Пятница, 26.04.2024, 18:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Легендарный самолет Ил-2
Легендарные самолеты Ил – 2
Выполнила:  Никонорова Оксана, ученица 8 класса МБОУ «Большешигаевская основная общеобразовательная школа», Мариинско – Посадского района, Чувашской Республики.
Руководитель: Васильева Светлана Михайловна, учитель физики МБОУ «Большешигаевская ООШ», Чувашской Республики.
Содержание
1.Введение.
·         Летчик – ас Иван Николаевич Герасимов
2.Основная часть.
·         Основные сведения Ил-2
·         Вооружение
·         Модификации
·         Самолеты – памятники  самолету Ил-2
3.Заключение.
4. Источники информации.

Введение

Цель  моей исследовательской работы: доказать, что  самолет Ил -2 является легендарным. Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи: исследовать материалы по теме работы из архивных данных, Интернет-ресурсов и литературы. Практическое значение работы заключается в возможности использования ее материалов на уроке истории и культуры родного края.  Я считаю, что данная  работа актуальна, так как она направлена на повышение интереса к героическому  прошлому нашей Родины. Много подвигов совершили советские летчики на этих боевых машинах в годы ВОВ. Так,  например, Иван Николаевич Герасимов – участник ВОВ, Генерал – майор авиации, Герой Советского Союза, наш земляк.  Он родился 1921 г. в д. Аникеево, что сегодня входит в черту Чебоксар.  Как и все крестьянские мальчики, Ваня увлекался авиацией.  Занимался в Чебоксарском аэроклубе, старался узнать о самолетах все до тонкостей, до мелочей. В 1940 г. его призвали в Советскую Армию. Здесь его мечта осуществилась. Он был направлен в Энгельсскую военно - авиационную школу пилотов. Окончил ее в июне сорок первого года. Впереди его ждала война… В боях Иван действовал смело, решительно, инициативно уничтожая живую силу и технику врага. Нередко отважный летчик оказывался в очень сложных ситуациях, но всегда мастерски использовал возможности своего штурмовика Ил-2.Всего же за годы войны он вылетал на боевые задания 170 раз. Документы, хранящиеся в личном деле И.Н.Герасимова, свидетельствуют о том, что за годы войны им уничтожено 30 танков, 45 автомашин, 12 зенитно – пулеметных точек, 7 минометных батарей, 9 орудий полевой артиллерии и много другой боевой техники и живой силы врага. Кроме того, на аэродроме противника им лично уничтожено три самолета. После Победы летчик – герой остался в военной авиации. Со штурмовика Ил -2 он пересел на новый самолет – реактивный. За годы своей службы в военной авиации генерал И.Н.Герасимов  воспитал немало опытных воздушных бойцов. Они перенимали  у него качества, необходимые для победы в современном воздушном бою, учились использовать возможности сверхзвуковой авиационной техники.

  И таких подвигов было не счесть. Вот почему эту легендарную машину называли грозным оружием для фашистов, настоящим боевым оружием Победы!!!

Основная часть

     Развитие самолетостроения стремительно продвигалось вперед. Буквально через пару десятков лет, после первых фанерных самолетов на воздушных просторах появляются тяжелые стальные птицы. Требования к их качеству диктует война... В годы Второй мировой войны широкое применение получили штурмовики, одним из них был Ил-2, созданный под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. 

        Первый полет прототипа БШ-2 (бронированный штурмовик) произвели еще в конце 1939 года, усовершенствование самолета продолжалось до апреля 1941 года, после чего он получил имя Ил-2. Сразу надо отметить, что это самый массовый боевой самолёт в истории, за годы войны было выпущено более 36 тыс. штук. Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Некоторое время в течение 1941—1942 годов самолёт выпускался заводом № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

Вооружение:

-   на Ил-2 впервые в авиации было применено бронирование бензобаков, двигателя и кабины пилота;
-   общая броня была весом почти тонну! Потому, он был очень устойчив к повреждениям;
-   широкий арсенал вооружения: две 23-мм пушки, два 7.62-мм пулемета ШКАС, 12,7-мм оборонительный пулемет, до 600 кг бомб, 4 реактивных снаряда;
-   на противотанковой модификации НС-37 устанавливались две 37-мм пушки.  Это позволяло подбивать даже тяжелые танки противника, такие как «Тигр» и «Пантера».
-   прозрачная лобовая броня козырька кабины имела толщину 64 мм и выдерживала 7,62-мм бронебойную пулю с выстрела в упор.

        В 1944 году в отдельных операциях принимало участие до 500 штурмовиков - после их налетов на земле не оставалось ни одной единицы вражеской техники, которая была бы способна двигаться.

        В Красной армии самолет ласково называли «Илюша» или «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа), а немцы называли его «Черная смерть», «мясник», «мясорубка». Ил-2 был способен бомбить окопы, ни одна армия мира на тот момент не располагала самолетами подобного класса. Были попытки создания, но они не увенчались успехом, так как необходимо было сделать самолет достаточно скоростным и бронированным - если самолет должен быть скоростным - его необходимо облегчить, но при этом снизится живучесть, а если навесить на самолет бронелисты - увеличится масса, увеличится масса - упадет скорость. Замкнутый круг. Ильюшину удалось то, что не могли решить конструкторские коллективы всех остальных развитых стран - объединить в одном самолете большую огневую мощь, скорость и самое главное потрясающую живучесть машины. Были случаи (и не единственные), когда Илы возвращались на свой аэродром фактически без хвостового оперения, с раздырявленными в друшлаг крыльями и фюзеляжем, с перебитыми тросами управления...

 Модификации

Выпускался в одноместном (пилот) и двухместном вариантах (пилот и воздушный стрелок). Различные технологические и конструктивные изменения вносились постоянно. Менялось бронирование, вооружение.

 

 

  • Ил-2 (одноместный) — серийная модификация штурмовика, не оборудованного кабиной для заднего стрелка. В связи с большими боевыми потерями одноместного варианта в некоторых авиационных частях предпринимались успешные попытки переоборудования одноместного Ил-2 в двухместный. В ряде случаев даже ограничивались имитацией задней пушки, устанавливая в прорезь кабины направленный на хвост муляж, который, с расстояния, эффективно отпугивал пилотов немецких истребителей от захода такому штурмовику «в хвост», просто своим видом. Одноместный штурмовик Ил-2 ранних серий, вооруженный 20-мм пушками ШВАК и 7,62 мм пулеметами ШКАС.
  • Ил-2 (двухместный) — серийная модификация, оборудованная кабиной стрелка с фонарём и пулемётами ШКАС или УБТ, смонтированными на полутурельной установке. Начал широко использоваться в поздние периоды войны( на второй фотографии в начале статьи представлено звено таких самолётов Ил-2(Д))
  • Ил-2 АМ-38Ф — штурмовик с форсированным мотором АМ-38ф, имевший, по сравнению с АМ-38-м, большую взлётную мощность (на 100 л.с.).  С января 1943 года моторы АМ-38ф стали устанавливаться на все серийные штурмовики Ил-2, как одноместные, так и двухместные, на всех авиазаводах, выпускавших эти самолёты.
  • Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой») — серийная модификация Ил-2 АМ-38Ф с тем же двигателем АМ-38Ф, но форсированным до 1720 л. с., с некоторыми аэродинамическими и конструктивными улучшениями.Вместо металлического бака устанавливались фибровые протектированные бензобаки, в которых большинство мелких пробоин через некоторое время затягивалось специальным составом-протектором, имеющим свойство загустевать на открытом воздухе. На испытаниях баки сохраняли герметичность даже с 17 пробоинами от пуль калибра 7,92 и 13 миллиметров, выпущенных из немецкого оружия. С целью улучшения устойчивости Ил-2 в полёте и управления на самолёты Ил-2 АМ-38ф устанавливались амортизационные пружины и контрбалансир в системе управления рулём высоты, разработанными в ЛИИ НКАП М. Л. Милем (впоследствии Главный конструктор вертолётов). Контрбалансир уравновешивал силы инерции, возникающие от весовой компенсации руля высоты при криволинейном полёте. Амортизационная пружина предназначалась для повышения запаса продольной динамической устойчивости штурмовика при полёте с брошенной ручкой управления — натяжение амортизационной пружины создавало постоянно действующую силу, возвращающую руль высоты в исходное положение при изменении режима полёта самолёта под действием внешних сил. Для улучшения центровки самолёта Ил-2 концы консолей крыла поданы назад, что возвращает центровку самолёта до центровки одноместного самолёта Ил-2, то есть до 28,0 %. Вместо деревянного крыла произведена установка металлического крыла, которое повышало живучесть и улучшало ремонтно-эксплуатационные качества Ил-2. К концу 1944 года заводами № 18, 1 и 30 было отправлено в части ВВС КА 7377 модифицированных штурмовиков Ил-2 с металлическими крыльями стрельчатой конструкции, при этом авиазавод № 1 выпускал Ил-2 и с деревянным крылом.  
  • Ил-2 М-82 — опытный вариант одноместного штурмовика, оборудованный мотором воздушного охлаждения М-82 с взлётной мощностью 1675 л.с. Заводские испытания одноместный Ил-2 М-82ИР успешно прошёл к середине августа 1942 года (отчёт по испытаниям утверждён 18 августа 1942 года), однако на государственные испытания штурмовик не передавался и в дальнейшем все работы по нему были прекращены. В серию не пошёл. 
  • Ил-2 ШФК-37 — опытный одноместный вариант штурмовика с мотором АМ-38, вооружённый, помимо двух крыльевых пулемётов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15 Б. Г. Шпитального ШФК-37 (Шпитальный, фюзеляжно-крыльевая, калибра 37 мм).. В серию не пошёл. 
  • Ил-2 НС-37 — серийная модификация двухместного Ил-2 АМ-38Ф на который с целью повышения противотанковых свойств штурмовой авиации устанавливались две пушки калибра 37 мм 11П-37 ОКБ-16 с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в нормальном варианте и 200 кг в перегрузочном.
  • Ил-2 НС-45 — опытный экземпляр самолёта Ил-2 АМ-38ф с двумя крыльевыми пушками НС-45. Полигонные испытания Ил-2 с НС-45 показали неудовлетворительную эффективность стрельбы из них в воздухе по малоразмерным целям. Главным образом из-за сильной отдачи пушек при стрельбе — максимальная сила отдачи авиапушки на наземном станке достигала 7000 кг. В серию не пошёл.
  • Ил-2М/Ил-4 — Эта разработка была начата после захвата Смоленска немцами 16 июля 1941 года, что привело к угрозе захвата Москвы и вынужденной эвакуации завода, производившего двигатели А. Микулина АМ-38 за Урал. Появился риск нехватки этих моторов. Однако, с мая 1942 года в Перми развернулось производство мотора М-82 мощностью 1676 лс. Этот мотор был доступен в количествах, достаточных для того, чтобы подвигнуть ОКБ Ильюшина к разработке варианта Ил-2 под новый двигатель. Мотор М-82 устанавливался несколько ниже и без бронирования (так как он имел воздушное охлаждение) и, следовательно, был менее уязвим для огня противника. Вместе с тем было бронировано место воздушного стрелка с пулемётом УБТ. Самолёт имел новый винт с коническим коком и увеличенные до 724 литров топливные баки. По своим характеристикам Ил-4 незначительно уступал исходному Ил-2, но к тому времени стало ясно, что перебоев с моторами АМ-38 не будет. Проект был прекращён, а обозначение Ил-4 перешло к дальнему бомбардировщику ДБ-3Ф.
  • Ил-2Т — по неподтверждённым пока данным модификация могла нести торпеду, ради чего пришлось пожертвовать пушками. Из стрелкового вооружения остались 3 пулемёта: 2 крыльевых и пулемёт заднего стрелка. Однако до сих пор не обнаружены документы подтверждающие существование данной модификации.

Памятники самолёту

В память  о героических подвигах защитников городов во время Второй мировой войны, простым труженикам, подарившим боевые самолёты Ил -2  лётчикам Великой Отечественной войны  были поставлены самолеты – памятники.

 

 

  1.        В городе Самаре в 1975 году был установлен памятник штурмовику Ил-2 в качестве символа боевой и трудовой доблести горожан. В начале 1970-х годов ветеранами авиационного завода было решено поставить у проходной завода памятник в виде боевого самолета Ил-2.  Осенью 1970 года в болотах Мурманской области вблизи станции Алакуртти был обнаружен самолёт с номером 1872932. Как удалось выяснить по архивам, машину с пилотом К. Котляевым и стрелком Е. Мухиным на борту сбили в марте 1943 года. Самолет был доставлен в Куйбышев на авиационный завод, где старые рабочие по памяти собрали и отремонтировали корпус, вооружение и другие детали. Самолет установили на постамент около входа на завод.
  2.         9 мая 1979 года в городе Воронеже возле центральной проходной воронежского авиазавода был установлен памятник Ил-2 в честь трудового подвига воронежских авиастроителей во времена Великой Отечественной войны.
  3.         В городе-герое Новороссийске недалеко от мемориального комплекса «Малая земля» установлен на постамент штурмовик Ил-2. Этот самолёт (условный № 2440, мотор АМ-38Ф № 24183) принадлежал 2-й авиаэскадрилье 8-го гвардейского штурмового авиаполка. Экипаж: лётчик — гвардии майор Виктор Федорович Кузнецов; воздушный стрелок — гвардии старший краснофлотец Александр Васильевич Решетинский. 19 апреля 1943 года во время штурмовки позиций врага самолёт Кузнецова был подбит и упал в море. Экипаж погиб. Поднят в 1974 году со дна Чёрного моря в урочище «Сухая щель» 
  4.    В канун Дня Победы 8 мая 2008 года в городе Дубна Московской области был установлен памятник самолёту ИЛ-2. Одноместный штурмовик ИЛ-2 (бортовой номер 381417) в июне 1943 года упал в лес примерно в 5 км от современной Дубны. Более полувека пролежал в болоте, где его обнаружили энтузиасты-поисковики. В 2004 году самолёт был эвакуирован вертолётом МЧС и впоследствии восстановлен усилиями администрации с помощью предприятий, организаций и жителей города.
  5.       В посёлке Лебяжье Ленинградской области стоит памятник защитникам балтийского неба — полноразмерный самолёт Ил-2.
  6.        В городе Истра, в городском парке на постаменте установлен памятник штурмовику Ил-2 (архитектор Л. Оршанский). Памятник открыт 9 мая 1965 года. Первый вариант памятника представлял собой дюралевый макет, устремленный ввысь на постаменте, направленном на Запад. К следующей же годовщине Победы памятник был заменен на титановый, разработанный и изготовленный ОКБ Ильюшина. Надпись на постаменте: Штурмовик Ил-2 был нужен «как воздух, как хлеб». Легендарный «летающий танк» стал для захватчиков «Чёрной смертью» и до конца войны уничтожал живую силу и технику врага.
  7.         В городе Верхняя Пышма, Музей военной техники под открытым небом, Ил-2 образца 1942 года. Восстановлен силами специалистов УГМК.

 

 

Заключение.  Любой самолет - это чудо.  Самолеты поражают и своими размерами, и  грузоподъемностью, и уникальностью конструкции. Создание самолета Ил-2 является одной из наиболее ярких страниц в истории русского самолетостроения. Штурмовик Ил-2 является основным самолетом ВВС Красной Армии периода Великой Отечественной войны. Создание такого самолета, доказало  приоритет нашей страны в области конструкций больших самолетов, их вооружения, оборудования и военного применения, поэтому самолет Ил -2 является легендарным.

Источники информации:

  1. Сергей Кузнецов. Бронированный штурмовик Ил-2. — Экспринт, 2004.
  2. Ред. коллегия: Кутепов А. Я., Макаревский А. И., Минаев А. В., Новожилов Г. В. и др. Учёный и конструктор С. В. Ильюшин. — М.: Наука, 1978. — С. 54-55
  3. http://www. Vikipedia.ru/
  4. Наши земляки – Герои Советского Союза. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980г. с 309 -311.

 

 

 

 

Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (11.01.2014) | Автор: Никонорова Оксана E W
Просмотров: 3327 | Теги: Ил-2, Легендарный | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2654)
Фурсов Максим (2027)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1985)
Егор Андреевич Попов (1717)
Штриккер Артур (1290)
Григорьев Павел Сергеевич (685)
Медведкин Иван (622)
Азарин Николай (563)
Трунов Артём Николаевич (496)
Ефимова Софья Алексеевна (477)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024