Среда, 24.01.2018, 00:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада посвящена 100-летию Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н.Е.Жуковского
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год)

Истребитель истребителей (Як-3)


«Легендарный – перен.
Овеянный славой, вызывающий
восхищение (высок.)».
С.И. Ожегов
Толковый словарь русского языка


                 Этого самолёта уже очень давно нет в списке действующих. Давно отгремели салюты Победы,но не умолкают споры о Великой отечественной войне.   
                 На Интернет –форумах  идут дебаты  о лучшей технике того времени. Война была не только на фронтах, это было противостояние  советских и немецких конструкторов. Самолёты – истребители не исключение в этом споре.  Для меня сейчас Як-3 - это бренд, выражаясь современным языком. Что в нём такого особенного, почему для многих Як-3 стал легендарным? Чем объяснить многочисленные восторженные отзывы об этом истребителе? Эти вопросы и стали темой моего исследования. 







"Отношение к самолету, - пишет бывший командир 303-й АД генерал-майор Георгий Нефедович Захаров, - всегда очень субъективно. Поэтому ничего удивительного не будет, если многие найдут мою оценку Як-3 завышенной. Тут все дело в личных привязанностях летчика, порой даже в характере самою летчика...". Самолёт Як-3 и для меня является, такой, где-то даже субъективной симпатией,  Но сравнивая технические характеристики, лучший выделить тяжело, но возможно.






       По мнению военного историка Владимира Ивонина, для объективного выявления лучшего самолёта важно наилучшее соотношение количества и качества . Отсюда, чем выше качество, тем меньше  техники можно изготовить. И еще: если нет революционных  прорывов, то зависимость между качеством и техническими  возможностями  нелинейна и выглядит так, как на рисунке.     




         Почему  новый  истребитель стал успешным?   У противника была сильнейшая авиация. Немцы постоянно модифицировали свой МЕ-109.  Генерал-майор авиации И.А.Вишняков в 1944 г. сделал несколько вылетов на Ме-109 . Он  считал, что "мессер" хорош на вертикали, но удивлялся никелированным болтам и шурупам на самолёте. Зачем такая "роскошь", если самолет на фронте "жил", в среднем, не более 2 месяцев?   В условиях Великой отечественной войны самолёт конструкции, предложенной Александром Сергеевичем Яковлевым, был наиболее целесообразен для наших ВВС.  Мы не могли  применять в конструкциях алюминиевые сплавы так, как немцы или американцы.


        Предшественником ЯК-3 был ЯК-1. Война поставила новую задачу — создать еще более легкий, маневренный и скоростной самолет. Но все изменения  должны быть получены малой ценой — машина должна быть технологичной, а переход заводов на изготовление новой машины должен пройти в максимально сжатые сроки.  Согласно перечню рекомендаций инженеров ЦАГИ, была уменьшена площадь крыла, изменена антенна. Силовой набор крыла стал металлическим.  Остались  фанерная обшивка и фюзеляж ферменной конструкции.   На Як-3 радиаторы имели обтекаемую форму, т.к.  были утоплены в центроплан и фюзеляж. Особенностью радиаторов Як-3 был воздухозаборник, который  имел небольшую площадь, а канал подвода воздуха вблизи радиатора резко расширялся. Это привело к уменьшению скорости воздушного потока, обдувающего радиатор. В результате эффективность охлаждения повышалась, а аэродинамическое сопротивление самого радиатора, как и его наружного обтекателя, существенно снизилось.   Отсюда  уменьшение  массы и улучшения аэродинамики. Як-3 превзошёл по характеристикам свой прототип, сохранив, при этом, основные достоинства Як-1.
           
 



                 Яковлев применил деревянные элементы, добившись, при этом, отличных результатов и сэкономив тысячи тонн алюминия.Конструкция самолёта Як-3 является наиболее рациональной для самолёта,  имеющего  в своей конструкции древесину.  Поэтому, коэффициент весового совершенства у Як-3 равен 1.2680, у Мессершмитта Bf.109 - 1,3747; у поздних модификаций «Мустанга» и «Спитфаера» примерно 1.42.          
        Фронту требовался скороподъемный и скоростной перехватчик для малых высот. Его не стоит категорично сравнивать с дальними высотными истребителями Мустанг Р-51D или FW190-D9. На высоте до 3 километров Як-3 мог царить. Зафиксированы случаи, когда немецкие летчики теряли скорость и срывались в штопор, пытаясь следовать за «Яком» в крутом вираже. На высоте больше шести километров против «Мустанга» и FW190-D9 Як-3 имел мало шансов, но на "восточном фронте" основные бои происходили на высоте 2-4 километров, для которой «Як» и был предназначен. Як-3, обладая лучшей горизонтальной маневренностью, чем Bf-109G, давал лётчикам преимущество : огонь стрелков не давал атакующему истребителю выходить из атаки вверх, а только в сторону, поэтому истребитель непосредственного сопровождения, тем лучше, чем лучше маневрирует по горизонтали.



           Из недостатков самолета летчики отмечали малый запас топлива и небольшую  продолжительность  боевого вылета. Поэтому Як-3 часто использовались по вызову наземных постов. Другой недостаток – низкая живучесть, обусловленная жесточайшей экономией массы. У Як-3 первых серий было слабое крепление верхней обшивки крыла.Были случаи ее отрыва на выходе самолета из пикирования с максимальной скоростью. Лётчики, зная опасную особенность машины, старались не выходить на недопустимые режимы. «Качество сборки постоянно улучшалось. По крайней мере, под конец войны, сборка по качеству уже была вполне приличной. А после войны вообще хорошей – Як-3 приходили в части «как конфетки» - рассказывал в интервью ветеран 107-го ГИАП Иван Иванович Кожемяко.            
          В январе 1945 года авторитетный немецкий лётчик-испытатель и эксперт Ганс Вернер Лерхе, так отозвался о новом советском истребителе: " Як-3 произвел на меня очень хорошее впечатление, в частности, поверхность фанерного крыла была отличного качества. Его силовая нагрузка была всего лишь около 2 кг/л.с. Можно вообразить себе, что это означало хотя бы с точки зрения набора скорости! Нагрузка на крыло из-за небольшого веса была относительно низкой. Можно ожидать отличной скороподъемности и боевых качеств на низкой высоте в сравнении с нашими истребителями Ме-109 и ФВ-190 " Такая оценка классного  лётчика, а тем более неприятеля, свидетельствует о многом.


        Неоценимым достоинством ЯК-3 была и простота его пилотирования. Генерал-майор авиации Герой Советского Союза, командир 303-й авиационной дивизии Георгий Нефедович Захаров писал: «До получения частями 303-й дивизии самолета Як-3 я летал на всех истребителях. С поступлением Як-3 выполнил на нем ряд полетов и сделал следующий вывод: подобному истребителю нет конкурентов. В эксплуатации Як-3 прост и доступен техсоставу, устойчив при взлете и при посадке, в пилотаже доступен любому летчику, что совершенно исключено для самолета Ла-5ФН».      Летчикам 18-го гвардейского полка и отдельного истребительного полка «Нормандия», которые летали на Як-3, самолёт был освоен после 3-5 часов полета.  

   
            А факт того, что на Як-3 был сбит реактивный истребитель Messerschmitt Ме-262 также красноречиво говорит о боевых качествах машины. В апреле 1945 года, четверка Як-3 возвращалась с задания в районе Бреслау. Майор Околелов, заметил на расстоянии пяти-шести километров самолёт неизвестного типа.  Это был реактивный Ме-262. Опытный лётчик почти в упор дал длинную очередь из всех трёх стволов Яка…     Убедившись, что "мессер" действительно упал, майор благополучно приземлился на аэродром и  доложил о случившемся. Дежурный просто не поверил. Спустя много лет Яков Околелов получил подтверждение своей давней военной победы в книге английского историка и исследователя авиации Роберта Джексона.
          Як-3 - один из самых красивых самолётов того времени - для меня неоспоримый факт. Результаты боевого применения «Яка» позволяют сделать вывод о том, что истребитель справился со своей задачей: качественно усилил советские ВВС. Но будущее было за реактивной авиацией. Як-3, «Мустанг» и Та-152 - это предел развития поршневых одномоторных истребителей.                Отличные летные данные, вражеские самолеты, поверженные в боях на этом истребителе, высокий эмоциональный подъем, характерный для заключительного периода войны способствовали тому, что в сознании многих пилотов Як-3 стал символом Победы.      
         Вот недавно летчики — участники войны напомнили о малоизвестном событии 1945 года. Пилоты полка истребителей, воевавшие под Ленинградом, Сталинградом, Курском и Берлином, узнали 30 апреля, что над рейхстагом водружено Знамя Победы. И тогда в воздух поднялись шесть машин Як-3, прошли над поверженным символом Германии и с высоты в 100 метров сбросили на здание красное полотнище. Все шесть пилотов были Героями Советского Союза. Э то стало победной точкой нашей истребительной авиации в Великой Отечественной войне.          По-разному приходят к славе самолеты. Для одних это десятилетия скромной и незаметной службы. Для других — выполнение уникальной задачи. Третьи приобрели известность благодаря необычному внешнему виду.  У истребителей особый путь, когда каждый новый самолет доказывает право на жизнь в боевых условиях. И лишь для немногих эта проверка оборачивается триумфом.  
Именно таким самолетом и оказался легкий фронтовой истребитель ЯК-3.

Литература

  1. Бакурский, В. Сравнение истребителей второй мировой войны [Текст] /В. Бакурский //Крылья Родины. – 1991.- №5. 
  2. Истребители [Электронный ресурс]: авиационная энциклопедия «Уголок неба».- Режим доступа: http://u.to/rTKp. - Загл. с экрана.
  3. Сравнение истребителей 2 мировой [Электронный ресурс] / сайт Российской военной техники. - Режим доступа: http://www.rusarmy.com/forum/topic3617.html. - Загл. с экрана. 
  4. Шавров, В.Б.История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. [Текст] / В.Б. Шавров. – 3-изд., испр. – М.: Машиностроение, 1994. 
  5. Шахурин, А.И. Крылья победы [Текст] / А.И. Шахурин.-3-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1990. 
  6. Як-3[Электронный ресурс]:фото.- Режим доступа: http://u.to/rDKp.
  7. Як-3 Феропонта Головатого [Электронный ресурс]: реликвии / Центральный музей ВВС РФ. - Режим доступа: http://www.monino.ru/index.sema?a=articles&pid=16&id=104. - Загл. с экрана.
  8.  Якименко, А.Д. Прикрой, атакую .В атаке "МЕЧ" [Электронный ресурс]: солдатские дневники / А.Д. Якименко. - Библиотека истории. - Страница 15. - Режим доступа: http://u.to/rjKp. - Загл. с экрана. 
  9. Яковлев, А. С. Рассказы конструктора [Текст] / А.С. Яковлев . — М.: Воениздат МВС СССР, 1950.
  10. Walkaround Як-3, Ле-Бурже (Yak-3 Le Bourget) [Электронный ресурс]: Новости. - Режим доступа: http://scalemodels.ru/modules/news/article_storyid_1158.html. - Загл. с экрана. 



Категория: Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год) | Добавил: Alex652 (11.03.2011) | Автор: Перемота Алексей
Просмотров: 2686 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ЗАВЕРШЁН!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАВЕРШЕН!

Календарь
Google+
Их многие читают
Чиков Андрей Вячеславович (698)
Пушинская Кристина Валерьевна (660)
Ермолаев Константин Алексеевич (445)
Каиргалиулы Алиби (378)
Дебердеев Даниил Денисович (359)
Туев Павел Анатольевич (290)
Кильметова Аделина Динаровна (290)
Зубков Иван (218)
Зайдулин Азат Рафаэлевич (209)
Шаклеин Михаил Александрович (196)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2018