигатель или установить крыло изменяемой стреловидности. Для сравнительных испытаний построили 2 опытных экземпляра. Один с подъемными двигателями, другой с новым крылом. Оба назывались Миг-23. Испытания показали преимущество самолета с крылом изменяемой стреловидности.
Крыло изменяемой стреловидности — тип конструкции летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом, позволяющей изменять в полёте один из видов геометрии крыла — стреловидность. На больших скоростях полёта эффективна большая стреловидность, а на малых (взлёт, посадка) — малая. 
Самолёты с крылом изменяемой стреловидности и достаточно высокой максимальной скоростью имеют хорошие взлётно-посадочные характеристики. Например, бомбардировщик Су-24 имеет максимальную скорость 1700 км/ч при стреловидности крыла по передней кромке 69° и посадочную 280-290 км/ч, при стреловидности 16°.
   
Недостатком крыла с изменяемой стреловидностью является его значительно больший вес и усложнение конструкции.
File:Aircraft engine MiG-23 sweep wing mechanism.jpg
К третьему поколению относятся:
  • В авиации СССР
  • МиГ-23
  • МиГ-25
  • МиГ-27
  • В авиации США
  • McDonnell Douglas F-4 Phantom II
  • Northrop F-5
  • В авиации других стран
  • Dassault Mirage F1
  • Saab 37 Viggen
  • Mitsubishi F-1
Вообще 3 поколение в мировом авиастроении осталось в истории поколением поисков, проб и ошибок. Французы разрабатывая свой Mираж F1 пошли по вполне традиционному пути, внешне он выглядел привычно для своего времени, Шведы на истребителе Фигген использовали оригинальную компоновку с передним горизонтальным оперением и схемой «безхвостка», двигатель самолета оснащался реверсом тяги довольно не обычно для истребителей, устройство позволяет сокращать посадочную дистанцию, не используя тормозной парашют. Американцы истребитель 3 поколения вообще не имели. Вернее создавать они его начали и даже раньше чем МиГ-23. Самолет назывался F-111 и задумывался многофункциональным из-за этого машина получилась большой и тяжелой, с учетом появившегося чуть позже Вьетнамского опыта вовсе не истребитель, в следствии F-111 переквалифицировали в фронтовой бомбардировщик. Но в поколениях истребителей у американцев появился «провал», они заполнили его последними модификациями Фантомов и тут же объявили конкурс на следующее 4 поколение.
 
4 поколение истребителей.
Взявшись сразу за 4 поколение минуя 3 американцы вырвались вперед, создали сразу 2 самолета легкий F-16 и тяжелый F-15. Была новая концепция именно пары, что означало деление истребителей на лёгкие и тяжёлые. 
  • Отличительные особенности 4 поколения:
  • Улучшенные маневренные характеристики (неустойчивая аэродинамическая схема).
  • Двухконтурные турбореактивные двигатели с пониженным расходом топлива.
  • Интегральная схема
  • Применение композиционных материалов
Интегральная схема - это значит крыло и фюзеляж плавно сопрягаются друг с другом, образуя единую несущую поверхность.
Двухконтурные турбореактивные двигатели
В основу двухконтурных турбореактивных двигателей положен принцип присоединения к ТРД дополнительной массы воздуха, проходящей через внешний контур двигателя, позволяющий получать двигатели с более высоким полетным КПД, по сравнению с обычными ТРД.
Пройдя через входное устройство, воздух попадает в компрессор низкого давления, именуемый вентилятором. После вентилятора воздух разделяется на 2 потока. Часть воздуха попадает во внешний контур и, минуя камеру сгорания, формирует реактивную струю в сопле. Другая часть воздуха проходит сквозь внутренний контур, полностью идентичный с ТРД, о котором говорилось выше, с той разницей, что последние ступени турбины в ТРДД являются приводом вентилятора.
File:Turbofan operation lbp-ru.svg 
 
Композиционные материалы (композиты) – многокомпонентные материалы, состоящие, как правило, из пластичной основы (матрицы), армированной наполнителями, обладающими высокой прочностью, жесткостью и т.д. Сочетание разнородных веществ приводит к созданию нового материала, свойства которого количественно и качественно отличаются от свойств каждого из его составляющих. Варируя составом матрицы и наполнителя, их соотношение, ориентацию наполнителя, получают широкий спектр материалов с требуемым набором свойств. Многие композиты превосходят традиционные материалы и сплавы по своим механическим свойствам и в то же время они легче. Использование композитов обычно позволяет уменьшить массу конструкции при сохранении или улучшении ее механических характеристик.
По структуре композиты делятся на несколько основных классов: волокнистые, слоистые, дисперсноупрочненные, упрочненные частицами и нанокомпозиты.
Истребители 4 поколения на 10-15% состоят из композитов.
Самолёты четвёртого поколения:
В авиации СССР/России
•Су-27
•МиГ-29
•МиГ-31
В авиации США
•Grumman F-14 Tomcat
•McDonnell Douglas F-15 Eagle
•General Dynamics F-16 Fighting Falcon
В авиации других стран
•Dassault Mirage 2000
•J-10
    
 
Истребители поколения 4+ и 4++
Так принято называть самолёты 4 поколения, модернизация или дальнейшее развитие которых приближает их характеристики и эффективность к истребителям пятого поколения (4+), либо удовлетворяющие большинству, за исключением малозаметности, требований к истребителям пятого поколения (4++).
Для этих самолётов характерны:
  • Высокая маневренность или сверхманевренность
  • Радары с фазированной антенной решеткой, пассивной или активной
  • Сниженная стоимость эксплуатации
  • Многофункциональность
  • Стеклянная кабина
  • Сниженная ЭПР благодаря использованию радиопоглощающих материалов и покрытий
  • Возможность полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа (только Су-35С, Rafale, Eurofighter Typhoon с минимальным числом внешних подвесок)
  • Применение отклоняемого вектора тяги двигателя
  • Аэродинамическая схема «Утка»
Фазированная антенная решётка (ФАР) — направленная антенна с управляемыми фазами или разностями фаз (фазовыми сдвигами) волн, излучаемых (или принятых) её элементами (излучателями). Содержащие большое число управляемых элементов (более 103), входят в состав различных авиационных и космических радиоустройств, зенитных комплексов. ФАР применяется в бортовой РЛС на ЛА различных типов, в первую очередь на истребителях-перехватчиках (Впервые в мире на МиГ-31). Различают пассивную и активную ФАР. В пассивных ФАР используются общие для всех элементов антенны приёмник и передатчик. В активной ФАР каждый элемент является передающим или приёмно-передающим модулем.
 
«Стеклянная кабина» — панель кабины пилотов самолёта, включающая в себя электронные дисплеи. В традиционной кабине устанавливается множество механических указателей для отображения информации. В «стеклянной» кабине установлено несколько дисплеев системы управления полётом, которые могут быть настроены для отображения необходимой информации. Это упрощает управление самолётом, навигацию и позволяет пилотам сконцентрироваться на наиболее важной информации.
 
Отклоняемый вектор тяги (ОВТ) — функция сопла, изменяющая направление истечения реактивной струи. Она предназначена для улучшения тактико-технических характеристик самолёта. Регулируемое реактивное сопло с отклоняемым вектором тяги — устройство с изменяемыми, в зависимости от режимов работы двигателя, размерами критического и выходного сечений, в канале которого происходит ускорение потока газа с целью создания реактивной тяги и возможностью отклонения вектора тяги во всех направлениях. Применение:Расширение маневренных характеристик, вертикальный взлет и посадка.
 
Аэродинамическая схема «Утка» — аэродинамическая схема, при которой у летательного аппарата (ЛА) органы продольного управления (оперение) расположены впереди крыла. Названа так, потому что один из первых самолётов, сделанных по этой схеме — «14-бис» Сантос-Дюмона — напомнил очевидцам утку: вынесенные вперёд плоскости управления без хвоста сзади.
ЛА с аэродинамической схемой «Утка»: Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale, Saab JAS 39 Gripen, Су-33.
 
К поколению 4+ и 4++ относятся:
В авиации СНГ
Су-30
Су-33УБ
Су-34
Су-27СМ2
Су-27М
Су-35С
Су-37
МиГ-31БМ
МиГ-35
В авиации США
Boeing F/A-18E/F Super Hornet
McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle
Boeing F-15SE Silent Eagle
В авиации других стран
Eurofighter Typhoon
Dassault Rafale
Saab JAS 39 Gripen
J-10B
FMA SAIA 90
 
 
Истребители 5 поколения
Разработки нового поколения реактивных истребителей велись с середины 70-х годов. Проекты таких самолётов имели как СССР/Россия, так и США, но, из-за распада СССР и тяжелой экономической ситуации в 90-е годы в России, только США смогли запустить в серию истребитель 5 поколения F-22A Raptor. Однако, из-за огромной стоимости каждой машины, производство F-22 было прекращено в 2011 году, а производственная линия законсервирована. Общее число поступивших на вооружение машин составило 187 единиц.
 
Основные характеристики самолётов пятого поколения:
  • многофункциональность, то есть высокая эффективность при поражении воздушных, наземных, надводных и подводных целей;
  • наличие круговой информационной системы;
  • возможность полета на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;
  • сверхманевренность
  • американские конструкторы в ходе работ над F-22 отказались от сверхманевренности в пользу малозаметности (отсутствуетПГО, отклонение вектора тяги только в вертикальной плоскости, ромбовидное крыло);
  • российские конструкторы в ходе работ над ПАК ФА отказались от малозаметности в пользу сверхманевренности .
  • кардинальное уменьшение радиолокационной и инфракрасной заметности самолёта (изменением геометрии самолёта и сопла двигателя, применением композиционных материалов и радиопоглощающих покрытий, а также переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации и режимы повышенной скрытности);
  • способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности;
  • автоматизация управления бортовыми информационными и системами помех;
  • повышенная боевая автономность за счёт установки в кабине одноместного самолёта индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;
  • аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта без каких-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;
  • самолёт должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета;
  • самолёт должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь летчику».
Истребители пятого поколения:
В авиации России:
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, проходит лётные испытания; принятие на вооружение ВВС России планируется к 2016 году, начало закупок в 2013 году);
Су-47 и МиГ 1.44 (оба отменены, являются летными прототипами самолётов пятого поколения)
Як-201 (отменён, проиграл проекту самолёта ПАК ФА)
В авиации США:
Northrop/McDonnell Douglas YF-23 (отменён, проиграл проекту самолёта F-22)
Lockheed/Boeing F-22 Raptor (на 2012 год — единственный в мире принятый на вооружение истребитель пятого поколения)
Lockheed Martin F-35 Lightning II (проходит лётные испытания)
В авиации других стран:
Chengdu J-20 (в разработке; выполнил первый полет в начале 2011 года)
Mitsubishi ATD-X Shinshin (в разработке)
 
Будущее
Будущее можно сказать за истребителями 5 поколения, но уже многие задумываются о следующем 6 поколении, уже частично есть некоторые характеристики, каким должен быть истребитель 6 поколения. Предполагается, что истребители шестого поколения будут представлять собой автоматизированные беспилотные комплексы, не ограниченные в манёвренности и скорости «человеческим фактором», включённые в общую компьютерную систему управления боевыми действиями.
  • Истребитель шестого поколения будет иметь «сверхнизкий профиль» с плавными обводами фюзеляжа и крыла. По некоторым сведениям, российская компания «Сухой» разрабатывает истребитель шестого поколения по схеме «утка» с обратной стреловидностью крыла, которое полностью интегрировано в фюзеляж. Вертикальное оперение двухкилевое. Американская компания Boeing разрабатывает самолет F/A-XX без вертикального оперения по схеме «летающее крыло», напоминающего бомбардировщик В-2. Истребитель будет оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги, и будет способен выполнять взлет и посадку на укороченные ВПП.
  • Все истребители шестого поколения будут иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость. Возможно, некоторые из них будут иметь гиперзвуковую скорость полета, эти технологии апробируются на воздушно-космическом самолете Boeing X-37. Истребитель, разрабатываемый компанией «Сухой», будет иметь крейсерскую скорость 1,26М и плазменные стелс-технологии.
  • Будет дальше развиваться маневренность машин. Истребитель шестого поколения будет иметь сверхманевренность на сверхзвуковых скоростях. Россия намерена использовать технологии двигателей с управляемым вектором тяги ± 20 град, что позволит самолёту легко маневрировать на углах атаки 60 град. F/A-XX также будет обладать суперманевренностью.
  • Возможность нанесения дальнего удара. Истребители шестого поколения будут обладать очень большой дальностью полёта, что позволит им наносить удары на «супердальних» дистанциях. Истребитель F/A-XX будет оснащен мощным лазерным и электромагнитным оружием, а также ракетами с гиперзвуковой скоростью полета.
  • Истребитель нового поколения будет интегрирован со всеми системами боевого управления и поражения — наземными, воздушными, морскими, подводными и космическими.
  • Самолёты могут использоваться как в пилотируемом, так и беспилотном режимах (F/A-XX).
  • США планируют оснастить свои ВВС и ВМС истребителями нового поколения в 2030—50 годах. С учетом бюджетных трудностей, министерство обороны США планирует отодвинуть срок принятия на вооружение новых истребителей до 2040 года.
выводы:
1) При изучении истребителей пяти поколений был сформулирован концепт истребителя шестого поколения
2) истребитель шестого поколения будет беспилотным
3)  главные выводы и иерархическая таблица развития истребителей пяти поколений
 
 
Источники:
1) Военный паритет. статья: Каким будет истребитель 6 поколения?
2) информационный портал Википедия
3) Энциклопедия Уголок неба Airwar.ru
4) Сергей Птичкин "Пятерка" авансом "Российская газета" : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
5)  Fighter generations - статья в журнале "Jet fighters: inside and out"
6) Центр Аэрокосмических исследований Республики Казахстан
Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (07.10.2013) | Автор: Нурсултанов Данияр Ербулатович W
Просмотров: 24735 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 4.7/28
Всего комментариев: 8
7 Hersir  
Ещё одна ошибка: F-4 относится к третьему поколению. Первый самолёт, на котором применялись ракеты средней дальности, пульс-допплеровский радар с возможностью работы по земле, постановщики радиоэлектронных помех. А вы ставите F-4 на один уровень с F-100, самолётом первого поколения. Поверхностные знания на счёт американских самолётов у вас.

8 Bamaboy  
я акцент делал на отечественную авиацию, и как я сказал при выступлении в выводах, что деление на поколение не точно так как у самолетов очень много модернизаций было, и можно тот же самый МиГ-21 отнести и к 2 и к 3 и к 4 поколению в разных модификациях. c F-4 у меня все верно, так как ко 2 поколению относятся применение управляемых ракет, радары, и скорости приближенные к 2М. на эти темы, какой самолет к какому поколению отнести можно спорить вечно, так как у всех своя точка зрения. Я изложил свою точку зрения... Если хотите исправить все это, то пожалуйста участвуйте и изложите свою точку зрения

6 Hersir  
F-100: начало эксплуатации 1954 год, воздухозаборник в носу, отсутствие радара, максимальная скорость ~1 мах.
F-105: начало эксплуатации 1958 год, воздухозаборники по бокам, обтекаемый носовой конус с радаром, максимальная скорость ~2 маха.
Вы совершенно очевидно ошиблись и поменяли на схеме эти самолёты местами. Тандерчиф по шкале времени у вас даже позади, ЭТО БЕЗУМИЕ!

5 Bamaboy  
эм еще картинки не закинул и работу не оформил до конца*

1 Марат  
Чувак, а где текст?

2 Bamaboy  
Скоро будет, Ждите, я в процессе.

3 Марат  
Иллюстрации классные)
5+

4 Bamaboy  
ага, говорю же ждите,к среде все будет, не волнуйтесь

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024