Суббота, 23.11.2024, 05:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать вторая олимпиада посвящена 200-летию со дня рождения А.Ф.Можайского
Форма входа
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Свободные публикации » Свободные статьи

Экранопланы
Экранный эффект
Человек создал немало машин. Давно перестал казаться чудом самолёт, освоивший стихию воздуха. Значительно раньше корабли покорили стихию воды. А неугомонный человек всё создаёт и создаёт новые машины. И вот появляется аппарат, взлетающий с воды, чуть поднимающийся, но не уходящий от поверхности. Что это? Умеющий плавать самолёт? Или умеющий летать корабль? Что это за чудо технической мысли существующее на грани двух стихий?


Речь пойдёт об экранопланах. Это высокоскоростное транспортное средство, аппарат, летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой высоте от поверхности воды, земли, снега или льда.

Слово экраноплан произошло от французского ECRAN - щит, экран и PLAN - плоская поверхность. Официальная советская классификация - «Судно на динамической воздушной подушке».


Транспортно – десантный экраноплан Орлёнок был заказан ВМФ в 1968 году. За полтора года был разработан технический проект и рабочие чертежи, а в ноябре 1970 г. на опытном заводе «Волга» при ЦКБ по СПК было начато его строительство. Главным конструктором экраноплана был Ростислав Евгеньевич Алексеев

Осенью 1972 году начались ходовые (летные) испытания в районе Горького (сейчас Нижний Новгород). Испытания прошли успешно. Зимой экраноплан дорабатывали на заводе, а весной 1973 г. он был доставлен на Каспийское море для проведения морских испытаний.

Орлята сначала проходили опытную эксплуатацию, в процессе которой отрабатывались тактические приёмы их использования и подготавливались экипажи.


Наряду с транспортно – десантным экранопланом, КБ Ростислава Алексеева поручили создание и ракетного экраноплана. Проект 903 разрабатывался в середине 70-х годов на основе опыта создания экспериментального экраноплана КМ. Аппарат получил название Лунь. Главным конструктором был Владимир Кириллов.

Силовая установка экраноплана Лунь состоит из восьми турбореактивных двухконтурных двигателей НК-87 с тягой по 13000 кг каждый. Они расположены на переднем пилоне, сразу за кабиной. Она позволяет развивать огромную, по сравнению с кораблями ВМФ, скорость, равную 500 км/час.

Вооружение - шесть пусковых контейнеров с противокорабельными самонаводящимися ракетами ЗМ-80 «Москит» (по классификации НАТО – SS-N-22 Sunburn (рус. «Солнечный ожог»)) разработки ОКБ А. Я. Березняка. ПКР Москит, принятый на вооружение в 1984 году, до сих пор остаётся опасным оружием. Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем, летящая над гребнями волн со скоростью 2800 км/ч, наносит кораблю раны,
несовместимые с жизнью. По мощи залпа, Лунь сопоставим с ракетным крейсером, а по скорости превосходит в 10 раз! Кроме того, малозаметен, манёвренен. Экранопланы, используя свою высокую скорость, могли бы наносить удары по кораблям противника и легко уходить от преследования.

Экраноплан имеет очень высокую мореходность, позволяющую совершать вылеты при 5 - 6 баллах.

Ракетоносец был спущен на воду в 1987 году, в 1991 году успешно прошёл государственные испытания и был передан флоту в опытную эксплуатацию. Но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса и работы по этой теме были свёрнуты.

И все же проект Лунь не заглох. Еще в 1992 году Минобороны решило создать на базе ракетоносца экраноплан для поиска и спасения жертв морских аварий. Проекту дали название Спасатель. После консервации проекта в середине 90-х из-за отсутствия средств, работы были продолжены. Предполагается, что спасательный экраноплан сможет работать при сильном ветре и садиться при пятиметровой волне, а устройство его таково, что он будет прикрывать своим корпусом пострадавших и принимать их с воды через хвостовую часть, за которой образуется затишье. В самом экраноплане, способном взлететь с 500 пассажирами, разместится госпиталь с операционной, реанимацией и ожоговым центром.


Категория: Свободные статьи | Добавил: Bamaboy (28.03.2011) | Автор: Нурсултан Данияр Ербулатович E W
Просмотров: 2493 | Комментарии: 1 | Теги: Экраноплан | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Bamaboy  
http://www.airforce.ru/aircraft/miscellaneous/ekranoplans/

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
События
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-й ОЛИМИПИАДЕ
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024